Хроники Риддика (The Chronicles of Riddick)


Коллекционное издание
Жанр: 

Фантастика, приключения, боевик

Режиссёр:  Дэвид Туи
Авторы сценария:  Джим Уит, Кен Уит, Дэвид Туи
Музыка:  Грэм Ревелл, Доминик Хаузер, Тим Симонек
Продюсеры:  Скотт Кроопф, Вин Дизель, Камилла Браун
В ролях:  Вин Дизель, Колм Феоре, Танди Ньютон, Джуди Денч, Карл Урбан, Алекса Давалос, Ник Чинлунд, Линус Роач
Производство:  Universal Pictures, Primal Foe Productions, One Race Productions, Radar Pictures
Продолжительность:  99 минут
Ограничения:  США — PG-13
Россия — не рекомендуется лицам до 12 лет
Премьера:  США — 3 июня 2004 г.
Россия — 30 сентября 2004 г.
Кассовые сборы:  115 млн. долл.
Официальный сайт:  http://www.thechroniclesofriddick.com/
 

Обычно, со Злом сражается Добро. Но во времена, такие как сейчас, со Злом должно сражаться другое Зло.
  Элементаль Аэрон
 

Видел их корабли? Пф! Иконы победы… Дрянной памятник высотой в две тысячи футов. И как тут строить базу на какой-то планете? Оглянуться не успеешь, как эта фигня грохнется у тебя во дворе.
  Наемник Тумбс


Безжалостное уничтожение цивилизаций. Исчезают целые населенные системы, рушатся правящие династии, над всеми обитаемыми планетами нависла страшная угроза. Это полувоенное полурелигиозное движение Некромонгеров начало крестовый поход за уничтожением всего человечества. Перед каждым человеком ставится простой и жуткий выбор — либо пройти обряд «очищения» и стать одним из некромонгеров, либо умереть. Никто не может сопротивляться армаде устрашающих кораблей и сотням тысяч свирепых и бесстрашных воинов, религия которых гласит — человеческая жизнь всего лишь ошибка, отклонение от «правильного» порядка вещей, а главный девиз — «что убьешь — все твое».

Зловещие Некромонгеры во главе с Лордом Маршалом (слева) Таинственная раса элементалей, занимающаяся исключительно интригами и «планированием и поддержанием баланса», опасаясь за свое существование, обнаруживает, что противостоять Некромонгерам способны только выходцы с давным-давно уничтоженной планеты Фьюри. Только Фьюрианец, согласно древнему преданию, способен сокрушить главу некромонгеров — зловещего получеловека-полумертвеца Лорда Маршала.

Ричард Б. Риддик (Вин Дизель). А, судя по всему, фьюрианец имеется в наличии только один. Это отпетый уголовник Ричард Б. Риддик. Преступник, сбегавший из самых строгих и жестоких тюрем Галактики, хитрый, безжалостный и хладнокровный убийца. Он уже пять лет скрывается от преследующих его наемников, за его голову обещана награда, и никто толком не знает, где его искать. Правда, элементалям удается узнать, что Риддик, возможно, прячется на холодной и мрачной планете UV-6. В результате интриги элементалей, правительство Новой Мекки с планеты Гелион-Прайм, напуганное грозящим вторжением некромонгеров, объявляет неслыханную награду — полтора миллиона — за поимку и доставку Риддика. На поиски Риддика вылетает известный наемник, специализирующийся на розыске беглецов — Тумбс.

Тумбс (Ник Чинлунд) - наемник и охотник за беглецами. Такова завязка «Хроник Риддика» — фантастического фильма, который мог бы стать космической сагой на подобие «Звездных Войн», но не стал. В фильме, безусловно, имеются все необходимые составляющие и для коммерческого успеха, и для развития сюжета во множестве продолжений. Во-первых, авторами сюжета сделана попытка (и неплохая) создать собственную вселенную, с различными народами, расами, религиями и развитой историей. Сюжет с множеством ответвлений и побочных линий хорошо подходит для создания многочисленных сиквелов и приквелов.

Риддик в действии. Во-вторых, центральным персонажем является не благородный герой, без устали сражающийся со Злом, а весьма колоритный эгоистичный негодяй и преступник. Причем, Вин Дизель очень хорошо подошел для этой роли. С одной стороны — вполне злобный и безжалостный тип, а с другой стороны — отвращения не вызывает. Самое то, что нужно для «космической мыльной оперы».

Дама Ваако (Алекса Давалос) и Лорд ваако (Карл Урбан) В-третьих, очень неплохо воплощено Зло, с которым сражается главный герой. Некромонгеры, вовсе не так просты и примитивны, как кажутся, и вызывают к себе несомненный интерес. Несмотря на окружающий их жуткий ореол, они показаны вовсе не как сборище тупых религиозных фанатиков, а как сложная организация со своей структурой, жизненным укладом и специфическими целями. Просто очень их цели отличаются от желаний остального человечества. К тому же, все действие идет на фоне политических интриг и борьбы за власть среди верхушки некромонгеров. Лорд Ваако (Карл Урбан) и его властолюбивая женушка-интриганка (Танди Ньютон) — несомненно одни из самых удачных персонажей фильма.

«Огненный рассвет» на Крематории В-четвертых, дизайнеры, художники и создатели спецэффектов потрудились на славу. Ледяные пейзажи UV-6, «огненные рассветы» на Крематории, тюрьма «Слам» и корабли некромонгеров вышли отлично. Разве что Новая Мекка на Гелионе выглядит несколько ненатурально.

В итоге, фильм вышел красочный, насыщенный действием, и… не очень удачный. Оказалось, несмотря на исполинский режиссерский замах, фильм страдает несколькими существенными недостатками.

Еще один загадочный персонаж - некромонгер Очиститель. Во-первых, он слишком затянут. Несмотря на обилие действия и всяческие повороты сюжета, зритель местами откровенно скучает. Кроме того, в фильме достаточно много непонятных без предварительной подготовки мест. И хотя лишние 15 минут, добавленные в режиссерской версии, проясняют некоторые моменты, все равно, перед началом фильма стоит хотя бы почитать буклет, иначе многое остается непонятным.

