ASUS AT3N7A-I — системная плата на чипсете NVIDIA ION


Галерея фотографий

Платформа NVIDIA ION в паре с процессором Intel Atom продолжают набирать популярность — все больше и больше вендоров спешат порадовать пользователей выпуском новой материнской платы, неттопа или нетбука на «Ионизированном Атоме». Причина столь высокой популярности вполне понятна: на данный момент ION является практически единственным вариантом для создания сверхкомпактного, относительно недорогого и потенциально бесшумного HTPC или игровой машины начального уровня.

В этот раз к нам на тестирование попала вариация на тему от именитой компании ASUS — AT3N7A-I с распаянным процессором Intel Atom 330 и активной системой охлаждения.

Особенности платы

ASUS AT3N7A-I может похвастаться широким набором интерфейсных разъемов, в число которых входит HDMI, eSATA, три порта SATA-II (300 МБ/с), десять портов USB, а также классический слот PCI, которого не было у рассмотренных нами ранее плат от Zotac на базе того же ION. Кроме того, на плату интегрирован модуль Bluetooth с вынесенной на заднюю панель антенной, что позволит потенциальному покупателю сэкономить 10 долларов на приобретении внешнего адаптера. Коробка с материнской платой гордо заявляет о том, что AT3N7A-I готова для Microsoft Windows 7, но это все не более чем очередной рекламный трюк — остальные платы на NVIDIA ION готовы к работе под новой операционной системой ничуть не хуже.

Безусловно, главной особенностью «Иона» является наличие аппаратного декодера для FullHD-видео в форматах MPEG-4 AVC (H.264), VC-1 и MPEG-2. В играх решение от NVIDIA также должно на голову опережать древний и неприлично медлительный Intel GMA950, но как следует развернуться ему в любом случае не позволит Atom (даже двухъядерный). Впрочем, не будем торопить события — переходить к результатам тестирования еще рано.

Распаянный процессор Intel Atom 330 представляет собой два ядра Atom 230, собранные на одной подложке. Каждое ядро работает на частоте 1,6 ГГц и поддерживает технологию Hyper-Threading, то есть операционная система в итоге видит 4 процессора — 2 реальных ядра и еще 2 виртуальных.

Система охлаждения — определенно самая слабая сторона данной платы. Установленный вентилятор типоразмера 40×40 мм при работе издает крайне неприятные звуки, способные обратить на себя внимание всех окружающих даже в офисном помещении с высоким уровнем фонового шума. Проблему можно решить полной заменой системы охлаждения, с применением более качественного пассивного радиатора, либо заменой штатного вентилятора на что-то большое и тихое — решение будет зависеть от типа и объема применяемого в паре с платой корпуса.

Просто отключить штатный вентилятор не получится: при максимальной нагрузке плата начинает перегреваться примерно через 10–15 минут даже в условиях открытого стенда. Соответственно, в тесном корпусе mini-ITX при отсутствии корпусных вентиляторов перегрев наступит еще быстрее. Рассмотренные нами ранее платы от Zotac определенно выигрывают у ASUS AT3N7A-I в качестве и продуманности системы охлаждения, которая может работать в пассивном режиме, либо (в случае тесного и непроветриваемого корпуса) обходиться намного более тихим съемным вентилятором, входящим в стандартную комплектацию.

Комплект поставки ASUS AT3N7A-I особого внимания не заслуживает — тут все очень скромно и банально: заглушка для задних портов ввода/вывода, SATA-кабели и диск с драйверами. BIOS платы также выполнен в лучших традициях минимализма. Из полезных особенностей можно выделить лишь выбор предпочитаемого загрузочного устройства и возможность отключения Hyper-Threading. Скорость вращения вентиляторов не регулируется ни для одного из трех возможных.

Питается плата по стандартной схеме EATX (24 контакта) + ATX12V (4 контакта), что положительно сказывается на итоговой цене продукта, но не столь удобно при сборке системы, скажем, в ящике стола или при любом другом безкорпусном варианте.

