ЖК-монитор Asus PQ321QE

Разрешение Ultra High-Definition (Ultra HD), то есть разрешение от 3840 на 2160 пикселей и выше на настоящий момент является главной приманкой для покупателя, так как с предыдущей — с 3D- (вернее, со стереоскопическим) изображением, — несмотря на очень резвый старт, дело как-то не заладилось. Ultra HD усерднее продвигается на рынке устройств отображения, и на момент написания статьи не составляет никакого труда купить 4K UHD-телевизор, проектор или монитор — были бы на это средства. Впрочем, купив такой телевизор или проектор, пользователь вряд ли сможет реализовать их потенциал, так как сопутствующий рынок бытовых источников 4K UHD-сигнала и тем более контента, то есть фильмов в таком разрешении, по сути отсутствует, и в лучшем случае придется довольствоваться масштабированием из Full HD, пусть и с помощью продвинутых «интеллектуальных» алгоритмов, чуть ли не дорисовывающих изображение до нужного разрешения. Напротив, в случае 4K UHD-мониторов обосновать рациональность их приобретения гораздо проще, так как есть и источник сигнала (более-менее продвинутая видеокарта), и контент — в виде окон программ и материала, в них отображаемого. Конечно, суммарно высокое разрешение достигается и в случае многомониторных конфигураций, но вывести на экран бесшовное изображение в очень высоком разрешении может быть полезно для повышения эффективности работы.

Содержание:

Паспортные характеристики, комплект поставки и цена

Тип матрицыIGZO (IPS?) со светодиодной (W-LED) подсветкой
Диагональ31,5 дюйма (80,1 см)
Отношение сторон16:9 (697,92×392,58 мм)
Разрешение3840×2160 пикселей
Шаг пикселей0,182 мм (140 пикселей на дюйм)
Яркость350 кд/м²
Контрастность800:1
Углы обзора176° (гор.) и 176° (верт.) до контраста >= 10:1
Время отклика8 мс от серого к серому (GTG)
Количество отображаемых цветов1073,7 млн. (10 бит на цвет)
Интерфейсы
  • Видео/аудиовход DisplayPort версии 1.2
  • Аудиовход (гнездо 3,5 мм миниджек)
  • Выход на наушники (гнездо 3,5 мм миниджек)
  • Дистанционное управление, RS-232C (гнездо 3,5 мм миниджек)
Совместимые видеосигналыДо 3840×2160 пикселей при 30 Гц
Отчет MonInfo для DisplayPort-подключения
До 3840×2160 (2×1920×2160) пикселей при 60 Гц в многопоточном режиме
Акустическая системаВстроенные громкоговорители, 2×2 Вт (ср. квадр.)
Особенности
  • 80% пространства NTSC, 72% пространства CIE 1931
  • 10-битный вывод
  • Подставка: поворот вправо-влево 45°, наклон 5° вперед и 25° назад, подъем 150 мм, возможность установки экрана в портретной ориентации
  • 100×100 мм и 200×200 мм площадки VESA для настенного монтажа
  • Разъем для кенсингтонского замка
Размеры (Ш×В×Г)750×489—634×256 мм с подставкой
750×441×35 мм блок экрана
Масса13 кг
Потребляемая мощность93 Вт типично
менее 1 Вт в режиме ожидания и в выключенном состоянии
Напряжение питания100—240 В, 50/60 Гц
Комплект поставки
  • Монитор
  • Комплект подставки (основание, стойка, винты, шестигранный ключ, фиксирующий штифт)
  • Внешний БП (100—240 В, 50-60 Гц на 19 В/6,32 А)
  • Кабель питания
  • Кабель DisplayPort
  • Переходник со штекера 3,5 мм на 9-контактную вилку D-SUB (для интерфейса RS-232C)
  • Крепеж (кабельная стяжка 2 шт., зажим кабеля малый 2 шт., зажим кабеля большой 2 шт.)
  • Наклейка с обозначением кнопок
  • Руководство по установке
  • Гарантийный талон
Ссылка на сайт производителяwww.asus.com
Средняя цена по данным Яндекс.МаркетT-10485578
Предложения по данным Яндекс.МаркетL-10485578-10

Внешний вид

ЖК-монитор Asus PQ321QE, вид спереди

Дизайн минималистичный и строгий, что обычно характерно для профессионального устройства. При этом блок экрана тонкий, «толщиной всего 35 мм», как заявляет производитель, что, наоборот, характерно для «дизайнерских» моделей. Внешние панели монитора, включая рамку вокруг экрана и подставку, изготовлены из черного пластика с матовой поверхностью, кроме двух деталей стойки подставки, которые тоже пластиковые, но имеют серебристую темно-серую поверхность.

