Обзор видеоускорителя AMD Radeon RX 6750 XT (12 ГБ) на основе карты Gigabyte Radeon RX 6750 XT Gaming OC 12G

Особенности архитектуры

Этим материалом мы завершаем цикл базовых обзоров о моделях обновленной линейки Radeon RX 6x50. Напомним, что еще в мае компания AMD выпустила сразу три новые модели видеокарт: Radeon RX 6950 XT, RX 6750 XT и RX 6650 XT. Все они основаны на уже известных нам чипах Navi 21, 22 и 23 в их максимальных конфигурациях и комплектуются более быстрой GDDR6-памятью, работающей с эффективной частотой в 18 ГГц, имеют повышенные уровни энергопотребления и цены относительно базовых моделей. Самую мощную и самую слабую видеокарты мы уже протестировали ранее, теперь настало время средней.

Новая модель видеокарты Radeon RX 6750 XT — это небольшое обновление уже известной нам RX 6700 XT, вышедшей в прошлом году. В ней используется все тот же графический процессор Navi 22, который ничуть не изменился по количеству активных функциональных блоков, а просто получил увеличенную рабочую частоту — так называемая игровая частота увеличилась с 2424 МГц до 2495 МГц, а турбо-частота — с 2581 МГц до 2600 МГц. Как можно заметить, разница по характеристикам совсем незначительная, как и у остальных обновленных моделей, но есть и другие важные изменения: для новинки повысили предельный уровень энергопотребления с 230 до 250 Вт, что также может дать прирост во многих задачах, включая игры.

По данным самой компании AMD, модель RX 6750 XT является одной из привлекательных видеокарт в сегменте, в котором присутствуют GeForce RTX 3070, RTX 3060 Ti и RTX 3070 Ti, а также RX 6700 XT с RX 6800. Эта ценовая категория предназначена для игроков, выбирающих разрешение 2560×1440 и желающих насладиться максимальными настройками графики, включая трассировку лучей. Также эти GPU позволят играть в 4K-разрешении, но уже с использованием технологии FidelityFX Super Resolution (FSR). В современных играх Radeon RX 6750 XT намного быстрее видеокарт предыдущего поколения и может стать неплохим вариантом для апгрейда видеоподсистемы.

Графический процессор Navi 22 вобрал все достоинства архитектуры RDNA 2 — высокоэффективные вычислительные блоки с поддержкой аппаратной трассировки лучей и новый тип кэш-памяти Infinity Cache, помогающий повысить эффективную пропускную способность памяти. Рассматриваемая сегодня модель предлагает сравнительно небольшой прирост производительности по сравнению с Radeon RX 6700 XT, обусловленный слегка повышенными частотами графического процессора и видеопамяти, но этого уровня производительности достаточно для большинства игроков.

Модель RX 6750 XT выглядит отличным выбором для игры в разрешениях 2560×1440 и Full HD, а во многих случаях и в 4K — возможно, для этого придется снизить несколько настроек качества, а также включить какую-либо технологию масштабирования — лучше всего FSR 2.0. Графическим процессором также поддерживается аппаратное ускорение трассировки лучей, но падение производительности при этом сделает многие игры неиграбельными — придется использовать масштабирование даже в разрешении 2560×1440. Впрочем, другие игры с умеренным использованием трассировки лучей вполне дадут поиграть в них и с максимально качественной графикой.

Так как основой рассматриваемой сегодня модели видеокарты Radeon RX 6750 XT является уже известный нам графический процессор, который базируется на архитектуре RDNA второго поколения, то перед прочтением статьи будет полезно ознакомиться с нашими предыдущими материалами по видеокартам компании AMD:

Графический ускоритель Radeon RX 6750 XT
Кодовое имя чипа Navi 22
Технология производства 7 нм TSMC
Количество транзисторов 17,2 млрд
Площадь ядра 336 мм²
Архитектура унифицированная, с массивом процессоров для потоковой обработки любых видов данных: вершин, пикселей и др.
Аппаратная поддержка DirectX DirectX 12 Ultimate, с поддержкой уровня возможностей Feature Level 12_2
Шина памяти 192-битная: 3 независимых 64-битных контроллера памяти с поддержкой GDDR6
Частота графического процессора до 2600 МГц
Вычислительные блоки 40 вычислительных блоков CU, состоящих в целом из 2560 ALU для целочисленных расчетов и расчетов с плавающей запятой (поддерживаются форматы INT4, INT8, INT16, FP16, FP32 и FP64)
Блоки трассировки лучей 40 блоков Ray Accelerator для расчета пересечения лучей с треугольниками и ограничивающими объемами BVH
Блоки текстурирования 160 блоков текстурной адресации и фильтрации с поддержкой FP16/FP32-компонент и поддержкой трилинейной и анизотропной фильтрации для всех текстурных форматов
Блоки растровых операций (ROP) 8 широких блоков ROP на 64 пикселя с поддержкой различных режимов сглаживания, в том числе программируемых и при FP16/FP32-форматах буфера кадра
Поддержка мониторов поддержка до шести мониторов, подключенных по интерфейсам HDMI 2.1 и DisplayPort 1.4a
Спецификации референсной видеокарты Radeon RX 6750 XT
Частота ядра (игровая/пиковая) 2495/2600 МГц
Количество универсальных процессоров 2560
Количество текстурных блоков 160
Количество блоков блендинга 64
Эффективная частота памяти 18 ГГц
Тип памяти GDDR6
Шина памяти 192-бит
Объем памяти 12 ГБ
Пропускная способность памяти 432 ГБ/с
Вычислительная производительность (FP16) до 26,6 терафлопс
Вычислительная производительность (FP32) до 13,3 терафлопс
Теоретическая максимальная скорость закраски 166 гигапикселей/с
Теоретическая скорость выборки текстур 416 гигатекселей/с
Шина PCI Express 4.0
Разъемы один HDMI 2.1, три DisplayPort 1.4a
Энергопотребление до 250 Вт
Дополнительное питание 8-контактный и 6-контактный разъемы
Число слотов, занимаемых в системном корпусе 2
Рекомендуемая цена $549

Наименование новой модели видеокарты соответствует принятому несколько лет назад базовому принципу названий для решений компании AMD: по сравнению с Radeon RX 6700 XT поменялась только третья цифра, что говорит о небольшом улучшении характеристик и соответствующем приросте производительности. Суффикс XT остался, что также логично. Новинка не замещает RX 6700 в линейке, а заняла место выше этой модели, а сверху них остается Radeon RX 6800.