Элементаль Аэрон (Джуди Денч) Во-вторых, фильм перегружен сюжетными линиями и действующими лицами, которые выглядят очень многообещающе, но потом просто не используются. Зато привносят этакий эффект «обманутых ожиданий». Такой поначалу интересный и перспективный персонаж как Имам, просто исчезает из фильма в самом начале. Глядя на его дочь, периодически появляющуюся на экране и произносящую с загадочным видом всякие «пророческие» слова, думаешь: «Эта наверняка себя проявит!» Нет, мелькнув один раз в конце, так и оставляет после себя впечатлении «И зачем все это было нужно?». Таинственная и загадочная элементаль Аэрон (Джуди Денч), которой по сюжету положено плести хитроумнейшие интриги и добиваться своего в любых условиях и любыми средствами, появляется разок в начале, разок в середине и разок в конце. Говорит пару умных фраз — и все. Ни тебе интриг, ни тебе вселенской хитрости и мощнейшего интеллекта.

Джека больше нет. Она была слаба и не смогла выжить. Теперь меня зовут Кира, и я -  зверь. В-третьих, по разным причинам не сработал ряд основных персонажей. Великолепный наемник Тумбс (Ник Чинлунд) — одна из самых колоритных фигур, исключается из действия в самой середине фильма. Оно понятно, ближе к финалу нельзя заслонять главного героя, но все равно жаль. Явно планируемая как центральный женский персонаж, этакая «Джейн — подруга Тарзана» Кира (Алекса Давалос) вышла совершенно никакая (а ведь ее героиня имеет свою сюжетную линию, тянущуюся еще из «Черной дыры»). Озлобившаяся в тюрьме девушка, ловко цепью умеет махать. Но несмотря на все ее ужимки и прыжки, весь фильм, что есть она, что нет ее… В финале она, конечно, свое дело сделает, но получается, что ее героиня совершенно бесцветно просуществовала весь фильм ради тридцати секунд в конце.

Финал. Что убил - все твое. Но напоследок нужно сказать о фильме что-нибудь хорошее (все-таки люди старались 8-)). Концовка удалась. Из банального «Добро побеждает Зло и все живут долго и счастливо» авторы ухитрились сделать нечто весьма многообещающее. Если это просто такой удачный финал, то — молодцы. Если это намек на возможное продолжение — посмотрим.

Общее впечатление от фильма

Поклонникам Вина Дизеля и любителям жанра «галактические приключения» фильм может понравиться. Некоторые сцены и диалоги удались на славу. Но для среднестатистического зрителя фильм местами затянут, а местами непонятен.



DVD-Video диск

Трехдисковый бокс
Дата релиза:  20 мая 2005 г.
Издатель в России:  CP Digital
Релиз:  Трехдисковое издание
Цена (февраль 2006 г.):  900 р.

Первое, о чем хочется сказать, — фильм оформлен и издан просто великолепно. Упаковка — DigiPаk с OuterBox. То есть картонная коробочка, в которую вставлена четырехстраничная картонная «раскладушка», на первой странице которой карманчик с буклетом, а на остальных пластиковые держатели с дисками.

Дизайнерам и художникам CP Digital нужно сказать спасибо за отличное оформление. И внешняя коробка, и все стороны вкладышей оформлены просто здорово и имеют действительно не рядовой, а «коллекционный» вид. Под прозрачными держателями просматриваются сюжеты из жизни тюрьмы «Слам» на Крематории, а тыльная сторона вкладышей (невидимая на иллюстрации) посвящена финальным событиям фильма.

буклет Особо хочется отметить 16-страничный буклет. Он стильно оформлен и содержит краткие сведения о героях повествования, подборе актерского состава, историю создания фильма, а также сведения об использованных спецэффектах, декорациях и трюках. Полиграфия и дизайн буклета — просто великолепны. Буклет издан не на дешевой тоненькой бумаге, на которой обычно делают рекламные листки, а на очень плотной, мелованной бумаге, такой, на которой обычно печатают альбомы по искусству. Такого качества буклет я видел только в коллекционном издании «Бешеных псов».

Надпечатка на самих дисках тоже очень качественная, аккуратная и соответствует оформлению издания в целом.

 Диск 1
Тип диска:  DVD-9 (7,5 ГБ)
Зона:  мультизонный
Формат картинки:  2.35:1, анаморф
Видеоформат:  PAL 625/50, средний битрейт 7,9 Мбит/с
Звуковые дорожки:  Английская — оригинал, DD5.1, 448 Кбит/с.
Русская — многоголосый закадровый перевод, DD5.1, 448 Кбит/с.
Русская — закадровый перевод (Goblin), DD5.1, 448 Кбит/с.
Русская — многоголосый закадровый перевод, DTS
Субтитры:  Русские


На первом диске находится фильм — режиссерская версия (на 15 минут длиннее кинопрокатной). Снабжена четырьмя различными звуковыми дорожками. Качество картинки — отличное. Высокий битрейт, хорошие, насыщенные цвета, отсутствие артефактов сжатия. Очень приличный звук, достаточно глубокий, с очень разборчивой речью персонажей.

меню диска Диск начинается с 40 секунд не проматываемой рекламы. Главное меню — анимировано кадрами из фильма и озвучено. Правда, на мой взгляд, не очень красивое, да и фоновые изображения для меню некачественные, видны артефакты сжатия. Возможности меню стандартные: просмотр фильма, выбор эпизода и настройка звука и субтитров. Присутствует раздел «Дополнительно», но там только краткие аннотации к фильмам, выпускаемым CP-Digital на DVD.

На диске помимо оригинальной присутствуют три русские звуковые дорожки. На двух-многоголосый закадровый перевод. Перевод неплохой, хотя и с уклоном в «вольный пересказ». Читается очень четкими, разборчивыми голосами. Только тембры и интонации голосов не слишком соответствуют оригиналу, особенно у женщин. Кира звучит заметно «звонче», да и Дама Ваако с Аэрон в оригинале звучат по-другому. Что касается мужских голосов — сравните сами: сцена в корабле Тумбса по-английски (202 КБ) и по-русски (202 КБ). Перевод, разумеется, «литературный» — грубый Риддик и злобные наемники разговаривают как персонажи великосветской гостиной.

