Семинар по цифровой фотографии фирмы Panasonic

Будапешт 2012

С 3 по 4 июля 2012 года фирма Panasonic проводила в Будапеште свой ежегодный семинар, посвященный цифровой фотографии. На нем прессе был представлен ряд еще не анонсированных новинок и было рассказано о перспективах и путях дальнейшего развития.

Театр начинается с вешалки, а семинар — с вывески.

Чертик с фонарем внушал надежду, что некоторые детали нам удастся разглядеть.

Первый докладчик посвятил свой доклад в основном коммерческим аспектам.

фото

Главную мысль я воспринял так: бизнес развивается успешно, фирма верит в его перспективы и будет и в дальнейшем вкладывать деньги в исследования и разработку новой фототехники.

фото

Следующие два доклада содержали уже значительно больше технической информации, и на них я остановлюсь подробнее. Следуя логике уже своего повествования, я перемешал плакаты докладчиков, дополнил их материалами пресс-релизов и собственными наблюдениями. Кроме того, я изменил порядок, оставив на закуску главную премьеру — камеру G5.

фото

фото

В докладах были представлены 4 новые камеры (FZ200, LX7, SZ5, G5) и 2 объектива (35—100 мм и 45—150 мм). Кроме того, рассказывалось о вышедшей ранее камере GF5, о которой я уже подробно писал, поэтому здесь не буду повторяться, и об анонсированном в мае объективе Lumix G X Vario 12—35 мм F:2,8 Asph Power OIS.

Lumix FZ200

Panasonic Lumix FZ200
Panasonic Lumix FZ200

12-мегапиксельная камера с объективом с 24-кратным изменением фокусного расстояния, чувствительностью вплоть до ISO-6400 и высокой скоростью съемки.

Panasonic Lumix FZ200

Основное новшество по сравнению с предыдущими моделями серии — объектив с постоянным относительным отверстием 1:2,8 при изменении фокусного расстояния от 4,5 до 108 мм. 108 мм объектива этой камеры эквивалентны по углу зрения 600-миллиметровому объективу 35-миллиметровой пленочной камеры. Основная проблема при фотоохоте — это глубина резкости и короткие выдержки. По этим параметрам данная камера может реально конкурировать с зеркальными камерами с большой матрицей. Чтобы добиться при равном масштабе изображения той же глубины резкости, что дает эта камера при полностью открытой диафрагме, у полнокадровой зеркалки диафрагму придется закрыть до F:16. При расстоянии до объекта в 30 м это даст нам глубину резкости в 1,4 м. Чтобы на зеркальной камере можно было использовать ту же выдержку, придется поднять чувствительность в 32 раза. Площадь же матриц, которой обратно пропорциональны шумы, у этих камер отличается только в 25 раз. Т. е. при данных условиях шумы данной камеры могут оказаться и меньше.

Panasonic Lumix FZ200
Panasonic Lumix FZ200

Нижеприведенные снимки сделаны демонстрационным образцом камеры с программным обеспечением версии 0.3.

фото
фото
F=32 мм; F:4,5; 1/1000 с;
ISO-200. RW2.
F=108 мм; F:5,6; 1/1600 с;
ISO-200. RW2.

Lumix LX7

Panasonic Lumix LX7
Panasonic Lumix LX7

Новая 10-мегапиксельная компактная камера премиум-класса со светосильным объективом Leica DC Vario-Summilux 1:1,4—2,3/4,7—17,7 мм Asph. По моим расчетам, это обеспечивает на дистанции фокусировки 1 м глубину резко изображаемого пространства 0,5 м при минимальном фокусном расстоянии, а при максимальном — 5 см. Данный диапазон глубин резкости можно получить на полнокадровой зеркальной камере с объективом 24—90 мм с относительным отверстием 1:5,6—8. Для съемки с длительными выдержками при ярком свете камера имеет встроенный нейтральный фильтр. Новая КМОП-матрица (вероятно, типа 11,8″) и процессор Venus Engine VII FHD позволили получить диапазон чувствительностей iSO-80—12800. Камера позволяет снимать видео в формате 1920×1080 50p Full HD.