Увы, как и в случае других представителей обновленной линейки, не обошлось без увеличения рекомендованной цены, причем разница между RX 6750 XT и RX 6700 XT по этому параметру чуть ли не максимальная. Для RX 6700 XT на североамериканском рынке в свое время обозначили рекомендованную цену в $479, а для RX 6750 XT это значение составляет $549 — что больше, чем 12,5% прироста по ПСП, а ведь разница по остальным теоретическим параметрам еще меньше. Соответственно, остается вопрос — а была ли необходимость в выпуске трех новых моделей или вполне можно было продолжать выпускать старые RX 6900 XT, RX 6700 XT и RX 6600 XT, представленные еще в 2020 и 2021 годах?

Впрочем, если брать весь рынок, то новинка выглядит неплохим предложением на фоне более высокой цены почти прямого конкурента в виде модели GeForce RTX 3070, которая до сих пор продается дороже, хотя майнинг находится в явном упадке и его эффективность не должна слишком сильно влиять на цены. Этим обновлением AMD чуть усилила свои позиции на рынке, ведь та же GeForce RTX 3070 чуть быстрее RX 6700 XT. Новинка стала хорошим конкурентом для RTX 3070 и RTX 3060 Ti, хотя это зависит от конкретной игры. Явным преимуществом видеокарты AMD является объем видеопамяти в 12 ГБ, который явно дает больший запас, по сравнению с 8 ГБ у конкурирующей модели Nvidia. Может показаться, что 192-битная шина памяти у RX 6750 станет слабым местом, по сравнению с той же 256-битной у RTX 3070, но у решения AMD есть метод увеличения эффективной скорости подсистемы памяти — очень быстрая кэш-память Infinity Cache.

Референсная модель RX 6750 XT продается исключительно на сайте компании AMD и выглядит в привычном стиле их последних видеокарт. Особо отметим, что предел потребления энергии видеокартой подняли с 230 Вт до 250 Вт, что не так уж мало на фоне 250 Вт у Radeon RX 6800, которая все же заметно быстрее. Несколько вариантов Radeon RX 6750 XT партнеров компании с собственным дизайном печатных плат и систем охлаждения вышли в продажу сразу после анонса. Они традиционно отличаются фабричным разгоном, иным пределом потребления, а главное — улучшенными системами питания и охлаждения.

Компания AMD продолжает поддержку программы дополнения их продуктов играми Raise the Game, которая сработает при покупке любых видеокарт серии RX 6000. Это немного подзабылось за время криптолихорадки, когда все GPU продавались за любые деньги, и никаких игр прикладывать просто не надо было — майнерам они не нужны. В новом же игровом комплекте 2022 года идут игры Forspoken, перезапуск Saints Row, ожидаемый в сентябре, а также Sniper Elite 5.

Архитектурные особенности

Новая модель видеокарты Radeon RX 6750 XT — это небольшое обновление известной нам RX 6700 XT, вышедшей в прошлом году. В ней используется известный нам графический процессор Navi 22, который приходится младшим братом чипу Navi 21, и также основан на архитектуре RDNA 2, основной задачей при разработке которой было достижение максимально возможной энергоэффективности, а также внедрение недостающих функциональных возможностей, которые уже были у конкурента и входят в спецификации DirectX 12 Ultimate — о них мы уже подробно рассказывали в обзорах Radeon RX 6800 и Radeon RX 6800 XT.

Базовые блоки любого современного чипа AMD — вычислительные блоки Compute Unit (CU), каждый из которых имеет собственное локальное хранилище для обмена данными или расширения локального регистрового стека, а также кэш-память и полноценный текстурный конвейер с блоками выборки и фильтрации текстур. Каждый из таких вычислительных блоков CU самостоятельно занимается планированием и распределением работы.

Полный чип Navi 22 содержит 40 вычислительных блоков CU, состоящих из 2560 блоков ALU, 160 блоков TMU и 64 блоков ROP. В версии Radeon RX 6750 XT используется полная версия GPU, как и в RX 6700 XT, в которой ни один из блоков чипа не был деактивирован. Но зато GPU получил увеличенную рабочую частоту — так называемая игровая частота увеличилась с 2424 МГц до 2495 МГц, а турбо-частота — с 2581 МГц до 2600 МГц.

Объем видеопамяти у видеокарты остался 12 ГБ, а ее шина все та же 192-битная, но на нее установлены более производительные микросхемы, работающие на эффективной частоте 18 ГГц, по сравнению с 16 ГГц у RX 6700 XT, и поэтому пропускная способность памяти увеличилась с 384 до 432 ГБ/с. Эти дополнительные 12,5% ПСП вполне могут сказываться во многих сценариях, включая и современные игры, иногда упирающиеся в скорость памяти. Все эти улучшения дают практическое преимущество перед RX 6700 XT, но его нельзя назвать особенно большим — это единицы процентов.

Объем видеопамяти в 12 ГБ можно считать достаточным и оптимальным для видеокарты среднего ценового диапазона. Игры становятся все более требовательными и используют все больше и больше ресурсов, и некоторые из них уже занимают и по 16 ГБ памяти при максимальных графических настройках, но на данный момент 12 ГБ вполне достаточны в подавляющем большинстве случаев. И это явное преимущество перед конкурирующей моделью GeForce RTX 3070, имеющей всего лишь 8 ГБ памяти, чего уже иногда может быть недостаточно.

Чип Navi 22 не обошелся без применения нового типа кэш-памяти, которая позволяет ускорять доступ к любым получаемым GPU данным, и служит посредником между графическим процессором и относительно медленной видеопамятью. Кроме роста эффективной пропускной способности, такое решение обеспечивает и прирост в энергоэффективности, по сравнению с применением более широкой шины памяти или более производительных чипов памяти новых стандартов.

