Апгрейд AMD Ryzen без смены платформы: есть ли смысл в такой модернизации игрового ПК?

Введение

В нашей серии игровых тестов последние года полтора использовалась тестовая система на основе центрального процессора AMD Ryzen 7 1700, вышедшего уже довольно давно. И хотя мы сразу разогнали его до 3,8 ГГц постоянной частоты для всех восьми ядер, многие из читателей не раз высказывали мнение о том, что эта модель CPU недостаточно быстра для тестов и часто ограничивает общую производительность системы, не давая раскрыть все возможности мощным графическим процессорам.

Эти возражения точно были бы справедливы, если мы бы использовали какой-нибудь средний Ryzen первого поколения без разгона — и только с топовыми GPU. Но на частоте в 3,8 ГГц эти годы процессор работал не хуже верхних моделей тогдашней линейки. Другое дело, что с момента выхода первого поколения настольных процессоров на основе архитектуры Zen прошло уже довольно много времени, и вполне вероятно, что современные процессоры Zen 2 могут выступить несколько лучше.

Но будет ли это сказываться в реальных условиях, при высокой нагрузке на GPU, которая обычно бывает в играх? Сегодня мы это как раз и проверим, заменив процессор на нашей дополнительной тестовой системе, используемой при тестировании свежевышедших игр. Причем сделаем это без смены платформы, оперативной памяти и даже процессорного кулера — все остальное остается прежним, просто вместо Ryzen 7 1700 в разъем системной платы встанет Ryzen 7 3700X последнего поколения.

Мы намеренно не гонимся за топовыми моделями семейства Ryzen 9, так как от изменения количества ядер с 8 штук до 12-16 в играх точно ничего не улучшится, как показывает практика. Четырех ядер совершенно точно уже не хватает для игр, даже с учетом многопоточности (4 ядра и 8 потоков), а иногда не хватает и шестиядерников (но уже без поддержки многопоточности). И идеальным вариантом для игр сейчас как раз являются процессоры вроде Ryzen 5 3600X — с шестью ядрами, поддержкой многопоточности и доступной ценой, так что для домашнего применения это максимально выгодный вариант.

Но мы не хотим ограничиваться тем, чего достаточно только на сегодня, желателен небольшой запас в виде дополнительной пары вычислительных ядер. С другой стороны, в Ryzen 7 3800X тоже нет смысла: он совсем чуть-чуть быстрее, чем Ryzen 7 3700X, равно как и немного дороже, так что разницы никто не увидит. Поэтому именно Ryzen 7 3700X нам показался идеальным вариантом для модернизации тестовой системы. Для формальности приведем скриншоты CPU-Z:

По этим сухим цифрам видна основная разница между моделями CPU разного времени выпуска в виде используемого техпроцесса (7 нм против 14 нм), который как раз и позволил улучшить характеристики производительности нового процессора в виде более высокой тактовой частоты и увеличенного объема кэш-памяти третьего уровня при сохранении TDP в 65 Вт (к слову, практика показала, что реальное потребление энергии у этих двух CPU прилично отличается — существенное повышение рабочей частоты не прошло даром). Итак, что за железо у нас есть, и как мы будем тестировать?

Тестовый стенд и условия тестирования

  • Компьютер на базе процессора AMD Ryzen:
    • процессор AMD Ryzen 7 1700;
    • процессор AMD Ryzen 7 3700X;
    • система охлаждения Noctua NH-U12S SE-AM4;
    • системная плата MSI X370 XPower Gaming Titanium (AMD X370);
    • оперативная память GeIL Evo X DDR4-3200 (16 ГБ);
    • накопитель SSD Corsair Force LE (480 ГБ);
    • блок питания Corsair RM850i (850 Вт);
  • операционная система Windows 10 Pro (64-битная);
  • монитор Samsung U28D590D (28″, 3840×2160);
  • утилита MSI Afterburner 4.6.2

