MP3/CD-плеер Panasonic SL-MP50



Последние несколько лет на рынке аудиотехники идет постоянная борьба форматов хранения звука за место под солнцем, и конца этому пока не видно. На наших глазах произошла не революция, но эволюция: старые форматы, переставшие удовлетворять современным потребностям рынка, медленно, но верно уступают место новым. Однако новинки, при всех их преимуществах, часто не обладают должной универсальностью.

Особенно сложен выбор музыкального носителя для мобильного устройства: наравне с качеством звука, так необходимым в стационарной аудиоаппаратуре, здесь важны и умеренность в энергопотреблении, и достаточная емкость носителя, и компактный размер. Собственно, основных "носимых" форматов на сегодняшний день всего четыре: традиционная компакт-кассета, СD-DA (CD-Audio), MiniDisc (ATRAC) и MP3. Но устройства первых двух типов уже практически достигли предела в своем развитии, а третий стал, фактически, лишь симбиозом кассеты и CD, унаследовав от них не только лучшие черты. Больным местом MD является его "закрытость", делающая невозможной любую дальнейшую эволюцию — строго определены и запатентованы как форма носителя, так и алгоритм сжатия звука.

MP3-плееры (под ними я подразумеваю не только плееры, воспроизводящие MP3-файлы, а все цифровые плееры, работающие со сжатой MPEG-подобной аудиоинформацией) свободны от этого недостатка: производители, не скованные в своей фантазии никакими патентами (к счастью, Fraunhofer не стала монополистом алгоритма сжатия звука), каждый год выпускают на свет десятки различных моделей, совершенно не похожих друг на друга: это и плееры-наушники, и плееры-наручные часы, и более стандартные "коробочки" размером с пачку сигарет. Получили распространение новые алгоритмы сжатия звука, появляющиеся сейчас, как грибы после дождя: OGG Vorbis, MP3 Pro и WMA сжимают музыкальные данные эффективнее, чем MP3 (при сравнимом качестве), причем, поддержку WMA уже можно встретить во многих моделях. В общем, на сегодняшний день это самый динамично развивающийся формат хранения звука, и конкурентов по этому параметру у него на сегодняшний день нет.

Однако в чем MP3-плееры сперва проигрывали, так это в цене. Конечно, даже несмотря на то, что первое время для хранения музыки в MP3-плеерах использовались достаточно дорогие энергонезависимые модули памяти, на эти устройства существовал стабильный спрос, но для истинной массовости необходим был плеер с ценой ниже "магической черты" в 150 долларов. И появилось первое поколение MP3/CD плееров, использующих не дорогой флэш, а дешевые CD. Радость покупателей не знала предела: более сотни композиций на одном диске — это легко компенсировало увеличение габаритов плеера по сравнению с флешовыми конкурентами. Причем, совпадение времени появления этих моделей с началом бума пишущих CD-приводов сделало такие плееры, как Lenoxx и ему подобные, действительно народными.

С небольшим запозданием начинание подхватили и другие производители солнечных Тайваня и Китая. Казалось бы, о чем еще мечтать — пиши и слушай… Но мечтать было о чем: при всех своих замечательных качествах, MP3/CD плееры первого поколения обладали далеко не самым качественным звуком, не показывали названия песен (правда это и сейчас не редкость — все стремятся удешевить свою продукцию любой ценой), а о продолжительном времени автономной работы можно было только мечтать. Что же до серьезных производителей, то они продолжали выпускать все новые плееры на базе более традиционных носителей, будто бы не замечая рынка недорогих MP3/CD. Уже промелькнули и Soul ("душа" с китайскими корнями), и RioVolt, появился вроде бы брендовый, но на поверку весьма неудачный в первых своих инкарнациях Phillips Expanium. Все это было весьма неубедительно… Ну, думаю, если нет нормального "бренда", возьмем то, что больше хвалят и меньше ругают. Просмотрел обзоры — меньше всего ругали Soul.

