Помнится, когда интегрированными чипсетами решила заняться NVIDIA, ожидания были ну просто-таки сказочные чуть ли не «скорая смерть внешних видеокарт» предсказывалась. Однако жизнь все расставила по своим местам: вечные проблемы, связанные с недостаточной пропускной способностью основного ОЗУ, не позволили получить высокой скорости в 3D на интегрированном чипсете на системной плате x86 с 256-битными шинами не поизголяешься, да и память требуется использовать стандартную, потому что у процессора и встроенного графического ядра она одна на двоих. Тем не менее, результаты (в 3D!) второго чипсета NVIDIA nForce2 многих приятно удивили: их, конечно, по-прежнему нельзя было сравнивать с показателями современных им внешних ускорителей даже среднего звена, но, по крайней мере, этот чипсет до сих пор остается единственным, позволяющим худо-бедно играть с интегрированной графикой.
А в это время в это время «молчали» сразу два гиганта ATI и Intel. Первый практически так и не выведя в свет свои опыты в сфере создания настольных чипсетов (платы на Radeon IGP 320/330/340 не получили широкого распространения), второй не предпринимая никаких впечатляющих шагов по оснащению своей ведущей платформы быстрым интегрированным 3D. Хотя выход i845G/i845GE/i865G и поднимал каждый раз планку производительности, но до уровня nForce2 по скорости в играх эти чипсеты все-таки не дотягивали.
В начале этого года мы попробовали в деле материнские платы на чипсетах ATI под обе настольные платформы (Socket 478 и Socket A). Результат нас абсолютно не порадовал: обещанные солидные партнеры по выпуску плат (в числе которых значились FIC и Gigabyte) так и не нарисовались на горизонте, а те, кто все же выпустил свои модели Мы бы с удовольствием их не видели: скорость в неигровых задачах была ниже, чем у интегрированных аналогов от VIA и SiS, да и производительность в 3D, скорее, соответствовала им же (а уж даже первому nForce те платы уступали с разгромным счетом). И вот мы с удовольствием представляем еще одну попытку сделать быстрое интегрированное 3D для платформы Socket 478 новый чипсет ATI под названием Radeon 9100 IGP. По заявлению производителя, интегрированное в него графическое ядро основано на Radeon 9200. Что ж, Radeon 9200 это ускоритель уровня, сопоставимого с GeForce4 MX в nForce2, то есть вполне серьезное решение. Насколько серьезным получился результат, мы и рассмотрим ниже.
Официальные спецификации чипсета Radeon 9100 IGP
Общие характеристики чипсета:
- Классическая архитектура: северный (IGP Integrated Graphics Processor) и южный (IXP IO Communication Processor) мосты, связанные выделенной шиной (A-Link)
- 9100 IGP:
- Поддержка процессоров Intel Pentium 4/Celeron с частотой FSB 400/533/800 МГц
- Поддержка Hyper-Threading
- Двухканальный (128-битный) интерфейс DDR SDRAM
- Поддержка частот памяти до DDR400
- Поддержка до 4 ГБ памяти максимум двумя небуферизованными модулями
- Совместимость со стандартом AGP 3.0 (AGP 8x), Fast Writes
- Unified Memory Architecture (UMA)
- Фрейм-буфер размером от 16 до 128 МБ
- Интерфейс с пропускной способностью 266 МБ/с до южного моста
- IXP 150 (совместим по контактам с IXP 200 и IXP 250):
- До 3 устройств PCI Bus-Master
- 2 канала IDE (Parallel ATA) с поддержкой режимов до ATA100
- До 6 портов USB 2.0
- Интегрированный 10/100 Мбит/с Ethernet-контроллер от 3Com
- LPC-интерфейс для контроллера Super I/O
Характеристики встроенного графического ядра (Radeon 9200):
- 3D:
- Фирменный иерархический буфер глубины HyperZ
- Аппаратная поддержка пиксельных шейдеров версии 1.4
- Поддержка объемных текстур и сжатия текстур
- Анизотропная фильтрация текстур
- Full Screen Anti-Aliasing (FSAA)
- Максимальное разрешение 2048x1536x32
- Видео:
- Поддержка аппаратного Motion Compensation / iDCT
- Улучшенный аппаратный MPEG2/DVD-декодер
- 2D:
- Оптимизированное 128-битное ядро
- Максимальное разрешение 2048x1536x32
- Полная аппаратная поддержка GDI (включая ускорение 2D, специфичное для Windows XP)
- Контроллер дисплея:
- Поддержка двух мониторов (2 CRTC)
- Поддержка аппаратного поворота экрана
- Поддержка DDC и горячего подключения
- Интегрированный 300 МГц RAMDAC
- Поддержка ЖК-панелей:
- 12-битный цифровой интерфейс с поддержкой DVI/DFP/VESA P&D (через внешний TDMS)
- Поддержка разрешений до 1600x1200
- Вывод на ТВ:
- Интегрированный TV-encoder с интерфейсами Composite/S-Video/RGB
- Поддержка форматов PAL/NTSC
- Поддержка разрешений до 1024x768x32
ПО и драйверы:
- Драйверы поддерживают DirectX 8.1 и OpenGL
- Драйверы встроенного графического ядра общие с графическими чипами серии Radeon (Catalyst)
- Поддерживаются ОС Microsoft Windows XP, Windows 2000 и Windows Me
Мы привели подробно почти всю доступную информацию по возможностям чипсета, но если вникнуть в суть, то фактически Radeon 9100 IGP очень близок по функциональности к уже хорошо знакомому нам Intel 865G. Именно с этой точки зрения давайте и рассмотрим героя статьи. Итак, чем Radeon 9100 IGP отличается (ну, по крайней мере, может отличаться) от i865G в лучшую сторону? Однозначно лучше у нового продукта ATI функциональность встроенного графического ядра: поддерживаемые разрешения, работа с видео, вывод на два монитора, встроенный TV-Out. Может быть лучше производительность контроллера памяти (а вдруг? для этого и существуют тесты ) и встроенного графического ядра в 3D (это почти наверняка все-таки встроен, почитай, полноценный Radeon 9200).
