Звуковая карта Yamaha SW1000XG


 

Реклама новой (в 1999 году) музыкальной карты от фирмы Yamaha обещала "оставить позади Ваши мечты" и, действительно, выпуск аудиокарты SW1000XG стал заметным событием в мире мультимедиа. Стоившая первоначально порядка 700 долларов небольшая с виду карточка имела множество достоинств, о которых пару лет назад любителю компьютерной музыки на PC приходилось только мечтать.

В сущности SW1000XG включает в себя три функциональных блока: MIDI-синтезатор по стандарту XG, блок эффектов на основе DSP c глубиной обработки 24 бита и блок ввода/вывода звуковой информации. Перед подробным изложением технических особенностей "флагманской" аудиокарты от Ямахи сразу упомяну возможность, в свое время впечатлившую меня, пожалуй, больше всего: карточка позволяет сохранять звучание MIDI-синтезатора и блока вывода звука напрямую в обычный .WAV-файл или любой другой цифровой формат, т.е. без потерь качества звука при аналого-цифровом и цифро-аналоговом конвертировании и сопутствующих шумов. Как это делается? С точки зрения пользователя очень просто: при инсталляции Ямахи в список устройств записи звука в Панели управления вносятся два новых устройства SW1000 #1 IN и SW1000 #2 IN. При выборе первого устройства в программе редактирования звука (Cool Edit или др.) осуществляется запись с аналогового входа аудиокарты, а при выборе второго устройства производится запись текущего звучания самой Ямахи в любой формат, поддерживаемый аудио редактором.

Внешний вид и разъемы

Как говорилось, габаритные размеры SW1000XG весьма скромные: 198 на 127 мм. При внешнем осмотре сразу обращают на себя внимание три мощных микросхемы на борту и еще шесть более мелких, золоченые разъемы на задней панели и два внутренних цифровых разъема.

На самых больших микросхемах выполнены: процессор генерации звука MIDI-синтезатора, включая память для сэмплов 20 MB — SWP30B (аналогичный используется в сэмплере A3000), процессор эффектов — DSP3 (аналогичный используется в цифровом миксере O2R) и процессор, ответственный за коммутацию аудио каналов (об этом ниже) — P21 Gate Array.

Разъемы на задней панели следующие (сверху вниз): аналоговый вход, два разъема линейного выхода, цифровой выход и разъем MIDI-интерфейса. Аналоговый стерео вход (3.5 мм) является общим: линейным и микрофонным. Переключение между двумя режимами программное. При включении или инициализации устройства основным является микрофонный вход. Фирма Yamaha предлагает вместе с драйверами маленькую (28 КБайт) утилиту (ее можно разместить в папке "Автозагрузка"), при запуске которой аналоговый вход переключается на линейный режим. Два аналоговых (левый и правый) RCA-разъема реализуют линейный выход. Выход на наушники отсутствует (по заверениям специалистов фирмы — чтобы не создавать лишние помехи для остальной аналоговой части аудиокарты). Ставший уже обыкновенным цифровой коаксиальный S/PDIF выход предназначен для подключения записывающих устройств с соответствующим интерфейсом. В комплект Ямахи входит короткий MIDI-шнур, подключаемый к последнему разъему, имеющий на втором конце две типичных MIDI-розетки: MIDI IN и MIDI OUT.

Два, может быть, самых интересных цифровых коннектора расположены на самой плате. Правее (черный), разъем для подключения SW1000XG к цифровому миксеру и блоку эффектов Yamaha DSP Factory DS2416. Левее (белый), реализован интерфейс для подключения дочерних карт Yamaha серии PLG. Совместно с DSP Factory наша Ямаха реализует маленькую, но профессиональную мини-студию (эта тема для отдельной статьи). Великолепные (без кавычек) карточки серии PLG будут описаны ниже.

