Леонардо, EPSON, прочие чудеса


За сутки до Международного Женского Дня (впрочем, оный в Европе отмечается не столь ударно, как в России) в «Музее Техники Леонардо» (Милан, Италия) состоялась большая пресс-конференция, посвященная анонсу целого ряда новых продуктов корпорации EPSON, ориентированных в первую очередь на фото-индустрию

Были представлены четыре новых принтера и несколько устройств, непосредственно связанных с фотопечатью. Событие носило достаточно громкое имя — «State-Of-The-Art Digital Photo Solutions», во всех отношениях намекая на столь актуальную ныне связь между хайтеком и искусством:

Справедливо отмечу, что столь уверенное название, несомненно, соответствовало уровню конференции и представленных на ней продуктов. После пресс-конференции приглашенных на нее журналистов и специалистов ожидала фотовыставка работ известного итальянского фотографа, выполненных не без помощи принтеров EPSON, и демонстрация предпродажных образцов только что объявленных продуктов, в ходе которой все приглашенные (в том числе и ваш покорный слуга) могли собственноручно испытать «в деле» и обсудить представленные им устройства. Ближе к вечеру присутствующие насладились выступлением прекрасного джазового трио, включавшего очень темпераментного контрабасиста:

глядя на которого, тянет назвать карточку «Этот Чертовский Джаз». Благодаря еще открытому демонстрационному залу ваш покорный слуга тут же напечатал эту фотографию на только что представленном принтере EPSON и подарил ее музыканту, сорвав свою долю аплодисментов за столь наглядную демонстрацию преимущества цифровых фото-технологий :-).

Еще несколько сделанных в Милане фотографий

«Идущие» — так порою выглядит выход из миланского метро:

Потрясающий душу мрачной готикой «Доме» — главный собор города:

«Комуне ди милано» — одинокий голубь на карнизе за окном:

«Кока-Ковбой» — коллега с сайта 3DNews на фоне ночной жизни :-):

Расстанемся с воспоминаниями и перейдем к сути вопроса — новым принтерам EPSON Stylus Photo 950, на котором вышеупомянутая фотография и была напечатана, и EPSON Stylus Photo 2100.

EPSON Stylus Photo 950

Перед нами новый флагман EPSON формата А4. Шестицветная модель четко ориентирована на фотопечать. На рынке принтер позиционируется как решение для фото-энтузиастов и полупрофессионалов, предпочитающих цифровые технологии обработки и печати фотографий (столь модная ныне цифровая темная комната, Digital Dark Room), обычным. Не надо пугаться: «полупрофессиональность» в позиционировании продукта никоим образом не стоит рассматривать как следствие недостаточного качества печати. На данный момент фирма EPSON объективно демонстрирует лучшее качество потребительской струйной фотопечати. Но, по мнению большинства знакомых мне специалистов (с которыми я в этом вопросе полностью согласен), профессиональное решение должно обеспечивать печать выставочного формата А3.

EPSON Stylus Photo 2100

Профессиональный А3 + принтер EPSON Stylus Photo 2100 — флагманская модель в линейке фотопринтеров формата А3 (и A3+). Именно этот формат, как уже было замечено, позволяет этой модели соответствовать требованиям профессиональной ниши рынка. Кроме того, несмотря на одинаковую с 950 новую технологию печатающей головки, EPSON Stylus Photo 2100 позволяет печатать с использованием семи цветов и пигментных чернил. Но, об этом чуть далее.

Разделяй и властвуй

У обеих моделей порадовали раздельно заменяемые резервуары (чернильницы) для чернил каждого цвета. Наконец, и в потребительских продуктах EPSON применены раздельно заменяемые емкости, позволяющие до конца расходовать чернила каждого цвета. Ранее подобные решения на потребительском рынке предоставляла только фирма Canon. На рынке профессиональном подобный подход более распространен — практически все широкие (A2 и шире) модели струйных принтеров имеют раздельные резервуары для чернил. Однако, модели А3 (A3+) как правило используют схожие с А4 печатающие головки и картриджи.

