Toshiba PDR-M70, Sony DSC-S70 CyberShot и Casio QV-3000


Истина познается в сравнении. Поэтому поскольку выдалась редкая возможность одновременно протестировать 3 камеры, Toshiba, Sony и Casio, то результаты тестов будут приведены общие для этих камер. Камеру Casio QV-3000 я уже тестировал отдельно, подробно о ней вы можете прочитать в статье. А сейчас краткое введение и затем подробно о камерах Toshiba и Sony.

3-мегапиксельные камеры, с одинаковыми, как мне кажется, объективами. Один, у Toshiba, говорят, — от Canon, другой, у Sony — от Carl Zeiss. Похоже, что у цифровых камер сформировался стандартный объектив. Как в свое время очень многие пленочные камеры комплектовались объективами типа Тессар — Индустар, так у цифровых камер образовался некий стандарт: фокусное расстояние 7-21 мм, 8 элементов в 7 группах, и все видимые с поверхности детали элементов объектива и затвора, на первый взгляд, абсолютно одинаковы. Этими объективами на сегодняшний день, как мне кажется, укомплектованы камеры Casio, Epson, Toshiba и Sony. Конечно, у объективов, кроме явных, легко измеряемых характеристик, есть еще ряд особенностей, которые можно охарактеризовать только на уровне ощущений. Здесь я рекомендую прочитать статью Алексея Николаева «О Carl Zeiss и других легендах в фототехнике».

Из тестируемых камер только Casio имеет возможность передачи данных через последовательный порт, камеры же Sony и Toshiba полностью порвали с прошлым, и — либо USB, либо ничего. Естественно, что Sony использует для записи Memory Stick, а Toshiba — тоже собственную карту SmartMedia. Правда, в отличие от Memory Stick, карту SmartMedia используют не только камеры Toshiba, но и Olympus, AGFA. Ну, а Casio не ищет лавров создателя нового стандарта и, как и многие другие, использует CompactFlash. Несмотря на различие в носителях, каждая из камер может использоваться как устройство для чтения карт, причем универсальное. При подключении камер через USB порт к компьютеру у вас в папке «мой компьютер» появляется съемный диск, с которым вы можете обращаться по собственному усмотрению: хотите — храните фотографии, хотите — текстовые документы. Учитывая распространенность USB, это неплохой способ переноса данных с одного компьютера на другой.

Аналогичная история и с аккумулятором. Casio использует 4 стандартных элемента питания размера АА, этот могут быть как Ni-Cd, так и Ni-MH аккумуляторы, или простые батарейки этого размера. Sony и Toshiba используют аккумуляторы собственной конструкции, причем, если ионные аккумуляторы NP-FM50 емкостью 1180 мА·ч достаточно доступны, поскольку используются видеокамерами Sony, то аккумуляторы от Toshiba не только самые маленькие по размеру, а значит, и с наименьшей емкостью, но еще и являются довольно большой экзотикой на просторах севера Евразии. Зарядным устройством для аккумуляторов, как у Toshiba, так и у Sony, является сама камера, которая подключается к сети переменного тока через блок питания. Он обеспечивает как зарядку аккумуляторов, так и питание от сети. Важным свойством, которое выделяет камеру Sony, является индикация оставшегося заряда в минутах.

Качество изображения, получаемое всеми тремя камерами, на мой взгляд, очень хорошее. И хотя при детальном рассмотрении в тестах удается найти нюансы, отличающие изображения, снятые этими камерами, однако главным при выборе становятся функциональные возможности. Поскольку «на вкус и цвет товарища нет», вероятно, каждая из камер найдет своих приверженцев. Итак, переходим к камерам.

Toshiba PDR-M70

Если посмотреть на эту камеру спереди, она просто ничем не отличается от пленочных мыльниц. Что отличает эту камеру от других цифровых собратьев, так это режим диктофона. Таким образом, с этой камерой вы можете получать фотографии размером 2048×1536, видеоролики 320×240 пикселей с частотой 15 кадров в сек, плюс режим, который позволяет записать на один кадр 36 изображений с интервалом 0,07 сек., причем сама камера способна проигрывать этот кадр как видеоролик. Ну и еще несколько часов аудиозаписи в режиме диктофона. Кроме того, хотя камера и не обладает полностью ручным управлением, зато ее возможности контроля автоматики буквально охватывают все стороны ее деятельности и, наверное, самые богатые из того, что мне встречалось до сих пор.