Технические особенности

Начнем с MIDI-синтезатора. Разумеется, синтезатор соответствует спецификации XG, причем в ее самой продвинутой на момент написания статьи конфигурации. По реализации MIDI и эффектам SW1000XG соответствует известному тон-генератору MU100R. Генерация звука (по технологии AWM2) реализована на основе сэмплов, записанных в собственной памяти музыкальной карты. В технической спецификации на Ямаху количество инструментов (будем использовать этот термин) равно 1267, они размещены в 20 (!) МБайтах ROM. Здесь любознательные читатели разделятся на два лагеря: на первых произведет впечатление цифра 1267, а вторые постараются прикинуть качество реализации MIDI звуков поделив количество инструментов на объем занимаемой ими памяти. Необходимо пояснить: реальных инструментов (тембров, голосов) значительно меньше. Многие, по-разному обозначенные инструменты, звучат одинаково или почти одинаково, отличаясь, например, другими параметрами атаки/затухания звука, установками хоруса и пр. Многие инструменты получены путем смешения уже существующих. Субъективно по-разному звучащих инструментов (имеются в виду мелодические, без ударных) можно насчитать приблизительно 600. Количество используемых сэмплов подсчитать трудно, т.к. режимы микширования и разнообразные эффекты меняют звуки неузнаваемо. Но сэмплов определенно меньше 500. Впрочем, с точки зрения музыканта, это не так важно — количество инструментов так велико, что их трудно все перебрать и запомнить. Подробное ознакомление со спецификацией XG и ее реализациями выходит за рамки этой статьи, поэтому прервем эту увлекательную тему.

Кроме мелодических, имеются наборы ударных. В режиме XG их целых 36, подобранных под разные стили музыки (Jungle Kit, Jazz Kit, Techno Kit, Rock Kit и пр.). Встречаются и экзотические (SFX Kit), но они по существу являются наборами эффектов. Вообще эффекты (дикий смех, собаки, пузырьки и т.д.), типичные для XG режима вряд ли можно использовать для серьезной работы, разве что с экстремальными искажениями — уж очень быстро приедаются.

Yamaha SW1000XG позволяет использовать не шестнадцать обычных MIDI-каналов, а тридцать два. Реализовано это просто: в используемом секвенсоре выбираются два идентичных синтезатора SW1000 #1 Synthesizer и SW1000 #2 Synthesizer, у каждого 16 каналов — вместе 32. Количество одновременно звучащих нот — максимум 64, но необходимо учитывать, что многие инструменты реально состоят из двух голосов, поэтому полифония может равняться и тридцати двум одновременно звучащим нотам.

Благодаря тому, что по спецификации XG все инструменты имеют эталонный тембральный состав, MIDI-файлы, подготовленные на звуковых картах за 15 долларов, не хуже звучат и на нашей модели :) Иначе говоря, соблюдается совместимость снизу вверх, что, несомненно, обрадует начинающих музыкантов.

Перейдем к эффектам. Немного истории. Первые "музыкальные" карты не имели даже реверберации. Затем с развитием элементной базы на выходе звука аудиокарт стали ставить блоки реверберации и хоруса, уровень и тип (если его можно было выбрать) которых регулировался сразу для всех MIDI-каналов одновременно. Затем ввели по канальное регулирование эффектов. Очень неплохие для своего времени музыкальные карты Yamaha DB50XG и SW60XG имели уже три блока эффектов, один из которых мог назначаться на выбранный эксклюзивный канал. Так вот, создатели SW1000 включили в свое детище шесть независимых эффект-процессоров. Два из них — это обычные реверберация и хорус, действующие на все MIDI-каналы с раздельной регулировкой уровня по каналам. Три других блока (Вариация (Variation), Вставка 1 (Insertion 1), Вставка 2 (Insertion 2) ) независимо друг от друга назначаются на один любой MIDI-канал. Последний — пяти-полосный эквалайзер стоит на выходе и, следовательно, влияет на звучание карты в целом. Количество типов эффектов для разных блоков различно: реверберация — 12, хорус — 14, Вариация — 70, Вставка 1 и Вставка 2 по 43. Каждый эффект имеет множество регулируемых внутренних параметров (до 16), управляемых по MIDI в том числе и в реальном времени. DSP, реализующий эффекты имеет точность обработки 24 бита.

