на главную страницуна главную страницуна главную страницу

Новости | 3D-Видео, тюнеры и LCD | iT-Среда | MacLife | Мобильные устройства | Ноутбуки | Носители информации | Платформа ПК | Приложения и утилиты | Принтеры и периферия | ProAudio | Проекторы и ТВ | Сети и серверы | Цифровой звук | Цифровое видео | Цифровое фото | Карта сайта | Поиск

Call of Juarez


Разработчик Techland
Издатель Ubisoft Entertainment
Официальный сайт Здесь
Дата выхода 15 сентября 2006 года
Издатель в России N\A
Российское название N\A
Дата выхода в России N\A
Жанр Action, Adventure

Технологии

API DirectX 9.0c
HDR Есть
Пиксельные шейдеры 2.0, 3.0
Вершинные шейдеры 2.0, 3.0
Управление анизотропной фильтрацией Есть
Управление антиалиасингом Есть
Управление частотой обновления экрана Нет
Широкоэкранный режим Есть
Поддержка разрешения 1280х1024 Есть
Звук EAX 2, EAX Advanced HD
Для рецензии использовалась версия 1.0

Системные требования

Процессор Минимальный: Intel Pentium 4 2.2 ГГц или AMD Athlon 2400+
Рекомендуемый: Intel Pentium 4 3 ГГц или AMD Athlon XP 3000+
Память Минимальный объем: 512 МБ
Рекомендуемый объем: 1 ГБ
Видеокарта Минимально: c 128 МБ памяти (начиная с NVIDIA GeForce 6600 и ATI Radeon 9800)
Рекомендуется: c 256 МБ памяти
CD/DVD Минимально: 8x CD-ROM
Рекомендуется: 16x CD/ 16х DVD-ROM
HDD Для установки игры: 2 ГБ
Для работы игры: 500 МБ

Тестовая система

Процессор Athlon 64 3200
Память 2 ГБ (2х1024 DDR PC3200)
Видеокарта MSI NX7900GTX (512 МБ)
Аудиокарта Creative Audigy 2
CD/DVD Pioneer DVR-111D
HDD Samsung HD120IJ 120 ГБ
ОС Windows XP SP1, SP2 + DirectX 9c



Бывает так, что садишься писать обзор очередной игры, а руки опускаются. В голове толкутся, наступают друг другу на пятки мысли. Хочется описать и то, и се, и это. Только кого упомянуть первым, если все аспекты игры заслуживают того, чтобы их качали и носили на руках? Первосортную графику? Шикарную актерскую работу? Интереснейший сюжет? Или саму игру, которая давит, прессует разнообразием? А, может, начать рассказ с особо понравившихся моментов, смакуя дизайнерские решения? Так и сидишь, решаешь, кого представить первыми, а кого задвинуть в конец очереди… Спорим, не угадаете, с чего будет начинаться статья?

Call of Juarez (CoJ) - душевный проект. Во многом экспериментальный, он не спешит открываться сразу, подает себя по чуть-чуть, поворачиваясь то одним боком, то другим, меняет гримасы и пластику. Он выглядит, как Дикий Запад, пахнет, как Дикий Запад. Погружаясь в него, буквально чувствуешь пыль прерий, жар солнца, прохладу лесов и пронизывающий горный ветер. Дикий, жестокий, необузданный мир, где полно древних кладов, кровожадных индейцев, подлых ковбоев и прекрасных барышень. Самое то для охотника за приключениями.

CoJ предназначен для романтиков, выросших на фильмах Сержио Леоне. Суровые времена, дикие нравы, смерть - решение всех вопросов, а хороший индеец - мертвый индеец. Каждый сам за себя, и каждый сам творит свое правосудие. В этой игре стрельбе из револьверов отводится второстепенная роль, и на первое место выступают головокружительные приключения, харизматичные персонажи, отношения между ними и, конечно, очаровательные антуражи девственной природы. В CoJ позволяют не просто играть, а окунуться с головой в этот мир. А он и рад стараться.

CoJ ласково баюкает на руках, неторопливо рассказывая свою сказку. Здесь выверен каждый шаг героя, каждое его действие, каждое слово. Разворачивающиеся события заставляют сопереживать персонажам и придают эмоциональную окраску даже банальным перестрелкам. Но идеальных игр не бывает. Всегда находятся мелкие гадости, которые нет, да и попадутся на глаза, разрушая гармонию.

Так, в CoJ криво реализовано перетаскивание предметов. Парящий перед носом ящик все время намеревается за что-нибудь зацепиться, спружинить, а то и вовсе провалиться в своего собрата. Внимание привлекает и кривоватая анимация персонажей. Лошадь, как средство передвижения, в игре присутствует, и реализована она лучше трактороподобного создания из TES4: Oblivion… Но вышедший недавно GUN уже показал, каким должно быть это непарнокопытное на самом деле. Еще один минус игры вытекает прямо из ее основного плюса. Жестокая привязка к сюжету превратила ее в абсолютно линейное событие без вариаций. Движок поддерживает огромнейшие открытые пространства, но наблюдать их придется со стороны - маршрут пролегает по узкой тропинке, лишь изредка вырываясь на простор, чтобы показать свою мощь. Многочисленные загадки решаются только одним способом и не всегда очевидным, хотя альтернативное решение напрашивается само собой (почему я должен стрелять по двери из пушки, если под боком стоят бочки с TNT?!). Все только по расписанию. Иди, куда говорят. Делай, что прикажут. Разбор полетов закончен.