Покупка

Однако желанной "китайской души" в "Столичном Негоцианте" не оказалось, а в других местах цена была определенно выше. С мрачным настроением я направился на Савеловский рынок, благо повод был. В поисках нужной компьютерной железки пропутешествовал по всему ТЦ, нашел, купил, потом переместился в следующее за ним здание. Там обнаружился средних размеров открытый павильончик, заставленный различного рода плеерами, диктофонами и тому подобными игрушками. Без всякой надежды спросил про Soul, в ответ мне однозначно указали на ассортимент MP3/CD плееров, в количестве всего двух штук… но каких! Во-первых это была кругло-компактно-прозрачная Sony, однако ее цена меня немного охладила. Тогда я обратил внимание на другой плеер. Это, как вы уже, наверное догадались, и был Panasonic SL-MP50, стоивший ровно 180 долларов. "Вот он, мой желанный brand!" — воскликнул я, и даже не слушая продавцов, наперебой вещавших о настоящем японском происхождении аппарата и о его замечательных характеристиках, выложил все деньги, которые у меня были, за это чудо. Как ни странно, интуиция меня не подвела, и, оглядываясь назад, хочу сказать, что "имя", за которое я, возможно, немного переплатил, того стоило. Но обо всем по порядку…

Комплектация

Кроме обычного варианта комплекта поставки плеера, существует еще и автомобильная, эдакий "Car Kit" (в комплекте шнур для питания от прикуривателя, кассетный адаптер и "нормальные" наушники). В моем же случае в красивой коробке оказались: сам плеер, пульт д/у с проводом длиной 65 см, наушники-"затычки" с проводом 25 см и универсальный сетевой блок питания на 110/127/220 В 800 мА с переходником на "их" розетки.

Сразу оговорюсь: если вы хотите насладиться действительно хорошим звуком, придется раскошелиться на хорошие наушники — штатные имеют небольшой подъем АЧХ в области 10-12 кГц, придающий звуку характерную "среднечастотную" окраску и легкий недостаток НЧ (все это, правда, несколько компенсируется функцией S-XBS плеера). Более того: может быть, мне не повезло, но уже через месяц работы (на средней громкости — не люблю портить уши) правый наушник начал периодически позвякивать, а левый слегка "оглох". Видимо, их вкладывали только для "тестирования аппарата перед покупкой".

Зато блок питания оказался выше всяких похвал: большой размер 52x40x95 мм (универсальность обязывает) искупает длина двух шнуров: от БП к сети (2 м) и к плееру (тоже около 2 м). Во время работы блок совершенно не греется (за двое суток непрерывного использования он стал только едва теплым). Маркировка на корпусе гордо гласит: "Made in Сhina".

Питание

Заявленное время работы от батарей (в часах) следующее:

Batteries used CD-DA MP3
2 alkaline batteries 35 14
2 optional rechargeable batteries 12 5

Естественно, время указано "при идеальных условиях", т.е. при выключенном усилении баса и на ровной поверхности (без тряски). По поводу "rechargeable batteries" могу сказать следующее: до конца 2001 года самые ходовые аккумуляторы у Panasonic имели емкость порядка 800–900 мАч, так что, видимо, они и имеются ввиду. Таким образом, при использовании вполне доступных на сегодняшний день GP емкостью 1800 мАч можно, теоретически, удвоить заявленное время: CD-DA — 24 часа, а MP3 — 10 часов. И это время, как ни странно, вполне соответствует действительности, по крайней мере, мне его хватает аккурат на двое суток активного прослушивания, при том, что аккумуляторы я заряжаю не полностью — часов по десять-двенадцать (просто оставляю на ночь, а утром снова "в дорогу"). Все это я говорю к тому, что, вполне возможно, время работы можно продлить еще на пару часов. По крайней мере, хоть здесь в "specifications" не наврали.

Также в плеере имеется встроенное зарядное устройство, но работает оно, к сожалению, только с "родными" аккумуляторами, поэтому лучше приобрести отдельный зарядный блок. Правда, никто не мешает немного "модернизировать" простенький блок определения типа элементов питания.