Благодаря качественным сэмплам и процессору эффектов звучание MIDI-синтезатора Ямахи оставляет великолепное впечатление, правда (к сожалению), к хорошему привыкаешь быстро и первые впечатления быстро забываются.

Перейдем к аналоговой части музыкальной карты. SW1000, как и любая универсальная аудиокарта, имеет каналы вывода звука. Иначе говоря, она воспроизводит типичные звуки Windows и может работать в играх. Здесь, однако, не стоит забывать, что предназначение карты не игровое, поэтому отсутствует аппаратная поддержка 3D аудио режимов. Но крутой геймер может не расстраиваться — SW1000XG без всяких конфликтов работает вместе с другими карточками. У меня, например, она прекрасно уживается вместе с Diamond MX300.

В отличие от большинства аудиокарт, Yamaha имеет не один, а целых шесть стерео каналов вывода звуков. Все они равнозначны и, при желании, могут расщепляться на монофонические каналы. С разными каналами удобно работать в секвенсорах, поддерживающих множество аудиодорожек. Не стоит забывать, что на аналоговую часть Ямахи можно назначить различные эффекты и, в том числе, на разные каналы назначить разные эффекты. Например, если на WAV-дорожке записан голос, то к нему можно подключить хорус, если рядом ударные, то реверберацию и т.п.

Параметры аудио следующие: разрядность 16/32 бита (запись и воспроизведение), частота дискретизации 8/11/22/44/48 кГц (воспроизведение) и 44.1 кГц (запись). На входе стоит аналого-цифровой преобразователь с разрядностью 20 бит (!), на выходе цифроаналоговый — 18 бит. Плата может работать в дуплексном режиме, т.е. одновременно на запись и воспроизведение. Производитель заявляет шум на не менее 94 дБ, но не стоит забывать, что SW1000XG эксплуатируется не на испытательном стенде, а в обычном компьютере, следовательно, реальные параметры шума выше. Для справки, у меня на запись в линейном режиме уровень шума на уровне 77 дБ, в то время как у MX300 этот показатель равен 64 дБ. Разумеется, на разных компьютерах эти значения меняются. Впрочем, не стоит параметрам шумности придавать большое значение — имеется цифровой выход и, самое главное, возможность "внутренней" записи без помех.

Инсталляция и программное обеспечение

Установка SW1000XG прошла обыденно и без проблем. Новая карточка не заметила уже установленную звуковую карту MX300, и конфликтов на почве разделения ресурсов не возникло. При инсталляции запрашивается компакт-диск с драйверами, поставляемый вместе с Ямахой. После перезагрузки компьютера все готово к работе.

На компакт-диске кроме драйверов находятся демо-файлы MIDI, некоторые из которых предназначены только для SW1000XG и демонстрируют ее возможности. Также на диске расположены файлы в формате WAV, демонстрирующие возможности звучания некоторых дочерних карт серии PLG.

Кроме драйверов и демок на диске находится полностью функциональный секвенсор от фирмы Yamaha — XG Works версии 2, "заточенный" полностью на возможности SW1000XG. К этому секвенсору покупателю любой продукции стандарта XG стоит присмотреться повнимательнее. Ямахинский секвенсор является полнофункциональным приложением с поддержкой и обработкой аудио-дорожек. Если сравнивать XG Works и такой популярный секвенсор как Cakewalk, то надо признать, что Cakewalk в работе удобнее и, как-то более интуитивно понятен, да и профессиональных "примочек" имеет больше. Однако, любители музыки, использующие продукцию XG, обычно предпочитают вместе с Cakewalk использовать редактор типа XG Edit, который более наглядно позволяет редактировать параметры звучания ямахинской продукции. В этом плане XG Works гораздо удобнее. Все инструменты, эффекты, аудио-настройки и прочие параметры можно наглядно редактировать внутри одной программы, не вдаваясь в тонкости разнообразнейших MIDI-сообщений. Кроме того, вместе с карточками серии PLG поставляются отличные программы, визуально реализующие их возможности, но они являются дополнительными модулями для XG Works и самостоятельно не работают.