Можно, конечно, еще вволю поныть: «Ах, это уже было», «Ох, это мы уже видели», «А тут это реализовано лучше», поминая Red Dead Revolver, GUN, Legacy of Kain: Defiance, Splinter Cell: Pandora Tomorrow и прочих. Только рука не поднимается. Поляки из Techland здорово постарались, чтобы на голом месте, долгое время обходясь без помощи издателя, сделать лучший вестерн последнего времени. А такая самоотверженность заслуживает уважения.

Однажды на Диком Западе

Вестерны никогда не были популярным жанром. Мода на них давно прошла, игры про ковбоев и индейцев появляются до обидного редко. Правда, этот год стал действительно урожайным для поклонников этого жанра. Сначала порадовал скоротечный, но очень приятный GUN. Затем вышел неудавшийся Desperados 2. Теперь пришел CoJ - главный повод хлопать в ладоши и бежать за новым видеоускорителем.

Вестерн от первого лица - чрезвычайно редкий гость. Тем более, если это не простой шутер, а настоящее приключение, в котором перестрелки играют второстепенную роль. Да и сама игра старается всеми силами избегать самокопирования, все время потчуя новыми блюдами и вовремя выхватывая тарелку из под носа - чтобы на остальные аппетита хватило.

Играть придется не за одного, а за двух героев с совершенно разными стилями, характером и харизмой. Преследуют они разные цели. Настолько разные, что один с удовольствием посмотрел бы на скальпирование другого. Ненависть их взаимная, но силы далеко не равны, поэтому одному досталась роль охотника, а второму - бегущего без оглядки койота. И парадокс в том, что в равной мере симпатизируешь им обоим, принимая их мотивы, как должное. Седовласый священник Рей в стальной кирасе оказывается столь же притягательным, как и наряженный в обноски юный бродяга Билли.

Жизнь сурово обошлась с обоими. Билли не везло с самого рождения: не сложились отношения с отчимом, долго скитался по миру в поисках лучшей жизни, решил вернуться домой к матери. С этого и начинаются его приключения в CoJ. Пара воровских занятий, уроки по акробатике - и наш герой оказывается в родном городе. Симпатии окружающих он не вызывает, да и сам готов обворовать шлюху, которая из добрых побуждений, совершенно бесплатно решила обслужить его. Сверкнул голыми ягодицами в окне второго этажа и направился закоулками на родную ферму, чтобы увидеть остывающий труп матери и отчима. Понятное дело, прибежавшие жители города поспешили обвинить его в этом преступлении.

Рей, брат его отчима, в это время служил мессу в своей церквушке, ругаясь с прихожанами и вознося молитвы к всевышнему. Суровый старик обременен тяжелым багажом страшных преступлений за спиной, его лицо изъедено шрамами, и… он помешан на своей вере. Настолько, что решил стать мечом божьим и наказать человека, виновного в гибели брата. Из чулана извлечена пара старых револьверов, потрепанная библия лежит в кармане, грудь надежно защищает тяжелая стальная кираса - бич господень отправился вершить правосудие.

Хороший, плохой, злой

Так и получается. Один уносит ноги, стараясь не попадаться на глаза людям, а второй идет по следу, методично отстреливая бандитов и индейцев, не стесняясь в выборе оружия и количестве патронов, свинцом и святым словом вычищая всю накопившуюся в мире скверну.

Рей и Билли - отнюдь не простые, бездушные компьютерные камеры на ножках. Они постоянно болтают - себе под нос, обращаются к богу, беседуют с другими персонажами. Таланта сценариста и мастерства актеров хватило на то, чтобы в память врезались абсолютно все герои, которых Билли и Рей встретят на своем пути. Даже второстепенные. Даже такие, как щедрая шлюха и ее разгневанный хозяин, которым было уделено всего ничего эфира. За исключением сиюминутных врагов, само собой. Время их жизни настолько мало, что они часто не успевают даже произнести свою бравурно-оскорбительную речь.

Конечно, история во многом вторична и собрана из многочисленных вестерн-клише. Безусловно, большинство сюжетных поворотов предсказуемо. Бесспорно, процедура убиения главного злодея по-голливудски тупа и затянута. Но до чего здорово, черт побери, оказаться самому в чехарде событий, нажимать на кнопки, искать древние клады, наказывать бандитов и устраивать светопреставление озлобленным представителям индейского народа! Немногие фильмы могут похвастаться настолько грамотно закрученным и увлекательным сюжетом и, особенно, концовкой. Если начать раздавать премии, то CoJ однозначно уносит приз за «Самый красивый последний выстрел». Подобного эмоционального взрыва от одного единственного щелчка мышкой ни одна игра предоставить не в силах.

Необычен и сам стиль подачи истории. Играя то за одного персонажа, то за другого, приходится часто пересекаться, наблюдая за собой (будущим или прошлым) со стороны. В следующем эпизоде камера меняет свое местоположение, и уже Рей со злобой наблюдает, как Билли прыгает на крышу поезда и уносится прочь. Такой подход позволил здорово разгрузить ресурсы команды - некоторые уровни предстоит посещать по два раза за одного и за другого героя. Сюрприз в том, что в знакомых декорациях разворачиваются совсем иные события, а стиль игры меняется совершенно. От осторожных поползновений на брюхе до горячих перестрелок.

За пригоршню долларов

Главная прелесть CoJ заключается даже не в самой истории, а в стремлении разнообразить игру до такого состояния, что, в конце концов, она теряет свои жанровые ориентиры и становится всем, чем угодно, но только не шутером. Гонки? Скачки? Симулятор охотника? Игра в прятки? Пособие по альпинизму? Тир? Головоломки? CoJ умело микширует все эти жанры. Только слишком разноплановая игра получилась. Все сразу конкретному человеку может и не понравиться.

