Кинотеатральный LCD-проектор
Mitsubishi HC3


Многие с нами согласятся, что по кинотеатральному эффекту проектор превосходит любые другие устройства изображения, хотя бы из-за возможности получить изображение достаточно большого размера, который просто необходим для погружения в атмосферу фильма. Конечно, создать домашний кинотеатр на основе проектора чуть сложнее: требуется обеспечить необходимое затемнение, установить экран, но эти хлопоты компенсируются удовольствием от просмотра.

В настоящий момент многие ведущие производители предлагают кинотеатральные проекторы с ценой от $1000 до $2500. Подобные проекторы выглядят очень привлекательно для любителей домашнего кинотеатра, так как занимают нишу между ЭЛТ-телевизорами с большим экраном и плазменными панелями.

К сожалению, иногда желание получить как можно больше за как можно меньшую цену приводит к тому, что ставится экран большого размера и в связку к нему покупается недорогой проектор (с ценой от $1000 до $2500), выбор которых сегодня огромен. Однако зачастую после попытки посмотреть кино наступает разочарование, так как подобный бюджетный проектор просто не способен дать яркое изображение на столь широком экране даже в полной темноте.

Правда, как выяснилось, бывают исключения. Сегодня у нас на тестировании достаточно яркий (1300 лм), относительно недорогой ($1990) кинотеатральный LCD-проектор Mitsubishi HC3, способный выводить изображение на экран до 2,5 м. Разумеется, чем-то придется пожертвовать. В данном случае уменьшено разрешение: 960×540 пикселей. По современным меркам это не так уж много.

Projector, general view

Комплект поставки

  • Проектор
  • Инструкция по эксплуатации на нескольких языках, включая русский
  • Краткое руководство по установке
  • Кабели
    • Питания, евровилка
    • Питания, вилка с плоскими контактами
    • VGA, mini D-sub 15 pin
    • S-Video
    • Аудио/видео, 3 RCA на 3 RCA
    • RS232, mini DIN 8 pin на D-sub 9 pin (female)
  • Кабель-переходник, mini D-sub 15 pin на 3 RCA (female)
  • ИК-пульт ДУ и две AAA батарейки для него

Сумка для переноски в комплекте отсутствует, впрочем, для кинотеатрального проектора она не нужна. Руководство написано грамотным русским языком, но пользоваться им неудобно, так как все 9 версий на разных языках собраны в одну большую толстую книжку формата A4.

Паспортные технические характеристики

Технология проецирования LCD
Матрица 0,7″, активная TFT, 3-х панельная, 16:9
Разрешение матрицы 960×540
Объектив зум 1,2x; F = 2,0-2,3; f = 23-27 мм
Лампа 180 Вт, NSH
Срок службы лампы 2000 ч (2500 ч в режиме пониженной мощности лампы)
Световой поток 1300 лм, ANSI
Глубина цвета 16,7 млн. цветов
Контрастность 500:1 (full on/full off)
Размер проецируемого изображения, диагональ, 16:9 (в скобках — расстояние до экрана при крайних значениях зума) минимум: 1,02 м (1,3-1,5 м)
6,35 м (8,2-9,8 м)
максимум 7,62 м (9,8 м-N/A)
Входы
  • Видео, композитный, RCA
  • Видео, S-Video
  • Видео, VGA, mini D-sub 15 pin (совместим через переходники с компонентным Y/Cb/Cr (Y/Pb/Pr) и SCART-RGB сигналами)
  • RS232, mini DIN 8 pin
  • Аудио, 2 RCA
Частота развертки горизонтальная: 15-100 кГц
вертикальная: 50-120 Гц
Форматы входного сигнала телевизионные: NTSC 3.58, NTSC 4.43, PAL, PAL-M, PAL-N, PAL-60, SECAM
компонентные видеосигналы Y/Cb/Cr (Y/Pb/Pr): DVD, SDTV, HDTV (480i/480p/576i/576p/720p/1080i)
аналоговые RGB-сигналы: VGA-SXGA (640×480 — 1280×1024 пикселей)
Встроенная звуковая система 2 Вт, моно
Уровень шума Нет данных
Размеры (Ш×В×Г) 275×70×261 мм
Масса 2,7 кг
Потребляемая мощность 230 Вт
Напряжение питания 100-240 В, 50-60 Гц
Цена (на момент написания статьи) $1990
Ссылка на сайт производителя global.mitsubishielectric.com

Внешний вид

Дизайн проектора очень консервативный, с другой стороны проектор — это не предмет украшения интерьера, и чем незаметнее он будет, тем лучше. Дизайнеры Mitsubishi позаботились о том, чтобы возможные последствия при эксплуатации как можно меньше отразились на внешнем виде и целостности проектора. Так сверху проектор прикрыт прозрачным пластиком, устойчивым к царапинам, по всему периметру проходит бортик из серой некрашеной пластмассы, а объектив утоплен глубоко вовнутрь.

