Canon Power Shot A650IS


фото

Распространенное мнение, что чем камера меньше, тем больше она напоминает игрушку и годится только для любителя, не совсем верно, поскольку с оптической точки зрения короткофокусный объектив и маленькая матрица обладают некоторыми свойствами, которые отсутствуют у больших камер. Применение теории конвергенции между социализмом и капитализмом к фотографии дало, на мой взгляд, те же результаты, что и в экономике. Тезисы «Мы говорим  партия, понимаем  Ленин» и «Говорим фокусное расстояние, понимаем  угол зрения» — два сапога пара.  Причем оба на одну ногу, позволяют ходить только по кругу. Короткофокусный объектив в оптическом понимании смысла этого слова, т.е. когда фокусное расстояние измеряется считанными миллиметрами, при равном угле зрения с длиннофокусным, т.е. имеющим фокусное расстояние в несколько раз больше, обладает большей глубиной резкости. Т.о. маленькая камера в некоторых случаях может заинтересовать не только любителей, но и профессионалов. Рассматриваемая мной камера как раз и является одним из претендентов на роль компактной профессиональной камеры, для некоторых задач незаменимой. Коль скоро для профессионала это не универсальная камера, а камера, предназначенная для оптимальной реализации определенных задач, то, возможно, самым важным фактором после оптики является гибкость настроек данной камеры. По оптическим характеристикам — объектив, система стабилизации, матрица — данная камера является полным аналогом уже описанной  у нас на сайте Сергеем Щербаковым камеры Canon G9. По корпусу — это продолжение весьма удачной 600-й линейки камер, о которых мы неоднократно писали. Так, Canon A640 отличается от рассматриваемой камеры процессором, объективом с меньшим диапазоном изменения фокусного расстояния, отсутствием стабилизации и меньшим числом пикселей на матрице того же размера. Параметры, с точки зрения профессионального применения, скорее всего, не очень важные. В тех случаях, когда эту камеру стоит применять, они, скорее всего, не нужны, поскольку фоторужье, вероятно, все-таки лучше делать на базе зеркальной камеры. А вот отсутствие возможности управления от компьютера — фактор важный, и в том случае, если в нем есть необходимость, то лучше выбирать 640-ю, а не 650-ю камеру. Если сравнивать эту камеру с G9, то первое, что следует отметить, — так это потенциально полная идентичность по качеству снимков, которые могут быть получены этими камерами. Поэтому я даже не буду рассматривать здесь отдельно оптические тесты; если вас интересует, что можно получить, смотрите статью про G9. С другой стороны, вопрос сравнения 12-Мп камер с разными по размеру матрицами столь объемен, что я планирую его вынести в отдельную статью.

При осмотре с поверхности 650-я камера может похвастаться поворотным экраном, что является большим плюсом. Из минусов — отсутствие диоптрийной подстройки оптического видоискателя под глаз, пластмассовое штативное гнездо, меньше число кнопок прямого доступа к отдельным функциям. Функционально камеры различаются. Коренным отличием является все то же отсутствие дистанционного управления от компьютера у камеры G9. Остальные отличия, типа отсутствия возможности изначально записывать снимки в RAW формате и более бедное меню, являются недостатком времени, поскольку могут быть преодолены с помощью программного обеспечения CHDK (Canon Hacker's Development Kit — резидентная программа для компактных цифровых фотоаппаратов фирмы Canon, базирующихся на процессорах DIGIC II и DIGIC III). Подробнее читайте на английском и русском сайтах. Изначально термин Хакер возник в 60-х годах и переводится, как кто-либо, делающий мебель при помощи топора. Опираясь на наш литературный багаж, я бы сказал, что это специалист по подковыванию блох. Подковы иногда блохе мешают прыгать, но это еще не преступление. Криминальный оттенок термина распространили в массы киношники, вероятно, из зависти и от осознания собственной ничтожности :-). Очень рекомендую прочитать статью Эрика С. Рэймонда Как стать хэкером. В определенном смысле она поможет понять философию людей, модернизирующих фотокамеры.

Идея предоставить пользователю возможность программировать камеру под свои задачи возникла давно, ровно 9 лет назад я писал о камере Kodak DC265 Zoom, которая давала пользователю возможность писать собственные программы, расширяющие функциональность камеры. Canon такой возможности пользователю не дал. Однако оказалось, что, не меняя программного обеспечения камеры, можно заставить ее грузиться с карты памяти, причем было найдено оригинальное решение: если защелку на карте SD поставить в положение защиты от записи, то камера грузится с нее, и при этом у нее остается возможность записывать снятые фотографии на карту. Если разрешить запись на карту, то камера загружает исходное программное обеспечение. Меню CHDK существенно богаче родного. Мало того, существует множество версий с самыми разными функциями, заточенными на выполнение определенных задач, например, стереосъемки. Кроме этого постоянного программного обеспечения размером от 150 до 250 Кб, пользователь может использовать еще неограниченное количество собственных программ, написанных на языке, напоминающем Basic. Ниже я привожу меню программы CHDK.

