Обзор 27-дюймового игрового VA-монитора Cooler Master GM27-CFX с изогнутым экраном разрешения Full HD

Паспортные характеристики, комплект поставки и цена

Тип матрицы VA-панель со светодиодной (WLED с квантовыми точками) краевой (одна линейка) подсветкой
Диагональ 27 дюймов
Отношение сторон 16:9
Разрешение 1920×1080 пикселей (Full HD)
Шаг пикселей 0,3114 мм
Яркость 400 кд/м²
Контрастность 3000:1 статическая
Углы обзора 178° (гор.) и 178° (верт.)
Время отклика 0,5 мс (MPRT, Motion Clearness вкл.)
Количество отображаемых цветов 16,7 млн (8 бит на цвет)
Интерфейсы
  • видео/аудиовход DisplayPort 1.2
  • видео/аудиовход HDMI 2.0, 2 шт.
  • выход на наушники, гнездо 3,5 мм миниджек
Совместимые видеосигналы DisplayPort/HDMI — до 1920×1080/240 Гц (DisplayPort — отчет edid-decode, HDMI — отчет edid-decode)
Акустическая система встроенные громкоговорители, 2×2 Вт
Особенности
  • поддержка HDR (HDR-10) — отвечает требованиям DisplayHDR 400
  • цветовой охват 98% DCI-P3
  • изогнутая поверхность экрана с радиусом кривизны 1500 мм
  • условно безрамочный экран
  • отсутствие мерцания подсветки (нет ШИМ)
  • антибликовая поверхность матрицы
  • поддержка технологий AMD FreeSync и Nvidia G-Sync Compatible
  • регулируемый разгон матрицы
  • игровые функции: игровые режимы, увеличение яркости в тенях, экранный прицел, счетчик кадровой частоты
  • повышение четкости в движении (вставка черного кадра)
  • режим с низкой интенсивностью синей компоненты
  • подставка: поворот вправо-влево ±15°, наклон 5° вперед и 20° назад, подъем 130 мм
  • 5-позиционный джойстик на контрольной панели
  • разъем для кенсингтонского замка
  • 100×100 мм площадка VESA для настенного монтажа
  • гарантия 2 года
Размеры (Ш×В×Г)
  • 611×(430—560)×274 мм с подставкой
  • 611×363×84 мм без подставки
Масса
  • 5,02 кг с подставкой
  • 3,38 кг без подставки
Потребляемая мощность типично 18 Вт (200 кд/м²), не более 0,5 Вт в режиме ожидания, не более 0,3 Вт в выключенном состоянии
Напряжение питания (внешнего БП) 100—240 В, 50/60 Гц
Комплект поставки (необходимо уточнять перед покупкой)
  • монитор
  • комплект подставки
  • кабельный фиксатор
  • блок питания (100—240 В, 50/60 Гц на 12,0 В/4,0 А; кабель 1,5 м)
  • кабель питания (IEC 60320-1 C13 на евровилку CEE 7/7; 1,5 м)
  • кабель питания (IEC 60320-1 C13 на вилку британского образца; 1,5 м)
  • кабель HDMI (1,5 м)
  • кабель DisplayPort (1,5 м)
  • краткое руководство пользователя
  • описание гарантии
Ссылка на сайт производителя Cooler Master GM27-CFX
Средняя цена 22 тысячи рублей в DNS на момент публикации обзора
Розничные предложения

Внешний вид

Дизайн строгий, игровую направленность в явном виде ничего не выдает. Панели блока экрана и кожухи узла крепления блока экрана изготовлены из черного пластика в основном с матовой поверхностью. Внешняя поверхность матрицы черная, полуматовая (зеркальность хорошо выражена), внешний слой матрицы жесткий. Плоскость экрана изогнута по цилиндру так, что правый и левый край немного выдвинуты вперед. Заявленный радиус изгиба равен 1,5 м. Равномерность кривизны экрана у данной модели хорошая, правда в вертикальной полосе шириной порядка 10 см у правого и левого края экран практически плоский, но это характерно для всех изогнутых ЖК-экранов. Спереди экран выглядит как монолитная поверхность, ограниченная снизу неширокой планкой, а по периметру — узкой окантовкой. Выведя изображение на экран, можно увидеть, что на самом деле между внешними границами экрана и собственно областью отображения есть неширокие поля.