Panasonic Lumix LX7

Камера системная и может доукомплектовываться множеством принадлежностей, подключаемых как к разъему для внешней вспышки, так и к специальному разъему под ним.

Panasonic Lumix LX7

Основная изюминка этой камеры — обилие механических переключателей, в том числе расположенные на объективе кольцо выбора диафрагмы и переключатель соотношения сторон кадра. Если выбрать квадратный кадр, то и сырой снимок в формате RW2 имеет соотношение сторон 1:1 и меньший размер. Ниже показано, как камера исправляет дисторсию для этого формата при фокусном расстоянии объектива 4,7 мм. Преобразование RAW в TIFF производилось программой RawTherapee 4.0.8.

фото

Нижеприведенные снимки сделаны демонстрационным образцом камеры с программным обеспечением версии 0.2.

фото
фото
F=18 мм; F:5,6; 1/400 с;
ISO-80. RW2.
F=5 мм; F:5,6; 1/640 с;
ISO-80. RW2.

Lumix SZ5

Panasonic Lumix SZ5
Panasonic Lumix SZ5
Panasonic Lumix SZ5

Камера DMC-SZ5 имеет матрицу 14 Мп и 10-кратное изменение фокусного расстояния объектива от 4,5 до 45 мм. Относительное отверстие изменяется в зависимости от фокусного расстояния от 1:3,1 до 1:5,9. Выделяет ее то, что это первая камера фирмы с поддержкой Wi-Fi. Сама по себе возможность передавать данные на лету может быть реализована и внешними средствами практически с любой камерой, а вот возможность получать живую картинку и спускать затвор по Wi-Fi очень интересна, поскольку требует, чтобы в камере была предусмотрена возможность дистанционного управления от компьютера через тот или иной интерфейс. До сего времени подобными возможностями камеры Panasonic никогда не обладали. Обещано, что с помощью смартфонов под управлением Android или iOS можно будет просматривать живую картинку, изменять фокусное расстояние и спускать затвор. Можно будет также использовать GPS-навигатор, встроенный в смартфон, для привязки координат к фотографии. Для смартфонов под управлением Android есть несколько программ, позволяющих управлять камерой смартфона с компьютера или другого смартфона, но, конечно, качество данной камеры существенно выше; теперь, чтобы и по возможностям дистанционного управления догнать Canon и Nikon, осталось снабдить модулем Wi-Fi камеры серии G.

Серия G

Panasonic, серия камер G

Вроде бы все привыкли к термину «беззеркальные однообъективные камеры», ассоциируется он именно с тем типом моделей, у истоков серийного выпуска которых стоит фирма Panasonic, однако с формальной точки зрения термин ущербный. Беззеркальные цифровые камеры другого типа были Epson R-D1 и Leica M8, и, видимо, определяющим в этом классе все же следует считать способ автоматической фокусировки. Таким образом, первенство состоит в объединении в одном устройстве двух известных ранее технических решений — сменной оптики и способа визирования и фокусировки. Главная заслуга, на мой взгляд, в том, что своим качественным воплощением идеи фирма сделала этот класс популярным.

Тенденция очевидна. На самом деле она еще более печальна для зеркальных камер, поскольку в этой статистике к ним отнесены и гибридные камеры, которые имеют уже режим живой картинки с фокусировкой по контрасту и могут прекрасно обходиться и без зеркала.



Базовые принципы высококачественной фотографии. С лозунгом, что без линзы нельзя сделать снимок, можно и поспорить, а вот то, что уж если линзы используются, то без возможности навести объектив на резкость картинка перестает быть фотографией, — истина абсолютная. Кстати, поэтому я и не считаю фотографией порчу оптики ради достижения художественных эффектов — это уже искусство, а фотография — это наука, как бы ни старались последователи Робинсона. (В 1892 году Генри Пич Робинсон написал в своей статье: «Если мы хотим, чтобы фотографию называли искусством, необходимо вырвать ее из тисков науки…»).

