Минидисковый плеер Sony MZ-N1 с поддержкой технологии NetMD



Технология MD была представлена SONY в качестве цифровой замены аналоговой компакт-кассеты. Первые плееры на MD, выпущенные аж в 1992 году, не получили признания. В первые годы существования стандарта MD-аппаратура применялась, в основном, профессиональными студиями и концертными площадками — на минидиски записывались фонограммы для концертов и выступлений.

Компания SONY, разработчик стандарта MD и основной производитель соответствующей аппаратуры, заняла выжидающую позицию и за несколько лет привела технологию в более употребимый вид. Большая часть нареканий относительно MD касалась качества звучания: в начале 90-х чипы, кодирующие звук по алгоритму ATRAC, плохо справлялись со своей задачей, и звук, выдаваемый ими, получался слишком грубым. За каких-то несколько лет индустрия цифровых процессоров совершила настоящую революцию, и MD-устройства получили в свое распоряжение новые DSP, обрабатывающие звук в реальном времени с использованием чисел с плавающей запятой, потребляющие мизерное количество энергии и звучащие более качественно.

В конце 90-х в большинство минисистем высшей ценовой категории встраивались MD-деки. Новые портативные MD-плееры SONY — MZ-R90 и MZ-R70 обрели популярность за счет мизерного веса, длительного времени работы от аккумуляторов и совершенно шикарных по тем временам возможностей: записи на MD с микрофона, линейного и цифровых входов. Качество звучания же этих плееров не уступало иным моделям портативных CD-плееров. Недостатками же MD-устройств являлись невозможность цифрового копирования данных с минидисков и необходимость переписывания аудио в реальном времени — так же, как и на старую добрую компакт-кассету.

И вот наконец-то, в 2002 произошла своего рода революция в мире MD: новая линейка плееров SONY поддерживает технологию NetMD, позволяющую переписывать звук на минидиски по USB со скоростью до 32x (по сравнению с традиционными MD-устройствами).

О минидисках

Прежде чем перейти непосредственно к описанию нового плеера, следует вкратце рассказать о том, что же такое минидиск.

MD находится в защитном корпусе наподобие дискеты, что сильно снижает возможность механических повреждений. Известно, что и запись и чтение осуществляются одной лазерной головкой на магнитооптических дисках лазерным лучом с длиной волны 790 нм.

Звук на MD записывается при помощи алгоритма ATRAC, который работает по сходному с MP3 алгоритму: отсеивается «избыточная» звуковая информация. Многие считают, что качество компрессии у плееров последних поколений превосходит MP3. На обычный диск помещается 74 или 80 минут звука.

На минидиске выделена специальная зона, называемая TOC (Table Of Contents), которая хранит информацию об адресах треков (аналогично FAT). С ее помощью осуществляется поиск треков, работающий на большинстве новых плееров почти мгновенно.

В новых плеерах также реализована функция MDLP, позволяющая записывать звук с более высокой степенью компрессии (очевидно, за счёт снижения битрейта). Режим LP2 дает возможность записать вдвое больше музыки (148 минут на 74-минутные диски и 160 минут на 80-минутные), LP4 — вчетверо больше (296 и 320 минут соответственно). Доступен также режим монозаписи.

Несмотря на наличие движущихся частей, сбить воспроизведение с помощью резких движений и прочего в современном MD-плеере практически невозможно. По этому параметру MD, несмотря на распространенное мнение, не сильно проигрывают MP3-плеерам.

Один MD выдерживает в среднем 5000 циклов перезаписи. Стоимость минидиска колеблется в районе $1,5–3.

Sony MZ-N1

В коробке с Sony MZ-N1 обнаружилось огромное количество всевозможных аксессуаров. Кроме плеера, были обнаружены:

  • Сетевой адаптер;
  • USB-кабель;
  • Оптический цифровой кабель;
  • Пульт с ЖК-дисплеем;
  • Безымянные наушники SONY;
  • Подставка-крэдл с разъемами для подключения USB и адаптера;
  • Плоский аккумулятор в пластмассовой коробке;
  • Держатель для подключения к плееру батарейки формата AA;
  • Мягкая сумочка из кожзама для ношения плеера на поясе;
  • CD с ПО OpenMG;
  • Ворох разнообразных инструкций.