Функциональность

За счет применения чипсета NVIDIA ION системная плата ASUS AT3N7A-I обладает следующей функциональностью:

  • поддержка 2 модулей памяти DDR2-800 (до 4 ГБ включительно);
  • интегрированная графика на базе GeForce 9300 (выходы D-Sub и HDMI);
  • один слот PCI;
  • десять портов USB 2.0 (8 на задней панели и 2 через разъем на плате);
  • три порта SATA300, плюс один порт eSATA на задней панели;
  • порт PS/2 для подключения клавиатуры.

В дополнение ко всему перечисленному на плате реализованы:

  • интегрированный звук на базе 8-канального HDA-кодека VIA VT1708S, с возможностью подключения 8-канальных систем (7.1), разъемом для подключения фронтальных аудиовходов/выходов и цифровыми выходами S/PDIF-Out (оптическим (Toslink) и коаксиальным);
  • сетевой контроллер, на базе микросхемы Realtek RTL8112L (интерфейс PCIEx1), с поддержкой скоростей 10/100/1000 Мбит/с (Gigabit Ethernet);
  • Bluetooth-контроллер версии 2.1, радиус действия — 10 м, без поддержки EDR.

Качество интегрированного звукового решения мы оценили в режиме 16 бит, 44 кГц при помощи тестовой программы RightMark Audio Analyzer 6.0.5 и звуковой карты Terratec DMX 6fire, получив итоговую общую оценку: Очень хорошо (подробнее). Цифровой выход S/PDIF на плате поддерживает обе наиболее актуальные частоты дискретизации вывода — 44,1 и 48 кГц.

На плате установлен один из самых современных сетевых контроллеров, однако реальная скорость его работы, к сожалению, оставляет желать лучшего. По данным утилиты B-Test (компании MikroTik), средняя скорость передачи данных составила 25 МБ/с, а получения — 30 МБ/с. Этого будет достаточно для потокового просмотра практически любого видео, но для передачи больших объемов информации полноценный гигабитный контроллер определенно предпочтительнее.

Энергопотребление

Мы провели эксперимент, в ходе которого определили мощность, потребляемую данной системой от блока питания в различных режимах эксплуатации.

Питание платы осуществлялось от БП Corsair CMPSU-620HX. Между выходом блока питания и входом системной платы были последовательно подключены четыре TRMS-мультиметра, при помощи которых измерялось действующее значение постоянного тока в цепи каждой из линий питания: +3,3VDC, +5VDC, +12V1DC, +12V2DC. Полученное значение тока умножалось на действующее значение напряжения, что и определяло потребляемую системой мощность по каждому из каналов. Результирующие значения суммировались, полученные таким образом данные представлены на диаграмме.

Максимальное потребление платформы составило около 35 Вт. При этом мощность, поданная на вход преобразователя питания процессора, которую мы условно считаем мощностью, потребляемой процессором, составила чуть более четырех ватт. Остальное потребляют в основном чипсет, оперативная память, винчестер и вентилятор кулера. В принципе, для построения готовой системы будет вполне достаточно типичного блока питания мощностью 65 Вт, с учетом подключения 1-2 жестких дисков с умеренным потреблением.

Далее мы сравнили потребление конкурирующих миниатюрных платформ, основанных на чипсетах с интегрированной графикой — Intel 945GC и NVIDIA ION. Потребляемая мощность измерялась в следующих режимах:

  • в простое — работа системы под управлением Windows XP SP2 со списком фоновых процессов по умолчанию
  • полная загрузка CPU и GPU — максимальная нагрузка на систему, создаваемая при одновременной работе утилит Prime95 и ATITool
  • полная загрузка CPU — максимальная нагрузка на процессор без дополнительной нагрузки на видеоподсистему, создаваемая утилитой Prime95 (mt=4)
  • полная загрузка GPU — максимальная нагрузка на видеоподсистему, создаваемая утилитой ATITool

В сравнимых режимах эксплуатации потребление платформы на основе чипсета NVIDIA ION меньше, чем потребление платформы Intel 945GC. Отдельно стоит отметить более энергоэффективное видеоядро чипсета ION, которое при заметно превосходящей конкурента производительности имеет меньшее потребление.

