на главную страницуна главную страницуна главную страницу

Новости | 3D-Видео, тюнеры и LCD | iT-Среда | MacLife | Мобильные устройства | Ноутбуки | Носители информации | Платформа ПК | Приложения и утилиты | Принтеры и периферия | ProAudio | Проекторы и ТВ | Сети и серверы | Цифровой звук | Цифровое видео | Цифровое фото | Карта сайта | Поиск

Xenus. Точка Кипения


Box
Разработчик Deep Shadows
Издатель Atari
Официальный сайт www.xenus.ru
Дата выхода 20.05.2005
Издатель в России Руссобит-М
Российское название Xenus. Точка Кипения
Дата выхода в России 20.05.2005
Другие платформы -

Технологии

API DirectX 9.0c
Engine собственный
Пиксельные шейдеры Есть
Вершинные шейдеры Есть
Управление трилинейной фильтрацией Есть
Управление анизотропной фильтрацией Есть
Управление антиалиасингом Есть
Последняя доступная версия 1.1
Для рецензии использовалась версия 1.1 русская

Системные требования

Процессор Процессор Минимальный: Intel Pentium 3 1 ГГц или AMD Athlon 1000 МГц
Рекомендуемый: Intel Pentium 4 3 ГГц или AMD Athlon XP 3000+
Память Минимальный объем: 256 МБ
Рекомендуемый объем: 1024 МБ
Видеокарта Минимально: с поддержкой DirectX 8.1 и 64 МБ памяти
Рекомендуется: с поддержкой DirectX 8.1 и 256 МБ памяти
CD/DVD Минимально: 8x CD-ROM
Рекомендуется: 16x CD/DVD-ROM
HDD Для установки игры: 4,2 ГБ
Для работы игры: 1000 МБ
ОС Windows 98SE, Me, 2000 или XP SP1 и DirectX не ниже 9

Тестовая система

Процессор AMD Athlon 2800+
Память 512 МБ DDR PC3200
Видеокарта ATI Radeon 9800 XT 256 МБ
CD/DVD NEC DVD-RW ND-3520A 16x
HDD Maxtor 6В200М0 Serial ATA 200 ГБ
ОС Windows XP SP2 + все обновления + DirectX 9c


Один из самых раскрученных украинских долгостроев наконец-то явился миру. Причем всему миру — английская версия, видимо из-за претензий Atari к некоторым вопросам политкорректности, существенно отличается от официальной русской. Надо признать, что в своем стремлении обогнать главных конкурентов — GSC, хлопцы из Deep Shadows несколько поспешили и выдали на гора продукт несколько сыроватый, если не сказать большего... Скажу по секрету, в личном общении с сотрудниками GSC мне ясно дали понять, что S.T.A.L.K.E.R. (a propos, игра абсолютно другого толка) в этом году не выйдет, так что у Deep Shadows оставалась еще уйма времени на тестирование, оптимизацию и прочее. Впрочем, о грустном позже, начнем лучше за здравие! Игра проверялась, будучи пропатченной до версии 1.1 (ждать патч 2.0, которым нас дразнят уже месяц сил уже не было) и грустного мы увидели много меньше, нежели те, кто играл в самую первую (да еще и пиратскую английскую) версию.

Боулинг для колумбийца

Кевин Сол Майерс — пехотинец иностранного легиона в отставке, ведет размеренную жизнь в столице Франции, закусывает абсент каштанами, на обед предпочитает консоме с пашотом, кроме того, совершенно спокоен за жизнь своей единственной дочери — журналистки Лизы Майерс. Пускай, думает, пишет в глянцевых журналах статейки из серии «женский оргазм — миф или реальность?» или ведет кулинарную рубрику для скудных умом домохозяек. Однако, один звонок из Колумбии (Какой, мать твою, Колумбии?!) и краткий диалог с редактором, в результате которого Майерс узнает много нового о своем чаде. Лиза, уже давно работающая в горячих точках, сотрудничала с колумбийской прессой и неожиданно пропала. Пять минут на сборы, 0.5 виски в самолете и вот мы уже на месте. Грязный автобус проходит последний КПП и наш герой оказывается в совершенно чужом для него мире. Весьма спокойном и красивом мире. На первый взгляд...

625 квадратных километров делят между собой официальные власти, наркомафия, партизанские отряды, бандитские группировки, а также испаноговорящие мирные жители и остатки коренного населения — индейцы. Кроме того, за всем этим безобразием наблюдают агенты ЦРУ и некая неведомая, но явно враждебная ко всем сила в лице «черных штурмовиков». Соответственно, официалы воюют с наркомафией, партизанами и, по мере сил, с американскими шпионами, партизаны, в свою очередь недолюбливают мафию, бандюганы не лезут на рожон, снабжая, впрочем, игрока дополнительными миссиями, а поведение мирного население зависит единственно от поведения самого игрока.

   

Жанр игры можно охарактеризовать как шутер от первого лица с весьма значительной долей ролевых элементов. За время отдыха наш ветеран явно потерял форму и вступает в игру с совершенно непотребными уровнями скиллов. Генерация персонажа отсутствует как класс. Прокачка осуществляется по мере использования того или иного умения, подобно тому, что мы видели, например, в Morrowind (кстати, с этой культовой RPG, на мой взгляд, у «Ксенуса» еще много общего). Больше стреляешь — растет соответствующий скилл, бегаешь пешком (желательно посильнее нагрузившись) — повышается уровень силы, ну и так далее. Отдельно стоят степени привыкания к наркотикам, алкоголю и медикаментам. Уровни же, вопреки распространенному мнению, выдаются за продвижение по сюжету и выполнению максимально возможного количества квестов, никаких бонусов к характеристикам не добавляют, зато открывают доступ к новым товарам в магазинах и новым, более сложным и интересным, заданиям.

Очень важным элементом является шкала взаимоотношений персонажа с вышеописанными социальными группами. По умолчанию все они находятся на нейтральном уровне и изменяются в ту или иную сторону весьма логичными действиями. Выполнение миссии официалов сильно ухудшает отношение к вам наркомафии и партизан. Выполняя задания воров — немного портите отношения с гражданскими и властями. Угостив прохожего сигаретой, подав милостыню или, например, сделав пожертвование можно улучшить отношения с мирными жителями. Кстати, с помощью пожертвований, правда, значительно более крупных, можно подружиться с наркоторговцами. На ранних уровнях игры оптимально вытянуть на максимум отношения с официалами и наркомафией, так как эти две фракции способны создать игроку максимум проблем. Во втором городе хозяйничают партизаны, следовательно, дабы не заиметь неприятностей там, придется дружиться и с ними.

