Jean-Fery Rebel: Ballets sans paroles (SACD)


 

     
  Лейбл: Caro Mitis
  Дата релиза: 06 июня 2006 года
     
     

Продолжая цикл статей об аудиофильских лейблах, начатый обзором диска Telarc, мы решили рассказать вам о единственном российском SACD-лейбле Caro Mitis. Компания специализируется на классической музыке XVII — XVIII веков, хотя в каталоге лейбла можно встретить и музыку XX века. Основные артисты Caro Mitis — гобоист Алексей Уткин с камерным оркестром "Эрмитаж", клавесинист Ольга Мартынова и Pratum Integrum Orchestra.

Очередной релиз Caro Mitis представляет нам музыку французского композитора конца XVII — первой половины XVIII века Жана-Фери Ребеля в аутентичном исполнении Pratum Integrum Orchestra (художественный руководитель — Павел Сербин). Подробную музыковедческую статью о Ребеле (на русском языке) можно прочитать здесь. Поэтому мы не будем заострять внимание на биографии композитора и рассказе об эпохе, а сосредоточимся на музыкальном контенте диска.

1. Caprice (02:37)
Открывает подборку произведений Ребеля небольшая оркестровая пьеса "Каприс". По форме это типичная барочная увертюра, начинающаяся с медленного вступления (Largo), которое затем сменяется блестящим Allegro. По духу "Каприс" очень близок к генделевским увертюрам, хотя немецкой тяжеловесности и пафосности, а также изобилия полифонических приемов, к чему Гендель всегда был склонен, здесь не наблюдается. Оркестровая фактура очень прозрачна, а в целом музыкальная ткань легка и изящна.

2-11. Les elemens, simphonie nouvelle (22:38)
"Стихии" — многочастное программное произведение, в котором изображаются различные природные стихии. В музыкальном плане "Стихии" представляют собой оркестровую сюиту, состоящую из очень разнообразных по характеру и инструментальному составу номеров. Наряду с традиционными для Барокко жанрами (сицилиана, ария, тамбурин, чакона, лур) мы здесь можем услышать такие номера как "Хаос", "Щебет птиц" и "Соловьи". При этом Ребель не злоупотребляет звукоизобразительностью, хотя и использует яркие оркестровые и гармонические эффекты, в частности, трели флейты (в "Соловьях" и "Щебете птиц") или бесформенное "грязное" созвучие (кластер) в начале "Хаоса".

12. Boutade (05:38)
Неторопливая "Бутада" в исполнении двух виол да гамба и клавесина ласкает слух приятными созвучиями и мягкими гармоническими переходами. Между двумя крупными циклами эта пьеса воспринимается как интерлюдия, дающая передышку слушателю.

13-18. Les plaisirs champetres (10:33)
Пасторальная сюита "Сельские увеселения" гораздо более традиционна, нежели "Стихии" — и в плане составляющих сюиту номеров (вполне типичных для Барокко), и в плане инструментовки. Выделить стоит паспье (№17), филигранное и утонченное звучание которого доставляет истинное наслаждение.

19-32. Les caracteres de la danse, fantaisie (08:40)
Оркестровая фантазия с говорящим названием "Характеры танца" тоже представляет собой типичную барочную сюиту. Композитор сюда включил самые разнообразные танцы — наряду с "базовыми" частями барочной сюиты (куранта, сарабанда, жига) есть еще и менуэт, ригодон, паспье, лур, мюзетт, гавот… А в качестве вступления, интерлюдий и заключения — прелюдия, чакона и две сонаты. Разумеется, надо учитывать, что это не сонаты классического типа (как у Гайдна, Моцарта или Бетховена), а старинные трио-сонаты, не содержащие столь ярких контрастов и особо активного развития. Стоит отметить, что большинство номеров сюиты — совсем миниатюрные (меньше полминуты), из-за чего в целом произведение оставляет впечатление эдакого музыкального калейдоскопа.

33-36. Fantaisie (08:52)
Последнее произведение на диске — четырехчастная "Фантазия". Цикл открывается медленным и величавым Grave. После него следует помпезная чакона, являющаяся центральной частью "Фантазии". Затем — умеренный и сдержанный лур, а завершается фантазия празднично-оживленным тамбурином. В отличие от "Характеров танца" номера "Фантазии" гораздо более протяженные и развернутые.

