Richard Strauss: Delicate Strauss (SACD)


 

     
  Лейбл: Caro Mitis
  Дата релиза: 20 сентября 2006 года
     
     

Немецкий композитор конца XIX — первой половины XX века Рихард Штраус (не путать с "корлем вальсов" Иоганном Штраусом!) известен прежде всего как оперный композитор (его "Кавалер розы", "Электра" и "Саломея" входят в репертуар крупнейших оперных театров), а также как автор симфонических поэм, в числе которых "Дон Жуан", "Тиль Уленшпигель", "Дон Кихот", "Так говорил Заратустра"… Помните знаменитую пафосную тему из "Космической одиссеи 2001", впоследствии использованную в заставке к телеигре "Что? Где? Когда?". Так вот ее автор — ни кто иной как Рихард Штраус. Он всегда тяготел к яркой, эффектной, картинной музыке, за что и был любим публикой. Впрочем, эта сторона творчества Штрауса общеизвестна. А вот новый релиз от российского SACD-лейбла Caro Mitis и камерного оркестра "Эрмитаж" представляет нам куда менее знакомые меломанам произведения композитора. Диск озаглавлен Delicate Strauss, что выглядит также странно, как "грубый Моцарт", "низменный Бах" или "афористичный Вагнер". Посмотрим, насколько контент альбома оправдывает столь интригующий заголовок!

1. Meinem Kinde (Op.37, Nr.3) (02:30)
Открывает альбом песня "Моему ребенку" (1898) в транскрипции Михаила Уткина для гобоя и оркестра (то есть вместо голоса звучит гобой). Песня представляет собой колыбельную, поэтому мягкий теплый тембр гобоя подходит сюда как нельзя лучше. Обволакивающие фигурации струнной группы как бы укутывают и убаюкивают основную мелодическую линию, а неторопливая смена гармоний только усиливает ощущение покоя и безмятежности.

2. Romanze (08:09)
Романс для кларнета с оркестром (здесь партию кларнета исполняет гобой д'амур) Штраус написал в пятнадцатилетнем возрасте под бдительным присмотром отца (тоже музыканта). Перед нами — очень правильное и во всех отношениях приятное произведение, где даже кратковременные омрачнения кажутся чем-то несерьезным, зато мажорные темы выглядят по-настоящему оптимистичными и светлыми. Прозрачная оркестровая фактура еще не предвещает того буйства тембровых и полифонических сочетаний, которые будут в прославивших Штрауса симфонических поэмах, а ясная мелодическая линия солирующего инструмента хоть и очаровательна сама по себе, но не содержит и капли той экспрессии и эмоциональности, что мы можем услышать в "Саломее" или "Электре".

3-6. Konzert D-Dur fur Oboe und kleines Orchester (22:55)
Такое же просветленное и оптимистичное настроение царит и в концерте ре-мажор для гобоя и малого оркестра, несмотря на то, что создан он был в 1945 году — не самый приятный для Германии период. Штраус же, как и Стравинский, предпочел никак не реагировать на те драматические события, что сотрясали человечество в эти годы, за что и был многими осуждаем. Но разве это так плохо, что в годы отчаяния и боли эти великие мастера продолжали исповедовать в своей музыке идеалы гармонии и красоты (в случае со Стравинским — даже античной красоты)? На данном диске это единственное гобойное произведение, представленное не в переработанном виде. И во время прослушивания создается иллюзия, что оно было создано специально для Алексея Уткина и оркестра "Эрмитаж" — настолько естественно и изящно звучит этот концерт в их исполнении. Не только виртуозные гобойные соло, но и даже второстепенные мелодические линии сыграны со вкусом и блеском, а многочисленные подголоски ничуть не теряются на фоне оркестровой ткани, но и не нарушают общего баланса.