ЖК-монитор Asus PQ321QE, общий вид

Поверхность матрицы черная и полуматовая, со слегка выраженной зеркальностью. На правой грани выше центра расположены семь кнопок управления, а в нижнем правом углу фронтальной рамки можно обнаружить неприметный индикатор состояния.

ЖК-монитор Asus PQ321QE, контрольная панель

В двух нишах на задней панели находятся разъем питания, разъем для кенсингтонского замка и механический выключатель питания, а также интерфейсные разъемы в количестве четырех штук, не считая заклеенного USB-разъема.

ЖК-монитор Asus PQ321QE, вид сзади

Ориентированы разъемы в плоскости экрана, что согласуется с концепцией тонкого монитора. На задних панелях блока экрана и на стойки подставки присутствуют несколько отверстий, предназначенных для установки кабельных фиксаторов (нам достался один), а в нишах есть скобочки к которым можно притянуть кабели более привычными пластиковыми хомутами (нам ни одного не досталось). Блок экрана сзади весь в многочисленных вентиляционных решетках, за ними в верхних углах можно рассмотреть четыре небольших громкоговорителя, расположенные попарно друг над другом. Штатная подставка крепится к блоку экрана через большую стальную переходную пластину, изначально привинченную к задней панели монитора. Площадка стойки прикручивается к этой платине четырьмя винтами. В принципе эту площадку можно закрепить в любом из четырех положений, но штатными являются два, соответствующие ландшафтной (ее трудно перепутать с антиподной) и портретной ориентации (где должен быть верх в случае второй помечено стрелкой и подписано на задней панели). Если используется портретная ориентация, то производитель требует зафиксировать стойку в верхнем положении с помощью специального штифта, входящего в комплект поставки и хранящегося в специальном гнезде на стойки подставки. Стойка подставки в свою очередь прикручивается к основанию, чьим несущим элементом выступает толстая стальная профилированная пластина, покрытая черной эмалью. Снизу на нее наклеены четыре резиновые ножки-таблетки и накладка прямоугольной формы, которые защищают поверхность стола от царапин и предотвращают скольжение монитора на гладких поверхностях. Отметим, что комплектные крепежные винты предлагается закручивать с помощью прилагаемого шестигранного ключика, но в головках винтов есть и прямые пазы, что позволяет в случае чего использовать и обычную «плоскую» отвертку. Штатная подставка позволяет блок экрана немного наклонить вперед, чуть больше отклонить назад, приподнять и повернуть вправо-влево.

ЖК-монитор Asus PQ321QE, вид сбоку  ЖК-монитор Asus PQ321QE, вид сбоку

Монитор стоит на подставке очень устойчиво, и в целом конструкция подставки достаточно жесткая. Основание подставки относительно большое по площади, при этом оно неплоское, что уменьшает эффективность использования рабочей площади стола, так как ручки и карандаши будут скатываться. При необходимости подставку можно не прикручивать и закрепить блок экрана на VESA-совместимом кронштейне (площадка 100 на 100 мм). Видимо, можно открутить и переходную пластину, или прямо через нее закрепить блок экрана на альтернативном кронштейне с площадкой 200 на 200 мм. Поставляется монитор в большой картонной коробке с прорезными ручками на торцах, из-за ее габаритов и веса лучше даже и не планировать переносить монитор в упакованном виде в одиночку на более-менее большие расстояния.

Коммутация

Монитор оснащен внешним и относительно компактным блоком питания.

ЖК-монитор Asus PQ321QE, разъемы

Видеовход один единственный — DisplayPort. Он поддерживает HDCP, 10 бит на цвет и способен принимать цифровые аудиосигналы. Данный вход может работать в двух режимах, в однопоточном и многопоточном режиме.