Общие впечатления от альбома
Великолепная подборка произведений Жана-Фери Ребеля наверняка придется по вкусу любителям барочной инструментальной музыки. Другое дело, что современному меломану (даже неплохо образованному) имя Ребеля, скорее всего, не знакомо. Поэтому, дабы дать более ясное представление об этой записи, я бы сравнил его музыку, прежде всего, со знаменитыми сюитами Генделя «Музыка на воде» (Water Music) и «Музыка Фейерверка» (Music For The Royal Fireworks). И хотя в мелодическом плане Ребель, возможно, и уступает своему прославленному современнику, но зато музыкальная ткань в произведениях француза более прозрачная и легкая, в ней отсутствует и тень тяжеловесности, из-за которой многие слушатели недолюбливают Генделя.

Как видно из названия диска, представленные здесь произведения стали основой для балетных постановок XVIII века. Тем не менее, музыку Ребеля сложно назвать «дансантной» (то есть особенно удобной для танца). Так что ни о какой «фоновости» или «второплановости» (характерной для ряда классических балетов XIX века) речь не идет. Однако не стоит здесь искать и баховского драматизма. Перед нами — альбом, состоящий из чисто развлекательной, легкой музыки (в лучшем смысле этого слова). Наслаждайтесь!

Издание

SACD упакован в особый jewel-case, характерный именно для дисков данного формата. Обложка и задняя сторона издания выполнены в фирменном стиле Caro Mitis, сочетающем цветовую строгость и даже некоторую однообразность с декоративными ненавязчивыми деталями. В оформлении издания использована картина Антуана Ватто «Итальянские комедианты», гравированная Бернаром Бароном (XVIII век).

Накатка на самом диске полностью соответствует общему стилю издания.

Помимо диска внутри коробки был обнаружен 36-страничный буклет с уже упоминавшейся музыковедческой статьей на английском, русском и французском языках (русскоязычный оригинал опубликован на сайте лейбла), а также с фотографиями музыкантов и списком треков.

Тестирование
Рассматриваемое издание представляет собой гибридный SACD, то есть помимо DSD-треков (5.1 и Stereo) на диске есть CD-слой. Это абсолютно правильно, так как у многих меломанов может не быть SACD-проигрывателя. А, кроме того, некоторые аудиофилы считают, что музыку (а тем более классическую) надо слушать только в стерео. Но для нас наибольший интерес представляла именно шестиканальная DSD-дорожка. Ее мы и тестировали.

Наша работа состояла из двух этапов:

1. Объективное тестирование (спектральный анализ аудиопотока)

2. Субъективное тестирование (прослушивание дисков на качественной шестиканальной акустике доступной ценовой категории и на профессиональной активной акустике высшей ценовой категории).

Первый этап выявил следующие особенности записи:

Частотный диапазон задействуется хоть и не полностью, но это все равно лучше, чем на CD. Кроме того, фонограмма в целом довольно насыщенная и ровная, без резких всплесков и провалов.

Что касается ультравысокочастотных шумов, то это особенность однобитной DSD-модуляции. Слушателю они заметны не будут, так как уровень их весьма низкий, и сам диапазон лежит выше слухового. Применение более сильных ФНЧ на выходе ЦАП может негативно повлиять на музыкальность тракта.

Для сравнения можно взглянуть на спектральный анализ образцовой композиции в формате DVD-Audio (лейбл AIX Records):

Как мы видим, до параметров образцового DVD-Audio рассматриваемый SACD немного не дотянул, но с другой стороны, сравнивать звучание старинной музыки в исполнении камерного оркестра со звучанием тестовых джазовых композиций, предлагающих буйство перкуссии и эмоциональные сольные партии, не совсем корректно.

Теперь приступим к субъективному тестированию.