Играя за Билли, предстоит тихо и незаметно передвигаться, прятаться от врагов, перебегать от укрытия к укрытию. Патронов у него всегда мало, да и серьезное оружие попадает в руки ох, как редко. Зато он ловок, прыгуч и таскает на поясе замечательный хлыст. С помощью этого чудного оружия можно просто зацепиться за ветку и перелететь через пропасть. Или использовать в качестве веревки, спустившись/поднявшись на необходимую высоту. Или нокаутировать врага, или отхлестать выбежавшего из кустов волка. Простейший рецепт почувствовать себя знаменитым археологом - короткий разбег, прыжок, замах, хлыст цепляется за деревяшку, и Билли преодолевает глубокую расщелину. Или не преодолевает и летит вниз, любуясь на свои болтающиеся конечности. CoJ - одна из немногих игр, где можно, наклонившись, увидеть свое тело, что также способствует более полному погружению в мир игры.

Билли - это классический приключенец. Именно ему предстоит искать ответы на простенькие головоломки, пробираться в древние сокровищницы, воровать лошадей, избегать общения с потенциальными соперниками. Раз от разу условия меняются, заботливые авторы даже заставили его пробираться ночью через лагерь вооруженных бандитов. Все бы ничего, но идет гроза, и вспышки молнии мгновенно открывают его местонахождение. Разработчики постарались, чтобы одна ситуация никогда не копировала другую и постарались на славу. В их активе есть даже две изумительные миссии. Очаровательные, но совершенно выбивающиеся из общей канвы игровых задач. Вооружившись луком и стрелами, необходимо охотиться за кроликами. А забравшись на вершину огромной скалы, Билли предстоит доказать свое мужество. Очень романтично.

Кстати, стрельба из лука является одним из многих достоинств игры. Когда тетива натягивается, время замедляется, полет стрелы и попадание её в цель демонстрируются во всей своей совершенной красоте. Дополнительную изюминку вносит популярный нынче эффект Depth of Field (глубина резкости). Абсолютно четко выглядит только тот объект, на котором фокусируется перекрестье прицела. Все остальное размазывается в зависимости от расстояния до него. Выглядит изумительно, особенно в замедлении. Приятно, что этот эффект включается не только во время стрельбы из лука, но и в процессе прицеливания.

Папаша Рей, возомнивший себя мечом господним, точно также предпочитает не общаться с бандитами. Он их просто убивает. Толпами. Но игра в эти моменты отнюдь не напоминает тупой мясной шутер. Нельзя стоять на месте и подставлять бока под пули. Надо двигаться, прятаться за укрытиями, быстро прицеливаться и нажимать на курок. Враги, отнюдь не идиоты, делают ровно то же самое, постоянно перемещаются, кидают динамитные шашки. Перестрелки с таким противником - одно удовольствие. Кираса не является абсолютным спасением и позволяет выдержать лишь несколько попаданий. Зато пара револьверов позволяет быстро решить проблему с численным преимуществом противника.

С револьверами в CoJ связано две мини-игры. Во-первых, это дуэль. Всем знакомая сцена: суровые мужчины становится друг напротив друга, обмениваются испепеляющими взглядами, тревожная музыка, игра на нервах, потом в одно мгновение ковбои выхватывают револьверы и обмениваются выстрелами. Побеждает тот, кто сделает эту процедуру быстрее и, само собой, точнее. Разработчики реализовали похожую механику. Когда таймер заканчивает отсчитывать секунды, необходимо быстро выхватить револьвер (резкое движение мышкой вверх), навести непокорное перекрестье на врага и нажать на курок. Время при этом слегка замедляется, смакуя смерть врага или свою собственную. Всем хороша реализация, только заниматься этим делом дозволяется строго по сюжету.

Вторым мероприятием является мгновенное уничтожение нескольких противников. В фильмах этот момент всегда обыгран шикарно: какой-нибудь хмурый Клинт Иствуд за секунду делает несколько выстрелов, и злобные ковбои штабелями плюхаются на землю. Реализация этого момента в CoJ звезд с неба не хватает и по исполнению напоминает упрощенную версию знаменитой куробойки. Стоит выхватить пару револьверов, как время замедляется, на экране с разных сторон появляются перекрестья и устремляются к центру. Всего-то и надо, что вовремя нажимать на курок нужного револьвера, когда прицел наводится на врага. Тир в чистом виде.

Револьверов в игре навалом. Они отличаются разбросом пуль, скоростью перезарядки, убойной силой, долговечностью. У каждого оружия есть свой запас прочности, поэтому необходимо следить за ним, иначе ружье может взорваться в руках прямо во время боя. Эта маленькая особенность добавляет перестрелкам перчика. Особенно, когда бой ведется на дальних дистанциях, а винтовка угрожает скоро развалиться.

Но нельзя забывать о том, что Рей - религиозный фанатик. Одной рукой он может держать револьвер, а второй - Библию, убивая и тут же провожая души в мир иной. Непрактично, но очень забавно. С другой стороны, можно взять пару револьверов в руки и совершенно по-голливудски поливать противника огнем. Если надо быстро завалить опасного громилу, то можно попробовать режим скорострельной стрельбы из одного револьвера. Полный набор приемов в стиле вестерн. Тем не менее, игра за Рея также не срывается в простое уничтожение врагов. На его долю перепадет и свой набор мини-головоломок, и множество непростых ситуаций. В том числе - шикарно поставленная погоня на лошади за дилижансом.