Помимо выполнения квестов и денежных отчислений можно легко корректировать отношения отстрелом отдельных представителей той или иной фракции. Скажем, вам необходимо добраться до базы наркоторговцев, однако отношения с ними по какой то причине ушли в легкие минуса, зато счетчик дружбы с властями зашкаливает. Едем по шоссе в любом направлении, гарантированно натыкаемся на перестрелку, прячемся в кустах и начинаем методичный отстрел солдатиков. Ничего, что для официалов вы теперь не «лучший друг», а «приятель» — делу это не помешает, зато мафиози к вам нейтральны и не будут устраивать вечные засады на проселочных дорогах.

   

Да мало ли в Колумбии Педров!

От дочки остался только дневник и ключи от самой плохой машины, все следы ведут к некоему дону Педро, плюс большая непонятка с магическими «камнями Ксенуса», а денег нет, оружия, кроме пистолета, тоже. Далее должны были последовать спойлеры, но их, конечно же, не будет. Кроме основного сюжетного квеста, состоящего из 12 эпизодов, в игре присутствует несколько сотен дополнительных квестов, способных приносить и материальный доход, и открывающих новые, иногда недокументированные, возможности игры. Приведу банальный пример: одна из первых миссий за наркомафию — украсть с военной базы папку с документами. Будучи человеком наивным, сначала я от души помародерствовал на трассе — процесс лицезрения стычки мафиозов с военными принес мне M16 с запасом патронов, десяток гранат, легкий бронежилет и новенький черный «Геленваген» — парочка ЦРУ-шников опрометчиво пыталась проскочить место перестрелки (в игре названия и дизайн машин несколько изменены, однако сходство угадывается почти всегда).

Упаковавшись подобным образом, доезжаю до базы, сохраняюсь (помимо обычных сохраненок, в списке всегда последние три quick-сейва, на тот случай если где то напортачили) первый начинаю планомерный отстрел всего живого в пределах базы, с трудом добираюсь до заветной комнаты с документами, хватаю их и, заодно, пускаю пулю в голову местному полковнику. Далее спокойно выхожу с базы, сажусь в «Геленваген» и... обнаруживаю, что у меня кончился бензин. Топать пешком 6 километров неохота. Перезагрузка. Аккуратно паркуюсь, заглушаю двигатель, снова «выношу» всю базу вместе с полковником, забираю документы и отвожу их заказчику. Вы будете смеяться, но одним из следующих заданий оказалось убийство того самого полковника, причем последний, как оказалось, благополучно воскрес, равно как и весь личный состав военной базы. Кроме того, никакой агрессии с их стороны не появилось (шкала отношений удачно приблизилась к нейтралу) и воскресший полковник даже готов был дать мне задание. Такие сюжетные несостыковки встречаются на каждом шагу и, похоже, никакой патч их не исправит, здесь ошибка на самом глубоком уровне.

Кстати, оптимальным вариантом выполнения подобных миссий является следующий — заехать на базу, предварительно убедившись в положительном к вам отношении, быстро забежать куда надо, схватить что велено и, не обращая внимание не поднявшуюся панику, садиться обратно в машину и удирать. Таким образом, на вашей совести (и на счетчике отношений) не будет лишнего десятка смертей. Ну а полковника можно без шума без пыли аккуратно снять из СВД с ближайшего, но расположенного вне базы, пригорка.

   

Помимо солидного набора «клонированных» миссий типа «убей того, принеси то, угони машину с грузом кокса и т.д.) встречаются действительно интересные задания. К примеру, построенная исключительно на диалогах ситуация с самоубийцей, которого мы убеждаем не прыгать с моста. У священника стащили некую реликвию — конфискуем у местных бандитов. Сами же бандиты (не бойтесь, их главарь по имени Грыжа вскоре оживет) попросят вытащить из казематов их соратника — партизаны будут недовольны, но, спустя сутки, успокоятся. Мирные граждане — ребята горячие и, ежели что не так, то у каждого таксиста найдется ствол под сидением, а у каждой старушки — неограниченный запас гранат. Яркий пример — городская миссия за воров, где требуется навести шухер в секретном гараже партизан. Финальная сцена — угон грузовика с оружием, разумеется, преследуемого отрядом герильяс, забывших о конспирации. И даже не пытайтесь вылезти из машины и начать пальбу по пешим преследователям — местные жители, а особенно те же старушки, с криками «Опять партизанчиков забижают ироды!» быстро покажут Майерсу кузькину мать в квадрате.

Наиболее «идиотские» задания, разумеется, выдает ЦРУ, здесь разработчики вовсю поглумились над американской разведкой. Традиционные «встречи с обменом чемоданчиками», постоянные просьбы сфотографировать то наркобарона дона Эстебана, то команданте Рауля, заправляющего мятежным городом (причем оба фотографируемых ничего не имеют против). Самые интересные, на мой взгляд, миссии у индейцев, хотя, почему то большинство игроков их напрочь игнорирует. Вождь, который «ненавидит белых людей» крайне радуется такому толерантному бледнолицему, согласному перебить всех сотрудников ближайшей бензоколонки. Иногда встречаются и вовсе оторванные персонажи, вроде дяди, имя которого я запамятовал, предпочитающего расплачиваться исключительно кокосами в промышленных масштабах (такими, что даже до багажника не дотащить). Вообще, шуток в игре хватает. Шуток довольно грубоватых, хотя и не всегда опускающихся до уровня казарменного юмора, а, скорее, носящих пародийный характер. Начиная от реплик самого Майерса и заканчивая всевозможными мелкими приколами, вроде квадратного мячика на тюремной спортплощадке, портретами разработчиков на доске «их разыскивает милиция». Почему в баре города, контролируемого официальными властями, сидит команданте Фидель (ну а как же его еще могли обозвать)? А потому что в занятом «Революционным Движением Колумбии» городе, в кабаке, так же мирно напивается полковник, типа отвечающий за безопасность Пуэрто-Сомбра.