Остальные подробности обо всех изменениях и нововведениях нового графического процессора читайте в большом обзоре Radeon RX 6800 XT, там написано и про новую кэш-память Infinity Cache, и про улучшенный доступ к видеопамяти Smart Access Memory, и про изменения в поддержке видеокодеков и стандартов портов ввода-вывода.

Ничего особенного от такого обновления ожидать не нужно, это те же GPU с чуть увеличенными частотами и более быстрой памятью, поэтому прирост производительности не превышает нескольких единиц процентов, что даже меньше разницы в рекомендованных ценах. Если у вас есть старые модели Radeon RX 6000, то переходить на обновленные Radeon RX 6x50 XT нет смысла, ну а если вы покупаете новую, то можно обратить внимание на улучшенные версии, но только если выгода в производительности превышает разницу в ценах.

В результате всех улучшений, рассматриваемая модель RX 6750 XT неплохо конкурирует с RTX 3070, особенно в играх, выпущенных при сотрудничестве игроделов с AMD, а также некоторых других — при условии не использования трассировки лучей, конечно же. В таких случаях RX 6750 XT всегда быстрее RTX 3060 Ti, а иногда опережает даже и RTX 3070. С другой стороны, новинку лучше не сравнивать с ее предшественницей, ведь RX 6750 XT быстрее RX 6700 XT не настолько, насколько сильно отличается рекомендованная цена новой модели.

RX 6750 XT в среднем на 5%-6% быстрее, чем RX 6700 XT, что явно не соответствует разнице в цене (рекомендованной, по крайней мере). Они где-то на одном уровне с RTX 3070 и слегка медленнее RTX 3070 Ti, которая стоит дороже. Получается, что самой выгодной в этой нише является... RX 6700 XT, которая заметно дешевле и лишь чуть медленнее. Ее обновление до RX 6750 XT дало разве что возможность компании AMD чуть повысить цену продукта. Самое же забавное при этом то, что AMD утверждает, что и RX 6700 XT продолжит выпускаться, хотя в этом случае выпуск новой модели вообще не имеет смысла.

Ладно еще топовая RX 6950 XT — ее выход как-то можно объяснить с точки зрения борьбы за корону максимальной производительности с RTX 3090 (Ti), но две другие модели... У RX 6750 XT нет прямого конкурента, так как RX 6700 XT уже конкурирует с RTX 3070. При этом RX 6750 XT дороже (речь о рекомендованных ценах) на 12%, а быстрее лишь на 5%-6%. Так что основная проблема RX 6750 XT — в цене, которая не оправдывает прирост производительности по сравнению с RX 6700 XT.

По рекомендованным ценам, RX 6700 XT должен быть конкурентом для RTX 3060 Ti, тогда модель RX 6750 XT должна иметь рекомендованную цену не выше, чем у RTX 3070. Такой расклад был бы понятен. Впрочем, RTX 3070 Ti быстрее новинки также всего лишь на 5%-6%, но продается до сих пор дороже, несмотря на меньшую рекомендованную цену. В любом случае, в этом весьма оживленном ценовом сегменте всегда есть из чего выбрать, и в целом Radeon RX 6750 XT прямо сейчас выглядит выгодным предложением.

Уровень производительности подобных решений очень неплох, их точно будет достаточно для любых игр в разрешениях ниже 4K. Хотя с включением трассировки лучей могут появиться проблемы, но они решаемы при помощи технологий FSR. Проблема тут в другом — ожидаемый выход новинок и AMD, и Nvidia до конца текущего года. Новые линейки видеокарт не будут дешевле старых, но они точно улучшат соотношение цены и производительности, поэтому покупка прошлогоднего GPU прямо сейчас выглядит сомнительной идеей.

Программные технологии AMD

Как всегда, когда в аппаратной части особых изменений нет, можно поговорить о программной части. Компания AMD продолжает развивать свои драйверы и программные технологии, призванные выжать больше из аппаратных возможностей их видеокарт Radeon. Например, возьмем столь популярные сейчас алгоритмы повышения производительности за счет рендеринга в меньшем разрешении и последующего масштабирования в большее, которые позволяют повысить производительность при небольшом снижении качества картинки, почти незаметном в динамике при достаточно высоком разрешении вывода.

Еще несколько месяцев назад компания AMD представила свой метод масштабирования разрешения — FidelityFX Super Resolution (FSR) первой версии. Это один из лучших методов масштабирования из числа сравнительно простых алгоритмов, использующих только информацию из одного кадра, без использования предыдущих. Он обеспечивает приемлемое качество масштабирования и имеет явные преимущества в виде универсальности (работает на всем современном аппаратном обеспечении, включая консоли) и простоты внедрения в игры, так как это, по своей сути, не слишком сложный постфильтр.

Неудивительно, что FSR 1.0 уже используется в 80 играх, и их количество растет. Но у конкурирующего решения Nvidia DLSS есть свои преимущества — в том числе использование информации из предыдущих кадров, что дает значительно лучшее качество передачи деталей, особенно в динамике. Алгоритм FSR 1.0 требует качественно сглаженного изображения на входе, но даже при этом выходная картинка может быть недостаточно четкой, так как восстановление информации происходит из одного изображения низкого разрешения, где просто нет многих мелких деталей. Поэтому могут возникнуть такие артефакты, как неточное восстановление граней и мерцание пикселей, что особенно заметно в режиме производительности, когда исходное разрешение ниже. Разница в качестве хорошо заметна.

Для решения этих проблем в AMD предложили FidelityFX Super Resolution второй версии — FSR 2.0. Над этим алгоритмом в AMD работали несколько лет, и это полностью новый метод, не основанный на FSR 1.0. Как и DLSS, он использует информацию из предыдущих кадров и обеспечивает куда более высокое качество масштабирования картинки по сравнению с FSR 1.0, но при этом не требует аппаратного ускорения машинного обучения, как решение Nvidia. Также в FSR 2.0 есть поддержка нескольких уровней качества, а из нового — появилась поддержка работы и с динамическим разрешением.

