Sound & Vision SACD Sampler

Heads Up


 

     
  Лейбл: Telarc / Heads Up
  Дата релиза: 24 анваря 2006 года
     
     

Мы неоднократно писали о "войне форматов" и прибавить тут особенно нечего. По-прежнему меломаны колеблются в своих предпочтениях между SACD и DVD-A, но, как и раньше, они вынуждены покупать преимущественно CD, так как лишь малая доля новых альбомов выходит в форматах высокого разрешения. Но среди меломанов есть и небольшая группа людей, которым интересна не столько музыка, сколько сам звук как таковой. И им гораздо сложнее определиться с очередной покупкой, так как даже громкое имя аудифильского лейбла и заветная надпись 96/24 на обложке диска не гарантируют высокое качество записи. Нередко бывает, что частотный диапазон на SACD или DVD-A не превосходит показатели CD-DA, а шестиканальность оказывается "липовой" (тылы практически не слышны), из-за чего запись больше смахивает на стандартную CD-фонограмму. Кроме того, не секрет, что подобная ситуация не лучшим образом сказывается на имидже самих форматов высокого разрешения, ведь, как говорится в одной рекламе, "если не видно разницы, то зачем платить больше?". Именно поэтому самые авторитетные аудиофильские лейблы периодически выпускают специальные тестовые диски, которые призваны продемонстрировать реальные возможности форматов высокого разрешения.

Одним из таких лейблов является Telarc. Компания специализируется на джазовых записях, хотя в каталоге Telarc есть и классика, и кроссовер-релизы, и даже поп- и рок-альбомы. Ежегодно лейбл выпускает один или два SACD с подборкой наиболее показательных многоканальных записей — именно с целью самого полного раскрытия потенциала SACD (в "войне форматов" Telarc поддерживает именно детище Philips и Sony). Давайте посмотрим, что за музыкальный коктейль нам приготовили на этот раз!

1. Icarus (03:35)
Подборка открывается композицией в исполнении Лос-анджелесского гитарного квартета. Легкая, почти фоновая пьеса на первый взгляд кажется очень непритязательной, но если вслушаться внимательнее, то можно обнаружить очень прихотливый ритм, изысканную гармонию и филигранные мелодические вкрапления, которые хоть и не складываются в полноценную музыкальную тему, но зато расцвечивают музыкальную ткань изящными звуковыми "узорами". Похоже, именно из-за обилия "мелкой" техники (легкие виртуозные пассажи и арпеджио) данный трек и был включен в рассматриваемую подборку, хотя никаких серьезных нагрузок на акустическую систему этот номер не предлагает. Что касается микса 5.1, то поканальное разведение здесь выполнено грамотно и с хорошим чувством стиля.

2. Flesh on Flesh (05:56)
Вторая композиция может поставить вашу аудиосистему в тупик. Беззаботное карнавальное веселье от Ал Ди Меолы содержит, с одной стороны, скоростные басовые партии, которые так и норовят превратиться на плохой акустике в бессмысленную гудящую "кашу", а с другой стороны, — буйные ритмы перкуссии, накладывающиеся на восклицательные интонации струнных и деревянных духовых. На этом треке можно проверить атаку фронтальных и тыловых спикеров (инструменты вступают, как правило, очень неожиданно и активно), а также возможности сабвуфера.

3. Don't Ever Let Nobody Drag Your Spirit Down (03:25)
"Черный" джаз в исполнении Эрика Бибба, Рори Блока и Мирии Мульдаур не особо интересен с музыкальной точки зрения — ощущение дежавю будет преследовать вас на протяжении всего номера. Да и в качестве тестового материала этот трек вряд ли можно использовать. Разве что для проверки звучания на вашей акустике джазового вокала (сольного и ансамблевого). Объем чувствуется, но тылы в данной записи играют, скорее, вспомогательную роль.

4. Wenyukela (04:50)
Четвертый трек — это целиком вокальный номер. Южноафриканский ансамбль Ladysmith Black Mambazo, исполняющий традиционные гимны своей родины, создает плотную и насыщенную музыкальную ткань, как бы окутывающую слушателя мягким, но теплым звуковым одеялом. Задача акустики — максимально естественно передать все обертона и малейшие призвуки, которые в изобилии присутствуют в хоровом пении a cappella, создать ощущение, что певцы окружают вас со всех сторон — благо, запись дает такую возможность.