   

Покатушки и пострелушки

Средства передвижения, о которых так много говорили большевики, представлены 15 легковыми и грузовыми автомобилями, двумя катерами, четырьмя вертолетами, одним легким самолетом, а также двумя видами бронетехники: танком типа «Абрамса» и передвижной системой ПВО «Стрела». Технику можно покупать, получать, в качестве вознаграждения, подбирать на поле боя либо банально воровать, пристрелив водителя (пока никто не видит). Ненужные транспортные средства можно продавать за смешные деньги, либо бросать где придется. Угонять припаркованные машины, увы, нельзя, однако крайне рекомендуется заглядывать во все багажники и перекладывать запасные колеса в «грузовой отсек» своего железного коня.

Управление техникой нельзя назвать идеальным для подобной игры. Если легковые машины уже в версии 1.1 ведут себя вполне адекватно — исправно слушаются руля, не уходят в неоправданные заносы (простреленные колеса — отдельный случай, для этого и следует воровать чужие запаски), то, например, вождение автобуса (один из способов заработка) или армейского грузовика способно свести с ума любого. Не забывайте, что автотранспорт нуждается в регулярном ремонте и пополнении запасов топлива (ждем второй патч, где появятся долгожданные канистры!). К водному транспорту — никаких претензий, кроме невозможности ремонта и заправки. А вот к авиации уже нужно привыкать. Мало того, что для пилотирования, скажем, вертолета требуется сначала найти руководство, а затем за энную сумму пройти курс обучения, так еще и к особенностям самого процесса придется адаптироваться. В принципе, управление летательными аппаратами ничуть не сложнее, чем в Operation Flashpoint, однако при использовании связки мышка+клавиатура ощущаются серьезные проблемы с управлением вертолетом. Взлет дается легко, в воздухе машина ведет себя более-менее адекватно, а вот перед заходом на посадку — сохраняйтесь! Кстати, не думайте что, заполучив в пользование боевой вертолет можно будет нагло рассекать по «просторам по просторам» и поливать вражеские базы ракетным огнем — стационарные системы ПВО имеются у партизан и наркомафии и эти ребята весьма оперативно реагируют на появление в «мирном небе» чуждого элемента.

Спустимся, однако, с небес на землю. Поскольку игровой мир действительно огромен, перемещаться по нему пешком несколько утомительно, а, по вышеназванным причинам, основным видом транспорта для вас станет автомобиль. Весьма удобная система навигации (компас, миникарта и большая карта) позволяют добраться до точки назначения без особых проблем. Более того, выбрав в длиннющем списке заданий (а также персонажей, оставленных вами транспортных средств и прочего) необходимое, вы автоматически обозначаете его на карте. По нажатию правой кнопки мыши можно проложить маршрут до необходимой точки, что совсем уж облегчает передвижение, а для забывчивых можно делать на большой карте неограниченное число пометок с комментариями. Это плюсы. Теперь о минусах. Несмотря на обещания, даже после двух патчей машинки имеют наглость исчезать без предупреждения. Мой любимый «Геленваген», с и на котором я прошел-проехал почти до конца игры, с багажником набитым ворованными запасками, тоннами лечебных кокосов и пирожков, индейских лечебных зелий, запасом патронов и бронежилетов, а также тремя ПЗРК «Игла» в один прекрасный момент испарился со стоянки перед питейным заведением в Пуэрто-Сомбра.

   

Другая бяка — феерический кретинизм виртуальных водителей и виртуальных же пешеходов. Не дай Бог вам, подойдя к машине заметить упершегося в нее мачо с газетой или, что совсем плохо, бабушку с авоськой. Любое неосторожное движение и «упертый» NPC отправляется в валгаллу, а на улице начинается паника, частенько перерастающая в бесконтрольную бойню. Иной автолюбитель может часами бодать стену, не вписавшись в поворот. Проблема парковки в городе стоит остро: поставил машину на тротуаре — жди жертв, среди мирного населения, бросил прямо на дороге — в лучшем случае образуется пробка, а в худшем — поцарапают, помнут, столкнут в обрыв, а то и взорвут. В случае со спонтанными перестрелками на трассах наблюдаются замечательные случаи, когда, например, около моста рейсовый автобус подрезает военный грузовик, везущий подкрепление, последний летит в воду, а пассажиры даже не пытаются выбраться. Можно подождать пару минут, пока все задохнуться и нырять за добычей, если пираний не побоитесь:).

Впрочем, черт с ней с техникой, так и про оружие недолго забыть. 22 вида реально существующих пушек и пушечек, от, всем знакомых AK-47, Desert Eagle и UZI, до экзотического автомата Imbel, распространенного только на территории Южной Америки и ажно трех «шайтан-пушек» — РПГ-18, М-79 и ПЗРК «Игла». Каждая группировка отдает предпочтение определенному типу оружия. Официалы стреляют из M-16, партизаны, конечно же, из «Калашей», а мафия не расстается с родными «Имбелам». Лично я отдал предпочтение комбинации из основательно проапгрейженного Steyr AUG и гранатам Ф-1, плюс СВД и «Игла» для отдельных заданий. Хотя многие настоятельно рекомендуют использовать в качестве «любимого» автомата Famas. Также в игре присутствует спортивный арбалет, армейский нож и ряд пистолетов. Идеальное оружие — банка с вареньем: кидаем ее в ничего не подозревающего врага (а лучше сразу нескольких) и липкие, отныне, жертвы становятся предметом атаки роя особо ядовитых ос. Что самое забавное — такое убийство не зачисляется на ваш счет, равно как и смерть персонажей от стычек с дикими животными.

Главный недостаток трофейного оружия — сильная изношенность. Ремонтировать оружие нельзя (будет можно в следующей версии, о, как я устал от этой фразы!), а постоянные осечки не есть подспорье в бою. Таким образом, из скудного бюджета придется выкроить суммы на покупку «нулевой» пушки в магазине. Там же можно приобрести ряд апгрейдов, повышающих точность, дальнобойность, скорость перезарядки и прочее. Апгрейды делятся по уровням, и, если улучшение точности первого уровня можно произвести самостоятельно, то с тем же самым чемоданчиком, но четвертого уровня лучше обратиться к специалисту, который за сотню денег сделает все чисто и аккуратно. Впрочем, можно накупить дешевых апгрейдов первого уровня и пытаться прокачать соответствующий скилл путем их безуспешной или успешной установки. Помимо всевозможных улучшений имеется возможность выбирать тип патронов: обычные, бронебойные, бесшумные и со смещенным центром тяжести. Все, в общем, как в лучших домах!