  • Quality — самый качественный режим, отрисовывающий картинку с качеством, максимально близким к рендерингу в полном разрешении, а местами даже лучше, еще и при некотором улучшении производительности.
  • Balanced — хорошее качество восстановления деталей картинки и приличный рост скорости рендеринга — пожалуй, его можно советовать в большинстве случаев.
  • Performance — режим со сбалансированным увеличением производительности и все еще достаточно хорошим качеством итоговой картинки, местами уступающим родному разрешению рендеринга.
  • Ultra Performance — максимально производительный режим с высоким приростом в скорости, но с явными потерями в качестве рендеринга, поэтому его следует выбирать только при большой нехватке плавности.

Как и первая версия, FSR 2.0 — это кроссплатформенное решение, имеющее оптимизированный открытый код и работающее на широком наборе аппаратных средств, начиная от GPU предыдущих поколений всех производителей, а не только AMD, и заканчивая современными игровыми консолями. В комплекте для разработчиков есть примеры исходного кода для DirectX 12 и Vulkan, также существует плагин для последних версий Unreal Engine 4 и пример внедрения для разработчиков под Microsoft Xbox. Собственно, если какая-то игра уже поддерживает масштабирование DLSS, то добавить в нее FSR 2.0 не составляет никакого труда, их потребности очень близки.

На примере игры God of War и рассматриваемой сегодня видеокарты RX 6750 XT можно наглядно увидеть, что FSR 2.0 помогает повысить производительность именно тогда, когда ее не хватает — при рендеринге в разрешении 4K частота кадров составляет лишь около 40 FPS, чего явно недостаточно для комфортной игры, и именно включение FSR 2.0 позволяет добиться стабильных 60 FPS даже на решении среднего ценового уровня!

Уже сейчас FSR 2.0 доступна в трех играх: Dealthloop, God of War и Farming Simulator 22, но в ближайшее время список сильно расширится. В него войдут такие проекты, как Asterigos, Delysium, EVE Online, Forspoken, Grounded, Microsoft Flight Simulator, NiShuiHan, Overprime, Perfect World Remake, Swordsman Remake, Unknown 9: Awakening, Abyss World, Hitman 3, Rescue Party: Live!, Super People и The Callisto Protocol. К примеру, в Farming Simulator 22 новая технология позволяет заметно повысить производительность рендеринга.

В списке игр с будущей поддержкой FSR 2.0 можно выделить Microsoft Flight Simulator, которая весьма требовательна, поэтому технология качественного масштабирования будет весьма полезной для этой игры. Кроме того, продолжает внедряться и FSR 1.0, этот метод теперь доступен в Arma Reforger, Assassin’s Creed Valhalla, Dolmen, Hitman 3, iRacing, Project Xandata, Raji: An Ancient Epic Enhanced Edition, Sniper Elite 5, The Elder Scrolls Online и V Rising.

Мы еще вернемся к вопросу исследования технологий масштабирования разрешения в отдельном материале, а сейчас остается отметить, что AMD выпустила и довольно интересную технологию Radeon Super Resolution (RSR), доступную в свежих драйверах, выпущенных к анонсу обновленной линейки видеокарт. Как можно понять по названию, эта технология встроена в драйвер и она позволяет форсировать метод масштабирования FSR 1.0 из драйвера во множестве игр, не имеющих его родной поддержки.

Итак, со всеми теоретическими данными и возможностями новой видеокарты компании AMD мы познакомились, самое время взглянуть на нее, прежде чем приступить к тестам.

Особенности карты Gigabyte Radeon RX 6750 XT Gaming OC 12G (12 ГБ)

Сведения о производителе: Компания Gigabyte Technology (торговая марка Gigabyte) основана в 1986 году в Китайской Республике (Тайвань). Штаб-квартира в Тайбэе/Тайвань. Изначально создавалась как группа разработчиков и исследователей. В 2004 году на базе компании был образован холдинг Gigabyte, в который вошли Gigabyte Technology (разработка и производство видеокарт и материнских плат для ПК); Gigabyte Communications (производство коммуникаторов и смартфонов под маркой GSmart (с 2006 г.).

Объект исследования: серийно выпускаемый ускоритель трехмерной графики (видеокарта) Gigabyte Radeon RX 6750 XT Gaming OC 12G (12 ГБ) 192-битной GDDR6

Gigabyte Radeon RX 6750 XT Gaming OC 12G (12 ГБ) 128-битной GDDR6
Параметр Значение Номинальное значение (референс)
GPU Radeon RX 6700 XT (Navi22)
Интерфейс PCI Express x16 4.0
Частота работы GPU (ROPs), МГц 2623(Boost)—2762(Max) 2600(Boost)—2684(Max)
Частота работы памяти (физическая (эффективная)), МГц 2250 (18000) 2250 (18000)
Ширина шины обмена с памятью, бит 192
Число вычислительных блоков в GPU 40
Число операций (ALU/CUDA) в блоке 64
Суммарное количество блоков ALU/CUDA 2560
Число блоков текстурирования (BLF/TLF/ANIS) 160
Число блоков растеризации (ROP) 64
Число блоков Ray Tracing 40
Число тензорных блоков
Размеры, мм 280×115×50 240×120×44
Количество слотов в системном блоке, занимаемые видеокартой 3 3
Цвет текстолита черный черный
Энергопотребление пиковое в 3D, Вт 282 275
Энергопотребление в режиме 2D, Вт 25 25
Энергопотребление в режиме «сна», Вт 4 4
Уровень шума в 3D (максимальная нагрузка), дБА 36,2 32,7
Уровень шума в 2D (просмотр видео), дБА 18,0 18,0
Уровень шума в 2D (в простое), дБА 18,0 18,0
Видеовыходы 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a
Поддержка многопроцессорной работы нет
Максимальное количество приемников/мониторов для одновременного вывода изображения 4 4
Питание: 8-контактные разъемы 1 1
Питание: 6-контактные разъемы 1 1
Максимальное разрешение/частота, DisplayPort 3840×2160@120 Гц, 7680×4320@60 Гц
Максимальное разрешение/частота, HDMI 3840×2160@120 Гц, 7680×4320@60 Гц
Средняя цена карты Gigabyte

Память

Карта имеет 12 ГБ памяти GDDR6 SDRAM, размещенной в 6 микросхемах по 16 Гбит на лицевой стороне PCB. Микросхемы памяти Samsung (GDDR6, K4ZAF325BM-HC18) рассчитаны на условную номинальную частоту работы в 2250 (18000) МГц.

