Связь-Экспокомм 2001. Дизайн от компании Alcatel, как он создается и кем?!


В рамках проходящей выставки Связь-Экспокомм 2001 прошла организованная российским представительством компании Alcatel встреча журналистов с одним из дизайнеров, создающих облик сотовых телефонов этой компании. Докладчиком был Бертран Минкерс, менеджер по дизайну, работающий в компании практически с самого начала. Он поделился с прессой малоизвестными фактами из прошлого компании, а также приоткрыл завесу таинственности над нынешними дизайнерскими разработками. Встреча была чрезвычайно интересной, и я постараюсь в этом материале максимально полно донести до вас идеи Бертрана Минкерса (на фото).

Группа дизайнеров компании Alcatel немногочисленна — всего 25 человек. Работают они в небольшом офисе, расположенном под Парижем, в городке Коломбо. Нет, уже успел ввести вас в заблуждение: не все, а всего лишь 22 человека — 3 дизайнера трудятся в гонконгском филиале компании. А начиналось все в уже далеком 1994 году, когда над дизайном новых моделей работало только два человека. Как видите, штат вырос, и за прошедшие годы дизайнеры Alcatel предложили множество решений, повлиявших на всех производителей сотовых телефонов. Alcatel была первой компанией, использовавшей в своих телефонах корпуса разных цветов, вслед за ней различные цветовые решения стали применяться и другими компаниями. В настоящее время ключевым моментом для дизайнеров является эргономика новых аппаратов. В данном случае под эргономикой понимается удобство общения человека с телефоном, или, если говорить более общо, взаимодействия человека и машины. Над этим аспектом дизайна работает большая часть команды, а именно 14 человек. Бертран привел поразительный пример того, насколько важна эргономика в подобных устройствах. Так, в сотовом телефоне, выпущенном в 1994 году (HX400), было более 100 функций и около 11 клавиш для управления ими. В сегодняшних моделях 5хх серии уже более 400 функций, а для их управления нужно только 3 клавиши. Причем управление этими функциями все более стандартизуется, и пользователь среди них не теряется.

Результат деятельности этой команды мы видим всякий раз, рассматривая сотовые телефоны Alcatel, но, чтобы понять, как создается дизайн телефонов, нужно знать, о чем думают эти люди работая и к чему они стремятся. Лучше всего выразил идею компании директор по дизайну Винсент Крианс (Vincent Creance), сказав, что «дизайн — физическое выражение торговой марки». Разработчики компании считают, что каждая модель, выпущенная на рынок, несет ту или иную идею. Причем дизайнеры не делят телефоны на классы, например, на молодежные и серьезные, взрослые модели (ведь каждый человек в душе ребенок в той или иной мере). Дизайнеры компании Alcatel создали свою классификацию сотовых телефонов:

  • Fun — смешные телефоны. Это аппараты с яркими цветами корпуса, привлекательные, но с минимальным набором функций. Они созданы просто для того, чтобы звонить, да иногда радоваться, глядя на них.
  • Balanced — сбалансированные модели. Они предлагают, с одной стороны, все необходимые функции плюс немного дополнительных, а с другой— позволяют пользователю разнообразить внешний вид телефона при необходимости.
  • Intelligence — умные телефоны, так бы я назвал эту группу. Intelligence аппараты позволяют не только разговаривать, но и служат помощниками в различных делах, например, напоминают о важных событиях через органайзер или в нужную минуту предлагают записную книжку.
  • Status, seduction — имиджевые телефоны, подчеркивающие статус своего владельца и притягивающие взгляды окружающих.

Вот такое интересное деление. При этом при разработке любой модели дизайнеры придерживаются следующего лозунга: «Его легко понять — с ним легко жить!» Это высказывание в большей степени относится к графической эргономике, т. е. тому, что появляется на экране телефона, насколько приятен для человека стиль и размер букв и иконок. И, конечно же, к тому, насколько удобно реализовано взаимодействие человека с телефоном.

На первом этапе разработки нового дизайна не принимается во внимание ничего, кроме пожеланий потребителей. Дизайнеры пытаются понять, что хотят люди, что им нравится, причем это относится не только к мобильным телефонам, но ко всем сферам жизни. Этим людям нужно изучить тенденции моды, стилистики, промышленного дизайна и множества других, вроде бы напрямую не связанных с их работой вещей. Одна из проблем дизайнеров заключается в отсутствии эталона красоты мобильного телефона. То, что мы считаем красивым, может совсем не понравится японцам. Поэтому модели для Азиатского рынка и для европейского иногда имеют некоторые отличия. Самый яркий пример: последняя модель Alcatel 511 имеет алюминиевое покрытие в стиле hi-tech. Такой дизайн выглядит очень привлекательно во всем мире кроме Гонконга. Как показали опросы, здешним пользователям нравится более яркая алюминиевая расцветка. Объяснить этот факт с позиции логики невозможно да и не нужно, наверное. Ведь в каждой стране своя особая атмосфера, свой неповторимый колорит. И люди, живущие в Индии, видят каждый день совершенно другую гамму цветов, нежели мы в России. Такие различия в восприятии заставляют дизайнеров искать универсальные решения, которые удовлетворяли бы наибольшее число людей, но при этом не теряли своей привлекательности.