Чтобы проверить, насколько производительность игровой системы растет при смене исключительно центрального процессора, мы взяли топовую модель видеокарты Nvidia GeForce GTX 2080 Ti. Ну а для того чтобы тестирование было максимально корректным, мы также протестировали по одной видеокарте AMD и Nvidia среднего уровня из предыдущего поколения: AMD Radeon RX 580 (8 ГБ) и Nvidia GeForce GTX 1060 (6 ГБ). Ведь далеко не у всех игроков имеются графические решения максимальной производительности, а вот подобный CPU сможет себе позволить большинство пользователей. Для всех видеокарт использовались последние версии драйверов, вышедшие на момент проведения тестов.

Так как прирост от использования более нового и производительного CPU, по опыту наших предыдущих игровых тестов, получается заметно бо́льшим в тех режимах, когда скорость рендеринга в целом ограничена именно его мощностью (вот это поворот!), мы протестировали представленные видеокарты в самом распространенном у пользователей разрешении 1920×1080 при средних настройках качества. Именно в таких случаях и должна наблюдаться максимально возможная отдача от апгрейда Ryzen с первого поколения на третье. Естественно, исключая еще меньшие разрешения, которые просто никто не использует в реальности (с видеокартами хотя бы среднего уровня).

Но мы также добавили и более реалистичные игровые условия: разрешение 2560×1440 при ультра-настройках качества (где-то это максимальные настройках качества, а где-то очень близкие к ним). Это уже режим, ограниченный производительностью видеокарты, и примерно в таких условиях и используют топовые графические процессоры, вроде GeForce GTX 2080 Ti. Хотя она умудряется даже в этом режиме иногда упираться в CPU, мы постарались минимизировать подобные случаи там, где это возможно, применяя самые современные графические API: DirectX 12 и Vulkan.

Теперь что касается конфигураций процессоров: Ryzen первого поколения мы также протестировали в разогнанном до 3,8 ГГц (постоянной частоты для всех ядер) виде, чтобы понять, насколько новый Ryzen 7 3700X быстрее того разогнанного варианта, который мы долго использовали в своих тестах. А вот с разгоном Ryzen третьего поколения дела обстоят очень непросто, как многие из вас уже знают.

Если в случае с Ryzen 7 1700 нам удалось с легкостью повысить производительность процессора при помощи разгона всех его ядер до частоты 3,8 ГГц (это не максимум, но на 100% стабильная для этого образца частота при очень небольшом повышении напряжения), то максимально возможная частота, полученная при стандартном подходе (то же увеличение множителя и напряжения CPU, которые отлично работали на первых двух поколениях Ryzen) к разгону Ryzen 7 3700X, получилась даже чуть ниже частоты, которая выставляется без разгона этого CPU в его турборежиме, так что подобная «старорежимная» методика разгона просто бесполезна.

Для нового процессора правильнее использовать технологию Precision Boost Overdrive, регулирующую ограничения по потреблению CPU и позволяющую отодвинуть эти ограничения, чтобы CPU сам работал на тех частотах, на которые он способен, с учетом качества конкретного кристалла и системы охлаждения для процессора. Кроме большего разгона этот метод также оставляет и возможность динамического изменения частот для всех ядер отдельно, в зависимости от нагрузки, что также бывает весьма полезно.

Но реальность показала, что и этот метод не дает большого прироста в случае процессоров Ryzen третьего поколения, так как в AMD и так разгоняют свои процессоры почти до естественного предела, оставляя оверклокерам лишь жалкие объедки. Пользователь по умолчанию получает 95% потенциала без необходимости связываться с разгоном. Можно поменять память, повысить ее частоту и снизить тайминги, но в целом вряд ли получится увеличить производительность сколько-нибудь заметно. Тем более что используемая системная плата на чипсете AMD X370 не поддерживает все возможности нового поколения Ryzen. Так что мы решили обойтись пока что без разгона более новой модели, ведь он даст не более пары-тройки процентов производительности.