Как говорится: "Вам выбирать", но я настоятельно рекомендую подробнее изучить возможности XG Works.

Основной сайт любителей SW1000XG расположен по адресу www.xgfactory.com. На этом сайте, среди разнообразнейшей информации можно найти и демо-версию XG Works. Может быть, этот секвенсор заинтересует и владельцев других карточек, имеющих спецификацию XG.

Дочерние карты серии PLG

Фирма Yamaha сделала интересный шаг навстречу музыкантам, использующих электронные инструменты. Небольшие и недорогие (от $150 до $350) карточки реализуют возможности профессиональных синтезаторов и вставляются в соответствующие разъемы профессиональной аппаратуры, расширяя их музыкальные возможности. Кроме SW1000XG, разъемы для PLG имеют тонгенераторы (MU100R, MU128) и синтезаторы с клавиатурой (S80, CS6x).

На данный момент карты PLG разделяются по сериям 100 и 150. Владельцам SW1000XG необходимо обратить внимание на следующее: карточки, выпущенные до августа 1999 года, нормально работают только с серией PLG100. Чтобы заставить их работать с серией PLG150 Yamaha рекомендует обратиться к ближайшему дистрибьютору, который должен бесплатно сделать апгрейд. Боюсь, в России это реализовать затруднительно. Подробнее на эту тему можно почитать по адресу www.xgfactory.com/html/plg/plg_f.htm

На момент написания статьи фирма Yamaha выпустила всего шесть карточек PLG, из них пять фактически являются тонгенераторами и одна (PLG100VH) — процессором эффектов. Вот краткое описание:

PLG100VH
дополняет "материнское" устройство возможностью вокального гармонайзера. Звук может обрабатываться или с аналогового входа или с аудиодорожки секвенсора. К звучащему голосу может добавляться до трех гармонических голосов. Кроме того, можно "искажать" голос различными эффектами вокодерного типа.
PLG100VL и PLG150VL
являются синтезаторами, моделирующими звучание акустических инструментов на основе построения и реализации математических моделей реальных музыкальных инструментов. Имеется 256 встроенных пресетов. Аналог синтезатора VL70-m.
PLG100DX и PLG150DX
синтезаторы по технологии FM. По возможности синтеза звука соответствуют знаменитому DX7 (6 операторов, 16 нот полифония). На борту 912 (!) пресетов.
PLG100XG
"обычный" MIDI-синтезатор по спецификации XG. 700 пресетов и 22 набора ударных. Пожалуй, большого смысла навешивать на SW1000XG нет.
PLG150PF
тон-генератор, специализированный на инструментах категории Piano (классические, клавесины, электро и пр.) Имеет более 150 подобных инструментов.
PLG150AN
модуль, реализующий синтез старых аналоговых синтезаторов. Имеет 256 пресетов. Аналог клавишного синтезатора AN1X.

Владельцу SW1000XG следует учесть следующее: одновременно можно использовать только одну карту серии PLG. Большинство из них занимает один выбранный MIDI-канал, т.е., фактически, одновременно может звучать только один инструмент. Неудобно? Зато качество синтеза впечатляет. Можно сказать, что насколько SW1000XG превосходит по звучанию обычные "мультимедийные" аудиокарты, настолько PLG превосходят саму SW1000XG.

Подведем итог. Флагманская аудиокарта от Ямахи стоит недешево (на данный момент в России порядка $600), однако вложенные деньги полностью окупаются тем удовольствием, полученным от использования многочисленных возможностей и качеством, которое оценит компьютерный музыкант любого профиля.

