Mystique G200 + Rainbow Runner G


Я использую эту комбинацию уже больше месяца, можно поделиться некоторыми наблюдениями.

Про саму видеокарту все и так уже было написано. ТВ выход. Работает в режимах 640×480, 800×600, 1024×768. NTSC или PAL. Особенности:

  • Возможна одновременная работа с монитором и с телевизионным экраном. На мониторе при этом картинка имеет одно из установленных разрешений. При других разрешениях монитора ТВ выход недоступен. Недостаток — частота кадров на мониторе становится равной частоте полей ТВ сигнала — 50 или 60 Гц. Некоторые мониторы этого могут не дать сделать, да и работать с такой мерцающей картинкой очень тяжело. На экране телевизора даже при композитном выходе изображение довольно высокого качества, в режиме 800×600 читается надпись Start на кнопке в Taskbar при small fonts. Даже при 1024×768 можно что-то прочесть. Насыщенность, контраст, яркость регулируются независимо от монитора. Качество картинки в целом тоже очень хорошее. Для сравнения, видеокарта ATI 3D Xpert & Play имеет ТВ выход существенно худшего качества, не работающий разрешениях более 640×480 и изменяющий при активизации пропорции картинки на экране монитора.
  • Размер растра на экране телевизора зачем-то искусственно уменьшен. Вообще говоря, это продиктовано стремлением уместить все изображение рабочего стола windows на экране ТВ, но сильно раздражает при просмотре AVI/MPEG файлов в полный экран. Если (это уже при установленном RR) соединить видеовыход со входом платы захвата, то будет видно, что картинка в окне просмотра ТВ видна как в параллельных зеркалах — все время уменьшается по мере набора числа «отражений». Надо сказать, что при такой многократной оцифровке даже на пятом — шестом «отражении» на экране еще что-то можно разобрать. Этот способ довольно удобен для настройки параметров яркость/насыщенность/контраст. Правда, настраивать приходится все шесть движков (на входе и на выходе по три). Матрокс обещает сделать изменяемым размер растра в будущем.
  • При воспроизведении готовых AVI файлов в формате Matrox MJPEG на выходе ТВ всегда присутствует полноэкранное изображение, независимо от размера кадра самого AVI и, что приятно, в режиме overscan, то есть так, как и положено для телевидения, когда элементы картинки по ее краям не видны на экране. По-видимому, пока это тоже остается маркетинговым или copyright ухищрением: нельзя записывать с нормальным размером на видеомагнитофон ничего, кроме MJPEG видео. Например, VideoCD записать можно, но размер картинки будет поменьше… Но приятно то, что при проигрывании MJPEG не переключается частота кадров на мониторе! И вообще при этом видеовыход активизируется независимо от вашего желания и не изменяет на экране монитора ничего. Можно нормально работать с большими разрешениями монитора.

Rainbow Runner (RR)

Устанавливается в PCI-слот, соединяется двумя плоскими кабелями с видеокартой, имеет входы (композитный и S-video), вход для звука, выход для него же, антенный вход.

Есть ТВ-тюнер, мультисистемный, но российского стандарта звука не знает.

PCI слот нужно выбирать поближе к видеокарте — я получил массу удовольствия, когда поставил RR подальше от AGP разъема и регулярно читал весьма содержательные сообщения Matrox Diagnostics Utility при старте Windows о том, что у меня уже есть один видео тюнер от Матрокс, и зачем мне еще один такой же. При этом, разумеется, никакой видеозахват не работал, и еще запрещался ТВ выход. Диагностика радует своей точностью, все лечится переустановкой драйверов RR, но ненадолго. Вылечил, поставив RR в PCI разъем через один от Mystique.

Дело в том, что обе карты сильно греются и пришлось прикрепить к Mystique вентилятор, закрывший ближайший к AGP разъем PCI. Спасибо Матроксу за хорошо продуманную компоновку элементов на плате… Тюнер, кстати, тоже почти закрывает соседний с ним разъем, поэтому такая комбинация карт может занять не одно, а целых три гнезда PCI + AGP.

IRQ RR не требуется, поэтому в сравнении с MIRO или любыми другими картами видеозахвата ресурсы компьютера тратятся экономно. Например, у меня рассматриваемая комбинация карт мирно уживается с еще одной (Avermedia TV Phone, о ней и подобных я ниже тоже напишу).