Тестирование производительности

Для начала поговорим немного о разнице производительности CPU в играх и других приложениях. Да, новый Ryzen третьего поколения выглядит намного лучше старых в вычислительных задачах, вроде рендеринга и обработки больших объемов данных. Ему помогают как более высокая тактовая частота, так и увеличенный объем кэш-памяти, но главное, что улучшенная архитектура Zen 2 справляется со многими задачами куда эффективнее Zen и Zen+. Это можно увидеть в том числе и по результатам встроенного бенчмарка CPU-Z:

Как видите, новый CPU оказался быстрее Ryzen 7 1700 на 40% и даже больше! Компания AMD действительно серьезно подтянула эффективность архитектуры поколения Zen 2, и новый Ryzen гораздо быстрее в вычислениях. Примерно то же самое получается и во многих других бенчмарках. Но в играх дела обстоят несколько иначе, в них просто нет таких интенсивных вычислений на всех имеющихся ядрах, там зачастую важнее производительность одного-двух ядер, и как раз это интересует нас сегодня больше всего.

Мы протестировали более полутора десятков относительно свежих игр, в которых есть встроенные возможности для тестирования производительности. Требование встроенного бенчмарка в таком случае мы считаем обязательным, ведь при потенциально небольшой разнице в производительности точность измерения и повторяемость нужно обеспечить максимально возможные. В этот раз мы снова решили привести только средние показатели частоты кадров, так как на практике разница между ними слабо отличалась от разницы в минимальных показателях. Возможно, влияние CPU на время рендеринга кадра мы исследуем в отдельном материале, ну а пока что обойдемся средними значениями.

Ashes of the Singularity: Escalation

Первая игра в списке оптимизирована для продукции AMD, использует DirectX 12 API и умеет пользоваться возможностями многоядерных систем, что нам на руку. Можно было бы предположить, что мы увидим заметную разницу между разными поколениями Ryzen, но увы — в случае среднебюджетных GPU обоих производителей разница оказалась совсем небольшой.

Да и топовая GeForce RTX 2080 Ti не особенно отличилась. В целом, апгрейд до Ryzen 7 3700X позволил повысить производительность на 10%, но почти такой же прирост скорости рендеринга мы видим и у разогнанного Ryzen первого поколения. Скорее всего, в более высоком разрешении при максимальных графических настройках мы не увидим даже этого.

Так и есть, в более сложных именно для графических процессоров условиях влияние мощности центрального процессора нивелируется, и разница между моделями CPU сошла на нет для среднебюджетных GPU обоих производителей, да и старшая GeForce RTX 2080 Ti в таких условиях уже почти не ограничена мощностью CPU, так как используется D3D12-рендерер. Толку от апгрейда CPU в таких условиях нет совсем.

Assassins Creed Odyssey

Игра пусть и не самая свежая, но все еще довольно требовательная — в том числе и к мощности GPU, поэтому для видеокарт из середнячков модернизация CPU не принесла вообще ничего, их скорость ограничена мощностью графических процессоров. А вот старшая модель GeForce удивила весьма приличным приростом — в том числе от разгона Ryzen 7 1700, но особенно — от апгрейда на более новый Ryzen третьего поколения. Это пример игры с очень приличным приростом от смены процессора: +34%. Но останется ли он при повышении нагрузки на графику?

В более тяжелых условиях середнячки ожидаемо приуныли, и скорость вычислений на CPU общую производительность не ограничивает уже вообще никак. А вот топовая модель линейки GeForce RTX все еще упирается в возможности CPU даже в таких условиях. И хотя разница уже далека от трети, как в простых условиях, но +13% — это тоже неплохо. Что интересно, разгон Ryzen 7 1700 почти ничего не дал. Подтверждается то, что игра получает наибольший прирост именно от CPU новой архитектуры.