ЖК-монитор Asus PQ321QE, меню установок

В первом монитор определяется как одно устройство, способное выводить изображение с разрешением до 3840 на 2160 пикселей с прогрессивной разверткой до 30 Гц включительно. Во втором — как два виртуальных монитора с половинным разрешением 1920 на 2160 пикселей, но с прогрессивной разверткой до 60 Гц включительно. Изображение этих двух «мониторов» выводилось на весь физический экран монитора, справа одно, слева второе без границы между ними. При этом многопоточный режим должен поддерживаться видеокартой. Так AMD Radeon HD 7870 без проблем работала в многопоточном режиме, а далеко не самая свежая карта NVIDIA Quadro 4000 воспринимала монитор в многопоточном режиме как один с разрешением 1920 на 2160 пикселей, при этом изображение выводилось в центре экрана.

Если честно, то мы были удивлены, обнаружив в мониторе такого класса (и соответствующей цены) всего один единственный видеовход. Впрочем, на сайте компании можно обнаружить во многом аналогичную модель Asus PQ321Q, но имеющую вдобавок к одному DisplayPort и два HDMI-входа, предоставляющих аналогичные режимы: 3840 на 2160 пикселей с прогрессивной разверткой 30 Гц на каждый вход или два виртуальных монитора с разрешением 1920 на 2160 пикселей с прогрессивной разверткой до 60 Гц. Если обе модели будут продаваться, то у пользователя хотя бы будет выбор.

Звук передается на монитор или по DisplayPort или через гнездо миниджек 3,5 мм. Выводится или через встроенные громкоговорители или через подключенную ко второму гнезду внешнюю активную акустическую систему или наушники. Отметим что в случае AMD Radeon HD 7870 со звуком по DisplayPort не было никаких проблем, тогда как в случае профессиональной NVIDIA Quadro 4000 от системных звуков оставалось короткое покрякивание. Встроенные громкоговорители негромкие, звук искажают сильно, передают только средние и какие-то высокие частоты. Запас громкости в случае 32-омных наушников огромный, диапазон воспроизводимых частот широкий, но звук не очень приятный (видимо, присутствуют искажения) и в паузах можно расслышать шум и какие-то помехи. В меню выбирается источник звука — аналоговый вход или DisplayPort, там же звук можно выключить и выбрать уровень аудиосигнала (1 или 0,5 В(ср. квадр.)).

Третье (верхнее) гнездо миниджек 3,5 мм является разъемом интерфейса RS-232C, при этом в комплект поставки входит переходник с этого разъема на более привычный 9-контактный разъем D-SUB.

Меню, локализация и управление

Меню крупное, надписи контрастные и даже, несмотря на использование сжатого шрифта и преимущественно заглавных букв, читаемость остается на хорошем уровне. К сожалению, навигация по меню неудобная, не столько из-за способа навигации и изменения значений параметров, сколько из-за того, что для навигации используется крайне неудобные, небольшие, плохо дифференцируемые, тугие и никак не обозначенные спереди кнопки управления. Из руководства следует, что при желании на фронтальную рамку можно наклеить полоску с обозначением кнопок, но ситуацию это вряд ли исправит. При настройке изображения меню остается на экране, что мешает оценке вносимых корректировок. Правда при изменении яркости без вызова меню в углу экрана выводится только небольшое окошко.

ЖК-монитор Asus PQ321QE, меню установок

Если монитор используется в портретной ориентации, то для удобства меню также можно перевернуть, выбрав соответствующий пункт.

Индикатор состояния неяркий. Он светится зеленым при работе монитора, красным в режиме ожидания и не горит, когда монитор выключен. Подсветку индикатора можно отключить в дополнительном меню.

ЖК-монитор Asus PQ321QE, меню установок

Кроме того, в дополнительном меню можно выполнить общий сброс, установить один из двух уровней блокировки кнопок управления, отключить вывод дополнительных сообщений и меню вообще, а также установить способ индикации о перегреве и аппаратной ошибке.

Когда на экране нет меню, пара кнопок ниже кнопки питания регулируют яркость, а пара ниже — громкость. Есть русская версия экранного меню.

ЖК-монитор Asus PQ321QE, меню установок

Качество перевода на русский язык хорошее. К монитору прилагается краткое руководство, где есть вариант текста на русском языке, а также напечатанное руководство по установке. Видимо, должен быть и CD-ROM с ПО и драйверами, но у нас его не оказалось. Отметим, что с русского сайта компании-производителя можно загрузить драйверы монитора, утилиту Asus MultiFrame (видимо, что-то связанное с упорядочиванием окон на рабочем столе), а также краткую и полную версию руководства в виде PDF-файлов, среди которых есть вариант на русском языке.