По центру нижней планки есть логотип производителя, а на нижнем торце ближе к правому краю находится светорассеиватель умеренно яркого индикатора состояния. При типичной посадке пользователь этот индикатор не видит.

На задней панели близко к краю под правую руку находится удобный 5-позиционный джойстик (отклонение по четырем направлениям и нажатие). До джойстика можно добраться как справа, так и снизу. Второй вариант позволит использовать установленные впритык друг к другу мониторы.

На задней панели есть две декоративные вставки, выполненные из пластика с матовым темно-серо-серебристым покрытием. Все интерфейсные разъемы и разъем питания расположены в незамкнутой нише на задней панели и ориентированы вниз. Подключаться к этим разъемам неудобно. Кроме того, на задней панели можно обнаружить разъем для кенсингтонского замка.

Отходящие кабели можно прижать фиксатором к стойке подставки: так сзади монитор выглядит аккуратнее.

На нижнем торце и в верхней части на задней панели есть вентиляционные решетки. За решетками на нижнем торце размещены два бокса с крохотными громкоговорителями.

Дизайн подставки примечателен тем, что контур основания повторяет контур логотипа производителя. Выполненные из алюминиевого сплава основание, стойка и часть крепежного узла блока экрана анодированы и покрашены в темно-серый серебристый цвет. Цилиндрическая стойка — это цельнометаллическая профилированная труба. Стойка имеет фиксированную высоту, но подпираемый пружиной механизм обеспечивает вертикальное перемещение узла, на который крепится блок экрана. На этом узле закреплены ролики, которые перемещаются по направляющим внутри стойки. В итоге экран легким движением руки можно установить на нужную высоту. Шарнир в крепежном узле позволяет немного наклонять блок экрана вперед от вертикального положения и больше — назад.

Шарнир в сочленении стойки с основанием подставки позволяет поворачивать экран вправо и влево на небольшой угол.

На основание подставки наклеены резиновые ножки.

Основание подставки позволяет опереть на него дальний край клавиатуры, а в ограниченном основанием пространстве можно складывать всякую офисную мелочевку. Отметим, что все несущие элементы подставки металлические (сталь или алюминиевый сплав). Конструкция подставки довольно жесткая. Монитор стоит на подставке очень устойчиво. При необходимости подставку можно отсоединить (или изначально не подсоединять) и закрепить блок экрана на VESA-совместимом кронштейне (площадка 100 на 100 мм).

Монитор нам достался упакованным в не очень большую скромно оформленную коробку из гофрированного картона. Внутри коробки для распределения и защиты содержимого используются пенопластовые вставки. Переносить упакованный в коробку монитор можно одному, ухватившись за пластиковую ручку сверху, а можно и вдвоем, для чего есть прорезные ручки по бокам.

Коммутация

Представление об оснащенности интерфейсами дает таблица с характеристиками в начале статьи. Входы выбираются в меню (в быстром или в основном), кроме того, в случае отсутствия сигнала на текущем входе срабатывает автоматический выбор активного входа, который нельзя отключить. Перечисленные входы способны принимать цифровые аудиосигналы (только PCM стерео), которые выводятся после преобразования в аналоговый вид через гнездо миниджек 3,5 мм. К этому гнезду можно подключить внешнюю активную акустическую систему или наушники. Громкость средствами монитора регулируется. Мощности выхода на наушники хватило, чтобы в 32-омных наушниках с чувствительностью 92 дБ громкость была достаточной, но совсем без запаса. Качество звука в наушниках среднее — низких частот нет совсем, звук резковат, но хоть в паузах шума не слышно.

Встроенные громкоговорители звучат согласно их размерам и акустическому окружению — настолько громко, чтобы сидящий перед монитором пользователь расслышал системные сигналы, без низких частот вообще, с выраженным «пластиковым» призвуком из-за резонансов корпуса, с очень большими искажениями громких звуков, но хоть стереофонический эффект присутствует. Сравним АЧХ этого монитора с АЧХ двух телевизоров высшего класса (воспроизводился розовый шум, уровни звукового давления в 1/3 октавах записывал шумомер Октава-111):

Видно, что у данного монитора низких частот нет совсем, а в диапазоне от средних до высоких частот есть резонансные пики и провалы. Громкость невысокая — 63,3 дБА.