Deus Ex: Mankind Divided

Еще одна игра, к созданию и оптимизации которой приложила руку компания AMD, поэтому она отлично работает на Radeon RX 580 и похуже на GeForce. Производительность рендеринга в случае среднебюджетных карт полностью зависит от GPU, и прироста от смены CPU в их случае нет. А вот старшая GeForce снова получает очень приличный буст — теперь уже в 40%! Хотя разгон Ryzen 7 1700 дал лишь 10%.

В более сложном для GPU режиме ультра-настроек при повышенном разрешении баланс загрузки снова сильно сместился в сторону GPU. На GTX 1060 и RX 580 мы уже не смотрим, их производительность заметно ниже вычислительных возможностей CPU в таких условиях, а GeForce RTX 2080 Ti все еще получает прирост от увеличения скорости CPU. +14% от смены Ryzen 7 1700 на Ryzen 7 3700X — это очень неплохо.

Borderlands 3

Еще одна игра с поддержкой компании AMD (довольно много их в последнее время выходит), поэтому не смотрим на разницу между GTX 1060 и RX 580 — она вполне объяснима. Тем более, что нами намеренно использовалась DX12-версия. Улучшения общей скорости от смены процессора на среднеценовых GPU почти нет, а вот топовая GeForce RTX 2080 Ti снова выделилась хорошим результатом прироста от смены процессора — на 31%. Разгон Ryzen 7 1700 такой скорости не дал и близко, так что новое поколение Ryzen действительно заметно быстрее первого в играх.

А вот в сложных условиях повышенного разрешения и усложненной обработки графики разницы между всеми вариантами центральных процессоров уже не было замечено. Так что тем, кто играет на мониторах с разрешением выше Full HD, и тем, кто довольствуется этим разрешением при наличии средних по мощности GPU, быстрый центральный процессор в играх не обязателен, будет достаточно просто среднего.

Hitman 2

Последняя игра этой серии довольно сильно нагружает графические процессоры, и скорость рендеринга в ней уже не сильно упирается в возможности CPU, хотя явное ограничение осталось (даже при использовании D3D12), судя по показателям всех трех протестированных видеокарт. Даже Radeon RX 580 и GeForce GTX 1060 явно быстрее с Ryzen 7 3700X, а старшая модель линейки GeForce RTX быстрее и вовсе почти на 30% при условии использования более современного CPU (разгон старого хоть и помогает, но не сильно). Посмотрим, что получится при увеличении нагрузки на графику.

Удивительно, что в случае Hitman 2 более тяжелые условия для GPU принесли упор в графику только для среднебюджетной парочки: Radeon RX 580 и GeForce GTX 1060. А вот старшая видеокарта семейства GeForce RTX все еще получает очень большой прирост при смене процессора, все еще почти так же упираясь в мощность CPU, да еще и разницы между результатами в легком и тяжелом режимах в случае Ryzen 7 3700X нет. Явный упор в центральный процессор, и только новая модель смогла раскрыть возможности топовой карты, да и то еще не все, похоже.

F1 2019

Игры компании Codemasters под официальной лицензией Формулы 1 выходят ежегодно, но слабо меняются год от года с графической точки зрения. Игра этого года отличается тем, что в ней есть уже официальная поддержка Direct3D12, именно эту версию мы и использовали. И не зря: разница в случае GeForce RTX 2080 Ti получилась более 30% — Ryzen 7 3700X тут также работает отлично. А вот первое поколение этих процессоров даже в разгоне не может приблизиться к модели третьего поколения. Правда, в случае среднеценовых GPU разница между всеми CPU оказалась минимальной.

В более тяжелом режиме ситуация ожидаемая: все представленные видеокарты уже не получают от смены CPU никаких преимуществ, так как общая скорость жестко ограничена возможностями графических процессоров. Даже топовая модель семейства Turing не обеспечила никакого прироста в разрешении 2560×1440 при ультравысоких настройках.