Антишок

А достигается такая экономия очень просто — активным использованием буфера, традиционным для MP3-плееров второго поколения. Его размер составляет примерно 1.6 Мбайт.

Данные производителя следующие:

  • MP3 128 кбит/с — 100 секунд
  • CD-DA — 40 секунд

Субъективные ощущения от работы антишока замечательные: догоняя пресловутый автобус можно нормально слушать музыку. Причем даже при длительном "марафонском" беге аппарат умудряется как-то читать диск!

Размер, вес

Размер порадовал: пожертвовав традиционными "скошенными краями" корпуса, на которых обычно располагаются кнопки и дисплей, инженерам из Panasonic удалось сохранить габариты устройства на уровне традиционных CD-плееров. Судите сами: 128×27×131,5 мм — это вам не Aiwa (которую, к слову, мой друг с трудом запихивает в двойной (!) чехол для Discman'а).

Весит аппарат без элементов питания — 213, а с ними — все 259 грамм. На коробке указано, что таким весом плеер обязан противоударному корпусу из поликарбоната (корпус действительно достоин уважения: после падения с метровой высоты на ледяной бордюр мало что будет работать, а ему хоть бы что, только диск со шпинделя слетел).

Рабочая температура не должна выходить за рамки 0–40°С.

Управление

Сначала о режимах воспроизведения: во-первых, это традиционные "панасоничные" Normal/Random/Resume (выбор производится переключателем на левом торце плеера, в отличие от традиционных дискменов этой фирмы, на которых органы управления расположены справа). Режимы "Random" и "Resume" честно выполняют возложенные на них обязанности (правда, "resume" запоминает только номер последней проигрываемой перед выключением песни, начиная играть ее сначала), а Normal (когда все песни идут по порядку, начиная с первой), как я понял, нужен, в основном для перехода к первой песне на диске/в папке (переводим плеер в этот режим, останавливаем и снова запускаем воспроизведение).

Также на этом "боку" располагаются:

  • переключатель "Hold" (о нем ниже)
  • 3.5 мм разъем для подключения пульта д/у или наушников (небольшое замечание: при подключении выключенного плеера к включенному усилителю, при условии питания плеера от БП, автоматически включается воспроизведение)
  • в задней части плеера расположен стандартный "DC-IN" для блока питания

Органы управления воспроизведением располагаются на крышке — не самом удобном, с точки зрения эргономики, месте, но наличие пульта д/у компенсирует этот недостаток. Основные четыре кнопки (Play, Stop, Rewind, Ffwd), расположенные в нижней части крышки, обеспечивают навигацию между треками и внутри треков (в случае CD-Audio; MP3-треки, к сожалению, можно слушать только сначала, без возможности отмотать вперед/назад).

Навигация по папкам осуществляется тремя кнопками (на плеере они особо выделены), одна из которых включает/выключает режим "Album" (проигрывание файлов только из выбранной папки), а две другие листают эти самые папки. Даже если "Album" отключен, можно выбрать нужный каталог (например, если плеер находится в режиме "Random", именно из него будет выбрана первая случайная композиция).

Возле дисплея находятся три функциональные клавиши:

  • S-XBS — поднятие баса, достаточно приятное на слух и просто необходимое для наушников, входящих в комплект
  • Repeat — повтор одной/всех песен, к большому сожалению недоступен в режиме Random
  • Memory/Recall — при воспроизведении отображает номер папки, в которой лежит проигрываемый файл, а после остановки позволяет запрограммировать до 20-ти композиций для последовательного воспроизведения

Дисплей достаточно информативен и четок, вся информация (правда, ее совсем немного — номер композиции да время) легко читается одним взглядом. Индикатор разряда батарей начинает мигать минут за двадцать-тридцать до полного истощения батарей.