Для начала мы прослушали несколько треков на мультимедийной акустике (универсальный DVD-плеер Pioneer DV-585A, активные 5.1-колонки Microlab AH-500). Сразу обратил на себя внимание заниженный уровень громкости (ручку Volume пришлось выкручивать почти до максимума), но справедливости ради надо отметить, что подобная особенность характерна и для дисков некоторых западных лейблов, издающих классику. В целом впечатления от прослушивания остались очень приятные. Пожалуй, именно так и должна звучать подобная музыка: мягко, чисто и прозрачно. DSD-дорожке отлично удается передать специфические тембры старинных струнных инструментов, воздушные пассажи деревянных духовых и галантные арпеджио клавесина. Однако не ждите от записи реальной шестиканальности: тылы лишь создают ощущение зала, но не более того. Если специально не прислушиваться, то может показаться, что звучит стандартное стерео. Подобная политика в отношении шестиканальных записей характерна для ряда западных лейблов (включая авторитетный Deutsche Grammophon) и объясняется тем, что композиторами не предполагался окружающий эффект, соответственно, запись должна имитировать звучание музыки в концертном зале (где сцена находится перед слушателем). Не могу сказать, что данная политика кажется мне оправданной в отношении ряда сочинений XX века, но на более раннем музыкальном материале подобный подход вполне себя оправдывает.

Но главным испытанием для диска стало прослушивание на референсной тестовой системе. Тракт следующий: в качестве транспорта использовался SACD/DVD-A плеер Pioneer DV-757Ai, подключенный по цифре (многоканальный безджиттерный интерфейс FireWire) к AV-ресиверу Pioneer VSX-AX5i, работающему как декодер/ЦАП/предусилитель, далее сигнал поступал по балансному интерфейсу к активным мониторам ADAM S2.5A. Тестирование проводилось в акустически обработанном помещении. В принципе, впечатления остались те же. Понятно, что потенциал акустики на данной записи не раскрылся, а звуку не хватало яркости, но "виновата" в этом именно специфика музыки — к самому DSD-мастерингу никаких претензий нет.

Общие впечатления от издания
Аудиофильский диск для поклонников музыки "галантного" века не раскачает вашу аудиосистему и заставит скучать тылы и басовый модуль (если таковой имеется), однако удовольствие от прослушивания светлых и беззаботных произведений Жана-Фери Ребеля сполна компенсирует отсутствие ярких саунд-эффектов. Отдельно хочется отметить оригинальный дизайн издания и наличие информативного буклета. В целом диск выполнен на уровне ведущих мировых лейблов.

 

Дополнительно

Ballets sans paroles

Jean-Fery Rebel: Ballets sans paroles (SACD)

 

     
  Лейбл: Caro Mitis
  Дата релиза: 06 июня 2006 года
     
     

Продолжая цикл статей об аудиофильских лейблах, начатый обзором диска Telarc, мы решили рассказать вам о единственном российском SACD-лейбле Caro Mitis. Компания специализируется на классической музыке XVII — XVIII веков, хотя в каталоге лейбла можно встретить и музыку XX века. Основные артисты Caro Mitis — гобоист Алексей Уткин с камерным оркестром "Эрмитаж", клавесинист Ольга Мартынова и Pratum Integrum Orchestra.

Очередной релиз Caro Mitis представляет нам музыку французского композитора конца XVII — первой половины XVIII века Жана-Фери Ребеля в аутентичном исполнении Pratum Integrum Orchestra (художественный руководитель — Павел Сербин). Подробную музыковедческую статью о Ребеле (на русском языке) можно прочитать здесь. Поэтому мы не будем заострять внимание на биографии композитора и рассказе об эпохе, а сосредоточимся на музыкальном контенте диска.

1. Caprice (02:37)
Открывает подборку произведений Ребеля небольшая оркестровая пьеса "Каприс". По форме это типичная барочная увертюра, начинающаяся с медленного вступления (Largo), которое затем сменяется блестящим Allegro. По духу "Каприс" очень близок к генделевским увертюрам, хотя немецкой тяжеловесности и пафосности, а также изобилия полифонических приемов, к чему Гендель всегда был склонен, здесь не наблюдается. Оркестровая фактура очень прозрачна, а в целом музыкальная ткань легка и изящна.

2-11. Les elemens, simphonie nouvelle (22:38)
"Стихии" — многочастное программное произведение, в котором изображаются различные природные стихии. В музыкальном плане "Стихии" представляют собой оркестровую сюиту, состоящую из очень разнообразных по характеру и инструментальному составу номеров. Наряду с традиционными для Барокко жанрами (сицилиана, ария, тамбурин, чакона, лур) мы здесь можем услышать такие номера как "Хаос", "Щебет птиц" и "Соловьи". При этом Ребель не злоупотребляет звукоизобразительностью, хотя и использует яркие оркестровые и гармонические эффекты, в частности, трели флейты (в "Соловьях" и "Щебете птиц") или бесформенное "грязное" созвучие (кластер) в начале "Хаоса".