Этот плакат приводит статистику, которая подтверждает очевидную с технической точки зрения истину — прямые измерения всегда точнее косвенных, а при фокусировке по контрасту мы анализируем данные с регистрирующей изображение матрицы, в то время как при фазовой фокусировке мы используем отдельный дальномер. Матрица, кроме того, позволяет выбрать не одну из имеющихся точек фокусировки, а изображение объекта, который должен быть максимально резким на фотографии. Впрочем, с первой частью плакатного лозунга о высокой скорости пока еще можно поспорить: если ограничить время на фокусировку неким достаточно маленьким лимитом, то, вероятно, статистика изменится, и дальномеры выиграют хотя бы за счет того, что при прочих равных они знают, в какую сторону следует перемещать объектив, и в половине случаев могут делать на одно перемещение объектива меньше.

Panasonic Lumix G5

Основными достоинствами новой камеры G5 объявлены матрица 16 Мп, высокая точность и скорость фокусировки и возможность делать до 6 кадров в секунду, съемка видео высокого разрешения с частотой 50 кадров в секунду с непрерывной автоматической фокусировкой, компактность и эргономика.

Panasonic Lumix G5
Panasonic Lumix G5

Panasonic Lumix G5

Интересной и полезной выглядит возможность перемещать точку фокусировки в видоискателе, используя для этого чувствительный к нажатию экран в выключенном состоянии; к сожалению, опробовать ее в действии не удалось, поскольку тестировали мы камеры с еще не окончательной версией программного обеспечения.

Panasonic Lumix G5
Panasonic Lumix G5

Коль скоро появились объективы с мотором, изменяющим фокусное расстояние, то было логичным снабдить камеры удобными органами управления этим мотором в стиле компактных камер.

Panasonic Lumix G5

Кроме тишины, электронный затвор характеризуется еще и существенно бо́льшим ресурсом работы, что не может не радовать любителей цейтраферной съемки. Но у всякой медали есть оборотная сторона, и с точки зрения подавления шумов электронный затвор менее эффективен, чем механический, и при его использовании максимальная чувствительность ограничена ISO-1600.

Сравнение характеристик Panasonic Lumix G5 и конкурентов

Сравнение немного лукавое: конкуренты могут фокусироваться и по контрасту, но поскольку они пока еще не избавились от такого атавизма, как хвост — зеркало, — то приобретенная в процессе эволюции способность к фокусировке по контрасту у них еще не очень развитая. Вопреки физической логике, самой чувствительной в этой таблице оказалась модель Sony, которая теряет часть света на неподвижном зеркале, используемом исключительно для сопряжения с дальномером.

фото

Революция, о которой давно говорили большевики и я, наконец совершилась :-)

Галерея G5

Первые снимки в этой галерее — это та конкретная камера, которой и сделаны все остальные. Это экспериментальный образец с программным обеспечением версии 0.2. В продажу, как известно, поступают камеры с версией программы больше единицы.

Panasonic Lumix G5
Panasonic Lumix G5

Начну с серии снимков, которые показывают, насколько сильно процессор камеры обрабатывает сырые снимки при записи их в формате JPEG. Преобразование RAW в TIFF производилось программой RawTherapee 4.0.8. Она, естественно, профиля для этой камеры еще не имеет, и с настройкой баланса белого пришлось повозиться, но в остальном она со своей задачей справилась прекрасно.

фото

Вышеприведенный снимок иллюстрирует, как камера борется с дисторсией объектива 14—42 мм при фокусном расстоянии 14 мм. Снимок, записанный в JPEG, были подвергнут обратному преобразованию до совпадения с сырым снимком и совмещен в графическом редакторе. Край преобразованного снимка обведен красной рамкой.

Следующая серия иллюстрирует программное подавление шумов.

