Рыбьи глаза и компактные камеры

фото
Часть 2 — Зенитар

В предыдущей статье рассмотрен был вариант получения афокальной насадки с использованием кругового объектива Рыбий глаз Пеленг. Используя ту же технологию, появляется возможность получить круговой Рыбий глаз из объектива Зенитар.


Оптическая схема объектива МС Зенитар-М. F=16 мм

Для кадра 24×36 мм Зенитар дает изображение с углом 180 градусов по диагонали, т. е. если бы кадр был бы 44×44 мм, то Зенитар был бы для него круговым объективом Рыбий глаз. Следуя логике предыдущей статьи, нам нужно поставить также дополнительную линзу, но более сильную, чем в предыдущем случае. Там я использовал заднюю линзу от двукратного окуляра микроскопа, теперь возьмем от 4-кратного. Это линза с меньшим фокусным расстоянием, примерно равным 3 см. Для крепления линзы вместо фильтра я выточил оправу с внешней резьбой для крепления к объективу и внутренней резьбой для крепления линзы окуляра.

фотофото
  

В результате, точка фокусировки сдвигается ближе к объективу, рабочий отрезок сокращается примерно до 2,5 см, изображение становится меньше и мы получаем в кадре круг с охватом 180 градусов. В этот круг попадает бленда, поэтому ее необходимо с объектива снять. Чтобы снять бленду, нужно отвинтить 3 винта. В дальнейшем, можно надевать бленду вместе с крышкой, не крепя ее винтами, чтобы защитить переднюю линзу объектива. А можно изготовить и новую крышку, надевающуюся прямо на объектив :-)

фотофото
  

Конструкция насадки для камеры Canon Power Shot A650IS совпадает с описанной в предыдущей статье, однако насадка получается чуть короче, поскольку уменьшение рабочего отрезка объектива за счет использования более короткофокусной линзы позволяет использовать на одно 7 мм удлинительное кольцо меньше.

Задача по получению объектива Рыбий глаз, таким образом, решена, и весьма успешно, хотя более короткофокусная линза по сравнению с используемой в предыдущей статье с объективом Пеленг, дает большие аберрации. Поэтому желательно всегда устранять хроматические аберрации программно. В этом случае для насадки типа круговой Рыбий глаз эти два объектива дают сопоставимый результат. Для устранения хроматических аберраций существует множество программ. В нижеприведенных примерах исправление проводилось при преобразовании из Raw с помощью программы UFRaw. В последней версии от 19/10/2008 — UFRaw-0.14.1 при компиляции из исходных кодов можно включить модуль (./configure --with-lensfun) исправления аберраций «lensfun», написанный Андреем Заболотным.

UFRaw
Исправление хроматических аберраций в программе UFRaw
Зенитар
Пеленг
фото
фото
Миниатюры. Щелкнув по ним мышью, можно увидеть исходное изображение, преобразованное из Raw в JPEG. Даже на миниатюрах можно заметить, что хотя угол охвата совпадает, но геометрия искажений у этих насадок разная. Сжатие на краях в случае использования объектива Зенитар существенно больше, при практически равном масштабе по центру кадра. На снимке, сделанном с помощью объектива Пеленг, заметен кольцевой блик на мостовой в зоне противоположной наиболее яркой части неба. Приведенные снимки получены при фокусном расстоянии объектива аппарата — 13 мм при использовании Зенитара и 22 мм при работе с Пеленгом
фото
фото
Центр кадра
фото
фото
Край кадра
фото
фото
Край кадра с исправленными хроматическими аберрациями

Ситуация с бликами в случае использования объектива Зенитар получается более привлекательной, чем при использовании объектива Пеленг.

Зенитар
Пеленг
фото
фото
Фокусное расстояние объектива камеры 15 мм
Фокусное расстояние объектива камеры 22 мм
Снимки сделаны в JPEG, хроматические аберрации исправлены программой Fix-CA

Получившаяся конструкция допускает большее изменение масштаба, однако парадокс состоит в том, что когда, увеличивая фокусное расстояние объектива аппарата, мы превращаем нашу насадку из насадки типа круговой Рыбий глаз в насадку типа диагональный Рыбий глаз, качество картинки получается хуже, чем при использовании кругового объектива Рыбий глаз Пеленг в качестве диагональной насадки.

Зенитар
Пеленг
фото
фото
Фокусное расстояние объектива камеры 29 мм. Вариант снимка с исправленными хроматическими аберрациями см. здесь
Фокусное расстояние объектива камеры 44 мм

При изменении фокусного расстояния камеры отношение качества в центре и на краях остается практически неизменным. Таким образом, это свойство всей оптической системы в целом, а не объектива Зенитар в отдельности.

Зенитар
фото
фото
Фокусное расстояние объектива камеры 29 мм. Вариант снимка с исправленными хроматическими аберрациями см. здесь
Фокусное расстояние объектива камеры 44 мм

Продолжая эксперименты, можно попытаться, используя схему составного объектива, получить из объектива Зенитар объектив круговой Рыбий глаз для зеркальных камер. В качестве второго объектива можно использовать объектив Индустар 61 ЛЗ, объектив Гелиос 44, или тот же Юпитер 3, что мы использовали в насадке. Хотя рабочий отрезок Юпитера 28,8, а не 45 мм, но в случае составного объектива он используется как макро объектив, и, следовательно, его расстояние до матрицы будет больше 45 мм. Получившийся результат, впрочем, оказался весьма посредственным и годится только для основного исторического применения — съемки облачности.

фото
фото
Canon EOS 5D
Галерея
фотофото
фотофото
фотофото
фотофото
P.S.

Итак, задача получить насадку типа круговой Рыбий глаз успешно решается с помощью объектива Зенитар. Учитывая его более низкую стоимость, эта конструкция может быть интереснее, чем конструкция с Пеленгом. В случае, когда нам нужен именно круговой Рыбий глаз, Зенитар дает существенно меньше бликов, и характерная для Пеленга периферийная кольцевая засветка практически незаметна. К сожалению, универсальной конструкции не получается, если мы хотим получить просто широкоугольную насадку, изменяя фокусное расстояние объектива аппарата, то результат получается хуже, чем с Пеленгом. Широкоугольную  насадку из Зенитара тоже можно получить, но для этого надо менять линзу, расположенную за объективом, и изменять расстояние между элементами насадки, что сильно снижает оперативность конструкции. Большим удобством использования насадки является то, что точная юстировка осуществляется автоматически за счет автофокуса аппарата. В случае, если мы хотим использовать составной объектив с зеркальной камерой, всю фокусировку придется делать вручную и получить оптимальный результат довольно сложно. Если к этому добавить еще  существенное увеличение аберраций, то подобное решение  можно рекомендовать только как аварийное для метеостанций, когда другая возможность получить снимок небесной полусферы отсутствует.




29 октября 2008 Г.

2

2 —

. , .


-. F=16

24×36 180 , . . 44×44 , . , , , . , 4-. , 3 . .

   

, , 2,5 , 180 . , . , 3 . , , , . , :-)

   

Canon Power Shot A650IS , , 7 .

, , , , , . . . . Raw UFRaw. 19/10/2008 — UFRaw-0.14.1 (./configure --with-lensfun) «lensfun», .

UFRaw
UFRaw
. , , Raw JPEG. , , . , . , , . — 13 22

, .

15
22
JPEG, Fix-CA

, , , , , , .

29 . .
44

. , , .

29 . .
44

, , , . 61 , 44, 3, . 28,8, 45 , , , , 45 . , , — .


Canon EOS 5D

P.S.

, . , , . , , , . , , , , , .   , , , , . , . , , .   ,   , .