12. Boutade (05:38)
Неторопливая "Бутада" в исполнении двух виол да гамба и клавесина ласкает слух приятными созвучиями и мягкими гармоническими переходами. Между двумя крупными циклами эта пьеса воспринимается как интерлюдия, дающая передышку слушателю.

13-18. Les plaisirs champetres (10:33)
Пасторальная сюита "Сельские увеселения" гораздо более традиционна, нежели "Стихии" — и в плане составляющих сюиту номеров (вполне типичных для Барокко), и в плане инструментовки. Выделить стоит паспье (№17), филигранное и утонченное звучание которого доставляет истинное наслаждение.

19-32. Les caracteres de la danse, fantaisie (08:40)
Оркестровая фантазия с говорящим названием "Характеры танца" тоже представляет собой типичную барочную сюиту. Композитор сюда включил самые разнообразные танцы — наряду с "базовыми" частями барочной сюиты (куранта, сарабанда, жига) есть еще и менуэт, ригодон, паспье, лур, мюзетт, гавот… А в качестве вступления, интерлюдий и заключения — прелюдия, чакона и две сонаты. Разумеется, надо учитывать, что это не сонаты классического типа (как у Гайдна, Моцарта или Бетховена), а старинные трио-сонаты, не содержащие столь ярких контрастов и особо активного развития. Стоит отметить, что большинство номеров сюиты — совсем миниатюрные (меньше полминуты), из-за чего в целом произведение оставляет впечатление эдакого музыкального калейдоскопа.

33-36. Fantaisie (08:52)
Последнее произведение на диске — четырехчастная "Фантазия". Цикл открывается медленным и величавым Grave. После него следует помпезная чакона, являющаяся центральной частью "Фантазии". Затем — умеренный и сдержанный лур, а завершается фантазия празднично-оживленным тамбурином. В отличие от "Характеров танца" номера "Фантазии" гораздо более протяженные и развернутые.

Общие впечатления от альбома
Великолепная подборка произведений Жана-Фери Ребеля наверняка придется по вкусу любителям барочной инструментальной музыки. Другое дело, что современному меломану (даже неплохо образованному) имя Ребеля, скорее всего, не знакомо. Поэтому, дабы дать более ясное представление об этой записи, я бы сравнил его музыку, прежде всего, со знаменитыми сюитами Генделя «Музыка на воде» (Water Music) и «Музыка Фейерверка» (Music For The Royal Fireworks). И хотя в мелодическом плане Ребель, возможно, и уступает своему прославленному современнику, но зато музыкальная ткань в произведениях француза более прозрачная и легкая, в ней отсутствует и тень тяжеловесности, из-за которой многие слушатели недолюбливают Генделя.

Как видно из названия диска, представленные здесь произведения стали основой для балетных постановок XVIII века. Тем не менее, музыку Ребеля сложно назвать «дансантной» (то есть особенно удобной для танца). Так что ни о какой «фоновости» или «второплановости» (характерной для ряда классических балетов XIX века) речь не идет. Однако не стоит здесь искать и баховского драматизма. Перед нами — альбом, состоящий из чисто развлекательной, легкой музыки (в лучшем смысле этого слова). Наслаждайтесь!

Издание

SACD упакован в особый jewel-case, характерный именно для дисков данного формата. Обложка и задняя сторона издания выполнены в фирменном стиле Caro Mitis, сочетающем цветовую строгость и даже некоторую однообразность с декоративными ненавязчивыми деталями. В оформлении издания использована картина Антуана Ватто «Итальянские комедианты», гравированная Бернаром Бароном (XVIII век).

Накатка на самом диске полностью соответствует общему стилю издания.

Помимо диска внутри коробки был обнаружен 36-страничный буклет с уже упоминавшейся музыковедческой статьей на английском, русском и французском языках (русскоязычный оригинал опубликован на сайте лейбла), а также с фотографиями музыкантов и списком треков.

