Данный обзор посвящен старшей модели в линейке кинотеатральных Full HD-проекторов Epson 2012-2013 годов с поддержкой стереоскопического режима — проектору Epson EH-TW9100. По сути, он представляет собой слегка модифицированную предыдущую модель Epson EH-TW9000, что отражено и в минимальном приросте номера в обозначении модели. В итоге описательный материал в основном взят из статьи про Epson EH-TW9000.
Содержание:
- Паспортные характеристики, комплект поставки и цена
- Внешний вид
- Пульт
- Коммутация
- Меню и локализация
- Управление проекцией
- Настройка изображения
- Дополнительные возможности
- Измерение яркостных характеристик и потребления электроэнергии
- Звуковые характеристики
- Тестирование видеотракта
- Определение времени отклика и задержки вывода
- Оценка качества цветопередачи
- Тестирование в стереоскопическом режиме
- Выводы
Паспортные характеристики, комплект поставки и цена
Паспортные характеристики | |
Технология проецирования | 3LCD |
Матрица | 0,74″ (18,7 мм), P-Si TFT, 3 панели, 16:9, C²Fine, VA |
Разрешение матрицы | 1920×1080 |
Объектив | 2,1x, F2,0—3,17, f = 22,5—47,2 мм |
Лампа | 230 Вт UHE (E-TORL) |
Срок службы лампы | 4000 ч яркий / 5000 ч экономичный режимы |
Световой поток | 2400 ANSI лм |
Контрастность | 320 000:1 (full on/full off, динамическая) |
Размер проецируемого изображения, диагональ, 16:9 (в скобках — расстояние до экрана при крайних значениях зума) | минимум 1,02 м (1,17—2,52 м) |
максимум 4,57 м (5,40—11,48 м) | |
Интерфейсы |
|
Форматы входного сигнала | телевизионные (композитный): NTSC 3.58, NTSC 4.43, PAL, PAL-M, PAL-N, PAL-60, SECAM |
компонентные аналоговые видеосигналы Y/Cb/Cr (Y/Pb/Pr): 480i/p, 576i/p, 720p, 1080i/p, 50/60 Гц | |
аналоговые RGB-сигналы: VGA—WXGA: 640×480—1280×800 (отчет MonInfo) | |
цифровые сигналы (HDMI): VGA—HDTV (1080p) (отчет MonInfo) | |
Уровень шума | 22 дБ(А) в экономичном режиме |
Особенности |
|
Размеры (Ш×В×Г) | 466×158,5×395,5 мм (с выступающими частями) |
Масса | 8,4 кг |
Потребляемая мощность | 340 Вт, 278 Вт в экономичном режиме, 0,39 Вт в ждущем режиме |
Напряжение питания | 100—240 В, 50/60 Гц |
Комплект поставки |
|
Дополнительные аксессуары |
|
Ссылка на сайт производителя | www.epson.ru |
Средняя текущая цена (количество предложений) в московской рознице (рублевый эквивалент — во всплывающей подсказке) | Н/Д(1) |
Внешний вид
Корпус проектора изготовлен из черного матового пластика. Окантовка ниши объектива — из пластика с серебристым покрытием. Дизайн симметричный — ось объектива совмещена с продольной осью корпуса проектора, — что приятно с эстетической точки зрения и несколько облегчает установку проектора. На верхней панели ближе к объективу находится ниша, через которую доступны кольца фокусировки и трансфокатора, а ближе к центру — еще две ниши с колесиками, сдвигающими объектив.
В правой части верхней панели с заходом на бок располагается крышка отсека лампы. В левой передней на боковом закруглении — индикаторы состояния. На левом боку размещены кнопки управления.
Две большие — включения/выключения и выбора источника — снаружи, а остальные кнопки спрятаны за отодвигающуюся вбок крышечку.
В режиме ожидания синим и неярко подсвечивается значок на кнопке включения, при прогреве лампы дополнительно мигает первый индикатор состояния (синий), а при работе проектора светятся и значок, и этот индикатор. Впрочем, в меню подсветку кнопки и индикатор можно отключить. Интерфейсные разъемы находятся в неглубокой нише на задней панели.