ТЮНЕР

Мне не удалось найти способ заставить работать тюнер с нашим стандартом звука (DK). Матрокс молчит как рыба и на мои вопросы не отвечает. Драйверы настроек на DK стандарт не имеют. Скорее всего, это не лечится. Есть несколько вариантов для любителей смотреть телевизор в окне монитора:

  • Подсоединить видеомагнитофон по низкой частоте. Secam показывается нормально, хотя и похуже, чем PAL.
  • Использовать другую карту для звука (например PC tuner какой-нибудь захудалый с возможностью настройки на любые частоты ТВ вещания — такие бывают)
  • Использовать тюнер от любой другой карты видеозахвата (идея высказана и реализована walery@ic.ru, для Aver TV Phone тюнера «на самом тюнеpе ноги 23 — видео выход, 25 — звук, я пpосто вывел 23 ногу на тюльпан котоpый и втыкаю в нч-вход pуннеpа когда нужно записать с эфиpа.» Это цитата из нашей переписки.

ВИДЕОЗАХВАТ

Возможен в нескольких режимах: 704×576 MJPEG c коэффициентами сжатия от 6:1 до 20:1. И еще есть варианты 352×576, 352×288, и меньше. Предельная скорость потока данных — 3 МБ/сек. Это, по-видимому, чисто программное ограничение. В режиме без компрессии доступны варианты всех указанных разрешений с глубиной цвета 8, 16 и 24 бит. Видел сообщение в дискуссионной группе об успешной попытке записи 27 МБ/сек полноэкранного видео на SCSI RAID ARRAY. Таким образом, плата сама по себе довольно быстрая, чисто аппаратных ограничений на полосу пропускания магистрали данных нет, есть только искусственные.

Редактированием registry можно попытаться уменьшить степень компрессии. Говорят, что это работало до недавнего времени — мне не удалось ничего существенно на деле изменить. (См. Rainbow runner discussion group на www.matroxusers.com).

Качество записи на диск практически идеальное для VHS. Ничего более не пробовал. При записи отредактированного видео на кассету получается обычное качество первой копии.

Есть у RR и оддна зловредная особенность. В эту карту встроена защита от «нелегального» копирования видео, защищенного по методу macromedia. Что это такое — не знаю, но данная защита может сработать при наличии пустого участка на ленте во время оцифровки видео. Такое бывает если кассета вынималась из видеокамеры и возвращалась в нее затем. На ленте образуется пустой участок в несколько секунд без синхросигналов. Вот на этом участке и может появиться сообщение об обнаружении защиты от копирования на ленте. Оцифровка останавливается, в файл записывается что-то, что делает его невоспроизводящимся (скорее всего портится заголовок).

Я по этому поводу написал в дискуссионный клуб Matrox. Реакция была странной. Сначала местные завсегдатаи долго обсуждали как эту защиту убрать, потом главный ответчик от Matrox попытался обвинить всех высказавшихся в попытках преодолеть вполне легальное ограничение и стал отсылать в отдел маркетинга с такими вопросами. Пришлось продолжить дискуссию и объяснить, что:

  1. У них ошибка в детектировании наличия защиты;
  2. Обнаружение защиты от копирования не имеет никакого отношения к тому, что я уже записал до того, как защита была найдена и портить 10 минут уже записанного видео нельзя;
  3. Нам их хитрости с защитой решительно безразличны, и мы просто хотим, чтобы плохая работа одних программистов не портила жизнь всем и не уничтожала плоды работы других программистов;

Ответ был получен разумный. Матрокс признал существование проблемы и пообещал ее решить. Когда-нибудь.

Приложение Matrox Video Tools 1.21 позволяет записывать видео без ограничения на размер файла 2 ГБ. При достижении AVI файлом предельного размера он закрывается, открывается новый файл и запись продолжается в него. На моем компьютере Celeron 300A (464), 128 МБ RAM я не заметил пропусков кадров на стыке двух файлов. По-видимому, на быстрых компьютерах или при достаточном количестве памяти буферизация оказывается достаточной для записи кадров в память в течение времени открывания/закрывания файлов. Таким образом, длительность непрерывной записи видео на диск ограничивается только размером свободного дискового пространства. Недоделкой можно считать невозможность переключения записи на другой диск. В любом случае, с использованием Video Tools можно легко оцифровывать VHS-C кассеты целиком. Это весьма экономит время, поскольку при записи можно не сидеть рядом с компьютером в ожидании конца очередного 10-15 минутного фрагмента. Правда, если на диске есть 8 ГБ свободного места…

В комплекте с RR-G есть Ulead Mediastudio Pro Video Edition 5.0. На сайте Ulead доступно обновление до версии 5.2 . Качество программы в целом оценить не удается — на мой взгляд, работать с Adobe Premiere 4.2 удобнее. Кроме того, в стандартных установках MSPro аппаратный кодек RR-G норовит все время инициализироваться-деинициализироваться и редактировать мне что-либо просто не удалось из-за пауз при смещениях по timeline. В Premiere 4.2, по крайней мере, удалось заставить кодек не отключаться в тех же условиях. Аналогичные советы по редактированию ini файла в MSPro не помогли.