Отличная комплектация. С самого начала прилагается все, что только может понадобиться для работы с плеером. Кроме, пожалуй, чистого минидиска. (Он прилагается только в американской версии плеера).

Разъемы и питание

Подставка-крэдл — это новинка для MD-плееров SONY. Она сделана из прочной пластмассы и обладает довольно массивным основанием, к которому также для устойчивости приделаны липучие резиновые ножки. К этой подставке подключается USB-кабель и сетевой адаптер.

На самом плеере обнаружились следующие разъемы:

  • разъем для подключения пульта и наушников (по совместительству — линейный выход);
  • микрофонный вход с фантомным питанием;
  • линейный/оптический вход;
  • контактная колодка для установки в крэдл;
  • разъем для подключения сетевого адаптера;
  • винтовое крепление и два контакта для подключения к плееру внешнего модуля, содержащего батарейку/аккумулятор формата AA.

Обратите внимание на последний пункт. К плееру прилагается специальная пластмассовая конструкция с винтом, которая прикручивается к плееру и позволяет помещать внутрь себя стандартную «пальчиковую» батарейку формата AA. Таким образом, плеер может питаться одновременно от плоского аккумулятора и внешней батарейки.

Заявленные SONY характеристики по длительности работы плеера в различных режимах выглядят так:

Запись (в часах)

Типы батарей SP (Stereo) LP2 Stereo LP4 Stereo
Плоский аккумулятор NH-14WM 12 17 21
Стандартная AA-батарейка SONY 12 19 23
Аккумулятор+Батарейка АА 30 43 52

Воспроизведение (в часах)

Типы батарей SP (Stereo) LP2 Stereo LP4 Stereo
Плоский аккумулятор NH-14WM 30 38 42
Стандартная AA-батарейка SONY 44 52 62
Аккумулятор+Батарейка АА 79 95 110

Как видите, цифры весьма внушительны. Впрочем, проверить их не помешает. Я провел тест в двух самых распространенных режимах: воспроизведение в компромиссном LP2 и запись в «урезанном» LP4 для фиксирования на MD лекций и концертов (а где еще может понадобиться продолжительная автономная запись?). Воспроизведение проверялось полным проигрыванием различных дисков, подсчет времени велся умножением длительности проигрывания на количество проигранных дисков. Запись — это писавшиеся два дня подряд лекции в любимом институте. Тестирование проводилось с полностью заряженным аккумулятором из комплекта MZ-N1. Результаты получились следующие:

Воспроизведение, LP2, плоский аккумулятор NH-14WM:  30 часов

Запись, LP4, плоский аккумулятор NH-14WM:  13 часов

Как видите, цифры отличаются, но результат всё равно вполне устраивающий. Что касается записи — следует иметь ввиду, что запись шла с микрофона, на который плеер, возможно, подает фантомное питание. В режиме линейной записи цифры, очевидно, будут выше.

Эргономика и управление

Как и все топ-модели MD-плееров SONY, MZ-N1 содержит на лицевой панели минимум элементов управления. Сбоку расположено колесо Jog-Dial, используемое для навигации по древовидному меню плеера. С другой стороны расположены кнопки управления громкостью Vol+/Vol-. Под экраном находятся кнопки END SEARCH (переход к концу последнего записанного трека), слайдер RECORD и кнопка GROUP, включающая/отключающая режим воспроизведения по группам. Также сбоку притаилась кнопка T MARK, отвечающая за расстановку меток окончания треков при записи и воспроизведении.

Управление воспроизведением осуществляется при помощи прямоугольного джойстика, расположенного рядом с экраном. Нажатие на края кнопки работает как переход на следующий/предыдущий треки, перемещение его вверх/вниз — как, соответственно, пауза/стоп, а нажатие в центре — воспроизведение. Сказать, что он неудобен — значит ничего не сказать; эта штука — настоящее издевательство. Использовать его практически невозможно из-за жесткости и частой неадекватности реакции на действия пользователя. По сравнению с ним в более дешевых моделях NetMD-плееров SONY MZ-N700 и MZ-N505 управление организовано куда более удобно.