Также в этой нише можно найти и разъем для кенсингтонского замка. Правее — разъем питания и механический выключатель питания. ИК-приемников два — спереди под правой вентиляционной решеткой и по центру на стыке верхней и задней панели. Выдувается теплый воздух через правую решетку на передней панели (вперед и вправо), а забирается — через левую решетку, за которой находится сменный воздушный фильтр.
Проектор оснащен двумя передними вывинчивающимися из корпуса ножками (примерно на 18 мм), позволяющими устранить небольшой перекос и/или немного приподнять переднюю часть проектора при его размещении на горизонтальной поверхности. Для крепления к потолочному кронштейну в днище проектора вделаны 5 металлических втулок с резьбой.
Еще две пары резьбовых отверстий предназначены для крепления опциональных аксессуаров — анаморфотного внешнего объектива и кабельной крышки. Лампу и воздушный фильтр можно менять, не снимая проектор с потолочного кронштейна.
Пульт
Корпус пульта изготовлен из черного матового снаружи пластика. Он довольно крупный, если не сказать громоздкий. Кнопки большие, подписи читаемые, самые нужные кнопки легко находятся на ощупь. Есть достаточно яркая светодиодная подсветка, включающаяся фосфоресцирующей кнопкой с изображением солнышка и выключающаяся через несколько секунд после последнего нажатия на кнопки пульта. Пользовательской кнопке User можно назначить одну из шести функций.
Включение и выключение разнесено на разные кнопки, и при выключении подтверждения не запрашивается, но соответствующую кнопку случайно нажать непросто, так как она меньше и утоплена в корпус пульта.
Коммутация
Проектор оснащен двумя HDMI-входами, VGA-входом, компонентным и композитным входами. Переключение между источниками осуществляется или перебором всех с помощью кнопки на корпусе проектора, или кнопками на пульте — по одной на каждый вход. Напомним, что модификации с беспроводной передачей видеосигнала в Россию не поставляются. В комплект поставки входят два пластиковых фиксатора, с помощью которых можно закрепить отходящие HDMI-кабели.
Проектор может взаимодействовать по протоколу CEC с подключенным оборудованием по HDMI — совместное включение/выключение и управление воспроизведением с пульта проектора.
Но далеко не все производители допускают для своих устройств подобное взаимодействие, чаще под видом собственных протоколов вводятся искусственные ограничения. Экран или анаморфотный объектив с электромеханическим приводом можно подключить к выходу Trigger out — при включенном проекторе или при выборе анаморфного режима (зависит от установок в меню) на него подается 12 В (если эта функция не отключена). Интерфейс RS-232C, по всей видимости, используется в сервисных целях, например для обновления микропрограммы.
Меню и локализация
Меню строгое, по умолчанию имеет черно-серо-белое оформление. Шрифт меню удобочитаемый. Настроек много. Навигация удобная, самая нижняя строчка содержит подсказку по функциям кнопок. При настройке параметров, влияющих на изображение, на экран выводится минимум информации — только список режимов или ползунки, что облегчает настройку картинки.
Есть русская версия меню, перевод адекватный.
К проектору прилагается напечатанное краткое руководство пользователя на нескольких языках, включая русский, и CD-ROM с полными руководствами пользователя в виде PDF-файлов (русское есть). Также руководство на русском языке можно найти на русском сайте компании. Кроме того, там же находится проекционный калькулятор с русским интерфейсом, который можно использовать при предварительном расчете размещения проектора и экрана.
Управление проекцией
Объектив проектора защищает шторка с электромеханическим приводом. При включении проектора шторка отодвигается, при выключении — задвигается. Фокусировка изображения и изменение фокусного расстояния на экране осуществляются двумя ребристыми кольцами на объективе, выглядывающими из ниши на верхней панели.
Два ребристых колесика рядом с объективом позволяют сдвигать объектив вправо-влево и вверх-вниз так, что изображение при этом сдвигается максимум на 96% от высоты области проекции вверх и вниз по вертикали и на 47% от ширины вправо и влево по горизонтали относительно центрального положения. При сдвиге по горизонтали диапазон вертикального сдвига уменьшается и наоборот. В проекторе есть функция цифровой коррекции вертикальных трапецеидальных искажений. Для облегчения настройки проекции можно кнопкой Pattern пульта вывести на экран тестовый шаблон.