Возможность раздельной замены чернил актуальна в первую очередь при интенсивной печати несбалансированных (однотонных) цветных изображений, часто встречающихся в студийном и художественном фото. Каждая чернильница снабжена чипом, позволяющим учитывать расход чернил даже, в случае временной замены, не использованных до конца резервуаров. Впрочем, подобные замены чернильниц не рекомендуются (это вредно для несменной печатающей головки). Этот же чип играет полицейскую роль, не позволяя самостоятельно заправлять чернильницы. Для желающих сэкономить на чернилах (путем несомненного риска испортить гораздо более дорогостоящую печатную головку) или, скажем, поэкспериментировать с нестандартными цветами базовых чернил, существуют специальные программаторы, позволяющие обмануть чип, заставив его думать, что заново заправленная чернильница еще не использовалась. Кроме того, в последнее время появились расходные материалы сторонних производителей, также снабженные идентификационным чипом. Разумеется, EPSON рекомендует использовать только оригинальные расходные материалы для получения наилучшего качества печати и бесперебойной работы принтера. В свою очередь, автор присоединяется к этой рекомендации.

Сложно что-либо прогнозировать относительно экономической значимости подобного новшества. Наличие контрольного чипа в каждой из семи чернильниц (я не оговорился — даже у 950 модели их семь — две одинаковые черные), необходимость их продажи и учета в раздельной упаковке, и просто дополнительные, связанные с каждый конкретным экземпляром продукции, расходы способны существенно поднять полную стоимость комплекта чернил. Кроме того, всем известно о практике производителей струйных принтеров окупать продаваемые порою ниже себестоимости модели за счет завышенной цены расходных материалов.

С другой стороны, нас ждет более разумное расходование цветных компонент — время использования каждой чернильницы станет оптимальным. Самую же главную положительную роль сыграет удвоенная по сравнению с предыдущим поколением емкость чернильниц. Ориентировочная стартовая цена каждой $10. Что ж, опыт эксплуатации покажет (после просмотра выходящих из-под «пера» EPSON Stylus Photo 950 фотокарточек автор этой статьи четко решил для себя, каким будет его следующий принтер).

2 пиколитра… 2 пиколитра…

Новая печатающая головка снабжена соплами на основе микромеханической системы резонаторов, управляемых пъезоэлементами. Под действием электрического импульса пъезоэлемент деформируется, изменяя рабочий объем камеры с чернилами, в результате чего микроскопическая капля оных на огромной скорости вылетает из сопла в сторону бумаги. Остальные производители используют иную технологию «стрельбы» — термическую. В результате моментального нагрева испаряется часть жидкости входящей в состав чернил и образовавшийся в результате пузырек газа выталкивает чернила из сопла наружу. Обе технологии имеют свои плюсы и минусы, микромеханическая технология EPSON несомненно более дорога и сложна в производстве, но обеспечивает более точную дозировку, лучшие форму и позиционирование капли. Главное же преимущество — потенциальная возможность использовать чернила с более высокой насыщенностью красящих элементов.

Впервые в индустрии головка позволяет печатать каплями объемом два пиколитра (!). Механизм работы сопел достаточно сложен — огромная скорострельность и столь малый объем капли требуют использования специальной системы резонаторов для гашения остаточных вибраций. Сложные прецизионные сопла, несмотря на микроскопические размеры, обеспечивают не только малый объем, но идеальную форму и траекторию вылетающих из них капель. При печати с максимальным разрешением (теперь это 2880х1440dpi) размер капель не варьируется, и результаты печати наглядно демонстрируют, что при столь малом объеме и удвоенном по вертикали разрешении это не нужно. Давайте присмотримся поближе:

       
слева предыдущее поколение, минимальный объем капли четыре пиколитра плюс изменяемый размер точки, справа новая технология печати

В остальных режимах, как и ранее, используется технология печати каплями переменного размера (Variable Sized Droplet Technology), с тремя допустимыми градациями объема капли. При вдвое возросшем разрешении и столь малом размере капли, даже без изменения ее размера, тонирование и растрирование происходят более точно, нежели в случае используемого в более ранних моделях подхода. Разумеется, что для сохранения прежней скорости печати необходимо как минимум вдвое увеличить скорострельность головки. Что и было сделано — суммарное время печати с максимальным фотографическим качеством на максимальном разрешении (теперь 2880x1440 dpi) снизилось в полтора раза. Причем, это не официальные цифры, а скромное практическое наблюдение за представленными в Милане образцами. Официальные цифры можно посмотреть на сайте производителя, заявлено что-то около в 2.5 раза, но судя по всему при одинаковом с 890, т.е. не максимальном для 950-го качестве печати.