В комплект поставки входят два интерфейсных кабеля — HDMI и DisplayPort, которые недлинные, но с виду качественные.

Блок питания внешний. В этом есть как свои плюсы (легкая замена в случае выхода из строя), так и минусы (он может мешаться).

Меню, управление, локализация, дополнительные функции и ПО из комплекта

Индикатор питания неярко светится синим при работе (можно отключить в меню), оранжевым в режиме ожидания, и не горит, если монитор условно выключен. Когда на экране нет меню, то при долгом нажатии на джойстик монитор выключается (для включения достаточно короткого нажатия), а при отклонении джойстика на экране появляется стартовое меню настроек:

Из которого при отклонении джойстика пользователь сразу переходит к настройке ряда важных и не очень параметров:

Просто нажатие на джойстик выводит на экран основное меню с настройками. Меню достаточно крупное, надписи читаемые (белое поле — вся область отображения):

При навигации по меню справа выводятся подсказки по текущим функциям джойстика. Навигация удобная, так как все делается только джойстиком, не нужно переносить палец на кнопки, к тому же списки зациклены. При настройке изображения меню остается на экране — это несколько мешает оценке вносимых изменений. Можно включить легкую прозрачность фона меню и выбрать задержку автоматического выхода из меню. Присутствует русская версия экранного меню.

Кириллический шрифт ровный и читаемый. Качество перевода на русский язык приемлемое, но есть и непереведенные места. В комплекте поставки есть краткое руководство пользователя на английском языке, более подробное руководство в виде PDF-файла (в том числе и на русском языке) можно загрузить с сайта компании.

Из дополнительных возможностей присутствуют три «геймерские» функции: вывод на экране счетчика частоты кадров и перекрестия прицела выбранного типа. Положение на экране этих элементов можно менять.

Изображение

Настроек, влияющих на яркостный и цветовой баланс, не очень много, что для игрового монитора ожидаемо.

Можно выбрать один из семи предустановленных обычных профилей (в пяти доступность настроек ограничена) и один из шести предустановленных игровых профилей (в двух из них доступность настроек также ограничена).

Режимов геометрической трансформации два: изображение трансформируется до соотношения 16:9, то есть выводится на весь экран; или изображение увеличивается до ближайших границ экрана с сохранением исходных пропорций. Есть функция Заполнение экрана — небольшое увеличение картинки так, что по периметру она чуть-чуть обрезается.

В случае DisplayPort и профессиональной видеокарты поддерживается работа в режиме 10 бит на цвет, но вывод на экран монитора происходит все равно в режиме 8 бит на цвет. Данный тест мы проводим с помощью видеокарты Nvidia Quadro K600 и программы NEC Display Solutions 10 bit Color Depth Demo. Этот тест показывает, можно ли в программах, таких как Adobe Photoshop и Adobe Premier Pro, использующих OpenGL, получить в случае профессиональных видеокарт типа Nvidia Quadro, AMD FirePro или AMD Radeon Pro вывод на монитор с 10-битным представлением цвета.

При подключении к компьютеру по DisplayPort и по HDMI поддерживается разрешение до 1920×1080 при 240 Гц кадровой частоты в режиме 8 бит на цвет на вход и без потери цветовой четкости. При снижении частоты до 120 Гц кадровой частоты можно получить ввод сигнала 10 бит на цвет в случае DisplayPort и 12 бит на цвет в случае HDMI.

В данном мониторе реализована поддержка технологии FreeSync по входам DisplayPort и HDMI. Диапазон поддерживаемых частот, который указывается на панели настроек видеокарты, равен 48—240 Гц для режимов с кадровой частотой 240 Гц. Для визуальной оценки мы использовали описанную в указанной статье тестовую утилиту. Включение FreeSync позволило получить изображение с плавным движением в кадре и без разрывов. С видеокартами Nvidia этот монитор поддерживает G-Sync в режиме G-Sync Compatible, но только по входу DisplayPort. В утилите G-Sync Pendulum Demo режим G-Sync включается, плавность без разрывов присутствует, но стабильность вывода не очень высокая.