В руководстве подробно описано, как управлять монитором по интерфейсу RS-232C, но следующего логичного шага в виде предоставления соответствующей утилиты производитель почему-то не предпринял. Из дополнительных функций отметим опцию перехода в режим ожидания по истечении 4 часов отсутствия нажатий на кнопки или команд по RS-232C, а также специальный режим, предотвращающий «выгорание» ЖК матрицы.

Изображение

Настроек относительно немного. Отметим наличие встроенного профиля sRGB, а также возможность выбора режима Прямой, в котором, видимо, отсутствует какая-либо дополнительная коррекция. В других режимах цветовой баланс регулируется или выбором предустановленных профилей с условной цветовой температурой от 3000 до 10000 К, или регулировкой усиления и смещения трех первичных цветов.

ЖК-монитор Asus PQ321QE, меню установок

ЖК-монитор Asus PQ321QE, меню установок

ЖК-монитор Asus PQ321QE, меню установок

Для кривой гамма-коррекции (когда это возможно) доступны профиль Стандартно или числовые значения от 1.8 до 2.4. Есть возможность вручную выбрать яркостный диапазон, хотя в случае подключения к ПК по DisplayPort особой необходимости в этом нет.

Режимов геометрической трансформации три: Широкий — изображение растягивается на весь экран, Развертка — вывод пиксель в пиксель в центре экрана, Нормальный — увеличение изображения до ближайших границ экрана с сохранением исходных пропорций.

Тестирование мы проводили в двух режимах, в однопоточном режиме 3840 на 2160 пикселей с прогрессивной разверткой 30 Гц преимущественно при подключении к NVIDIA Quadro 4000 и в многопоточном режиме как два виртуальных монитора с разрешением 1920 на 2160 пикселей с прогрессивной разверткой до 60 Гц при подключении к AMD Radeon HD 7870. Сразу отметим, что во втором режиме работать гораздо комфортнее. Во-первых, 60 кадр/с в отличие от 30 кадр/с не вызывает никакого раздражения (при 30 кадр/с или меньше разве что кино смотреть можно). Во-вторых, по умолчанию окна программ в полноэкранном режиме разворачиваются на половину экрана, то есть на один виртуальный монитор, что облегчает работу с несколькими программами одновременно, а при необходимости использовать всю площадь экрана окно можно растянуть на весь рабочий стол. Собственно субъективно к качеству изображения нет никаких претензий — четкость без коррекции не завышена и не занижена, цвета естественные и т. д. «Кристаллический» эффект (микроскопическая вариация яркости) практически никак не проявляется.

Тестирование ЖК-матрицы

Производитель указывает, что в данном мониторе используется ЖК-матрица, изготовленная по технологии IGZO. Отметим, что IGZO является аббревиатурой полупроводникового материала, в состав которого входят четыре элемента: индий (In), галлий (Ga), цинк (Zn) и кислород (O). Изготовленные с применением этого материала тонкопленочные транзисторы обладают улучшенными характеристиками, что позволяет в свою очередь улучшить характеристики ЖК-матриц, в которых эти транзисторы используются, в частности за счет увеличения пропускания света увеличивается энергоэффективность. Собственно тип ЖК-матрицы, определяемый способом изменения ориентации ЖК, от перемены материала транзисторов вряд ли кардинально меняется, например в случае данного монитора можно с высокой степенью уверенности утверждать, что это какая-то модификация IPS-матрицы.

Оценка качества цветопередачи

Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 17 оттенков серого при различных значениях параметра Гамма. На графике ниже приведены полученные гамма-кривые (число в скобках — показатель аппроксимирующей степенной функции):

ЖК-монитор Asus PQ321QE, Гамма-кривые

Реальная гамма-кривая ближе всего к стандартной при Гамма = Прямой, поэтому далее мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) именно при этом значении (в режиме sRGB гамма-кривая по сути имела в точности такой же вид). График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами:

ЖК-монитор Asus PQ321QE, Дифференциальная гамма-кривая

Несмотря на небольшие вариации, равномерность роста прироста яркости сохраняется на всем диапазоне, и каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего. На начальном участке яркость оттенков растет монотонно:

ЖК-монитор Asus PQ321QE, Гамма-кривая, начальный участок

Аппроксимация полученной гамма-кривой дала показатель 2,15, что близко к стандартному значению 2,2, при этом аппроксимирующая показательная функция мало отклоняется от реальной гамма-кривой:

ЖК-монитор Asus PQ321QE, Гамма-кривая

Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр i1Pro 2 и комплект программ Argyll CMS (1.5.0).

