Panasonic Lumix DMC-GH1

Panasonic Lumix DMC-GH1

Прошел почти год с тех пор, как я тестировал G1. Внешне камеры G1 и GH1 отличаются стереомикрофоном сверху, красной кнопкой быстрого включения видео сзади и совмещенным гнездом для внешнего микрофона и пульта дистанционного управления сбоку.

Panasonic Lumix DMC-GH1
Отличается от G1 стереомикрофоном на вспышке и колесом выбора режимов

Panasonic Lumix DMC- GH1
Отличается от G1 красной кнопкой включения видеозаписи

Panasonic Lumix DMC-GH1
Отличается от G1 совмещенным гнездом для присоединения пульта дистанционного управления и стереомикрофона

Поскольку на видеосъемке я останавливаться не собираюсь (отдельную статью на эту тему подготовят наши специалисты по видеокамерам), то тему можно было бы считать почти исчерпанной, однако вместе с камерой GH1 я получил от компании Panasonic весьма наглядные ответы на вопросы и замечания из первой статьи. Напоминаю, что основной вопрос заключался в том, чему же на самом деле равен рабочий отрезок micro 4/3 и какие объективы доступны владельцам этой камеры.

В виде опровержения мнения о том, что пока у системы не густо с объективами, компания Panasonic предоставила пять объективов с байонетом micro 4/3 и один с байонетом 4/3 и переходным кольцом.

объективы
LEICA DG MACRO-ELMARIT 1:2,8/45 MEGA O.I.S., LUMIX G VARIO 1:4/7-14 ASPH, LUMIX G VARIO 1:3,5-5,6/14-45 ASPH. MEGA O.I.S., LUMIX G VARIO 1:4-5,8/14-140 ASPH MEGA O.I.S., LUMIX G VARIO 1:4-5,6/45-200 MEGA O.I.S., LEICA D SUMMILUX 1:1,4/25 ASPH

Однако прежде, чем переходить к возможностям объективов, рассмотрим подробнее вопрос о рабочем отрезке.

Официально заявлено, что это приблизительно 20 мм. Мои измерения, проведенные в процессе подготовки предыдущей статьи, показали, что это примерно 19 мм. И вот, в комплекте с камерой GH1 я получил переходное кольцо Lumix R mount adaptor Panasonic DMW-MA 3R. Поскольку кольцо фирменное, то считаем ответ официальным. Берем электронный штангенциркуль и измеряем толщину. Получаем 27,63мм ±0,2. Хотя зеркальные камеры Leica R, как мне кажется, никто никогда не копировал, но поскольку все ее дальномерные камеры были разобраны, измерены и скопированы, то Leica никогда не скрывала ту информацию, которая может быть получена путем измерения готовой продукции. Поэтому мы точно знаем, что рабочий отрезок камеры Leica R равен 47 мм. Вычитаем 27,63 из 47 и получаем 19,37.

DMW-MA1 и DMW-MA 3R
DMW-MA1 и DMW-MA 3R
DMW-MA1 и DMW-MA 3R

В комплекте я также получил переходное кольцо на формат 4/3 Panasonic DMW-MA1 Mount adaptor. Хоть и не официально, но устоялось мнение, что рабочий отрезок 4/3 равен 38,67. Однако замер кольца показал, что о точности в сотые мм говорить не приходится. Толщина варьировалась при измерении электронным штангенциркулем от 19,22 до 19,32 мм. Измерения микрометром дали разброс от 19,24 до 19,33 мм. Погрешность штангенциркуля 0,02 мм, и плюс к этому штангенциркуль не имеет возможности сжимать губки с заданным усилием, в отличие от микрометра, поэтому можно предположить, что меньшие значения связны именно с этим. Учитывая, что объективы, которые крепятся к этому кольцу, отнюдь не легкие и сами создают значительное давление на кольцо, то решить, какие значения более правильные, трудно. Среднее значение для измерений, сделанных штангенциркулем, дает 19,27. Таким образом, для рабочего отрезка мы получаем 19,4. А с учетом разброса измерений мы можем сделать вывод, что рабочий отрезок лежит в диапазоне 19,32 и 19,43.

Panasonic Lumix DMC-GH1
Panasonic Lumix DMC-GH1
Без переходных колец
DMW-MA1
DMW-MA1
С переходным кольцом DMW-MA1
DMW-MA 3R
DMW-MA 3R
С переходным кольцом DMW-MA 3R

Допуски толщины кольца в минус менее критичны, поэтому можно предположить, что кольцо Panasonic DMW-MA1 Mount adaptor чуть тоньше, чем могло бы быть при точном соблюдении стандарта. Есть еще неофициальная информация, что рабочий отрезок micro 4/3 равен ровно половине рабочего отрезка 4/3. 38,67 пополам дает нам 19,335. Для большинства имеющихся сегодня объективов системы micro 4/3 рабочий отрезок принципиального значения не имеет. У них нет шкалы дистанции и ручного механического привода фокусировки. Неточность исполнения рабочего отрезка легко компенсируется дополнительным перемещением объектива. Из известной из школьного курса формулы, связывающей расстояние от линзы до объекта с расстоянием от линзы до его изображения, легко получить, что для объектива с фокусным расстоянием 7 мм все перемещение объектива при фокусировке на объект, находящийся в диапазоне от 10 см до бесконечности, составляет всего 0,5 мм.