Однако имеется русская дорожка с закадровым переводом Дмитрия Пучкова (Goblin). Именно ее и стоит послушать. Если оставить в стороне использование Пучковым для передачи английской брани русской ненормативной лексики (то, что обычно и вызывает наибольшие споры), его перевод заметно аккуратней. Дмитрий озвучивает очень четко и хорошо (но не чрезмерно) передает интонации персонажей. У него Риддик, наемники и охранники выражаются сочной, полной жаргонизмов речью (как, собственно, и есть в оригинале) и от этого выглядят очень живыми. Лично мне очень понравился его вариант перевода «приветственной» речи тюремного авторитета Гува. Можете сравнить: оригинал (144 КБ), обычный перевод на русский (147 КБ) и перевод Дм. Пучкова (145 КБ).

Надо, кстати, сказать, что матерная брань встречается на этой дорожке всего в двух местах в виде коротких восклицаний (в меню есть соответствующее предупреждение о ненормативной лексике). В остальном — ее могут слушать даже истовые борцы за чистоту родной речи.

меню эпизодов (фрагмент) Зато смотреть на труды анонимных горе-переводчиков, создававших меню диска, поклонникам литературного языка будет невмоготу. Например, третий эпизод фильма назвали «Никрополь», а второй — весьма сомнительным «Фуриец» (вместо «фурианец» или «фьюрианец»). Так и хочется сказать: «Уважаемые менеджеры CP Digital, пожалуйста, не берите на работу троечников. Заключая трудовое соглашение, требуйте предъявления результатов ЕГЭ по русскому!»

Звук на диске очень хорош, что в варианте DD5.1, что в DTS. Рык адских псов-церберов, планетарные взрывы, зловещий шум кораблей некромонгеров и речи квазимертвецов — все передано очень эффектно. Наложение переводов на русских дорожках, как ни странно, звук не испортило (правда, на «гоблинской» дорожке оригинальная речь практически не слышна).

Общее впечатление от диска

Отличная картинка и очень хороший звук. Включение в состав двух вариантов русского перевода — исключительно правильное решение. Сторонники переводов Goblin'а могут услышать колоритную речь «космических негодяев», а те, кому русские аналоги fuck режут слух, могут воспользоваться обычным «литературным» переводом.



 Диск 2
Тип диска:  DVD-5 (4,4 ГБ)
Формат картинки:  3:4, с леттербоксированием кадров других форматов
Видеоформат:  PAL 625/50, средний битрейт 4,3 Мбит/с
Звуковые дорожки:  Русская — закадровый перевод Гоблина, DD2.0, 192 Кбит/с
Субтитры:  Нет

меню диска На диске представлены разнообразные дополнительные материалы к фильму «Хроники Риддика» в закадровом переводе Дмитрия Пучкова. Все доступно через статическое (и довольно безвкусное) меню и разделено на следующие части:

Каталог

Реклама DVD-изданий, выпускаемых CP Digital.

Смотрите на DVD

Рекламные ролики фильмов (7 роликов по 2 минуты): Мистер и миссис Смит, Сахара, Море внутри, Вымышленные герои, Великолепная четверка, Крах, Онг-банк. Все ролики леттербоксированы.

Создатели и исполнители

Краткие биографические справки и фильмографии: Дэвида Туи, Вина Дизеля, Колма Феоре, Танди Ньютон.

Удаленные сцены

Имам и Аэрон на Гелионе — 1,6 мин.

Прибытие  Аэрон на Гелион Аерон прибывает на Гелион, встречается с официальными лицами и предупреждает о вторжении некромонгеров. Поясняет, что цель ее визита — побудить гелионцев к розыскам уцелевших фьюрианцев, которые одни могу противостоять некромонгерам. Расчеты элементалей показывают, что после уничтожения системы Гелион, следующей будет их собственная. Появляется Имам и рассказывает, что знает одного такого фьюрианца (Риддика), но не уверен, стоит ли с ним связываться. На мой взгляд, сцена исключена зря. Без нее, весь сюжет с поимкой Риддика и прибытием его на Гелион смотрится несколько неестественно и непонятно.

Планета UV-6 — 3 мин

Риддик и Тумбс на планете UV-6 Тумбс и Риддик в ледяных скалах планеты UV-6. После того, как Риддик уничтожает стрелков Тумбса, последний все-таки берет Риддика в плен и заковывает в браслеты. Однако в последний момент Риддик, изловчившись, берет верх и требует себе корабль в обмен на жизнь Тумбса. Захватив корабль, получает от бортового компьютера информацию, что премия за его поимку назначена правительством Новой Мекки на Гелион-прайм. В фильме сделано то же самое, просто показано несколько по-другому.

Кончина Тумбса — 3,4 мин

Заключенные бегут из тюрьмы «Cлам». Тумбс пытается задержать беглецов, но пес-цербер, выпущенный из клетки нападает на него и перегрызает горло. В фильме выбран несколько другой вариант развития событий, пожалуй, более эффектный.

Дневник Тома Чейса — 10 мин.

Дневник Тумбса Электронный дневник Тумбса. Краткая сводка произошедших событий в «бригаде усталых наемников», рассказанная голосом Тумбса в закадровом переводе Гоблина. Всяческие истории о захвате и транспортировке разных скользких типов. Получение заказа на Риддика, набор новой команды на Люпус-5, Люпус-1 и Гелионе. Забавная «Инструкция по найму наемников». Разнообразные приключения, включая торговлю пленниками на Крематории, бунт команды и наблюдение за разрушением системы Орла. Одним словом — бодрые и веселые будни охотника за беглецами. Дневник заканчивается на 92-дне, прибытием в систему UV-6 и оптимистичным Тумбсовским: «Не терпится посмотреть на рожу Риддика — чисто суслик в свете фар». Тумбс, озвученный Гоблином, очень колоритен.

Экскурсия с Вином Дизелем — 3 мин

Вин Дизель в декорациях UV-6 Вин Дизель делает небольшую экскурсию по декорациям, использованным в фильме. Вместе с ним мы проходим по подземельям Крематории, улицам Новой Мекки, замерзшим пещерам планеты UV-6. В программе экскурсии также прогулка по Базилике, включая посещение трона Лорда Маршала и Квазигроба с квазимертвецами, читающими мысли.

Виртуальный гид — 8 мин

Перый Лорд Маршал и его история, рассказанная Лордом Ваако «Визитные карточки» основных персонажей фильма. Тумбс рассказывает, какой это идиотизм — вести дела с некромонгерами, а также о планете UV-6, Кира — о ставшей ей домом тюрьме третьей степени строгости, Аерон — о целях расы элементалей и о порабощении некромонгерами планет и народов, Ваако — о Лордах-Маршалах, Базилике и квазимертвецах,.