Если все входные данные получены в одинаковых условиях, то Adobe Premiere при генерации видео обрабатывает только переходы и эффекты. Неизмененные участки просто переписываются без рекомпрессии. Скорость на таких участках у меня вышла примерно в полтора раза быстрее реального времени записи. Поэтому на деле при генерации выходного видео продолжительностью в 10 минут с 15-20 переходами основное время уходит на просчет переходов. Широко рекламируемая возможность экономить время за счет отсутствия этапа перезаписи неизмененных участков видео (Miro DC30) из файла в файл на самом деле экономит немного.

Мне не удалось добиться нормальной работы Print to Tape или Preview в Adobe Premiere — видео всегда было с пропусками кадров. Если бы эта опция работала, то можно было бы сначала просчитать все переходы, а потом в режиме просмотра вывести все на ленту. Но в Premiere либо неправильно реализована работа с диском в режиме preview, либо это сделано сознательно. Приходится при редактировании следить за длиной выходного файла и дробить весь материал на куски. Кроме того, в Premiere приходится генерировать все файлы целиком, а не только временные файлы с переходами. Это плохо, так как до конца работы приходится держать на диске как исходные файлы, так и выходные. Даже с учетом уменьшения размера выходных файлов вдвое, места на диске надо много.

Решить проблему записи на кассету продолжительного видеоролика, состоящего из нескольких файлов удалось только в Ulead MS Pro 5.2. Действительно, при стыковке нескольких файлов в окне редактирования можно получить нормальное (без пауз на стыках) воспроизведение всего видео целиком. Правда, при этом приходится долго ждать генерации отдельного аудио файла. По времени последний процесс не слишком отличается от перезаписи нередактированного MJPEG видео в Premiere. Но возможность запустить запись на видеомагнитофон и не заниматься его остановками перед началом записи очередного фрагмента радует. За что MS Pro и был оставлен в системе.

В Video Tools есть много всякого «сервиса», который изрядно раздражает, если работаешь с ним не первый день. Например, почему-то запись можно было сделать без пропуска кадров на стыках файлов, а воспроизведение — нет. Всегда есть пауза в несколько секунд на закрывание/открывание кодека, даже если он один и тот же ( в режиме проигрывания последовательно нескольких файлов). Да, программа заранее может и не знать параметры следующего файла в очереди, но может и проверить все до начала проигрывания и настроиться правильно. Далее, если по каким-либо причинам вы переустановили ее, то без внятного объяснения причин вам не дают записывать видео со скоростью более 1,5 МБ/сек. Это потому, что надо сначала убедить программу, что ваш диск способен писать с такой скоростью, запустив прилагаемый disk benchmark. И если он решит, что диск недостаточно быстрый, то все равно предельная скорость потока данных будет недоступна. Причем не путем показа как недоступной, а просто изменяется понятие high quality. Это очень странно и невозможно понять. Если бы еще встроенный benchmark был точен. Например, на компрессированном по DriveSpace диске я получил веселящую душу цифру 27 МБ/сек. А для начального участка диска Seagate medalist pro 6.45 Gb UDMA только 4,5 МБ/сек. Между тем сжатый диск больше 1,5 МБ/с, само собой, записывать не может, а Seagate на первой своей половине пишет со скоростью 6 МБ/сек гарантированно, а на первой трети как правило не теряет ни одного кадра при 8 МБ/сек (24 бит 384×288×25 кадров/сек) на размере файла до 2 Гбайт.

Все затруднения с выбором параметров захвата в пределах размера файла 2 Гбайт можно обойти использованием Premiere или Vidcap32. Им все равно, какие скорости дисков были измерены раньше. Там же можно и разумнее выбрать параметры звука. TV quality = 22 kHz 16 bit stereo меня не устраивает, а следующая градация Video Tools 44 kHz 16 stereo чересчур хороша для моей моно видеокамеры. Моно установок с хорошим качеством оцифровки звука Матрокс не счел нужным добавить в свою программу.