Судя по описанию, данный монитор соответствует требованиям DisplayHDR 400 (однако на момент публикации статьи его не было в списке сертифицированных). Одним из критериев соответствия является долговременная яркость не ниже 320 кд/м² на белом фоне во весь экран и 400 кд/м² при выводе белого прямоугольника площадью 10% на черном фоне или кратковременное повышение яркости до этого же значения при выводе белого поля во весь экран после 10 секунд вывода черного поля во весь экран. Чтобы исключить влияние нашего выбора тестовых приложений и изображений, а также сочетания настроек монитора, мы решили воспользоваться официальной программой DisplayHDR test tool, которой предлагает пользоваться организация VESA для проверки соответствия устройств отображения критериям сертификатов. При использовании этой программы вариация условий практически исключается, так как достаточно следовать инструкциям-подсказкам. В частности, настройки монитора должны быть сброшены на значения по умолчанию, что мы и сделали. Результат отличный: специальный тестовый градиент показал наличие 10-битного вывода с хорошим качеством (но сам монитор справляется с этим чуть-чуть хуже, чем видеокарта при 8-битном выводе с динамическим смешением оттенков). Даже на белом поле во весь экран установившаяся яркость достигает 416 кд/м². Таким образом, по максимальной яркости и по количеству градаций оттенков (а также по цветовому охвату) данный монитор соответствует критериям DisplayHDR 400.

При подключении к плееру Ultra HD Blu-ray Sony UBP-X700 изображение почему-то отсутствовало независимо от режима вывода. Можно предположить, что у данного монитора могут быть проблемы совместимости с бытовыми плеерами.

Тестирование ЖК-матрицы

Микрофотографии матрицы

Четкое изображение структуры пикселей из-за матовой поверхности получить не удается, впрочем, при желании на фрагменте ниже можно разглядеть типичную для VA структуру в виде параллельных полосок. Субпиксели трех цветов (красного, зеленого и синего) поделены на две различающиеся по площади и независимо управляемые области, каждая из которых разделена на четыре участка с доменами в различающейся ориентации. Такое сложное устройство в принципе способно обеспечить широкий динамический диапазон по количеству оттенков, так как с ростом яркости области включаются последовательно, и хорошие углы обзора, чему способствует вариация ориентации ЖК в доменах (черные точки — это пыль на матрице фотоаппарата):

Белый
Светло-серый
Темно-серый
Темно-темно-серый

Фокусировка на поверхности экрана выявила хаотично расположенные микродефекты поверхности, отвечающие за матовые свойства:

Зерно этих дефектов в несколько раз меньше размеров субпикселей, поэтому фокусировка на микродефектах и «перескок» фокуса по субпикселям при изменении угла зрения выражены слабо, из-за этого нет и «кристаллического» эффекта.

Оценка качества цветопередачи

Реальная гамма-кривая зависит от выбранного профиля в списке Гамма (значения показателей аппроксимирующей функции приведены в скобках в подписях, там же — коэффициент детерминации):

Реальная гамма-кривая ближе всего к стандартной при выборе варианта Гамма 2.2, поэтому далее мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) при этом значении. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами:

Рост прироста яркости на большей части шкалы серого более-менее равномерный, и почти каждый следующий оттенок ярче предыдущего, только в тенях ближайший к черному оттенок серого аппаратно и визуально не отличается по яркости от черного:

Аппроксимация полученной гамма-кривой дала показатель 2,21, что очень близко к стандартному значению 2,2, при этом реальная гамма-кривая немного отклоняется от аппроксимирующей степенной функции:

Дополнительной настройкой Стабилизация Черного (значения от 0 до 100, с шагом 10, по умолчанию 50) можно скорректировать гамма-кривую, улучшая (>50) или ухудшая (<50) различимость деталей в тенях. Первое может быть полезно в играх с темными сценами. Ниже приведены гамма-кривые при трех значениях Стабилизация Черного (СЧ):

И фрагмент в тенях:

При этом уровни черного и белого не меняются, то есть не меняется яркость и контрастность, что очень хорошо.

Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр i1Pro 2 и комплект программ Argyll CMS (1.5.0).

