Выбираем способ видеомонтажа


Если у вас есть стремление к самовыражению посредством видео и вы хотите использовать при этом компьютерные технологии, то ознакомьтесь, пожалуйста, с практическими аспектами…

Существует два способа превращения отснятого вами (кило)метража в законченный фильм или даже шедевр — линейный и нелинейный монтаж. Первый способ применяется с самого начала видеопроизводства и подразумевает наличие по крайней мере двух объектов — плеера (камера или видеомагнитофон с исходным материалом) и рекордера (видеомагнитофон с чистой кассетой), а также некоего субъекта, который путём различных манипуляций переписывает в нужной последовательности материал с плеера на рекордер, с ленты на ленту. Записываемый видео поток может проходить через устройство наложения спецэффектов, переходов и титров, которое в реальном времени осуществляет необходимые преобразования. Замечу, что для полноценного осуществления переходов между сценами нужен ещё один плеер, иначе последний кадр предшествующей сцены будет заморожен в блоке спецэффектов, т. к. имеющийся плеер не может в это же время воспроизводить ещё и начало последующей сцены.

Отличительным признаком нелинейного монтажа является мгновенный доступ к любому кадру отснятого материала. Данные хранятся в цифровой форме на жёстком диске. Отснятый материал перед помещением туда нужно оцифровать с помощью какой-нибудь платы видео ввода. Соответственно, все спецэффекты потом реализуются из программы, которая обрабатывает файл-источник (файлов может быть много) и выдает на выходе готовое видео. Заметьте, всё это подразумевает наличие компьютера, что при линейном монтаже (в простейшем случае) вовсе не обязательно. Но желательно! Почему? Потому, что современные технологии существенно расширили возможности линейного монтажа, сохранив при этом все его достоинства, и сделали достойным конкурентом нелинейного.

Давайте рассмотрим наиболее подходящий для вас способ монтажа аналогового видео на примере продуктов линейки «Studio» компании Pinnacle systems, в которую в 1997 году влилась фирма miro — разработчик известной серии плат DCxx. Итак, Studio 400 (http://www.pinnaclesys.com/studio/400) — решение для нелинейного монтажа видео с качеством S-VHS и Studio DC10plus (www.pinnaclesys.com/studio/DC10plus) — плата для нелинейного монтажа видео тоже c качеством S-VHS (поток до 6 МБ/с). Кстати, платы miro VIDEO DC10 и DRX легко превращаются в DC10plus путём установки драйверов от DC10plus, равно как и Studio 200 — предшественница Studio 400, апгрейдится в неё только софтом!

Я надеюсь, что сравнение всех этапов вашего будущего видеопроизводства, начиная от подключения аппаратуры и, заканчивая получением готового видеоряда, позволит вам сделать правильный выбор в приобретении наиболее подходящего варианта. Итак, начнём!

Подключение

Стильная сиреневая коробочка Studio 400, содержащая внутри небольшую плату и называющаяся «микшер», подключается к порту LPT, что создаёт некоторые неудобства. Если вы хотите что-нибудь напечатать на принтере, то при этом блок питания микшера должен быть в розетке, а сам микшер не заниматься своими делами. Также смарт-кабель занимает COM-порт, а ведь у вас уже есть мышь (хорошо, если PS/2) и, наверняка, модем…



Исполнение miro DC10plus в виде PCI-платы имеет как плюсы, так и минусы. Один из минусов состоит в том, что при установке необходимо открывать корпус компьютера. Мне кажется, плюсы перевешивают: плата включается и выключается вместе с компьютером, всегда готова к работе и в то же время никому не мешает. Высокая скорость передачи по локальной шине позволяет смотреть полнокадровое видео с загрузкой процессора 2-4% (видеокарта должна соответствовать спецификации DirectDraw, ещё лучше, если она поддерживает т.н. Overlay Surface). Чтобы проверить совместимость с DirectDraw , щёлкните правой кнопкой по свободному от окон месту на экране и выберите «Свойства->Параметры->Дополнительно->Возможности:». Все адаптеры с чипами от S3, начиная с Trio64V+, работают на отлично (желательно не менее 2М памяти на борту). i740 и nVidia RivaTNT — без нареканий. Старые видеокарты Matrox Millennium(II) и Mystique с DC не дружат — конкуренция… Тем не менее, карты от Matrox поновей, такие как Productiva G100 и Mystique/Millennium G200, хорошо себя показали. Компанией Pinnacle также рекомендуются видеоадаптеры Diamond Viper, Diamond Stealth 3D, ATI Rage (всех модификаций), ATI Xpert@Work(Play).