Режимов геометрической трансформации 6: Нормальное — изображение без искажений увеличивается до ближайших границ области проекции; Полное — картинка увеличивается и растягивается до соотношения 16:9, идеально для HD и анаморфированных фильмов; Увеличенное — изотропное увеличение до ширины экрана, подходит для формата LetterBox; Растянутое — увеличение и неравномерное растягивание по горизонтали до границ проекции, так, что в центре искажений меньше, вариант просмотра картинки 4:3 на широком экране; Анаморф. шир. — небольшое растяжение по вертикали, режим предназначен для проекции картинки 2,35:1 (в формате 16:9 с черными полосами сверху и снизу) с использованием опционального анаморфотного объектива, Гориз. сжатие — режим, в котором при использовании анаморфотного объектива изображение сохраняет исходные пропорции. В режиме Авто проектор пытается сам определить оптимальный режим трансформации. В режиме Увеличенное появляется возможность чуть поджать изображение по вертикали и/или переместить его вверх-вниз так, чтобы на экран поместились субтитры. Также в пределах области проекции изображение можно немного смещать вверх/вниз и вправо/влево (пункт Позиция). Доступность режимов зависит от типа подключения и вида сигнала.
Проектор может показывать изображения одновременно от двух источников в режиме «картинка рядом с картинкой» одинакового размера или одно больше другого. Возможные сочетания источников приведены в руководстве.
Настройка Невидимая область влияет на обрезку краев изображения, при значении от 2% до 8% картинка немного увеличивается и по периметру выходит за область проекции, при Выкл. — ничего не обрезается, и в режимах Full HD картинка выводится пиксель-в-пиксель, без интерполяции. Вывод изображения временно приостанавливается кнопкой Blank.
В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный, а при максимальном фокусном расстоянии объектива скорее длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его лучше располагать примерно на линии первого ряда зрителей или за ней.
Настройка изображения
На картинку большое влияние оказывает текущий Цветовой режим, поэтому начинать настройку изображения лучше с выбора режима.
Режим определяет профиль цветокоррекции, а также включение-выключение фирменного оптического фильтра «Epson Cinema Filter». В режимах Динамический и Гостиная фильтр отключен, в Нейтральный и Кино — включен. Уровни черного и белого можно подстроить настройками Яркость и Контраст.
На страничке Гамма можно выбрать предустановленные значения гамма-кривой или вручную подправить кривую гамма-коррекции. При этом корректируемый уровень яркости выбирается или на стилизованной гамма-кривой, или непосредственно на текущем изображении курсором-указателем. Цветовой баланс настраивается параметрами Насыщен. цвета, Оттенок, Абсол. цвет. темп. и Телесные тона. Продвинутые пользователи могут отрегулировать смещение и усиление трех цветов (RGB) и оттенок, насыщенность и яркость шести (RGBCMY).
В режиме Нейтральный в списке Цветовая гамма можно указать подходящее цветовое пространство. Если при HDMI-подключении самые светлые части изображения пересвечены, может помочь включение фирменного режима Epson Super White (используется как альтернатива выбору яркостного диапазона HDMI). Функция Автонастр. диафр. (две скорости работы на выбор) автоматически регулирует диафрагму — прикрывает, когда изображение в основном темное, и открывает — когда светлое. Режимов регулировки контурной резкости два: традиционный ползунок или 4 ползунка, определяющих, какие контуры, в каком направлении и насколько выделять. Настройка Прогрессивная влияет на работу функции деинтерлейсинга и имеет дополнительный параметр Распозн. движения. Кадровая интерпол. — на функцию вставки промежуточных кадров. Функция Super-resolution выполняет аккуратное повышение цветовой и контурной четкости, что заметно улучшает картинку с низким разрешением, например, при просмотре DVD-Video. Функция Шумоподавление отвечает за фильтрацию видеошумов. (В зависимости от текущего режима и типа подключения некоторые настройки могут быть недоступны.)
Новшеством для проекторов Epson является программная функция совмещения изображения от ЖК-панелей.
Особой необходимости в ней нет, так как на выпускаемых с завода проекторах Epson панели и так совмещены идеально, но почему бы не иметь такую функцию для подстраховки, так сказать на всякий случай. Опять же, хроматические аберрации в той или иной степени присутствуют у любого проектора, а воспользовавшись функцией совмещения изображения в некоторых случаях можно несколько уменьшить видимость цветной каймы на границах контрастных объектов.