И еще плохо, что нет возможности записывать в упакованных YUV форматах. Ведь внутри карты это есть, а на диск разрешается записывать только 8, 16 или 24 бит на пиксел. Упакованный YUV2 формат дает те же 16 бит/пиксел, но при глубине цвета 24 бит. Кстати, он хорошо показывается большинством современных видекарт на экране монитора, с аппаратной фильтрацией при масштабировании и без загрузки процессора, в отличие от 16 бит. YUV12 еще компактнее (12 бит/пиксел) и приближен к стандарту PAL. А еще есть соответствующий принятому в NTSC способу упаковки информации о цвете формат YUV 4:1:1 (12 бит/пиксел) или YUV9 (9 бит/пиксел). Все эти форматы не являются компрессией — происходит потеря четкости по составляющим цветности, но никаких «москитов» вокруг резких контуров на изображении не возникает. И, соответственно, допустимое количество ре-компрессий при наложении эффектов намного больше, чем у всяких DCT методов сжатия. YUV12 формат мог бы работать в полный экран 704×288 × 2 поля × 25 кадров х 12 бит = 15 МБ/сек с практически идеальным качеством и умеренной скоростью потока данных.

Есть возможность установить формат в 24 бит и выбрать соответствующий этим форматам программный кодек, если он установлен в системе. Но при этом процессор во время записи будет занят полностью и его мощности может и не хватить. А аппаратная упаковка извне недоступна.

В целом, с рассматриваемой комбинацией карт получается:

  • Приемлемая скорость в играх.
  • Возможность играть на экране телевизора и показывать на нем все, что есть на экране монитора с хорошим качеством изображения, в том числе и любое (а не только MJPEG) видео.
  • Редактировать видео VHS с качеством, более чем приемлемым для этого стандарта. Получить близкое к S-VHS качество картинки тоже, по-видимому, можно.
  • Все это за примерно 300 долларов с традиционно отличным качеством двумерной графики.

Таким образом, данный набор весьма привлекателен как по предоставляемым возможностям, так и по цене. Отдельные недостатки можно отнести на то, что это все-таки набор возможностей в одном флаконе, а не набор наилучших «железок», каждая из которых ответственна за свою часть полной совокупности того, чего обычно ожидают от домашнего компьютера. Надеюсь, что я достаточно подробно описал карты для того, чтобы можно было принимать решение об их покупке. Во всяком случае, я не знаю лучшего сочетания цена/возможности. А поправки к софту у Matrox случаются часто, поэому есть надежда что продукт этот станет вскоре лучше.

У комбинации карт Matrox Mystique + Rainbow Runner G-Series есть одно весьма полезное качество: при просмотре аналогового видео в любом из стандартов PAL, SECAM, NTSC можно включить видеовыход и установить любой из выходных форматов: PAL или NTSC. Если включить полноэкранный просмотр, то получается перекодировщик из PAL/SECAM/NTSC ==> PAL/NTSC. Качество картинки хорошее — я не заметил отличий от оригинала при перекодировке вещательный SECAM ==> NTSC на экране 14 дюймового телевизора PANASONIC.

Свойство довольно забавное, поскольку появляется возможность помогать друзьям в такой конверсии для обмена видео с их американскими приятелями. Я недавно принимал участие в поиске решения проблемы следующего свойства:

  • Некто уезжает в Америку (NTSC) на год-два работать. Есть много кассет SECAM и PAL с записями русских фильмов, которые хочется с собой взять. Купить в Америке мультисистемный видеомагнитофон + телевизор дорого и не так просто, перекодировать кассеты там — очень дорого.

Решение может быть в покупке рассматриваемой комбинации карт в компьютер. Можно в складчину на несколько семей в общее пользование.

Преимущество в следующем: можно всю электронику купить там в нормальном магазине, а не в Нью-Йорке специально для русских. Перекодировать видео для отправки кассет с записями похождений внуков в наш стандарт. Воспроизводить или перекодировать имеющийся фонд видеозаписей в любом стандарте.

У нас в России эта возможность может тоже пригодиться, так как далеко не все видеомагнитофоны, называемые multisystem на деле такими являются. И есть телевизоры, не понимающие NTSC, например европейских производителей. А перезапись видео с изменением стандарта всегда была некоторой проблемой. Теперь есть «бесплатно» прилагаемое к компьютеру решение.

Оговорка: Размер картинки PAL на выходе моего экземпляра Mystique G200 чуть меньше нормального. Это обещали исправить в будущем. И еще, при воспроизведении MJPEG видео с диска размер растра TV нормальный, но стандарт строго соответствует стандарту, в котором произведена запись. Переключение PAL/NTSC в установках видеокарты не будет работать.