5. The Twelfht (04:11)
Пятая композиция опять предлагает нам проверить сабвуфер на прихотливой басовой линии, хотя, по большому счету, серьезным испытанием для акустики этот номер от Manhattan Transfer вряд ли станет, даже, несмотря на довольно обширный инструментальный состав и пение вокального ансамбля.

6. Viven (04:46)
Трек в исполнении экзотической по инструментальному составу группы Hiroshima богат на мелкие детали, поэтому главной проблемой для акустики станет прорисовка и локализация мимолетных, но довольно разнохарактерных музыкальных образов.

7. The French Fiddler (03:02)
Еще одна легкая джазовая композиция, исполненная, однако, поистине виртуозно. Оскар Петерсон и Мишель Легран играют в сопровождении эстрадного оркестра, демонстрируя на сольных эпизодах мастерство высшего класса. Впрочем, тестовым материалом эту запись можно назвать лишь с большой натяжкой — акустике здесь не придется особенно напрягаться.

8. Hallelujah I Love Her So (03:46)
Еще один дуэт культовых музыкантов в сопровождении джаз-бэнда. Кавер-версия хита Рэя Чарльза исполняется Кевином Махогани (вокал) и Монти Александером (фортепиано). Несмотря на всю качественность, как музыки, так и интерпретации, попадание трека в подборку вызывает удивление. Высококлассной акустике проявить себя здесь особенно негде.

9. Why Are People Like That? (03:54)
Ветеран блюза Джуниор Уэллс исполняет номер с шиком, присущим только мастерам класса А. И пусть песня звучит довольно старомодно, но для поклонников стиля это четыре минуты чистого наслаждения — с такой любовью все сыграно.

10. Let's Go Back (06:03)
Дуэт Джуниора Брауна и Тани Рэй Браун подкупает безыскусностью и прямолинейностью: такое ощущение, что перед нами песня из какого-нибудь салуна на Диком Западе. Стилизация удалась на все 100! А задачи для акустики все те же, что и на предыдущих номерах: естественная передача вокала и акустических инструментов в сочетании с проработкой мелких деталей.

11. Teen Town (04:11)
Одиннадцатый номер (Jaco Pastorius Big Band / Victor Wooten) сочетает открытое и резковатое звучание медных духовых с негромким, но виртуозным соло на бас-гитаре. Отсюда и потенциальные проблемы для аудиосистемы: гитарные пассажи должны звучать детально и разборчиво, со всеми динамическими и ритмическими нюансами, тогда как оркестровая секция должна демонстрировать уверенную атаку при полном отсутствии каких бы то ни было паразитных призвуков.

12. Funky Tina (05:17)
Легкий и в меру изобретательный фанк порадует богатством и разнообразием небольших по продолжительности инструментальных соло, "уложенных" в изящную "паутину" percussion-ритмов. Проверьте, насколько хорошо у вашей системы обстоят дела с детализацией!

13. I've Grown Accustomed to His Face (06:23)
Женский вокал — всегда серьезное испытание для акустики. Ведь добиться естественности звучания в среднем регистре не проще, а порой и сложнее, чем внизу или наверху частотного диапазона. Ведь человек слышит, прежде всего, средние частоты, и от того, насколько хорошо акустика справляется со всем богатством гармоник и обертонов, характерных для человеческого голоса, зависит общая комфортность и натуральность саунда. Кроме того, данная запись очень необычно смикширована: голос как бы блуждает по каналам, переходя из одной колонки в другую. Что касается музыкального материала, то пение Тьерни Саттон в сопровождении джазового трио — это все-таки удовольствие на любителя. Мне ее вокал кажется слишком бледным и безэмоциональным.

14. Village Gait (05:32)
Из-за своей продолжительности и однообразности этот номер в исполнении ансамбля Yellowjackets кажется скучноватым: очень свободный, почти авангардный джаз может порадовать меломанов разве что блестящим саксофонным соло Боба Минтцера. В остальном трек мало запоминается.