Strange Brigade

Еще одна игра, разработанная в рамках программы сотрудничества с компанией AMD, и она поддерживает два графических API: Vulkan и DirectX 12. Мы использовали последний, хотя оба они примерно одинаково умеют пользоваться возможностями современных многоядерных процессоров. Но игра довольно сильно загружает работой GPU, и средние модели GeForce GTX 1060 и Radeon RX 580 от более мощных CPU не получают преимущества.

А вот топовая видеокарта GeForce RTX 2080 Ti снова показала приличный прирост средней частоты кадров. Причем снова примерно в том же размере для разогнанного Ryzen 7 1700 и стокового Ryzen 7 3700X — всего около 10% для первого и целых 40% для современной модели! Еще раз подтверждается, что Zen 2 явно эффективнее работает в играх. Посмотрим, что получится в более тяжелом для видеочипов режиме:

Ничего неожиданного. Даже несмотря на трехзначные цифры средней частоты кадров, под 200 FPS, на топовой GeForce RTX, рендеринг в игре в таких условиях упирается исключительно в GPU, а прироста от смены CPU на более мощный почти нет. Понятно, что для среднебюджетных графических процессоров AMD и Nvidia эта разница вообще отсутствует полностью.

Shadow of the Tomb Raider

Последняя игра из серии Tomb Raider получила продвинутый D3D12-рендерер, который мы и использовали в нашей работе, и он отлично работает на всех видеокартах, хотя разработчикам в этот раз помогала уже Nvidia, что в последнее время стало редкостью.

Среднеценовые Radeon RX 580 и GeForce GTX 1060 почти не показали прироста при трех разных вариантах CPU, а вот топовая карта семейства Turing снова была более чем на треть быстрее при использовании нового Ryzen 7 3700X по сравнению со старым Ryzen 7 1700. И даже разгон последнего дал лишь 10% прибавки. То есть у Zen 2 и в этой игре обнаружилось заметное преимущество.

И преимущество осталось даже при большей нагрузке на GPU при повышении разрешения и качества графики. Нагрузка не выросла настолько, чтобы скорость упиралась в CPU в случае GeForce RTX 2080 Ti. Поэтому для этой модели разница между процессорами все же осталась, пусть и снизившись до 16%. Ну а парочка среднебюджетных решений все показала еще в Full HD — эти GPU слишком слабы, чтобы упираться в мощность центрального процессора в этой игре.

Red Dead Redemption 2

Red Dead Redemption 2 — очень свежая игра, получившая выбор рендерера из D3D12 и Vulkan, последний и используется проектом по умолчанию. Похоже, что игра в ее нынешнем виде не слишком хорошо подходит для графических решений Nvidia, которые явно работают неидеально, что хорошо видно по сравнению среднебюджетных видеокарт. Но у нас сегодня другая задача — определить прирост от смены CPU на более мощный.

Увы, указанные выше GPU недостаточно мощны, а игра весьма ресурсоемкая для того, чтобы была видна разница даже в Full HD. А вот старшая GeForce RTX 2080 Ti показала хотя бы часть возможностей Ryzen 7 3700X: производительность при установке этой модели процессора была на 21% выше по сравнению со стоковым Ryzen 7 1700. И это при том, что разгон старого Ryzen дал лишь 5% дополнительной скорости.

Неудивительно, что при усложнении задачи для графических процессоров разница между конфигурациями с CPU разных поколений стала еще ниже — повышение разрешения и качества рендеринга привело к большей нагрузке на GPU и упору в их возможности. GeForce GTX 1060 и Radeon RX 580 не показывают прироста вовсе, а старшая GeForce хоть и оказалась быстрее при использовании нового Ryzen 7 3700X в таких условиях, но уже лишь на 6%. Ну, тоже неплохо.