Пульт управления, выполненный как удлинитель наушников, несет на себе следующие органы управления: единственную кнопку (Play/Stop, если держать ее некоторое время — аппарат выключится), рычажок перемотки вперед-назад (легко нащупывается даже под одеждой, а зимой это — большой плюс), переключатель "Hold" и аналоговый регулятор громкости. Навигация по каталогам с пульта невозможна. Неприятно также то, что не предусмотрена хоть какая-нибудь клипса, чтобы можно было закрепить пульт на одежде, хотя я успешно вышел из положения с помощью канцелярской скрепки. При использовании пульта в наушниках слышится серия звуковых сигналов, расшифровка которых приведена ниже (взята из инструкции):

PLAY Beep
STOP Beep…Beep
OFF Beep…Beep…p
PREV Beep Beep Beep
NEXT Beep Beep

Теперь о блокировке кнопок: "Hold" на самом плеере и одноименная функция на пульте д/у работают абсолютно независимо: заблокировав управление на основном устройстве, можно управлять воспроизведением с пульта, или наоборот. Причем блокировка органов управления на пульте механическая.

Для того, чтобы открыть крышку, нужно сместить в сторону защелку на переднем торце. Расположение защелки вызывает опасение, что ее можно сдвинуть случайно. К счастью, впечатление оказалось обманчивым — за все время использования эта система ни разу меня не подвела. Сама крышка откидывается почти на 90 градусов, но не фиксируется в таком положении, диск со шпинделя спрыгивает по нажатию кнопки в центре (давняя традиция Panasonic).

Распознавание диска

Диски с MP3 инициализируются, в среднем, около 18 секунд, а для CD хватает и 5. Причем в это время я включил и время раскрутки диска до положенной скорости, а для CD, в отличие от MP3, эта скорость достаточно велика.

Звук

Вот он, звездный час SL-MP50, то, ради чего я так долго ждал подобного устройства! И если его эргономика просто удачна, то о качестве звука можно сказать только одно: инженеры Panasonic недаром так долго вынашивали свое детище! Как в случае MP3, так и при использовании Audio CD, звучание практически неотличимо от звучания моей SB Live 5.1 (естественно, в режиме стерео), а уровень громкости более чем достаточен. Причем, даже на максимальной громкости искажения минимальны. Отсутствие эквалайзера для этого аппарата даже не является недостатком — АЧХ радует своей равномерностью (по крайней мере, на слух, с качественной акустикой и усилителем, я не заметил серьезных "провалов" даже на границах частотного диапазона). Чтобы не быть голословным, приведу заявленный диапазон воспроизводимых частот: 20 — 20000 Гц (0 dB to -7 dB). Здесь у меня также сложилось ощущение, что эти цифры вполне соответствуют реальным возможностям аппарата.

Форматы MP3

Плеер прекрасно воспринимает файлы с битрейтом от 32 до 320 кбит/с (правда, рекомендуется 128, как самое экономичное с точки зрения электропитания), воспринимает основные частоты дискретизации (я проверял до 48 кГц включительно, и все тесты аппарат сдал на 5+), воспроизводит MP3 с VBR, играет музыку с CD-RW. Правда, поддержка последних не идеальна: не поддерживается UDF; также при использовании RW я отметил повышенный расход батарей и слабую работу антишока. На мультисессионных СD-R/RW может иногда увидеть все дорожки, но чаще видит только первую.

Итог

А в итоге, как обычно, окончательный выбор за вами и только за вами. Я описал все основные преимущества и недостатки этого плеера, по возможности непредвзято. Но я не могу определенно сказать, стоит ли конкретно вам его покупать. В этом вопросе основную роль играют личные потребности: если плеер нужен для того, чтобы послушать музыку в дороге или на прогулке, причем вы хотите слушать действительно качественный звук, а отсутствие отображения названий треков и функции прокрутки внутри трека не является для вас серьезной потерей — Panasonic SL-MP50 будет оптимальным выбором. В его пользу говорит также имя фирмы изготовителя: Matsushita-Panasonic на рынке CD-плееров уже много лет, и их плееры славятся замечательной эргономикой и "законченностью" конструкции. В такой технике нет недоделок, свойственных продуктам многочисленных китайских и тайваньских фирм, не имеющих ни сколько-нибудь значительной научной базы, ни опыта производства подобных устройств. Однако, если плеером вы планируете пользоваться буквально везде, подключая его дома к усилителю, на работе — к активным колонкам, а в автомобиле, используя переходник, к магнитоле, то, возможно, вам больше подойдет какое-либо другое устройство. Как я уже сказал — выбор только за вами.