Цветовой охват немного отличается от sRGB:

ЖК-монитор Asus PQ321QE, цветовой охват

Впрочем, отличия не очень большие, поэтому цвета изображений — рисунков, фотографий и фильмов, — ориентированных на пространство sRGB (а таких подавляющее большинство), имеют естественную насыщенность. Ниже приведены спектры для белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов):

ЖК-монитор Asus PQ321QE, спектр

Такой спектр относительно узким пиком синего и с широкими горбами зеленого и красного цветов характерен для мониторов, в которых используется светодиодная подсветка с синим излучателем и желтым люминофором.

Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) для режимов sRGB и после ручной коррекции:

ЖК-монитор Asus PQ321QE, цветовая температура

ЖК-монитор Asus PQ321QE, дельта E

Видно, что в случае режима sRGB цветопередача немного отличается от стандартной (цветовая температура немного выше 6500 К). Ручная коррекция исправила эту ситуацию, так как ΔE стала меньше 2 единиц, а цветовая температура понизилась до 6500 К с небольшой вариацией (близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая).

Поддержка 10-битного вывода

Результаты, приведенные выше, характеризуют экран при работе в режиме 8 бит на цвет. В принципе, в этом режиме особенно после небольшой коррекции с помощью настроек монитора можно работать в пространстве sRGB, так как с небольшой натяжкой можно считать, что экран соответствует этому стандарту. Повысить точности цветопередачи можно с помощью программной цветокоррекции. Для этого сначала с помощью аппаратных калибраторов и соответствующего ПО определяются характеристики экрана (выполняется профилирование), которые сохраняются в виде цветового профиля. Программа, выводящая изображение на экран, используя данные этого профиля, подправляет RGB-значения каждого пикселя так, чтобы изображение выводилось с минимальными искажениями. Проблема в том, что при таком пересчете неизбежно происходит уменьшение количества градаций, и чем больше различаются цветовые пространства изображения и устройства отображения, тем потери больше, что может увеличивать видимость градиентов, повышать неравномерность цветового тона (особенно в тенях) и т. д. Избежать этих последствий можно, повысив разрядность представления и вывода цвета, например с 8 бит на цвет до 10 бит. В результате вероятность того, что ближайшие оттенки в исходном изображении сохранят различие и после коррекции повышается, а артефактов на выводимом изображении становится меньше.

К сожалению, ничего из этого не происходит само по себе, так как цепочка профилирование-пересчет-вывод может оборваться в любом месте или содержать неправильно работающие звенья на аппаратном и программном уровне. Проверить, доступен ли в принципе 10-битный вывод на данной конфигурации, можно, например, с помощью утилиты компании NEC 10bitdemo.exe. Эта утилита в двух окошках выводит тестовые изображения: в одном — 8-битное кодирование цвета, в другом — 10-битное. Если утилита обнаружит возможность 10-битного вывода (отметим, что на современных видеокартах он возможен только в случае профессиональных серий, так как на других вывод в режиме 10 бит на цвет заблокирован на уровне драйверов), то появятся тестовые окошки, и если вывод и на самом деле будет 10-битным, то изображение в них будет различаться. На фотографии ниже видно, что в левом 8-битном окошке на ряде объектов (на фоне, на поверхностях куба и т. д.) можно разглядеть полосатость на плавных градиентах, тогда как в правом 10-битном окошке таких артефактов нет.

ЖК-монитор Asus PQ321QE, вид сзади

Эта фотография сделана с экрана тестируемого монитора при подключении к видеокарте NVIDIA Quadro 4000, то есть в случае данной конфигурации 10-битный вывод доступен на аппаратном и программном уровне и работает должным образом (ОС — Windows ХР). Отметим, что далеко не все программы, работающие с изображениями, могут выводить картинку в 10-битном режиме, но они есть: например, Adobe Photoshop нескольких последних версий (вроде бы от CS4 и выше). Таким образом, чтобы использовать весь потенциал данного экрана, пользователю придется потратить немало усилий и средств на создание правильно работающей системы работы с цветом.