7. Einleitung zu der Oper "Capriccio" (Op.85) (10:43)
Единственное программное (и то относительно) инструментальное произведение на альбоме — вступление к поздней опере Рихарда Штрауса "Каприччио". О содержании оперы и том, как оно отражено во вступлении, можно прочитать вот здесь, что же касается собственно музыки (в отрыве от сюжета), то данное произведение объединяет в себе как черты ранних, так и уже зрелых произведений Штрауса. С одной стороны это изысканная полифоническая вязь в оркестровой фактуре, прихотливая мелодика и гармония, явно относящаяся уже к XX веку. Но с другой — несмотря на все "сложности" во вступлении очень ясная, прозрачная фактура, да и общий настрой музыки — скорее классический (то есть близкий к эпохе Классицизма), нежели позднеромантический или, тем более, экспрессионистский. Инструментальный состав — непривычно скромный: 6 скрипок (3 первых и 3 вторых), 2 альта, 2 виолончели и контрабас.

8. Morgen! (Op.27, Nr.4) (03:33)
Завершается диск еще одной ранней песней Штрауса "Завтра!" (1894) в транскрипции Михаила Уткина для гобоя и оркестра (состав — тот же, что и в предыдущем номере). В принципе, к "Завтра!" применимо все то, что было сказано по поводу первого трека — разве что колыбельной ее не назовешь. Но плавное движение пластичных мелодических линий и мягкие смены гармоний все равно производят "успокоительный" эффект. Тема гобоя здесь переплетается с партиями скрипок и альтов, а в качестве сопровождения звучит пиццикато виолончелей и контрабасов.

Общие впечатления от альбома
Очень специфическая, можно даже сказать концептуальная подборка малоизвестных произведений Рихарда Штрауса исполнена со вкусом и изяществом. Особенно хорош концерт — в нем "золотой гобой России" Алексей Уткин в полной мере блеснул своим мастерством, а оркестр "Эрмитаж" продемонстрировал слаженное и сбалансированное звучание. Придраться можно только к переложениям песен: в них гобойная партия порой теряется на фоне сопровождения.

Издание

SACD упакован в особый jewel-case, характерный именно для дисков данного формата. Обложка и задняя сторона издания выполнены в фирменном стиле Caro Mitis, сочетающем цветовую строгость и даже некоторую однообразность с декоративными ненавязчивыми деталями.

Накатка на самом диске полностью соответствует общему стилю издания.

Помимо диска внутри коробки был обнаружен 36-страничный буклет с уже упоминавшейся музыковедческой статьей на английском, русском и французском языках (русскоязычный оригинал опубликован на сайте лейбла), а также с фотографиями музыкантов, списком треков и англоязычной заметкой про Алексея Уткина и "Эрмитаж" (без перевода).

Тестирование
Рассматриваемое издание представляет собой гибридный SACD, то есть помимо DSD-треков (5.1 и Stereo) на диске есть CD-слой. Это абсолютно правильно, так как у многих меломанов может не быть SACD-проигрывателя. А, кроме того, некоторые аудиофилы считают, что музыку (а тем более классическую) надо слушать только в стерео. Но для нас наибольший интерес представляла именно шестиканальная DSD-дорожка. Ее мы и тестировали.

Для начала мы прослушали несколько треков на мультимедийной акустике (универсальный DVD-плеер Pioneer DV-585A, активные 5.1-колонки Microlab AH-500). Сразу обратил на себя внимание заниженный уровень громкости (ручку Volume пришлось выкручивать почти до максимума), но справедливости ради надо отметить, что подобная особенность характерна и для дисков некоторых западных лейблов, издающих классику. Кроме того, в глаза (точнее, в уши) бросилась следующая особенность: во время игры гобоя отчетливо слышны характерные звуки нажатия/отжатия клапанов инструмента. Кроме того, иногда можно услышать, как исполнитель берет дыхание. Это можно было бы также списать на особенности записи классической музыки, но несколько прослушанных нами примеров гобойных соло с альбомов авторитетных западных лейблов продемонстрировали гораздо более вычищенное звучание (хотя едва уловимый шум механики инструмента заметен и там). Действительно, запись подобных инструментов представляет немалую сложность, и в данном случае, погнавшись за реализмом, звукорежиссер упустил из виду (или сознательно пожертвовал) общей комфортностью звучания. Впрочем, реализм этот весьма сомнителен: когда мы слушаем гобой на концерте, то никакого шума клапанов до нас, естественно, не доходит. Еще один недостаток записи — нехватка объема. Все-таки Рихард Штраус — это композитор XX века, поэтому разложение по каналам могло бы быть и более смелым. В данном же случае мы слышим, фактически, стереозапись, так как в тылы самостоятельных партий не попадает, да и с созданием пресловутой "атмосферы зала" и "эффекта присутствия" фонограмма тоже не справляется.