   

Поведение NPC во время боевых действий намного более осмысленно, нежели в мирное время, когда патрульные не обращают внимания на труп своего соратника, подбитого метким хэдшотом. Мучачос не бросаются грудью на амбразуру (а уж тем более на «Ремингтон»), грамотно пользуются окопами и караульными вышками, «снайперят» из далеких кустов и из окон зданий. Особенно хорошо им удается штурм зданий — забрасывают внутренние помещения гранатами, после чего, возможно, и забегать туда будет незачем. По большому счету игра «ненавязчиво навязывает» нам перестрелки на значительных расстояниях — противники не слишком любят бегать, а уж преследовать Майерса берутся только самые отчаянные борцы за идею. Помещения, опять же, предварительно зачищаются гранатами, после чего, желательно через окна, добиваются выжившие. Оказавшись на свежем воздухе противники частенько лажают, бросая гранаты себе под ноги или в толпу своих же соратников по фракции. А потом прилетает правительственный боевой вертолет и начинает косить всех участников перестрелки без разбора — самое время залечь в кустах погуще и переждать, авось большая часть врагов попадет под раздачу. Ну а пожалуй самыми сложными противниками оказываются индейцы. За счет своего маленького роста, способности очень быстро передвигаться и оперативно скрываться в зарослях кукурузы. Здесь срабатывает принцип «ты меня видишь, я тебя — нет», в большинстве случаев просто непонятно с какой стороны (обычно со всех сторон) по тебе шмаляют из плевательных трубочек.

«Тушка» персонажа разделена на зоны. Выстрел в голову, сами понимаете, чреват мгновенной смертью, прыжок с большой высоты или стрельба по ногам — снижает скорость передвижения, поврежденная рука мешает стрелять, а все в целом влияет на уровень здоровья. Убитый герой возрождается в госпитале, хотя лучше до этого не доводить, а самостоятельно добраться до доброго доктора, который и «подлатает», и от привыкания к алкоголю, наркотикам и лекарствам избавит. Защищать «тушку» призваны несколько типов бронежилетов, а поправлять здоровье можно и нужно отнюдь не специальными шприцами, но пирожками, фруктами и индейскими отварами, кои не вызывают привыкания.

   

Механизация

625 квадратных километров без разделения на уровни реализованы по тому же принципу, что и в Morrowind — новые территории подгружаются по мере приближения игрока к ним. Если ехать по шоссе на приличной скорости, то отрезки мира не успевают сменять друг друга. Если у вас меньше одного ГБ оперативной памяти рекомендую позаботиться о файле подкачки приличного размера, дефрагментации жесткого диска и достаточном объеме свободного места на оном. При максимальных настройках игра отчаянно свопится на любых конфигурациях, насилуя «винт» в особо извращенной форме. Благо, список настроек, доступных прямо из игры впечатляет. Опции, доступные через конфигурационные файлы и вовсе позволяют регулировать каждую мелочь. Рекомендация «убрать траву» звучит несколько кощунственно, учитывая то, что в офисе разработчиков висит огромный портрет Боба Марли на фоне ямайского флага, однако, в ряде случаев помогает. Проблемы с выпадающими текстурами, отсутствием звуков, периодическими зависаниями и вылетами лечится установкой последних версий драйверов и патчей. Регулярные лаги при кэшировании новых участков решаются прописыванием в файле game.ini параметра precache=0, ну а остальные проблемы остаются, пожалуй, на совести разработчиков.

Игровая графика, в целом, хороша, местами — прекрасна (закаты и восходы, туманы, отражения на воде, модели оружия...), однако большинству закрытых пространств определенно не хватает детализации. Штампованные пустые коробки с одинаковой мебелью и «никаким» освещением встречаются очень часто. На технике явно экономили полигоны — в консольной GTA: San Andreas автомобили выглядят не в пример лучше, о модели повреждений я и не говорю. Персонажи выглядят, в зависимости от выбранных настроек, или замечательно (хотя до Half-Life 2 им, конечно, далеко), или отвратительно, это уже зависит от вашей системной конфигурации и личных предпочтений. Растительность весьма убедительна и, в чем-то, кажется даже более симпатичной, нежели виниловые джунгли Far Cry, разве что однообразие в расположении всевозможных дорожек, развилок, подвесных мостиков и прочих элементов пересеченной местности наводят на мысль о злоупотреблении комбинациями Ctrl+C и Ctrl+V. Ну и, наконец, крайне удручают совершенно одинаковые, вплоть до моделей персонала, придорожные рынки и бензоколонки. Отличные виды, вроде водопадов или кратера вулкана — приятные, но единичные исключения.

Что касается звука — отличные латиноамериканские темы, динамическая смена музыки в зависимости от ситуации на средненькое такое техно. В озвучке персонажей, по видимому, принимали участие сами разработчики, ибо характерный малороссейский говорок встречается там и тут, да и самих фраз, кроме диалогов, крайне мало. Есть, над чем работать! Зато претензий к реализации объемного звука (вплоть до EAX3 7.1) не возникло, тут все пучком!

   

Подытожить этот, и без того затянувшийся обзор трудно. Помимо огромного количества недоработок, кощунственных системных требований и плохой оптимизации движка у игры есть ряд неоспоримых достоинств. Огромный мир с массой персонажей, массой заданий, очень и очень недурным сюжетом, определенной степенью нелинейности прохождения и богатыми возможностями. Кроме того — есть атмосфера! Xenus — это Xenus, и спутать его нельзя ни с какой другой игрой. А еще — это путешествие в колумбию невероятно захватывает, особенно в первые несколько (реальных) дней игры. Что называется, оторваться невозможно. Ждем новых патчей и адд-она, работы над которым ведутся крайне активно, сами видели!

Полезные ссылки:

Плюсы:

  • Огромный мир, масса квестов, в том числе с несколькими вариантами прохождения.
  • Отличная атмосфера.
  • Очень и очень неплохая графика (низкая детализация помещений не в счет).
  • Удобный интерфейс.

Минусы:

  • Огромное количество недоработок, глюков, багов и прочих обидностей.
  • Плохая оптимизация движка. Жестокие системные требования и не менее жестокие тормоза.
  • Слабоватая озвучка.


Илья Викторов (orange@ixbt.com)
Опубликовано — 30 июня 2005 г.
 
