Можно ли сегодня играть в разрешении 8К? Тестируем на новинке GeForce RTX 4090 и на менее производительных видеокартах

В нынешнее время да и в принципе раньше желающих поиграть в разрешении 8K не слишком много из-за стоимости оборудования для воспроизведения такого разрешения, безусловно круто когда игровое изображение выводиться не на экран с разрешением 4K, а на целых аж 8K. Сверх космическое погружение и в разрешении нам будет обеспечено и в телевизорах с разрешением и 4K, но 8K это уже совсем сверх удовольствие доступное лишь энтузиастам.

Год за годом сложность графики в играх прогрессирует, что, в свою очередь, приводит к большей сложности обсчета графики для видеокарт, но при этом приводит к выходу на игровой рынок более мощного и успешно справляющегося с новыми графическими задачами «железа». В совсем недалеком времени всеми уже узнаваемая карта GeForce RTX 3090 в принципе вполне неплохо смотрелась в нами сейчас рассматриваемом разрешении 8K, но, только конечно же с включением DLSS. В ряде игр для достижения приемлемого комфорта в таком разрешении не следует вовсе включать трассировку лучей даже при наличии DLSS в игре. Однако в целом мы видели, что в некоторых современных играх ускоритель RTX 3090 выдавал приемлемые 60-70 FPS при максимальном качестве графики.

На замену RTX 3090 в статусе «Кабана» по производительности теперь выступает RTX 4090, а какой комфорт в 8K он сможет нам продемонстрировать, мы с вами ниже и разберемся.

Конечно можно не использовать карту уровня RTX 4090 исключительно с единым телевизором в разрешении 8K, вполне реально подключить 2—4 монитора с разрешением от Full HD до 4K, что даст не менее крутую визуализацию сцены в игре (а может быть и дальше более впечатляющую, нежели на одном телевизоре пусть и очень большой диагонали). Разумеется, такое возможно только с видеокартой из самого топ сегмента. Видеокарты уровня от RTX 3090 и выше смогут демонстрировать картинку в суммарном разрешении от 4K и выше, которая будет получаться на нескольких мониторах, подключенных соответственно к карте, и мы сможем играть на ультра игровых настройках графики, получая приемлемый или даже высокий комфорт (в зависимости от игры). Конечно, не исключено, что возможно потребуется включить технологию DLSS.

Тут надо поставить акцент на одном важном моменте, который вам надо обязательно знать: RTX 4090 поддерживает версию DLSS 3, которая почти вдвое поднимает FPS относительно RTX 3090 Ti, и как раз очень нужна в играх в больших разрешениях, в том числе и в режиме мультимониторности.

Что касается игровых тестов, мы ниже с вами их рассмотрим. Сейчас уверенно можно сказать: если уж играть на таком дорогом ускорителе и с весьма дорогим телевизором (или набором мониторов), то надо использовать и трассировку лучей, и технологию DLSS (или FSR). Да, было бы шикарно сразу включить обновленную технологию DLSS с версией 3.0, однако она еще не введена в массовые игры, все это будет сделано в ближайшее время.

Характеристики карты Palit GeForce RTX 4090 GameRock OC 24 ГБ 384-битной GDDR6X

Тестирование проводилось на видеокарте от Palit GeForce RTX 4090 GameRock OC (24 ГБ). Если рассматривать референс-дизайн RTX 4090, то он очень схож с RTX 3090 Ti, инженеры компании Nvidia использовали ту же форму PCB с большим треугольным вырезом справа, чтобы обеспечить сквозную продувку радиатора СО, но на обзоре у нас карта RTX 4090 от Palit у которой печатная плата все же заметно переделана и не является копией референс-аналога.

Palit GeForce RTX 4090 GameRock OC (24 ГБ)
GeForce RTX 4090 FE(24 ГБ)

Толщина, длина и высота у карты от Palit — 330×138×72 мм, потребляет выше 450Вт.

Palit GeForce RTX 4090 GameRock OC 24 ГБ 384-битной GDDR6X
Параметр Значение Номинальное значение (референс)
GPU GeForce RTX 4090 (AD102)
Интерфейс PCI Express x16 4.0
Частота работы GPU (ROPs), МГц BIOS P: 2610(Boost)—2775(Max)
BIOS S: 2520(Boost)—2730(Max)
2520(Boost)—2640(Max)
Частота работы памяти (физическая (эффективная)), МГц 2625 (21000) 2625 (21000)
Ширина шины обмена с памятью, бит 384
Число вычислительных блоков в GPU 128
Число операций (ALU/CUDA) в блоке 128
Суммарное количество блоков ALU/CUDA 16384
Число блоков текстурирования (BLF/TLF/ANIS) 512
Число блоков растеризации (ROP) 176
Число блоков Ray Tracing 128
Число тензорных блоков 512
Размеры, мм 330×138×72 310×130×70
Количество слотов в системном блоке, занимаемые видеокартой 4 4
Цвет текстолита черный черный
Энергопотребление пиковое в 3D, Вт (BIOS P/BIOS S) 475/452 450
Энергопотребление в режиме 2D, Вт 40 40
Энергопотребление в режиме «сна», Вт 11 11
Уровень шума в 3D (максимальная нагрузка), дБА (BIOS P/BIOS S) 28,8/25,7 37,0
Уровень шума в 2D (просмотр видео), дБА 18,0 18,0
Уровень шума в 2D (в простое), дБА 18,0 18,0
Видеовыходы 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a
Поддержка многопроцессорной работы нет
Максимальное количество приемников/мониторов для одновременного вывода изображения 4 4
Питание: 8-контактные разъемы 0 0
Питание: 6-контактные разъемы 0 0
Питание: 16-контактные разъемы 1 1
Вес карты с комплектом поставки (брутто), кг 2,6 3,0
Вес карты чистый (нетто), кг 2,0 2,2
Максимальное разрешение/частота, DisplayPort 3840×2160@144 Гц, 7680×4320@60 Гц
Максимальное разрешение/частота, HDMI 3840×2160@144 Гц, 7680×4320@60 Гц
Средняя цена карты Palit единичные предложения в районе 150-160 тысяч рублей на момент подготовки обзора

