Можно ли сегодня играть в разрешении 8К? Тестируем 5 игр с помощью карты Palit GeForce RTX 3090 GamingPro (24 ГБ)

8K UHD — это разрешение 7680×4320 (33,2 мегапикселя), которое превосходит предыдущий стандарт, разрешение 4К, в четыре раза. Если вы уже купили огромный телевизор с разрешением 7680×4320 (8К) или только задумываетесь о покупке, у вас наверняка возникает вопрос: можно ли подключить к нему компьютер и поиграть в таком разрешении? Обладатель обычного ПК, не обновлявшегося несколько лет, наверняка увидит жуткие тормоза вместо потрясающей детализированной картинки — по сути, слайд-шоу, на которое смотреть без слез невозможно, не то что играть.

Когда-то с подобным сталкивались игроки, подключившие два, а то и три монитора к одной видеокарте и ожидавшие лицезреть хорошо им знакомую игру с такой же комфортной производительностью, но с более широким зрительным охватом. Они не задумывались о том, что разрешение всех этих мониторов суммируется и несчастная видеокарта вынуждена обсчитывать в 2-3 раза больше точек изображения. Какой же выход в этих ситуациях? Только приобретать наиболее производительное решение из имеющихся на сегодняшний день, да и его иногда может не хватать для полного комфорта в ряде игр.

На июль 2022 года самым быстрым решением игрового класса является, безусловно GeForce RTX 3090 Ti. Почему видеокарта Nvidia, а не AMD — скажем, Radeon RX 6950 XT (ведь по производительности этот ускоритель находится примерно на том же уровне)? Дело в том, что если уж вы потратили (или запланировали потратить) огромные деньги на приобретение соответствующих телевизора с видеокартой, то логично получать от игры максимум, включая обсчет теней и светов с помощью трассировки лучей (Ray tracing), а с данной технологий у «красных» решений дела обстоят не очень: падение производительности намного более драматичное нежели у «зеленых». И даже при наличии «подпорки» в виде AMD FSR тот же Radeon RX 6950 XT с трассировкой лучей покажет скорость в лучшем случае на уровне GeForce RTX 3080, но уж точно не на уровне GeForce RTX 3090. Поэтому для игр в максимальном качестве в разрешении 8К больше подходят GeForce RTX 3090 и GeForce RTX 3090 Ti.

А какой из этих ускорителей предпочесть для огромного телевизора: GeForce RTX 3090 или его чуть более ускоренный вариант? Наше недавнее исследование GeForce RTX 3090 Ti показало, что разница в производительности между ним и GeForce RTX 3090 в разрешении 4K при полной нагрузке c максимальным качеством графики составила 7%-10%, а в разрешении 8К (такой тест мы тоже провели) разница сокращается до 4%-5%. Если посмотреть на текущие ценники (на момент написания обзора, конец июля 2022 года), то GeForce RTX 3090 Ti пока еще дороже на 15%-20%, а GeForce RTX 3090 в ряде онлайн-магазинов можно приобрести уже менее чем за 100 тысяч рублей. Поэтому для нашего подхода к разрешению 8К мы посчитали более рациональным приобретением именно GeForce RTX 3090.

Тестирование же мы проведем с помощью ускорителя Palit из серии GamingPro. Эта видеокарта была одним из первых представителей нового поколения GeForce RTX 30 в нашей лаборатории, мы протестировали ее еще в 2020 году, почти два года назад, поэтому сейчас кратко напомним ее возможности.

Характеристики карты Palit GeForce RTX 3090 GamingPro 24 ГБ

Palit GeForce RTX 3090 GamingPro OC 24 ГБ 384-битной GDDR6X
Параметр Значение Номинальное значение (референс)
GPU GeForce RTX 3090 (GA102)
Интерфейс PCI Express x16 4.0
Частота работы GPU (ROPs), МГц 1725(Boost)—1995(Max) 1695(Boost)—1965(Max)
Частота работы памяти (физическая (эффективная)), МГц 4875 (19500) 4875 (19500)
Ширина шины обмена с памятью, бит 384
Число вычислительных блоков в GPU 82
Число операций (ALU/CUDA) в блоке 128
Суммарное количество блоков ALU/CUDA 10496
Число блоков текстурирования (BLF/TLF/ANIS) 328
Число блоков растеризации (ROP) 112
Число блоков Ray Tracing 82
Число тензорных блоков 328
Размеры, мм 295×112×56 310×125×53
Количество слотов в системном блоке, занимаемые видеокартой 3 3
Цвет текстолита черный черный
Энергопотребление пиковое в 3D, Вт 357 364
Энергопотребление в режиме 2D, Вт 37 38
Энергопотребление в режиме «сна», Вт 11 11
Уровень шума в 3D (максимальная нагрузка), дБА 39,6 34,7
Уровень шума в 2D (просмотр видео), дБА 18,0 18,0
Уровень шума в 2D (в простое), дБА 18,0 18,2
Видеовыходы 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a
Поддержка многопроцессорной работы SLI (NVLink)
Максимальное количество приемников/мониторов для одновременного вывода изображения 4 4
Питание: 8-контактные разъемы 2 1 (12-контактный)
Питание: 6-контактные разъемы 0 0
Максимальное разрешение/частота, DisplayPort 3840×2160@120 Гц, 7680×4320@60 Гц
Максимальное разрешение/частота, HDMI 3840×2160@120 Гц, 7680×4320@60 Гц
Розничные предложения карты Palit

Разъем HDMI 2.1 позволяет передавать по качественному HDMI-кабелю изображение 8К с частотой 60 Гц или 4К с частотой 120 Гц.