Сочетания настроек можно сохранить десяти ячейках. Рядом с занятой ячейкой выводится название режима, послужившего основой. Также для имени ячейки можно выбрать один из предустановленных вариантов или ввести свой (кириллица не поддерживается).
Некоторые настройки изображения и режимы трансформации автоматически сохраняются для каждого типа подключения, и/или вида видеосигнала, и/или режима.
Дополнительные возможности
Есть функция автоматического включения при подаче энергии (Direct Power On), таймер на выключение при отсутствии сигнала (Спящий режим),
защита от случайного включения — проектор будет включаться после 3-секундного нажатия на кнопку питания на корпусе (Защита от детей), блокировка всех кнопок на корпусе, кроме кнопки включения/выключения (Блокир. управл.).
Измерение яркостных характеристик
Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.
Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива вверх чуть больше чем на 50% (низ изображения находился немного выше оси объектива). Результаты измерений для проектора Epson EH-TW9100 (если не указано иное, то установлено минимальное фокусное расстояние, лампа включена на высокой яркости, выбран режим Динамический и отключена Автонастр. диафр.):
Режим | Световой поток |
— | 2580 лм |
Пониженная яркость | 1940 лм |
Профиль Кино (пониженная яркость) | 765 лм |
Равномерность | |
+8%, −26% | |
Контрастность | |
420:1 |
Максимальный световой поток немного выше паспортного значения (заявлено 2400 лм). Равномерность освещенности приемлемая. Контрастность высокая. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т. н. контрастность full on/full off.
Режим | Контрастность full on/full off |
— | 3675:1 |
Пониженная яркость | 3995:1 |
Профиль Кино (пониженная яркость) | 4400:1 |
Максимальное фокусное расстояние | 4950:1 |
Контрастность немного растет при увеличении фокусного расстояния и уменьшении светового потока при уменьшении яркости лампы и включении оптического фильтра в режимах Кино и Нейтральный. При включенной динамической диафрагме мы не смогли получить достоверное значение контрастности, так как не хватило динамического диапазона используемого нами люксметра — на черном поле диафрагма почти полностью закрывается. Такое управление световым потоком нисколько не влияет на реальный контраст в кадре, но восприятие темных сцен несколько улучшается. Впрочем, сочетание высокой ANSI-контрастности и достаточно высокой нативной контрастности приводит к тому, что особой надобности в динамической диафрагме в общем-то и нет. Ниже приведены графики зависимостей яркости от времени при переключении с вывода черного поля на вывод белого поля после 5-секундного периода вывода черного поля:
Графики роста яркости при переключении с черного поля на белое при различных значениях Автонастр. диафр. Для наглядности графики сглажены.
Видно, что подстройка диафрагмы выполняется плавно, и при Автонастр. диафр. равной Низкая пяти секунд вывода черного поля не хватило, чтобы диафрагма закрылась до минимального значения.
В режиме Нейтральный величина параметра Гамма близка к реальному значению показателя гамма-кривой (в подписях число в скобках — это показатель аппроксимирующей степенной функции):
График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами, полученный при последовательном выводе 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) при Гамма = 2,2:
Несмотря на некоторый разброс, тенденция роста прироста яркости сохраняется во всем диапазоне. Реальная гамма-кривая близка к степенной функции:
Но в тенях рост яркости почти линейный, что улучшает различимость градаций самых темных оттенков:
В режиме высокой яркости потребление электроэнергии составило 307 Вт, в режиме пониженной яркости — 240 Вт, в режиме ожидания — 0,4 Вт (управление по HDMI отключено). Механический выключатель на задней панели полностью отключает проектор от сети.
Звуковые характеристики
Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.
Режим | Уровень шума, дБА | Субъективная оценка |
Высокой яркости | 35 | Тихо |
Пониженной яркости | 27 | Очень тихо |
Даже в режиме высокой яркости Epson EH-TW9100 довольно тихий, а в экономичном режиме уровень шума настолько низкий, что с практической точки зрения проектор можно считать бесшумным. Шум равномерный и не раздражает. Динамическая диафрагма работает тихо, но если сидеть близко к проектору, то все же можно различить характерный гул, издаваемый при ее работе.