Карта Palit GeForce RTX 4090 GameRock OC (24 ГБ обладает двумя режима BIOS, но независимо на каком режиме работы стоит карта её шумность не превышает 28,8 дБА, что очень круто для видеокарты, которая позволяет играть в современные и сложные по графике игры даже в разрешении в 8K со всеми современными технологиями, и ниже результаты которые это наглядно демонстрируют. Карта обладает небольшими преимуществами в сравнении с референс-картой, а именно Boost-частота GPU в режиме BIOS 1(P) выше референс-аналога почти на 3,5%, а максимальная — на 5%. Исследования показали, что в среднем мы получили в играх прирост производительности в 4,5% относительно референс-карты в режиме BIOS P.

Разъем HDMI 2.1 позволяет передавать по качественному HDMI-кабелю изображение 8K с частотой 60 Гц или 4K с частотой 144 Гц.

Результаты тестирования, конфигурация

 
Конфигурация тестового стенда

Список инструментов тестирования

Условия тестирования: настройки качества графики ультра, включена трассировка лучей, используются DLSS либо FSR в сбалансированном режиме.

  • Cyberpunk 2077 (Софтклаб/CD Projekt RED), патч 1.5
  • God of War (Sony IE/Sony IE)
  • The Medium (Bloober/Bloober)
  • Marvel’s Guardians of the Galaxy (Eldos/Square Enix)
  • Far Cry 6 (Ubisoft/Ubisoft)

На диаграммах приведены не только самые мощные ускорители, которые имеют шанс справиться с разрешением 8K, но и все остальные современные видеокарты, которые мы регулярно тестируем. Пусть их непригодность для таких экстремальных условий будет продемонстрирована наглядно.

Cyberpunk 2077

Играя в разрешении 8K с ускорителем GeForce RTX 4090 без трассировки лучей, даже без DLSS, мы получим 50-60 FPS, что супер комфортно, но с включением трассировки лучей и DLSS RTX 4090 даст на итоге малоприемлемый FPS, почти такой же, как у GeForce RTX 3090 Ti (мы играем на ультра игровых настройках графики).

Да, игра сложна по графике и обеспечивает сильную нагрузку на видеокарты в целом от включения RT, и нами обозреваемый ускоритель на удивление не справляется со своей задачей, однако на это есть свои причины, о которых более развернуто мы напишем в выводах, а если вкратце, то проблем две: во-первых, пропускная способность памяти у RTX 4090 точно такая же, как и у GeForce RTX 3090 Ti, что не дает GPU RTX 4090 показать весь свой потенциал, скорости обмена данными между графическим процессором и памятью уже не хватает в таком высоком разрешении. Во-вторых, имеется ошибка в самой игре, это уже признали разработчики, и совместно с Nvidia работают над патчем, который повлияет на производительность, чтобы потенциал новой архитектуры мог реализоваться в полную силу.

В игре уже присутствует технология DLSS, а в ближайшее время, как я думаю, будет введен еще и патч, в который будет входить новая версия DLSS 3.

God of War

Эта игра уже не первой свежести, но все же остается одной из зрелищных и красивых по графике в нынешнее время, с нетерпением ждем God of War Ragnarok, он уже вот-вот на подходе. В игре God Of War отсутствует Ray Tracing, не исключено, что в новой части трассировка все же будет введена. Игра God of War неплохо оптимизирована и поддерживает технологии «умного» антиалиасинга DLSS, а также FSR, которые серьезно помогают в повышении производительности (DLSS помогает исключительно линейке GeForce RTX, а вот FSR универсальна). С видеокартой GeForce RTX 4090 можно легко играть в высочайшем разрешении 7680×4320 с максимальными игровыми настройками качества графики, получая приличный комфорт, и вообще это редкий случай, когда в таком мощном разрешении 8K даже не особо требуется включение DLSS.

Также прекрасно видно, что в таком огромном разрешении одинаковая с RTX 3090 Ti пропускная способность памяти и здесь сыграла для RTX 4090 роль «бутылочного горлышка». Да, чем выше разрешение, тем больше требований уже к видеопамяти и ее скоростям.