Визуальные эффекты — 6 мин

Петер Чанг Дэвид Туи и Петер Чанг (глава визуальных эффектов) рассказывают о разработке декораций и спецэффектов для фильма на примерах «огненного рассвета» на Крематории, гибели Очистителя, полупрозрачных шлейфов вокруг Аерон и псов-церберов из подземной тюрьмы.

Easter eggs по-русски

Если вы обратили внимание, дополнительных материалов не так много — от отдельного диска ожидаешь большего. Но в меню ничего больше нет. Однако, если внимательнее исследовать главное меню, можно найти «сюрприз» — шар-светильник в правой нижней части экрана. Это пункт меню, за которым стоит целый набор разделов, непереведенных на русский язык, общей продолжительностью более часа.

Interactive production calendar — 24 мин

Календарь съемок Подробный репортаж о 33 съемочных днях (из 90 дней съемок). Вы в подробностях познакомитесь с изготовлением декораций и разнообразного реквизита, с тем как работают снежные и песчаные пушки, как гримируются и одеваются актеры. Показаны детали съемки многих сцен и трюков. Не все в этой длинной подборке интересно, но поглядеть, как именно Танди Ньютон и Вин Дизель совершают свои эффектные прыжки, или как развлекаются свободные от съемок некромонгеры — стоит.

Keep What You Kill — 17 мин

Некромонгер Очиститель Дэвид Туи, Вин Дизель, Колм Феоре и другие рассказывают о некромонгерах, об их вере и цели, о Лорде Маршале и квазимертвецах Все это идет на фоне кадров из фильма, а также различных забавных моментов на съемочной площадке. В принципе, все что показано здесь есть в самом фильме или в других частях дополнительных материалов.

Riddick Rises — 13 мин

Ричард Б. Риддик Вин Дизель, Дэвид Туи и продюсер Джордж Закк рассказывают об истории создания «Хроник» как своеобразного и необычного сиквела к «Черной дыре». Дэвид Туи объясняет, что основной целью было создать не классический сиквел, а нечто объединенное лишь общим центральным персонажем и самыми общими сюжетными мотивами, дабы дать зрителям свежее зрелище и избежать повторений. Достаточно притянутое за уши объяснение, но сама история и перипетии разработки сценария «Хроник» интересны. Весь сюжет идет на фоне нарезки кадров из «Хроник», «Черной Дыры», а также рабочих моментов на съемочной площадке.

Creation of New Mecca — 11 мин

Воины Новой Мекки Дэвид Туи, Саймон Кроопф (продюсер), Вин Дизель и Кейт Дэвид (исполнитель роли Имама) рассказывают об основных идеях дизайна Новой Мекки, и населяющих ее персонажей. Довольно интересно показаны съемки штурма Новой Мекки некромонгерами, и все с этим связанное, включая разработку дизайна костюмов и оружия защитников города.

Общее впечатление от диска

Интересная коллекция дополнительных материалов. Причем, стоит ознакомиться с нею до просмотра фильма, иначе многие места «Хроник» могут быть непонятными.

К первой (переведенной) части дополнительных материалов никаких претензий. Все сделано очень хорошо. Разделы даны в закадровом переводе Гоблина, а дневник. Тумбса в его исполнении, просто великолепен.

Удивляет намерение издателей диска скрыть большую группу непереведенных разделов. Во-первых, жаль, что не хватило сил (времени, денег?) перевести. Ведь там есть, на что посмотреть, и зрителям, не владеющим английским, будет тяжело. А во-вторых, убирать с глаз подальше две трети дополнительных материалов как-то нехорошо.

Отдельное доброе слово следует сказать о мега-переводчиках, оформлявших меню и упаковку диска. Назвать режиссера Дэвида Туи — Дэвидом Твахи, вставить это везде, где только можно и выпустить в открытую продажу — это серьезный поступок, требующий немалого гражданского мужества. И это притом, что в дополнительных материалах фамилия режиссера звучит не раз, и все интересующиеся тем, как транскрибировать на русский фамилию Twohy могли бы для приличия хотя бы заглянуть в содержимое диска (Гоблин, кстати, произносит ее правильно). Мега-шуткой является также название раздела «Дневник Тома Чейса». В оригинале это «Toombs Chase Log» (то есть дневник Тумбса который тот по требованию заказчика ведет в процессе преследования и поимки беглецов). Но переводчики не ударили в грязь лицом и выдали здесь очередного «Дорогого Гюнтера» 1.



 Диск 3
Тип диска:  DVD-9 (7 ГБ)
Зона:  5
Формат картинки:  2.35:1, анаморф
Видеоформат:  PAL 625/50, средний битрейт 7,7 Мбит/с
Звуковые дорожки:  Английская — оригинал, DD5.1, 384 Кбит/с
Русская — дубляж, DD5.1, 448 Кбит/с
Русская — дубляж, DTS
Субтитры:  Русские

На третьем диске находится первый фильм дилогии — «Черная дыра» (хотя, конечно, правильное его название Pitch Black — Кромешная тьма). О нем будет рассказано в отдельном обзоре.

Общее впечатление от издания

Плюсы:

  • Отличное оформление и полиграфия. Прекрасно изданный буклет со сведениями о фильме.
  • Отличная картинка формата 2.35:1 и хороший, качественный звук.
  • Наличие двух вариантов русского перевода (с «ненормативной» и «литературной» лексикой).
  • Интересный диск с дополнительными материалами.
  • Наличие в комплекте первого фильма дилогии — «Черная дыра».

Минусы:

  • Не слишком качественный «официальный» перевод.
  • Реклама (в начале просмотра фильма). В недешевом коллекционном издании наличие не отключаемой рекламы смотрится откровенным свинством.
  • Безвкусные меню, отсутствие английских субтитров.
  • Грубые ошибки переводчиков при оформлении меню и упаковки.
  • Большая часть дополнительных материалов не переведена на русский и скрыта от зрителя.

Год назад, я бы еще сказал, что для поклонников Дизеля и ценителей жанра подобное издание имеет смысл. Но сейчас, с началом широкого выпуска относительно недорогих и качественных лицензионных изданий, цена данного комплекта уже великовата.


1 Классический образец искусства безымянных рыцарей ордена русского и английского слова — перевод названия фильма «Охотник на оленей» (Deer Hunter).