меню
меню
меню
меню
меню
меню
меню
меню
меню
меню
меню

Вообще говоря, меню может быть на любом языке, существует и русская версия, просто программа настолько быстро меняется, что адаптировать каждую версию у авторов и пользователей не доходят руки. Поскольку меню представляет собой простой текстовой файл, то это относительно легко может сделать и сам пользователь, когда он определится, какая из существующих версий  ему больше подходит. Из дополнительных функций CHDK сразу дает пользователю: возможность записи файлов в формате Raw, эти файлы могут быть обработаны последними версиями программы DCRaw и графическими оболочками, ее использующими. Я использовал RawTherapee 2.4m1 и Rawstudio 1.0. На данный момент эти Raw файлы отличаются от стандартных каноновских Raw файлов тем, что они записываются в несжатом формате, не имеют вложенного изображения при предварительном просмотре, и заголовка EXIF. Это неудобство компенсируется тем, что камера всегда записывает 2 файла, один в формате Raw, а другой в JPEG. С одинаковым номером. Соответственно, файл JPEG является файлом предпросмотра и содержит всю информацию о параметрах съемки в заголовке EXIF.

Что касается информации на экране, то здесь просто полное буйство. Можно вывести гистограмму яркости, как общую, так и отдельно для каждого канала, результат расчета глубины резкости, минимальная дистанция фокусировки, максимальная дистанция фокусировки, дистанция до объекта, гиперфокальное расстояние. Можно вывести информацию о заряде аккумулятора, как в %, так и просто напряжение в В.

Еще одной весьма полезной функцией является реализация пульта дистанционного управления через разъем USB. С помощью скрипта или в некоторых случаях даже базовой программы опрашивается наличие напряжения на разъеме. В случае его появления камера делает снимок. С помощью скриптов реализованы и цейтраферная съемка, и всевозможные вилки, как по экспозиции, так и по фокусировке

Есть возможность и выводить на экран контуры предыдущего снимка, что позволяет достаточно точно совмещать кадры для получения панорам. На мой взгляд, это не заменяет хорошую панорамную головку, но иногда весьма удобно. Из курьезных функций, которые предоставляются CHDK пользователям камер Canon, это возможность чтения на экране книг и игры. Программа CHDK реализована для очень многих компактных камер Canon. Одноименная версия программы предоставляет примерно одинаковый набор функций,  хотя реализация разная и зависит от процессора камеры. В случае с рассматриваемой 650 моделью на карточку записывается всего один основной файл (кроме него, могут быть записаны программы-скрипты, локализованное меню, файлы разметки сетки на экране и т.д.).  С более старыми камерами их будет уже 2. Ограничением является то, что загрузка может осуществляться только с карточек, отформатированных FAT 16, что накладывает ограничение на их размер — 2 Гб. Проблему удается обойти, применив форматирование в FAT 16 с нестандартным кластером. Это можно сделать и самому, но существует специальная очень удобная программка Card Tricks, которая форматирует карту, делает ее загружаемой и переносит на нее файл CHDK. Судя по последним сообщениям, есть и еще один способ — разбить большую карту памяти на два первичных раздела. Один маленький сделать загрузочным и отформатировать в FAT 16, а второй отформатировать в FAT 32. Однако, я этот вариант не пробовал.

Вообще говоря, 2 Гб более чем достаточно, но если снимать в RAW, то файлы получаются большими, и на медленные маленькие карты записываются около 10 с. Применение скоростных карт, например SanDisk Extreme III, позволяет уменьшить это время до 3 с. Найти быстрые карты объемом меньше 4 Гб сегодня трудно, поэтому форматирование стандартным кластером является актуальным. Компьютер у меня читает эти карты без всяких проблем, а вот другие камеры с ними работать отказываются.

Таким образом, настраиваемость и управляемость камеры выше всяких похвал и при желании со стороны пользователя  может превзойти даже самые дорогие профессиональные.