15. Cocowalk (05:58)
Завершается диск концертной записью. Пианист-виртуоз Мишель Камило играет беззаботный "отвязный" джаз в сопровождении контрабаса и ударных. Легкая "грязь" и небрежность придает треку особый шарм, но с какой стати этот номер попал в данную подборку — для меня загадка: качество звучания явно недотягивает до студийных записей, да и многоканальность здесь, по большому счету, не так нужна.

Общие впечатления от альбома
Если говорить о музыкальном материале, то у Telarc получился легкий чисто развлекательный релиз, своего рода музыка для отдыха. Да, изысканная. Да, порой очень любопытная и, конечно, отлично исполненная. Но выветривающаяся из головы через минуту после прослушивания. Впрочем, программа подобрана очень качественно: треки довольно разнообразны по составу исполнителей и по стилевым особенностям, хотя большинство номеров тяготеют к smooth-джазу. Правда, проявляется это не столько в наличии формальных признаков этого субжанра, сколько в плане общего настроения беззаботности и безмятежной веселости. Если рассматривать данный релиз как тестовый образец, то нельзя не отметить некоторую ограниченность подборки: большинство номеров "бьют в одну и ту же цель", поэтому трех-четырех номеров (скажем, №№2, 4, 6 и 13) вполне хватило бы для проверки возможностей акустики.

Издание

SACD упакован в стандартный CD-бокс с наклейкой "Hybrid Multichannel". Дизайн самого диска полностью соответствует общему стилю издания.

Помимо диска внутри коробки был обнаружен 12-страничный буклет с пояснительной статьей редактора журнала Sound & Vision Кена Ричардсона и информацией по каждому треку. Приятно, что над каждой мини-колонкой с текстом размещена фотография оригинального релиза, на котором впервые был издан данный номер.

Тестирование
Мы подошли к самой интригующей части нашего исследования — тестированию качества звука на диске.

Любопытное замечание: все представленные на SACD треки (за исключением последнего) записывались в студии, но некоторые номера создавались сразу "в цифре" — с помощью технологии DSD (№№ 1, 7, 8, 10, 13), некоторые — тоже "в цифре", но с использованием PCM-кодирования (№№ 2, 3, 4, 6, 11, 12, 14). А треки 5 и 9 сначала были записаны на аналоговые носители и только затем переведены в цифровой формат, причем в первом случае это DSD, а во втором — PCM. Как известно, одним из главных "рекламных" козырей формата SACD является тот факт, что музыку можно записывать без PCM-преобразования, так как это якобы ухудшает конечное качество. Мы решили проверить этот лозунг (благо диск предоставляет такую возможность) и сравнить результаты трека, записанного с использованием PCM, и трека, созданного по DSD-технологии.

Наша работа состояла из двух этапов:

1. Объективное тестирование (спектральный анализ аудиопотока)

2. Субъективное тестирование (прослушивание дисков на качественной шестиканальной акустике доступной ценовой категории и на профессиональной активной акустике высшей ценовой категории).

И первый этап дал интереснейшие результаты:

В первом случае (трек №1, DSD) мы видим, что высокочастотные всплески присутствуют, но полноценного использования частотного диапазона не наблюдается. Кроме того, выше 35 кГц в звуке нет музыкальных составляющих. Наблюдаются только возрастающие с частотой шума нойз-шейпинга.

Тогда как при использовании PCM, записанного аналоговым способом (трек №9), звучание получается гораздо более насыщенным обертонами, но при этом задействуется только область до 23 кГц (примерно такую же картину можно увидеть на стандартном CD), тогда как все, что выше, просто обрезается.

Шумы минимальны, к тому же, в их появлении виноват сам формат SACD. Это особенность однобитной DSD модуляции.

Для сравнения можно взглянуть на спектральный анализ образцовой композиции в формате DVD-Audio (лейбл AIX Records):

Несложно заметить, что результаты по всем параметрам превосходят то, что мы видим (а точнее, слышим) на тестируемом SACD.

Теперь приступим к субъективному тестированию.

Для начала мы прослушали несколько треков на мультимедийной акустике (универсальный DVD-плеер Pioneer DV-585A, активные 5.1-колонки Microlab AH-500). Впечатления от прослушивания остались очень приятные. Диск не поставил аудиосистему в тупик, но при этом смог раскрыть максимум ее возможностей.