Дополнительно

Фильм Хроники Риддика (The Chronicles of Riddick) — обзор DVD диска

Хроники Риддика (The Chronicles of Riddick)

Коллекционное издание
Жанр: 

Фантастика, приключения, боевик

Режиссёр:  Дэвид Туи
Авторы сценария:  Джим Уит, Кен Уит, Дэвид Туи
Музыка:  Грэм Ревелл, Доминик Хаузер, Тим Симонек
Продюсеры:  Скотт Кроопф, Вин Дизель, Камилла Браун
В ролях:  Вин Дизель, Колм Феоре, Танди Ньютон, Джуди Денч, Карл Урбан, Алекса Давалос, Ник Чинлунд, Линус Роач
Производство:  Universal Pictures, Primal Foe Productions, One Race Productions, Radar Pictures
Продолжительность:  99 минут
Ограничения:  США — PG-13
Россия — не рекомендуется лицам до 12 лет
Премьера:  США — 3 июня 2004 г.
Россия — 30 сентября 2004 г.
Кассовые сборы:  115 млн. долл.
Официальный сайт:  http://www.thechroniclesofriddick.com/
 

Обычно, со Злом сражается Добро. Но во времена, такие как сейчас, со Злом должно сражаться другое Зло.
  Элементаль Аэрон
 

Видел их корабли? Пф! Иконы победы… Дрянной памятник высотой в две тысячи футов. И как тут строить базу на какой-то планете? Оглянуться не успеешь, как эта фигня грохнется у тебя во дворе.
  Наемник Тумбс


Безжалостное уничтожение цивилизаций. Исчезают целые населенные системы, рушатся правящие династии, над всеми обитаемыми планетами нависла страшная угроза. Это полувоенное полурелигиозное движение Некромонгеров начало крестовый поход за уничтожением всего человечества. Перед каждым человеком ставится простой и жуткий выбор — либо пройти обряд «очищения» и стать одним из некромонгеров, либо умереть. Никто не может сопротивляться армаде устрашающих кораблей и сотням тысяч свирепых и бесстрашных воинов, религия которых гласит — человеческая жизнь всего лишь ошибка, отклонение от «правильного» порядка вещей, а главный девиз — «что убьешь — все твое».

Зловещие Некромонгеры во главе с Лордом Маршалом (слева) Таинственная раса элементалей, занимающаяся исключительно интригами и «планированием и поддержанием баланса», опасаясь за свое существование, обнаруживает, что противостоять Некромонгерам способны только выходцы с давным-давно уничтоженной планеты Фьюри. Только Фьюрианец, согласно древнему преданию, способен сокрушить главу некромонгеров — зловещего получеловека-полумертвеца Лорда Маршала.

Ричард Б. Риддик (Вин Дизель). А, судя по всему, фьюрианец имеется в наличии только один. Это отпетый уголовник Ричард Б. Риддик. Преступник, сбегавший из самых строгих и жестоких тюрем Галактики, хитрый, безжалостный и хладнокровный убийца. Он уже пять лет скрывается от преследующих его наемников, за его голову обещана награда, и никто толком не знает, где его искать. Правда, элементалям удается узнать, что Риддик, возможно, прячется на холодной и мрачной планете UV-6. В результате интриги элементалей, правительство Новой Мекки с планеты Гелион-Прайм, напуганное грозящим вторжением некромонгеров, объявляет неслыханную награду — полтора миллиона — за поимку и доставку Риддика. На поиски Риддика вылетает известный наемник, специализирующийся на розыске беглецов — Тумбс.

Тумбс (Ник Чинлунд) - наемник и охотник за беглецами. Такова завязка «Хроник Риддика» — фантастического фильма, который мог бы стать космической сагой на подобие «Звездных Войн», но не стал. В фильме, безусловно, имеются все необходимые составляющие и для коммерческого успеха, и для развития сюжета во множестве продолжений. Во-первых, авторами сюжета сделана попытка (и неплохая) создать собственную вселенную, с различными народами, расами, религиями и развитой историей. Сюжет с множеством ответвлений и побочных линий хорошо подходит для создания многочисленных сиквелов и приквелов.

Риддик в действии. Во-вторых, центральным персонажем является не благородный герой, без устали сражающийся со Злом, а весьма колоритный эгоистичный негодяй и преступник. Причем, Вин Дизель очень хорошо подошел для этой роли. С одной стороны — вполне злобный и безжалостный тип, а с другой стороны — отвращения не вызывает. Самое то, что нужно для «космической мыльной оперы».

Дама Ваако (Алекса Давалос) и Лорд ваако (Карл Урбан) В-третьих, очень неплохо воплощено Зло, с которым сражается главный герой. Некромонгеры, вовсе не так просты и примитивны, как кажутся, и вызывают к себе несомненный интерес. Несмотря на окружающий их жуткий ореол, они показаны вовсе не как сборище тупых религиозных фанатиков, а как сложная организация со своей структурой, жизненным укладом и специфическими целями. Просто очень их цели отличаются от желаний остального человечества. К тому же, все действие идет на фоне политических интриг и борьбы за власть среди верхушки некромонгеров. Лорд Ваако (Карл Урбан) и его властолюбивая женушка-интриганка (Танди Ньютон) — несомненно одни из самых удачных персонажей фильма.

«Огненный рассвет» на Крематории В-четвертых, дизайнеры, художники и создатели спецэффектов потрудились на славу. Ледяные пейзажи UV-6, «огненные рассветы» на Крематории, тюрьма «Слам» и корабли некромонгеров вышли отлично. Разве что Новая Мекка на Гелионе выглядит несколько ненатурально.

В итоге, фильм вышел красочный, насыщенный действием, и… не очень удачный. Оказалось, несмотря на исполинский режиссерский замах, фильм страдает несколькими существенными недостатками.

Еще один загадочный персонаж - некромонгер Очиститель. Во-первых, он слишком затянут. Несмотря на обилие действия и всяческие повороты сюжета, зритель местами откровенно скучает. Кроме того, в фильме достаточно много непонятных без предварительной подготовки мест. И хотя лишние 15 минут, добавленные в режиссерской версии, проясняют некоторые моменты, все равно, перед началом фильма стоит хотя бы почитать буклет, иначе многое остается непонятным.