Что хуже? Во-первых, откровенно для нынешних времен «слабенький» южный мост: ни тебе Serial ATA, ни даже ATA133. Оно-то понятно, что многим это безразлично, но, как ни крути, ближе к концу 2003-го года некий производитель выпускает южный мост, который не поддерживает функций, присутствующих в продуктах практически всех других ведущих производителей (или даже вообще всех если учитывать платформу). Это как-то «неимиджево», скажем так. Во-вторых подозрительно «внезапное» появление поддержки FSB 800 МГц. Все-таки когда на момент выхода чипсет поддерживает только 533 МГц, а потом «втихую», без каких-либо дополнительных комментариев, обретает поддержку 800 МГц, данный факт начинает настораживать. Впрочем, это, опять-таки, легко проверяется в тестах: некоторые из них достаточно хорошо «нагружают» процессорную шину, так что нестабильность работы, как правило, обнаруживается.
Исследование производительности
В соперники новому чипсету ATI мы взяли ну, собственно, именно тот чипсет, который и будет являться его конкурентом на рынке i865G. Благо продукт Intel нами изучен уже достаточно хорошо, и составить себе впечатление о производительности Radeon 9100 IGP в сравнении с любыми другими чипсетами можно именно через результаты i865G (которые при использовании внешней видеокарты идентичны результатам i865PE).
Тестовый стенд:
- Процессор: Intel Pentium 4 3,2 ГГц (16x200 МГц) с включенной технологией Hyper-Threading, Socket 478
- Материнские платы:
- Canyon 9I6GM-L (BIOS от 05.09.03) на чипсете i865G
- Sapphire Axion 9100 IGP (BIOS от 04.09.03) на чипсете ATI Radeon 9100 IGP
- Память: 2x256 МБ PC4000(DDR500) DDR SDRAM DIMM OCZ (CL 2 при использовании в качестве DDR400)
- Внешняя видеокарта: Manli ATI Radeon 9800 Pro 256 МБ
- Жесткий диск: Western Digital WD360 (SATA), 10000 об/мин (также переходник IDESATA SABR200HV)
Программное обеспечение
- ОС и драйверы:
- Windows XP Professional SP1
- DirectX 9.0b
- Intel Chipset Software Installation Utility 5.0.2.1003
- Intel Graphics Driver PV13.3.2
- ATI Catalyst 3.7
- ATI Catalyst 3.6 (для R9100 IGP)
- ATI GART Driver 5.0.2196.1007
- ATI SMBus Driver от 16.12.2002
- Тестовые приложения:
- Cachemem 2.4MMX
- 7-Zip 2.30
- WinRAR 3.20
- VirtualDub 1.5.4 + DivX codec 5.05a Pro
- Gray Matter Studios & Nerve Software Return to Castle Wolfenstein v1.1
- Croteam/GodGames Serious Sam: The Second Encounter v1.07
- Digital Extremes/Epic Games/Atari Unreal Tournament 2003 v2225
Плата | Canyon 9I6GM-L | Sapphire Axion 9100 IGP |
Чипсет | Intel 865G (RG82865G + FW82801ЕB) | ATI Radeon 9100 IGP (9100IGP + IXP150) |
Поддержка процессоров | Socket 478, Intel Pentium 4 (поддержка HT), Intel Celeron | |
Разъемы памяти | 2 DDR | 2 DDR |
Слоты расширения | AGP/ 3 PCI | AGP/ 3 PCI |
Порты ввода/вывода | 1 FDD, 2 COM, 1 LPT, 2 PS/2 | 1 FDD, 1 COM, 1 LPT, 2 PS/2 |
USB | 4 USB 2.0 + 2 разъема по 2 USB 2.0 | 4 USB 2.0 + 1 разъем на 2 USB 2.0 |
FireWire | | |
Интегрированный в чипсет ATA-контроллер | ATA100 + SATA | ATA100 |
Внешний ATA-контроллер | | |
Звук | AC'97-кодек C-Media CMI9739A | AC'97-кодек Avance Logic ALC650 |
Сетевой контроллер | Realtek RTL8100L (Fast Ethernet) | Realtek RTL8100C (Fast Ethernet) |
I/O-контроллер | Winbond W83627HF-AW | ITE IT8712F-A |
BIOS | 2 Мбит Phoenix AwardBIOS v6.00PG | 4 Мбит Phoenix Award WorkstationBIOS v6.00PG |
Форм-фактор, размеры | mATX, 24,5x20 см | mATX, 24,5x23 см |
Средняя текущая цена (количество предложений) | Н/Д(0) | Н/Д(0) |
Результаты тестов
Заметим, что «int»/«ext» на диаграммах означает использование интегрированной/внешней графики соответсвенно.