 

Дополнительно

Звуковая карта Yamaha SW1000XG

Звуковая карта Yamaha SW1000XG

 

Реклама новой (в 1999 году) музыкальной карты от фирмы Yamaha обещала "оставить позади Ваши мечты" и, действительно, выпуск аудиокарты SW1000XG стал заметным событием в мире мультимедиа. Стоившая первоначально порядка 700 долларов небольшая с виду карточка имела множество достоинств, о которых пару лет назад любителю компьютерной музыки на PC приходилось только мечтать.

В сущности SW1000XG включает в себя три функциональных блока: MIDI-синтезатор по стандарту XG, блок эффектов на основе DSP c глубиной обработки 24 бита и блок ввода/вывода звуковой информации. Перед подробным изложением технических особенностей "флагманской" аудиокарты от Ямахи сразу упомяну возможность, в свое время впечатлившую меня, пожалуй, больше всего: карточка позволяет сохранять звучание MIDI-синтезатора и блока вывода звука напрямую в обычный .WAV-файл или любой другой цифровой формат, т.е. без потерь качества звука при аналого-цифровом и цифро-аналоговом конвертировании и сопутствующих шумов. Как это делается? С точки зрения пользователя очень просто: при инсталляции Ямахи в список устройств записи звука в Панели управления вносятся два новых устройства SW1000 #1 IN и SW1000 #2 IN. При выборе первого устройства в программе редактирования звука (Cool Edit или др.) осуществляется запись с аналогового входа аудиокарты, а при выборе второго устройства производится запись текущего звучания самой Ямахи в любой формат, поддерживаемый аудио редактором.

Внешний вид и разъемы

Как говорилось, габаритные размеры SW1000XG весьма скромные: 198 на 127 мм. При внешнем осмотре сразу обращают на себя внимание три мощных микросхемы на борту и еще шесть более мелких, золоченые разъемы на задней панели и два внутренних цифровых разъема.

На самых больших микросхемах выполнены: процессор генерации звука MIDI-синтезатора, включая память для сэмплов 20 MB — SWP30B (аналогичный используется в сэмплере A3000), процессор эффектов — DSP3 (аналогичный используется в цифровом миксере O2R) и процессор, ответственный за коммутацию аудио каналов (об этом ниже) — P21 Gate Array.

Разъемы на задней панели следующие (сверху вниз): аналоговый вход, два разъема линейного выхода, цифровой выход и разъем MIDI-интерфейса. Аналоговый стерео вход (3.5 мм) является общим: линейным и микрофонным. Переключение между двумя режимами программное. При включении или инициализации устройства основным является микрофонный вход. Фирма Yamaha предлагает вместе с драйверами маленькую (28 КБайт) утилиту (ее можно разместить в папке "Автозагрузка"), при запуске которой аналоговый вход переключается на линейный режим. Два аналоговых (левый и правый) RCA-разъема реализуют линейный выход. Выход на наушники отсутствует (по заверениям специалистов фирмы — чтобы не создавать лишние помехи для остальной аналоговой части аудиокарты). Ставший уже обыкновенным цифровой коаксиальный S/PDIF выход предназначен для подключения записывающих устройств с соответствующим интерфейсом. В комплект Ямахи входит короткий MIDI-шнур, подключаемый к последнему разъему, имеющий на втором конце две типичных MIDI-розетки: MIDI IN и MIDI OUT.

Два, может быть, самых интересных цифровых коннектора расположены на самой плате. Правее (черный), разъем для подключения SW1000XG к цифровому миксеру и блоку эффектов Yamaha DSP Factory DS2416. Левее (белый), реализован интерфейс для подключения дочерних карт Yamaha серии PLG. Совместно с DSP Factory наша Ямаха реализует маленькую, но профессиональную мини-студию (эта тема для отдельной статьи). Великолепные (без кавычек) карточки серии PLG будут описаны ниже.