Захват отдельных кадров (frame capturing)

Наложение титров с помощью программы Tit leDecko в Studio Soft

Эта функция необходима для вставки полученных кадров в фильм (например, как фон под бегущие титры), изготовления красивых вкладышей в кассеты, ну и для оформления вашего рабочего стола (как настоящего, так и того, который присутствует в Windows95/98)…

Studio 400 захватывает кадры без сжатия (реально 640×480, а те самые 1500×1125, которые написаны на коробке, делает простой интерполяцией, как может любой мало-мальски умный графический редактор).

Studio DC10plus в этом отношении не проигрывает: вы можете получить 768×576. Следует отметить, что приведённые максимальные размеры по вертикали приемлемы только в случае оцифровки кадров, в которых нет движения, иначе у перемещающихся объектов получаются зазубренные края (потому что видеосигнал имеет чересстрочную развёртку). В базовом редакторе Studio Soft есть специальные установки на разные случаи, включающие и функцию Deinterlace для избавления от подобных нежелательных штучек. Заметно повысить чёткость картинок, что полезно при выводе на принтер, можно в редакторах типа PhotoShop (PhotoStyler, PhotoFinish, PaintShop и т. п.) при помощи команды Sharpen или Sharpen More.

Захват видео (movie capturing)

Монтажные окна в Studio Soft

Studio 400 может показывать на экране и оцифровывать видеоряд с мультимедийным качеством, это занимает очень немного места — примерно 150 Мбайт на час. Само изображение передаётся через параллельный порт (не забудьте включить быстрые режимы ECP/EPP в BIOS setup). В Studio 400 встроен очень удобный алгоритм под названием SmartCapture™, основанный на распознавании различий в соседних кадрах и позволяющий разбить исходный материал на сцены, когда изображение резко меняется. Полученные фрагменты помещаются в альбом для дальнейшего перетаскивания на линию времени, то есть редактирования.

Для DC10plus рекомендую пользоваться прилагаемой программой VidCap32 от Microsoft. Для захвата видео подойдёт любой современный жёсткий диск (совсем не обязательно c интерфейсом SCSI). Если ваша система поддерживает установку драйвера IDE bus master, то воспользуйтесь этим. Дефрагментацию диска можно не проводить. Теперь о звуке. Для записи обыкновенного, не Hi-Fi звука с кассеты VHS(-С) достаточно установить такие аудиопараметры: «PCM, 22050 Гц; 16 бит; моно». Синхронизация видео и звука, о которой так много говорили… :) — на самом деле не проблема. Обычно аудиоряд просто отстаёт от видеоряда на пару кадров, что исправляется на стадии редактирования путём сдвига аудио- или видеодорожки друг относительно друга по временной линии (в более продвинутых редакторах типа Premiere или MediaStudio Pro, с которыми DC10plus отлично дружит, и даже поддерживает miroINSTANT Video).

Редактирование

Выбор переходов в Studio Soft

Программа Studio Soft, существующая в версиях для DC10plus и Studio 400, написана для удобной и быстрой расстановки видеофрагментов в нужном порядке, добавления титров, переходов и музыкально-шумового сопровождения. Studio 400 гармоничным образом сочетает достоинства нелинейного и линейного монтажа: исходный материал оцифровывается с пониженным качеством (160×120). Полученный референс-видеофайл используется для быстрого чернового редактирования и показа всех изменений на экране (профессионалы называют это монтажом в режиме off-line) с тем, чтобы в дальнейшем при чистовом монтаже (on-line) переписать материал с максимально возможным качеством, причём благодаря фирменной технологии распознавания кадров в исходном материале SmartSeek™ монтаж будет произведён с точностью ±4 кадра. Для создания музыкальной дорожки к фильму создатели Studio Soft встроили в редактор ещё один «smart» (что значит «умный») — SmartSound. Это разработка американской компании Sonic Desktop Software Inc., она представляет собой своеобразный ScreamTracker, который автоматически при помощи готовых сэмплов генерирует музыку заданной продолжительности и стиля. Здесь необходимо заметить один недостаток Studio 400 как линейной системы — в момент сборки фильма происходит сбой аудиоряда, который длится больше одного видеофрагмента, будь то голос за кадром или музыка, поскольку невозможно точно рассчитать точку на ленте, когда рекордер продолжит запись.