Дополнительно

Mystique G200 + Rainbow Runner G-Series Review

Mystique G200 + Rainbow Runner G

Я использую эту комбинацию уже больше месяца, можно поделиться некоторыми наблюдениями.

Про саму видеокарту все и так уже было написано. ТВ выход. Работает в режимах 640×480, 800×600, 1024×768. NTSC или PAL. Особенности:

  • Возможна одновременная работа с монитором и с телевизионным экраном. На мониторе при этом картинка имеет одно из установленных разрешений. При других разрешениях монитора ТВ выход недоступен. Недостаток — частота кадров на мониторе становится равной частоте полей ТВ сигнала — 50 или 60 Гц. Некоторые мониторы этого могут не дать сделать, да и работать с такой мерцающей картинкой очень тяжело. На экране телевизора даже при композитном выходе изображение довольно высокого качества, в режиме 800×600 читается надпись Start на кнопке в Taskbar при small fonts. Даже при 1024×768 можно что-то прочесть. Насыщенность, контраст, яркость регулируются независимо от монитора. Качество картинки в целом тоже очень хорошее. Для сравнения, видеокарта ATI 3D Xpert & Play имеет ТВ выход существенно худшего качества, не работающий разрешениях более 640×480 и изменяющий при активизации пропорции картинки на экране монитора.
  • Размер растра на экране телевизора зачем-то искусственно уменьшен. Вообще говоря, это продиктовано стремлением уместить все изображение рабочего стола windows на экране ТВ, но сильно раздражает при просмотре AVI/MPEG файлов в полный экран. Если (это уже при установленном RR) соединить видеовыход со входом платы захвата, то будет видно, что картинка в окне просмотра ТВ видна как в параллельных зеркалах — все время уменьшается по мере набора числа «отражений». Надо сказать, что при такой многократной оцифровке даже на пятом — шестом «отражении» на экране еще что-то можно разобрать. Этот способ довольно удобен для настройки параметров яркость/насыщенность/контраст. Правда, настраивать приходится все шесть движков (на входе и на выходе по три). Матрокс обещает сделать изменяемым размер растра в будущем.
  • При воспроизведении готовых AVI файлов в формате Matrox MJPEG на выходе ТВ всегда присутствует полноэкранное изображение, независимо от размера кадра самого AVI и, что приятно, в режиме overscan, то есть так, как и положено для телевидения, когда элементы картинки по ее краям не видны на экране. По-видимому, пока это тоже остается маркетинговым или copyright ухищрением: нельзя записывать с нормальным размером на видеомагнитофон ничего, кроме MJPEG видео. Например, VideoCD записать можно, но размер картинки будет поменьше… Но приятно то, что при проигрывании MJPEG не переключается частота кадров на мониторе! И вообще при этом видеовыход активизируется независимо от вашего желания и не изменяет на экране монитора ничего. Можно нормально работать с большими разрешениями монитора.

Rainbow Runner (RR)

Устанавливается в PCI-слот, соединяется двумя плоскими кабелями с видеокартой, имеет входы (композитный и S-video), вход для звука, выход для него же, антенный вход.

Есть ТВ-тюнер, мультисистемный, но российского стандарта звука не знает.

PCI слот нужно выбирать поближе к видеокарте — я получил массу удовольствия, когда поставил RR подальше от AGP разъема и регулярно читал весьма содержательные сообщения Matrox Diagnostics Utility при старте Windows о том, что у меня уже есть один видео тюнер от Матрокс, и зачем мне еще один такой же. При этом, разумеется, никакой видеозахват не работал, и еще запрещался ТВ выход. Диагностика радует своей точностью, все лечится переустановкой драйверов RR, но ненадолго. Вылечил, поставив RR в PCI разъем через один от Mystique.

Дело в том, что обе карты сильно греются и пришлось прикрепить к Mystique вентилятор, закрывший ближайший к AGP разъем PCI. Спасибо Матроксу за хорошо продуманную компоновку элементов на плате… Тюнер, кстати, тоже почти закрывает соседний с ним разъем, поэтому такая комбинация карт может занять не одно, а целых три гнезда PCI + AGP.

IRQ RR не требуется, поэтому в сравнении с MIRO или любыми другими картами видеозахвата ресурсы компьютера тратятся экономно. Например, у меня рассматриваемая комбинация карт мирно уживается с еще одной (Avermedia TV Phone, о ней и подобных я ниже тоже напишу).