Особенности карты и сравнение с AMD Radeon RX 6700 XT

Gigabyte Radeon RX 6750 XT Gaming OC 12G (12 ГБ) AMD Radeon RX 6700 XT (12 ГБ)
вид спереди
вид сзади

Мы сравнили с референс-картой на базе RX 6700 XT по простой причине: AMD не раздавала эталонные карты на базе RX 6750 XT. К тому же, изменений в референсных картах не ожидается: ядро то же самое (только частоты чуть повыше), микросхемы памяти такие же, просто работающие на более высоких частотах.

Карта Gigabyte отличается более близким расположением микросхем памяти к ядру и подсистемой питания. GPU был выпущен в марте этого года.

Суммарное количество фаз питания у референс-карты — 11, у карты Gigabyte — 12. При этом распределение фаз такое: 9 фаз на ядро и 2 на микросхемы памяти у референс-карты и 9+3 у карты Gigabyte.

Зеленым цветом отмечена схема питания ядра, красным — памяти. Для управления схемой питания GPU используется ШИМ-контроллер IR35217 (Infineon, ex-IOR), расположенный на лицевой стороне платы.

На той же стороне имеется ШИМ-контроллер NCP81022N (On Semiconductor), который управляет 3-фазной схемой питания микросхем памяти.

В преобразователе питания используются транзисторные сборки DrMOS. В данном случае для питания GPU — SiC649A (Vishay), каждая из которых рассчитана максимально на 50 А.

А для схемы питания микросхем памяти используются SiC653A (Vishay), каждая из которых рассчитана максимально также на 50 А.

Подсветкой управляет отдельный контроллер Holtek. Этот ARM-процессор также отвечает и за мониторинг карты (отслеживание напряжений и температуры).

Штатные частоты памяти у карты Gigabyte равны референсным значениям, а вот Boost-значение частоты работы ядра увеличено на 1% относительно референс-значения, при этом максимальная частота GPU выше референс-аналога уже на 3%. Энергопотребление карты Gigabyte в тестах доходило до 282 Вт (сам GPU потребляет максимум 224 Вт). Исследования показали, что в среднем прирост производительности в играх составляет 2,5% относительно референс-карты.

При ручном разгоне удалось получить максимальные частоты 2797/18400 МГц, что практически не повлияло на производительность (+1% — это ни о чем). Энергопотребление карты выросло при этом до 286 Вт.

Питание на карту подается через один 8-контактный и один 6-контактный разъемы.

Управление работой карты обеспечивается с помощью фирменной утилиты Aorus Engine.

Нагрев и охлаждение

Основой СО является трехсекционный пластинчатый никелированный радиатор с тепловыми трубками, впрессованными непосредственно в подошву прямого контакта с GPU. Этот же радиатор служит охладителем и для микросхем памяти через термоинтерфейс. Охлаждаются и компоненты преобразователей питания VRM.

Задняя пластина выполнена из алюминия с электроизолирующим покрытием и имеет двойное предназначение: служит элементом защиты PCB и через термоинтерфейс участвует в охлаждении PCB в районе GPU. Также в ней имеется узкое отверстие для сквозного продува радиатора одним из вентиляторов.

Поверх радиатора установлен кожух с тремя вентиляторами ∅80 мм c особым профилем лопастей, помогающим направлять воздушный поток в нужную сторону.

Центральный вентилятор вращается в противоположную сторону относительно крайних, что обеспечивает некий «эффект шестеренок», помогая бороться с турбулентностью потока воздуха.

Остановка вентиляторов при малой нагрузке происходит, если температура GPU опускается ниже 50 градусов. При запуске ПК вентиляторы работают, однако после загрузки видеодрайвера идет опрос рабочей температуры, и они выключаются. Ниже есть видеоролик на эту тему на примере аналогичной карты Gigabyte на базе RX 6650 XT.

Мониторинг температурного режима с помощью MSI Afterburner:

После 2-часового прогона под нагрузкой максимальная температура ядра не превысила 74 градусов, что является приемлемым результатом для карты такого уровня. Энергопотребление карты доходило до 282 Вт.

При описанном ручном разгоне параметры нагрева и шума менялись очень мало, максимальное потребление выросло лишь до 286 Вт.

Максимальный нагрев наблюдался в центральной части PCB в районе VRM.

Заметим, что у всех карт на базе современных GPU AMD имеются датчики, извещающие о более высоком нагреве, чем нагрев графического процессора. Эти датчики могут называться Hot Spot или Junction.

Температура по показаниям этих датчиков может значительно превышать значения, к которым мы привыкли, оценивая нагрев GPU под нагрузкой. Дело в том, что Hot Spot (Junction) — датчик максимального нагрева графического ядра. Температура по его показаниям может достигать 110 °C, и это безопасно! Драйвер будет продолжать повышать частоту работы блоков GPU до того момента, пока показания датчика Hot Spot не подберутся вплотную к этому критическому значению. Таким образом достигается максимум того, что может обеспечить кристалл графического процессора в текущих условиях. Конечно же, конкретный экземпляр чипа, а также тип/вид, эффективность и режим работы СО, плюс загрузка GPU будут влиять на возможность достижения максимума нагрева, а значит, и максимума частот работы. Поэтому у разных карт эти значения могут отличаться, но, еще раз повторим, не надо бояться таких значений температур, GPU вполне нормально их переносят (предел нагрева кремния еще выше).