Уровень шума

Измерение уровня шума проводится в соответствии с данной методикой за исключением расстояния от капсуля (микрофона) до объекта измерения, которое было установлено на величину 0,9 метра. Измерения проводились при помощи шумомера ВШВ-003-М3 в звукоизолированной комнате с типичным уровнем шума 20 дБА. Во время измерения все электроприборы в комнате отключаются.

К сожалению, с уровнем шума у данной платы положение очень печальное, если не сказать больше. Скорость вращения вентилятора не регулируется платой (ни в BIOS Setup, ни известными нам утилитами), а при работе на максимальной скорости уровень производимого им шума превышает 50 дБА. Это очень высокий уровень, и находиться в одном помещении с источником такого шума очень тяжело не то что долговременно, а даже дольше пары минут. Возможно, нам достался экземпляр с бракованным вентилятором, но сказать, насколько эта проблема единична, мы не можем. Поэтому при приобретении данной платы, а также других плат с аналогичными вентиляторами стоит иметь ввиду данный аспект их функционирования.

Производительность

Конфигурация тестового стенда:

  • Процессор: Intel Atom 330 (2 ядра + 2 виртуальных, 1,60 ГГц, FSB 533 МГц)
  • Память: 2 модуля по 1 ГБ Corsair CM2X1024-9136C5D (тестировалась в режиме DDR2-800 с таймингами 4-4-4-12-2T)
  • Видеокарта: интегрированное ядро GeForce 9300 (256 МБ разделяемой памяти)
  • Жесткий диск: Seagate Barracuda 7200.10 (SATA, 7200 об/мин)
  • ОС: Windows XP SP2

В сравнительной таблице помимо результатов ASUS AT3N7A-I представлены показатели плат Zotac ION-ITX (на том же чипсете) и Intel D945GCLF2D (на i945GC), что позволяет сравнить производительность различных решений c одним и тем же процессором Intel Atom 330.

Тест Intel D945GCLF2 Zotac ION-ITX ASUS AT3N7A-I
Архивирование в 7-Zip, мин:сек 12:22 13:59 14:07
Кодирование MPEG4 (XviD), мин:сек 10:38 12:40 12:38
FarCry (Low@640×480), fps 17 63 65
FarCry (Medium@800×600), fps 17 57 58
Doom 3 (Low@640×480), fps 8 29 32
Doom 3 (High@1024×768), fps 3,8 27 29

В тестах архивирования и кодирования видео платы на ION оказываются несколько медлительнее решения Intel, однако в реальности заметить разницу будет тяжело — ресурсоемкие приложения на данной платформе в любом случае работают крайне медленно. Зато в играх ION чувствует себя настоящим королем, обгоняя i945GC чуть ли не на порядок. Если бы не слабый процессор, то такая системная плата вполне могла бы подойти для современных игр при условии выставления минимальных настроек качества.

Что касается аппаратного ускорения видео, то тут все практически идеально. Плата успешно справилась с воспроизведением всех тестовых роликов в следующих форматах:

  • XviD, 640×480, 2000 Кбит/с
  • x264, 640×480, High profile Level 4.1, 2000 Кбит/с
  • x264, 1280×720, High profile Level 4.1, 5000 Кбит/с
  • x264, 1280×720, High profile Level 4.1, 50 fps, 5000 Кбит/с
  • x264, 1920×1080, High profile Level 4.1, 10000 Кбит/с
  • x264, 1920×1080, High profile Level 5.1, 15000 Кбит/с
  • MPEG-2, 1920×1080, 30000 Кбит/с