Немного раздражает лишь то, что игра жестко привязана к сюжету и не позволяет сделать ни шагу вправо-влево. То нельзя, это нельзя, нарушил правило - перезагрузка. Только во время перестрелок и можно своевольничать. Хотя, со временем перестаешь обращать на это внимание и просто наслаждаешься этим отлично поставленным интерактивным приключенческим фильмом.

Красота по-американски

А еще CoJ любит железо. Эта игра обожает мегагерцы, она набрасывается на них и поедает с аппетитом отощавшего за зимнюю спячку гризли. Она со смаком вгрызается в текстурные блоки и пиксельные конвейеры, выжимая весь сок из мощной видеокарты. Даже на тестовой системе была пара моментов, когда частота кадров падала до некомфортного уровня.

Карты загружаются долго. Настолько долго, что Battlefield 2, который до этого был рекордсменом в этом соревновании, оказался полностью разбит. Пока загружается CoJ, вполне можно сгонять в аптеку за успокоительным. Неторопливо плетущаяся полоса загрузки способствует чему угодно, но только не укреплению душевного равновесия.

CoJ требует огромную жертву, но взамен одаривает первоклассной графикой и интересными технологическими решениями. Многое из того, что крайтековцы обещают реализовать в своем Crysis, в этом вестерне уже можно пощупать. Так, спешите видеть абсолютно объемный дым и клубы пыли. Мало того, они подхватываются легким ветерком и уносятся прочь, что выглядит просто здорово. Если начинается пожар, то лучше присесть - дым скапливается сверху. Упоминаемый уже эффект Depth of Field, конечно, можно было наблюдать в паре других проектов, но здесь он вплетен грамотно и изящно. Из-за этого процесс прицеливания здесь гораздо атмосфернее, чем в других шутерах.

Эффект HDR делает картинку динамичнее, сочнее, мягче и естественнее. Тени ложатся от большинства игровых объектов, начиная от листвы на деревьях, заканчивая самими героями. Хорошо работает и самозатенение, что так и не удалось реализовать программистам из Bethesda в TES4: Oblivion. Конечно, это не так называемые «правильные» тени. Они отбрасываются только от одного фиксированного источника и не меняют своей интенсивности в зависимости от освещения. Но, надо признать, это лучшее, что сейчас могут предложить игры на открытых пространствах. Тем более, на гигантских открытых пространствах.

Но больше всех постарались дизайнеры, которые умело создавали персонажей. Модели получились на удивление ладные, приятные и очень сложные. Персонажи абсолютно не стесняются крупного плана, с охотой демонстрируют мельчайшие свои морщинки и отличную мимику. Это относится не только к главным и второстепенным героям, а вообще ко всем людям, включая наших многочисленных жертв.

В противовес людям, окружение лишь иногда заставляет издать восторженный индейский клич. Да, разработчики старательно украшали стены игрового коридора, они меняли время суток и даже под конец соизволили вывести героев на новый полигон, в совершенно другой антураж. Но до этого приходится смотреть на мир, собранный из одинаковых кирпичиков. Хотя, дизайнеры сделали все, что в их силах, чтобы каждый раз конструкция получалась оригинальной, еще не виданной.

Но черт с ней, с графикой. В CoJ есть еще одна сторона, которая обеспечила игре немалую толику очарования. Отличная актерская игра превратила каждого из персонажей в личность, заставила сопереживать им, слушать их и с радостью принимать их слова. Больше всего запомнился Рей. Актер буквально вжился в его образ, прочувствовал его, позволил себе так играть, что некоторые монологи старого священника реально пробивают на слезу, вселяют гнев, отчаяние. Нечасто люди с такой душой подходят к работе над «какими-то там» компьютерными играми.

Diagnosis

Сложно найти более разноплановый проект. В нем есть все, что только можно одновременно воплотить в игре от первого лица. От перестрелок, до мордобоя. От бешеных скачек, до охоты на диких животных. От поиска сокровищ, до шпионских вылазок. Сюжетная линия постоянно меняет героев, несется вперед, прыгая через расщелины и купаясь в озерах, стравливает их друг с другом и дарит мощную концовку. Актеры выложились на полную, озвучивая этот вестерн. Благодаря им, CoJ после прохождения воспринимаешь даже не как игру, а как фильм, вспоминая в первую очередь отношения между персонажами и только потом события.

CoJ напоминает туристический поход по девственной реке, постоянно меняет свой темп, свою сложность, преподносит неожиданные сюрпризы за каждым поворотом, приучая к гибкости, отучая от повторения уже отработанных операций. Чудесное путешествие в дикое прошлое Америки глазами польских разработчиков. Наши поздравления с удачным экспериментом и наша награда. Заслужили. Хотя, трудовому коллективу Techland все же не стоило так навязчиво раскидывать свои изображения по уровням игры. Гэги гэгами, но для атмосферы губительно. Особенно в таких количествах.

Pro:

  • интересный, динамичный сюжет
  • необычный подход к построению сюжетной линии
  • разноплановость и разнообразие игры
  • передовая графика
  • приятный и тщательный дизайн
  • душевная актерская игра
  • лучшая игра в стиле вестерн

Contra:

  • навязчиво линейное построение игры
  • повторение одних и тех же элементов в дизайне
  • физический движок иногда багует
  • кривоватая анимация персонажей

Picturae

           

           

           

           

           


Видеокарта
для тестовой системы предоставлена
Московским представительством компании


Виталий Казунов aka Lockust (lock@ixbt.com)
Опубликовано — 12 сентября 2006 г.
 