Элементаль Аэрон (Джуди Денч) Во-вторых, фильм перегружен сюжетными линиями и действующими лицами, которые выглядят очень многообещающе, но потом просто не используются. Зато привносят этакий эффект «обманутых ожиданий». Такой поначалу интересный и перспективный персонаж как Имам, просто исчезает из фильма в самом начале. Глядя на его дочь, периодически появляющуюся на экране и произносящую с загадочным видом всякие «пророческие» слова, думаешь: «Эта наверняка себя проявит!» Нет, мелькнув один раз в конце, так и оставляет после себя впечатлении «И зачем все это было нужно?». Таинственная и загадочная элементаль Аэрон (Джуди Денч), которой по сюжету положено плести хитроумнейшие интриги и добиваться своего в любых условиях и любыми средствами, появляется разок в начале, разок в середине и разок в конце. Говорит пару умных фраз — и все. Ни тебе интриг, ни тебе вселенской хитрости и мощнейшего интеллекта.

Джека больше нет. Она была слаба и не смогла выжить. Теперь меня зовут Кира, и я -  зверь. В-третьих, по разным причинам не сработал ряд основных персонажей. Великолепный наемник Тумбс (Ник Чинлунд) — одна из самых колоритных фигур, исключается из действия в самой середине фильма. Оно понятно, ближе к финалу нельзя заслонять главного героя, но все равно жаль. Явно планируемая как центральный женский персонаж, этакая «Джейн — подруга Тарзана» Кира (Алекса Давалос) вышла совершенно никакая (а ведь ее героиня имеет свою сюжетную линию, тянущуюся еще из «Черной дыры»). Озлобившаяся в тюрьме девушка, ловко цепью умеет махать. Но несмотря на все ее ужимки и прыжки, весь фильм, что есть она, что нет ее… В финале она, конечно, свое дело сделает, но получается, что ее героиня совершенно бесцветно просуществовала весь фильм ради тридцати секунд в конце.

Финал. Что убил - все твое. Но напоследок нужно сказать о фильме что-нибудь хорошее (все-таки люди старались 8-)). Концовка удалась. Из банального «Добро побеждает Зло и все живут долго и счастливо» авторы ухитрились сделать нечто весьма многообещающее. Если это просто такой удачный финал, то — молодцы. Если это намек на возможное продолжение — посмотрим.

Общее впечатление от фильма

Поклонникам Вина Дизеля и любителям жанра «галактические приключения» фильм может понравиться. Некоторые сцены и диалоги удались на славу. Но для среднестатистического зрителя фильм местами затянут, а местами непонятен.



DVD-Video диск

Трехдисковый бокс
Дата релиза:  20 мая 2005 г.
Издатель в России:  CP Digital
Релиз:  Трехдисковое издание
Цена (февраль 2006 г.):  900 р.

Первое, о чем хочется сказать, — фильм оформлен и издан просто великолепно. Упаковка — DigiPаk с OuterBox. То есть картонная коробочка, в которую вставлена четырехстраничная картонная «раскладушка», на первой странице которой карманчик с буклетом, а на остальных пластиковые держатели с дисками.

Дизайнерам и художникам CP Digital нужно сказать спасибо за отличное оформление. И внешняя коробка, и все стороны вкладышей оформлены просто здорово и имеют действительно не рядовой, а «коллекционный» вид. Под прозрачными держателями просматриваются сюжеты из жизни тюрьмы «Слам» на Крематории, а тыльная сторона вкладышей (невидимая на иллюстрации) посвящена финальным событиям фильма.

буклет Особо хочется отметить 16-страничный буклет. Он стильно оформлен и содержит краткие сведения о героях повествования, подборе актерского состава, историю создания фильма, а также сведения об использованных спецэффектах, декорациях и трюках. Полиграфия и дизайн буклета — просто великолепны. Буклет издан не на дешевой тоненькой бумаге, на которой обычно делают рекламные листки, а на очень плотной, мелованной бумаге, такой, на которой обычно печатают альбомы по искусству. Такого качества буклет я видел только в коллекционном издании «Бешеных псов».

Надпечатка на самих дисках тоже очень качественная, аккуратная и соответствует оформлению издания в целом.

 Диск 1
Тип диска:  DVD-9 (7,5 ГБ)
Зона:  мультизонный
Формат картинки:  2.35:1, анаморф
Видеоформат:  PAL 625/50, средний битрейт 7,9 Мбит/с
Звуковые дорожки:  Английская — оригинал, DD5.1, 448 Кбит/с.
Русская — многоголосый закадровый перевод, DD5.1, 448 Кбит/с.
Русская — закадровый перевод (Goblin), DD5.1, 448 Кбит/с.
Русская — многоголосый закадровый перевод, DTS
Субтитры:  Русские


На первом диске находится фильм — режиссерская версия (на 15 минут длиннее кинопрокатной). Снабжена четырьмя различными звуковыми дорожками. Качество картинки — отличное. Высокий битрейт, хорошие, насыщенные цвета, отсутствие артефактов сжатия. Очень приличный звук, достаточно глубокий, с очень разборчивой речью персонажей.

меню диска Диск начинается с 40 секунд не проматываемой рекламы. Главное меню — анимировано кадрами из фильма и озвучено. Правда, на мой взгляд, не очень красивое, да и фоновые изображения для меню некачественные, видны артефакты сжатия. Возможности меню стандартные: просмотр фильма, выбор эпизода и настройка звука и субтитров. Присутствует раздел «Дополнительно», но там только краткие аннотации к фильмам, выпускаемым CP-Digital на DVD.

На диске помимо оригинальной присутствуют три русские звуковые дорожки. На двух-многоголосый закадровый перевод. Перевод неплохой, хотя и с уклоном в «вольный пересказ». Читается очень четкими, разборчивыми голосами. Только тембры и интонации голосов не слишком соответствуют оригиналу, особенно у женщин. Кира звучит заметно «звонче», да и Дама Ваако с Аэрон в оригинале звучат по-другому. Что касается мужских голосов — сравните сами: сцена в корабле Тумбса по-английски (202 КБ) и по-русски (202 КБ). Перевод, разумеется, «литературный» — грубый Риддик и злобные наемники разговаривают как персонажи великосветской гостиной.