Для того, чтобы использовать всю мощь нелинейного монтажа на плате DC10plus, вам придётся делать предварительный просчёт. При этом его время будет напрямую зависеть от количества и длительности применяемых эффектов, мощности центрального процессора, объёма ОЗУ, в несколько меньшей степени от производительности дисковой подсистемы и других факторов. Ещё одним неудобством DC10plus именно как нелинейной системы можно признать тот факт, что всю фоновую музыку, например, из ваших любимых midi-файлов или с компакт-дисков необходимо превращать в *.wav. Тем не менее, это можно быстро сделать с помощью программных синтезаторов (некоторые имеют функцию вывода в звуковой файл) и программ — «CD-грабберов», из которых я рекомендую Christoph Schmelnik's WinDAC32 (условно-бесплатная программа, доступна на www.windac.de).

Вывод готового фильма

Основу Studio 400 составляет профессиональный чип от Pinnacle systems под названием Sherman, обрабатывающий проходящий сигнал в полном телевизионном разрешении, что обеспечивает превосходное качество. Существует одно неудобство, онтологически связанное с типом монтажа. Если у вас стоит задача записи нескольких копий фильма, а исходный материал раскидан по всей ленте, то вашей камере придётся серьёзно потрудиться, перематывая ленту туда-сюда, и времени это займёт много. При монтаже, как правило, фрагменты переставляются местами, так что процесс износа вашей камеры идёт весьма быстрыми темпами. Между прочим, в это время ваш видеомагнитофон стоит на паузе и трёт ленту (каждые 3-5 минут ему посылается и/к-команда, чтобы он автоматически не выключался…) А если вдобавок ко всему материал записан на нескольких кассетах?

DС10plus предоставляет вам ценную возможность сохранения конечного видеофайла на цифровой носитель, ведь при записи на аналоговую аппаратуру компонентного видеосигнала и последующем его воспроизведении качество заметно падает, особенно это касается цветности. Если у вас есть бытовой VHS видеомагнитофон, попробуйте записать на нём синий фон, который, допустим, генерирует ваш телевизор при отсутствии видеосигнала на входе или при вызове меню — вы заметите на нём тёмные провалы. При наличии CD-R можно заняться изготовлением собственных VideoCD, правда, качество будет ниже стандартного VHS (лучший кодировщик для этих целей — Xing MPEG Encoder, www.xingtech.com). Можно порекомендовать стример Arvid на базе обычного видеомагнитофона (3,5 ГБ на 3-часовой кассете), а в будущем с появлением доступных по цене пишущих DVD-дисководов можно будет перекодировать свои клипы с помощью кодека MPEG-2 и наслаждаться отличным качеством. Также стоит отметить такой плюс DC10plus, как независимость от телевизионных стандартов. Можно оцифровать видео в SECAM, а вывести в PAL, и наоборот (с NTSC несколько сложнее, т. к. у него другой формат кадров и их частота). Должен заметить, что вывод у DC10plus работает только для AVI-файлов, сжатых при помощи M-JPEG кодека плат серии DCхх. Иначе надо пересчитывать в него.