Шум

Методика измерения шума подразумевает, что помещение шумоизолировано и заглушено, снижены реверберации. Системный блок, в котором исследуется шум видеокарт, не имеет вентиляторов, не является источником механического шума. Фоновый уровень 18 дБА — это уровень шума в комнате и уровень шумов собственно шумомера. Измерения проводятся с расстояния 50 см от видеокарты на уровне системы охлаждения.

Режимы измерения:

  • Режим простоя в 2D: загружен интернет-браузер с сайтом iXBT.com, окно Microsoft Word, ряд интернет-коммуникаторов
  • Режим 2D с просмотром фильмов: используется SmoothVideo Project (SVP) — аппаратное декодирование со вставкой промежуточных кадров
  • Режим 3D с максимальной нагрузкой на ускоритель: используется тест FurMark

Оценка градаций уровня шума следующая:

  • менее 20 дБА: условно бесшумно
  • от 20 до 25 дБА: очень тихо
  • от 25 до 30 дБА: тихо
  • от 30 до 35 дБА: отчетливо слышно
  • от 35 до 40 дБА: громко, но терпимо
  • выше 40 дБА: очень громко

В режиме простоя в 2D температура была не выше 44 °C, вентиляторы не работали, уровень шума был равен фоновому — 18 дБА.

При просмотре фильма с аппаратным декодированием ничего не менялось.

В режиме максимальной нагрузки в 3D температура ядра достигала 74 °C. Вентиляторы при этом раскручивались до 2170 оборотов в минуту, шум вырастал до 36,2 дБА: это громко, но еще терпимо.

Подсветка

Подсветка у карты представлена лишь на верхнем торце в виде логотипа компании, что типично для видеокарт, выпускаемых под брендом Gigabyte.

Управление подсветкой реализовано с помощью фирменной программы Gigabyte — RGB Fusion.

Выбор режимов очень скудный. В целом, так скажем, ничего особенного, подсветка тут больше для галочки.

Комплект поставки и упаковка

Комплект поставки, кроме традиционного руководства пользователя, ничего более не содержит.

Тестирование: синтетические тесты

Конфигурация тестового стенда

  • Компьютер на базе процессора Intel Core i9-12900K (Socket LGA1700):
    • Платформа:
      • процессор Intel Core i9-12900K (разгон до 5,1 ГГц по всем ядрам);
      • ЖСО Cougar Helor 360;
      • системная плата Asus ROG Maximus Z690 Extreme на чипсете Intel Z690;
      • оперативная память Kingston Fury (KF552C40BBK2-32) 32 ГБ (2×16) DDR5 4800 МГц (XMP 5200 МГц);
      • SSD Intel 760p NVMe 1 ТБ PCI-E;
      • жесткий диск Seagate Barracuda 7200.14 3 ТБ SATA3;
      • блок питания Seasonic Prime 1300 W Platinum (1300 Вт);
      • корпус Thermaltake Level20 XT;
    • операционная система Windows 11 Pro 64-битная;
    • телевизор LG 55Nano956 (55″ 8K HDR, HDMI 2.1);
    • драйверы AMD версии 22.7.1;
    • драйверы Nvidia версии 516.59;
    • VSync отключен.

Мы провели тестирование видеокарты Radeon RX 6750 XT со стандартными частотами в нашем наборе синтетических тестов. Он продолжает меняться, иногда добавляются новые тесты, а устаревшие постепенно убираются. Мы бы хотели добавить еще больше примеров с вычислениями, но с этим есть определенные сложности. Постараемся расширить и улучшить набор синтетических тестов, и если у вас есть четкие и обоснованные предложения — напишите их в комментариях к статье или отправьте авторам.

Из более-менее новых бенчмарков мы начали использовать несколько примеров, входящих в DirectX SDK и пакет SDK компании AMD (скомпилированные примеры применения D3D11 и D3D12), а также несколько разнообразных тестов для измерения производительности трассировки лучей, программной и аппаратной. В качестве полусинтетических тестов у нас также используется набор подтестов из довольно популярного пакета 3DMark: Time Spy, Port Royal, DX Raytracing и др.

Синтетические тесты проводились на следующих видеокартах:

  • Radeon RX 6750 XT со стандартными параметрами (RX 6750 XT)
  • Radeon RX 6700 XT со стандартными параметрами (RX 6700 XT)
  • Radeon RX 6800 со стандартными параметрами (RX 6800)
  • GeForce RTX 3070 Ti со стандартными параметрами (RTX 3070 Ti)
  • GeForce RTX 3070 со стандартными параметрами (RTX 3070)
  • GeForce RTX 3060 Ti со стандартными параметрами (RTX 3060 Ti)

Для анализа производительности очередной обновленной видеокарты AMD мы взяли несколько близких по цене и мощности решений из последних поколений пары конкурирующих компаний. Так как новая Radeon RX 6750 XT является улучшенной RX 6700 XT, то мы взяли и ее — чтобы оценить прирост производительности. RX 6800 же интересна как решение на ступень выше, основанное на более мощном чипе Navi 21, хотя и в несколько урезанном виде, но с тем же уровнем энергопотребления.

Прямого ценового конкурента у Nvidia для новой видеокарты AMD нет, и мы взяли сразу три модели, близкие к ней по цене и уровню производительности: GeForce RTX 3060 Ti, RTX 3070 и RTX 3070 Ti. Они отличаются графическими процессорами, техническими характеристиками по количеству активных блоков и рабочей частоте, но расположены близко друг к другу в линейке компании — так мы поймем, какая видеокарта конкурента ближе всего к RX 6750 XT по производительности.

 
Тесты из 3DMark Vantage
 
Тесты Direct3D 11
 
Тесты Direct3D 12
 
Тесты трассировки лучей
 
Вычислительные тесты

Кратко о производительности в 3D-играх

Перед демонстрацией детальных тестов мы приводим краткие сведения о производительности семейства, к которому относится конкретный исследуемый ускоритель, а также его соперников. Все это нами субъективно оценивается по шкале из пяти градаций.