Измерение равномерности черного и белого полей, яркости и энергопотребления

Измерения яркости проводились в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены). Контрастность вычислялась как отношение яркости полей в измеряемых точках.

ПараметрСреднееОтклонение от среднего
мин., %макс., %
Яркость черного поля0,53 кд/м²−1316
Яркость белого поля393 кд/м²−109
Контрастность742:1−83

Аппаратные измерения показали хорошую равномерность параметров. При желании и с некоторого относительно большого расстояния на белом поле во весь экран можно разглядеть некоторую пятнистость, но при работе даже большие по площади белые поля воспринимаются равномерными. Контрастность для IPS типичная, хотя бывает и выше. Фотография ниже дает представление о распределении яркости черного поля по площади экрана:

ЖК-монитор Asus PQ321QE, Черное поле

Видно, что равномерность неидеальная, но в принципе приемлемая.

Яркость белого поля в центре экрана и потребляемая мощность.

Значение настройки Яркость (в %)Яркость, кд/м²Потребление электроэнергии, Вт
10040574,6
5022654,2
05734,8
Ожидание4,7
Выключен*0,3-0,4
* Кнопкой на рамке, механический выключатель на задней панели полностью отключает монитор от источника питания, при этом сам источник от сети потребляет порядка 0,2 Вт.

При уменьшении параметра Яркость меняется только яркость подсветки, т. е. без ущерба для качества изображения (сохраняется контрастность и количество различимых градаций) яркость монитора можно менять в широких пределах, что позволяет с комфортом работать и смотреть фильмы как в ярко освещенном, так и в темном помещении.

На пониженной яркости мерцание подсветки при желании заметить можно, так как частота модуляции (прямоугольными импульсами со 100%-ной амплитудой) не очень высокая — 120 Гц. Насколько такое мерцание сказывается на комфорте работы, зависит от индивидуальных особенностей.

Определение времени отклика и задержки вывода

Видимо для сохранения температурного режима даже на максимальной яркости остается некоторая модуляция подсветки, поэтому достоверно определить время отклика не представляется возможном. Можно оценить, что время отклика при переходе черный-белый-черный равно 25 мс (13 мс вкл. + 12 мс выкл.), а переходы между полутонами происходят за время такого же порядка. Также из зависимостей яркости от времени, полученных при переключении оттеков, следует отсутствие какого-либо выраженного «разгона» матрицы.

Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора составила примерно 19 мс в многопоточном режиме при 60 Гц и порядка 50 мс в однопоточном режиме с 30 Гц кадровой частоты. В первом случае задержка не ощутима при обычной работе, во втором — низкая частота обновления нивелирует величину задержки.

Измерение углов обзора

Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в вертикальном, горизонтальном и диагональном (из угла в угол) направлениях.

ЖК-монитор Asus PQ321QE, углы обзора в вертикальной плоскостиЖК-монитор Asus PQ321QE, углы обзора в горизонтальной плоскости
В вертикальной плоскости


В горизонтальной плоскости


ЖК-монитор Asus PQ321QE, углы обзора по диагоналиЖК-монитор Asus PQ321QE, Яркость черного поля
По диагонали


Яркость черного поля в процентах от максимальной яркости белого поля


ЖК-монитор Asus PQ321QE, Контрастность
Контрастность

Уменьшение яркости на 50% от максимального значения:

НаправлениеУгол, градусы
Вертикальное−39/39
Горизонтальное−36/35
Диагональное−36/36

Отметим относительно быстрое уменьшение яркости при отклонении от перпендикуляра к экрану по всем направлениям. По критерию уменьшения яркости белого поля углы обзора (особенно по горизонтали) немного уже, чем обычно встречается в случае IPS-матриц мониторов. При отклонении в диагональном направлении яркость черного поля, сначала уменьшается, потом возрастает, но рост ограничен до очень небольшой величины. Диагональное высветление черного поля практически отсутствует. Видимо, такое поведение обусловлено применением специального выравнивающего фильтра. Контрастность в диапазоне углов ±82° для всех направлений значительно превышает 10:1.