The Division 2

Вторая часть игры The Division была разработана с участием AMD и также дает выбор между Direct3D11 и D3D12. Причем второй вариант подходит лучше для всех графических процессоров. Решения AMD и Nvidia среднего уровня прошлого поколения почти не получают прироста от установки нового CPU, хотя при этом Radeon RX 580 оказывается заметно производительнее своего конкурента (это нас сегодня не волнует).

А вот GeForce RTX 2080 Ti снова не готова довольствоваться Ryzen первого поколения, и установка более нового и мощного Ryzen 7 3700X в ту же систему обеспечивает прирост в средней частоте кадров порядка 35%, тогда как разгон старой модели Ryzen дает лишь чуть больше 10%. Снова мы видим явное превосходство более совершенной архитектуры Zen 2.

Правда, ситуация ожидаемо изменяется при увеличении нагрузки на GPU при выборе разрешения 2560×1440 и максимальных графических настроек. Теперь ни среднебюджетные Radeon RX 580 с GeForce GTX 1060, ни старшая GeForce RTX 2080 Ti не показывают прироста в скорости рендеринга при смене процессора. Да, старшая видеокарта Nvidia вроде бы чуть быстрее при установке Ryzen 7 3700X, но эти 3% могут быть всего лишь погрешностью измерений.

Total War: Three Kingdoms

В игре Total War: Three Kingdoms режима использования Direct3D12 уже нет, хотя он был в виде бета-версии в предыдущих играх этой серии — из-за недостатка оптимизации его просто выкинули. Интересно, что некоторая разница между моделями CPU отмечена и для среднеценовых видеокарт Radeon RX 580 и GeForce GTX 1060 (до 10%), но полностью процессоры раскрывает лишь топовая видеокарта семейства GeForce RTX, показавшая весьма приличный прирост частоты кадров при установке Ryzen 7 3700X по сравнению с Ryzen 7 1700: +36%. При этом разгон старого процессора AMD дал лишь около 10%.

И даже при установке более высокого разрешения и ультра-настроек в Total War: Three Kingdoms осталась некоторая разница для разных процессоров в случае установки мощнейшей GeForce RTX 2080 Ti. Пусть разница в 8% уже далеко не так велика, как 30%-40% в Full HD-разрешении, но и это тоже кое-что. А вот среднеценовые GPU никакого прироста при смене CPU не показали, скорость рендеринга упирается исключительно в них самих.

Metro Exodus

Игра Metro Exodus вышла не так давно, и кроме поддержки трассировки лучей DXR имеет и просто D3D12-рендерер, который мы и использовали. Хотя игра разрабатывалась с поддержкой компании Nvidia, видеокарта конкурента Radeon RX 580 в ней оказалась явно быстрее, чем GeForce GTX 1060. Не очень понятно, кто виноват в таком качестве оптимизации, но сегодня мы говорим о другом.

Обе среднебюджетные видеокарты не почувствовали смены CPU, показав практически идентичную среднюю частоту кадров при установке всех трех вариантов процессоров. А вот GeForce RTX 2080 Ti снова показала уже привычный прирост порядка 34% при установке Ryzen 7 3700X вместо Ryzen 7 1700 и всего лишь 8% ускорения от разгона устаревшей модели Ryzen до 3,8 ГГц.

Если даже на средних настройках в Full HD-разрешении производительность в игре упирается в средние по мощности GPU, то при усложнении задачи эти графические процессоры становятся единственным ограничителем скорости рендеринга, и замена CPU ни на что не влияет для Radeon RX 580 и младшей из пары протестированных GeForce. Зато система с GeForce RTX 2080 Ti все еще получает преимущество при установке новой модели Ryzen, но уже всего лишь 7%.