Объектив LUMIX G VARIO 1:4/7-14 ASPH имеет диапазон фокусировки 0,25 м — бесконечность. Таким образом, диапазон перемещения этого объектива должен быть при фокусном расстоянии 7 мм 0,2 мм, а при фокусном расстоянии 14 мм — 0,8 мм.

Объектив LUMIX G VARIO 1:4-5,8/14-140 ASPH MEGA O.I.S. имеет диапазон фокусировки 0,5 м — бесконечность. Таким образом, ожидаемый диапазон перемещения при фокусном расстоянии 140 мм будет равен 39 мм. Этот объектив построен по схеме с внутренней фокусировкой, и передняя линза при фокусировке не перемещается, поэтому замерить реальное перемещение сложно. Однако для автоматических объективов, фокусировка которых осуществляется по изображению на матрице, точное соблюдение рабочего отрезка значения не имеет, поскольку достаточно предусмотреть небольшое избыточное перемещение линз внутри оправы объектива, чтобы добиться абсолютно точной фокусировки.

Точное соблюдение величины рабочего отрезка было особенно важно для дальномерных камер и для камер, наводка на резкость в которых осуществлялась по шкале дистанции на объективе.

LEICA D SUMMILUX 1:1,4/25 ASPH

Из шести объективов, которые мне были представлены на тестирование вместе с камерой, выделяется один: Leica D SUMMILUX 1:1,4/25 ASPH. Этот объектив системы 4/3 крепится к камере через переходное кольцо Panasonic DMW-MA1 Mount adaptor. Уникальность этого объектива в том, что он имеет кольцо установки диафрагмы и шкалу дистанций. Диафрагма может задаваться как кольцом на объективе, так и камерой, если кольцо установить в положение «A». Объективы SUMMILUX имеют длинную историю и относятся к живым легендам оптики. Подробно с особенностями старых моделей можно ознакомиться, прочитав перевод статьи Legendary Leica Lenses: The 50mm f/1.4 Summilux. Поскольку объектив высокоточный, то и к камере он предъявляет повышенные требования.

LEICA D SUMMILUX 1:1,4/25 ASPH
LEICA D SUMMILUX 1:1,4/25 ASPH

Panasonic Lumix DMC-GH1

При установке его на аппарат и фокусировке на бесконечность оказалось, что на шкале дистанций индицируется расстояние чуть ближе бесконечности, т.е. для этого объектива рабочий отрезок, полученный подсоединением кольца к аппарату, чуть короче, чем должен быть. Это объектив с внутренней фокусировкой, и кольцо фокусировки имеет не механический, а электрический привод. Поэтому без подключения к камере при вращении кольца линзы неподвижны. Как мы выяснили, кольцо немного кривое. Попытаемся рассчитать, как эта кривизна может сказаться на точности фокусировки и с какой точностью для этого объектива в идеале должен быть соблюден рабочий отрезок.

Диапазон фокусировки этого объектива от 0,38 м до бесконечности. Если мы заменим этот объектив одной линзой с фокусным расстоянием 25 мм, то для обеспечения этого диапазона фокусировки нам придется ее перемещать на 1,64 мм. Относительное отверстие объектива 1:1,4, что дает нам (см. программу расчета глубины резкости) гиперфокальное расстояние, равное 45 м, т.е. если мы фокусируемся на объект, находящийся на расстоянии 45 м, то все объекты от 23 м до бесконечности будут резкими. Фокусировка на 45 м требует смещения от точки фокусировки на бесконечность на 0,014 мм. Таким образом, если рабочий отрезок окажется длиннее расчетного на 0,014 мм, то при полностью открытой диафрагме объекты в бесконечности всегда будут нерезкими. Теперь предположим, что у нас есть запас по перемещению объектива и за точным соблюдением рабочего отрезка мы можем не следить. Посмотрим, как скажется перекос объектива на 0,1 мм. Как выше было показано, это именно та точность, с которой изготовлено кольцо Panasonic DMW-MA1 Mount adaptor. Если мы фокусируемся на 12,5 м по центру кадра, то при перекосе один край будет ближе к точке фокуса на 0,05 мм и, следовательно, сфокусирован на бесконечность, а другой край будет отставать от точки фокуса на 0,1 мм и, следовательно, будет сфокусирован на 6 м. Впрочем, действительность оказалась несколько более радужной. Неточное изготовление кольца приводит скорее к неплотному прилеганию объектива, чем к его перекосу, поскольку структура деформации больше напоминает выбоину, чем наклон.