ТЮНЕР

Мне не удалось найти способ заставить работать тюнер с нашим стандартом звука (DK). Матрокс молчит как рыба и на мои вопросы не отвечает. Драйверы настроек на DK стандарт не имеют. Скорее всего, это не лечится. Есть несколько вариантов для любителей смотреть телевизор в окне монитора:

  • Подсоединить видеомагнитофон по низкой частоте. Secam показывается нормально, хотя и похуже, чем PAL.
  • Использовать другую карту для звука (например PC tuner какой-нибудь захудалый с возможностью настройки на любые частоты ТВ вещания — такие бывают)
  • Использовать тюнер от любой другой карты видеозахвата (идея высказана и реализована walery@ic.ru, для Aver TV Phone тюнера «на самом тюнеpе ноги 23 — видео выход, 25 — звук, я пpосто вывел 23 ногу на тюльпан котоpый и втыкаю в нч-вход pуннеpа когда нужно записать с эфиpа.» Это цитата из нашей переписки.

ВИДЕОЗАХВАТ

Возможен в нескольких режимах: 704×576 MJPEG c коэффициентами сжатия от 6:1 до 20:1. И еще есть варианты 352×576, 352×288, и меньше. Предельная скорость потока данных — 3 МБ/сек. Это, по-видимому, чисто программное ограничение. В режиме без компрессии доступны варианты всех указанных разрешений с глубиной цвета 8, 16 и 24 бит. Видел сообщение в дискуссионной группе об успешной попытке записи 27 МБ/сек полноэкранного видео на SCSI RAID ARRAY. Таким образом, плата сама по себе довольно быстрая, чисто аппаратных ограничений на полосу пропускания магистрали данных нет, есть только искусственные.

Редактированием registry можно попытаться уменьшить степень компрессии. Говорят, что это работало до недавнего времени — мне не удалось ничего существенно на деле изменить. (См. Rainbow runner discussion group на www.matroxusers.com).

Качество записи на диск практически идеальное для VHS. Ничего более не пробовал. При записи отредактированного видео на кассету получается обычное качество первой копии.

Есть у RR и оддна зловредная особенность. В эту карту встроена защита от «нелегального» копирования видео, защищенного по методу macromedia. Что это такое — не знаю, но данная защита может сработать при наличии пустого участка на ленте во время оцифровки видео. Такое бывает если кассета вынималась из видеокамеры и возвращалась в нее затем. На ленте образуется пустой участок в несколько секунд без синхросигналов. Вот на этом участке и может появиться сообщение об обнаружении защиты от копирования на ленте. Оцифровка останавливается, в файл записывается что-то, что делает его невоспроизводящимся (скорее всего портится заголовок).

Я по этому поводу написал в дискуссионный клуб Matrox. Реакция была странной. Сначала местные завсегдатаи долго обсуждали как эту защиту убрать, потом главный ответчик от Matrox попытался обвинить всех высказавшихся в попытках преодолеть вполне легальное ограничение и стал отсылать в отдел маркетинга с такими вопросами. Пришлось продолжить дискуссию и объяснить, что:

  1. У них ошибка в детектировании наличия защиты;
  2. Обнаружение защиты от копирования не имеет никакого отношения к тому, что я уже записал до того, как защита была найдена и портить 10 минут уже записанного видео нельзя;
  3. Нам их хитрости с защитой решительно безразличны, и мы просто хотим, чтобы плохая работа одних программистов не портила жизнь всем и не уничтожала плоды работы других программистов;

Ответ был получен разумный. Матрокс признал существование проблемы и пообещал ее решить. Когда-нибудь.

Приложение Matrox Video Tools 1.21 позволяет записывать видео без ограничения на размер файла 2 ГБ. При достижении AVI файлом предельного размера он закрывается, открывается новый файл и запись продолжается в него. На моем компьютере Celeron 300A (464), 128 МБ RAM я не заметил пропусков кадров на стыке двух файлов. По-видимому, на быстрых компьютерах или при достаточном количестве памяти буферизация оказывается достаточной для записи кадров в память в течение времени открывания/закрывания файлов. Таким образом, длительность непрерывной записи видео на диск ограничивается только размером свободного дискового пространства. Недоделкой можно считать невозможность переключения записи на другой диск. В любом случае, с использованием Video Tools можно легко оцифровывать VHS-C кассеты целиком. Это весьма экономит время, поскольку при записи можно не сидеть рядом с компьютером в ожидании конца очередного 10-15 минутного фрагмента. Правда, если на диске есть 8 ГБ свободного места…

В комплекте с RR-G есть Ulead Mediastudio Pro Video Edition 5.0. На сайте Ulead доступно обновление до версии 5.2 . Качество программы в целом оценить не удается — на мой взгляд, работать с Adobe Premiere 4.2 удобнее. Кроме того, в стандартных установках MSPro аппаратный кодек RR-G норовит все время инициализироваться-деинициализироваться и редактировать мне что-либо просто не удалось из-за пауз при смещениях по timeline. В Premiere 4.2, по крайней мере, удалось заставить кодек не отключаться в тех же условиях. Аналогичные советы по редактированию ini файла в MSPro не помогли.