Тестирование
Рассматриваемое издание представляет собой гибридный SACD, то есть помимо DSD-треков (5.1 и Stereo) на диске есть CD-слой. Это абсолютно правильно, так как у многих меломанов может не быть SACD-проигрывателя. А, кроме того, некоторые аудиофилы считают, что музыку (а тем более классическую) надо слушать только в стерео. Но для нас наибольший интерес представляла именно шестиканальная DSD-дорожка. Ее мы и тестировали.

Наша работа состояла из двух этапов:

1. Объективное тестирование (спектральный анализ аудиопотока)

2. Субъективное тестирование (прослушивание дисков на качественной шестиканальной акустике доступной ценовой категории и на профессиональной активной акустике высшей ценовой категории).

Первый этап выявил следующие особенности записи:

Частотный диапазон задействуется хоть и не полностью, но это все равно лучше, чем на CD. Кроме того, фонограмма в целом довольно насыщенная и ровная, без резких всплесков и провалов.

Что касается ультравысокочастотных шумов, то это особенность однобитной DSD-модуляции. Слушателю они заметны не будут, так как уровень их весьма низкий, и сам диапазон лежит выше слухового. Применение более сильных ФНЧ на выходе ЦАП может негативно повлиять на музыкальность тракта.

Для сравнения можно взглянуть на спектральный анализ образцовой композиции в формате DVD-Audio (лейбл AIX Records):

Как мы видим, до параметров образцового DVD-Audio рассматриваемый SACD немного не дотянул, но с другой стороны, сравнивать звучание старинной музыки в исполнении камерного оркестра со звучанием тестовых джазовых композиций, предлагающих буйство перкуссии и эмоциональные сольные партии, не совсем корректно.

Теперь приступим к субъективному тестированию.

Для начала мы прослушали несколько треков на мультимедийной акустике (универсальный DVD-плеер Pioneer DV-585A, активные 5.1-колонки Microlab AH-500). Сразу обратил на себя внимание заниженный уровень громкости (ручку Volume пришлось выкручивать почти до максимума), но справедливости ради надо отметить, что подобная особенность характерна и для дисков некоторых западных лейблов, издающих классику. В целом впечатления от прослушивания остались очень приятные. Пожалуй, именно так и должна звучать подобная музыка: мягко, чисто и прозрачно. DSD-дорожке отлично удается передать специфические тембры старинных струнных инструментов, воздушные пассажи деревянных духовых и галантные арпеджио клавесина. Однако не ждите от записи реальной шестиканальности: тылы лишь создают ощущение зала, но не более того. Если специально не прислушиваться, то может показаться, что звучит стандартное стерео. Подобная политика в отношении шестиканальных записей характерна для ряда западных лейблов (включая авторитетный Deutsche Grammophon) и объясняется тем, что композиторами не предполагался окружающий эффект, соответственно, запись должна имитировать звучание музыки в концертном зале (где сцена находится перед слушателем). Не могу сказать, что данная политика кажется мне оправданной в отношении ряда сочинений XX века, но на более раннем музыкальном материале подобный подход вполне себя оправдывает.

Но главным испытанием для диска стало прослушивание на референсной тестовой системе. Тракт следующий: в качестве транспорта использовался SACD/DVD-A плеер Pioneer DV-757Ai, подключенный по цифре (многоканальный безджиттерный интерфейс FireWire) к AV-ресиверу Pioneer VSX-AX5i, работающему как декодер/ЦАП/предусилитель, далее сигнал поступал по балансному интерфейсу к активным мониторам ADAM S2.5A. Тестирование проводилось в акустически обработанном помещении. В принципе, впечатления остались те же. Понятно, что потенциал акустики на данной записи не раскрылся, а звуку не хватало яркости, но "виновата" в этом именно специфика музыки — к самому DSD-мастерингу никаких претензий нет.

Общие впечатления от издания
Аудиофильский диск для поклонников музыки "галантного" века не раскачает вашу аудиосистему и заставит скучать тылы и басовый модуль (если таковой имеется), однако удовольствие от прослушивания светлых и беззаботных произведений Жана-Фери Ребеля сполна компенсирует отсутствие ярких саунд-эффектов. Отдельно хочется отметить оригинальный дизайн издания и наличие информативного буклета. В целом диск выполнен на уровне ведущих мировых лейблов.