Технические особенности

Начнем с MIDI-синтезатора. Разумеется, синтезатор соответствует спецификации XG, причем в ее самой продвинутой на момент написания статьи конфигурации. По реализации MIDI и эффектам SW1000XG соответствует известному тон-генератору MU100R. Генерация звука (по технологии AWM2) реализована на основе сэмплов, записанных в собственной памяти музыкальной карты. В технической спецификации на Ямаху количество инструментов (будем использовать этот термин) равно 1267, они размещены в 20 (!) МБайтах ROM. Здесь любознательные читатели разделятся на два лагеря: на первых произведет впечатление цифра 1267, а вторые постараются прикинуть качество реализации MIDI звуков поделив количество инструментов на объем занимаемой ими памяти. Необходимо пояснить: реальных инструментов (тембров, голосов) значительно меньше. Многие, по-разному обозначенные инструменты, звучат одинаково или почти одинаково, отличаясь, например, другими параметрами атаки/затухания звука, установками хоруса и пр. Многие инструменты получены путем смешения уже существующих. Субъективно по-разному звучащих инструментов (имеются в виду мелодические, без ударных) можно насчитать приблизительно 600. Количество используемых сэмплов подсчитать трудно, т.к. режимы микширования и разнообразные эффекты меняют звуки неузнаваемо. Но сэмплов определенно меньше 500. Впрочем, с точки зрения музыканта, это не так важно — количество инструментов так велико, что их трудно все перебрать и запомнить. Подробное ознакомление со спецификацией XG и ее реализациями выходит за рамки этой статьи, поэтому прервем эту увлекательную тему.

Кроме мелодических, имеются наборы ударных. В режиме XG их целых 36, подобранных под разные стили музыки (Jungle Kit, Jazz Kit, Techno Kit, Rock Kit и пр.). Встречаются и экзотические (SFX Kit), но они по существу являются наборами эффектов. Вообще эффекты (дикий смех, собаки, пузырьки и т.д.), типичные для XG режима вряд ли можно использовать для серьезной работы, разве что с экстремальными искажениями — уж очень быстро приедаются.

Yamaha SW1000XG позволяет использовать не шестнадцать обычных MIDI-каналов, а тридцать два. Реализовано это просто: в используемом секвенсоре выбираются два идентичных синтезатора SW1000 #1 Synthesizer и SW1000 #2 Synthesizer, у каждого 16 каналов — вместе 32. Количество одновременно звучащих нот — максимум 64, но необходимо учитывать, что многие инструменты реально состоят из двух голосов, поэтому полифония может равняться и тридцати двум одновременно звучащим нотам.

Благодаря тому, что по спецификации XG все инструменты имеют эталонный тембральный состав, MIDI-файлы, подготовленные на звуковых картах за 15 долларов, не хуже звучат и на нашей модели :) Иначе говоря, соблюдается совместимость снизу вверх, что, несомненно, обрадует начинающих музыкантов.

Перейдем к эффектам. Немного истории. Первые "музыкальные" карты не имели даже реверберации. Затем с развитием элементной базы на выходе звука аудиокарт стали ставить блоки реверберации и хоруса, уровень и тип (если его можно было выбрать) которых регулировался сразу для всех MIDI-каналов одновременно. Затем ввели по канальное регулирование эффектов. Очень неплохие для своего времени музыкальные карты Yamaha DB50XG и SW60XG имели уже три блока эффектов, один из которых мог назначаться на выбранный эксклюзивный канал. Так вот, создатели SW1000 включили в свое детище шесть независимых эффект-процессоров. Два из них — это обычные реверберация и хорус, действующие на все MIDI-каналы с раздельной регулировкой уровня по каналам. Три других блока (Вариация (Variation), Вставка 1 (Insertion 1), Вставка 2 (Insertion 2) ) независимо друг от друга назначаются на один любой MIDI-канал. Последний — пяти-полосный эквалайзер стоит на выходе и, следовательно, влияет на звучание карты в целом. Количество типов эффектов для разных блоков различно: реверберация — 12, хорус — 14, Вариация — 70, Вставка 1 и Вставка 2 по 43. Каждый эффект имеет множество регулируемых внутренних параметров (до 16), управляемых по MIDI в том числе и в реальном времени. DSP, реализующий эффекты имеет точность обработки 24 бита.