Шестицветик

А сейчас — обещанная тайна шести цветов и семи чернильниц EPSON Stylus Photo 950. Давайте внимательно посмотрим на конфигурацию сопел печатающей головки:

Использован стандартный для фотопринтеров EPSON набор из шести базовых цветов: 5 цветных чернил — C (циан), LC (свтелый циан), M (маджента), LM (светлая маджента), Y (желтый) и K (черный). Интересно, что физически устанавливаются два одинаковых черных картриджа, т.е. число картриджей семь, как у более старшей модели. Но использование седьмого цвета невозможно — его поддержка отсутствует вообще или пока заблокирована (возможно два посадочных места под черный цвет предусмотрены не только из соображений совместимости черных картриджей с 2100?).

Число черных сопел удвоено (192) и практически достигло рекорда (209) в этом классе, установленного черным пигментным картриджем со встроенной печатающей головкой, широко используемым HP в своих старших моделях в течение нескольких лет. Подобный картридж имеет расстояние между соплами, соответствующее 300dpi, и позволяет в один проход пропечатывать два сантиметра высококачественного черного текста. Именно благодаря этому мой HP990 строчит стандартные тексты (например, магистерскую диссертацию) как пулемет — листки слетают с лотка на пол от чрезмерного усердия. В EPSON Stylus Photo 950 минимальное вертикальное расстояние между черными головками с учетом обоих рядов теперь соответствует 360dpi. В результате мы получаем существенное увеличение скорости печати документов с высоким содержанием черного текста.

Вышеупомянутые HP 9XX серии в скорости фотопечати проигрывают — при сходном уровне качества она у них ниже из-за использования техники наслоения чернил для точной передачи многообразия оттенков меньшим числом базовых цветов (всего 4, классический CMYK набор). Используемые EPSON дополнительные «светлые» цвета существенно повышают качество печати сюжетов с различными светлыми (неплотными) участками, в том числе и передачу оттенков кожи. Зато, принтеры HP традиционно менее требовательны к качеству носителя — не в последнюю очередь благодаря использованию пигментных чернил, о которых мы поговорим чуть далее, и позволяют получать неплохой результат на обычной офисной бумаге.

Семицветик

EPSON Stylus Photo 2100 в свою очередь является «семицветиком». В принтере предусмотрено использование семи базовых цветов — впервые в моделях такого класса добавлен Light-Black (серый цвет) позволяющий получить высочайшее качество передачи оттенков серого за счет более точного тонирования с использованием двух базовых цветов. Разумеется, скорость печати текстовых документов при этом будет ниже, чем у 950-ого, использующего удвоенное количество одинаковых черных сопел. Но не будем забывать, что этот принтер ориентирован в первую очередь на профессиональную фото и арт печать, а при использовании остальных цветов скорость печати все равно должна быть снижена вдвое, т.к. остальные цвета имеют по одному ряду сопел.

Еще одно кардинальное отличие EPSON Stylus Photo 2100 — использование пигментных чернил (впервые для EPSON). Давайте вспомним принтеры HP — традиционно остающиеся самым популярным выбором для офисной и бизнес печати. Даже на недорогой бумаге они показывают высокое качество печати деловой графики и текста. Секрет кроется в использовании пигментных чернил — менее требовательных к бумаге и более стойких к внешним воздействиям.