Выводы и рекомендации

Недостатки каждого способа монтажа остаются в силе — для линейного монтажа это прежде всего ограниченность в эффектах и переходах, ведь их реализация «зашита» в аппаратуре и потому возможности ограничены. Зато их не нужно просчитывать и всё выполняется в реальном времени. Известно, что всё множество переходов типа «шторки» (wipes), которые присутствуют в StudioSoft, сделаны на основе gradient wipe, когда задаётся матрица замещения в виде картинки, содержащей 256 уровней серого, где по мере перехода от тёмного к светлому старое видеоизображение начинает замещаться новым. Поэтому при наличии определённой сноровки вы сможете создавать свои «шторки», но не более того — например, цветокоррекцию видеоматериала провести невозможно — чип в Studio 400 этого не умеет. Конечно, большей части видеолюбителей этого и не надо — для них главное быстрота в освоении и лёгкость в работе. Тогда Pinnacle systems Studio 400 — для вас! Ну а если всё-таки ваши запросы несколько больше и вы обладаете достаточно мощным компьютером — покупайте Studio DC10plus. Для очень продолжительных фильмов вы сможете применить т. н. «гибридный» монтаж, то есть основной метраж переписывается с плеера на рекордер, а различные вставки и некоторые эпизоды обрабатываются «в цифре» и потом выводятся на видеомагнитофон. В общем, должен сказать, овладение нелинейным монтажом подразумевает необходимость более глубокого изучения всех аспектов и нюансов. Но конечно, всё зависит от задач, которые вы планируете решать, приобретая ту или иную систему видеомонтажа. Так что окончательный выбор за вами.

Рекомендуемые конфигурации для того, что вы выбираете:

 ПроцессорОЗУВинчестерЗвукоая плата
Studio 400 любой класса Пентиум32 MБ тот, который у вас уже естьлюбая
DC10plusPentium166ММХ и выше или Celeron300A и выше, можно AMD K632-64 МБлучше два: 3-4 ГБ (системный + кон. видео) и 2 ГБ (исх. видео)любая

Операционная система — Windows95 OSR2 (Объясняю почему: в Win98, кроме невероятного жора памяти, постоянно используется подкачка, хотя сие есть глупость). Ну ведь не нужно тарахтеть винтом, особенно единственным, во время кэпчинга… Вот сейчас у меня системный монитор показывает: свободно ОЗУ 28,4 МБ, занято в файле подкачки 15,6 МБ (кэш искусственно ограничен мной до 4 МБ). А ведь Win95 не свопилась до последнего килобайта! Если кому не лень, объясните мне поведение Win98 :)

Спасибо за предоставленное оборудование фирме Multimedia Club





Дополнительно

Выбираем способ видеомонтажа на примере Studio 400 и Studio DC10plus

Выбираем способ видеомонтажа

Если у вас есть стремление к самовыражению посредством видео и вы хотите использовать при этом компьютерные технологии, то ознакомьтесь, пожалуйста, с практическими аспектами…

Существует два способа превращения отснятого вами (кило)метража в законченный фильм или даже шедевр — линейный и нелинейный монтаж. Первый способ применяется с самого начала видеопроизводства и подразумевает наличие по крайней мере двух объектов — плеера (камера или видеомагнитофон с исходным материалом) и рекордера (видеомагнитофон с чистой кассетой), а также некоего субъекта, который путём различных манипуляций переписывает в нужной последовательности материал с плеера на рекордер, с ленты на ленту. Записываемый видео поток может проходить через устройство наложения спецэффектов, переходов и титров, которое в реальном времени осуществляет необходимые преобразования. Замечу, что для полноценного осуществления переходов между сценами нужен ещё один плеер, иначе последний кадр предшествующей сцены будет заморожен в блоке спецэффектов, т. к. имеющийся плеер не может в это же время воспроизводить ещё и начало последующей сцены.

Отличительным признаком нелинейного монтажа является мгновенный доступ к любому кадру отснятого материала. Данные хранятся в цифровой форме на жёстком диске. Отснятый материал перед помещением туда нужно оцифровать с помощью какой-нибудь платы видео ввода. Соответственно, все спецэффекты потом реализуются из программы, которая обрабатывает файл-источник (файлов может быть много) и выдает на выходе готовое видео. Заметьте, всё это подразумевает наличие компьютера, что при линейном монтаже (в простейшем случае) вовсе не обязательно. Но желательно! Почему? Потому, что современные технологии существенно расширили возможности линейного монтажа, сохранив при этом все его достоинства, и сделали достойным конкурентом нелинейного.