Результаты тестирования, конфигурация

 
Конфигурация тестового стенда

Список инструментов тестирования

Условия тестирования: настройки качества графики ультра, включена трассировка лучей, используются DLSS либо FSR в сбалансированном режиме.

  • Cyberpunk 2077 (Софтклаб/CD Projekt RED), патч 1.5
  • God of War (Sony IE/Sony IE)
  • The Medium (Bloober/Bloober)
  • Marvel’s Guardians of the Galaxy (Eldos/Square Enix)
  • Far Cry 6 (Ubisoft/Ubisoft)

На диаграммах приведены не только самые мощные ускорители, которые имеют шанс справиться с разрешением 8К, но и все остальные современные видеокарты, которые мы регулярно тестируем. Пусть их непригодность для таких экстремальных условий будет продемонстрирована наглядно.

Cyberpunk 2077

Играя в разрешении 8К с ускорителем GeForce RTX 3090 без трассировки лучей, но с DLSS, мы получим 50-60 FPS, что вполне приемлемо. Однако с включением трассировки лучей даже DLSS уже не позволяет получить комфортное количество кадров в секунду. Эта игра сложна по графике, очень динамична и обеспечивает отличную отдачу от включения RT, так что хотелось бы, конечно, задействовать все графические технологии. Но все-таки без технологии Ray Tracing можно играть в 8К на максимальных игровых настройках, картинка при этом фантастическая.

God of War

Игра культовая, а вот поддержки трассировки лучей в ней нет. Впрочем, это не мешает ей оставаться необычайно красивой: динамические тени, блики и туман реализованы правдоподобно. God of War неплохо оптимизирована и поддерживает технологии «умного» антиалиасинга DLSS, а также FSR, которые серьезно помогают в повышении производительности (DLSS помогает исключительно линейке GeForce RTX, а вот FSR универсальна). С ускорителем уровня GeForce RTX 3090 вполне можно играть в высочайшем разрешении 7680×4320 с максимальными игровыми настройками и полным комфортом.

The Medium

Эта игра ужасает не только резкими поворотами напряженного сюжета, но и влиянием трассировки лучей на производительность видеокарт GeForce RTX, не говоря уже о Radeon RX. В игре мало красочных сцен, но включение RT капитально меняет ощущения: лужи, отражения, туман — всё это на высоте. DLSS и FSR помогают компенсировать падение FPS от включения RT, но результат всё равно грустный. Спасает только то, что игра не динамичная, так что и 40 FPS в среднем вполне хватает для приемлемого комфорта.

Marvel’s Guardians of the Galaxy

В разрешении 8К эту игру стоит опробовать одной из первых. Весь игровой мир — это красочная космическая вселенная. Сверхбольшое разрешение позволяет замечать небывалое количество мелочей, а обладатели карт уровня GeForce RTX 3090 получат почти 60 FPS даже с трассировкой лучей — разумеется, совместно c DLSS. Более мощный ускоритель GeForce RTX 3090 Ti превосходит эту условную границу с теми же максимальными настройками графики. А вот с Radeon RX 6900 XT (и даже с Radeon RX 6950 ХТ) включать RT противопоказано: падение производительности столь велико, что даже FSR не спасает.

Far Cry 6

Игра создавалась при поддержке AMD, что логично привело к эффективной оптимизации для 3D-ускорителей семейства Radeon даже при включении трассировки лучей. Разумеется, реализована и технология AMD FSR, причем ее эффективность уже приличное количество раз менялась в лучшую сторону по мере выхода патчей, и сейчас FSR выглядит как серьезный помощник для повышения производительности видеокарт любого семейства. Ускоритель GeForce RTX 3090 тоже очень достойно справляется с задачей в разрешении 8К при включении трассировки лучей и с максимальным качеством графики. Впрочем, в этой игре технология RT визуально проявляет себя не очень заметно, хотя иногда при ее отключении пропадают лужи или объекты игровой сцены. Понятно, что без трассировки лучей FPS будет значительно выше.

Выводы

Огромное количество современных игр поддерживают технологии трассировки лучей, а также DLSS/FSR, позволяя получить невероятно детализированную и впечатляющую картинку на огромном 8К-телевизоре при выставлении всех остальных настроек графики на максимум. Вот с игровой производительностью при этом дело обстоит гораздо хуже, и без флагманского ускорителя к такому разрешению даже подходить не стоит. Наше тестирование показало, что обеспечить себе приемлемый показатель FPS можно, но не во всех играх, и отключать трассировку лучей придется почти всегда — альтернативой будет снижать игровые настройки качества или разрешение.

В нынешнее время из-за значительного падения цен на видеокарты уже вполне можно рассматривать для приобретения такие мощные решения, как GeForce RTX 3090 с очень большим объемом памяти. Эту карту можно назвать первым видеоускорителем игрового класса, годящимся для разрешения 8К. Правда, в момент появления GeForce RTX 3090 компания Nvidia не уставала напоминать обозревателям, что это не игровой, а полупрофессиональный ускоритель, однако практически ни один партнер калифорнийского гиганта не выпустил профессиональные карты на базе этого GPU: все серийно выпускаемые карты — чисто игровые. Тогда же та же Nvidia предлагала обозревателям огромный 8К-телевизор, передавая его из рук в руки, чтобы все смогли выполнить тесты в играх и в 7680×4320, то есть возможность играть в разрешении 8K была фишкой GeForce RTX 3090 еще в 2020 году. Сейчас, когда прошло почти два года с момента появления GeForce RTX 3090, мы можем сказать, что игр, в которых эта видеокарта обеспечивает приличный комфорт в 8K (иногда даже с RT и обязательно с DLSS), стало больше.

Благодарим нашего читателя Максима Абрамова
за предоставленную на тестирование видеокарту

Справочник по ценам

9 августа 2022 Г.