Объектив может использоваться как светосильный штатный, для портретного объектива больше подошло бы в полтора раза большее фокусное расстояние, но благодаря огромной светосиле, он прекрасно размывает фон и может конкурировать с остальными рассматриваемыми объективами и в этом качестве.

фото
F/1,4; 1/160 с; ISO-100;вспышка Panasonic DMW-FL500, режим AUTO


фото
F/5,6; 1/160 с; ISO-100;вспышка Panasonic DMW-FL500, режим AUTO

LEICA DG MACRO-ELMARIT 1:2,8/45 MEGA O.I.S.

LEICA DG MACRO-ELMARIT 1:2,8/45 MEGA O.I.S.

Еще один легендарный объектив от Leica. ELMARIT это светосильный ELMAR (сокращение от фамилий Ernst Leitz и Max Berek) с относительным отверстием 1:2,8. Полностью соответствует идеологии цифровых камер. Только электрический привод и никаких шкал на корпусе. С учетом, что это макрообъектив с огромным запасом по перемещению, он абсолютно не критичен к небольшим вариациям рабочего отрезка.

Очень неплохой макрообъектив, который позволяет без дополнительных удлинительных колец получать снимки в масштабе 1:1. Учитывая размер матрицы это позволяет переснимать без дополнительных приспособлений пленки практически любого формата. Сравнивая снимки в разном масштабе мы можем в очередной раз сравнить пленку и цифру и убедиться, что большинство 35 мм снимков не содержат избыточной информации по сравнению с 12 Мп цифровой камерой. Из широкой пленки можно бы вытянуть и больше, но не всегда, да и нужно это редко, так что камера с этим объективом может составить реальную конкуренцию пленочному сканеру. По быстродействию система обыграет любой сканер, а вот для удобства не хватает управления камерой с помощью компьютера.

фото
Фрагмент снимка миры на пленке КODAK T MAX 100. Кадр 6х6 полностью умещается в цифровом снимке

фото
Фрагмент снимка в масштабе 1:1

Снимок миры показывает, что на один различимый черный штрих приходится 1,45 пикселя. Если на фотографии запечатлен целиком кадр формата 6х6 см, то это означает, что мы можем различить 18 черных штрихов (или пар линий) на одном мм пленки. Если мы снимаем целиком кадр 36х24 мм, то мы можем различить уже 43 черных штриха , что для многих архивных пленок достаточно. Если же мы снимаем фрагмент кадра равный размеру матрицы 18х13,5 мм, то  разрешение увеличивается до 76 черных штрихов на мм. Для пленки ORWO CHROM UT 18, как видно на приведенном фрагменте, это уже избыточное увеличение. Да и на KODAK EKTACHROME 64 ситуация не намного лучше.

Миниатюра
Фрагмент
KODAK EKTACHROME 64 (EPR), Киев 88, объектив Мир 38
фото
фото


фото
фото


ORWO CHROM UT 18, Киев 88, объектив Волна
фото
фото


фотофото


Сравнить со снимками, сделанными зеркальными цифровыми камерами, и подробно прочитать о пересъемке пленки можно здесь.

Стабилизация малоэффективна при макросъемке, но может пригодиться при портретной съемке с нестудийным освещением.

фото
F/2,8; 1/125 с; ISO-100;вспышка Panasonic DMW-FL500, режим TTL AUTO
Новая матрица и угол зрения объективов

Таким образом, эти объективы покрывают диапазон фокусных расстояний от 7 до 200 мм. Отмечу, что четыре из этих объективов позволяют нам сравнить их качество при фокусном расстоянии 45 мм. Что касается угла зрения, охватываемого этими объективами, то здесь все не так просто, поскольку в отличие от предыдущей модели G1, в GH1 установлена новая матрица, которая в каноническом формате 4/3 имеет те же 12 мегапикселей, что и предыдущие, и, соответственно, дает точно такое же изображение. А вот форматы 3:2 и 16:9, в отличие от предыдущей камеры, получаются не только за счет обрезания части пикселей сверху и снизу, как у предыдущей камеры, но и за счет добавления новых пикселей справа и слева, так как новая матрица имеет их суммарное количество 14 Мп. Таким образом, если раньше горизонтальный угол охвата при всех форматах оставался постоянным, то теперь остается постоянным диагональный угол для всех форматов, кроме 1:1. Для формата 16:9 и 3:2 горизонтальный угол зрения теперь больше, чем раньше. Небольшая прибавка в горизонтальном угле зрения может оказаться полезной при панорамной съемке. Для оценки углов, которые мы можем получить при разных фокусных расстояниях, проведем небольшие вычисления. Нам известно, что размер матрицы при формате 4/3 составляет 18 x 13,5 мм, следовательно, размер пикселя 4,5 мкм. Зная размер кадра в пикселях, можно вычислить размер матрицы для каждого из форматов:

Формат
4/3
3/2
16/9
1/1
 4000 x 3000 4128 x 27524352 x 2448 2992 x 2992
Диагональ22,522,322,519
Ширина1818,619,613,5
Высота13,512,41113,5