При разработке нового телефона дизайнер компании Alcatel должен отбросить логику, ему не нужно думать, как сделать телефон продаваемым или коммерчески успешным. Основная задача - сделать телефон более эмоциональным. Во многом дизайн основывается на интуиции его создателя, и при выборе того или иного дизайна для телефона решающее слово остается за отделом дизайна и его директором. Никто в компании не может повлиять на это решение, ведь от того, как сами дизайнеры оценивают свой продукт, зависит многое. В большинстве случаев тот или иной вариант дизайна выбирают коллегиально, то есть каждый из дизайнеров может высказаться, и в итоге рождается некое общее мнение.

Сегодня перед воплощением в виде муляжа в пластике дизайнеры прорабатывают огромное количество вариантов дизайна. Цикл разработки длится около 9 месяцев, а всего 5 лет назад он составлял целый год. За это время создаются сотни моделей на компьютере, идет работа по апробированию самых удачных находок, комбинированию различных материалов и цветов. Это очень трудоемкий процесс, в результате которого может изменится только один обвод корпуса, но телефон будет выглядеть совершенно по-другому.

Одновременно с этим специально созданные группы консультантов пробуют работать на компьютере с виртуальными моделями телефонов. Они получают различные задания: от простого — позвонить куда-то, до более сложного — использовать какую-нибудь функцию. Специалисты по эргономике наблюдают за их действиями и отмечают проблемные места и просто неясные для пользователей моменты, чтобы исправить их в следующей виртуальной модели.

Через какое-то время виртуальная модель превращается в прототип, который существует уже как практически законченный продукт, для которого, тем не менее, возможно практически полное изменение внешнего вида. Именно на этой стадии перед дизайнерами ставится задача вписать их модель в существующую элементную базу. До этого момента дизайнеры не задумываются над размерами аккумулятора, дисплея, платы и прочих деталей, они руководствуются только своим видением продукта. Здесь же их видение сталкивается с реальностью, с логикой инженеров, и в итоге рождается прототип аппарата.

С прототипом работает множество людей: и дизайнеры, и инженеры, и, конечно же, тестеры. Проверяется все начиная с технических характеристик и заканчивая отзывами тестеров, которые являются обычными пользователями и выражают свои мысли непрофессионально. На этом этапе дизайнерам и эргономистам очень важно среди противоречивых высказываний тестеров уловить некую общую идею, чтобы воплотить ее в следующем прототипе. Затем работа над прототипом заканчивается, и телефон выходит на финишную прямую. Довольно скоро он попадает на прилавки магазинов.

Компания Alcatel самостоятельно разрабатывает дизайн своих телефонов, но при этом работает со многими дизайнерскими школами по всему миру. Делается это в первую очередь для того, чтобы получить представление о тенденциях, векторе развития. Возможно, некоторые идеи найдут воплощение в будущих моделях телефонов, некоторые — нет, в любом случае это интересно. Разработку концепт-моделей ведут будущие дизайнеры, а в настоящем студенты школ дизайна. Вот какое задание они получили в этом году на создание концепт-аппаратов.

Правило №1. Правил нет. Далее просьба отнестись к этому заданию как к упражнению по дизайну продуктов для высокой моды. Для создания идеального средства связи будущего. Роскошного, шикарного, сенсационного. И вообще будьте дерзкими. Веселитесь.

А вот что получилось из этого задания. Кстати, демонстрация этих концепт-моделей проходила на стенде компании Alcatel, и ей могли насладиться практически все посетители. После показа была викторина из серии «угадай мелодию», но мелодию нужно было угадать на мобильном телефоне Alcatel, разыгрывались призы. Но вернемся к показу, а он был очень интересным. Рядом с фотографиями приведены слоганы, придуманные авторами моделей, а также указаны их характеристики.

Головной убор для общения

Внутри или снаружи? Необычный головной убор для людей, думающих о своем имидже, и которые хотят быть в постоянном контакте с друзьями и идти в ногу со временем.