Меню автоматического режима. Значки слева позволяют выбрать одну из 6 программ съемки:

  • Автомат
  • Портрет
  • Ландшафт
  • Спорт
  • Ночная сцена
  • 36 снимков на один кадр

Меню режима приоритета диафрагмы. Значки слева позволяют выбрать:

  • Баланс белого
  • Зону замера
  • Режим фокусировки
  • Внешнюю или встроенную вспышку
Вид экрана в режиме приоритета выдержки. Рамкой отмечено положение зоны замера.
Вид экрана в режиме видеосъемки Меню настроек в режиме съемки Меню регулировки яркости экрана

Так, оценить правильность выбора выдержки и диафрагмы вы можете по диаграмме распределения яркостей, которая высвечивается на экране. Вы можете выбрать одну из 5 точек, в которых будет производиться автофокусировка и замер экспозиции. Возможности ручных установок несколько беднее, чем у конкурентов. Но тоже не маленькие. Вы можете снимать с приоритетом выдержки и диафрагмы, вносить экспокоррекцию, и этого в общем-то достаточно для того, чтобы выбрать любую пару выдержки и диафрагмы, просто в отличие от камер с ручной установкой, вам придется задать режим приоритета выдержки или диафрагмы, а затем, с помощью экспокоррекции, добиться желательного вам второго параметра. Другими словами, в режиме приоритета диафрагмы — выдержки, а в режиме приоритета выдержки — диафрагмы. А вот возможности ручной наводки на резкость совсем бедные, можно задать вручную только одно значение — бесконечность.

         

Меню режимы просмотра и настройки не менее богатые:

Просмотр параметров снятого кадра Гистограмма распределения яркостей Просмотр фрагмента кадра
Меню режима воспроизведения Меню копирования между SM картами Меню настроек

Камера оснащена стандартным синхроконтактом для подключения внешней вспышки. Для прослушивания звука есть динамик, но можно подключить и наушники. USB и Видео кабели используют один разъем. Для питания используется литиевый аккумулятор собственной конструкции. Хороший аккумулятор, но купить второй может стать проблемой. У камеры есть возможность воспользоваться оптическими насадками, правда, с помощью довольно экзотического (резьба на камере 45 мм) переходного кольца, так что если у вас нет токарного станка, вам придется выложить фирме Toshiba еще $20-30.

Вообще, на мой взгляд, возможно, это и не оптимальная камера для тех, кто профессионально занимается именно фотосъемкой, но зато это прямо-таки идеал для пишущей братии: не привлекает внимания, бесконечно большой цифровой диктофон. И если надо, можно получить великолепные фотографии и даже видеоролики. Да и для переноса статей в редакцию места на карте памяти можно отвести много больше, чем на дискете.

Немного о мелочах. Изюминкой является верхний ЖКИ с подсветкой, а роль граблей, на которые теперь наступила и Toshiba, сыграла крышка объектива, которая не крепится к камере при открытом объективе, и ее легко потерять. Правда, в отличие от Olympus 2000, мотор объектива сам ее не спихивает, так что вы ее не уроните, случайно включив камеру. Правда, есть риск, что часто включая камеру не сняв крышку, вы сломаете механизм объектива.


SONY DSC-S70

Почти полностью металлический корпус, и единственная камера в этом обзоре с металлическим гнездом для крепления к штативу.

Светосильный вариообъектив Carl Zeiss Vario-Sonnar, максимальный размер кадра, как и у остальных, 2048×1536, возможность записывать кадры, как сжатые в формате JPEG, так и несжатые в формате TIFF. Впрочем, камера комплектуется 8-мб картой памяти Memory Stick, а размер одного несжатого файла с изображением в формате TIFF свыше 9 Мб, поэтому использовать этот формат не довелось.

Камера снабжена оптическим видоискателем, как уже стало привычным для камер этого класса, с диоптрической коррекцией, а также, соответственно, 2-дюймовым ЖК экраном с 123000 пикселей.

К сожалению, экран здесь обычный, с задней подсветкой, Sony в этой камере отказалась от использования гибридного дисплея. Яркость камеры, хоть и регулируется, но на ярком солнце это слабо помогает. Камера, кроме автоматического режима, имеет режим приоритета выдержки и режим приоритета диафрагмы, можно вручную установить дистанцию съемки с расстояниями 0,5 м, 1м, 3м, 7м и бесконечность. Есть возможность использовать оптические насадки, опять же выложив фирме Sony за переходное кольцо. Причем можно использовать как стандартные фокальные насадки, о которых я писал в статье, так и специально приспособленные для этой камеры насадочные линзы типа широкоугольной MHG07, использование которой для получения резкой картинки должно быть обязательно отмечено в меню камеры.