Соответственно, для углов получим, округляя до полуградуса:

Формат4/33/216/9*1/1
Фокусное
расстояние
ДГВДГВДГВДГ=В
7116104881161068311610976,5107,588
1477,565,551,5776747,577,5704368,551,5
2548,539,53048412848,5432541,530
452822,5172823,515,52824,5142417
8016139,51613,591614813,59,5
14097,55,597,55984,585,5
2006,5546,55,53,56,55,535,54
* Угол зависит от метода обработки RAW

Кроме того, появился формат 1:1. В целом, этот формат интересен при пересъемке квадратных диапозитивов и при съемке объективом «круговой рыбий глаз». Впрочем, подобных для стандарта micro 4/3, кроме сделанного мной для предыдущей камеры, я пока не встречал. Основная прелесть квадратного формата в цифровой фотографии (в пленочной фотографии за квадратный формат есть и другие аргументы) — экономия места на карте памяти и, возможно, сокращение времени при обработке некоторых специфических типов съемки. Впрочем, с обработкой этого формата у меня возникли проблемы при конвертации из RAW. Программа SILKYPIX Developer Studio 3.0 SE версия 3.0.2.1 открывает файлы в формате 1:1, а вот dcraw нет. Поскольку на dcraw основаны почти все основные программы работы с raw, то и они корректно раскрыть этот снимок не могут. Программа SILKYPIX имеет богатые возможности, но отнюдь не все, которые доступны пользователям программ, основанных на dcraw. Как будет показано ниже, программа проводит некоторые преобразования, не советуясь с пользователем, и, таким образом, при обработке снимков в формате 16:9 часть информации, присутствующей в сыром файле, остается недоступной. Кроме того, хотя программу и можно запустить под Linux через wine, но работает она некорректно — предварительный просмотр сильно искажен и визуальный контроль коррекции сильно затруднен, программа часто виснет и.т.д.

При работе с RAW мной была замечена еще одна неприятная особенность. В режиме съемки в RAW и RAW + JPEG невозможно записать звуковые комментарии к кадрам, а наличие встроенного микрофона и возможности записывать видео является еще одной особенностью, отличающей эту камеру от предыдущей. Звук записывается в отдельный файл MOV, и причины такого поведения камеры мне непонятны.

LUMIX G VARIO 1:4/7-14 ASPH

LUMIX G VARIO 1:4/7-14 ASPH
фото
F=7 мм; F/5,6; 1/160 с; ISO-400
; 1:1; JPEG

фото
F=7 мм; F/5,6; 1/160 с; ISO-400; 4:3; JPEG

фото
F=7 мм; F/5,6; 1/160 с; ISO-400; 3:2; JPEG

фото
F=7 мм; F/5,6; 1/160 с; ISO-400; 16:9; JPEG

фото
F=7 мм; F/5,6; 1/160 с; ISO-400; 16:9; RW2/UFRaw
Все миниатюры 12% от оригинала, щелкнув по ним мышью, можно увидеть исходный снимок

Все снимки сделаны в режиме записи RAW+JPEG. При съемке в RW2 в формате 16:9 и преобразовании программами, основанными на dcraw (UFRaw и RawTherapee), можно получить еще больший угол зрения, чем при съемке в JPEG. При преобразовании SILKYPIX Developer Studio 3.0 SE даже при выключенной коррекции аберраций получается тот же результат, что и при съемке в JPEG. Интересно, что размер кадра отличается при этом незначительно 4368х2464, но при преобразовании в JPEG и корректировке аберраций существенно изменен масштаб, поэтому, в отличие от формата 4/3, снимки, сделанные в RW2 и JPEG, при наложении двоятся. Отсюда, кстати, следует, что проверять положение пылинок и искать битые пиксели при съемке в JPEG в формате 16:9 нельзя. Камера не просто преобразует сырое изображение в цветное, а существенно его редактирует, поэтому при съемке в JPEG следует очень внимательно контролировать все настройки камеры. За все надо платить, и дополнительная, по сравнению со снятой в JPEG, часть изображения страдает от заметного виньетирования и хроматических аберраций.

LUMIX G VARIO 1:3,5-5,6/14-45 ASPH. MEGA O.I.S.

LUMIX G VARIO 1:3,5-5,6/14-45 ASPH. MEGA O.I.S.
фото
F=14 мм; F/5,6; 1/125 с; ISO-400; 3:2; JPEG

фото
F=45 мм; F/5,6; 1/125 с; ISO-400; 3:2; JPEG

LUMIX G VARIO 1:4-5,8/14-140 ASPH MEGA O.I.S.

LUMIX G VARIO 1:4-5,8/14-140 ASPH MEGA O.I.S.
фото
F=140 мм; F/5,8; 1/200 с; ISO-400; 3:2; JPEG

LUMIX G VARIO 1:4-5,6/45-200 MEGA O.I.S.