Xenus. Точка Кипения

Xenus. Точка Кипения

Box
Разработчик Deep Shadows
Издатель Atari
Официальный сайт www.xenus.ru
Дата выхода 20.05.2005
Издатель в России Руссобит-М
Российское название Xenus. Точка Кипения
Дата выхода в России 20.05.2005
Другие платформы -

Технологии

API DirectX 9.0c
Engine собственный
Пиксельные шейдеры Есть
Вершинные шейдеры Есть
Управление трилинейной фильтрацией Есть
Управление анизотропной фильтрацией Есть
Управление антиалиасингом Есть
Последняя доступная версия 1.1
Для рецензии использовалась версия 1.1 русская

Системные требования

Процессор Процессор Минимальный: Intel Pentium 3 1 ГГц или AMD Athlon 1000 МГц
Рекомендуемый: Intel Pentium 4 3 ГГц или AMD Athlon XP 3000+
Память Минимальный объем: 256 МБ
Рекомендуемый объем: 1024 МБ
Видеокарта Минимально: с поддержкой DirectX 8.1 и 64 МБ памяти
Рекомендуется: с поддержкой DirectX 8.1 и 256 МБ памяти
CD/DVD Минимально: 8x CD-ROM
Рекомендуется: 16x CD/DVD-ROM
HDD Для установки игры: 4,2 ГБ
Для работы игры: 1000 МБ
ОС Windows 98SE, Me, 2000 или XP SP1 и DirectX не ниже 9

Тестовая система

Процессор AMD Athlon 2800+
Память 512 МБ DDR PC3200
Видеокарта ATI Radeon 9800 XT 256 МБ
CD/DVD NEC DVD-RW ND-3520A 16x
HDD Maxtor 6В200М0 Serial ATA 200 ГБ
ОС Windows XP SP2 + все обновления + DirectX 9c


Один из самых раскрученных украинских долгостроев наконец-то явился миру. Причем всему миру — английская версия, видимо из-за претензий Atari к некоторым вопросам политкорректности, существенно отличается от официальной русской. Надо признать, что в своем стремлении обогнать главных конкурентов — GSC, хлопцы из Deep Shadows несколько поспешили и выдали на гора продукт несколько сыроватый, если не сказать большего... Скажу по секрету, в личном общении с сотрудниками GSC мне ясно дали понять, что S.T.A.L.K.E.R. (a propos, игра абсолютно другого толка) в этом году не выйдет, так что у Deep Shadows оставалась еще уйма времени на тестирование, оптимизацию и прочее. Впрочем, о грустном позже, начнем лучше за здравие! Игра проверялась, будучи пропатченной до версии 1.1 (ждать патч 2.0, которым нас дразнят уже месяц сил уже не было) и грустного мы увидели много меньше, нежели те, кто играл в самую первую (да еще и пиратскую английскую) версию.

Боулинг для колумбийца

Кевин Сол Майерс — пехотинец иностранного легиона в отставке, ведет размеренную жизнь в столице Франции, закусывает абсент каштанами, на обед предпочитает консоме с пашотом, кроме того, совершенно спокоен за жизнь своей единственной дочери — журналистки Лизы Майерс. Пускай, думает, пишет в глянцевых журналах статейки из серии «женский оргазм — миф или реальность?» или ведет кулинарную рубрику для скудных умом домохозяек. Однако, один звонок из Колумбии (Какой, мать твою, Колумбии?!) и краткий диалог с редактором, в результате которого Майерс узнает много нового о своем чаде. Лиза, уже давно работающая в горячих точках, сотрудничала с колумбийской прессой и неожиданно пропала. Пять минут на сборы, 0.5 виски в самолете и вот мы уже на месте. Грязный автобус проходит последний КПП и наш герой оказывается в совершенно чужом для него мире. Весьма спокойном и красивом мире. На первый взгляд...

625 квадратных километров делят между собой официальные власти, наркомафия, партизанские отряды, бандитские группировки, а также испаноговорящие мирные жители и остатки коренного населения — индейцы. Кроме того, за всем этим безобразием наблюдают агенты ЦРУ и некая неведомая, но явно враждебная ко всем сила в лице «черных штурмовиков». Соответственно, официалы воюют с наркомафией, партизанами и, по мере сил, с американскими шпионами, партизаны, в свою очередь недолюбливают мафию, бандюганы не лезут на рожон, снабжая, впрочем, игрока дополнительными миссиями, а поведение мирного население зависит единственно от поведения самого игрока.

   

Жанр игры можно охарактеризовать как шутер от первого лица с весьма значительной долей ролевых элементов. За время отдыха наш ветеран явно потерял форму и вступает в игру с совершенно непотребными уровнями скиллов. Генерация персонажа отсутствует как класс. Прокачка осуществляется по мере использования того или иного умения, подобно тому, что мы видели, например, в Morrowind (кстати, с этой культовой RPG, на мой взгляд, у «Ксенуса» еще много общего). Больше стреляешь — растет соответствующий скилл, бегаешь пешком (желательно посильнее нагрузившись) — повышается уровень силы, ну и так далее. Отдельно стоят степени привыкания к наркотикам, алкоголю и медикаментам. Уровни же, вопреки распространенному мнению, выдаются за продвижение по сюжету и выполнению максимально возможного количества квестов, никаких бонусов к характеристикам не добавляют, зато открывают доступ к новым товарам в магазинах и новым, более сложным и интересным, заданиям.

Очень важным элементом является шкала взаимоотношений персонажа с вышеописанными социальными группами. По умолчанию все они находятся на нейтральном уровне и изменяются в ту или иную сторону весьма логичными действиями. Выполнение миссии официалов сильно ухудшает отношение к вам наркомафии и партизан. Выполняя задания воров — немного портите отношения с гражданскими и властями. Угостив прохожего сигаретой, подав милостыню или, например, сделав пожертвование можно улучшить отношения с мирными жителями. Кстати, с помощью пожертвований, правда, значительно более крупных, можно подружиться с наркоторговцами. На ранних уровнях игры оптимально вытянуть на максимум отношения с официалами и наркомафией, так как эти две фракции способны создать игроку максимум проблем. Во втором городе хозяйничают партизаны, следовательно, дабы не заиметь неприятностей там, придется дружиться и с ними.