Projector, front view

Защитная крышечка объектива обладает двумя неприятными свойствами: во-первых, она очень плотно надевается на объектив, а снаружи гладкая, без выступов, поэтому снять крышку с объектива не так-то и легко; и, во-вторых, пластмассовый поводок, которым она прикреплена к корпусу очень жесткий и, если крышку чем-нибудь не прижать, то она так и норовит заслонить объектив. Две передние, регулируемые по высоте, ножки изготовлены из пластмассы и имеют обрезиненные опоры. Задняя ножка представляет собой просто узкий пластмассовый выступ, в результате проектор стоит несколько неустойчиво и скользит на гладких поверхностях.

Все разъемы находятся слева, там же — решетка миниатюрного динамика и разъем для замка Кенсингтона.

Connector panel

Для кинотеатрального проектора такое расположение разъемов не является рациональным — сзади было бы лучше.

Сверху, рядом с объективом, расположены 7 кнопок управления и 2 светодиодных индикатора состояния.

Control panel

У проектора имеется два ИК-приемника — спереди и сзади. Для потолочного крепления снизу предусмотрены 3 резьбовых отверстия под кронштейн.

Пульт



Remote control, side
Remote control, top
Remote control, lights

Благодаря особой форме корпуса пульт удобно лежит в руке. Кроме курсорных, все остальные кнопки одинаковые по форме и располагаются правильными рядами, но управлять проектором на ощупь все же можно, так как непосредственно к проектору имеет отношение небольшое число кнопок. Остальные 12 штук — это «обучаемые» кнопки для управления, например, DVD- и VCR-плеерами. Двухпозиционный селектор позволяет каждой из этих кнопок назначить две функции. Любое нажатие на клавиши включает подсветку, которая, почему-то, подсвечивает только программируемые кнопки и кнопку вкл./выкл.

Меню

Меню крупное, понятное, навигация по нему удобная. Доступные для изменения параметры обозначаются яркими цветными иконками. Можно выбрать два положения меню на экране: в верхнем левом или в нижнем правом углу. Параметр LANGUAGE в меню FEATURE отвечает за выбор языка меню.

Menu-FEATURE

Русский в списке присутствует. В этом же меню, выбрав пункт RESET ALL, все настройки можно вернуть к значениям по умолчанию.

Подключение к источнику сигнала

Физически проектор имеет 3 видеовхода: VGA (mini D-sub 15 pin), S-Video и композитный (RCA). Переключение между ними осуществляется кнопками COMPUTER и VIDEO. При этом на пульте две кнопки — VIDEO 1 и VIDEO 2 (они активируют композитный и S-Video, соответственно), а на корпусе проектора одна кнопка VIDEO циклически перебирает между этими видеовходами. Автоматического переключения на активный видеовход нет. С помощью соответствующих переходников к разъему mini D-sub 15 pin кроме видеокарты компьютера можно подключать видеотехнику с компонентными и SCART-разъемами. Переходник на 3 RCA для компонентного подключения входит в комплект, и этот тип подключения проектор распознает автоматически. Для SCART-подключения потребуется купить кабель-переходник mini D-sub 15 pin на SCART (в продаже мы такой не видели), или придется мудрить с доступными переходниками (например, mini D-sub 15 pin на 5 BNC + 4 BNC на 4 RCA + 4 RCA на SCART), или сделать (заказать) необходимый кабель. Кроме того, в меню FEATURE параметру SCART INPUT необходимо присвоить значение ON, а в меню SIGNAL параметр COMPUTER INPUT переключить в RGB.

Управление проекцией

Фокусировка изображения на экране и изменение фокусного расстояния осуществляется вращением двух ребристых ободков на объективе, доступных через прорезь сверху на корпусе проектора. Ободки абсолютно одинаковые и расположены очень близко друг от друга, поэтому настраивать фокус и размер изображения неудобно. Предусмотрена возможность коррекции вертикальных (±30 градусов) и горизонтальных (±10 градусов) трапецеидальных искажений.

Положение объектива относительно матрицы настроено так, что нижний край изображения находится немного ниже оси объектива.