World War Z

Очередная игра со встроенным бенчмарком, использованием современного графического API Vulkan и... поддержкой со стороны AMD (да когда же они уже кончатся?). Неудивительно, что GeForce GTX 1060 сильно отстает от Radeon RX 580, но оба этих графических процессора не получают преимуществ от установки более мощного центрального процессора в систему. Топовая же GeForce RTX 2080 Ti при смене Ryzen 7 1700 на Ryzen 7 3700X ускоряется довольно заметно — ровно на треть. И это при том, что разгон Ryzen 7 1700 дает заметно меньшие 8%.

Мало что нового можно сказать, глядя на эту диаграмму: в более тяжелых для GPU условиях повышенного разрешения и ультра-качества рендеринга разницы между протестированными CPU нет уже не только для среднебюджетных GTX 1060 и RX 580 — топовая GeForce RTX 2080 Ti ускорилась всего лишь на 4%, что можно назвать несущественной разницей, близкой к возможной погрешности измерений.

Gears 5

И еще одна игра... правильно, с поддержкой AMD, использованием современного графического API (в этот раз — DirectX 12) и встроенным бенчмарком. Интересно, что в ней преимущества у Radeon RX 580 над GeForce GTX 1060 нет, зато оба этих GPU упираются в слабый стоковый Ryzen 7 1700, а его разгон или смена на более новый Ryzen 7 3700X дает приличный прирост скорости.

Ну а для старшей модели GeForce RTX 2080 Ti все примерно так же, как и в большинстве других протестированных сегодня игр: в Full HD-разрешении при средних настройках качества получается увеличение средней частоты кадров на треть, при том что разгон старенького Ryzen 7 1700 дает лишь около 10% прироста.

А вот в более сложных условиях все уже несколько иначе: среднебюджетные GPU вообще не чувствуют смены процессоров, упираясь в производительность графических процессоров полностью, а топовая модель Nvidia архитектуры Turing все еще получает прирост скорости рендеринга при замене Ryzen первого поколения на аналогичный по позиционированию процессор третьего поколения. 18% прироста скорости при таких условиях — это очень неплохо, хотя и разгон Ryzen 7 1700 также хорошо сказался на частоте кадров в этой игре.

World of Tanks

Это очень популярная сетевая многопользовательская игра, руку к которой не приложила ни Nvidia, ни AMD (только Intel, но ее мы сегодня не касаемся). Несмотря на просто огромные трехзначные цифры частоты кадров, вплоть до 300 FPS, GPU средней мощности упираются исключительно в себя, а не в CPU. Замена же Ryzen более новым и мощным CPU при наличии GeForce RTX 2080 Ti в системе дала полуторакратный прирост в средней частоте кадров! Разгон старого Ryzen 7 1700 тоже сказался, но снова всего лишь на 13%. Это самый впечатляющий результат нового процессора AMD.

А вот в более сложных графически условиях уже практически никакого прироста в среднем FPS не было отмечено, все три графических процессора ограничены собственными возможностями и смена CPU никак не влияет на показатели средней частоты кадров. Лишь в случае самой мощной видеокарты есть какая-то номинальная разница, но эти 2%-3% легко входят в пределы погрешности измерений, так что на них можно не смотреть.

Far Cry 5

Пожалуй, это одна из самых старых игр, представленных в сегодняшнем сравнении. Немудрено, что она использует исключительно DirectX 11, хотя и разрабатывалась также под патронажем AMD. Интересно: насколько подобный проект может ускориться при смене процессора разных поколений Ryzen? Некоторая разница получилась и для GeForce GTX 1060 с Radeon RX 580, но она совсем невелика, а вот старшая модель GeForce RTX 2080 Ti привычно ускорилась на треть при установке Ryzen 7 3700X, при том что разгон старого Ryzen 7 1700 дал лишь 8% прибавки к средней частоте кадров — все как обычно.