Помимо выполнения квестов и денежных отчислений можно легко корректировать отношения отстрелом отдельных представителей той или иной фракции. Скажем, вам необходимо добраться до базы наркоторговцев, однако отношения с ними по какой то причине ушли в легкие минуса, зато счетчик дружбы с властями зашкаливает. Едем по шоссе в любом направлении, гарантированно натыкаемся на перестрелку, прячемся в кустах и начинаем методичный отстрел солдатиков. Ничего, что для официалов вы теперь не «лучший друг», а «приятель» — делу это не помешает, зато мафиози к вам нейтральны и не будут устраивать вечные засады на проселочных дорогах.

   

Да мало ли в Колумбии Педров!

От дочки остался только дневник и ключи от самой плохой машины, все следы ведут к некоему дону Педро, плюс большая непонятка с магическими «камнями Ксенуса», а денег нет, оружия, кроме пистолета, тоже. Далее должны были последовать спойлеры, но их, конечно же, не будет. Кроме основного сюжетного квеста, состоящего из 12 эпизодов, в игре присутствует несколько сотен дополнительных квестов, способных приносить и материальный доход, и открывающих новые, иногда недокументированные, возможности игры. Приведу банальный пример: одна из первых миссий за наркомафию — украсть с военной базы папку с документами. Будучи человеком наивным, сначала я от души помародерствовал на трассе — процесс лицезрения стычки мафиозов с военными принес мне M16 с запасом патронов, десяток гранат, легкий бронежилет и новенький черный «Геленваген» — парочка ЦРУ-шников опрометчиво пыталась проскочить место перестрелки (в игре названия и дизайн машин несколько изменены, однако сходство угадывается почти всегда).

Упаковавшись подобным образом, доезжаю до базы, сохраняюсь (помимо обычных сохраненок, в списке всегда последние три quick-сейва, на тот случай если где то напортачили) первый начинаю планомерный отстрел всего живого в пределах базы, с трудом добираюсь до заветной комнаты с документами, хватаю их и, заодно, пускаю пулю в голову местному полковнику. Далее спокойно выхожу с базы, сажусь в «Геленваген» и... обнаруживаю, что у меня кончился бензин. Топать пешком 6 километров неохота. Перезагрузка. Аккуратно паркуюсь, заглушаю двигатель, снова «выношу» всю базу вместе с полковником, забираю документы и отвожу их заказчику. Вы будете смеяться, но одним из следующих заданий оказалось убийство того самого полковника, причем последний, как оказалось, благополучно воскрес, равно как и весь личный состав военной базы. Кроме того, никакой агрессии с их стороны не появилось (шкала отношений удачно приблизилась к нейтралу) и воскресший полковник даже готов был дать мне задание. Такие сюжетные несостыковки встречаются на каждом шагу и, похоже, никакой патч их не исправит, здесь ошибка на самом глубоком уровне.

Кстати, оптимальным вариантом выполнения подобных миссий является следующий — заехать на базу, предварительно убедившись в положительном к вам отношении, быстро забежать куда надо, схватить что велено и, не обращая внимание не поднявшуюся панику, садиться обратно в машину и удирать. Таким образом, на вашей совести (и на счетчике отношений) не будет лишнего десятка смертей. Ну а полковника можно без шума без пыли аккуратно снять из СВД с ближайшего, но расположенного вне базы, пригорка.

   

Помимо солидного набора «клонированных» миссий типа «убей того, принеси то, угони машину с грузом кокса и т.д.) встречаются действительно интересные задания. К примеру, построенная исключительно на диалогах ситуация с самоубийцей, которого мы убеждаем не прыгать с моста. У священника стащили некую реликвию — конфискуем у местных бандитов. Сами же бандиты (не бойтесь, их главарь по имени Грыжа вскоре оживет) попросят вытащить из казематов их соратника — партизаны будут недовольны, но, спустя сутки, успокоятся. Мирные граждане — ребята горячие и, ежели что не так, то у каждого таксиста найдется ствол под сидением, а у каждой старушки — неограниченный запас гранат. Яркий пример — городская миссия за воров, где требуется навести шухер в секретном гараже партизан. Финальная сцена — угон грузовика с оружием, разумеется, преследуемого отрядом герильяс, забывших о конспирации. И даже не пытайтесь вылезти из машины и начать пальбу по пешим преследователям — местные жители, а особенно те же старушки, с криками «Опять партизанчиков забижают ироды!» быстро покажут Майерсу кузькину мать в квадрате.

Наиболее «идиотские» задания, разумеется, выдает ЦРУ, здесь разработчики вовсю поглумились над американской разведкой. Традиционные «встречи с обменом чемоданчиками», постоянные просьбы сфотографировать то наркобарона дона Эстебана, то команданте Рауля, заправляющего мятежным городом (причем оба фотографируемых ничего не имеют против). Самые интересные, на мой взгляд, миссии у индейцев, хотя, почему то большинство игроков их напрочь игнорирует. Вождь, который «ненавидит белых людей» крайне радуется такому толерантному бледнолицему, согласному перебить всех сотрудников ближайшей бензоколонки. Иногда встречаются и вовсе оторванные персонажи, вроде дяди, имя которого я запамятовал, предпочитающего расплачиваться исключительно кокосами в промышленных масштабах (такими, что даже до багажника не дотащить). Вообще, шуток в игре хватает. Шуток довольно грубоватых, хотя и не всегда опускающихся до уровня казарменного юмора, а, скорее, носящих пародийный характер. Начиная от реплик самого Майерса и заканчивая всевозможными мелкими приколами, вроде квадратного мячика на тюремной спортплощадке, портретами разработчиков на доске «их разыскивает милиция». Почему в баре города, контролируемого официальными властями, сидит команданте Фидель (ну а как же его еще могли обозвать)? А потому что в занятом «Революционным Движением Колумбии» городе, в кабаке, так же мирно напивается полковник, типа отвечающий за безопасность Пуэрто-Сомбра.

   

Покатушки и пострелушки

Средства передвижения, о которых так много говорили большевики, представлены 15 легковыми и грузовыми автомобилями, двумя катерами, четырьмя вертолетами, одним легким самолетом, а также двумя видами бронетехники: танком типа «Абрамса» и передвижной системой ПВО «Стрела». Технику можно покупать, получать, в качестве вознаграждения, подбирать на поле боя либо банально воровать, пристрелив водителя (пока никто не видит). Ненужные транспортные средства можно продавать за смешные деньги, либо бросать где придется. Угонять припаркованные машины, увы, нельзя, однако крайне рекомендуется заглядывать во все багажники и перекладывать запасные колеса в «грузовой отсек» своего железного коня.