Переключение между режимами трансформации изображения осуществляется или кнопкой 16:9/4:3 пульта, или через меню (параметр ANAMORPHIC меню FEATURE). Всего режимов 6. Если выбрать режим AUTO, то изображение, полученное с композитного и S-Video-входа, растягивается до 16:9, с VGA-входа — соотношение сторон соответствует исходному. Для картинки 4:3 режим 4:3 позволит получить изображение без искажений, а для анаморфной — лучшим выбором будет режим 16:9. Режим EXPAND оптимален для изображения типа Letterbox, а режим STRETCH растягивает картинку 4:3 на экран 16:9 с минимальными искажениями в центре экрана. Еще есть режим REAL (включается одноименной кнопкой на пульте, недоступен для некоторых типов видеосигнала), в этом режиме изображение выводится 1:1, без интерполяции.

В меню INSTALLATION (параметр IMAGE REVERSE) выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление).

Menu-INSTALLATION

Проектор скорее длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании может быть расположен за зрителями.

Настройка изображения

Параметров, влияющих на изображение, много:

Menu-IMAGE

контрастность, яркость, цветовая температура (предустановленные значения STANDARD, LOW и HIGH, или пользовательская настройка контраста и яркости красного и синего),

Menu-USER COLOR TEMP.

насыщенность цветов (COLOR), оттенок (TINT, только для NTSC), контурная резкость (SHARPNESS, только при активном композитном или S-Video-входе), гамма-коррекция (GAMMA MODE, три предустановленных режима и режим автоматической коррекции). Выбрав параметр COLOR MATRIX, пользователь получает доступ к тонкой настройке цветового баланса с помощью 6 параметров, изменяющих интенсивность трех основных цветов (красного, зеленого и синего) и трех дополнительных (желтого, голубого и пурпурного) или с помощью параметра RGB-TINT, меняющего общий цветовой баланс.

Menu-COLOR MATRIX

Настройки COLOR MATRIX автоматически сохраняются в двух профилях (VIDEO или COMPUTER — зависит от типа активного подключения). Пользователь имеет возможность загрузить один из них, или вообще отключить режим COLOR MATRIX. Включение режима sRGB (одноименный параметр в меню IMAGE) дезактивирует все настройки изображения, кроме контрастности и яркости и переводит проектор в режим совместимости с цветовым пространством sRGB. Настройки сохраняются для каждого типа подключения, пользовательских профилей нет.

Значения параметра LAMP MODE (меню INSTALLATION) определяет общую яркость изображения: когда ему присвоено значение SPORT MODE, лампа работает на полную мощность, а в THEATER MODE — мощность лампы чуть ниже, зато время ее жизни продлевается.

Дополнительные возможности

Чтобы предотвратить несанкционированное использование проектора, все кнопки на корпусе (кроме кнопки POWER) можно заблокировать (а пульт спрятать). Проектор предоставляет возможность захватить фрагмент изображения (только с VGA-входа) и использовать его в качестве заставки при включении и/или в отсутствии сигнала.

Menu-IMAGE CAPTURE

Судя по наличию входа интерфейса RS232 и соответствующего кабеля в комплекте поставки, проектором можно управлять дистанционно по проводам, однако характеристик протокола и списка команд в руководстве пользователя нет.

Измерение яркостных характеристик

Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI (подробности в статье о проекторе InFocus X1).

Результаты измерений для проектора Mitsubishi HC3:

Световой поток 1260 лм
(1110 лм в режиме пониженной мощности лампы)
Равномерность +11%, -22%
Контрастность 310:1

Световой поток фактически соответствует паспортному. Даже в режиме пониженной мощности лампы светового потока достаточно, чтобы обеспечить приемлемую яркость изображения на экране шириной до 2,5 м в затемненном помещении. Равномерность удовлетворительная. Контрастность для LCD-проекторов выдающаяся. На сегодняшний день это самый контрастный из всех, протестированных нами, LCD-проекторов.

Звуковые характеристики

Встроенный динамик слабенький, звучит с большими искажениями. Громкость его меняется кнопками VOLUME на пульте, временно приглушается — кнопкой MUTE. Параметр AUDIO MODE (меню FEATURE) определяет режим работы динамика. При AUDIO MODE = COMPUTER динамик работает только при активном подключении к VGA-входу, VIDEO — только при выборе композитного входа или входа S-Video, если AUDIO MODE = COMPUTER VIDEO, то динамик включен постоянно. Конечно, при кинотеатральном использовании проектора динамик — вещь бесполезная, но проектор яркий, а, следовательно, не исключена возможность его применения для проведения презентаций — тут-то динамик и может пригодиться.

Шум от системы вентиляции хорошо слышно даже в режиме пониженной мощности лампы, но в этом шуме нет раздражающих призвуков, поэтому к нему быстро привыкаешь и перестаешь обращать на него внимание даже в паузах звуковой дорожки.