LUMIX G VARIO 1:4-5,6/45-200 MEGA O.I.S.
фото
F=140 мм; F/5,6; 1/200 с; ISO-400; 3:2; JPEG

Сравнение трех объективов при фокусном расстоянии 14 мм

Фрагменты
фото
фото
фото
7-14
14-45
14-140
ISO-400; F:5,6; 1/125 с

Изображения достаточно близкие по качеству. Визуально чуть лучше смотрится снимок, сделанный LUMIX G VARIO 1:3,5-5,6/14-45 ASPH, а хуже всех LUMIX G VARIO 1:4-5,8/14-140 ASPH.

Сравнение четырех объективов при фокусном расстоянии 45 мм

Фрагменты
фото
фото
фото
фото
45
14-45
14-140
(41 мм)
45-200
ISO-400; F:5,6; 1/125 с

Лучше смотрятся снимки, сделанные LUMIX G VARIO 1:3,5-5,6/14-45 ASPH и LEICA DG MACRO-ELMARIT 1:2,8/45, последний остается конкурентоспособным и при полностью открытой диафрагме.

LEICA DG MACRO-ELMARIT 1:2,8/45
фото
фото
ISO-400; F:5,6; 1/100 с
ISO-400; F:2,8; 1/400 с

Сравнение двух объективов при фокусном расстоянии 25 мм

LUMIX G VARIO
1:3,5-5,6/14-45 (24 мм)
LEICA D SUMMILUUX
1:1,4/25
фото
фото
фото
F:5,6; 1/100 с
F:5,6; 1/100 с
F:1,4; 1/1600 с
Вспышка Panasonic DMW-FL500
Panasonic DMW-FL500 и LUMIX G VARIO 1:4-5,8/14-140 ASPH

В комплекте с камерой я получил вспышку Panasonic DMW-FL500. Вспышка сразу вызвала ощущение «дежа вю». Внешне она ничем не отличается от тестировавшейся несколько лет назад OLYMPUS FL 50. Для управления вспышкой используется пять кнопок и два колесика. Казалось бы, более чем достаточно, чтобы удобно выбрать любой режим.

   
фото


меню
меню
меню
меню
меню
меню
меню
меню
меню
меню
Меню, вызываемые кнопкой «MODE»
Меню, вызываемые длительным нажатием на кнопку «MODE».
Последний пункт, который, видимо, надо расшифровывать как СLose-uP — макросъемка. Он отвечает за индикацию на экране положения, когда вспышка повернута чуть вниз. В том описании, которое мне удалось скачать, этот пункт отсутствовал.

Однако все не так просто, и без описания не догадаться, что часть настроек осуществляется длительным нажатием на кнопку MODE. Описания у меня не было, но я скачал английскую версию и обнаружил, что это не полностью решает проблему. Один из возможных вариантов настроек отсутствовал. Довольно длительный перебор всех мыслимых комбинаций показал, что за аббревиатурой CLP скрывается включение индикации положения вспышки при повороте головы чуть вниз. Это положение используется при макросъемке и, вероятно, CLP является аббревиатурой от Close-up. Вспышка имеет следующие режимы: AUTO, MANUAL, TTL AUTO, TTL AUTO FP, MANUAL FP. Чем отличается режим FP от стандартного, я подробно изложил на интерактивной схеме в статье, посвященной вспышке Sigma EF-500 SUPER. Режим AUTO использует собственный датчик, расположенный на вспышке, в отличие от режима TTL, когда используется датчик камеры, расположенный за объективом. Как выяснилось, в автоматических режимах TTL при полностью открытой диафрагме дистанция съемки в режиме TTL AUTO FP допустимые расстояния до объекта от 5 до 19,9 м, в режиме TTL AUTO от 2,5 до 19,9 м, в ручном режиме минимальная дистанция съемки 2,5 м, в MANUAL FP 4,5 м. И только режим AUTO позволяет еще больше уменьшить мощность вспышки и снимать портреты 25 мм объективом с диафрагмой F:1,4 с дистанций меньших метра при вспышке, направленной на объект.