Но главным испытанием для диска стало прослушивание на тестовой системе. Тракт следующий: в качестве транспорта использовался SACD/DVD-A плеер Pioneer DV-757Ai, подключенный по цифре (многоканальный безджиттерный интерфейс FireWire) к AV-ресиверу Pioneer VSX-AX5i, работающему как декодер/ЦАП/предусилитель, далее сигнал поступал по балансному интерфейсу к активным мониторам ADAM S2.5A. Тестирование проводилось в акустически обработанном помещении. Мне звучание диска понравилось, однако особого впечатления саунд на меня не произвел — для акустики подобного класса этого явно недостаточно.

Мнения моих коллег:

Максим Лядов, редактор раздела ProAudio: "Записи типичные для SACD дисков. Именно типичные, а не какие-то референсные или самые лучшие. У Telarc получился сборник SACD записей с различных альбомов. Sampler в названии, дословно "сборник примеров", хорошо это отражает".

Григорий Лядов, редактор раздела "Цифровой звук": "На мой взгляд, звучанию не хватает яркости. Часто ощущается недостаток разборчивости и детальности. Если перечисленное делается намеренно, в угоду аудиофильской идеологии исключения студийной обработки, то я с таким подходом не согласен. Что касается подборки исполнителей, то многие из них нам знакомы по прежним сборникам Telarc".

Общие впечатления от издания
Какие можно сделать выводы? Во-первых, не стоит ждать от диска чего-то выдающегося — как в плане музыки, так и в плане звучания. Да, Telarc держит марку, и для одного-двух прослушиваний на неплохой мультимедийной акустике диск вполне сгодится, но он вряд ли надолго задержится в коллекциях серьезных меломанов и аудиофилов. В конце концов, если вам нужен настоящий высококачественный джаз, то обратите внимание на каталог ECM Records или на полноценные "сольные" издания того же Telarc, а если хочется найти идеальный тестовый образец в формате высокого разрешения, то прямая дорога к релизам лейбла AIX Records.



Диски любезно предоставлены магазином

 

Дополнительно

Telarc SACD Sampler

Sound & Vision SACD Sampler

Heads Up

 

     
  Лейбл: Telarc / Heads Up
  Дата релиза: 24 анваря 2006 года
     
     

Мы неоднократно писали о "войне форматов" и прибавить тут особенно нечего. По-прежнему меломаны колеблются в своих предпочтениях между SACD и DVD-A, но, как и раньше, они вынуждены покупать преимущественно CD, так как лишь малая доля новых альбомов выходит в форматах высокого разрешения. Но среди меломанов есть и небольшая группа людей, которым интересна не столько музыка, сколько сам звук как таковой. И им гораздо сложнее определиться с очередной покупкой, так как даже громкое имя аудифильского лейбла и заветная надпись 96/24 на обложке диска не гарантируют высокое качество записи. Нередко бывает, что частотный диапазон на SACD или DVD-A не превосходит показатели CD-DA, а шестиканальность оказывается "липовой" (тылы практически не слышны), из-за чего запись больше смахивает на стандартную CD-фонограмму. Кроме того, не секрет, что подобная ситуация не лучшим образом сказывается на имидже самих форматов высокого разрешения, ведь, как говорится в одной рекламе, "если не видно разницы, то зачем платить больше?". Именно поэтому самые авторитетные аудиофильские лейблы периодически выпускают специальные тестовые диски, которые призваны продемонстрировать реальные возможности форматов высокого разрешения.

Одним из таких лейблов является Telarc. Компания специализируется на джазовых записях, хотя в каталоге Telarc есть и классика, и кроссовер-релизы, и даже поп- и рок-альбомы. Ежегодно лейбл выпускает один или два SACD с подборкой наиболее показательных многоканальных записей — именно с целью самого полного раскрытия потенциала SACD (в "войне форматов" Telarc поддерживает именно детище Philips и Sony). Давайте посмотрим, что за музыкальный коктейль нам приготовили на этот раз!