Давайте рассмотрим наиболее подходящий для вас способ монтажа аналогового видео на примере продуктов линейки «Studio» компании Pinnacle systems, в которую в 1997 году влилась фирма miro — разработчик известной серии плат DCxx. Итак, Studio 400 (http://www.pinnaclesys.com/studio/400) — решение для нелинейного монтажа видео с качеством S-VHS и Studio DC10plus (www.pinnaclesys.com/studio/DC10plus) — плата для нелинейного монтажа видео тоже c качеством S-VHS (поток до 6 МБ/с). Кстати, платы miro VIDEO DC10 и DRX легко превращаются в DC10plus путём установки драйверов от DC10plus, равно как и Studio 200 — предшественница Studio 400, апгрейдится в неё только софтом!

Я надеюсь, что сравнение всех этапов вашего будущего видеопроизводства, начиная от подключения аппаратуры и, заканчивая получением готового видеоряда, позволит вам сделать правильный выбор в приобретении наиболее подходящего варианта. Итак, начнём!

Подключение

Стильная сиреневая коробочка Studio 400, содержащая внутри небольшую плату и называющаяся «микшер», подключается к порту LPT, что создаёт некоторые неудобства. Если вы хотите что-нибудь напечатать на принтере, то при этом блок питания микшера должен быть в розетке, а сам микшер не заниматься своими делами. Также смарт-кабель занимает COM-порт, а ведь у вас уже есть мышь (хорошо, если PS/2) и, наверняка, модем…



Исполнение miro DC10plus в виде PCI-платы имеет как плюсы, так и минусы. Один из минусов состоит в том, что при установке необходимо открывать корпус компьютера. Мне кажется, плюсы перевешивают: плата включается и выключается вместе с компьютером, всегда готова к работе и в то же время никому не мешает. Высокая скорость передачи по локальной шине позволяет смотреть полнокадровое видео с загрузкой процессора 2-4% (видеокарта должна соответствовать спецификации DirectDraw, ещё лучше, если она поддерживает т.н. Overlay Surface). Чтобы проверить совместимость с DirectDraw , щёлкните правой кнопкой по свободному от окон месту на экране и выберите «Свойства->Параметры->Дополнительно->Возможности:». Все адаптеры с чипами от S3, начиная с Trio64V+, работают на отлично (желательно не менее 2М памяти на борту). i740 и nVidia RivaTNT — без нареканий. Старые видеокарты Matrox Millennium(II) и Mystique с DC не дружат — конкуренция… Тем не менее, карты от Matrox поновей, такие как Productiva G100 и Mystique/Millennium G200, хорошо себя показали. Компанией Pinnacle также рекомендуются видеоадаптеры Diamond Viper, Diamond Stealth 3D, ATI Rage (всех модификаций), ATI Xpert@Work(Play).

Захват отдельных кадров (frame capturing)

Наложение титров с помощью программы Tit leDecko в Studio Soft

Эта функция необходима для вставки полученных кадров в фильм (например, как фон под бегущие титры), изготовления красивых вкладышей в кассеты, ну и для оформления вашего рабочего стола (как настоящего, так и того, который присутствует в Windows95/98)…

Studio 400 захватывает кадры без сжатия (реально 640×480, а те самые 1500×1125, которые написаны на коробке, делает простой интерполяцией, как может любой мало-мальски умный графический редактор).

Studio DC10plus в этом отношении не проигрывает: вы можете получить 768×576. Следует отметить, что приведённые максимальные размеры по вертикали приемлемы только в случае оцифровки кадров, в которых нет движения, иначе у перемещающихся объектов получаются зазубренные края (потому что видеосигнал имеет чересстрочную развёртку). В базовом редакторе Studio Soft есть специальные установки на разные случаи, включающие и функцию Deinterlace для избавления от подобных нежелательных штучек. Заметно повысить чёткость картинок, что полезно при выводе на принтер, можно в редакторах типа PhotoShop (PhotoStyler, PhotoFinish, PaintShop и т. п.) при помощи команды Sharpen или Sharpen More.

Захват видео (movie capturing)

Монтажные окна в Studio Soft

Studio 400 может показывать на экране и оцифровывать видеоряд с мультимедийным качеством, это занимает очень немного места — примерно 150 Мбайт на час. Само изображение передаётся через параллельный порт (не забудьте включить быстрые режимы ECP/EPP в BIOS setup). В Studio 400 встроен очень удобный алгоритм под названием SmartCapture™, основанный на распознавании различий в соседних кадрах и позволяющий разбить исходный материал на сцены, когда изображение резко меняется. Полученные фрагменты помещаются в альбом для дальнейшего перетаскивания на линию времени, то есть редактирования.