Тестирование видеотракта
VGA-подключение
Режим с разрешением 1920 на 1080 пикселей и при вертикальной частоте 60 Гц поддерживается (и проектор сообщает о его поддержке). Изображение четкое. Тонкие цветные линии толщиной в один пиксель выводятся без потери цветовой четкости. Оттенки на шкале серого различаются от 0 до 255 с шагом через 1. Высокое качество изображения в принципе позволяет использовать VGA-подключение в качестве полноценного альтернативного варианта.
DVI-подключение
При подключении к DVI-выходу (с помощью кабеля-переходника с HDMI на DVI) видеокарты компьютера поддерживается режим 1920 на 1080 пикселей. Белое поле выглядит равномерно освещенным и не имеет выраженных цветовых разводов. Равномерность черного поля хорошая. Геометрия практически идеальная, только при вертикальном сдвиге длинный дальний от оси объектива край проекции прогибается внутрь на 3-4 мм при порядка 2 м ширины. Четкость очень высокая. Черно-белые сетки пикселей через один выводятся без артефактов и интерполяции. Вертикальные цветные линии толщиной в один пиксель выводятся с небольшой потерей цветовой четкости, цветовая четкость горизонтальных линий не уменьшается. Хроматические аберрации на большей части площади проекции незначительные, и только в углах цветная кайма на границах контрастных объектов достигает в ширину порядка 0,5 пикселя. Равномерность фокусировки очень хорошая.
HDMI-подключение
HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Поддерживаются режимы 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Картинка четкая, цвета правильные, неустранимый завал в тенях не выходит за безопасные границы, оверскан отключается, есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с (кадры выводятся с равной длительностью). Яркостная и цветовая четкости всегда очень высокие.
Работа с источником компонентного аналогового видеосигнала
Качество аналоговых интерфейсов (композитного и компонентного) высокое. Яркостная четкость изображения соответствует возможностям интерфейсов и типу сигнала, цветовая четкость хорошая, но чуть ниже возможной. Тестовые таблицы с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются. Цветовой баланс правильный.
Функции обработки видеосигнала
В случае чересстрочных сигналов если параметр Прогрессивная = Видео, то для неподвижных частей изображения (т. е. совпадающих для смежных кадров) выполняется «честный» деинтерлейсинг, а меняющиеся — выводятся по полям; при Фильм/Авто — проектор пытается полностью восстановить исходный кадр. В режиме Фильм/Авто и сигналов 576i/480i и 1080i проектор обычно правильно склеивал кадры как в случае чередования полей 2-2, так и 3-2, но иногда происходил срыв на вывод по полям, однако даже в случае очень запутанного чередования полей артефакты в виде характерной «расчески» на границах двигающихся объектов мы видели очень редко.
Сглаживание зубчатых границ объектов в случае чересстрочного видеосигнала есть. Функция шумоподавления работает неагрессивно, не доводя процесс улучшения картинки до появления артефактов.
В проекторе есть функция вставки промежуточных кадров, которая работает, если для параметра Кадровая интерпол. выбраны значения Низкий, Нормальная или Высокий. При изменении от Низкий до Высокий возрастает скорость движения в кадре, для которого выполняется интерполяции. Наибольшее внимание было уделено работе интерполяции в случае прогрессивного сигнала 1080p с частотой 24 кадр/с, соответствующей записанному на BD-диск фильму. Собственно именно для 24 кадр/с эта функция и приносит набольшую пользу. Впечатления исключительно положительные, плавность движения возрастает, четкость объектов в движении тоже, картинка становится приятнее для глаз. Артефакты по краям двигающихся объектов изредка встречаются, но в глаза не бросаются. Проектор отлично справился даже с самыми сложными фрагментами из кинофильма Аватар.
Определение времени отклика и задержки вывода
Время отклика при переходе черный-белый-черный составило 3,9 мс (1,9 вкл. + 2,0 выкл.). Для полутоновых переходов среднее суммарное время отклика составило 7,7 мс. Такой скорости матриц более чем достаточно для просмотра фильмов и для игр.
Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора составила 88 мс при VGA- и 83 мс при HDMI(DVI)-подключении (проектор как первичный монитор). Для комфортной игры в динамические игры такая задержка великовата. Впрочем, при выборе значения Быстрый для настройки Обработка изобр. задержка уменьшается до 61 мс — тоже много, но уже лучше. При включении функции вставки промежуточных кадров задержка возрастает до 126,5 мс. Эта задержка не настолько высокая, чтобы чувствовалось отставание изображения от звука, а играть в режиме с включенной вставкой кадров все равно никакого резона нет.
Оценка качества цветопередачи
Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр X-Rite ColorMunki Design и комплект программ Argyll CMS (1.4.0).
Цветовой охват зависит от текущего профиля. В Динамический и Гостиная охват немного отличается от sRGB, но и яркость максимальная, так как оптический фильтр отключен:
В Нейтральный — практически соответствует sRGB:
В Кино — шире sRGB:
При выборе двух последних профилей свет от лампы проходит через оптический фильтр, который вырезает узкие полосы между красной, зеленой и синей компонентами, что позволяет увеличить цветовой охват (профиль Кино), а затем скорректировать его до sRGB при выборе профиля Нейтральный. Ниже приведены спектры для белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов), которые подтверждают написанное выше. Спектр профиля Динамический — нет коррекции, максимальная яркость:
Спектр профиля Кино — оптическим фильтром вырезаны перекрывающиеся области между компонентами, цветовой охват максимальный, яркость низкая:
Спектр профиля Нейтральный — оптическим фильтром вырезаны перекрывающиеся области между компонентами, но компоненты немного подмешены друг к другу, за счет чего цветовой охват скорректирован до sRGB:
Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) в случае четырех профилей и после коррекции цветопередачи настройками усиления и смещения красной, зеленой и синей компонент. Близкие к черному значения можно не учитывать, так как цветопередача на самых темных участках не так важна, да и погрешность измерений для них очень высокая.
Дисбаланс оттенков заметнее в случае самого яркого профиля Динамический, в случае других профилей ситуация лучше, так как ΔE и/или цветовая температура отличаются от стандартных 6500 К абсолютно черного тела, но их вариация незначительная. При этом ручная коррекция, не увеличив разброс, достаточно хорошо минимизировала ΔE.
Тестирование в стереоскопическом режиме
Для создания стереоскопического изображения применяется метод чередования полных кадров. Проектор последовательно выводит кадры для правого и левого глаза, а активные очки синхронно с кадрами перекрывают глаза, оставляя открытым тот, для которого предназначен выводимый в данный момент кадр.
В комплект поставки этого проектора входят две пары очков ELPGS03.
Очки имеют строгий дизайн, их комфортно носить даже с корректирующими очками, угол обзора в них достаточно большой, очки охватывают голову гибкими дужками и подходят для больших и небольших голов. Очки относительно легкие — 33,6 г на наших весах. К каждой паре очков прилагается мягкий чехол и салфетка.
Работают очки от встроенного аккумулятора, который заряжается через разъем Micro-USB. В комплект поставки также входят небольшой блок питания и недлинный кабель Micro-USB. По данным производителя, аккумулятор очков полностью заряжается за 50 минут, и этого заряда должно хватать на 40 часов работы. А короткого заряда в течение 3 минут должно хватать на 3 часа работы. Синхронизируются очки по радиочастотному сигналу (Bluetooth). Производитель обещает работу очков на расстоянии до 10 м от проектора. Заметим, что на коробке с очками ELPGS03 и на самом проекторе можно увидеть логотип Full HD 3D RF Glasses, что обещает совместимость с устройствами, поддерживающими соответствующий стандарт. Данное утверждение было подтверждено тем, что очки Panasonic TY-ER3D4ME прекрасно и ничуть не хуже оригинальных очков работали с тестируемым проектором Epson EH-TW9100.
Проектор поддерживает три способа приема стереопары: упакованные кадры, когда передаются два полных кадра (разрешением до 1920 на 1080 пикселей каждый) для обоих глаз, и два совмещенных формата: по горизонтали (Слева и справа, в правой половине кадра ужатый в два раза по горизонтали кадр для одного глаза, в левой половине — для второго), и по вертикали (Сверху и снизу, похоже на предыдущий, только кадры для глаз размещаются в нижней и верхней половине кадра).