ISO-160
ISO-1600
Миниатюры
фото
фото
F=14 мм; F:6,3; 1/250 с;
ISO-160
F=15 мм; F:5,0; 1/4000 с;
ISO-1600
Фрагменты JPEG
фото
фото
Фрагменты RAW
фото
фото
Щелкнув мышью по фрагменту, можно скачать исходные снимки в формате RW2

Остальная галерея состоит из снимков в формате JPEG; щелкнув по миниатюре, можно увидеть исходный снимок.

фото
фото
F=42 мм; F:10; 1/250 с;
ISO-160
F=15 мм; F:6,3; 1/4000с;
ISO-800
фото
фото
F=14 мм; F:9; 1/640 с;
ISO-160
F=34 мм; F:5,6; 1/160 с;
ISO-160
фото
фото
F=42 мм; F:10; 1/400 с;
ISO-160
F=20 мм; F:9; 1/400 с;
ISO-160
фото
фото
F=36 мм; F:9; 1/400 с;
ISO-160
F=42 мм; F:11; 1/250 с;
ISO-160
фото
фото
F=14 мм; F:6,3; 1/400 с;
ISO-12800
F=14 мм; F:4,5; 1/200 с;
ISO-3200
фото
фото
F=33 мм; F:5,2; 1/30 с;
ISO-3200
F=24 мм; F:4,5; 1/80 с;
ISO-6400

Объективы

фото

объектив Panasonic Lumix G X Vario 1:2,8/12—35 мм

Lumix G X Vario 1:2,8/12—35 мм, 14 линз в 9 группах с 4 асферическими линзами. Одна линза с ультравысоким показателем преломления. Одна линза с ультранизкой дисперсией. Оптическая система стабилизации изображения MEGA O.I.S. Фирменное просветление поверхностей линз Nano Surface Coating, минимизирующее отражение от поверхности в диапазоне 380—780 нм. Ирисовая диафрагма с 7 ламелями. Минимальная диафрагма F:22. Минимальная дистанция фокусировки 0,25 м. Диаметр резьбы под светофильтр 58 мм. Диагональный угол зрения 84°—34°. Вес 305 г.

объектив Panasonic Lumix G X Vario 1:2,8/35—100 мм

Lumix G X Vario 1:2,8/35—100 мм. Оптическая система стабилизации изображения MEGA O.I.S. Фирменное просветление поверхностей линз Nano Surface Coating. Минимальная дистанция фокусировки 0,85 м. Диаметр резьбы под светофильтр 58 мм.

объектив Panasonic Lumix G Vario 1:4—5,6/45—150 мм

Lumix G Vario 1:4—5,6/45—150 мм, 12 элементов в 9 группах с 2 асферическими линзами. Одна линза со сверхвысоким показателем преломления. Оптическая система стабилизации изображения MEGA O.I.S. Ирисовая диафрагма с 7 ламелями. Минимальная диафрагма F:22. Минимальная дистанция фокусировки 0,9 м. Диаметр резьбы под светофильтр 52 мм. Диагональный угол зрения 27°—8,2°. Вес 200 г.

фото

Сводная таблица производителей оптики для камер формата 4/3. Так что со сменной оптикой у формата проблем не предвидится. Кроме объективов, на выставке засветились и 3 афокальных насадки на объективы.

афокальные насадки на объективы Panasonic

Особый интерес, на мой взгляд, представляет центральная, которая, судя по существующим аналогам других фирм, может составить конкуренцию объективу Рыбий глаз — если не по качеству, то по цене.




18 июля 2012 Г.

Panasonic

Panasonic

2012

3 4 2012 Panasonic , . .

, — .

, .

.

: , .

, . , , - . , , — G5.



4 (FZ200, LX7, SZ5, G5) 2 (35—100 45—150 ). , GF5, , , Lumix G X Vario 12—35 F:2,8 Asph Power OIS.

Lumix FZ200

Panasonic Lumix FZ200
Panasonic Lumix FZ200

12- 24- , ISO-6400 .

Panasonic Lumix FZ200

— 1:2,8 4,5 108 . 108 600- 35- . — . . , , F:16. 30 1,4 . , 32 . , , 25 . . . .