The Medium

Польская игра, в жанре психологического хоррора доводит до ужаса не только пугающими загадками и саундтреком, но и захватывающей графикой, которую дополняет трассировка лучей, сильно нагружающая GPU видеокарт GeForce RTX, не говоря уже о линейках Radeon RX, и только благодаря помощи FSR, флагманские модели из стана AMD уверенно смотрятся с включением Ray Tracing. В игре мало красочных сцен, в основном игра оформлена серо, но включение трассировки придает игре более естественную натуральность теней и отражений, что в свою очередь позволяет погрузиться в игру еще сильнее и ужаснуться еще больше. Несмотря на то, что DLSS и FSR помогают компенсировать падение FPS от включения RT, в этой игре только новинка GeForce RTX 4090 демонстрирует привычную нам комфортную производительность, которая значительно выше чем у RTX 3090 Ti и тем более RTX 3090, что логично. Впрочем, игра не динамичная и малокрасочная, так что в среднем и 40 FPS вполне хватает для приемлемого комфорта и прохождения этой игры — «бабайки».

Также мы прекрасно видим, что из-за отсутствия массивов очень больших текстур нагрузка на ПСП в 8K в этой игре не столь велика, так что потенциал GPU у RTX 4090 показал себя во всей красе!

Настройки ставили ультра игровые и, конечно же, с трассировкой лучей и DLSS в режиме баланса.

Marvel’s Guardians of the Galaxy

В разрешении 8K эта игра стоит внимания для лицезрения красивой графики. Весь игровой мир — это красочная галактика. Сверхбольшое разрешение позволяет замечать небывалое количество тонкостей в деталях у различных объектов, а обладатели новинки GeForce RTX 4090 получат великолепно высокие FPS с трассировкой лучей даже без DLSS, а DLSS вообще уносит RTX 4090 куда-то в космос... У соперников в лице Radeon RX 6900 XT (и даже Radeon RX 6950 XT) в этой игре все плохо: включать RT противопоказано, так как падение производительности столь велико, что даже FSR не спасает. Разумеется, в таком разрешении как 8K, обладатели флагманских карт из стана AMD могут пожертвовать технологией трассировки лучей, прибегнув лишь к универсальной технологии FSR. Но тогда и многих красот уже не будет...

Far Cry 6

Игра создавалась при поддержке AMD, что логично привело к эффективной оптимизации работы 3D-ускорителей семейства Radeon даже при включении трассировки лучей. Разумеется, реализована и технология AMD FSR, причем ее эффективность в этой игре уже много раз менялась в лучшую сторону по мере выхода патчей, и сейчас FSR выглядит как серьезный помощник для повышения производительности видеокарт любого семейства в целом (данная игра логично не поддерживает DLSS). Новинка GeForce RTX 4090 очень достойно справляется с задачей в разрешении 8K при включении трассировки лучей и с максимальным качеством графики, и ее производительность значительно выше, чем у GeForce RTX 3090 Ti. Опять же, мы наблюдаем, что у RTX 4090 в данной игре разрешение 8K не вызывает эффекта узкого места в плане ПСП.

Выводы

Огромное количество современных игр уже поддерживает технологии трассировки лучей и DLSS/FSR, позволяя получать невероятно детализированную и впечатляющую картинку на огромном 8K-телевизоре при выставлении всех настроек графики на максимум. Конечно, отрендерить этот огромный массив пикселей с приемлемой скоростью способны только флагманские ускорители последнего и предпоследнего поколений — GeForce RTX 3090 Ti и RTX 4090, Radeon RX 6950/6900 XT. С менее производительными видеокартами к такому разрешению даже подходить не стоит. Тестирование показало, что обеспечить приемлемый показатель FPS в 8K можно, но не во всех играх, и в случае карт семейства AMD Radeon отключать трассировку лучей придется почти всегда — альтернативой будет снижать игровые настройки качества или разрешение.

Сейчас из-за падения интереса к майнингу и в целом ситуации в мире видеокарты вроде GeForce RTX 4090 стоят дешевле, чем стоили намного менее производительные ускорители поколения RTX 30 во время бума майнинга и их дефицита. В принципе, цена новинок вполне адекватная. GeForce RTX 4090 можно назвать первым видеоускорителем игрового класса, легко справляющимся с большинством игровых задач в разрешении 8K. И не забывайте, что вскоре GeForce RTX 4090 еще больше ускорится по мере внедрения в играх DLSS 3. Два года прошло с момента старта продаж GeForce RTX 3090, и на то время игр, оптимизированных для комфортного уровня производительности в разрешении 8K, было крайне мало, а в настоящее время их стало гораздо больше, да и по графике они стали серьезнее.

Конечно, до сих пор наблюдаются некоторые неприятные моменты с производительностью в 8K. Например, в Cyberpunk 2077 имеются ошибки, подтвержденные самими разработчиками, в результате которых производительность GeForce RTX 4090 находится на том же уровне, что у предыдущего флагмана GeForce RTX 3090 Ti, оба они ограничены пропускной способностью памяти (одинаковой у обоих). Ждем исправлений.

9 ноября 2022 Г.