Второй этап тестирования — прослушивание на референсной тестовой системе. Тракт следующий: в качестве транспорта использовался SACD/DVD-A плеер Pioneer DV-757Ai, подключенный по цифре (многоканальный безджиттерный интерфейс FireWire) к AV-ресиверу Pioneer VSX-AX5i, работающему как декодер/ЦАП/предусилитель, далее сигнал поступал по балансному интерфейсу к активным мониторам ADAM S2.5A. Тестирование проводилось в акустически обработанном помещении. Здесь обратили на себя внимание такие достоинства записи как мягкость, естественность оркестрового звучания (и гобойного тембра в частности), точность атаки и общая атмосферность, "воздушность" саунда. Хотя шум гобойной механики (особенно в сольных эпизодах) по-прежнему раздражал.

Общие впечатления от издания
Диск представляется идеальным выбором для меломанов со вкусом, которых не очень волнует "аутентичность" исполнения (здесь это перечеркнуто большим количеством переложений), но зато интересует оригинальность подборки и общий "эмоциональный настрой" альбома (в данном случае — исключительно оптимистичный и положительно влияющий на нервную систему:-)). Конечно, не стоит забывать о том, что это, помимо всего прочего, бенефис Уткина. Поэтому поклонникам гобоиста также стоит обратить внимание на Delicate Strauss. Что же касается собственно издания, то SACD-диск не в полной мере раскрывает возможности формата, да и к работе звукорежиссера есть определенные претензии, но общие впечатления от звука — весьма положительные. Отдельно хочется отметить оригинальный дизайн издания и наличие информативного буклета. В целом диск выполнен на уровне ведущих мировых лейблов, как и предыдущий релиз лейбла Caro Mitis.

 

Дополнительно

Delicate Strauss

Richard Strauss: Delicate Strauss (SACD)

 

     
  Лейбл: Caro Mitis
  Дата релиза: 20 сентября 2006 года
     
     

Немецкий композитор конца XIX — первой половины XX века Рихард Штраус (не путать с "корлем вальсов" Иоганном Штраусом!) известен прежде всего как оперный композитор (его "Кавалер розы", "Электра" и "Саломея" входят в репертуар крупнейших оперных театров), а также как автор симфонических поэм, в числе которых "Дон Жуан", "Тиль Уленшпигель", "Дон Кихот", "Так говорил Заратустра"… Помните знаменитую пафосную тему из "Космической одиссеи 2001", впоследствии использованную в заставке к телеигре "Что? Где? Когда?". Так вот ее автор — ни кто иной как Рихард Штраус. Он всегда тяготел к яркой, эффектной, картинной музыке, за что и был любим публикой. Впрочем, эта сторона творчества Штрауса общеизвестна. А вот новый релиз от российского SACD-лейбла Caro Mitis и камерного оркестра "Эрмитаж" представляет нам куда менее знакомые меломанам произведения композитора. Диск озаглавлен Delicate Strauss, что выглядит также странно, как "грубый Моцарт", "низменный Бах" или "афористичный Вагнер". Посмотрим, насколько контент альбома оправдывает столь интригующий заголовок!

1. Meinem Kinde (Op.37, Nr.3) (02:30)
Открывает альбом песня "Моему ребенку" (1898) в транскрипции Михаила Уткина для гобоя и оркестра (то есть вместо голоса звучит гобой). Песня представляет собой колыбельную, поэтому мягкий теплый тембр гобоя подходит сюда как нельзя лучше. Обволакивающие фигурации струнной группы как бы укутывают и убаюкивают основную мелодическую линию, а неторопливая смена гармоний только усиливает ощущение покоя и безмятежности.