EPSON разработал для 2100 модели новые пигментные чернила (Ultra Chrome Ink), в то время как в 950-ом принтере по прежнему используются уже привычные чернила на основе быстро сохнущих жидких красителей. Последние, дают более глубокий черный цвет. А пигментные славятся насыщенностью ярких цветов, большим временем жизни и стойкостью отпечатка (первоначальная насыщенность с годами падает значительно слабее). EPSON обещает от 45 до более чем 70 лет (!) жизни отпечатка без существенной потери цвета. Опять-таки, отметим, что настоящие практические выводы на этот счет будут сделаны не сразу :-), а вот предпочтительные для того или иного рода деятельности чернила можно будет в скором времени определить экспериментально…

Кроме того, пользователю предоставляется возможность выбора: либо использовать стандартные черные чернила (Photo Black) — для печати на глянцевой бумаге, либо специальную разновидность черного картриджа (Matte Black) с увеличенным размером частиц красителя — для лучшей печати черного цвета на матовой бумаге. В зависимости от выбранного носителя, пользователь может по желанию заменять один вид черных чернил на другой.

Кроим, режем, печатаем сверху

Оба принтера обладают важной для фотографов возможностью печати без полей и не менее важной возможностью печати на рулонной фотобумаге. Впервые в стандартный комплект поставки потребительского струйного принтера формата А4 включен механизм, способный автоматически обрезать бумагу (cutter). Такой же автоматический резак идет и в стандартном комплекте 2100-ой модели. Все это, в сумме с рулонной печатью, позволяет не только полностью автоматизировать вывод практически любого количества фотографий, но и существенно снизить расход все еще очень недешевой фотобумаги (!). А также, избавляет фотографа от необходимости аккуратно разрезать отпечатанные листы при печати двух фотографий на листе А4, или нестандартных для офисной бумаги (но стандартных для фотоиндустрии) размеров — например, столь популярного 10х15. Последний очень плохо соотносится со стандартным листом А4 — как ни крути, а четыре полных фотографии не влезут, тем более, если принтер печатает с полями. И это далеко не единственный «неудобный» фотографический формат, ставший действительно доступным только с использованием рулонной печати.

Впервые в принтерах подобного класса возможна печать на поверхности CD дисков, автоматически подаваемых фронтально спереди, на специальном лотке:

В программное обеспечение принтера входит программа для дизайна и печати оформления прямо поверх CD. Разумеется, для лучшего результата необходимы диски со специальным белым покрытием сверху. Кроме того, принтер способен печатать на толстых носителях толщиной до 1,3 мм включительно.

Радость общения

Важный аспект — наличие у профессиональной 2100 модели двух скоростных последовательных интерфейсов, USB 2.0 и iLink (он же IEEE 1394, он же FireWire). Очевидно, что пропускная способность USB 1.x недостаточна для полноценной печати полноразмерных изображений на принтерах формата A3 и выше. Ну, а старый-добрый параллельный битроникс (IEEE 1284) безнадежно устарел и только занимает неоправданное место на заднем торце материнской платы. Теперь этот аспект не будет тревожить владельцев 2100 модели, они смогут свободно выбрать между двумя самыми перспективными скоростными последовательными шинами общего назначения. Наглядный пример сдерживающей роли интерфейса для широкой печати: форматные принтеры, способные при печати по USB 1.0 или 10 мегабитной сети получить трех кратное (!) падение скорости. EPSON Stylus Photo 950 в свою очередь снабжен стандартными для принтеров USB и битрониксом (IEEE 1284).

В программное обеспечение обоих принтеров входит несколько полезных утилит. Есть очень милая программа, предназначенная для быстрого просмотра, оперативной коррекции и печати большого количества фотографий — «Photo Quicker». Программа нацелена на незатейливого рядового пользователя и посему интуитивна в использовании (и несколько футуристична интерфейсом). Эта программа поддерживает широко распространенную технологию PRINT Image Matching (P.I.M.), о которой мы и поговорим далее. Для оформления и печати на поверхности СD-дисков к обеим моделям прилагается программа EPSON Print CD:

Вместе с 2100 моделью поставляется специальная утилита настройки баланса серого — она позволяет точно откалибровать градации серого цвета, дабы они выводились без каких либо цветовых оттенков. Кроме того, эта же утилита позволяет намеренно сдвинуть баланс серого в сторону какого-либо тона (эффект сепии и т.д.).