Управление техникой нельзя назвать идеальным для подобной игры. Если легковые машины уже в версии 1.1 ведут себя вполне адекватно — исправно слушаются руля, не уходят в неоправданные заносы (простреленные колеса — отдельный случай, для этого и следует воровать чужие запаски), то, например, вождение автобуса (один из способов заработка) или армейского грузовика способно свести с ума любого. Не забывайте, что автотранспорт нуждается в регулярном ремонте и пополнении запасов топлива (ждем второй патч, где появятся долгожданные канистры!). К водному транспорту — никаких претензий, кроме невозможности ремонта и заправки. А вот к авиации уже нужно привыкать. Мало того, что для пилотирования, скажем, вертолета требуется сначала найти руководство, а затем за энную сумму пройти курс обучения, так еще и к особенностям самого процесса придется адаптироваться. В принципе, управление летательными аппаратами ничуть не сложнее, чем в Operation Flashpoint, однако при использовании связки мышка+клавиатура ощущаются серьезные проблемы с управлением вертолетом. Взлет дается легко, в воздухе машина ведет себя более-менее адекватно, а вот перед заходом на посадку — сохраняйтесь! Кстати, не думайте что, заполучив в пользование боевой вертолет можно будет нагло рассекать по «просторам по просторам» и поливать вражеские базы ракетным огнем — стационарные системы ПВО имеются у партизан и наркомафии и эти ребята весьма оперативно реагируют на появление в «мирном небе» чуждого элемента.

Спустимся, однако, с небес на землю. Поскольку игровой мир действительно огромен, перемещаться по нему пешком несколько утомительно, а, по вышеназванным причинам, основным видом транспорта для вас станет автомобиль. Весьма удобная система навигации (компас, миникарта и большая карта) позволяют добраться до точки назначения без особых проблем. Более того, выбрав в длиннющем списке заданий (а также персонажей, оставленных вами транспортных средств и прочего) необходимое, вы автоматически обозначаете его на карте. По нажатию правой кнопки мыши можно проложить маршрут до необходимой точки, что совсем уж облегчает передвижение, а для забывчивых можно делать на большой карте неограниченное число пометок с комментариями. Это плюсы. Теперь о минусах. Несмотря на обещания, даже после двух патчей машинки имеют наглость исчезать без предупреждения. Мой любимый «Геленваген», с и на котором я прошел-проехал почти до конца игры, с багажником набитым ворованными запасками, тоннами лечебных кокосов и пирожков, индейских лечебных зелий, запасом патронов и бронежилетов, а также тремя ПЗРК «Игла» в один прекрасный момент испарился со стоянки перед питейным заведением в Пуэрто-Сомбра.

   

Другая бяка — феерический кретинизм виртуальных водителей и виртуальных же пешеходов. Не дай Бог вам, подойдя к машине заметить упершегося в нее мачо с газетой или, что совсем плохо, бабушку с авоськой. Любое неосторожное движение и «упертый» NPC отправляется в валгаллу, а на улице начинается паника, частенько перерастающая в бесконтрольную бойню. Иной автолюбитель может часами бодать стену, не вписавшись в поворот. Проблема парковки в городе стоит остро: поставил машину на тротуаре — жди жертв, среди мирного населения, бросил прямо на дороге — в лучшем случае образуется пробка, а в худшем — поцарапают, помнут, столкнут в обрыв, а то и взорвут. В случае со спонтанными перестрелками на трассах наблюдаются замечательные случаи, когда, например, около моста рейсовый автобус подрезает военный грузовик, везущий подкрепление, последний летит в воду, а пассажиры даже не пытаются выбраться. Можно подождать пару минут, пока все задохнуться и нырять за добычей, если пираний не побоитесь:).

Впрочем, черт с ней с техникой, так и про оружие недолго забыть. 22 вида реально существующих пушек и пушечек, от, всем знакомых AK-47, Desert Eagle и UZI, до экзотического автомата Imbel, распространенного только на территории Южной Америки и ажно трех «шайтан-пушек» — РПГ-18, М-79 и ПЗРК «Игла». Каждая группировка отдает предпочтение определенному типу оружия. Официалы стреляют из M-16, партизаны, конечно же, из «Калашей», а мафия не расстается с родными «Имбелам». Лично я отдал предпочтение комбинации из основательно проапгрейженного Steyr AUG и гранатам Ф-1, плюс СВД и «Игла» для отдельных заданий. Хотя многие настоятельно рекомендуют использовать в качестве «любимого» автомата Famas. Также в игре присутствует спортивный арбалет, армейский нож и ряд пистолетов. Идеальное оружие — банка с вареньем: кидаем ее в ничего не подозревающего врага (а лучше сразу нескольких) и липкие, отныне, жертвы становятся предметом атаки роя особо ядовитых ос. Что самое забавное — такое убийство не зачисляется на ваш счет, равно как и смерть персонажей от стычек с дикими животными.

Главный недостаток трофейного оружия — сильная изношенность. Ремонтировать оружие нельзя (будет можно в следующей версии, о, как я устал от этой фразы!), а постоянные осечки не есть подспорье в бою. Таким образом, из скудного бюджета придется выкроить суммы на покупку «нулевой» пушки в магазине. Там же можно приобрести ряд апгрейдов, повышающих точность, дальнобойность, скорость перезарядки и прочее. Апгрейды делятся по уровням, и, если улучшение точности первого уровня можно произвести самостоятельно, то с тем же самым чемоданчиком, но четвертого уровня лучше обратиться к специалисту, который за сотню денег сделает все чисто и аккуратно. Впрочем, можно накупить дешевых апгрейдов первого уровня и пытаться прокачать соответствующий скилл путем их безуспешной или успешной установки. Помимо всевозможных улучшений имеется возможность выбирать тип патронов: обычные, бронебойные, бесшумные и со смещенным центром тяжести. Все, в общем, как в лучших домах!