1. Icarus (03:35)
Подборка открывается композицией в исполнении Лос-анджелесского гитарного квартета. Легкая, почти фоновая пьеса на первый взгляд кажется очень непритязательной, но если вслушаться внимательнее, то можно обнаружить очень прихотливый ритм, изысканную гармонию и филигранные мелодические вкрапления, которые хоть и не складываются в полноценную музыкальную тему, но зато расцвечивают музыкальную ткань изящными звуковыми "узорами". Похоже, именно из-за обилия "мелкой" техники (легкие виртуозные пассажи и арпеджио) данный трек и был включен в рассматриваемую подборку, хотя никаких серьезных нагрузок на акустическую систему этот номер не предлагает. Что касается микса 5.1, то поканальное разведение здесь выполнено грамотно и с хорошим чувством стиля.

2. Flesh on Flesh (05:56)
Вторая композиция может поставить вашу аудиосистему в тупик. Беззаботное карнавальное веселье от Ал Ди Меолы содержит, с одной стороны, скоростные басовые партии, которые так и норовят превратиться на плохой акустике в бессмысленную гудящую "кашу", а с другой стороны, — буйные ритмы перкуссии, накладывающиеся на восклицательные интонации струнных и деревянных духовых. На этом треке можно проверить атаку фронтальных и тыловых спикеров (инструменты вступают, как правило, очень неожиданно и активно), а также возможности сабвуфера.

3. Don't Ever Let Nobody Drag Your Spirit Down (03:25)
"Черный" джаз в исполнении Эрика Бибба, Рори Блока и Мирии Мульдаур не особо интересен с музыкальной точки зрения — ощущение дежавю будет преследовать вас на протяжении всего номера. Да и в качестве тестового материала этот трек вряд ли можно использовать. Разве что для проверки звучания на вашей акустике джазового вокала (сольного и ансамблевого). Объем чувствуется, но тылы в данной записи играют, скорее, вспомогательную роль.

4. Wenyukela (04:50)
Четвертый трек — это целиком вокальный номер. Южноафриканский ансамбль Ladysmith Black Mambazo, исполняющий традиционные гимны своей родины, создает плотную и насыщенную музыкальную ткань, как бы окутывающую слушателя мягким, но теплым звуковым одеялом. Задача акустики — максимально естественно передать все обертона и малейшие призвуки, которые в изобилии присутствуют в хоровом пении a cappella, создать ощущение, что певцы окружают вас со всех сторон — благо, запись дает такую возможность.

5. The Twelfht (04:11)
Пятая композиция опять предлагает нам проверить сабвуфер на прихотливой басовой линии, хотя, по большому счету, серьезным испытанием для акустики этот номер от Manhattan Transfer вряд ли станет, даже, несмотря на довольно обширный инструментальный состав и пение вокального ансамбля.

6. Viven (04:46)
Трек в исполнении экзотической по инструментальному составу группы Hiroshima богат на мелкие детали, поэтому главной проблемой для акустики станет прорисовка и локализация мимолетных, но довольно разнохарактерных музыкальных образов.

7. The French Fiddler (03:02)
Еще одна легкая джазовая композиция, исполненная, однако, поистине виртуозно. Оскар Петерсон и Мишель Легран играют в сопровождении эстрадного оркестра, демонстрируя на сольных эпизодах мастерство высшего класса. Впрочем, тестовым материалом эту запись можно назвать лишь с большой натяжкой — акустике здесь не придется особенно напрягаться.

8. Hallelujah I Love Her So (03:46)
Еще один дуэт культовых музыкантов в сопровождении джаз-бэнда. Кавер-версия хита Рэя Чарльза исполняется Кевином Махогани (вокал) и Монти Александером (фортепиано). Несмотря на всю качественность, как музыки, так и интерпретации, попадание трека в подборку вызывает удивление. Высококлассной акустике проявить себя здесь особенно негде.

9. Why Are People Like That? (03:54)
Ветеран блюза Джуниор Уэллс исполняет номер с шиком, присущим только мастерам класса А. И пусть песня звучит довольно старомодно, но для поклонников стиля это четыре минуты чистого наслаждения — с такой любовью все сыграно.

10. Let's Go Back (06:03)
Дуэт Джуниора Брауна и Тани Рэй Браун подкупает безыскусностью и прямолинейностью: такое ощущение, что перед нами песня из какого-нибудь салуна на Диком Западе. Стилизация удалась на все 100! А задачи для акустики все те же, что и на предыдущих номерах: естественная передача вокала и акустических инструментов в сочетании с проработкой мелких деталей.