Особенности Цвета

Разные устройства ввода и вывода по-разному воспринимают и отображают цвета, даже если все они используют для их получения и отображения стандартную RGB модель смешения цветов. Одни и те же значения RGB будут по-разному показаны и напечатаны на различных устройствах. Причин тому несколько: различные базовые значения частот опорных RGB цветов, различные характеристические кривые поглощения и пропускания фильтров CCD и CMOS матриц фотоаппарата или сканера. Параметры люминофоров монитора также могут сильно отличаться в силу технологических аспектов производства. Еще одна причина — стремление уложить в три числа оптимальный для данного устройства диапазон передаваемых цветов.

Разумеется, в идеале любому пользователю хочется видеть совершенно одинаковый результат как на экране, так и на принтере, вне зависимости от источника исходного изображения. Более того, полученный с источника (необработанный) результат должен максимально соответствовать тому, что пользователь видел своими глазами. Для этого используются различные системы согласования цветов, встраиваемые последнее время во все операционные системы. Подобная система должна знать абсолютные физические параметры цветовых пространств каждого устройства ввода и вывода, участвующих в процессе работы с изображением — тогда она сможет на лету преобразовывать цвета для получения одинаковых результатов.

Используемая в Windows система ICC обеспечивает высокую точность преобразования, но требует использования громоздких файлов с цветовыми профилями устройств. Подобные файлы могут занимать до нескольких мегабайт пространства и, как правило, хранятся отдельно от изображений на системном диске. В случае, когда цветовой профиль отсутствует — например, для изображения, полученного с фотоаппарата, драйверы и профиль которого не были установлены на этой системе — возникают проблемы. Внедрять полный ICC профиль в каждый JPG файл не представляется возможным — размер профиля сопоставим или превышает размер 3-4 мегапиксельных JPG достаточно высокого качества.

Есть два возможных решения этой проблемы — еще в фотоаппарате произвести преобразование цветов в один из распространенных стандартов RGB — как правило, это AdobeRGB или столь широко распространенный (благодаря усилиям Microsoft) sRGB. Эти пространства универсальны и поддерживаются большим числом устройств ввода и вывода, но достаточно «узки» — многие из цветов, которые фотоаппарат или сканер способны увидеть, а принтер — напечатать, не попадают в охват этих пространств. Особенно в случае, когда принтер использует 6 или 7 базовых цветов — охватываемый им диапазон оттенков существенно расширяется.

Другой выход — воспользоваться упрощенной информацией о цветовом пространстве, которая не занимала бы много места, но с приемлемой точностью описывала бы параметры цветового пространства исходного изображения. Подобная информация является ключевой составляющей продвигаемой EPSON технологии PRINT Image Matching (P.I.M.). В данный момент множество производителей (в основном, цифровых фотоаппаратов) поддерживают эту технологию — их устройства внедряют в получаемый файл не только упрощенный цветовой профиль, но и информацию о параметрах съемки, освещении, жанре сюжета (портрет и пейзаж требуют различного подхода к печати и обработке). В итоге, без какого-либо участия пользователя совместимые с P.I.M. устройства и программы могут автоматически обрабатывать и распечатывать фотографии, ничем не уступающие по результату операторской печати в традиционном фото «минилабе» хорошего уровня. В том числе, и при печати на принтер напрямую с фотоаппарата или карточек памяти — т.е. без какого либо участия PC. Вот список производителей, продукты которых поддерживают P.I.M.:

  • CASIO
  • JVC
  • KONICA
  • KYOCERA
  • MINOLTA
  • NIKON
  • OLYMPUS
  • PANASONIC
  • PENTAX
  • RICOH
  • SANYO
  • SONY
  • TOSHIBA
  • и, конечно EPSON

На данный момент на рынке доступны более 30 моделей цифровых камер со встроенной поддержкой P.I.M.