Вид экрана в режиме приоритета диафрагмы
Меню выбора баланса белого.
Вид экрана в режиме воспроизведения

Меню настроек:

  • Видео выход (NTSC или PAL)
  • Язык (английский или японский)
  • Время и дата
  • Звук затвора (Вкл /Выкл)
  • Регулировка яркости экрана

Можно использовать и внешнюю вспышку, однако отнюдь не со стандартным синхроконтактом, поэтому, вероятно, только Sony HVL-F1000. Говорят, что в Штатах она стоит $120. Одна из особенностей, которые выделяют эту камеру, это формат кадра 3:2, что позволяет точно уместиться при печати на стандартной открытке. А в черно-белом режиме камера записывает снимки в формате GIF. У камеры есть возможность записывать со звуком видеоролики в формате MPEG. Так что это вполне полноценная MPEG камера, причем в комплект входит и программа для редактирования видеороликов в этом формате. Это вторая камера с возможностью записи видеоролика в формате MPEG в моих обзорах, причем первая из них, Hitachi MP-EG1A, для записи видеофильма использовала винчестер объемом 260 Мб с форм-фактором PCMCIA тип III. Теперь в скором времени аналогичный объем Sony обещает уместить на карте памяти Memory Stick.

Результаты испытаний

Камеры показали очень близкие результаты, как по разрешению, так и по спектральным характеристикам. Впрочем, можно отметить, что изображение, получаемое камерой Casio, несколько мягче остальных, а у камеры Sony при максимальных разрешениях ограничение наступает не из-за того, что яркость светлых и темных полос становится одинаковой, а из-за ярко выраженного муара.

Toshiba PDR-M70 Sony DSC-S70 Casio QV-3000

На фотографии спектра от дифракционной решетки белыми вертикальными линиями отмечена область, видимая моим глазом. Съемка производилась при близких значениях выдержки диафрагмы для всех трех камер. Учитывая, что чувствительность матрицы у камеры Sony больше, большим получился и спектральный охват.

Сравнение чувствительности матриц камер с экспонометром камеры Canon EOS 50 дало следующие результаты:

    Свет галогенной лампы накаливания мощностью 500 вт , расположенной на расстоянии 1 м Дневной свет
камера диафрагма выдержка (с) выдержка (с)
EOS 4 1/125 1/30
Casio 4 1/125 1/20
Toshiba 4 1/90 1/10
Sony 4 1/125 1/30

Таким образом, чувствительность матрицы приблизительно соответствует чувствительности пленки:

Камера Лампы накаливания (ISO) Дневной свет (ISO)
Sony 100 100
Casio 100 64
Toshiba 64 45

Из всех этих камер через последовательный порт может общаться с компьютером только Casio. Как уже говорилось, все три камеры могут использоваться как устройство для считывания соответствующих карт памяти. При подключении камеры через USB шину к компьютеру карты памяти становятся доступны как съемный диск в папке «мой компьютер». Тестирование проводилось с помощью программы WinBench 99 :

  Toshiba PDR-M70 Sony
DSC-S70
Casio
QV-3000
Disk CPU Utilization (%) 8,43 4,2 6,67
Disk Access Time (мс) 8,02 113 25,7
Disk Transfer Rate:Beginning (Кбайт/с) 684 450 330
Disk Transfer Rate:End (Кбайт/с) 668 429 333

Отмечу, что Toshiba продемонстрировала для карт собственной разработки гораздо более высокую скорость, чем у других фирм, использующих карты SmartMedia.

Заключение

Три камеры с примерно одинаковыми возможностями разрешения и чувствительностью матрицы. Дизайн их тоже чем-то схож и близок к традиционным пленочным камерам.

Основное отличие в используемых картах памяти и аккумуляторах. Наиболее удобными источниками питания, видимо, являются аккумуляторы фирмы Sony.

Камеры предназначены для использования в автоматическом режиме, режиме приоритета выдержки и приоритета диафрагмы. Однако у камеры Casio есть недокументированная возможность, позволяющая ее использовать и в полностью ручном режиме.

Режим фокусировки. Единственная камера, позволяющая проводить фокусировку вручную по ЖК экрану, это камера Casio. При этом камера Casio не показывает расстояния до объекта и не позволяет вам воспользоваться для наводки на резкость рулеткой. Камера Sony позволяет вам установить одно из 5 значений дистанции до объекта и добиться точной фокусировки, приближаясь или удаляясь от него.

Только камера Casio имеет специальный режим для съемки панорамы, однако это не мешает вам сшить панораму из отдельных кадров, снятых камерами Sony и Toshiba.

Камеры Sony и Toshiba позволяют записывать видеоролики со звуком. Toshiba позволяет также записывать звук отдельно в режиме диктофона.