Дисплей плеера — трехстрочный. В режиме воспроизведения места хватает на имя трека, время и линию уровня сигнала. Меню организовано древовидно и весьма удобно; обилие функций поначалу просто поражает. Настроить можно все — от контрастности экрана до режимов графического эквалайзера и чувствительности микрофона. С помощью колеса jog-dial навигация осуществляется в считанные секунды. При воспроизведении чудо-колесо позволяет быстро «скакать» по списку треков или групп.

Для каждого MD-диска можно записать отдельные настройки — например, звучания, программ воспроизведения и т.п.

Пульт также снабжен экраном, причем подсвеченным. С пульта можно получить доступ ко всем настройкам плеера через то же развесистое меню. Управление воспроизведением с помощью пульта организованно весьма оригинально. С края расположено вращающееся колесо, которое при повороте вызывает соответственно воспроизведение следующего/предыдущего трека. Кнопка «Stop» расположена сбоку пульта. Колесо можно отодвинуть вперед — тогда его поворот будет отвечать за регулировку громкости. Надо сказать, что это решение, на мой взгляд, не самое удачное; оно почти исключает управление плеером с помощью одной руки. Дело в том, что колесо довольно жесткое, и при попытке повернуть его на пульте, прикрепленном, скажем, к одежде, начинает отчаянно сопротивляться и сползать с крепления. Поэтому приходится придерживать пульт другой рукой. В пультах предыдущего поколения и наиболее недорогом NetMD-плеере (Sony MZ-N505) пульт без экрана предоставлял гораздо больше удобств при управлении.

Одним словом, недорогие модели NetMD-плееров однозначно выигрывают у лидера в удобстве управления.

Звучание

Sony MZ-N1 использует DSP-чип последнего поколения ATRAC DSP Type-R, применяющийся, по заявлению Sony, в высококлассных стационарных MD-деках. Режим работы Type-R активируется только при записи в режиме SP (стандартный) и только через оптический/линейный входы.

Прослушивания проводились в профессиональных наушниках Sennheiser HD200 — мощности плеера хватило на то, чтобы полноценно раскачать их. Очень важное наблюдение: новый модельный ряд MD-плееров SONY звучит гораздо громче, чем все предыдущие, отличавшиеся довольно тихим звуком. Вероятно, виновником этого стали новые усилители класса D, применяющиеся SONY в современных портативных устройствах. В метро и при интенсивном внешнем шуме даже не слишком громкую музыку будет отчетливо слышно.

Пара слов о комплектных наушниках: производитель постеснялся писать на них название модели, и это о многом говорит. Хотя, надо сказать, они не так уж плохи: конечно, бас почти полностью отсутствует, зато они очень хорошо согласованы с плеером по звучанию. Они дают заметный пик в области средневерхних частот, что в сочетании с резковатым характером плеера звучит довольно гармонично.

Субъективно, звучание MZ-N1 по сравнению с моделями предыдущих поколений стало несколько более резким и даже грубоватым. Возможно, вина в этом лежит на ЦАПах, примененных в плеере, а вовсе не в новых чипах Type-R. С помощью программы RMAA мы решили проверить характеристики ЦАПов MZ-N1. Входной сигнал с профессиональной звуковой платы Audiotrak Maya44 подавался в цифровом виде по оптическому кабелю, а снимался с выхода плеера, включенного в режиме LineOut, обратно на Maya44. Результаты получились весьма интересными.

Maya44 SPDIF Out — Sony MZ-N1 Line Out — Maya44 Line In

Frequency response (from 40 Hz to 15 kHz), dB: -0.65, +0.00Good
Noise level, dB (A): -90.8Very good
Dynamic range, dB (A): 88.5Good
THD, %: 0.014Good
IMD, %: 0.078Good
Stereo crosstalk, dB: -90.5Excellent

General performance: Very good

Как видите, характеристики аналоговой части у SONY MZ-N1 вполне на уровне. Чрезвычайно низкий уровень шума, значительный динамический диапазон. Спад в области низких частот — вероятно, следствие работы схемы гашения сверхнизких частот, которая применяется в плеерах для уменьшения энергопотребления.