В ручном режиме можно регулировать мощность вспышки, меняя ведущее число. Максимальное ведущее число достигается при узком пучке света, согласованном с объективом с фокусным расстоянием 42 мм. Минимальное значение ведущего числа при работе с этим углом зрения 4,4. При работе с широким пучком, согласованным с объективом с фокусным расстоянием 12 мм минимальное ведущее число будет равно 2,5. И если выдвинуть рассеивающую заслонку, которая позволяет согласовать поток с 10 мм объективом, то минимальное ведущее число уменьшается до 1,8. Если разделить ведущее число на дистанцию до объекта, то мы получим диафрагменное число, которое надо установить на аппарате для получения нормального снимка при чувствительности 100 ISO. Замер ведущего числа показал неплохое соответствие выбранного ведущего числа с диафрагменным числом на флешметре, установленном на расстоянии 1 м, до ведущего числа 16. При дальнейшем увеличении ведущего числа мощность вспышки оказывается меньше заданной. Результаты измерений приведены на графике. Поскольку энергия пропорциональна квадрату ведущего числа, то мы имеем недоэкспонированные кадры, примерно, на пол деления диафрагмы. В целом, подобная картина характерна для вспышек с конденсаторами, потерявшими часть ёмкости. Проблема состоит в том, что мощность предварительного оценочного импульса от старости не меняется, и по этой оценке вспышка дозирует импульс, исходя из номинальной мощности, которая увы, меняется от времени. Расследование показало, что доставшаяся мне на тестирование вспышка выпущена более 4 лет назад и приведенные графики интересны в первую очередь именно для оценки изменения характеристик со временем. У меня аналогичную динамику по максимальной мощности показывает и вспышка Sigma EF-500 SUPER, выпущенная почти 10 лет назад.

график
N — ведущее число, выставляемое в меню, А - диафрагменное число, полученное замером флешметром, расположенным на расстоянии 1 м от вспышки

Замечу, что если вспышка работает автономно и если она подключена к аппарату, то индикация в режиме MANUAL разная. В первом случае индицируется доля от общей мощности вспышки, а во втором " дистанция до объекта, если вспышка зафиксирована в направлении на объект. Если мы чуть отклоним вспышку, то индикация будет работать в режиме долей от полной мощности.P.S.

Камера удобна. К ней легко привыкнуть. Органы управления обеспечивают оперативный доступ к необходимым функциям, не отрывая фотографа от процесса съемки. Для идеального воплощения замысла надо, чтобы камера стала продолжением его рук и глаз. А поскольку люди разные, то и универсального решения, удобного для всех, не существует. Появление полуавтоматических режимов в свое время облегчило жизнь фотографов, позволив постоянно контролировать только часть параметров. Повышает ли удобство пользования камерой интеллектуальная программируемая автоматика, контролирующая все технические параметры, — вопрос спорный. Ведь умная камера должна принимать решения, совпадающие с ходом мысли конкретного, а не абстрактного фотографа. И здесь, как и с расположением кнопок, нет единого удовлетворяющего всех решения. Возможно, тонкая настройка автоматики и даст при оперативной съемке идеальный результат, однако такая настройка дело трудоемкое и длительное, за это время можно довести до автоматизма и работу в ручных и, тем более, полуавтоматических режимах. Как меня учили, 90% времени уходит на изучение прибора и только 10% остается на исследование с его помощью природы. Закон этот всеобщий, и он относится и к системе micro 4/3 в целом и к данной камере. Изучение и тонкая настройка камеры через меню — процесс не очень привычный ни фотографам со стажем, ни программистам. Процедура не достаточно прозрачна и предсказать результат можно только с некой погрешностью. Степеней свободы, влияющих на результат, много больше, чем в ручном режиме. Камера сегодня может выполнять многие операции, которые раньше делались на компьютере, т.е. если в серебряный век и в начале цифровой эры решения можно было принимать в два этапа — при съемке и при проявке, то теперь все настройки автоматики надо делать до начала съемки. Я бы провел аналогию с самолетом, которым управляет пилот, и ракетой, вся программа полета которой жестко задается перед стартом, и только при подлете к Марсу выясняется, что в расчеты вкралась ошибка и всего предусмотреть не удалось. Нужен эксперимент и последующий анализ полученных данных, чтобы выбрать оптимальные настройки. История космонавтики показывает, что на один удачный надо несколько пробных пусков. Терминология меню и сюжетных программ далека и от классической физики, и от программирования. Для человека, знакомого со школьной физикой, более естественным является описание процесса выбора режима автоматикой в терминах освещенности, выдержки и диафрагмы. Идеологию программистов, на мой взгляд, лучше представляет система CHDK, позволяющая настраивать работу автоматики на языке программирования начального уровня.

Компания Panasonic утверждает, что не позиционирует эти продукты в профессиональный сегмент. Однако понятие профессиональной фотографии очень многолико. Так называемые профессиональные репортерские камеры функционально менее пригодны для многих видов технической и, безусловно, профессиональной съемки, чем существенно более простые компактные модели. По ряду параметров у рассматриваемой сегодня камеры нет конкурентов. Поэтому профессионалы, которым нужны именно эти функции, неизбежно обратят на неё внимание, вне зависимости от позиционирования камеры производителем.

Понятие любитель еще более расплывчато. В отечественной фотографии любитель исторически ассоциируется с одноименной камерой. Легендарный и желанный аппарат во всех его модификациях за долгие годы производства. На Западе же эталоном культовой любительской камеры стала другая камера того же завода — ЛОМО-компакт. Очевидно, что по идеологии и отношению к съемке эти камеры отличаются как земля и небо.