Благодаря качественным сэмплам и процессору эффектов звучание MIDI-синтезатора Ямахи оставляет великолепное впечатление, правда (к сожалению), к хорошему привыкаешь быстро и первые впечатления быстро забываются.

Перейдем к аналоговой части музыкальной карты. SW1000, как и любая универсальная аудиокарта, имеет каналы вывода звука. Иначе говоря, она воспроизводит типичные звуки Windows и может работать в играх. Здесь, однако, не стоит забывать, что предназначение карты не игровое, поэтому отсутствует аппаратная поддержка 3D аудио режимов. Но крутой геймер может не расстраиваться — SW1000XG без всяких конфликтов работает вместе с другими карточками. У меня, например, она прекрасно уживается вместе с Diamond MX300.

В отличие от большинства аудиокарт, Yamaha имеет не один, а целых шесть стерео каналов вывода звуков. Все они равнозначны и, при желании, могут расщепляться на монофонические каналы. С разными каналами удобно работать в секвенсорах, поддерживающих множество аудиодорожек. Не стоит забывать, что на аналоговую часть Ямахи можно назначить различные эффекты и, в том числе, на разные каналы назначить разные эффекты. Например, если на WAV-дорожке записан голос, то к нему можно подключить хорус, если рядом ударные, то реверберацию и т.п.

Параметры аудио следующие: разрядность 16/32 бита (запись и воспроизведение), частота дискретизации 8/11/22/44/48 кГц (воспроизведение) и 44.1 кГц (запись). На входе стоит аналого-цифровой преобразователь с разрядностью 20 бит (!), на выходе цифроаналоговый — 18 бит. Плата может работать в дуплексном режиме, т.е. одновременно на запись и воспроизведение. Производитель заявляет шум на не менее 94 дБ, но не стоит забывать, что SW1000XG эксплуатируется не на испытательном стенде, а в обычном компьютере, следовательно, реальные параметры шума выше. Для справки, у меня на запись в линейном режиме уровень шума на уровне 77 дБ, в то время как у MX300 этот показатель равен 64 дБ. Разумеется, на разных компьютерах эти значения меняются. Впрочем, не стоит параметрам шумности придавать большое значение — имеется цифровой выход и, самое главное, возможность "внутренней" записи без помех.

Инсталляция и программное обеспечение

Установка SW1000XG прошла обыденно и без проблем. Новая карточка не заметила уже установленную звуковую карту MX300, и конфликтов на почве разделения ресурсов не возникло. При инсталляции запрашивается компакт-диск с драйверами, поставляемый вместе с Ямахой. После перезагрузки компьютера все готово к работе.

На компакт-диске кроме драйверов находятся демо-файлы MIDI, некоторые из которых предназначены только для SW1000XG и демонстрируют ее возможности. Также на диске расположены файлы в формате WAV, демонстрирующие возможности звучания некоторых дочерних карт серии PLG.

Кроме драйверов и демок на диске находится полностью функциональный секвенсор от фирмы Yamaha — XG Works версии 2, "заточенный" полностью на возможности SW1000XG. К этому секвенсору покупателю любой продукции стандарта XG стоит присмотреться повнимательнее. Ямахинский секвенсор является полнофункциональным приложением с поддержкой и обработкой аудио-дорожек. Если сравнивать XG Works и такой популярный секвенсор как Cakewalk, то надо признать, что Cakewalk в работе удобнее и, как-то более интуитивно понятен, да и профессиональных "примочек" имеет больше. Однако, любители музыки, использующие продукцию XG, обычно предпочитают вместе с Cakewalk использовать редактор типа XG Edit, который более наглядно позволяет редактировать параметры звучания ямахинской продукции. В этом плане XG Works гораздо удобнее. Все инструменты, эффекты, аудио-настройки и прочие параметры можно наглядно редактировать внутри одной программы, не вдаваясь в тонкости разнообразнейших MIDI-сообщений. Кроме того, вместе с карточками серии PLG поставляются отличные программы, визуально реализующие их возможности, но они являются дополнительными модулями для XG Works и самостоятельно не работают.