2. Romanze (08:09)
Романс для кларнета с оркестром (здесь партию кларнета исполняет гобой д'амур) Штраус написал в пятнадцатилетнем возрасте под бдительным присмотром отца (тоже музыканта). Перед нами — очень правильное и во всех отношениях приятное произведение, где даже кратковременные омрачнения кажутся чем-то несерьезным, зато мажорные темы выглядят по-настоящему оптимистичными и светлыми. Прозрачная оркестровая фактура еще не предвещает того буйства тембровых и полифонических сочетаний, которые будут в прославивших Штрауса симфонических поэмах, а ясная мелодическая линия солирующего инструмента хоть и очаровательна сама по себе, но не содержит и капли той экспрессии и эмоциональности, что мы можем услышать в "Саломее" или "Электре".

3-6. Konzert D-Dur fur Oboe und kleines Orchester (22:55)
Такое же просветленное и оптимистичное настроение царит и в концерте ре-мажор для гобоя и малого оркестра, несмотря на то, что создан он был в 1945 году — не самый приятный для Германии период. Штраус же, как и Стравинский, предпочел никак не реагировать на те драматические события, что сотрясали человечество в эти годы, за что и был многими осуждаем. Но разве это так плохо, что в годы отчаяния и боли эти великие мастера продолжали исповедовать в своей музыке идеалы гармонии и красоты (в случае со Стравинским — даже античной красоты)? На данном диске это единственное гобойное произведение, представленное не в переработанном виде. И во время прослушивания создается иллюзия, что оно было создано специально для Алексея Уткина и оркестра "Эрмитаж" — настолько естественно и изящно звучит этот концерт в их исполнении. Не только виртуозные гобойные соло, но и даже второстепенные мелодические линии сыграны со вкусом и блеском, а многочисленные подголоски ничуть не теряются на фоне оркестровой ткани, но и не нарушают общего баланса.

7. Einleitung zu der Oper "Capriccio" (Op.85) (10:43)
Единственное программное (и то относительно) инструментальное произведение на альбоме — вступление к поздней опере Рихарда Штрауса "Каприччио". О содержании оперы и том, как оно отражено во вступлении, можно прочитать вот здесь, что же касается собственно музыки (в отрыве от сюжета), то данное произведение объединяет в себе как черты ранних, так и уже зрелых произведений Штрауса. С одной стороны это изысканная полифоническая вязь в оркестровой фактуре, прихотливая мелодика и гармония, явно относящаяся уже к XX веку. Но с другой — несмотря на все "сложности" во вступлении очень ясная, прозрачная фактура, да и общий настрой музыки — скорее классический (то есть близкий к эпохе Классицизма), нежели позднеромантический или, тем более, экспрессионистский. Инструментальный состав — непривычно скромный: 6 скрипок (3 первых и 3 вторых), 2 альта, 2 виолончели и контрабас.

8. Morgen! (Op.27, Nr.4) (03:33)
Завершается диск еще одной ранней песней Штрауса "Завтра!" (1894) в транскрипции Михаила Уткина для гобоя и оркестра (состав — тот же, что и в предыдущем номере). В принципе, к "Завтра!" применимо все то, что было сказано по поводу первого трека — разве что колыбельной ее не назовешь. Но плавное движение пластичных мелодических линий и мягкие смены гармоний все равно производят "успокоительный" эффект. Тема гобоя здесь переплетается с партиями скрипок и альтов, а в качестве сопровождения звучит пиццикато виолончелей и контрабасов.

Общие впечатления от альбома
Очень специфическая, можно даже сказать концептуальная подборка малоизвестных произведений Рихарда Штрауса исполнена со вкусом и изяществом. Особенно хорош концерт — в нем "золотой гобой России" Алексей Уткин в полной мере блеснул своим мастерством, а оркестр "Эрмитаж" продемонстрировал слаженное и сбалансированное звучание. Придраться можно только к переложениям песен: в них гобойная партия порой теряется на фоне сопровождения.

Издание

SACD упакован в особый jewel-case, характерный именно для дисков данного формата. Обложка и задняя сторона издания выполнены в фирменном стиле Caro Mitis, сочетающем цветовую строгость и даже некоторую однообразность с декоративными ненавязчивыми деталями.

Накатка на самом диске полностью соответствует общему стилю издания.