У данной камеры может быть доработано не только программное обеспечение, но и конструкция, за счет  создания собственных дополнительных приспособлений. Как я уже отмечал выше, одним из минусов является пластмассовое штативное гнездо. Обычно установка на штатив используется для самосъемки длительных выдержек, и съемки панорам.   Если в первом случае совершенно все равно, где расположено штативное гнездо, главное, иметь возможность направить камеру на то место, где  вы планируете оказаться через 10 с, когда сработает затвор камеры. В случае длительных выдержек расположение штативного гнезда неважно если у вас есть спусковой тросик и штатив очень тяжелый и жесткий. В противном случае лучше, чтобы оно оказалось под спусковой кнопкой, — решение, которое долгие годы использовалось в камерах Лейка, ФЕД, Зенит. В случае съемки панорам камеру нужно вращать относительно узловой точки объектива. Камер, у которых эта возможность реализуется изначально, я не видел, обычно она реализуется с помощью специальных штативных головок. Особенность компактных камер с переменным фокусным расстоянием заключается в том, что если в них предусмотрено использование насадок, то они крепятся не к объективу, а к корпусу камеры. На мой взгляд, именно это крепление может оказаться более удобным и эффективным, чем штативное гнездо для крепления камер на штатив для съемки панорам. Во-первых, байонетное крепление позволяет камеру крепить быстро, а во-вторых, все равно точку крепления нужно вынести вперед. Как я реализовал подобную штативную головку, можно увидеть на нижеприведенной фотографии.

фото

Эта штативная головка позволяет вращать камеру относительно узловой точки объектива, как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Перемещая кольцо относительно тубуса, крепящегося к камере, можно установить точку вращения, относительно узловой точки именно при выбранном фокусном расстоянии объектива. Для удобства съемки горизонтальных панорам я сделал пружинный фиксатор, щелкающий через каждые 20 градусов, что позволяет при минимальном фокусном расстоянии  объектива данной камеры снимать панорамы при портретной ориентации кадра через 1 щелчок, и при ландшафтной через два.

Коль мы уж заговори о байонетном креплении насадок к данной камере, следует отметить, что он может использоваться для крепления фильтров и бленд, а также оптических насадок. Фирма Canon выпускает и телеконвертер TC-DC58C. На мой взгляд, несмотря на стабилизацию без приклада с ним снимать уже сложно :-) Некоторые считают, что угол зрения у данного объектива недостаточен, и хорошо бы иметь более широкоугольный. На этот случай фирма выпускает широкоугольный конвертер WC-DC58B, изменяющий фокусное расстояние объектива в 0,6 раза. Не так уж много, если сравнивать с максимальным углом зрения, достигаемым зеркальными камерами, но максималисты могут сделать насадку, позволяющую снимать все 180 градусов, причем, меняя фокусное расстояние объектива камеры,  можно получить как круговой Рыбий глаз, так и диагональный.

фото

Галерея снимков Белого моря

карта

Данную галерею предполагается сравнивать со снимками 2006-2007 гг, сделанными полноформатной зеркальной камерой Canon EOS 5D.

Панорама озера Кислого, сделанная с вышеописанной штативной головкой.

фото
В результате сшивки получилась панорама 18385х3280 пикселя. Съемка панорамы проводилась при портретной ориентации камеры.
Щелкнув мышью, можно увидеть панораму с высотой в 1500 пикселей.

Съемка воды с разными выдержками. Длинные выдержки достигались за счет установки перед объективом скрещенных поляризационных фильтров.

фото
Выдержка 1/5 с, ISO-80

фото
Выдержка 1/200 с, ISO-80

Уникальный фильм прилива, сделанный на основе цейтраферной съемки с интервалом в 30 с в течение 6 часов. Фильм — 11Мб, 1280х720 пикселей 24 кадра в секунду сжатие XVID . Интервальная съемки реализована с помощью скрипта к программе CHDK. Уникальный он потому, что с этой точки его точно никто не снимал.  О цейтраферной съемке мы подробно писали в одноименной статье. И как мы видим,  в данном случае качество не уступает. А вот если бы мы снимали его зеркальной камерой, то затвор уже пришлось бы менять. 

фото
Камера в точке съемки. Легкий штатив утяжелен привязанным к нему валуном. Кадр снят в максимум отлива.

В 1924 году фирма лондонская фирма Бек (Beck of London) изготовила объектив, известный под названием Hill Sky Lens и предназначенный для съемки одним кадром всей небесной полусферы в метеорологии и астрономии. Это был, вероятно, первый объектив Рыбий глаз. Отдавая дань основному назначению объективов с охватом в 180 градусов, первым кадром представим небесную полусферу, чтобы можно было убедится в охвате насадки и в том, что погода для этих широт сносная, но для съемки можно пожелать и лучшего.  

фото
фото

Ночная съемка вполне удовлетворительна, если снимать со штатива, и теряет всю свою прелесть, если поднять чувствительность и попытаться снимать с рук.

фото
ISO-400, 1/80 с

фото
ISO-80, 1/50 с

P.S.

Если считать, что цель фотографа — сделать или настроить камеру оптимальным образом для конкретного снимка, то данная модель представляет ему такие возможности, причем в неожиданно большом диапазоне случаев.

Цены

В таблице ниже приведена средняя розничная по Москве цена, актуальная на момент чтения вами данной статьи:

Canon Power Shot A650IS
Н/Д(0)





Дополнительно

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.