Для количественной характеристики изменения цветопередачи мы провели колориметрические измерения для белого, серого (127, 127, 127), красного, зеленого и синего, а также светло-красного, светло-зеленого и светло-синего полей во весь экран с использованием установки, подобной той, что применялась в предыдущем тесте. Измерения проводились в диапазоне углов от 0° (датчик направлен перпендикулярно к экрану) до 80° с шагом в 5°. Полученные значения интенсивностей были пересчитаны в ΔE относительно замера каждого поля при перпендикулярном положении датчика относительно экрана. Результаты представлены ниже:

ЖК-монитор Asus PQ321QE, Сдвиг цвета по вертикалиЖК-монитор Asus PQ321QE, Сдвиг цвета в горизонтальной плоскости

ЖК-монитор Asus PQ321QE, Сдвиг цвета по диагонали

В качестве реперной точки можно выбрать отклонение в 45°, что может быть актуальным в случае, например, если изображение на экране рассматривают два человека одновременно. Критерием сохранения правильности цветов можно считать значение ΔE меньше 3.

Из графиков следует, значительного сдвига оттенков нет при отклонении в любом направлении.

Выводы

Кроме собственно высокого разрешения, данный монитор отличается хорошей цветопередачей, а также поддержкой 10-битного режима вывода, что позволяет использовать программные средства коррекции цветопередачи без какого-либо проигрыша в количестве градаций оттенков. Особо отметим очень хорошие углы обзора — оттенки цветов сохраняются даже при больших отклонениях взгляда от перпендикуляра к экрану, а черное поле отличается очень высокой стабильностью. С практической точки зрения, если использовать монитор не для просмотра видео в разрешении 4K UHD, а для работы в графических редакторах, в программах проектирования и т. д., то лучше подключать монитор в многопоточном режиме, который позволяет получить комфортные 60 Гц обновления. Соответственно, от видеокарты требуется поддержка такого варианта работы, но с учетом стоимости самого монитора вряд ли затраты на обновление видеокарты (если оно потребуется) покажутся очень большими.

Достоинства:

  • Хорошая цветопередача
  • Поддержка 10-битного режима вывода
  • Удобная и регулируемая подставка
  • VESA-площадка 100 на 100 мм
  • Строгий дизайн
  • Русифицированное меню

Недостатки:

  • Невысокая частота модуляции подсветки
  • Неудобные кнопки управления


За внешний вид и техническое совершенство Asus PQ321QE — первый в мире потребительский монитор с разрешением 4K UHD — получает от редакции iXBT.com награду за оригинальный дизайн

Original Design - награда за оригинальный дизайн модели



Мы благодарим представительство NVIDIA в России за предоставленную для тестового стенда профессиональную видео карту NVIDIA Quadro 4000

Благодарим компанию Графитек
за предоставленный комплект X-Rite i1Publish Pro 2

Справочник по ценам

13 декабря 2013 Г.

- Asus PQ321QE: 4K UHD

- Asus PQ321QE

Ultra High-Definition (Ultra HD), 3840 2160 , — 3D- (, ) , — , - . Ultra HD , 4K UHD-, — . , , , 4K UHD- , , , Full HD, «» , . , 4K UHD- , (- ), — , . , , .

:

,

IGZO (IPS?) (W-LED)
31,5 (80,1 )
16:9 (697,92×392,58 )
3840×2160
0,182 (140 )
350 /²
800:1
176° (.) 176° (.) >= 10:1
8  (GTG)
1073,7 . (10 )
  • / DisplayPort 1.2
  • ( 3,5 )
  • ( 3,5 )
  • , RS-232C ( 3,5 )
3840×2160 30
MonInfo DisplayPort-
3840×2160 (2×1920×2160) 60
, 2×2  (. .)
  • 80% NTSC, 72% CIE 1931
  • 10-
  • : - 45°, 5° 25° , 150 ,
  • 100×100  200×200  VESA
(××)750×489—634×256 
750×441×35 
13 
93 
100—240 , 50/60 
  • (, , , , )
  • (100—240 , 50-60  19 /6,32 )
  • DisplayPort
  • 3,5  9- D-SUB ( RS-232C)
  • ( 2 ., 2 ., 2 .)
www.asus.com
.T-10485578
.L-10485578-10

- Asus PQ321QE,

, . , « 35 », , , , «» . , , , , , - .

- Asus PQ321QE,

, . , .

- Asus PQ321QE,

, , , USB-.

- Asus PQ321QE,

, . , ( ), ( ). , , . , . . , , ( ) ( ). , , . , , . - , . , , , «» . , , -.