Характеристики. Общение с помощью громкой связи. Чтобы просмотреть изображение или прочитать информацию на экране, просто посмотрите наверх. Микрофон на уровне уха.

Автор: Wai Ka Школа дизайна: Политехнический университет Гонконга

Телефон в манжете

Стиль одежды для общества Новой Экономики. Легкий, крепящийся к одежде; говорите, когда ходите, без забот и проводов. Для полной свободы, для полного контроля.

Характеристики. Общение с помощью громкой связи. Можно спрятать под обыкновенной рубашкой. Портативный экран помещающийся в кармане.

Автор: Linus Школа дизайна: Политехнический университет Гонконга

Браслеты для общения

Женственные изгибы, модульные браслеты в ярком стиле «техно», впишутся в самый изысканный гардероб. Драгоценная жемчужина.

Характеристики. Добавьте браслет, добавьте функцию. Единый изогнутый экран. Цифровая камера, цифровое звучание музыки.

Автор: Milly Школа дизайна: Политехнический университет Гонконга

Очки для общения

Смотри сам и будь увиденным. Высокотехнологическая идея для глаз, спрятанная за линиями в стиле космической эры, для компактной передачи звука и изображения. Фантастический.

Характеристики. Легко носятся. Цифровая камера для съемки. Возможность отправки и приема живого звука и изображения(через Black Box). Текст и изображение проецируется на линзы.

Автор: Fai Школа дизайна: Политехнический университет Гонконга

Куртка-хамелеон для общения

Одежда, которая в прямом смысле отображает ваш образ. Концепция для постоянно меняющейся моды, специально разработанная для общения на бегу.

Характеристики. Куртка является цифровым экраном, цвет которого вы можете менять когда захотите. Может загружать информацию из компьютера через панель расположенную на спине. Мобильный телефон, большая клавиатура и большой экран составляют единое целое.

Автор: Kwok Ho Школа дизайна: Политехнический университет Гонконга

Телефон-змея

Тесно переплетенные чувственность и технология. Революция рептилий для видео звонков, вариант для вдохновенного общения.

Характеристики. Оборачивается вокруг всего.

Другие

На этом заканчиваю рассказ, про дизайнеров компании Alcatel, а завтра обещаю рассказать еще про кучу интересных вещей с выставки.






Дополнительно

Связь-Экспокомм 2001. Дизайн от компании Alcatel, как он создается и кем?!

Связь-Экспокомм 2001. Дизайн от компании Alcatel, как он создается и кем?!

В рамках проходящей выставки Связь-Экспокомм 2001 прошла организованная российским представительством компании Alcatel встреча журналистов с одним из дизайнеров, создающих облик сотовых телефонов этой компании. Докладчиком был Бертран Минкерс, менеджер по дизайну, работающий в компании практически с самого начала. Он поделился с прессой малоизвестными фактами из прошлого компании, а также приоткрыл завесу таинственности над нынешними дизайнерскими разработками. Встреча была чрезвычайно интересной, и я постараюсь в этом материале максимально полно донести до вас идеи Бертрана Минкерса (на фото).

Группа дизайнеров компании Alcatel немногочисленна — всего 25 человек. Работают они в небольшом офисе, расположенном под Парижем, в городке Коломбо. Нет, уже успел ввести вас в заблуждение: не все, а всего лишь 22 человека — 3 дизайнера трудятся в гонконгском филиале компании. А начиналось все в уже далеком 1994 году, когда над дизайном новых моделей работало только два человека. Как видите, штат вырос, и за прошедшие годы дизайнеры Alcatel предложили множество решений, повлиявших на всех производителей сотовых телефонов. Alcatel была первой компанией, использовавшей в своих телефонах корпуса разных цветов, вслед за ней различные цветовые решения стали применяться и другими компаниями. В настоящее время ключевым моментом для дизайнеров является эргономика новых аппаратов. В данном случае под эргономикой понимается удобство общения человека с телефоном, или, если говорить более общо, взаимодействия человека и машины. Над этим аспектом дизайна работает большая часть команды, а именно 14 человек. Бертран привел поразительный пример того, насколько важна эргономика в подобных устройствах. Так, в сотовом телефоне, выпущенном в 1994 году (HX400), было более 100 функций и около 11 клавиш для управления ими. В сегодняшних моделях 5хх серии уже более 400 функций, а для их управления нужно только 3 клавиши. Причем управление этими функциями все более стандартизуется, и пользователь среди них не теряется.