Кстати, особенностью Sony MZ-N1 по сравнению с предыдущими моделями является то, что при подаче и снятии сигнала с плеера в реальном времени звук, подаваемый на выход, является некомпрессированным. То есть звук, мониторится плеером «как есть», без прохождения ATRAC-компрессии. Именно поэтому и удалось устроить тест качества преобразоателей плеера. Старые модели плееров сразу подавали на выход ATRAC-упакованный звук.

NetMD

Вот мы подошли и к самому интересному. Что на деле представляет из себя технология NetMD?

Сразу же при подключении было обнаружено новое устройство (NetMD). Драйверы встали без проблем. Первым делом была установлена программа OpenMG Jukebox.

OpenMG — это весьма мощное jukebox-ПО, поддерживающее граббинг с аудиодисков, воспроизведение WAV/MP3/WMA/ASF-треков и воспроизведение с разных плей-листов. Но самое главное — программа позволяет полностью управлять MD-плеером, когда он подключен к USB и, конечно же, переписывать на минидиск аудиофайлы. Оговорюсь сразу: существующие на сегодняшний день NetMD-плееры НЕ УМЕЮТ переписывать треки с диска в компьютер по USB.

Поэтому если вам захочется переписать что-то, что записано на минидиск, придется пользоваться дедовскими средствами: аналоговым шнуром и звуковой платой. (Понятно, что качества это не добавит.)

OpenMG считывает содержимое MD-диска в плеере и выдает список треков. С треками можно делать все, что душе угодно — переименовывать, перемещать, удалять, воспроизводить. Вобщем, разработчики OpenMG постарались сделать так, чтобы у пользователя создалась полная иллюзия того, что он работает с обычными файлами, а не с мудреными записями на минидиске. Также треки можно объединять в группы — аналоги папок на обычных MP3-плеерах.

Источниками записи на MD могут либо WAV/MP3/WMA-файлы, либо треки с AudioCD, причем имена дорожек на MD импортируются напрямую из ID3-тегов или названий файлов/треков CD. Русский, к сожалению, не поддерживается.

Принцип работы следующий: вы импортируете выбранные файлы во внутренний плейлист OpenMG, где файлы упаковываются по алгоритму ATRAC в выбранном вами режиме (SP, LP2, LP4). Да-да, именно так — напрямую MP3/WMA на MD, конечно, не записываются. Поэтому получается, что упакованные «эмпэтришки» проходят еще одну стадию компрессии средствами алгоритма ATRAC. Несмотря на то, что мысль о двойной компрессии выглядит несколько чудовищно, на самом деле все далеко не так страшно. Во-первых, при классическом переписывании музыки напрямую (через линейный выход звуковой платы) звучание подвергается, кроме ATRAC, еще и действию несовершенных преобразователей платы и самого плейера. Если же переписывать треки по оптическому кабелю — звук все равно будет ATRAC-упакованным. Прелесть этого алгоритма в том, что он в режимах SP/LP2 не вносит слышимых артефактов в звучание, как это любит делать MP3. ATRAC-файлы имеют мягкий звук, несколько ограниченный в деталях — и то в LP2/LP4 режимах. Поэтому двойное перекодирование файлов вовсе не так страшно, как может показаться сначала.

Впрочем, следы двойной упаковки очень отчетливо слышны при переписывании MP3 с низким битрейтом (<128 кбит/с). Дело в том, что на таком низком битрейте урезается очень много частот, определяемых схемой MP3-кодека. Сам же алгоритм ATRAC имеет собственные «предпочтения», и урезает другие полосы частот - в результате, качество записи на MD может быть еще более отвратительным, чем на оригинальном «экономном» MP3.

Итак, возьмем десяток MP3-файлов с битрейтом 192 kbps и перекачаем их в плеер. Заявленные SONY скорости перекачки по USB — 1,6× для SP, 16× для LP2 и 32× для LP4. Для начала, попробуем переписать файлы в SP-режиме.