В режиме Авто способ передачи определяется автоматически по признакам, передаваемым по HDMI. Разумеется, независимо от того, как проектор принимает стереопару, изображение в 3D-режиме выводится всегда в последовательном режиме — кадр для одного глаза, затем кадр для другого глаза. Также есть режим автоматического преобразования обычной «плоской» картинки в стереоскопическую, этот режим мы не тестировали. Заметим, что в стереоскопических режимах функция вставки промежуточных кадров недоступна. В настройках стереоскопического режима есть параметр Яркость 3D, который управляет длительностью периода, когда стекла очков пропускают свет.
При изменении Высокий — Средний — Низкий период прозрачности уменьшается, соответственно уменьшается и яркость видимого изображения, но качество разделения стереопар немного увеличивается.
Тестирование стереоскопического режима «упакованные кадры» мы проводили с помощью Blu-ray-плеера Panasonic DMP-BDT320. Тестирование показало, что хорошее качество стереоизображения достигается даже при Яркость 3D, установленной на Высокий. При уменьшении периода прозрачности яркость падает, но существенного прироста в качестве разделения стереопар не наблюдается, и на некоторых сочетаниях объект/фон все равно можно заметить перекрестные помехи, пусть и не очень выраженные.
Для тестирования эффективности разделения для глаз мы вывели три тестовых изображения с черным прямоугольником на белом фоне, с белым прямоугольником на черном фоне и со светло серым прямоугольником на темно-сером фоне. В стереопарах прямоугольники были смещены относительно друг друга, поэтому при просмотре через очки при 100%-ном разделении можно было бы видеть только один прямоугольник. Фотографии ниже сделаны через очки при сигнале 60 кадр/с, при этом экспозиция подбиралась так, чтобы белое поле на фотографиях было максимально ярким, но еще не пересвеченным. Яркость 3D установлена на максимальное, среднее и на минимальное значение:
Видно, что разделение белого на черном и черного на белом отличное. Разделение серого на сером заметно хуже. Как это и ни странно, но данный тест и субъективная оценка показали, что в целом качество разделения стереопар у данного проектора немного хуже, чем у предыдущей модели Epson EH-TW9000.
Измерения яркости через очки позволили определить, насколько уменьшается яркость в стереоскопическом режиме относительно яркости белого поля в 2D-режиме.
Яркость 3D | Относительная яркость белого поля при регистрации через одно стекло очков, % | Максимально возможная воспринимаемая относительная яркость белого поля в стереоскопическом режиме, % |
Высокий | 10,5 | 21 |
Средний | 8,3 | 16,6 |
Низкий | 6,4 | 12,8 |
Данные, приведенные последней колонке, нуждаются в комментариях. Нужно учесть, что воспринимаемая яркость изображения не уменьшается при закрытии одного глаза, а измерения проводились только через одно стекло. В итоге, для оценки максимально возможной воспринимаемой яркости в стереоскопическом режиме нужно данные средней колонки умножить 2. Результат этого действия и приведен в последней колонке.
Выводы
Как и предполагалось, по основным характеристикам новый проектор Epson EH-TW9100 практически ничем не отличается от предыдущей модели Epson EH-TW9000. Самое главное отличие заключается в том, что новинка работает с затворными очками, синхронизирующимся по радиочастотному сигналу. Теперь в режиме 3D проектор уверенно реагирует на команды с пульта, так как нет мешающего влияния сигналов ИК-синхронизации. Сами очки стали значительно легче, и работают уже от встроенного аккумулятора, а не от заменяемого элемента питания. Также отметим новую для кинотеатральных проекторов Epson программную функцию выравнивания панелей, которая в некоторых случаях поможет улучшить сведение цветов.
Достоинства:
- Хорошее качество стереоскопического режима
- Высокая яркость
- Хорошая цветопередача
- Тихая работа
- Превосходная реализация функции вставки промежуточных кадров
- Механизм сдвига объектива и трансфокатор имеют большие рабочие диапазоны
- Шторка объектива с электромеханическим приводом
- Строгий дизайн
- Пульт ДУ с подсветкой
- Удобное и русифицированное меню
- Две пары очков включены в комплект поставки
Недостатки:
- Заметная задержка вывода