Результат деятельности этой команды мы видим всякий раз, рассматривая сотовые телефоны Alcatel, но, чтобы понять, как создается дизайн телефонов, нужно знать, о чем думают эти люди работая и к чему они стремятся. Лучше всего выразил идею компании директор по дизайну Винсент Крианс (Vincent Creance), сказав, что «дизайн — физическое выражение торговой марки». Разработчики компании считают, что каждая модель, выпущенная на рынок, несет ту или иную идею. Причем дизайнеры не делят телефоны на классы, например, на молодежные и серьезные, взрослые модели (ведь каждый человек в душе ребенок в той или иной мере). Дизайнеры компании Alcatel создали свою классификацию сотовых телефонов:

  • Fun — смешные телефоны. Это аппараты с яркими цветами корпуса, привлекательные, но с минимальным набором функций. Они созданы просто для того, чтобы звонить, да иногда радоваться, глядя на них.
  • Balanced — сбалансированные модели. Они предлагают, с одной стороны, все необходимые функции плюс немного дополнительных, а с другой— позволяют пользователю разнообразить внешний вид телефона при необходимости.
  • Intelligence — умные телефоны, так бы я назвал эту группу. Intelligence аппараты позволяют не только разговаривать, но и служат помощниками в различных делах, например, напоминают о важных событиях через органайзер или в нужную минуту предлагают записную книжку.
  • Status, seduction — имиджевые телефоны, подчеркивающие статус своего владельца и притягивающие взгляды окружающих.

Вот такое интересное деление. При этом при разработке любой модели дизайнеры придерживаются следующего лозунга: «Его легко понять — с ним легко жить!» Это высказывание в большей степени относится к графической эргономике, т. е. тому, что появляется на экране телефона, насколько приятен для человека стиль и размер букв и иконок. И, конечно же, к тому, насколько удобно реализовано взаимодействие человека с телефоном.

На первом этапе разработки нового дизайна не принимается во внимание ничего, кроме пожеланий потребителей. Дизайнеры пытаются понять, что хотят люди, что им нравится, причем это относится не только к мобильным телефонам, но ко всем сферам жизни. Этим людям нужно изучить тенденции моды, стилистики, промышленного дизайна и множества других, вроде бы напрямую не связанных с их работой вещей. Одна из проблем дизайнеров заключается в отсутствии эталона красоты мобильного телефона. То, что мы считаем красивым, может совсем не понравится японцам. Поэтому модели для Азиатского рынка и для европейского иногда имеют некоторые отличия. Самый яркий пример: последняя модель Alcatel 511 имеет алюминиевое покрытие в стиле hi-tech. Такой дизайн выглядит очень привлекательно во всем мире кроме Гонконга. Как показали опросы, здешним пользователям нравится более яркая алюминиевая расцветка. Объяснить этот факт с позиции логики невозможно да и не нужно, наверное. Ведь в каждой стране своя особая атмосфера, свой неповторимый колорит. И люди, живущие в Индии, видят каждый день совершенно другую гамму цветов, нежели мы в России. Такие различия в восприятии заставляют дизайнеров искать универсальные решения, которые удовлетворяли бы наибольшее число людей, но при этом не теряли своей привлекательности.

При разработке нового телефона дизайнер компании Alcatel должен отбросить логику, ему не нужно думать, как сделать телефон продаваемым или коммерчески успешным. Основная задача - сделать телефон более эмоциональным. Во многом дизайн основывается на интуиции его создателя, и при выборе того или иного дизайна для телефона решающее слово остается за отделом дизайна и его директором. Никто в компании не может повлиять на это решение, ведь от того, как сами дизайнеры оценивают свой продукт, зависит многое. В большинстве случаев тот или иной вариант дизайна выбирают коллегиально, то есть каждый из дизайнеров может высказаться, и в итоге рождается некое общее мнение.

Сегодня перед воплощением в виде муляжа в пластике дизайнеры прорабатывают огромное количество вариантов дизайна. Цикл разработки длится около 9 месяцев, а всего 5 лет назад он составлял целый год. За это время создаются сотни моделей на компьютере, идет работа по апробированию самых удачных находок, комбинированию различных материалов и цветов. Это очень трудоемкий процесс, в результате которого может изменится только один обвод корпуса, но телефон будет выглядеть совершенно по-другому.

Одновременно с этим специально созданные группы консультантов пробуют работать на компьютере с виртуальными моделями телефонов. Они получают различные задания: от простого — позвонить куда-то, до более сложного — использовать какую-нибудь функцию. Специалисты по эргономике наблюдают за их действиями и отмечают проблемные места и просто неясные для пользователей моменты, чтобы исправить их в следующей виртуальной модели.