Сначала файл подвергается конвертации. При последующем переписывании того же трека конвертация происходить не будет, так как преобразованные файлы хранятся в специальном формате в папке OpenMG. Начало записи: плеер мигает лампочкой «RECORD», на экране плеера высвечивается записанное время. Бежит оно довольно медленно: файл 03:01 записывался ровно две минуты, что соответствует скорости 1,5×. Что ж, негусто, но и не слишком отличается от заявленной SONY цифры.

Далее — режим LP2. Тот же трехминутный файл записался полностью за 10 секунд. Это действительно быстро. Время на экране плеера бежало с угрожающей скоростью: результат — 18×.

Ну и, наконец, LP4. Файл был переписан ровно за 6 секунд, что соответствует 30×.

Тест номер два: попробуем с помощью OpenMG переписать Audio-CD. Austin Powers 2: The Spy Who Shagged Me OST, 42:28. Переписывать будем все в том же пролетарском режиме LP2.

OpenMG повел себя очень мудро: в то время, пока на MD переписывался первый сграбленный трек, с диска оцифровывался второй. Очень экономит время. И как результат — весь процесс переписывания AudioCD на MD занял 3,5 минуты. Кстати, перед процессом граббинга OpenMG слазил в Интернет и скачал имена треков CD, которые были полностью скопированы на минидиск.

Ну и под конец — традиционная ложка неаппетитной субстанции. В целях защиты от пиратства в OpenMG встроены «продвинутые» технологии защиты. Итак, процесс переписывания на MD называется check-out. Этих чек-аутов для одного файла можно сделать не более трех; то есть одну песню вы можете держать одновременно только на трех различных MD. Вы также вольны произвести процесс check-in, который удалит трек с MD и даст возможность переписать его на другой диск.

В принципе, само по себе это не так страшно. Мало кому придет в голову держать одну запись более чем на трех дисках. Тем более что, на крайний случай, можно один файл скопировать под другим именем… Но тут возникает и множество препятствий. Во-первых, треки, записанные через OpenMG, нельзя самостоятельно — с плеера — удалять. Чтобы удалить дорожку, придется подключать его к крэдлу и производить операции в программе. Могут возникнуть также нестандартные ситуации: например, слетит система или что-нибудь неприятное произойдет с файлами на жестком диске. В этом случае с вашими MD до переустановки программы ничего сделать будет нельзя. А если вы потеряете минидиски? Вы не сможете произвести чек-ин, и файлы будут недоступны для записи.

Заключение

Надо сказать, что технология NetMD оправдала себя на все сто. Все работает именно так, как и было обещано. Впрочем, призрачные борцы за права рекорд-компаний не могли не испортить дело: мы получили непродуманную защиту, которая в российских традициях переустановки системы каждый вторник и четверг может испортить все удовольствие от работы с минидисками. Еще один серьезный недостаток, который также подарен нам все теми же борцами — невозможность записи аудио в цифровом виде с минидиска в компьютер. По этому параметру MP3-плееры все так же непобедимы.

Сегодня в Москве плеер с технологией NetMD можно приобрести чуть больше, чем за $200, что по сравнению с MP3-плеерами на флэш-памяти не слишком дорого — даже не учитывая стоимости самой флэш-памяти. Очевидно, что соотношение цена/качество у более дешевых NetMD-плееров SONY выше, чем у конкретной модели MZ-N1. В остальном же это очень удачное устройство.

Плюсы:

  • повышенная скорость переписывания музыки за счёт применения шины USB;
  • качественное звучание, высокий уровень громкости;
  • возможность записи с микрофонного, линейного и оптического входов;
  • миниатюрные размеры (77,7 × 71,4 × 16,4 мм);
  • небольшой вес (87 г без батарей);
  • длительное время работы от батарей.

Минусы:

  • высокая цена ($330);
  • неудобное управление;
  • непродуманная защита от копирования;
  • потеря качества при при переписывании MP3/WMA из-за двойной компрессии;
  • отсутствие поддержки кириллицы;
  • невозможность использования для переноса файлов
    (свойство всех MD-плееров).

 

Выражаем благодарность интернет-магазину TopMan.ru за предоставленный плеер Sony MZ-N1

 

Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.