Камеры Sony и Toshiba предполагают использование оптических насадок для увеличения возможностей камеры. Камера Casio не предполагает, но это не мешает вам решить эту задачу самостоятельно (см. статью «Доработка камеры Casio»).

Камеры Sony и Toshiba позволяют регулировать яркость ЖК экрана, у камеры Casio — такой возможности нет.

Ни одна из этих камер не имеет ни дистанционного управления, ни режима управления съемкой с компьютера, в отличие от камеры EPSON PHOTO PC 3000Z (управление с компьютера) или Olympus (ИК дистанционное управление).

Камера Toshiba имеет стандартный синхроконтакт для подключения внешней вспышки. Камера Sony позволяет подключить к ней внешнюю согласованную вспышку фирмы Sony. Камера Casio позволяет синхронизоваться с внешней вспышкой только по световому импульсу собственной вспышки.

Камеры Sony и Toshiba общаются с компьютером только через USB шину. Камера Casio позволяет общаться с компьютером через последовательный порт и USB шину, а также с другими камерами через ИК порт по протоколу Ir Tran-P. Для всех карт памяти существуют отдельные устройства считывания, которыми вы можете воспользоваться.

Камера Toshiba имеет наиболее информативное экранное меню. А камера Casio создает на карте памяти индекс в формате html.

Однозначного лидера среди этих камер выбрать сложно. Вероятно, наибольшее влияние на ваш выбор может оказать ваше отношение к различным типам карт памяти, а также цена, за которую эти камеры будут продаваться. Пока самой дешевой является Casio, впрочем, ее комплектация самая бедная.

Технические характеристики

Камера Toshiba PDR-M70 Sony DSC-S70 Casio QV-3000
Максимальный размер кадра 2048×1536 JPEG, 320×240 AVI 2048×1536 JPEG/TIFF/GIF,
320×240 MPG
2048×1536 JPEG/TIFF,
320×240 AVI DML Motion JPEG
Память SmartMedia Memory Stick Плата CompactFlash Type I/II, IBM microdrive
Датчик изображений Матрица ПЗС 3,37 милиона пикселей 1/1,8 дюйма Матрица SuperHAD ПЗС 3,34M пикселей 1/1,8 дюйма Матрица ПЗС 3,34M пикселей 1/1,8 дюйма
Объектив F2,0-2,5
f=7-21мм
Carl Zeiss Vario-Sonnar
F2,0-2,5
f=7-21мм
Canon
F2,0-2,5
f=7-21мм (эквивалентно 33-100мм 35мм камеры), 8 элементов в 7 группах
Диапазоны фокусировки 80 см — бесконечность в автоматическом режиме. 
9 см — бесконечность — режим макро 
25 см — бесконечность в автоматическом режиме. 
6-20 см — режим макро 
0,5 м, 1 м, 3 м, 7 м, бесконечность
30 см — бесконечность в автоматическом режиме. 
6-30 см — режим макро 
6 см — бесконечность — ручной режим
Установка экспозиции Приоритет диафрагмы 
Приоритет выдержки 
Приоритет диафрагмы 
Приоритет выдержки 
Приоритет диафрагмы 
Приоритет выдержки 
Ручная установка выдержки и диафрагмы
Выдержка 8 - 1/1000 с 8 - 1/1000 с 2 (60) - 1/1000 с 
Диафрагма F:2 - F:8 F:2 - F:8 F:2 - F:8
Монитор 1,8 дюйма 2 дюйма (123К пикселей) 1,8 дюйма (122100 пикселей;555х220)
Входы/выходы USB, видеовыход NTSC/PAL  USB, видеовыход NTSC/PAL  Последовательный порт,USB, видеовыход NTSC/PAL 
Инфракрасный канал     IrDA1,1; протокол IrTran-P
Питание PDR-BT1 (3,7 в) NP-FM50 InfoLITHIUM (7,2)
адаптер переменного тока
4 элемента АА, адаптер переменного тока
Размер 116×76×62 мм 130×100×149 мм 134,5×80,5×57,5 мм
Вес   440 г 320 г без элементов питания

красным отмечены недокументированные возможности

Фото

Фрагменты

Toshiba PDR-M70 Sony DSC-S70 Casio QV-3000
198КБ 245КБ 223КБ

Исходные кадры

1141КБ 1372КБ 1364КБ


Камера Toshiba предоставлена компанией «Digital Nature»
Камера Sony предоставлена компанией «Мультимедиа Клуб»
Камера Casio предоставлена компанией «ТЕЛЕ-СЕРВИС МС»





Дополнительно

iXBT Brand 2018

"iXBT Brand 2018" - Выбор читателей в номинации "Процессоры (CPU)":
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.