Самое сложное в данном процессе — это успешно включить DXVA. Проще всего этого добиться в Windows Vista или Windows 7, а со столь любимой в народе Windows XP проблем, как правило, возникает больше. В нашем случае была установлена ОС Windows Vista SP2 (32-битная) и плеер The KMPlayer с четырьмя профилями аппаратного декодирования — Nero, ArcSoft, MPC-HC и CoreAVC. В качестве рендера использовался только EVR. При соблюдении этих условий все ролики H.264 и MPEG-2 воспроизводятся без единой потери кадров, в чем, собственно, особых сомнений не возникало — во время тестирования плат Zotac на аналогичном чипсете мы проверяли аппаратный декодер на роликах H.264 (профиль кодирования High@L4.1) и VC-1 (профиль кодирования AP@L3), со средним битрейтом за 30 Мбит/с и пиковым битрейтом под 35 Мбит/с. C ними ION также справился без каких-либо проблем.

Определенный интерес представляет успешный результат аппаратного ускорения видео, закодированного с нестандартными настройками — H.264, 1280×720, High profile Level 4.1, 50 fps, 5000 Кбит/с и H.264, 1920×1080, High profile Level 5.1, 15000 Кбит/с. Дело в том, что абсолютное большинство современных «железных» мультимедийных HD-плееров (таких как Dune, TViX и множество других более или менее популярных решений) рассчитаны на воспроизведение «правильных» файлов, а оба вышеперечисленных ролика немного нестандартны. И если простое увеличение fps не должно становиться камнем преткновения для продвинутой техники, то использование профиля кодирования High@L5.1 и соответствующего ему большего числа reference frames легко может ввести плеер в ступор, так как не подпадает под стандарты DXVA и не позволяет использовать аппаратное ускорение. Однако программно-аппаратной платформе на базе NVIDIA ION (ровно как и другим системам с современной графикой от NVIDIA или ATI) эти проблемы незнакомы: разработчики драйверов и кодеков учитывают пожелания и реальные потребности пользователей, в результате чего ролики, включая созданные не по стандартам, воспроизводятся и ускоряются без проблем и нареканий.

Отдельно стоит упомянуть демонстрационный ролик Elephant's Dream (1920×1080, VC-1) в контейнере WMV, взятый с сайта Microsoft. Дело в том, что его и только его на ASUS AT3N7A-I не удалось посмотреть без рывков и потери кадров. При этом воспроизведение в плеере WMP 11 нагружало процессор на 15–20%, что явно свидетельствует об успешном включении аппаратного ускорения, однако пропуск кадров был заметен на глаз, особенно в динамичных сценах. В то же время, системные платы на базе NVIDIA ION без труда справляются c намного более тяжелым контентом в формате видео VC-1 (но в другом контейнере — M2TS), о чем уже было сказано выше. Таким образом, этот промах можно занести в недостатки платформы, однако он будет скорее теоретическим, чем сколь-нибудь реально значимым — платного контента VC-1 в контейнере WMV в любом случае нет, а создать такой ролик в домашних условиях крайне трудно, да и просто никому не нужно.

Выводы

У ASUS получилась неплохая плата с качественным звуковым кодеком, большим количеством USB- и SATA-портов, встроенным Bluetooth-модулем и слотом PCI для платы расширения. При этом систему охлаждения определенно нужно, так или иначе, дорабатывать, сетевой контроллер оправдывает свои заявленные характеристики менее чем на треть, да и цена продукта на момент написания статьи находилась на относительно высоком уровне. На базе NVIDIA ION и процессоров Intel Atom существует достаточно много моделей, и к альтернативам в любом случае стоит присмотреться.

Средняя текущая цена (количество предложений) модели ASUS AT3N7A-I в московской рознице: Н/Д(0)

Эта модель на сайте производителя
Обзор mini-ITX-плат Zotac на платформе NVIDIA ION




Плата предоставлена на тестирование российским представительством NVIDIA





Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.