Если все входные данные получены в одинаковых условиях, то Adobe Premiere при генерации видео обрабатывает только переходы и эффекты. Неизмененные участки просто переписываются без рекомпрессии. Скорость на таких участках у меня вышла примерно в полтора раза быстрее реального времени записи. Поэтому на деле при генерации выходного видео продолжительностью в 10 минут с 15-20 переходами основное время уходит на просчет переходов. Широко рекламируемая возможность экономить время за счет отсутствия этапа перезаписи неизмененных участков видео (Miro DC30) из файла в файл на самом деле экономит немного.

Мне не удалось добиться нормальной работы Print to Tape или Preview в Adobe Premiere — видео всегда было с пропусками кадров. Если бы эта опция работала, то можно было бы сначала просчитать все переходы, а потом в режиме просмотра вывести все на ленту. Но в Premiere либо неправильно реализована работа с диском в режиме preview, либо это сделано сознательно. Приходится при редактировании следить за длиной выходного файла и дробить весь материал на куски. Кроме того, в Premiere приходится генерировать все файлы целиком, а не только временные файлы с переходами. Это плохо, так как до конца работы приходится держать на диске как исходные файлы, так и выходные. Даже с учетом уменьшения размера выходных файлов вдвое, места на диске надо много.

Решить проблему записи на кассету продолжительного видеоролика, состоящего из нескольких файлов удалось только в Ulead MS Pro 5.2. Действительно, при стыковке нескольких файлов в окне редактирования можно получить нормальное (без пауз на стыках) воспроизведение всего видео целиком. Правда, при этом приходится долго ждать генерации отдельного аудио файла. По времени последний процесс не слишком отличается от перезаписи нередактированного MJPEG видео в Premiere. Но возможность запустить запись на видеомагнитофон и не заниматься его остановками перед началом записи очередного фрагмента радует. За что MS Pro и был оставлен в системе.

В Video Tools есть много всякого «сервиса», который изрядно раздражает, если работаешь с ним не первый день. Например, почему-то запись можно было сделать без пропуска кадров на стыках файлов, а воспроизведение — нет. Всегда есть пауза в несколько секунд на закрывание/открывание кодека, даже если он один и тот же ( в режиме проигрывания последовательно нескольких файлов). Да, программа заранее может и не знать параметры следующего файла в очереди, но может и проверить все до начала проигрывания и настроиться правильно. Далее, если по каким-либо причинам вы переустановили ее, то без внятного объяснения причин вам не дают записывать видео со скоростью более 1,5 МБ/сек. Это потому, что надо сначала убедить программу, что ваш диск способен писать с такой скоростью, запустив прилагаемый disk benchmark. И если он решит, что диск недостаточно быстрый, то все равно предельная скорость потока данных будет недоступна. Причем не путем показа как недоступной, а просто изменяется понятие high quality. Это очень странно и невозможно понять. Если бы еще встроенный benchmark был точен. Например, на компрессированном по DriveSpace диске я получил веселящую душу цифру 27 МБ/сек. А для начального участка диска Seagate medalist pro 6.45 Gb UDMA только 4,5 МБ/сек. Между тем сжатый диск больше 1,5 МБ/с, само собой, записывать не может, а Seagate на первой своей половине пишет со скоростью 6 МБ/сек гарантированно, а на первой трети как правило не теряет ни одного кадра при 8 МБ/сек (24 бит 384×288×25 кадров/сек) на размере файла до 2 Гбайт.

Все затруднения с выбором параметров захвата в пределах размера файла 2 Гбайт можно обойти использованием Premiere или Vidcap32. Им все равно, какие скорости дисков были измерены раньше. Там же можно и разумнее выбрать параметры звука. TV quality = 22 kHz 16 bit stereo меня не устраивает, а следующая градация Video Tools 44 kHz 16 stereo чересчур хороша для моей моно видеокамеры. Моно установок с хорошим качеством оцифровки звука Матрокс не счел нужным добавить в свою программу.