Известно, что вскоре будет анонсирована новая, существенно усовершенствованная версия технологии P.I.M. Кроме того, многие (но не все) из возможностей P.I.M. по согласованию цветов и сохранению информации об исходном сюжете войдут в новую ревизию открытого формата дополнительной информации, внедряемой в изображения — EXIF 2.2. Достоинство оного, по сравнению с P.I.M., в открытости и большей универсальности (нет столь четкой ориентации на возможности принтеров EPSON) — новый формат, несомненно, будет поддержан еще более широким числом производителей аппаратной и программной продукции. Недостаток — существенно более бедный набор возможностей:

 Exif2.2будущий P.I.M. + Exif2.2
Контроль sRGB диапазонаДаДа
Матрица цветового преобразования Да
Смещение теней Да
Смещение светов Да
КонтрастДаДа
Яркость Да
RGB Баланс Цветов Да
НасыщенностьДаДа
РезкостьДаДа
Подавление шумов Да
Разновидность сюжетаДаДа
Тонкая настройка параметров сюжета Да
Режим баланса белогоДаДа
Параметры экспозицииДаДа
ВспышкаДаДа
Время съемкиДаДа

В данный момент доступен комплект для разработчиков программных продуктов совместимых с P.I.M. (SDK), плагины для Adobe PhotoShop 6 и 7, а также PhotoShop Elements.

Еще

Кроме того, на конференции были показаны еще две широкие (А2 и более) профессиональные модели, обсуждение которых выходит за рамки этой статьи и фотографических интересов автора, и потрясающий автомат для самостоятельной печати фотографий с различных носителей. Устройство, снабженное сенсорным экраном, считывателями всевозможных видов карточек памяти и CDRW приводом, позволяет людям самостоятельно выбрать, скорректировать и напечатать фотографии вплоть до формата А4, тут же получив результаты и оплатив эту услугу по кредитной карточке или по выдаваемому автоматом чеку. В том числе, можно просто скопировать фотографии с карточки на болванку — очень полезная для не желающих брать с собой ноутбук путешественников функция.

Подобная машина очень актуальна в развитых странах, где стоимость квалифицированной рабочей силы оператора печати достаточно высока, а результаты его работы зачастую посредственны. Здесь же все зависит только от вас, и (будем объективны) вашего кошелька — ничто не мешает добиться необходимого результата, пускай и с нескольких попыток, не отходя от автомата. Кстати, пользовательский интерфейс этого автомата можно смело сравнить с произведением искусства — он очень прозрачен и удобен. За все время первого практического знакомства с автоматом автор задал лишь один вопрос стоящему рядом специалисту — «Через какое время отсюда вылезут фотографии?». Фотографии получились достаточно неплохие, учитывая тот факт, что встроенная в этот автомат струйная технология относится к предыдущему поколению и создана с учетом невысокой стоимости отпечатков. Впрочем, все это лишь дело времени и себестоимости отпечатков — через несколько лет и подобные автоматы освоят два заветных пиколитра.

Кстати, выяснилось, что автомат работает под управлением специально настроенной версии Windows 2000 Professional. Впрочем, к чести EPSON (или Microsoft), работал в тот вечер автомат крайне стабильно — с наличием системы мы познакомились только благодаря специалистам EPSON, с удовольствием продемонстрировавшим спрятанную за полноэкранным интерфейсом OS с помощью стандартной инфракрасной PC клавиатуры(!).

Итоги

Импонирует четкий выбор направления и сферы интересов EPSON — цифровая фотопечать. Фирма не распыляется (как некоторые из гигантов IT индустрии, на которые мы не будем показывать пальцем), а четко фокусируется на своем направлении, не соглашаясь в нем на иную роль, кроме роли четкого технологического лидера. Даже в условиях снижения продаж и вялотекущего IT кризиса этот подход позволяет компании не только сохранять занятые позиции, но и успешно развиваться. Налицо существенный рывок в качестве струйной печати — стоимость струйного отпечатка с каждым годом становится все ниже, а специалисты с трудом (и лупой) различают одну и ту же фотографию, напечатанную новыми моделями принтеров EPSON и традиционным оптическим путем. Сам проверял…

Напоследок — фотография автора вместе с изобретателем первого струйного принтера:

Было очень приятно оказаться в такой компании.




Дополнительно

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.