Исходный цветовой охват гораздо шире sRGB и близок к DCI-P3 (согласно нашим тестам: 94% покрытие и 105% объема от DCI-P3):

При выборе профиля DCI-P3 для настройки Цв.прост охват чуть корректируется и становится ближе к DCI-P3:

При выборе профиля sRGB охват сжимается к границам sRGB:

В случае других вариантов настройки Цв.прост охват остается исходным.

Ниже приведен спектр для белого поля (белая линия), наложенный на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов), когда в явном виде нет корректировки цветового охвата

По тому, насколько пики узкие, можно предположить, что в светодиодах подсветки применяется синий, зеленый и красный излучатель. Однако в описании монитора упоминается «технология квантовых точек», поэтому, возможно, применяется синий излучатель и зеленый и красный люминофоры на основе квантовых точек.

В случае с корректировкой цветового охвата до sRGB компоненты уже в значительной степени подмешиваются друг к другу.

К сожалению, после выбора профиля sRGB (и всех других, отличных от варианта Авто), часть настроек, в частности настройки цветового баланса, становятся не доступными. Это типичная ошибка многих производителей мониторов. Отметим, что на экранах с широким цветовым охватом без соответствующей коррекции цвета обычных изображений, оптимизированных для устройств sRGB, выглядят неестественно насыщенными. Впрочем, как правило, в развитых OS, в Windows в частности, и/или в более-менее продвинутом ПО для работы с изображениями нужная коррекция цвета достигается при использовании системы управления цветом. Например можно использовать цветовой профиль, созданный нами во время тестирования с помощью ПО DisplayCAL. Однако в большинстве случаев достаточно будет выбрать профиль sRGB в мониторе.

Цветовой баланс просто при выборе профиля без коррекции для настройки Цветовая температура, который обеспечивает максимальную яркость и контрастность с сохранением приемлемого качества изображения, хороший, так как цветовая температура достаточно близка к стандартным 6500 К, и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) ниже 10. При этом оба параметра мало изменяются на различных участках шкалы серого, что улучшает визуальное восприятие цветового баланса. После выбора профиля sRGB цветовая температура еще больше приближается к 6500 К, но ΔE немного возрастает, однако цветовой баланс все равно остается достаточно хорошим для любых работ, не требующих особо точной цветопередачи. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и ΔE для профилей без коррекции и sRGB.

(Самый близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая.)

Измерение равномерности черного и белого полей, яркости и энергопотребления

Измерения яркости проводились в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены, настройки монитора установлены в значения, обеспечивающие максимальную яркость и контрастность при сохранении приемлемого качества изображения). Контрастность вычислялась, как отношение яркости полей в измеряемых точках.

Параметр Среднее Отклонение от среднего
мин., % макс., %
Яркость черного поля 0,11 кд/м² −16 55
Яркость белого поля 385 кд/м² −9,1 8,3
Контрастность 3700:1 −39 10

Если отступить от краев, то равномерность белого хорошая, а черного и, как следствие, контрастности — гораздо хуже. Контрастность для данного типа матриц по современным меркам типичная и существенно выше, чем обычно бывает у IPS-матриц. Визуально видно, что черное поле местами засвечено. Фотография ниже это демонстрирует:

Характер засвеченных участков позволяет предположить, что появились они в основном из-за деформации матрицы в результате ее изгиба. Заметим, что высокая контрастность снижает видимость неравномерности черного поля: ее видно только в темноте при выводе черного на весь экран и после того, как глаза немного адаптируются к темноте. Также неравномерность сильнее видна при взгляде под большим углом к экрану.

При включении режима с динамическим управлением яркости установившаяся контрастность формально возрастает, но не до бесконечности, так как даже на черном поле во весь экран подсветка совсем не выключается. График ниже показывает, как увеличивается яркость (вертикальная ось) при переключении с черного поля (после пяти секунд вывода) на белое при выключенной и включенной динамической подстройке яркости:

Видно, что в динамическом режиме яркость подсветки медленно и с двумя линейными участками повышается до максимального значения. Практической пользы от этой функции немного.

Яркость белого поля в центре экрана и потребляемая от сети мощность (остальные настройки установлены на значения, обеспечивающие максимальную яркость изображения при сохранении приемлемого качества изображения, установившееся значение после долговременной работы, режим 240 Гц):

Значение настройки Яркость Яркость, кд/м² Потребление электроэнергии, Вт
100 404 26,9
50 265 20,8
0 24 11,4

В режиме ожидания монитор потребляет порядка 0,20 Вт, а в условно выключенном состоянии — 0,15 Вт.