И еще плохо, что нет возможности записывать в упакованных YUV форматах. Ведь внутри карты это есть, а на диск разрешается записывать только 8, 16 или 24 бит на пиксел. Упакованный YUV2 формат дает те же 16 бит/пиксел, но при глубине цвета 24 бит. Кстати, он хорошо показывается большинством современных видекарт на экране монитора, с аппаратной фильтрацией при масштабировании и без загрузки процессора, в отличие от 16 бит. YUV12 еще компактнее (12 бит/пиксел) и приближен к стандарту PAL. А еще есть соответствующий принятому в NTSC способу упаковки информации о цвете формат YUV 4:1:1 (12 бит/пиксел) или YUV9 (9 бит/пиксел). Все эти форматы не являются компрессией — происходит потеря четкости по составляющим цветности, но никаких «москитов» вокруг резких контуров на изображении не возникает. И, соответственно, допустимое количество ре-компрессий при наложении эффектов намного больше, чем у всяких DCT методов сжатия. YUV12 формат мог бы работать в полный экран 704×288 × 2 поля × 25 кадров х 12 бит = 15 МБ/сек с практически идеальным качеством и умеренной скоростью потока данных.

Есть возможность установить формат в 24 бит и выбрать соответствующий этим форматам программный кодек, если он установлен в системе. Но при этом процессор во время записи будет занят полностью и его мощности может и не хватить. А аппаратная упаковка извне недоступна.

В целом, с рассматриваемой комбинацией карт получается:

  • Приемлемая скорость в играх.
  • Возможность играть на экране телевизора и показывать на нем все, что есть на экране монитора с хорошим качеством изображения, в том числе и любое (а не только MJPEG) видео.
  • Редактировать видео VHS с качеством, более чем приемлемым для этого стандарта. Получить близкое к S-VHS качество картинки тоже, по-видимому, можно.
  • Все это за примерно 300 долларов с традиционно отличным качеством двумерной графики.

Таким образом, данный набор весьма привлекателен как по предоставляемым возможностям, так и по цене. Отдельные недостатки можно отнести на то, что это все-таки набор возможностей в одном флаконе, а не набор наилучших «железок», каждая из которых ответственна за свою часть полной совокупности того, чего обычно ожидают от домашнего компьютера. Надеюсь, что я достаточно подробно описал карты для того, чтобы можно было принимать решение об их покупке. Во всяком случае, я не знаю лучшего сочетания цена/возможности. А поправки к софту у Matrox случаются часто, поэому есть надежда что продукт этот станет вскоре лучше.

У комбинации карт Matrox Mystique + Rainbow Runner G-Series есть одно весьма полезное качество: при просмотре аналогового видео в любом из стандартов PAL, SECAM, NTSC можно включить видеовыход и установить любой из выходных форматов: PAL или NTSC. Если включить полноэкранный просмотр, то получается перекодировщик из PAL/SECAM/NTSC ==> PAL/NTSC. Качество картинки хорошее — я не заметил отличий от оригинала при перекодировке вещательный SECAM ==> NTSC на экране 14 дюймового телевизора PANASONIC.

Свойство довольно забавное, поскольку появляется возможность помогать друзьям в такой конверсии для обмена видео с их американскими приятелями. Я недавно принимал участие в поиске решения проблемы следующего свойства:

  • Некто уезжает в Америку (NTSC) на год-два работать. Есть много кассет SECAM и PAL с записями русских фильмов, которые хочется с собой взять. Купить в Америке мультисистемный видеомагнитофон + телевизор дорого и не так просто, перекодировать кассеты там — очень дорого.

Решение может быть в покупке рассматриваемой комбинации карт в компьютер. Можно в складчину на несколько семей в общее пользование.

Преимущество в следующем: можно всю электронику купить там в нормальном магазине, а не в Нью-Йорке специально для русских. Перекодировать видео для отправки кассет с записями похождений внуков в наш стандарт. Воспроизводить или перекодировать имеющийся фонд видеозаписей в любом стандарте.

У нас в России эта возможность может тоже пригодиться, так как далеко не все видеомагнитофоны, называемые multisystem на деле такими являются. И есть телевизоры, не понимающие NTSC, например европейских производителей. А перезапись видео с изменением стандарта всегда была некоторой проблемой. Теперь есть «бесплатно» прилагаемое к компьютеру решение.

Оговорка: Размер картинки PAL на выходе моего экземпляра Mystique G200 чуть меньше нормального. Это обещали исправить в будущем. И еще, при воспроизведении MJPEG видео с диска размер растра TV нормальный, но стандарт строго соответствует стандарту, в котором произведена запись. Переключение PAL/NTSC в установках видеокарты не будет работать.