Однако имеется русская дорожка с закадровым переводом Дмитрия Пучкова (Goblin). Именно ее и стоит послушать. Если оставить в стороне использование Пучковым для передачи английской брани русской ненормативной лексики (то, что обычно и вызывает наибольшие споры), его перевод заметно аккуратней. Дмитрий озвучивает очень четко и хорошо (но не чрезмерно) передает интонации персонажей. У него Риддик, наемники и охранники выражаются сочной, полной жаргонизмов речью (как, собственно, и есть в оригинале) и от этого выглядят очень живыми. Лично мне очень понравился его вариант перевода «приветственной» речи тюремного авторитета Гува. Можете сравнить: оригинал (144 КБ), обычный перевод на русский (147 КБ) и перевод Дм. Пучкова (145 КБ).

Надо, кстати, сказать, что матерная брань встречается на этой дорожке всего в двух местах в виде коротких восклицаний (в меню есть соответствующее предупреждение о ненормативной лексике). В остальном — ее могут слушать даже истовые борцы за чистоту родной речи.

меню эпизодов (фрагмент) Зато смотреть на труды анонимных горе-переводчиков, создававших меню диска, поклонникам литературного языка будет невмоготу. Например, третий эпизод фильма назвали «Никрополь», а второй — весьма сомнительным «Фуриец» (вместо «фурианец» или «фьюрианец»). Так и хочется сказать: «Уважаемые менеджеры CP Digital, пожалуйста, не берите на работу троечников. Заключая трудовое соглашение, требуйте предъявления результатов ЕГЭ по русскому!»

Звук на диске очень хорош, что в варианте DD5.1, что в DTS. Рык адских псов-церберов, планетарные взрывы, зловещий шум кораблей некромонгеров и речи квазимертвецов — все передано очень эффектно. Наложение переводов на русских дорожках, как ни странно, звук не испортило (правда, на «гоблинской» дорожке оригинальная речь практически не слышна).

Общее впечатление от диска

Отличная картинка и очень хороший звук. Включение в состав двух вариантов русского перевода — исключительно правильное решение. Сторонники переводов Goblin'а могут услышать колоритную речь «космических негодяев», а те, кому русские аналоги fuck режут слух, могут воспользоваться обычным «литературным» переводом.



 Диск 2
Тип диска:  DVD-5 (4,4 ГБ)
Формат картинки:  3:4, с леттербоксированием кадров других форматов
Видеоформат:  PAL 625/50, средний битрейт 4,3 Мбит/с
Звуковые дорожки:  Русская — закадровый перевод Гоблина, DD2.0, 192 Кбит/с
Субтитры:  Нет

меню диска На диске представлены разнообразные дополнительные материалы к фильму «Хроники Риддика» в закадровом переводе Дмитрия Пучкова. Все доступно через статическое (и довольно безвкусное) меню и разделено на следующие части:

Каталог

Реклама DVD-изданий, выпускаемых CP Digital.

Смотрите на DVD

Рекламные ролики фильмов (7 роликов по 2 минуты): Мистер и миссис Смит, Сахара, Море внутри, Вымышленные герои, Великолепная четверка, Крах, Онг-банк. Все ролики леттербоксированы.

Создатели и исполнители

Краткие биографические справки и фильмографии: Дэвида Туи, Вина Дизеля, Колма Феоре, Танди Ньютон.

Удаленные сцены

Имам и Аэрон на Гелионе — 1,6 мин.

Прибытие  Аэрон на Гелион Аерон прибывает на Гелион, встречается с официальными лицами и предупреждает о вторжении некромонгеров. Поясняет, что цель ее визита — побудить гелионцев к розыскам уцелевших фьюрианцев, которые одни могу противостоять некромонгерам. Расчеты элементалей показывают, что после уничтожения системы Гелион, следующей будет их собственная. Появляется Имам и рассказывает, что знает одного такого фьюрианца (Риддика), но не уверен, стоит ли с ним связываться. На мой взгляд, сцена исключена зря. Без нее, весь сюжет с поимкой Риддика и прибытием его на Гелион смотрится несколько неестественно и непонятно.

Планета UV-6 — 3 мин

Риддик и Тумбс на планете UV-6 Тумбс и Риддик в ледяных скалах планеты UV-6. После того, как Риддик уничтожает стрелков Тумбса, последний все-таки берет Риддика в плен и заковывает в браслеты. Однако в последний момент Риддик, изловчившись, берет верх и требует себе корабль в обмен на жизнь Тумбса. Захватив корабль, получает от бортового компьютера информацию, что премия за его поимку назначена правительством Новой Мекки на Гелион-прайм. В фильме сделано то же самое, просто показано несколько по-другому.

Кончина Тумбса — 3,4 мин

Заключенные бегут из тюрьмы «Cлам». Тумбс пытается задержать беглецов, но пес-цербер, выпущенный из клетки нападает на него и перегрызает горло. В фильме выбран несколько другой вариант развития событий, пожалуй, более эффектный.

Дневник Тома Чейса — 10 мин.

Дневник Тумбса Электронный дневник Тумбса. Краткая сводка произошедших событий в «бригаде усталых наемников», рассказанная голосом Тумбса в закадровом переводе Гоблина. Всяческие истории о захвате и транспортировке разных скользких типов. Получение заказа на Риддика, набор новой команды на Люпус-5, Люпус-1 и Гелионе. Забавная «Инструкция по найму наемников». Разнообразные приключения, включая торговлю пленниками на Крематории, бунт команды и наблюдение за разрушением системы Орла. Одним словом — бодрые и веселые будни охотника за беглецами. Дневник заканчивается на 92-дне, прибытием в систему UV-6 и оптимистичным Тумбсовским: «Не терпится посмотреть на рожу Риддика — чисто суслик в свете фар». Тумбс, озвученный Гоблином, очень колоритен.

Экскурсия с Вином Дизелем — 3 мин

Вин Дизель в декорациях UV-6 Вин Дизель делает небольшую экскурсию по декорациям, использованным в фильме. Вместе с ним мы проходим по подземельям Крематории, улицам Новой Мекки, замерзшим пещерам планеты UV-6. В программе экскурсии также прогулка по Базилике, включая посещение трона Лорда Маршала и Квазигроба с квазимертвецами, читающими мысли.

Виртуальный гид — 8 мин

Перый Лорд Маршал и его история, рассказанная Лордом Ваако «Визитные карточки» основных персонажей фильма. Тумбс рассказывает, какой это идиотизм — вести дела с некромонгерами, а также о планете UV-6, Кира — о ставшей ей домом тюрьме третьей степени строгости, Аерон — о целях расы элементалей и о порабощении некромонгерами планет и народов, Ваако — о Лордах-Маршалах, Базилике и квазимертвецах,.