Послесловие

Вот и прошло полгода с тех пор, как я приобщился к мобильной цифрованной музыке. Все это время плеер работал, за редким исключением, по 10-12 часов в сутки, так что пришлось резко разнообразить свою фонотеку и приобрести несколько сумочек для безопасного ношения полусотни дисков. Однозначно то, что никакой другой формат еще не способен дать возможность таскать с собой всю свою фонотеку на носителях, ценой от доллара до двух каждый. Легко представить, насколько дороже будет стоить хранение этих файлов на плеере с винчестером (про флэш, в этом контексте, даже подумать страшно).

Теперь хочу в самых теплых тонах поблагодарить производителя за прочность плеера, потому как за последние месяцы аппарат, благодаря своему малому весу, с десяток раз подло выскальзывал из рук или выдавливался из кармана и звучно (с треском) шлепался на самые твердые поверхности земли или на асфальт. К счастью, даже такое зубодробительное испытание он с честью вынес, до сих пор продолжая радовать меня неутихающим саундом. Все-таки корпус из поликарбоната — это корпус из поликарбоната. Вряд ли какой-нибудь другой представитель класса MP3/CD плееров выдержал хотя бы половину этих "ударов судьбы".

Теперь скажу пару слов про встроенное в плеер зарядное устройство. Об этом, наверное, уже знают все, но тех, кто не знает, прошу взглянуть на приведенный рисунок.

На нем видно, что в батарейном отсеке, кроме двух традиционных клемм, есть третья, которая и предназначена для зарядки аккумуляторов. Родные аккумуляторы (от Panasonic) имеют специальное контактное кольцо в этой области, а обычные перед зарядкой необходимо зачистить (снять защитную пленку на расстояние 3-5 мм от минусового контакта). В противном случае они будут восприняты плеером как обычные батарейки.

Далее о файлах. Я об этом еще не говорил, но файлы, способные подвесить данный плеер намертво, существуют. Попадаются, правда, они очень редко, в основном из чрезвычайно сомнительных источников. Можно было бы не обращать на это внимания, но недавно, проезжая через Киев, я умудрился приобрести компакт, на котором каждый файл повергал плеер в ступор. И случалось это в самом конце трека — вместо того, чтобы перейти к следующей композиции, аппарат продолжал бесконечно считать секунды тишины, не реагируя на нажатия кнопок. Но я не считаю это большой проблемой — в моем случае оказалось достаточно совершить конвертацию "mp3=>mp3" тем же Lame'ом, по пути переведя напрасные 256 кбит/с в мой любимый VBR (кроме плеера я эту музыку слушать не буду, зато на диск больше влезет и батарейки поберегу). В инструкции о проблеме зависания сказано только следующее:

И напоследок хочу рассказать про входящие в комплект уши. Похоже на то, что я был с ними несправедлив — как ни бегал этим летом по магазинам, достойную замену им так и не нашел. Удовлетворился тем, что заменил жесткий провод на гораздо более приятный от Sony. Все-таки из всех слышанных мною "затычек" эти оказались наиболее качественными. Заинтересовавшись я пошел на сайт панасоника и визуально определил их как RP-HV397 (Stereo Insidephone with S-path Design) с пятнадцатимиллиметровой мембраной. Так они у меня и живут.

В общем, если вам нужен простой и очень надежный плеер, эта модель будет отличным выбором. К тому же сейчас объявлены, но еще не появились в Москве, 35-я и 36-я модели, которые отличаются от описываемой более низкой ценой, поддержкой ID3-тегов и, как заявлено, увеличенным временем работы в режиме воспроизведения mp3-файлов. Будем ждать…

 

Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.