Можно сказать, что в камере GH1 удалось совместить оба эти подхода, но ни один из пользователей не будет крутить колесо выбора режимов на 360 градусов. Одним хватит правой половины, другим левой :-)

Камера предоставлена фирмой Panasonic

Цены

В таблице ниже приведена средняя розничная по Москве цена, актуальная на момент чтения вами данной статьи:

Panasonic Lumix GH1
Н/Д(0)



15 декабря 2009 Г.

Panasonic Lumix DMC-GH1

Panasonic Lumix DMC-GH1

Panasonic Lumix DMC-GH1

, G1. G1 GH1 , .

Panasonic Lumix DMC-GH1
G1

Panasonic Lumix DMC- GH1
G1

Panasonic Lumix DMC-GH1
G1

( ), , GH1 Panasonic . , , micro 4/3 .

, , Panasonic micro 4/3 4/3 .

LEICA DG MACRO-ELMARIT 1:2,8/45 MEGA O.I.S., LUMIX G VARIO 1:4/7-14 ASPH, LUMIX G VARIO 1:3,5-5,6/14-45 ASPH. MEGA O.I.S., LUMIX G VARIO 1:4-5,8/14-140 ASPH MEGA O.I.S., LUMIX G VARIO 1:4-5,6/45-200 MEGA O.I.S., LEICA D SUMMILUX 1:1,4/25 ASPH

, , .

, 20 . , , , 19 . , GH1 Lumix R mount adaptor Panasonic DMW-MA 3R. , . . 27,63 ±0,2. Leica R, , , , , Leica , . , Leica R 47 . 27,63 47 19,37.

DMW-MA1  DMW-MA 3R
DMW-MA1  DMW-MA 3R
DMW-MA1 DMW-MA 3R

4/3 Panasonic DMW-MA1 Mount adaptor. , , 4/3 38,67. , . 19,22 19,32 . 19,24 19,33 . 0,02 , , , , . , , , , , , . , , 19,27. , 19,4. , 19,32 19,43.

Panasonic Lumix DMC-GH1
Panasonic Lumix DMC-GH1
DMW-MA1
DMW-MA1
DMW-MA1
DMW-MA 3R
DMW-MA 3R
DMW-MA 3R

, , Panasonic DMW-MA1 Mount adaptor , . , micro 4/3 4/3. 38,67 19,335. micro 4/3 . . . , , , 7 , 10 , 0,5 .

LUMIX G VARIO 1:4/7-14 ASPH 0,25 — . , 7 0,2 , 14 — 0,8 .

LUMIX G VARIO 1:4-5,8/14-140 ASPH MEGA O.I.S. 0,5 — . , 140 39 . , , . , , , , .

, .

LEICA D SUMMILUX 1:1,4/25 ASPH

, , : Leica D SUMMILUX 1:1,4/25 ASPH. 4/3 Panasonic DMW-MA1 Mount adaptor. , . , , «A». SUMMILUX . , Legendary Leica Lenses: The 50mm f/1.4 Summilux. , .

LEICA D SUMMILUX 1:1,4/25 ASPH
LEICA D SUMMILUX 1:1,4/25 ASPH

Panasonic Lumix DMC-GH1

, , .. , , , . , , . . , . , .

0,38 . 25 , 1,64 . 1:1,4, (. ) , 45 , .. , 45 , 23 . 45 0,014 . , 0,014 , . , . , 0,1 . , , Panasonic DMW-MA1 Mount adaptor. 12,5 , 0,05 , , , 0,1 , , 6 . , . , , , .

, , , .


F/1,4; 1/160 ; ISO-100; Panasonic DMW-FL500, AUTO



F/5,6; 1/160 ; ISO-100; Panasonic DMW-FL500, AUTO

LEICA DG MACRO-ELMARIT 1:2,8/45 MEGA O.I.S.

LEICA DG MACRO-ELMARIT 1:2,8/45 MEGA O.I.S.

Leica. ELMARIT ELMAR ( Ernst Leitz Max Berek) 1:2,8. . . , , .

, 1:1. . , 35 12 . , , , . , .


ODAK T MAX 100. 66


1:1

, 1,45 . 66 , , 18 ( ) . 3624 , 43 , . 1813,5 ,   76 . ORWO CHROM UT 18, , . KODAK EKTACHROME 64 .

KODAK EKTACHROME 64 (EPR), 88, 38




ORWO CHROM UT 18, 88,




, , .

, .