В приложениях, критичных к скорости доступа в память, Radeon 9100 IGP проигрывает чипсету Intel сильно. Даже очень сильно, сказали бы мы (до 20% при архивировании). Особенно заметно отставание с внешней видеокартой, то есть именно тогда, когда шина памяти не нагружается дополнительно встроенным графическим ядром. Это позволяет нам сделать предварительный вывод о том, что контроллер памяти у нового чипсета ATI слабоват. С другой стороны, в реальных приложениях (архиваторы) разница все-таки ощутимо меньше, чем в низкоуровневом бенчмарке Cachemem. А возвращаясь к результатам последнего, можно заметить, что сильнее всего проигрывает Radeon 9100 IGP в скорости чтения.
При кодировании видео проигрыш совсем небольшой, около 6%, но чипсет ATI все так же уступает даже i865G с интегрированной графикой, сам используя внешний ускоритель. Не будем, однако, забывать, что в ряде применений (вроде кодирования MP3 или финального рендеринга в 3ds max) зависимость результата от скорости памяти еще меньше, и там R9100 IGP, очевидно, добьется-таки паритета.
Ну а теперь, на закуску, самое интересное игровое 3D. Здесь-то положение должно измениться!
Результаты, можно сказать, «замечательные во всех отношениях»: если с внешней видеокартой чипсет ATI по-прежнему везде в проигрыше (менее 10%), то встроенное графическое ядро «разгромило» графику i865G начисто. Один-единственный раз, в Return to Castle Wolfenstein, да и то в низком разрешении и при 16-битном цвете, удалось i865G вырвать победу у Radeon 9100 IGP (причем, скорее всего, именно в этом режиме производительность уперлась не в скорость 3D-акселератора, а во все ту же пресловутую скорость работы с памятью). Что ж, в принципе, материала вполне достаточно для того, чтобы сделать определенные выводы.
Выводы
- Новый чипсет компании ATI все-таки удался, несмотря на некоторые его отрицательные качества слабое оснащение южного моста и низкую скорость работы с ОЗУ. Удался он именно за счет того, что ATI умеет делать хорошо за счет встроенного 3D-ускорителя. В принципе, на такой интегрированной графике уже действительно вполне реально поиграть с терпимой скоростью. Если прибавить сюда богатые возможности по работе с видео и наличие у чипсета встроенного TV-Out получаем вполне неплохую машинку из серии «недорого, для дома, для семьи». Дополнительно отметим, что, по субъективным ощущениям, качество картинки на мониторе при разрешении 1024x768x32 превосходное (многие справедливо пеняют чипсетам со встроенным графическим ядром на замыливание изображения). Как нам показалось, качество 2D у Radeon 9100 IGP просто-напросто такое же, как у внешних видеокарт ATI.
- ATI Radeon 9100 IGP как решение с внешней видеокартой особого смысла не имеет. Платы на этом чипсете наверняка будут дороже или сопоставимы по стоимости с платами на, к примеру, том же i865PE, а производительность в таком сравнении продемонстрируют меньшую. Поэтому систему на основе R9100 IGP имеет смысл собирать именно тем, кто планирует ограничиться использованием интегрированной графики.
- Вопрос о реальной скорости доступа к памяти все-таки хотелось бы пока оставить открытым. Есть шанс, что виновата плата или драйвера первая ведь представляет собой инженерный образец, а драйвера чипсета «не блещут новизной» (но других нам достать не удалось), поэтому есть шанс, что к моменту поступления продукта на рынок их чуть-чуть доведут до ума. Да и BIOS тоже может вносить свою лепту Словом, хоть быстродействие контроллера памяти и настораживает, но остается некоторая надежда на «неокончательность приговора».
В целом же можно только порадоваться за то, что для платформы Socket 478 наконец появился чипсет с достойной скоростью встроенного 3D-акселератора. Socket A в этом плане легче: там есть nForce2 IGP а вот платформа Intel быстрым («относительно быстрым», разумеется) интегрированным 3D нас до сих пор не баловала.
Системная плата Sapphire Axion A26 предоставлена компанией Sapphire