Обсуждение обзора и самой игры в конференции Call of Juarez

Call of Juarez

Разработчик Techland
Издатель Ubisoft Entertainment
Официальный сайт Здесь
Дата выхода 15 сентября 2006 года
Издатель в России N\A
Российское название N\A
Дата выхода в России N\A
Жанр Action, Adventure

Технологии

API DirectX 9.0c
HDR Есть
Пиксельные шейдеры 2.0, 3.0
Вершинные шейдеры 2.0, 3.0
Управление анизотропной фильтрацией Есть
Управление антиалиасингом Есть
Управление частотой обновления экрана Нет
Широкоэкранный режим Есть
Поддержка разрешения 1280х1024 Есть
Звук EAX 2, EAX Advanced HD
Для рецензии использовалась версия 1.0

Системные требования

Процессор Минимальный: Intel Pentium 4 2.2 ГГц или AMD Athlon 2400+
Рекомендуемый: Intel Pentium 4 3 ГГц или AMD Athlon XP 3000+
Память Минимальный объем: 512 МБ
Рекомендуемый объем: 1 ГБ
Видеокарта Минимально: c 128 МБ памяти (начиная с NVIDIA GeForce 6600 и ATI Radeon 9800)
Рекомендуется: c 256 МБ памяти
CD/DVD Минимально: 8x CD-ROM
Рекомендуется: 16x CD/ 16х DVD-ROM
HDD Для установки игры: 2 ГБ
Для работы игры: 500 МБ

Тестовая система

Процессор Athlon 64 3200
Память 2 ГБ (2х1024 DDR PC3200)
Видеокарта MSI NX7900GTX (512 МБ)
Аудиокарта Creative Audigy 2
CD/DVD Pioneer DVR-111D
HDD Samsung HD120IJ 120 ГБ
ОС Windows XP SP1, SP2 + DirectX 9c



Бывает так, что садишься писать обзор очередной игры, а руки опускаются. В голове толкутся, наступают друг другу на пятки мысли. Хочется описать и то, и се, и это. Только кого упомянуть первым, если все аспекты игры заслуживают того, чтобы их качали и носили на руках? Первосортную графику? Шикарную актерскую работу? Интереснейший сюжет? Или саму игру, которая давит, прессует разнообразием? А, может, начать рассказ с особо понравившихся моментов, смакуя дизайнерские решения? Так и сидишь, решаешь, кого представить первыми, а кого задвинуть в конец очереди… Спорим, не угадаете, с чего будет начинаться статья?

Call of Juarez (CoJ) - душевный проект. Во многом экспериментальный, он не спешит открываться сразу, подает себя по чуть-чуть, поворачиваясь то одним боком, то другим, меняет гримасы и пластику. Он выглядит, как Дикий Запад, пахнет, как Дикий Запад. Погружаясь в него, буквально чувствуешь пыль прерий, жар солнца, прохладу лесов и пронизывающий горный ветер. Дикий, жестокий, необузданный мир, где полно древних кладов, кровожадных индейцев, подлых ковбоев и прекрасных барышень. Самое то для охотника за приключениями.

CoJ предназначен для романтиков, выросших на фильмах Сержио Леоне. Суровые времена, дикие нравы, смерть - решение всех вопросов, а хороший индеец - мертвый индеец. Каждый сам за себя, и каждый сам творит свое правосудие. В этой игре стрельбе из револьверов отводится второстепенная роль, и на первое место выступают головокружительные приключения, харизматичные персонажи, отношения между ними и, конечно, очаровательные антуражи девственной природы. В CoJ позволяют не просто играть, а окунуться с головой в этот мир. А он и рад стараться.

CoJ ласково баюкает на руках, неторопливо рассказывая свою сказку. Здесь выверен каждый шаг героя, каждое его действие, каждое слово. Разворачивающиеся события заставляют сопереживать персонажам и придают эмоциональную окраску даже банальным перестрелкам. Но идеальных игр не бывает. Всегда находятся мелкие гадости, которые нет, да и попадутся на глаза, разрушая гармонию.

Так, в CoJ криво реализовано перетаскивание предметов. Парящий перед носом ящик все время намеревается за что-нибудь зацепиться, спружинить, а то и вовсе провалиться в своего собрата. Внимание привлекает и кривоватая анимация персонажей. Лошадь, как средство передвижения, в игре присутствует, и реализована она лучше трактороподобного создания из TES4: Oblivion… Но вышедший недавно GUN уже показал, каким должно быть это непарнокопытное на самом деле. Еще один минус игры вытекает прямо из ее основного плюса. Жестокая привязка к сюжету превратила ее в абсолютно линейное событие без вариаций. Движок поддерживает огромнейшие открытые пространства, но наблюдать их придется со стороны - маршрут пролегает по узкой тропинке, лишь изредка вырываясь на простор, чтобы показать свою мощь. Многочисленные загадки решаются только одним способом и не всегда очевидным, хотя альтернативное решение напрашивается само собой (почему я должен стрелять по двери из пушки, если под боком стоят бочки с TNT?!). Все только по расписанию. Иди, куда говорят. Делай, что прикажут. Разбор полетов закончен.

Можно, конечно, еще вволю поныть: «Ах, это уже было», «Ох, это мы уже видели», «А тут это реализовано лучше», поминая Red Dead Revolver, GUN, Legacy of Kain: Defiance, Splinter Cell: Pandora Tomorrow и прочих. Только рука не поднимается. Поляки из Techland здорово постарались, чтобы на голом месте, долгое время обходясь без помощи издателя, сделать лучший вестерн последнего времени. А такая самоотверженность заслуживает уважения.