VGA-подключение

Белое поле слегка неравномерное по яркости, но без цветных разводов. Черное поле очень равномерно и воспринимается именно как черное, а не темно-серое. Геометрия идеальная. На шкале серого различимы слабые градации во всем диапазоне: от черного, до белого, но на самых темных оттенках серого цвета присутствует едва заметный видеошум, и они слегка окрашены в синий цвет. Сетки пикселей (горизонтальные и вертикальные толщиной в один пиксель и в виде шахматной доски с клетками в один пиксель) воспроизводятся без артефактов, Цвета яркие, правильные и насыщенные. Хроматические аберрации объектива незначительны: в центре экрана их практически не видно, а в углах ширина цветной каймы на границах объектов составляет не более 1/3 пикселя.

Максимальная вертикальная частота при исходном разрешении 600 на 800 — 120 Гц, 1024 на 768— 120 Гц, 1280 на 960 — 100 Гц. Функция автоподстройки под параметры VGA-сигнала работает быстро и правильно, прибегать к ручной коррекции необходимости не возникало.

Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала

Яркостная четкость (ТВЛ)
композитный 510
S-Video 520
компонентный, 576i / 480i 540 / 500
компонентный, 576p / 480p более 540
SCART-RGB более 540
Цветовая четкость (ТВЛ)
композитный 110
S-Video 120
компонентный, 576i / 480i 200 / 180
компонентный, 576p / 480p 270
SCART-RGB 230

Тестирование проводилось с помощью топового DVD-плеера Pioneer, европейская модель DV-757Ai (~$1000) с видеоЦАПами 12 бит 108 МГц и прогрессивной развёрткой (в NTSC и PAL). В тестах принимали участие диски с высокобитрейтовыми DVD-фильмами, DVD-диск (Video Essentials, NTSC) с примерами статичных и динамичных сцен и с испытательными тестовыми таблицами и диски DVD-R (PAL и NTSC, 8 Mбит/с) с оригинальными тестовыми таблицами.

Значения яркостной и цветовой четкости очень хорошие. Единственный прокол: в случае компонентного подключения при сигнале 480i яркостная четкость составляет всего 500 ТВЛ. Цветовой баланс субъективно воспринимается как правильный. На шкале серого оттенки темнее 95% уже не отличаются от 100% черного.

При просмотре фрагментов с движущейся мирой выяснилось, что функция преобразования чересстрочного сигнала в прогрессивное изображение работает по довольно простому алгоритму: для неподвижных (т. е. совпадающих для двух последовательных кадров) частей изображения выполняется «честный» деинтерлейсинг, а меняющиеся — выводятся по полям. В результате, «дрожания» горизонтальных границ объектов не наблюдается, но вертикальная четкость объектов в движении невысокая. Если параметр CINEMA MODE имеет значение AUTO, то для NTSC-сигнала производится преобразование стяжки 3-2. В любом случае функция IP-преобразования работает далеко не идеально, так как горизонтальные миры на тестовых таблицах воспроизводятся с артефактами, а при просмотре фильмов мы иногда замечали дефекты изображения в виде характерной «расчески». К сожалению, режима, при котором картинка выводиться только по полям, нет, поэтому придется мириться с возможными артефактами или использовать подключение к источнику прогрессивного видеосигнала.

При подключении к источнику видеосигнала телевизионного формата SECAM (видеовыход телевизора; прием на комнатную и коллективную антенны) проектор продемонстрировал стабильное и четкое изображение, с правильным цветовым балансом.

В целом, впечатления от просмотра фрагментов фильмов очень хорошие, так как изображение на экране очень яркое, сочное и контрастное. Два обстоятельства слегка подпортили общую картину: во-первых, наблюдается некоторая потеря детализации в тенях, и, во-вторых, присутствует эффект пикселизации, проявляющийся в том, что объекты в движении как бы «перетекают» сами в себя, а не перемещаются равномерно. Последнее связано с тем, что разрешение матрицы у данного проектора невелико, а граница между пикселями хотя и не бросается в глаза, но все же различима.

Выводы

Проектор Mitsubishi HC3 имеет очень полезное для кинотеатрального применения сочетание высокой яркости и большой контрастности. Качество цветопередачи очень хорошее, а многочисленные настройки изображения позволят при необходимости тонко подстроить картинку в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Данный проектор вполне может быть использован при создании бюджетного домашнего кинотеатра с большим экраном.

Достоинства:

  • Хорошее качество изображения
    (насыщенные цвета, правильная цветопередача, высокая контрастность)
  • Высокая яркость (световой поток 1260 лм)
  • Невысокая цена ($1990)
  • Удобный пульт ДУ с обучаемыми кнопками
  • Русифицированное меню

Недостатки:

  • Невысокое разрешение матрицы (960×540 пикселей)
  • Шум от системы вентиляции хорошо слышен


Благодарим компанию DeLight 2000
за предоставленный на тестирование проектор Mitsubishi HC3






Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.