Сравнение декодирования видео микросхемами
Sigma Designs 8634 и Realtek RTD1283DD
(приложение к обзору медиаплеера IconBiT HDR11L)


Ну не удержались мы от проведения такого эксперимента. Правда, в нашем распоряжении не имеется карты захвата Full HD, которая оцифровывала бы сигнал через HDMI-подключение (например, такая). Но ведь можно поступить и твердолобо: сфотографировать экран телевизора с близкого расстояния, так, чтобы каждый пиксел сосчитать можно было.

Да, все знают, что при этом результат может быть искажён несколько раз влиянием таких факторов, как:

  1. на этапе декодирования чипом (это неисправимо);
  2. во время вывода на экран ТВ (исправимо, если подключать одним и тем же способом);
  3. вследствие ошибок при фотографировании (при достаточном старании также вполне исправимо).

Хоть риск и велик, однако, если подойти к делу серьёзно, потратить время, то потери можно свести к минимуму. А, следовательно, получить довольно устойчивый результат, который можно было бы верно интерпретировать. Самое главное — исключить внесение искажений в сигнал, передаваемый с плеера на ТВ. Здесь единственным выходом (во всех смыслах) видится HDMI, поэтому выводить изображение с плеера на телевизор мы станем только через него.

Не менее важно устроить и так, чтобы фотоаппарат не внёс свою вредную лепту в результат. Для этого необходимо зафиксировать фотоаппарат на штативе недалеко от экрана телевизора. После этого требуется перевести его в режим ручных настроек, и выставить необходимые фокус, ISO, выдержку, а также добавить чуток зума, чтобы уменьшить геометрические искажения. Теперь, подключая попеременно к телевизору разные плееры и запуская на них просмотр одного и того же файла, сфотографируем один и тот же кадр видео, нацеливаясь в ту область, где вращается окружность с разноцветными секторами.

Кстати, самое сложное во всём этом процессе — вовремя включить паузу в плеере, чтобы сфотографировать один и тот же кадр (здесь чуть-чуть помогает счётчик кадров, расположенный в правой половине тестовой таблицы). Разумеется, не следует ожидать в приводимых ниже снимках такого же великолепия, "как на телике" — вы наверняка видели так называемые TS-версии фильмов, и прекрасно понимаете, что получается, когда ведешь съёмку телевизора.

Первый файл, который проигрывался на плеерах, представляет собой анимированную тестовую таблицу, а характеристики видео следующие: AVC 1920x1080 23,976 кадр/сек с прогрессивной развёрткой (avc-1920p.mp4, 63 МБ).

Ниже и далее представлены слева-направо:

  • стоп-кадр из проигрывавшегося видео
  • фото результата работы плеера IconBIT HD400DVD
  • фото результата работы плеера IconBiT HDR11L

Отличия получились не столь разительными, как, может быть, ожидалось... Разве что цвета в видео, воспроизводимом HDR11L, выглядят чуть более ярко. Если же кто-то из особо пытливых читателей и разглядит различия в "ступеньках", то лишь при самом большом увеличении. Впрочем, чтобы увидеть эти лесенки "в жизни", необходимо смотреть телевизор, вооружившись хорошим биноклем (хотя убеждать в этом придирчивого сибарита — что против ветра кричать).

Если хорошенько подумать — кто же не сумеет хорошо проиграть видео, которое и без того имеет высокое качество? Попробуем-ка сравнить качество декодирования на материале качеством пониже: обыкновенном MPEG-2 стандартного разрешения. Извольте — из аккуратненького прогрессивного FullHD был изготовлен старый добрый интерлейсный MPEG-2 (mpeg-2.mpg, 22,3 МБ). Что же получилось на фото?

А вот в этом случае отличия в яркости сигнала видны более отчётливо. Различия в отрисовке геометрических особенностей (края объектов, контуры) видны здесь уже невооружённым взглядом, но опять же, лишь в том случае, если приблизиться к телевизору вплотную.

Но два предыдущих опыта сами собой рождают и третий: а что, если скормить нашим плеерам самую что ни на есть обыкновенную дрянь. Её в народе называют "пережаткой" — кто не видел эти кубики и грязь с мусором (xvid.avi, 2,4 МБ). А вот и фото:

Что тут скажешь... С одной стороны (с левой) мы видим честное изображение того "видео", которое сами же издевательски сотворили. В центре — практически то же самое видео без изменений, те же кубики, грязь. Однако справа мы наблюдаем явную работу некоего улучшайзера, сделавшего из жутко экономного "XVID-да" с битрейтом 800 Кбит/сек вполне пристойную картинку. Принцип работы этого чистильщика очевиден: с помощью размытия все раздражающие артефакты устраняются. Правда, вместе с этим, к сожалению, утрачивается и чёткость.

Тесты — дело хорошее... Только вот беда в том, что на фотографии невозможно передать динамику. А ведь зритель не смотрит видео в режиме паузы (хотя, бывают и исключения, наверное). Наше же субъективное мнение можно выразить следующими словами: во время просмотра на том и другом плеере практически никакой разницы не наблюдалось, хотя стоп-кадры говорят (или должны говорить?) об обратном. Возможно, более опытный пользователь сумеет разглядеть и проанализировать каждый из 25 кадров в секунду — но ведь это какой-то мозговой штурм получается, а не просмотр фильма.

Дополнительно