Однажды на Диком Западе

Вестерны никогда не были популярным жанром. Мода на них давно прошла, игры про ковбоев и индейцев появляются до обидного редко. Правда, этот год стал действительно урожайным для поклонников этого жанра. Сначала порадовал скоротечный, но очень приятный GUN. Затем вышел неудавшийся Desperados 2. Теперь пришел CoJ - главный повод хлопать в ладоши и бежать за новым видеоускорителем.

Вестерн от первого лица - чрезвычайно редкий гость. Тем более, если это не простой шутер, а настоящее приключение, в котором перестрелки играют второстепенную роль. Да и сама игра старается всеми силами избегать самокопирования, все время потчуя новыми блюдами и вовремя выхватывая тарелку из под носа - чтобы на остальные аппетита хватило.

Играть придется не за одного, а за двух героев с совершенно разными стилями, характером и харизмой. Преследуют они разные цели. Настолько разные, что один с удовольствием посмотрел бы на скальпирование другого. Ненависть их взаимная, но силы далеко не равны, поэтому одному досталась роль охотника, а второму - бегущего без оглядки койота. И парадокс в том, что в равной мере симпатизируешь им обоим, принимая их мотивы, как должное. Седовласый священник Рей в стальной кирасе оказывается столь же притягательным, как и наряженный в обноски юный бродяга Билли.

Жизнь сурово обошлась с обоими. Билли не везло с самого рождения: не сложились отношения с отчимом, долго скитался по миру в поисках лучшей жизни, решил вернуться домой к матери. С этого и начинаются его приключения в CoJ. Пара воровских занятий, уроки по акробатике - и наш герой оказывается в родном городе. Симпатии окружающих он не вызывает, да и сам готов обворовать шлюху, которая из добрых побуждений, совершенно бесплатно решила обслужить его. Сверкнул голыми ягодицами в окне второго этажа и направился закоулками на родную ферму, чтобы увидеть остывающий труп матери и отчима. Понятное дело, прибежавшие жители города поспешили обвинить его в этом преступлении.

Рей, брат его отчима, в это время служил мессу в своей церквушке, ругаясь с прихожанами и вознося молитвы к всевышнему. Суровый старик обременен тяжелым багажом страшных преступлений за спиной, его лицо изъедено шрамами, и… он помешан на своей вере. Настолько, что решил стать мечом божьим и наказать человека, виновного в гибели брата. Из чулана извлечена пара старых револьверов, потрепанная библия лежит в кармане, грудь надежно защищает тяжелая стальная кираса - бич господень отправился вершить правосудие.

Хороший, плохой, злой

Так и получается. Один уносит ноги, стараясь не попадаться на глаза людям, а второй идет по следу, методично отстреливая бандитов и индейцев, не стесняясь в выборе оружия и количестве патронов, свинцом и святым словом вычищая всю накопившуюся в мире скверну.

Рей и Билли - отнюдь не простые, бездушные компьютерные камеры на ножках. Они постоянно болтают - себе под нос, обращаются к богу, беседуют с другими персонажами. Таланта сценариста и мастерства актеров хватило на то, чтобы в память врезались абсолютно все герои, которых Билли и Рей встретят на своем пути. Даже второстепенные. Даже такие, как щедрая шлюха и ее разгневанный хозяин, которым было уделено всего ничего эфира. За исключением сиюминутных врагов, само собой. Время их жизни настолько мало, что они часто не успевают даже произнести свою бравурно-оскорбительную речь.

Конечно, история во многом вторична и собрана из многочисленных вестерн-клише. Безусловно, большинство сюжетных поворотов предсказуемо. Бесспорно, процедура убиения главного злодея по-голливудски тупа и затянута. Но до чего здорово, черт побери, оказаться самому в чехарде событий, нажимать на кнопки, искать древние клады, наказывать бандитов и устраивать светопреставление озлобленным представителям индейского народа! Немногие фильмы могут похвастаться настолько грамотно закрученным и увлекательным сюжетом и, особенно, концовкой. Если начать раздавать премии, то CoJ однозначно уносит приз за «Самый красивый последний выстрел». Подобного эмоционального взрыва от одного единственного щелчка мышкой ни одна игра предоставить не в силах.

Необычен и сам стиль подачи истории. Играя то за одного персонажа, то за другого, приходится часто пересекаться, наблюдая за собой (будущим или прошлым) со стороны. В следующем эпизоде камера меняет свое местоположение, и уже Рей со злобой наблюдает, как Билли прыгает на крышу поезда и уносится прочь. Такой подход позволил здорово разгрузить ресурсы команды - некоторые уровни предстоит посещать по два раза за одного и за другого героя. Сюрприз в том, что в знакомых декорациях разворачиваются совсем иные события, а стиль игры меняется совершенно. От осторожных поползновений на брюхе до горячих перестрелок.

За пригоршню долларов

Главная прелесть CoJ заключается даже не в самой истории, а в стремлении разнообразить игру до такого состояния, что, в конце концов, она теряет свои жанровые ориентиры и становится всем, чем угодно, но только не шутером. Гонки? Скачки? Симулятор охотника? Игра в прятки? Пособие по альпинизму? Тир? Головоломки? CoJ умело микширует все эти жанры. Только слишком разноплановая игра получилась. Все сразу конкретному человеку может и не понравиться.

Играя за Билли, предстоит тихо и незаметно передвигаться, прятаться от врагов, перебегать от укрытия к укрытию. Патронов у него всегда мало, да и серьезное оружие попадает в руки ох, как редко. Зато он ловок, прыгуч и таскает на поясе замечательный хлыст. С помощью этого чудного оружия можно просто зацепиться за ветку и перелететь через пропасть. Или использовать в качестве веревки, спустившись/поднявшись на необходимую высоту. Или нокаутировать врага, или отхлестать выбежавшего из кустов волка. Простейший рецепт почувствовать себя знаменитым археологом - короткий разбег, прыжок, замах, хлыст цепляется за деревяшку, и Билли преодолевает глубокую расщелину. Или не преодолевает и летит вниз, любуясь на свои болтающиеся конечности. CoJ - одна из немногих игр, где можно, наклонившись, увидеть свое тело, что также способствует более полному погружению в мир игры.