Яркость монитора меняется именно яркостью подсветки, то есть без ущерба для качества изображения (сохраняется контрастность и количество различимых градаций) яркость монитора можно менять в широких пределах, что позволяет с комфортом играть, работать и смотреть фильмы как в ярко освещенном, так и в темном помещении.

На любом уровне яркости модуляция подсветки отсутствует, что исключает видимое мерцание экрана. Для тех, кто привык распознавать знакомое сокращение, уточним: ШИМ отсутствует. В доказательство приведем графики зависимости яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) при различных значениях настройки яркости:

Есть режим со вставкой черного кадра с названием Motion Clearness. Зависимости яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) когда эта функция выключена (Яркость = 100%) и для трех значений параметра Motion Clearness:

Четкость в движении действительно повышается (и производитель может указывать невероятные 0,5 мс с оговоркой, что это характеристика MPRT), но на динамичной картинке появляются артефакты, о чем будет рассказано ниже, а из-за мерцания с частотой максимум в 240 Гц данный режим рекомендуется использовать с осторожностью, так как мерцание может приводить к повышенной утомляемости глаз. К тому же при включении этого режима сильно снижается яркость (188, 97,5 и 47 кд/м² для трех ступеней, соответственно), что также снижает его ценность.

Нагрев монитора можно оценить по снимкам с ИК-камеры, полученным после долговременной работы монитора на максимальной яркости в помещении с температурой примерно 24 °C.

Нагрев спереди
Нагрев сзади

По распределению областей нагрева, можно предположить, что внизу находится светодиодная линейка подсветки экрана. Нагрев сзади умеренный.

Блок питания

Корпус БП нагрелся до 44 °C, что немного.

Определение времени отклика и задержки вывода

Время отклика зависит от значения настройки OverDrive, которая управляет разгоном матрицы. Ступеней регулировки четыре плюс вариант Dynamic с автоматическим выбором разгона в зависимости от частоты кадров. График ниже показывает, как меняется время включения и выключения при переходе черный-белый-черный (столбики «вкл.» и «выкл.»), а также среднее суммарное время для переходов между полутонами (столбики GTG) в случае режима с частотой обновления 240 Гц:

По мере увеличения разгона на графиках некоторых переходов появляются характерные всплески яркости. Ниже приведены графики полутонового перехода между оттенками 70% и 90% и обратно при различных значениях настройки OverDrive (по вертикали — яркость, по горизонтали — время, для наглядности графики выстроены последовательно):

Визуально в случае максимального разгона появляются видимые артефакты. С нашей точки зрения, на предпоследней ступени разгона скорости матрицы достаточно даже для самых динамичных игр.

Приведем зависимости яркости при чередовании белого и черного кадра при 240 Гц и 165 Гц кадровой частоты:

Видно, что при 240 Гц максимальная яркость белого кадра ниже уровня 90% от белого, а минимальная яркость черного кадра лишь немного ниже 10% от белого. Амплитуда изменения яркости ниже 80% от уровня белого. То есть согласно этому формальному критерию скорости матрицы недостаточно для вывода изображения с кадровой частотой 240 Гц. В случае 165 Гц уже достаточно, так как амплитуда изменения яркости выше 80%.

Для наглядного представления о том, что на практике означает такая скорость матрицы, какие могут быть артефакты от разгона и повышает ли четкость в движении, описанная выше настройка Motion Clearness, приведем серию снимков, полученных с помощью движущейся камеры. Такие снимки показывают, что видит человек, если он следит глазами за двигающимся на экране объектом. Описание теста приведено тут, страница с самим тестом тут. Использовались рекомендованные установки (скорость движения 960 пиксель/с для частот обновления 60, 120 и 240 Гц), выдержка 1/15 с, на фотографиях указаны значения частоты обновления, а также ступень разгона (ODx) и ступень режима Motion Clearness (MCx).

Видно, что при прочих равных условиях четкость изображения повышается по мере роста частоты обновления и степени разгона, но на максимальном разгоне артефакты уже очень заметные. Включение Motion Clearness увеличивает четкость вплоть до одного пикселя по горизонтали, но объекты в движении имеют остаточные копии, что снижает положительный эффект.