11. Teen Town (04:11)
Одиннадцатый номер (Jaco Pastorius Big Band / Victor Wooten) сочетает открытое и резковатое звучание медных духовых с негромким, но виртуозным соло на бас-гитаре. Отсюда и потенциальные проблемы для аудиосистемы: гитарные пассажи должны звучать детально и разборчиво, со всеми динамическими и ритмическими нюансами, тогда как оркестровая секция должна демонстрировать уверенную атаку при полном отсутствии каких бы то ни было паразитных призвуков.

12. Funky Tina (05:17)
Легкий и в меру изобретательный фанк порадует богатством и разнообразием небольших по продолжительности инструментальных соло, "уложенных" в изящную "паутину" percussion-ритмов. Проверьте, насколько хорошо у вашей системы обстоят дела с детализацией!

13. I've Grown Accustomed to His Face (06:23)
Женский вокал — всегда серьезное испытание для акустики. Ведь добиться естественности звучания в среднем регистре не проще, а порой и сложнее, чем внизу или наверху частотного диапазона. Ведь человек слышит, прежде всего, средние частоты, и от того, насколько хорошо акустика справляется со всем богатством гармоник и обертонов, характерных для человеческого голоса, зависит общая комфортность и натуральность саунда. Кроме того, данная запись очень необычно смикширована: голос как бы блуждает по каналам, переходя из одной колонки в другую. Что касается музыкального материала, то пение Тьерни Саттон в сопровождении джазового трио — это все-таки удовольствие на любителя. Мне ее вокал кажется слишком бледным и безэмоциональным.

14. Village Gait (05:32)
Из-за своей продолжительности и однообразности этот номер в исполнении ансамбля Yellowjackets кажется скучноватым: очень свободный, почти авангардный джаз может порадовать меломанов разве что блестящим саксофонным соло Боба Минтцера. В остальном трек мало запоминается.

15. Cocowalk (05:58)
Завершается диск концертной записью. Пианист-виртуоз Мишель Камило играет беззаботный "отвязный" джаз в сопровождении контрабаса и ударных. Легкая "грязь" и небрежность придает треку особый шарм, но с какой стати этот номер попал в данную подборку — для меня загадка: качество звучания явно недотягивает до студийных записей, да и многоканальность здесь, по большому счету, не так нужна.

Общие впечатления от альбома
Если говорить о музыкальном материале, то у Telarc получился легкий чисто развлекательный релиз, своего рода музыка для отдыха. Да, изысканная. Да, порой очень любопытная и, конечно, отлично исполненная. Но выветривающаяся из головы через минуту после прослушивания. Впрочем, программа подобрана очень качественно: треки довольно разнообразны по составу исполнителей и по стилевым особенностям, хотя большинство номеров тяготеют к smooth-джазу. Правда, проявляется это не столько в наличии формальных признаков этого субжанра, сколько в плане общего настроения беззаботности и безмятежной веселости. Если рассматривать данный релиз как тестовый образец, то нельзя не отметить некоторую ограниченность подборки: большинство номеров "бьют в одну и ту же цель", поэтому трех-четырех номеров (скажем, №№2, 4, 6 и 13) вполне хватило бы для проверки возможностей акустики.

Издание

SACD упакован в стандартный CD-бокс с наклейкой "Hybrid Multichannel". Дизайн самого диска полностью соответствует общему стилю издания.

Помимо диска внутри коробки был обнаружен 12-страничный буклет с пояснительной статьей редактора журнала Sound & Vision Кена Ричардсона и информацией по каждому треку. Приятно, что над каждой мини-колонкой с текстом размещена фотография оригинального релиза, на котором впервые был издан данный номер.

Тестирование
Мы подошли к самой интригующей части нашего исследования — тестированию качества звука на диске.