Билли - это классический приключенец. Именно ему предстоит искать ответы на простенькие головоломки, пробираться в древние сокровищницы, воровать лошадей, избегать общения с потенциальными соперниками. Раз от разу условия меняются, заботливые авторы даже заставили его пробираться ночью через лагерь вооруженных бандитов. Все бы ничего, но идет гроза, и вспышки молнии мгновенно открывают его местонахождение. Разработчики постарались, чтобы одна ситуация никогда не копировала другую и постарались на славу. В их активе есть даже две изумительные миссии. Очаровательные, но совершенно выбивающиеся из общей канвы игровых задач. Вооружившись луком и стрелами, необходимо охотиться за кроликами. А забравшись на вершину огромной скалы, Билли предстоит доказать свое мужество. Очень романтично.

Кстати, стрельба из лука является одним из многих достоинств игры. Когда тетива натягивается, время замедляется, полет стрелы и попадание её в цель демонстрируются во всей своей совершенной красоте. Дополнительную изюминку вносит популярный нынче эффект Depth of Field (глубина резкости). Абсолютно четко выглядит только тот объект, на котором фокусируется перекрестье прицела. Все остальное размазывается в зависимости от расстояния до него. Выглядит изумительно, особенно в замедлении. Приятно, что этот эффект включается не только во время стрельбы из лука, но и в процессе прицеливания.

Папаша Рей, возомнивший себя мечом господним, точно также предпочитает не общаться с бандитами. Он их просто убивает. Толпами. Но игра в эти моменты отнюдь не напоминает тупой мясной шутер. Нельзя стоять на месте и подставлять бока под пули. Надо двигаться, прятаться за укрытиями, быстро прицеливаться и нажимать на курок. Враги, отнюдь не идиоты, делают ровно то же самое, постоянно перемещаются, кидают динамитные шашки. Перестрелки с таким противником - одно удовольствие. Кираса не является абсолютным спасением и позволяет выдержать лишь несколько попаданий. Зато пара револьверов позволяет быстро решить проблему с численным преимуществом противника.

С револьверами в CoJ связано две мини-игры. Во-первых, это дуэль. Всем знакомая сцена: суровые мужчины становится друг напротив друга, обмениваются испепеляющими взглядами, тревожная музыка, игра на нервах, потом в одно мгновение ковбои выхватывают револьверы и обмениваются выстрелами. Побеждает тот, кто сделает эту процедуру быстрее и, само собой, точнее. Разработчики реализовали похожую механику. Когда таймер заканчивает отсчитывать секунды, необходимо быстро выхватить револьвер (резкое движение мышкой вверх), навести непокорное перекрестье на врага и нажать на курок. Время при этом слегка замедляется, смакуя смерть врага или свою собственную. Всем хороша реализация, только заниматься этим делом дозволяется строго по сюжету.

Вторым мероприятием является мгновенное уничтожение нескольких противников. В фильмах этот момент всегда обыгран шикарно: какой-нибудь хмурый Клинт Иствуд за секунду делает несколько выстрелов, и злобные ковбои штабелями плюхаются на землю. Реализация этого момента в CoJ звезд с неба не хватает и по исполнению напоминает упрощенную версию знаменитой куробойки. Стоит выхватить пару револьверов, как время замедляется, на экране с разных сторон появляются перекрестья и устремляются к центру. Всего-то и надо, что вовремя нажимать на курок нужного револьвера, когда прицел наводится на врага. Тир в чистом виде.

Револьверов в игре навалом. Они отличаются разбросом пуль, скоростью перезарядки, убойной силой, долговечностью. У каждого оружия есть свой запас прочности, поэтому необходимо следить за ним, иначе ружье может взорваться в руках прямо во время боя. Эта маленькая особенность добавляет перестрелкам перчика. Особенно, когда бой ведется на дальних дистанциях, а винтовка угрожает скоро развалиться.

Но нельзя забывать о том, что Рей - религиозный фанатик. Одной рукой он может держать револьвер, а второй - Библию, убивая и тут же провожая души в мир иной. Непрактично, но очень забавно. С другой стороны, можно взять пару револьверов в руки и совершенно по-голливудски поливать противника огнем. Если надо быстро завалить опасного громилу, то можно попробовать режим скорострельной стрельбы из одного револьвера. Полный набор приемов в стиле вестерн. Тем не менее, игра за Рея также не срывается в простое уничтожение врагов. На его долю перепадет и свой набор мини-головоломок, и множество непростых ситуаций. В том числе - шикарно поставленная погоня на лошади за дилижансом.

Немного раздражает лишь то, что игра жестко привязана к сюжету и не позволяет сделать ни шагу вправо-влево. То нельзя, это нельзя, нарушил правило - перезагрузка. Только во время перестрелок и можно своевольничать. Хотя, со временем перестаешь обращать на это внимание и просто наслаждаешься этим отлично поставленным интерактивным приключенческим фильмом.

Красота по-американски

А еще CoJ любит железо. Эта игра обожает мегагерцы, она набрасывается на них и поедает с аппетитом отощавшего за зимнюю спячку гризли. Она со смаком вгрызается в текстурные блоки и пиксельные конвейеры, выжимая весь сок из мощной видеокарты. Даже на тестовой системе была пара моментов, когда частота кадров падала до некомфортного уровня.