F/2,8; 1/125 ; ISO-100; Panasonic DMW-FL500, TTL AUTO

, 7 200 . , 45 . , , , G1, GH1 , 4/3 12 , , , , . 3:2 16:9, , , , , 14 . , , , 1:1. 16:9 3:2 , . . , , . , 4/3 18 x 13,5 , , 4,5 . , :

4/3
3/2
16/9
1/1
  4000 x 3000 4128 x 2752 4352 x 2448 2992 x 2992
22,5 22,3 22,5 19
18 18,6 19,6 13,5
13,5 12,4 11 13,5

, , :

4/3 3/2 16/9* 1/1

=
7 116 104 88 116 106 83 116 109 76,5 107,5 88
14 77,5 65,5 51,5 77 67 47,5 77,5 70 43 68,5 51,5
25 48,5 39,5 30 48 41 28 48,5 43 25 41,5 30
45 28 22,5 17 28 23,5 15,5 28 24,5 14 24 17
80 16 13 9,5 16 13,5 9 16 14 8 13,5 9,5
140 9 7,5 5,5 9 7,5 5 9 8 4,5 8 5,5
200 6,5 5 4 6,5 5,5 3,5 6,5 5,5 3 5,5 4
* RAW

, 1:1. , « ». , micro 4/3, , . ( ) — , , . , RAW. SILKYPIX Developer Studio 3.0 SE 3.0.2.1 1:1, dcraw . dcraw raw, . SILKYPIX , , , dcraw. , , , , , 16:9 , , . , Linux wine, — , ...

RAW . RAW RAW + JPEG , , . MOV, .

LUMIX G VARIO 1:4/7-14 ASPH

LUMIX G VARIO 1:4/7-14 ASPH

F=7 ; F/5,6; 1/160 ; ISO-400
; 1:1; JPEG


F=7 ; F/5,6; 1/160 ; ISO-400; 4:3; JPEG


F=7 ; F/5,6; 1/160 ; ISO-400; 3:2; JPEG


F=7 ; F/5,6; 1/160 ; ISO-400; 16:9; JPEG


F=7 ; F/5,6; 1/160 ; ISO-400; 16:9; RW2/UFRaw
12% , ,

RAW+JPEG. RW2 16:9 , dcraw (UFRaw RawTherapee), , JPEG. SILKYPIX Developer Studio 3.0 SE , JPEG. , 43682464, JPEG , , 4/3, , RW2 JPEG, . , , , JPEG 16:9 . , , JPEG . , , JPEG, .

LUMIX G VARIO 1:3,5-5,6/14-45 ASPH. MEGA O.I.S.

LUMIX G VARIO 1:3,5-5,6/14-45 ASPH. MEGA O.I.S.

F=14 ; F/5,6; 1/125 ; ISO-400; 3:2; JPEG


F=45 ; F/5,6; 1/125 ; ISO-400; 3:2; JPEG

LUMIX G VARIO 1:4-5,8/14-140 ASPH MEGA O.I.S.

LUMIX G VARIO 1:4-5,8/14-140 ASPH MEGA O.I.S.

F=140 ; F/5,8; 1/200 ; ISO-400; 3:2; JPEG

LUMIX G VARIO 1:4-5,6/45-200 MEGA O.I.S.

LUMIX G VARIO 1:4-5,6/45-200 MEGA O.I.S.

F=140 ; F/5,6; 1/200 ; ISO-400; 3:2; JPEG

14

7-14
14-45
14-140
ISO-400; F:5,6; 1/125

. , LUMIX G VARIO 1:3,5-5,6/14-45 ASPH, LUMIX G VARIO 1:4-5,8/14-140 ASPH.

45

45
14-45
14-140
(41 )
45-200
ISO-400; F:5,6; 1/125

, LUMIX G VARIO 1:3,5-5,6/14-45 ASPH LEICA DG MACRO-ELMARIT 1:2,8/45, .

LEICA DG MACRO-ELMARIT 1:2,8/45
ISO-400; F:5,6; 1/100
ISO-400; F:2,8; 1/400

25

LUMIX G VARIO
1:3,5-5,6/14-45 (24 )
LEICA D SUMMILUUX
1:1,4/25
F:5,6; 1/100
F:5,6; 1/100
F:1,4; 1/1600

Panasonic DMW-FL500

Panasonic DMW-FL500  LUMIX G VARIO 1:4-5,8/14-140 ASPH

Panasonic DMW-FL500. « ». OLYMPUS FL 50. . , , .

     


, «MODE»
, «MODE».
, , , Lose-uP — . , . , , .

, , MODE. , , . . , CLP . , , CLP Close-up. : AUTO, MANUAL, TTL AUTO, TTL AUTO FP, MANUAL FP. FP , , Sigma EF-500 SUPER. AUTO , , TTL, , . , TTL TTL AUTO FP 5 19,9 , TTL AUTO 2,5 19,9 , 2,5 , MANUAL FP 4,5 . AUTO 25 F:1,4 , .

, . , 42 . 4,4. , 12 2,5. , 10 , 1,8. , , 100 ISO. , 1 , 16. . . , , , . , , . , , , , , . , 4 . Sigma EF-500 SUPER, 10 .

N — , , - , , 1

, , MANUAL . , " , . , .

P.S.

. . , . , . , , , . , . , , — . , , . , , . , , , , , . , 90% 10% . , micro 4/3 . — , . . , , , . , , .. — , . , , , , , . , . , . , . , , , . , , CHDK, .

Panasonic , . . , , , . . , , , .

. . . — -. , .

, GH1 , 360 . , :-)



, :

Panasonic Lumix GH1