Игры без использования трассировки лучей (классическая растеризация)

Выпуск Radeon RX 6750 XT для компании AMD означает укрепление своих позиций в среднем бюджетном ценовом сегменте (50-53 тысячи рублей). Ранее Radeon RX 6700 XT успешно противостоял в классических играх GeForce RTX 3070, а новая модель и вовсе оторвалась от конкурента и почти догоняет GeForce RTX 3070 Ti. Безусловно, Radeon RX 6750 XT (как и Radeon RX 6700 XT) может стать отличным выбором для геймеров, которые имеют мониторы с разрешением 2.5К. А в ряде игр такие карты могут обеспечить комфорт на высоких настройках графики даже в разрешении 4К. Карта Gigabyte лишь чуть-чуть быстрее референс-аналога.

Игры с использованием трассировки лучей (и Nvidia DLSS / AMD FSR)

Конечно, падение производительности при активации в играх трассировки лучей наблюдается, но при этом выходит все больше игр с поддержкой как Nvidia DLSS, так и AMD FSR, а эти технологии позволяют неплохо поднять производительность, компенсируя падение от включения RT. И все же полного возврата производительности к уровню «без трассировки лучей» не получается (кроме ряда случаев с Nvidia DLSS), поэтому в целом можно сказать, что в играх с RT (+FSR) Radeon RX 6750 XT гарантированно справится только в разрешении Full HD, хотя в некоторых из них в случае поддержки AMD FSR можно получить приемлемый комфорт и в разрешении 2.5К.

Результаты тестирования в 3D-играх и рейтинги видеокарт

Список инструментов тестирования

Во всех игровых тестах использовалось максимальное качество графики в настройках.

  • Hitman III (IO Interactive/IO Interactive)
  • Cyberpunk 2077 (Софтклаб/CD Projekt RED), патч 1.5
  • God of War (Sony IE/Sony IE)
  • Assassin’s Creed Valhalla (Ubisoft/Ubisoft)
  • Marvel’s Guardians of the Galaxy (Eldos/Square Enix)
  • The Medium (Bloober/Bloober)
  • Godfall (Gearbox Publishing/Counterplay Games)
  • Resident Evil Village (Capcom/Capcom)
  • Far Cry 6 (Ubisoft/Ubisoft)
  • Battlefield 2042 (DICE/EA)

Стандартные результаты тестов без использования аппаратной трассировки лучей в разрешениях 1920×1200, 2560×1440 и 3840×2160

 
Hitman III
 
Cyberpunk 2077
 
God of War
 
Assassin’s Creed Valhalla
 
Marvel’s Guardians of the Galaxy
 
The Medium
 
Godfall
 
Resident Evil Village
 
Far Cry 6
 
Battlefield 2042

Все регулярно тестируемые нами видеокарты сейчас поддерживают технологию RT, поэтому мы проводим тесты не только с использованием обычных методов растеризации, но и с включением RT и/или DLSS/FSR.

Результаты тестов со включенной аппаратной трассировкой лучей и/или DLSS/FSR в разрешениях 1920×1200, 2560×1440 и 3840×2160

 
Cyberpunk 2077, RT
 
Cyberpunk 2077, RT+DLSS/FSR
 
God of War, DLSS/FSR
 
Marvel’s Guardians of the Galaxy, RT
 
Marvel’s Guardians of the Galaxy, RT + DLSS
 
The Medium, RT
 
The Medium, RT + DLSS/FSR
 
Resident Evil Village, RT
 
Far Cry 6, RT
 
Far Cry 6, RT + FSR
 
Battlefield 2042, RT
 
Battlefield 2042, RT + DLSS

Рейтинг iXBT.com

Рейтинг ускорителей iXBT.com демонстрирует нам функциональность видеокарт друг относительно друга и представлен в двух вариантах:

  1. Вариант рейтинга iXBT.com без включения RT

Рейтинг составлен по всем тестам без использования технологий трассировки лучей. Этот рейтинг нормирован по наиболее слабому ускорителю из группы карт — Radeon RX 6500 XT (то есть сочетание скорости и функций Radeon RX 6500 XT приняты за 100%). Рейтинги ведутся по 20 ежемесячно исследуемым нами акселераторам в рамках проекта Лучшая видеокарта месяца. В данном случае из общего списка выбрана группа карт для анализа, в которую входят Radeon RX 6750 XT и его конкуренты.

Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений.

Модель ускорителя Рейтинг iXBT.com Рейтинг полезности Цена, руб.
09 Gigabyte RX 6750 XT Gaming OC, 2623—2762/18000 318 62 51 000
10 RTX 3070 Ti 8 ГБ, 1770—1935/19000 315 51 62 000
11 RX 6750 XT 12 ГБ, 2600—2724/18000 310 60 52 000
12 RTX 3070 8 ГБ, 1725—1950/14000 293 49 60 000
13 RX 6700 XT 12 ГБ, 2581—2643/16000 291 61 48 000
14 RTX 3060 Ti 8 ГБ, 1665—2010/14000 262 53 49 000

Очевидно, что в классических играх (без трассировки лучей) в своей группе RX 6750 XT выглядит прекрасно, опережая схожих по стоимости конкурентов, а фабричный разгон карты Gigabyte позволил ей даже слегка обойти более дорогой RTX 3070 Ti.

  1. Вариант рейтинга iXBT.com с включением RT

Рейтинг составлен по 9 тестам, в которых используется технология трассировки лучей и одновременно технология Nvidia DLSS или AMD FSR. Этот рейтинг нормирован по самому слабому ускорителю в данной группе — Radeon RX 6500 XT (то есть сочетание скорости и функций Radeon RX 6500 XT приняты за 100%).

Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений.

Модель ускорителя Рейтинг iXBT.com Рейтинг полезности Цена, руб.
08 RTX 3070 Ti 8 ГБ, 1770—1935/19000 526 85 62 000
10 RTX 3070 8 ГБ, 1725—1950/14000 481 80 60 000
11 Gigabyte RX 6750 XT Gaming OC, 2623—2762/18000 455 89 51 000
12 RX 6750 XT 12 ГБ, 2600—2724/18000 444 85 52 000
13 RTX 3060 Ti 8 ГБ, 1665—2010/14000 423 86 49 000
14 RX 6700 XT 12 ГБ, 2581—2643/16000 415 87 48 000

Игры с трассировкой лучей поменяли соотношение сил. Да, наличие поддержки AMD FSR в новых играх помогает RX 6750 XT, но он опускается ниже RTX 3070.