Карты загружаются долго. Настолько долго, что Battlefield 2, который до этого был рекордсменом в этом соревновании, оказался полностью разбит. Пока загружается CoJ, вполне можно сгонять в аптеку за успокоительным. Неторопливо плетущаяся полоса загрузки способствует чему угодно, но только не укреплению душевного равновесия.

CoJ требует огромную жертву, но взамен одаривает первоклассной графикой и интересными технологическими решениями. Многое из того, что крайтековцы обещают реализовать в своем Crysis, в этом вестерне уже можно пощупать. Так, спешите видеть абсолютно объемный дым и клубы пыли. Мало того, они подхватываются легким ветерком и уносятся прочь, что выглядит просто здорово. Если начинается пожар, то лучше присесть - дым скапливается сверху. Упоминаемый уже эффект Depth of Field, конечно, можно было наблюдать в паре других проектов, но здесь он вплетен грамотно и изящно. Из-за этого процесс прицеливания здесь гораздо атмосфернее, чем в других шутерах.

Эффект HDR делает картинку динамичнее, сочнее, мягче и естественнее. Тени ложатся от большинства игровых объектов, начиная от листвы на деревьях, заканчивая самими героями. Хорошо работает и самозатенение, что так и не удалось реализовать программистам из Bethesda в TES4: Oblivion. Конечно, это не так называемые «правильные» тени. Они отбрасываются только от одного фиксированного источника и не меняют своей интенсивности в зависимости от освещения. Но, надо признать, это лучшее, что сейчас могут предложить игры на открытых пространствах. Тем более, на гигантских открытых пространствах.

Но больше всех постарались дизайнеры, которые умело создавали персонажей. Модели получились на удивление ладные, приятные и очень сложные. Персонажи абсолютно не стесняются крупного плана, с охотой демонстрируют мельчайшие свои морщинки и отличную мимику. Это относится не только к главным и второстепенным героям, а вообще ко всем людям, включая наших многочисленных жертв.

В противовес людям, окружение лишь иногда заставляет издать восторженный индейский клич. Да, разработчики старательно украшали стены игрового коридора, они меняли время суток и даже под конец соизволили вывести героев на новый полигон, в совершенно другой антураж. Но до этого приходится смотреть на мир, собранный из одинаковых кирпичиков. Хотя, дизайнеры сделали все, что в их силах, чтобы каждый раз конструкция получалась оригинальной, еще не виданной.

Но черт с ней, с графикой. В CoJ есть еще одна сторона, которая обеспечила игре немалую толику очарования. Отличная актерская игра превратила каждого из персонажей в личность, заставила сопереживать им, слушать их и с радостью принимать их слова. Больше всего запомнился Рей. Актер буквально вжился в его образ, прочувствовал его, позволил себе так играть, что некоторые монологи старого священника реально пробивают на слезу, вселяют гнев, отчаяние. Нечасто люди с такой душой подходят к работе над «какими-то там» компьютерными играми.

Diagnosis

Сложно найти более разноплановый проект. В нем есть все, что только можно одновременно воплотить в игре от первого лица. От перестрелок, до мордобоя. От бешеных скачек, до охоты на диких животных. От поиска сокровищ, до шпионских вылазок. Сюжетная линия постоянно меняет героев, несется вперед, прыгая через расщелины и купаясь в озерах, стравливает их друг с другом и дарит мощную концовку. Актеры выложились на полную, озвучивая этот вестерн. Благодаря им, CoJ после прохождения воспринимаешь даже не как игру, а как фильм, вспоминая в первую очередь отношения между персонажами и только потом события.

CoJ напоминает туристический поход по девственной реке, постоянно меняет свой темп, свою сложность, преподносит неожиданные сюрпризы за каждым поворотом, приучая к гибкости, отучая от повторения уже отработанных операций. Чудесное путешествие в дикое прошлое Америки глазами польских разработчиков. Наши поздравления с удачным экспериментом и наша награда. Заслужили. Хотя, трудовому коллективу Techland все же не стоило так навязчиво раскидывать свои изображения по уровням игры. Гэги гэгами, но для атмосферы губительно. Особенно в таких количествах.

Pro:

  • интересный, динамичный сюжет
  • необычный подход к построению сюжетной линии
  • разноплановость и разнообразие игры
  • передовая графика
  • приятный и тщательный дизайн
  • душевная актерская игра
  • лучшая игра в стиле вестерн

Contra:

  • навязчиво линейное построение игры
  • повторение одних и тех же элементов в дизайне
  • физический движок иногда багует
  • кривоватая анимация персонажей

Picturae

           

           

           

           

           


Видеокарта
для тестовой системы предоставлена
Московским представительством компании


Виталий Казунов aka Lockust (lock@ixbt.com)
Опубликовано — 12 сентября 2006 г.
 
Обсуждение обзора и самой игры в конференции
 
Комментарии?  Поправки?  Дополнения? lock@ixbt.com
 
Комментарии?  Поправки?  Дополнения? lock@ixbt.com


на главную страницуна главную страницуна главную страницу

Новости | 3D-Видео, тюнеры и LCD | iT-Среда | MacLife | Мобильные устройства | Ноутбуки | Носители информации | Платформа ПК | Приложения и утилиты | Принтеры и периферия | ProAudio | Проекторы и ТВ | Сети и серверы | Цифровой звук | Цифровое видео | Цифровое фото | Карта сайта | Поиск

Copyright © by iXBT.com, 1997—2012. Produced by iXBT.com