Для DC10plus рекомендую пользоваться прилагаемой программой VidCap32 от Microsoft. Для захвата видео подойдёт любой современный жёсткий диск (совсем не обязательно c интерфейсом SCSI). Если ваша система поддерживает установку драйвера IDE bus master, то воспользуйтесь этим. Дефрагментацию диска можно не проводить. Теперь о звуке. Для записи обыкновенного, не Hi-Fi звука с кассеты VHS(-С) достаточно установить такие аудиопараметры: «PCM, 22050 Гц; 16 бит; моно». Синхронизация видео и звука, о которой так много говорили… :) — на самом деле не проблема. Обычно аудиоряд просто отстаёт от видеоряда на пару кадров, что исправляется на стадии редактирования путём сдвига аудио- или видеодорожки друг относительно друга по временной линии (в более продвинутых редакторах типа Premiere или MediaStudio Pro, с которыми DC10plus отлично дружит, и даже поддерживает miroINSTANT Video).

Редактирование

Выбор переходов в Studio Soft

Программа Studio Soft, существующая в версиях для DC10plus и Studio 400, написана для удобной и быстрой расстановки видеофрагментов в нужном порядке, добавления титров, переходов и музыкально-шумового сопровождения. Studio 400 гармоничным образом сочетает достоинства нелинейного и линейного монтажа: исходный материал оцифровывается с пониженным качеством (160×120). Полученный референс-видеофайл используется для быстрого чернового редактирования и показа всех изменений на экране (профессионалы называют это монтажом в режиме off-line) с тем, чтобы в дальнейшем при чистовом монтаже (on-line) переписать материал с максимально возможным качеством, причём благодаря фирменной технологии распознавания кадров в исходном материале SmartSeek™ монтаж будет произведён с точностью ±4 кадра. Для создания музыкальной дорожки к фильму создатели Studio Soft встроили в редактор ещё один «smart» (что значит «умный») — SmartSound. Это разработка американской компании Sonic Desktop Software Inc., она представляет собой своеобразный ScreamTracker, который автоматически при помощи готовых сэмплов генерирует музыку заданной продолжительности и стиля. Здесь необходимо заметить один недостаток Studio 400 как линейной системы — в момент сборки фильма происходит сбой аудиоряда, который длится больше одного видеофрагмента, будь то голос за кадром или музыка, поскольку невозможно точно рассчитать точку на ленте, когда рекордер продолжит запись.

Для того, чтобы использовать всю мощь нелинейного монтажа на плате DC10plus, вам придётся делать предварительный просчёт. При этом его время будет напрямую зависеть от количества и длительности применяемых эффектов, мощности центрального процессора, объёма ОЗУ, в несколько меньшей степени от производительности дисковой подсистемы и других факторов. Ещё одним неудобством DC10plus именно как нелинейной системы можно признать тот факт, что всю фоновую музыку, например, из ваших любимых midi-файлов или с компакт-дисков необходимо превращать в *.wav. Тем не менее, это можно быстро сделать с помощью программных синтезаторов (некоторые имеют функцию вывода в звуковой файл) и программ — «CD-грабберов», из которых я рекомендую Christoph Schmelnik's WinDAC32 (условно-бесплатная программа, доступна на www.windac.de).

Вывод готового фильма

Основу Studio 400 составляет профессиональный чип от Pinnacle systems под названием Sherman, обрабатывающий проходящий сигнал в полном телевизионном разрешении, что обеспечивает превосходное качество. Существует одно неудобство, онтологически связанное с типом монтажа. Если у вас стоит задача записи нескольких копий фильма, а исходный материал раскидан по всей ленте, то вашей камере придётся серьёзно потрудиться, перематывая ленту туда-сюда, и времени это займёт много. При монтаже, как правило, фрагменты переставляются местами, так что процесс износа вашей камеры идёт весьма быстрыми темпами. Между прочим, в это время ваш видеомагнитофон стоит на паузе и трёт ленту (каждые 3-5 минут ему посылается и/к-команда, чтобы он автоматически не выключался…) А если вдобавок ко всему материал записан на нескольких кассетах?