Визуальные эффекты — 6 мин

Петер Чанг Дэвид Туи и Петер Чанг (глава визуальных эффектов) рассказывают о разработке декораций и спецэффектов для фильма на примерах «огненного рассвета» на Крематории, гибели Очистителя, полупрозрачных шлейфов вокруг Аерон и псов-церберов из подземной тюрьмы.

Easter eggs по-русски

Если вы обратили внимание, дополнительных материалов не так много — от отдельного диска ожидаешь большего. Но в меню ничего больше нет. Однако, если внимательнее исследовать главное меню, можно найти «сюрприз» — шар-светильник в правой нижней части экрана. Это пункт меню, за которым стоит целый набор разделов, непереведенных на русский язык, общей продолжительностью более часа.

Interactive production calendar — 24 мин

Календарь съемок Подробный репортаж о 33 съемочных днях (из 90 дней съемок). Вы в подробностях познакомитесь с изготовлением декораций и разнообразного реквизита, с тем как работают снежные и песчаные пушки, как гримируются и одеваются актеры. Показаны детали съемки многих сцен и трюков. Не все в этой длинной подборке интересно, но поглядеть, как именно Танди Ньютон и Вин Дизель совершают свои эффектные прыжки, или как развлекаются свободные от съемок некромонгеры — стоит.

Keep What You Kill — 17 мин

Некромонгер Очиститель Дэвид Туи, Вин Дизель, Колм Феоре и другие рассказывают о некромонгерах, об их вере и цели, о Лорде Маршале и квазимертвецах Все это идет на фоне кадров из фильма, а также различных забавных моментов на съемочной площадке. В принципе, все что показано здесь есть в самом фильме или в других частях дополнительных материалов.

Riddick Rises — 13 мин

Ричард Б. Риддик Вин Дизель, Дэвид Туи и продюсер Джордж Закк рассказывают об истории создания «Хроник» как своеобразного и необычного сиквела к «Черной дыре». Дэвид Туи объясняет, что основной целью было создать не классический сиквел, а нечто объединенное лишь общим центральным персонажем и самыми общими сюжетными мотивами, дабы дать зрителям свежее зрелище и избежать повторений. Достаточно притянутое за уши объяснение, но сама история и перипетии разработки сценария «Хроник» интересны. Весь сюжет идет на фоне нарезки кадров из «Хроник», «Черной Дыры», а также рабочих моментов на съемочной площадке.

Creation of New Mecca — 11 мин

Воины Новой Мекки Дэвид Туи, Саймон Кроопф (продюсер), Вин Дизель и Кейт Дэвид (исполнитель роли Имама) рассказывают об основных идеях дизайна Новой Мекки, и населяющих ее персонажей. Довольно интересно показаны съемки штурма Новой Мекки некромонгерами, и все с этим связанное, включая разработку дизайна костюмов и оружия защитников города.

Общее впечатление от диска

Интересная коллекция дополнительных материалов. Причем, стоит ознакомиться с нею до просмотра фильма, иначе многие места «Хроник» могут быть непонятными.

К первой (переведенной) части дополнительных материалов никаких претензий. Все сделано очень хорошо. Разделы даны в закадровом переводе Гоблина, а дневник. Тумбса в его исполнении, просто великолепен.

Удивляет намерение издателей диска скрыть большую группу непереведенных разделов. Во-первых, жаль, что не хватило сил (времени, денег?) перевести. Ведь там есть, на что посмотреть, и зрителям, не владеющим английским, будет тяжело. А во-вторых, убирать с глаз подальше две трети дополнительных материалов как-то нехорошо.

Отдельное доброе слово следует сказать о мега-переводчиках, оформлявших меню и упаковку диска. Назвать режиссера Дэвида Туи — Дэвидом Твахи, вставить это везде, где только можно и выпустить в открытую продажу — это серьезный поступок, требующий немалого гражданского мужества. И это притом, что в дополнительных материалах фамилия режиссера звучит не раз, и все интересующиеся тем, как транскрибировать на русский фамилию Twohy могли бы для приличия хотя бы заглянуть в содержимое диска (Гоблин, кстати, произносит ее правильно). Мега-шуткой является также название раздела «Дневник Тома Чейса». В оригинале это «Toombs Chase Log» (то есть дневник Тумбса который тот по требованию заказчика ведет в процессе преследования и поимки беглецов). Но переводчики не ударили в грязь лицом и выдали здесь очередного «Дорогого Гюнтера» 1.



 Диск 3
Тип диска:  DVD-9 (7 ГБ)
Зона:  5
Формат картинки:  2.35:1, анаморф
Видеоформат:  PAL 625/50, средний битрейт 7,7 Мбит/с
Звуковые дорожки:  Английская — оригинал, DD5.1, 384 Кбит/с
Русская — дубляж, DD5.1, 448 Кбит/с
Русская — дубляж, DTS
Субтитры:  Русские

На третьем диске находится первый фильм дилогии — «Черная дыра» (хотя, конечно, правильное его название Pitch Black — Кромешная тьма). О нем будет рассказано в отдельном обзоре.

Общее впечатление от издания

Плюсы:

  • Отличное оформление и полиграфия. Прекрасно изданный буклет со сведениями о фильме.
  • Отличная картинка формата 2.35:1 и хороший, качественный звук.
  • Наличие двух вариантов русского перевода (с «ненормативной» и «литературной» лексикой).
  • Интересный диск с дополнительными материалами.
  • Наличие в комплекте первого фильма дилогии — «Черная дыра».

Минусы:

  • Не слишком качественный «официальный» перевод.
  • Реклама (в начале просмотра фильма). В недешевом коллекционном издании наличие не отключаемой рекламы смотрится откровенным свинством.
  • Безвкусные меню, отсутствие английских субтитров.
  • Грубые ошибки переводчиков при оформлении меню и упаковки.
  • Большая часть дополнительных материалов не переведена на русский и скрыта от зрителя.

Год назад, я бы еще сказал, что для поклонников Дизеля и ценителей жанра подобное издание имеет смысл. Но сейчас, с началом широкого выпуска относительно недорогих и качественных лицензионных изданий, цена данного комплекта уже великовата.


1 Классический образец искусства безымянных рыцарей ордена русского и английского слова — перевод названия фильма «Охотник на оленей» (Deer Hunter).