Попробуем представить, что было бы в случае матрицы с мгновенным переключением пикселей. Для нее при 60 Гц объект со скоростью движения 960 пиксель/с размывается на 16 пикселей, при 120 Гц — на 8, при 240 Гц — на 4 пикселя. Размывается, так как фокус зрения движется с указанной скоростью, а объект неподвижно выводится на 1/60, 1/120 или 1/240 секунды. Для иллюстрации этого сымитируем размытие на соответствующее количество пикселей:

Видно, что четкость изображения даже после разгона ниже, чем в случае идеальной матрицы. Особенно это заметно, когда объект движется на темном фоне.

Мы определяли полную задержку вывода от переключения страниц видеобуфера до начала вывода изображения на экран (напомним, что она зависит от особенностей работы ОС Windows и видеокарты, а не только от монитора). Задержка вывода изображения при 240 Гц равна всего 6 мс. Это очень небольшая задержка, она абсолютно не ощущается при работе за ПК, да и в играх не приведет с снижению результативности.

Измерение углов обзора

Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в вертикальном, горизонтальном и диагональном (из угла в угол для формата 16:9) направлениях.

Уменьшение яркости на 50% от максимального значения:

Направление Угол
Вертикальное −29°/29°
Горизонтальное −35°/35°
Диагональное −32°/33°

По скорости падения яркости углы обзора не очень широкие. Отметим примерно одинаковый характер уменьшения яркости при отклонении от перпендикуляра к экрану во всех трех направлениях, при этом графики не пересекаются в значимом диапазоне измеряемых углов. При отклонении в диагональном направлении яркость черного поля достигает большего значения, чем в двух других случаях. Однако относительный максимум яркости черного поля все равно меньше, чем в случае типичного монитора на матрице IPS. Контрастность в диапазоне углов ±82° приближается к отметке 10:1 только при отклонении по диагонали, но все равно остается существенно выше этого значения.

Для количественной характеристики изменения цветопередачи мы провели колориметрические измерения для белого, серого (127, 127, 127), красного, зеленого и синего, а также светло-красного, светло-зеленого и светло-синего полей во весь экран с использованием установки, подобной той, что применялась в предыдущем тесте. Измерения проводились в диапазоне углов от 0° (датчик направлен перпендикулярно к экрану) до 80° с шагом в 5°. Полученные значения интенсивностей были пересчитаны в ΔE относительно замера каждого поля при перпендикулярном положении датчика относительно экрана. Результаты представлены ниже:

В качестве реперной точки можно выбрать отклонение в 45°, что может быть актуальным в случае, например, если изображение на экране рассматривают два человека одновременно. Критерием сохранения правильности цветов можно считать значение ΔE меньше 3.

Из графиков следует, что при взгляде под углом хотя бы основные цвета меняются несильно, но полутона (особенно светло-синий) существенно изменяются, что ожидаемо для матрицы типа *VA и является ее основным недостатком.

Выводы

Cooler Master GM27-CFX — это игровой монитор высокого класса. К его особенностям относятся большой изогнутый с радиусом 1,5 м экран и нейтральный дизайн. Есть поддержка частоты обновления до 240 Гц включительно, AMD FreeSync и Nvidia G-Sync Compatible, а также хорошая реализация HDR. Впрочем, несмотря на явную ориентацию на геймеров, монитор можно использовать для выполнения офисной работы и для просмотра кино. Неширокие углы обзора как по снижению яркости, так и по изменению цветов частично компенсируются тем, что экран изогнутый.

Достоинства:

  • Частота обновления до 240 Гц
  • Поддержка AMD FreeSync и Nvidia G-Sync Compatible
  • Низкая задержка вывода
  • Эффективный регулируемый разгон матрицы и функция повышения динамической четкости
  • Подстройка различимости градаций в тенях
  • Экранный прицел и счетчик частоты кадров
  • Хорошая поддержка HDR
  • Удобная и регулируемая подставка
  • Удобный 5-позиционный джойстик на контрольной панели
  • Отсутствие мерцания подсветки
  • Режим с низкой интенсивностью синей компоненты

Недостатки:

  • Значимых нет

Справочник по ценам

27 марта 2023 Г.