- Asus PQ321QE,    - Asus PQ321QE,

, . , , , . VESA- ( 100 100 ). , , 200 200 . , - - .

.

- Asus PQ321QE,

— DisplayPort. HDCP, 10  . , .

- Asus PQ321QE,

, 3840 2160 30  . — 1920 2160 , 60  . «» , , . . AMD Radeon HD 7870 , NVIDIA Quadro 4000 1920 2160 , .

, , ( ) . , Asus PQ321Q, DisplayPort HDMI-, : 3840 2160 30  1920 2160 60 . , .

DisplayPort 3,5 . . AMD Radeon HD 7870 DisplayPort , NVIDIA Quadro 4000 . , , - . 32- , , (, ) - . — DisplayPort, (1 0,5 (. .)).

() 3,5  RS-232C, 9- D-SUB.

,

, , , . , , - , - , , , , . , , . , . .

- Asus PQ321QE,

, , .

. , , . .

- Asus PQ321QE,

, , , , .

, , — . .

- Asus PQ321QE,

. , , . , CD-ROM , . , - , Asus MultiFrame (, - ), PDF-, .

, RS-232C, - . 4 RS-232C, , «» .

. sRGB, , , , - . 3000 10000 , .

- Asus PQ321QE,

- Asus PQ321QE,

- Asus PQ321QE,

- ( ) 1.8 2.4. , DisplayPort .

: — , — , — .

, 3840 2160 30  NVIDIA Quadro 4000 1920 2160 60  AMD Radeon HD 7870. , . -, 60 / 30 / ( 30 / ). -, , , , . — , . . «» ( ) .

-

, -, IGZO. , IGZO , : (In), (Ga), (Zn) (O). , -, , . -, , , , - IPS-.

17 . - ( — ):

- Asus PQ321QE, -

- = , 256 ( 0, 0, 0 255, 255, 255) ( sRGB - ). ( !) :

- Asus PQ321QE,  -

, , . :

- Asus PQ321QE, -,

- 2,15, 2,2, -:

- Asus PQ321QE, -

i1Pro 2 Argyll CMS (1.5.0).

sRGB:

- Asus PQ321QE,

, , — , , — sRGB ( ), . ( ), , ( ):

- Asus PQ321QE,

, .

( ΔE) sRGB :

- Asus PQ321QE,

- Asus PQ321QE,  E

, sRGB ( 6500 ). , ΔE 2 , 6500  ( , , ).

10-

, , 8  . , sRGB, , . . ( ), . , , , RGB- , . , , , , , ( ) . . , , 8  10 . , , .

, , -- . , 10- , , , NEC 10bitdemo.exe. : — 8- , — 10-. 10- (, , 10  ), , 10-, . , 8- ( , . .) , 10- .

- Asus PQ321QE,

NVIDIA Quadro 4000, 10- ( — Windows ). , , , 10- , : , Adobe Photoshop ( CS4 ). , , .

,

25 , 1/6 ( ). .

., % ., %
0,53 /² −13 16
393 /² −10 9
742:1 −8 3

. , . IPS , . :

- Asus PQ321QE,

, , .

.

( %) , /² ,
100 405 74,6
50 226 54,2
0 57 34,8
4,7
* 0,3-0,4
* , , 0,2 .

, . . ( ) , , .

, ( 100%- ) — 120 . , .

, . , -- 25  (13  . + 12  .), . , , - «» .

- 19  60  50  30  . , — .

, , , , , ( ) .

- Asus PQ321QE,     - Asus PQ321QE,






- Asus PQ321QE,    - Asus PQ321QE,






- Asus PQ321QE,


50% :

,
−39/39
−36/35
−36/36

. ( ) , IPS- . , , , . . , . ±82° 10:1.

, (127, 127, 127), , , -, - - , , . 0° ( ) 80° 5°. ΔE . :

- Asus PQ321QE,    - Asus PQ321QE,

- Asus PQ321QE,

45°, , , . ΔE 3.

, .

, , 10- , - . — , . , 4K UHD, , . ., , 60  . , , ( ) .

:

  • 10-
  • VESA- 100 100

:



Asus PQ321QE — 4K UHD — iXBT.com

Original Design -



NVIDIA NVIDIA Quadro 4000


X-Rite i1Publish Pro 2