Помимо диска внутри коробки был обнаружен 36-страничный буклет с уже упоминавшейся музыковедческой статьей на английском, русском и французском языках (русскоязычный оригинал опубликован на сайте лейбла), а также с фотографиями музыкантов, списком треков и англоязычной заметкой про Алексея Уткина и "Эрмитаж" (без перевода).

Тестирование
Рассматриваемое издание представляет собой гибридный SACD, то есть помимо DSD-треков (5.1 и Stereo) на диске есть CD-слой. Это абсолютно правильно, так как у многих меломанов может не быть SACD-проигрывателя. А, кроме того, некоторые аудиофилы считают, что музыку (а тем более классическую) надо слушать только в стерео. Но для нас наибольший интерес представляла именно шестиканальная DSD-дорожка. Ее мы и тестировали.

Для начала мы прослушали несколько треков на мультимедийной акустике (универсальный DVD-плеер Pioneer DV-585A, активные 5.1-колонки Microlab AH-500). Сразу обратил на себя внимание заниженный уровень громкости (ручку Volume пришлось выкручивать почти до максимума), но справедливости ради надо отметить, что подобная особенность характерна и для дисков некоторых западных лейблов, издающих классику. Кроме того, в глаза (точнее, в уши) бросилась следующая особенность: во время игры гобоя отчетливо слышны характерные звуки нажатия/отжатия клапанов инструмента. Кроме того, иногда можно услышать, как исполнитель берет дыхание. Это можно было бы также списать на особенности записи классической музыки, но несколько прослушанных нами примеров гобойных соло с альбомов авторитетных западных лейблов продемонстрировали гораздо более вычищенное звучание (хотя едва уловимый шум механики инструмента заметен и там). Действительно, запись подобных инструментов представляет немалую сложность, и в данном случае, погнавшись за реализмом, звукорежиссер упустил из виду (или сознательно пожертвовал) общей комфортностью звучания. Впрочем, реализм этот весьма сомнителен: когда мы слушаем гобой на концерте, то никакого шума клапанов до нас, естественно, не доходит. Еще один недостаток записи — нехватка объема. Все-таки Рихард Штраус — это композитор XX века, поэтому разложение по каналам могло бы быть и более смелым. В данном же случае мы слышим, фактически, стереозапись, так как в тылы самостоятельных партий не попадает, да и с созданием пресловутой "атмосферы зала" и "эффекта присутствия" фонограмма тоже не справляется.

Второй этап тестирования — прослушивание на референсной тестовой системе. Тракт следующий: в качестве транспорта использовался SACD/DVD-A плеер Pioneer DV-757Ai, подключенный по цифре (многоканальный безджиттерный интерфейс FireWire) к AV-ресиверу Pioneer VSX-AX5i, работающему как декодер/ЦАП/предусилитель, далее сигнал поступал по балансному интерфейсу к активным мониторам ADAM S2.5A. Тестирование проводилось в акустически обработанном помещении. Здесь обратили на себя внимание такие достоинства записи как мягкость, естественность оркестрового звучания (и гобойного тембра в частности), точность атаки и общая атмосферность, "воздушность" саунда. Хотя шум гобойной механики (особенно в сольных эпизодах) по-прежнему раздражал.

Общие впечатления от издания
Диск представляется идеальным выбором для меломанов со вкусом, которых не очень волнует "аутентичность" исполнения (здесь это перечеркнуто большим количеством переложений), но зато интересует оригинальность подборки и общий "эмоциональный настрой" альбома (в данном случае — исключительно оптимистичный и положительно влияющий на нервную систему:-)). Конечно, не стоит забывать о том, что это, помимо всего прочего, бенефис Уткина. Поэтому поклонникам гобоиста также стоит обратить внимание на Delicate Strauss. Что же касается собственно издания, то SACD-диск не в полной мере раскрывает возможности формата, да и к работе звукорежиссера есть определенные претензии, но общие впечатления от звука — весьма положительные. Отдельно хочется отметить оригинальный дизайн издания и наличие информативного буклета. В целом диск выполнен на уровне ведущих мировых лейблов, как и предыдущий релиз лейбла Caro Mitis.