Рейтинг полезности

Рейтинг полезности тех же карт получается, если показатель предыдущего рейтинга разделить на цены соответствующих ускорителей. Для расчета рейтинга полезности использованы розничные цены на начало сентября 2022 года.

  1. Вариант рейтинга полезности без включения RT
Модель ускорителя Рейтинг полезности Рейтинг iXBT.com Цена, руб.
02 Gigabyte RX 6750 XT Gaming OC, 2623—2762/18000 62 318 51 000
04 RX 6700 XT 12 ГБ, 2581—2643/16000 61 291 48 000
05 RX 6750 XT 12 ГБ, 2600—2724/18000 60 310 52 000
10 RTX 3060 Ti 8 ГБ, 1665—2010/14000 53 262 49 000
12 RTX 3070 Ti 8 ГБ, 1770—1935/19000 51 315 62 000
13 RTX 3070 8 ГБ, 1725—1950/14000 49 293 60 000

В последнее время цены карт семейства Radeon RX 6000 падали значительно быстрее цен конкурентов на GPU Nvidia, поэтому в своей группе RX 6750 XT оказался на высоте. Лишь более высокая стоимость, чем у «собрата» RX 6700 XT, не позволила ему занять первое место, однако карта Gigabyte за счет фабричного разгона все-таки прорывается в лидеры группы.

  1. Вариант рейтинга полезности с включением RT
Модель ускорителя Рейтинг полезности Рейтинг iXBT.com Цена, руб.
03 Gigabyte RX 6750 XT Gaming OC, 2623—2762/18000 89 455 51 000
06 RX 6700 XT 12 ГБ, 2581—2643/16000 87 415 48 000
07 RTX 3060 Ti 8 ГБ, 1665—2010/14000 86 423 49 000
08 RX 6750 XT 12 ГБ, 2600—2724/18000 85 444 52 000
09 RTX 3070 Ti 8 ГБ, 1770—1935/19000 85 526 62 000
10 RTX 3070 8 ГБ, 1725—1950/14000 80 481 60 000

Опять же, из-за более драматичного в целом падения производительности у всех серии Radeon в подобных играх получилось, что RTX 3060 Ti чуть-чуть опередил RX 6750 XT. Но в целом здесь результаты очень плотные, так что новинка вполне интересна.

Результаты тестирования в майнинге (mining, hashrate)

Для подсчета хэшрейта (hashrate) при майнинге «эфира» (Ethereum/ETH) использовался майнер T-Rex (0.26.30 c обходом защиты от майнинга), фиксировался средний показатель за 2 часа в двух режимах:

  • по умолчанию (лимит потребления снижен до 70%, частота GPU снижена на 200 МГц, частота памяти по умолчанию, вентиляторы выставлены в ручном режиме на 70%)
  • оптимизация (лимит потребления снижен до 70%, частота GPU снижена на 200 МГц, частота памяти повышена на 500—1000 МГц (в зависимости от карты), вентиляторы выставлены в ручном режиме на 80%)

Учитывая, что курс Ethereum (ETH) сейчас не так высок, а на носу дата окончания майнинга ETH (15 сентября), уже нет особого смысла рассуждать о целесообразности приобретения видеокарт для этих целей. Что касается полезности для майнинга других криптовалют, то надо дождаться середины сентября и посмотреть на тенденции.

Напомним, что оптимизация настройки видеокарт для майнинга в нашем случае не предусматривает сильного разгона видеопамяти, также обязательным является внешний обдув видеокарт.

Выводы

В целом AMD Radeon RX 6750 XT относится к числу самых производительных ускорителей среднего уровня (или начального высокого уровня) и конкурирует с GeForce RTX 3070/3060 Ti. Внутри своей ценовой группы он с ходу расположился на лидирующих позициях в классических играх с растеризацией. В играх с трассировкой лучей без поддержки FSR новый Radeon RX 6750 XT демонстрирует производительность лишь на уровне GeForce RTX 3060, однако сейчас уже много игр имеют поддержку AMD FSR, что позволяет в значительной мере компенсировать потери от включения RT. Поэтому даже в играх с трассировкой лучей новый ускоритель располагается выше GeForce RTX 3060 Ti, имея практически такую же цену. Основным отличием Radeon RX 6750 XT от Radeon RX 6700 XT является использование более быстрой памяти, а также незначительно повышенная частота работы ядра. Есть слухи, что AMD оптимизировала работу кэша у новых GPU.

Radeon RX 6750 XT позволит комфортно играть в разрешении 2.5K при максимальных настройках графики, причем как в играх без трассировки лучей, так и с оной, но с одновременной поддержкой AMD FSR (но тогда в ряде игр все-таки придется снижать либо настройки графики, либо разрешение). Если же говорить об играх с RT без поддержки FSR, то приемлемый комфорт мы сможем получить только в разрешении 1080р.

Что касается конкретной карты Gigabyte Radeon RX 6750 XT Gaming OC 12G, то она чуть-чуть быстрее референсного ускорителя и имеет мощную, но сравнительно шумную СО.

По традиции следует также обратить внимание на ряд сопутствующих семейству Radeon RX 6000 решений AMD, включая поддержку стандарта HDMI 2.1, аппаратного декодирования видеоданных в формате AV1 (кроме RX 6500 XT), технологии Smart Access Memory, способной обеспечить небольшой прирост производительности при совместной работе новых ускорителей с процессорами последних поколений, а также технологии снижения задержек Radeon Anti-Lag, полезной для киберспортсменов.

Справочные материалы:

Благодарим нашего читателя
Игоря Илларионова
за предоставленную на тестирование видеокарту

Справочник по ценам

7 сентября 2022 Г.