Использование DirectX 11 дает о себе знать, как и то, что игра уже не очень новая. Графические процессоры AMD и Nvidia средней мощности ничуть не ускорились при установке Ryzen 7 3700X в систему, зато GeForce RTX 2080 Ti все так же уперлась в мощность установленного центрального процессора. И поэтому замена Ryzen 7 1700 новым процессором дала дополнительные 29% в кадровой частоте даже в условиях повышенного разрешения и ультра-настроек графики. Разгон же старого CPU дает лишь 7% прироста FPS.

Выводы

Хотя мы протестировали очень разные игры разного времени выпуска, использующие разные API, разработанные с технической поддержкой AMD или Nvidia, но сравнительная производительность в них всех дает возможность сделать довольно однозначные выводы. Хотя и архитектуры графических процессоров AMD и Nvidia сильно отличаются, и качество кода драйверов и игр разное, почти все они показали себя примерно одинаково.

Удивительно, но поведение видеокарт AMD и Nvidia было схожим, прирост от установки нового Ryzen 7 3700X взамен старого Ryzen 7 1700 на системах с разными GPU приводил к аналогичным приростам скорости на GeForce и Radeon, хотя небольшая разница между ними иногда все-таки имелась. Совершенно точно, что при упоре производительности в возможности CPU новый Ryzen дает куда больший прирост в подавляющем большинстве случаев и на AMD, и на Nvidia по сравнению с простым разгоном старенького Ryzen 7 1700.

Поэтому вполне можно посмотреть на средние показатели по всем 16 играм. Единственное замечание: стоит сравнивать цифры производительности отдельно для двух выбранных нами режимов разрешения и настроек качества (по диаграммам вы легко поймете почему).

Сразу же видно, что Radeon RX 580 и GeForce GTX 1060 в среднем примерно одинаково справились с протестированными играми, разве что с небольшим преимуществом видеокарты AMD. Но сегодня это нас почти не волнует. Важнее другое: обе видеокарты показали себя очень схоже — как в режиме средней нагрузки на GPU и большой нагрузки на CPU, так и при заметно увеличенной работе для графического процессора. И никакая разница в оптимизации драйверов для многопоточной работы не сказалась на общих результатах.

Еще один очевидный вывод по средним цифрам: в более тяжелом режиме явно больший прирост скорости при смене CPU наблюдался именно у мощной GeForce RTX 2080 Ti. Иногда даже в повышенном разрешении при максимальных настройках качества общая скорость рендеринга все еще упиралась в возможности CPU, и установка более мощного процессора в систему давала топовой видеокарте некоторое преимущество — в среднем менее 10%. Но стоят ли единицы процентов затрат на апгрейд CPU для игровой системы? Вряд ли, лучше отдать больше денег на модернизацию видеокарты.

Получается, что больше всего смысла в использовании новой модели Ryzen 7 3700X (да и других процессоров новой серии) будет именно для владельцев очень мощных GPU, по каким-то причинам (вроде наличия хорошего игрового монитора или большого качественного телевизора, с которым не хочется расставаться) играющим в разрешении Full HD. Тем же, у кого установлены видеокарты уровня GeForce GTX 1060 и Radeon RX 580, можно дать совет вообще не дергаться и сидеть на Ryzen первого поколения. Можно немного разогнать старые CPU, но толку будет мало: эти GPU даже при средних настройках в Full HD почти всегда упираются в собственную мощность, и ускорение процессора не даст им ровным счетом ничего.

Что касается апгрейда нашей тестовой системы — конкретно для ее задач смена Ryzen 7 1700 на Ryzen 7 3700X явно имеет смысл. Во-первых, нам нужно показывать разницу между видеокартами даже в относительно низком разрешении рендеринга при средних настройках. Во-вторых, разгон устаревшей версии процессора хоть и давал прирост, но далеко не такой, который обеспечивает установка Ryzen третьего поколения. Ну и в-третьих, вполне возможно, что в будущем мы еще проверим влияние платформы, установив новый CPU на современную системную плату с чипсетом AMD X570, чтобы окончательно проверить все возможные аспекты подобной модернизации.

25 декабря 2019 Г.