Panasonic Lumix FZ200
Panasonic Lumix FZ200

0.3.

F=32 ; F:4,5; 1/1000 ;
ISO-200. RW2.
F=108 ; F:5,6; 1/1600 ;
ISO-200. RW2.

Lumix LX7

Panasonic Lumix LX7
Panasonic Lumix LX7

10- - Leica DC Vario-Summilux 1:1,4—2,3/4,7—17,7 Asph. , 1 0,5 , — 5 . 24—90 1:5,6—8. . - (, 1\1,8″) Venus Engine VII FHD iSO-80—12800. 1920×1080 50p Full HD.

Panasonic Lumix LX7

, , .

Panasonic Lumix LX7

— , . , RW2 1:1 . , 4,7 . RAW TIFF RawTherapee 4.0.8.

0.2.

F=18 ; F:5,6; 1/400 ;
ISO-80. RW2.
F=5 ; F:5,6; 1/640 ;
ISO-80. RW2.

Lumix SZ5

Panasonic Lumix SZ5
Panasonic Lumix SZ5
Panasonic Lumix SZ5

DMC-SZ5 14 10- 4,5 45 . 1:3,1 1:5,9. , Wi-Fi. , Wi-Fi , , . Panasonic . , Android iOS , . GPS-, , . Android , , , , ; , Canon Nikon, Wi-Fi G.

G

Panasonic,   G

« », , Panasonic, . Epson R-D1 Leica M8, , , . , — . , , , .

. , , .



. , , , , , , — . , — , — , . ( 1892 : « , , …»).

, — , , . , , , , . , : , , , , , , , .

Panasonic Lumix G5

G5 16 , 6 , 50 , .

Panasonic Lumix G5
Panasonic Lumix G5

Panasonic Lumix G5

, ; , , .

Panasonic Lumix G5
Panasonic Lumix G5

, , .

Panasonic Lumix G5

, ́ , . , , , ISO-1600.

  Panasonic Lumix G5

: , , — , — . , Sony, , .

, , :-)

G5

— , . 0.2. , , .

Panasonic Lumix G5
Panasonic Lumix G5

, , JPEG. RAW TIFF RawTherapee 4.0.8. , , , , .

, 14—42 14 . , JPEG, . .

.

ISO-160
ISO-1600
F=14 ; F:6,3; 1/250 ;
ISO-160
F=15 ; F:5,0; 1/4000 ;
ISO-1600
JPEG
RAW
, RW2

JPEG; , .

F=42 ; F:10; 1/250 ;
ISO-160
F=15 ; F:6,3; 1/4000;
ISO-800
F=14 ; F:9; 1/640 ;
ISO-160
F=34 ; F:5,6; 1/160 ;
ISO-160
F=42 ; F:10; 1/400 ;
ISO-160
F=20 ; F:9; 1/400 ;
ISO-160
F=36 ; F:9; 1/400 ;
ISO-160
F=42 ; F:11; 1/250 ;
ISO-160
F=14 ; F:6,3; 1/400 ;
ISO-12800
F=14 ; F:4,5; 1/200 ;
ISO-3200
F=33 ; F:5,2; 1/30 ;
ISO-3200
F=24 ; F:4,5; 1/80 ;
ISO-6400


 Panasonic Lumix G X Vario 1:2,8/12—35

Lumix G X Vario 1:2,8/12—35 , 14 9 4 . . . MEGA O.I.S. Nano Surface Coating, 380—780 . 7 . F:22. 0,25 . 58 . 84°—34°. 305 .

 Panasonic Lumix G X Vario 1:2,8/35—100

Lumix G X Vario 1:2,8/35—100 . MEGA O.I.S. Nano Surface Coating. 0,85 . 58 .

 Panasonic Lumix G Vario 1:4—5,6/45—150

Lumix G Vario 1:4—5,6/45—150 , 12 9 2 . . MEGA O.I.S. 7 . F:22. 0,9 . 52 . 27°—8,2°. 200 .



4/3. . , 3 .

    Panasonic

, , , , , — , .