Как говорится: "Вам выбирать", но я настоятельно рекомендую подробнее изучить возможности XG Works.

Основной сайт любителей SW1000XG расположен по адресу www.xgfactory.com. На этом сайте, среди разнообразнейшей информации можно найти и демо-версию XG Works. Может быть, этот секвенсор заинтересует и владельцев других карточек, имеющих спецификацию XG.

Дочерние карты серии PLG

Фирма Yamaha сделала интересный шаг навстречу музыкантам, использующих электронные инструменты. Небольшие и недорогие (от $150 до $350) карточки реализуют возможности профессиональных синтезаторов и вставляются в соответствующие разъемы профессиональной аппаратуры, расширяя их музыкальные возможности. Кроме SW1000XG, разъемы для PLG имеют тонгенераторы (MU100R, MU128) и синтезаторы с клавиатурой (S80, CS6x).

На данный момент карты PLG разделяются по сериям 100 и 150. Владельцам SW1000XG необходимо обратить внимание на следующее: карточки, выпущенные до августа 1999 года, нормально работают только с серией PLG100. Чтобы заставить их работать с серией PLG150 Yamaha рекомендует обратиться к ближайшему дистрибьютору, который должен бесплатно сделать апгрейд. Боюсь, в России это реализовать затруднительно. Подробнее на эту тему можно почитать по адресу www.xgfactory.com/html/plg/plg_f.htm

На момент написания статьи фирма Yamaha выпустила всего шесть карточек PLG, из них пять фактически являются тонгенераторами и одна (PLG100VH) — процессором эффектов. Вот краткое описание:

PLG100VH
дополняет "материнское" устройство возможностью вокального гармонайзера. Звук может обрабатываться или с аналогового входа или с аудиодорожки секвенсора. К звучащему голосу может добавляться до трех гармонических голосов. Кроме того, можно "искажать" голос различными эффектами вокодерного типа.
PLG100VL и PLG150VL
являются синтезаторами, моделирующими звучание акустических инструментов на основе построения и реализации математических моделей реальных музыкальных инструментов. Имеется 256 встроенных пресетов. Аналог синтезатора VL70-m.
PLG100DX и PLG150DX
синтезаторы по технологии FM. По возможности синтеза звука соответствуют знаменитому DX7 (6 операторов, 16 нот полифония). На борту 912 (!) пресетов.
PLG100XG
"обычный" MIDI-синтезатор по спецификации XG. 700 пресетов и 22 набора ударных. Пожалуй, большого смысла навешивать на SW1000XG нет.
PLG150PF
тон-генератор, специализированный на инструментах категории Piano (классические, клавесины, электро и пр.) Имеет более 150 подобных инструментов.
PLG150AN
модуль, реализующий синтез старых аналоговых синтезаторов. Имеет 256 пресетов. Аналог клавишного синтезатора AN1X.

Владельцу SW1000XG следует учесть следующее: одновременно можно использовать только одну карту серии PLG. Большинство из них занимает один выбранный MIDI-канал, т.е., фактически, одновременно может звучать только один инструмент. Неудобно? Зато качество синтеза впечатляет. Можно сказать, что насколько SW1000XG превосходит по звучанию обычные "мультимедийные" аудиокарты, настолько PLG превосходят саму SW1000XG.

Подведем итог. Флагманская аудиокарта от Ямахи стоит недешево (на данный момент в России порядка $600), однако вложенные деньги полностью окупаются тем удовольствием, полученным от использования многочисленных возможностей и качеством, которое оценит компьютерный музыкант любого профиля.