DС10plus предоставляет вам ценную возможность сохранения конечного видеофайла на цифровой носитель, ведь при записи на аналоговую аппаратуру компонентного видеосигнала и последующем его воспроизведении качество заметно падает, особенно это касается цветности. Если у вас есть бытовой VHS видеомагнитофон, попробуйте записать на нём синий фон, который, допустим, генерирует ваш телевизор при отсутствии видеосигнала на входе или при вызове меню — вы заметите на нём тёмные провалы. При наличии CD-R можно заняться изготовлением собственных VideoCD, правда, качество будет ниже стандартного VHS (лучший кодировщик для этих целей — Xing MPEG Encoder, www.xingtech.com). Можно порекомендовать стример Arvid на базе обычного видеомагнитофона (3,5 ГБ на 3-часовой кассете), а в будущем с появлением доступных по цене пишущих DVD-дисководов можно будет перекодировать свои клипы с помощью кодека MPEG-2 и наслаждаться отличным качеством. Также стоит отметить такой плюс DC10plus, как независимость от телевизионных стандартов. Можно оцифровать видео в SECAM, а вывести в PAL, и наоборот (с NTSC несколько сложнее, т. к. у него другой формат кадров и их частота). Должен заметить, что вывод у DC10plus работает только для AVI-файлов, сжатых при помощи M-JPEG кодека плат серии DCхх. Иначе надо пересчитывать в него.

Выводы и рекомендации

Недостатки каждого способа монтажа остаются в силе — для линейного монтажа это прежде всего ограниченность в эффектах и переходах, ведь их реализация «зашита» в аппаратуре и потому возможности ограничены. Зато их не нужно просчитывать и всё выполняется в реальном времени. Известно, что всё множество переходов типа «шторки» (wipes), которые присутствуют в StudioSoft, сделаны на основе gradient wipe, когда задаётся матрица замещения в виде картинки, содержащей 256 уровней серого, где по мере перехода от тёмного к светлому старое видеоизображение начинает замещаться новым. Поэтому при наличии определённой сноровки вы сможете создавать свои «шторки», но не более того — например, цветокоррекцию видеоматериала провести невозможно — чип в Studio 400 этого не умеет. Конечно, большей части видеолюбителей этого и не надо — для них главное быстрота в освоении и лёгкость в работе. Тогда Pinnacle systems Studio 400 — для вас! Ну а если всё-таки ваши запросы несколько больше и вы обладаете достаточно мощным компьютером — покупайте Studio DC10plus. Для очень продолжительных фильмов вы сможете применить т. н. «гибридный» монтаж, то есть основной метраж переписывается с плеера на рекордер, а различные вставки и некоторые эпизоды обрабатываются «в цифре» и потом выводятся на видеомагнитофон. В общем, должен сказать, овладение нелинейным монтажом подразумевает необходимость более глубокого изучения всех аспектов и нюансов. Но конечно, всё зависит от задач, которые вы планируете решать, приобретая ту или иную систему видеомонтажа. Так что окончательный выбор за вами.

Рекомендуемые конфигурации для того, что вы выбираете:

 ПроцессорОЗУВинчестерЗвукоая плата
Studio 400 любой класса Пентиум32 MБ тот, который у вас уже естьлюбая
DC10plusPentium166ММХ и выше или Celeron300A и выше, можно AMD K632-64 МБлучше два: 3-4 ГБ (системный + кон. видео) и 2 ГБ (исх. видео)любая

Операционная система — Windows95 OSR2 (Объясняю почему: в Win98, кроме невероятного жора памяти, постоянно используется подкачка, хотя сие есть глупость). Ну ведь не нужно тарахтеть винтом, особенно единственным, во время кэпчинга… Вот сейчас у меня системный монитор показывает: свободно ОЗУ 28,4 МБ, занято в файле подкачки 15,6 МБ (кэш искусственно ограничен мной до 4 МБ). А ведь Win95 не свопилась до последнего килобайта! Если кому не лень, объясните мне поведение Win98 :)

Спасибо за предоставленное оборудование фирме Multimedia Club