Любопытное замечание: все представленные на SACD треки (за исключением последнего) записывались в студии, но некоторые номера создавались сразу "в цифре" — с помощью технологии DSD (№№ 1, 7, 8, 10, 13), некоторые — тоже "в цифре", но с использованием PCM-кодирования (№№ 2, 3, 4, 6, 11, 12, 14). А треки 5 и 9 сначала были записаны на аналоговые носители и только затем переведены в цифровой формат, причем в первом случае это DSD, а во втором — PCM. Как известно, одним из главных "рекламных" козырей формата SACD является тот факт, что музыку можно записывать без PCM-преобразования, так как это якобы ухудшает конечное качество. Мы решили проверить этот лозунг (благо диск предоставляет такую возможность) и сравнить результаты трека, записанного с использованием PCM, и трека, созданного по DSD-технологии.

Наша работа состояла из двух этапов:

1. Объективное тестирование (спектральный анализ аудиопотока)

2. Субъективное тестирование (прослушивание дисков на качественной шестиканальной акустике доступной ценовой категории и на профессиональной активной акустике высшей ценовой категории).

И первый этап дал интереснейшие результаты:

В первом случае (трек №1, DSD) мы видим, что высокочастотные всплески присутствуют, но полноценного использования частотного диапазона не наблюдается. Кроме того, выше 35 кГц в звуке нет музыкальных составляющих. Наблюдаются только возрастающие с частотой шума нойз-шейпинга.

Тогда как при использовании PCM, записанного аналоговым способом (трек №9), звучание получается гораздо более насыщенным обертонами, но при этом задействуется только область до 23 кГц (примерно такую же картину можно увидеть на стандартном CD), тогда как все, что выше, просто обрезается.

Шумы минимальны, к тому же, в их появлении виноват сам формат SACD. Это особенность однобитной DSD модуляции.

Для сравнения можно взглянуть на спектральный анализ образцовой композиции в формате DVD-Audio (лейбл AIX Records):

Несложно заметить, что результаты по всем параметрам превосходят то, что мы видим (а точнее, слышим) на тестируемом SACD.

Теперь приступим к субъективному тестированию.

Для начала мы прослушали несколько треков на мультимедийной акустике (универсальный DVD-плеер Pioneer DV-585A, активные 5.1-колонки Microlab AH-500). Впечатления от прослушивания остались очень приятные. Диск не поставил аудиосистему в тупик, но при этом смог раскрыть максимум ее возможностей.

Но главным испытанием для диска стало прослушивание на тестовой системе. Тракт следующий: в качестве транспорта использовался SACD/DVD-A плеер Pioneer DV-757Ai, подключенный по цифре (многоканальный безджиттерный интерфейс FireWire) к AV-ресиверу Pioneer VSX-AX5i, работающему как декодер/ЦАП/предусилитель, далее сигнал поступал по балансному интерфейсу к активным мониторам ADAM S2.5A. Тестирование проводилось в акустически обработанном помещении. Мне звучание диска понравилось, однако особого впечатления саунд на меня не произвел — для акустики подобного класса этого явно недостаточно.

Мнения моих коллег:

Максим Лядов, редактор раздела ProAudio: "Записи типичные для SACD дисков. Именно типичные, а не какие-то референсные или самые лучшие. У Telarc получился сборник SACD записей с различных альбомов. Sampler в названии, дословно "сборник примеров", хорошо это отражает".

Григорий Лядов, редактор раздела "Цифровой звук": "На мой взгляд, звучанию не хватает яркости. Часто ощущается недостаток разборчивости и детальности. Если перечисленное делается намеренно, в угоду аудиофильской идеологии исключения студийной обработки, то я с таким подходом не согласен. Что касается подборки исполнителей, то многие из них нам знакомы по прежним сборникам Telarc".

Общие впечатления от издания
Какие можно сделать выводы? Во-первых, не стоит ждать от диска чего-то выдающегося — как в плане музыки, так и в плане звучания. Да, Telarc держит марку, и для одного-двух прослушиваний на неплохой мультимедийной акустике диск вполне сгодится, но он вряд ли надолго задержится в коллекциях серьезных меломанов и аудиофилов. В конце концов, если вам нужен настоящий высококачественный джаз, то обратите внимание на каталог ECM Records или на полноценные "сольные" издания того же Telarc, а если хочется найти идеальный тестовый образец в формате высокого разрешения, то прямая дорога к релизам лейбла AIX Records.



Диски любезно предоставлены магазином