Через какое-то время виртуальная модель превращается в прототип, который существует уже как практически законченный продукт, для которого, тем не менее, возможно практически полное изменение внешнего вида. Именно на этой стадии перед дизайнерами ставится задача вписать их модель в существующую элементную базу. До этого момента дизайнеры не задумываются над размерами аккумулятора, дисплея, платы и прочих деталей, они руководствуются только своим видением продукта. Здесь же их видение сталкивается с реальностью, с логикой инженеров, и в итоге рождается прототип аппарата.

С прототипом работает множество людей: и дизайнеры, и инженеры, и, конечно же, тестеры. Проверяется все начиная с технических характеристик и заканчивая отзывами тестеров, которые являются обычными пользователями и выражают свои мысли непрофессионально. На этом этапе дизайнерам и эргономистам очень важно среди противоречивых высказываний тестеров уловить некую общую идею, чтобы воплотить ее в следующем прототипе. Затем работа над прототипом заканчивается, и телефон выходит на финишную прямую. Довольно скоро он попадает на прилавки магазинов.

Компания Alcatel самостоятельно разрабатывает дизайн своих телефонов, но при этом работает со многими дизайнерскими школами по всему миру. Делается это в первую очередь для того, чтобы получить представление о тенденциях, векторе развития. Возможно, некоторые идеи найдут воплощение в будущих моделях телефонов, некоторые — нет, в любом случае это интересно. Разработку концепт-моделей ведут будущие дизайнеры, а в настоящем студенты школ дизайна. Вот какое задание они получили в этом году на создание концепт-аппаратов.

Правило №1. Правил нет. Далее просьба отнестись к этому заданию как к упражнению по дизайну продуктов для высокой моды. Для создания идеального средства связи будущего. Роскошного, шикарного, сенсационного. И вообще будьте дерзкими. Веселитесь.

А вот что получилось из этого задания. Кстати, демонстрация этих концепт-моделей проходила на стенде компании Alcatel, и ей могли насладиться практически все посетители. После показа была викторина из серии «угадай мелодию», но мелодию нужно было угадать на мобильном телефоне Alcatel, разыгрывались призы. Но вернемся к показу, а он был очень интересным. Рядом с фотографиями приведены слоганы, придуманные авторами моделей, а также указаны их характеристики.

Головной убор для общения

Внутри или снаружи? Необычный головной убор для людей, думающих о своем имидже, и которые хотят быть в постоянном контакте с друзьями и идти в ногу со временем.

Характеристики. Общение с помощью громкой связи. Чтобы просмотреть изображение или прочитать информацию на экране, просто посмотрите наверх. Микрофон на уровне уха.

Автор: Wai Ka Школа дизайна: Политехнический университет Гонконга

Телефон в манжете

Стиль одежды для общества Новой Экономики. Легкий, крепящийся к одежде; говорите, когда ходите, без забот и проводов. Для полной свободы, для полного контроля.

Характеристики. Общение с помощью громкой связи. Можно спрятать под обыкновенной рубашкой. Портативный экран помещающийся в кармане.

Автор: Linus Школа дизайна: Политехнический университет Гонконга

Браслеты для общения

Женственные изгибы, модульные браслеты в ярком стиле «техно», впишутся в самый изысканный гардероб. Драгоценная жемчужина.

Характеристики. Добавьте браслет, добавьте функцию. Единый изогнутый экран. Цифровая камера, цифровое звучание музыки.

Автор: Milly Школа дизайна: Политехнический университет Гонконга

Очки для общения

Смотри сам и будь увиденным. Высокотехнологическая идея для глаз, спрятанная за линиями в стиле космической эры, для компактной передачи звука и изображения. Фантастический.

Характеристики. Легко носятся. Цифровая камера для съемки. Возможность отправки и приема живого звука и изображения(через Black Box). Текст и изображение проецируется на линзы.

Автор: Fai Школа дизайна: Политехнический университет Гонконга

Куртка-хамелеон для общения

Одежда, которая в прямом смысле отображает ваш образ. Концепция для постоянно меняющейся моды, специально разработанная для общения на бегу.

Характеристики. Куртка является цифровым экраном, цвет которого вы можете менять когда захотите. Может загружать информацию из компьютера через панель расположенную на спине. Мобильный телефон, большая клавиатура и большой экран составляют единое целое.

Автор: Kwok Ho Школа дизайна: Политехнический университет Гонконга

Телефон-змея

Тесно переплетенные чувственность и технология. Революция рептилий для видео звонков, вариант для вдохновенного общения.

Характеристики. Оборачивается вокруг всего.

Другие

На этом заканчиваю рассказ, про дизайнеров компании Alcatel, а завтра обещаю рассказать еще про кучу интересных вещей с выставки.