   

Поведение NPC во время боевых действий намного более осмысленно, нежели в мирное время, когда патрульные не обращают внимания на труп своего соратника, подбитого метким хэдшотом. Мучачос не бросаются грудью на амбразуру (а уж тем более на «Ремингтон»), грамотно пользуются окопами и караульными вышками, «снайперят» из далеких кустов и из окон зданий. Особенно хорошо им удается штурм зданий — забрасывают внутренние помещения гранатами, после чего, возможно, и забегать туда будет незачем. По большому счету игра «ненавязчиво навязывает» нам перестрелки на значительных расстояниях — противники не слишком любят бегать, а уж преследовать Майерса берутся только самые отчаянные борцы за идею. Помещения, опять же, предварительно зачищаются гранатами, после чего, желательно через окна, добиваются выжившие. Оказавшись на свежем воздухе противники частенько лажают, бросая гранаты себе под ноги или в толпу своих же соратников по фракции. А потом прилетает правительственный боевой вертолет и начинает косить всех участников перестрелки без разбора — самое время залечь в кустах погуще и переждать, авось большая часть врагов попадет под раздачу. Ну а пожалуй самыми сложными противниками оказываются индейцы. За счет своего маленького роста, способности очень быстро передвигаться и оперативно скрываться в зарослях кукурузы. Здесь срабатывает принцип «ты меня видишь, я тебя — нет», в большинстве случаев просто непонятно с какой стороны (обычно со всех сторон) по тебе шмаляют из плевательных трубочек.

«Тушка» персонажа разделена на зоны. Выстрел в голову, сами понимаете, чреват мгновенной смертью, прыжок с большой высоты или стрельба по ногам — снижает скорость передвижения, поврежденная рука мешает стрелять, а все в целом влияет на уровень здоровья. Убитый герой возрождается в госпитале, хотя лучше до этого не доводить, а самостоятельно добраться до доброго доктора, который и «подлатает», и от привыкания к алкоголю, наркотикам и лекарствам избавит. Защищать «тушку» призваны несколько типов бронежилетов, а поправлять здоровье можно и нужно отнюдь не специальными шприцами, но пирожками, фруктами и индейскими отварами, кои не вызывают привыкания.

   

Механизация

625 квадратных километров без разделения на уровни реализованы по тому же принципу, что и в Morrowind — новые территории подгружаются по мере приближения игрока к ним. Если ехать по шоссе на приличной скорости, то отрезки мира не успевают сменять друг друга. Если у вас меньше одного ГБ оперативной памяти рекомендую позаботиться о файле подкачки приличного размера, дефрагментации жесткого диска и достаточном объеме свободного места на оном. При максимальных настройках игра отчаянно свопится на любых конфигурациях, насилуя «винт» в особо извращенной форме. Благо, список настроек, доступных прямо из игры впечатляет. Опции, доступные через конфигурационные файлы и вовсе позволяют регулировать каждую мелочь. Рекомендация «убрать траву» звучит несколько кощунственно, учитывая то, что в офисе разработчиков висит огромный портрет Боба Марли на фоне ямайского флага, однако, в ряде случаев помогает. Проблемы с выпадающими текстурами, отсутствием звуков, периодическими зависаниями и вылетами лечится установкой последних версий драйверов и патчей. Регулярные лаги при кэшировании новых участков решаются прописыванием в файле game.ini параметра precache=0, ну а остальные проблемы остаются, пожалуй, на совести разработчиков.

Игровая графика, в целом, хороша, местами — прекрасна (закаты и восходы, туманы, отражения на воде, модели оружия...), однако большинству закрытых пространств определенно не хватает детализации. Штампованные пустые коробки с одинаковой мебелью и «никаким» освещением встречаются очень часто. На технике явно экономили полигоны — в консольной GTA: San Andreas автомобили выглядят не в пример лучше, о модели повреждений я и не говорю. Персонажи выглядят, в зависимости от выбранных настроек, или замечательно (хотя до Half-Life 2 им, конечно, далеко), или отвратительно, это уже зависит от вашей системной конфигурации и личных предпочтений. Растительность весьма убедительна и, в чем-то, кажется даже более симпатичной, нежели виниловые джунгли Far Cry, разве что однообразие в расположении всевозможных дорожек, развилок, подвесных мостиков и прочих элементов пересеченной местности наводят на мысль о злоупотреблении комбинациями Ctrl+C и Ctrl+V. Ну и, наконец, крайне удручают совершенно одинаковые, вплоть до моделей персонала, придорожные рынки и бензоколонки. Отличные виды, вроде водопадов или кратера вулкана — приятные, но единичные исключения.

Что касается звука — отличные латиноамериканские темы, динамическая смена музыки в зависимости от ситуации на средненькое такое техно. В озвучке персонажей, по видимому, принимали участие сами разработчики, ибо характерный малороссейский говорок встречается там и тут, да и самих фраз, кроме диалогов, крайне мало. Есть, над чем работать! Зато претензий к реализации объемного звука (вплоть до EAX3 7.1) не возникло, тут все пучком!

   

Подытожить этот, и без того затянувшийся обзор трудно. Помимо огромного количества недоработок, кощунственных системных требований и плохой оптимизации движка у игры есть ряд неоспоримых достоинств. Огромный мир с массой персонажей, массой заданий, очень и очень недурным сюжетом, определенной степенью нелинейности прохождения и богатыми возможностями. Кроме того — есть атмосфера! Xenus — это Xenus, и спутать его нельзя ни с какой другой игрой. А еще — это путешествие в колумбию невероятно захватывает, особенно в первые несколько (реальных) дней игры. Что называется, оторваться невозможно. Ждем новых патчей и адд-она, работы над которым ведутся крайне активно, сами видели!

Полезные ссылки:

Плюсы:

  • Огромный мир, масса квестов, в том числе с несколькими вариантами прохождения.
  • Отличная атмосфера.
  • Очень и очень неплохая графика (низкая детализация помещений не в счет).
  • Удобный интерфейс.

Минусы:

  • Огромное количество недоработок, глюков, багов и прочих обидностей.
  • Плохая оптимизация движка. Жестокие системные требования и не менее жестокие тормоза.
  • Слабоватая озвучка.


Илья Викторов (orange@ixbt.com)
Опубликовано — 30 июня 2005 г.
 
 
Комментарии?  Поправки?  Дополнения? orange@ixbt.com
 
Комментарии?  Поправки?  Дополнения? orange@ixbt.com


на главную страницуна главную страницуна главную страницу

Новости | 3D-Видео, тюнеры и LCD | iT-Среда | MacLife | Мобильные устройства | Ноутбуки | Носители информации | Платформа ПК | Приложения и утилиты | Принтеры и периферия | ProAudio | Проекторы и ТВ | Сети и серверы | Цифровой звук | Цифровое видео | Цифровое фото | Карта сайта | Поиск

Copyright © by iXBT.com, 1997—2012. Produced by iXBT.com