Презентация Creative X-Fi. Москва 2005


27 октября 2005 года в Москве прошла презентация, посвященная выходу X-Fi и других новых продуктов компании Creative.

Ваш покорный слуга, Очень Злой Редактор, не мог не поприсутствовать на событии и не пообщаться со своими старыми знакомыми из европейского офиса Creative. Чтобы не скучать, слушая хорошо известные факты о звуковых картах X-Fi, я захватил с собой полу-профессиональную видеокамеру на жестком диске.


Заглавный слайд презентации:
Стандарт Xtreme Fidelity — прорыв в области звука

Надо сказать, что условия для видеосъемки на данной презентации были совершенно неподходящими — полумрак, темные фигуры, выступающие на фоне ярко-белых оконных проёмов. Пришлось ориентировать экспозицию камеры главным образом на проецируемое изображение слайдов на экране. Был вариант снимать с большей выдержкой за счет меньшей частоты кадров, но я этим не воспользовался, так как не было времени на эксперименты.

В следующий раз, при съёмке в подобных условиях, нужно будет как минимум сделать дополнительную подсветку выступающих. Так что не спрашивайте у меня "каким мать… мобильным телефоном это снято?" В статье просто уменьшенные избранные видеокадры. Зал также был недостаточно большим в глубину — всего несколько метров, так что сложно было уместить и докладчика, и экран с презентацией в один кадр даже при максимально широком угле зуммирования.

Полную версию видеозаписи конференции можно будет найти на DVD-диске, идущем в качестве приложения к декабрьскому номеру журнала iXBT.com за 2005 год.

Презентацию открыл Марчин Киндлер, директор Восточно-Европейского офиса Creative. Он поприветствовал аудиторию и сказал, что рад всех видеть на первой презентации X-Fi в России. Далее Марчин отметил: "X-Fi — это большой шаг Creative, прорыв в аудио технологии, так что, надеюсь, вам понравится презентация и сами продукты."


Марчин Киндлер

После вступительной речи был представлен ведущий презентации — Дарра О'Тул (Darragh O'Toole) — бренд-менеджер звукового направления Европейского офиса Creative.

Дарра О’Тул работает в дублинском офисе Creative и отвечает за маркетинг, продажи и техническую поддержку продукции компании в европейских странах. Дарра пришел в Creative в 1997 году и занимал различные должности в сфере технической поддержки, тестирования и разработки продукции, а также управления разработкой. Он окончил Дублинский Технологический Институт по направлениям европейских языков и бизнеса. До прихода в Creative Дарра был профессиональным музыкантом и принял участие в создании нескольких фильмов и альбомов. В свободное время он занимается музыкой, изучает иностранные языки, участвует в любительских концертах, смотрит фильмы и читает книги.

"Zdravstvuite. Priv'et!" — сказал Дарра, — "и это всё, что я пока знаю по-русски. Я изучаю одно русское слово каждый год. В этом — выучил слово zdravstvuite".

На самом деле, чтобы понять, что именно за слово пытался произносил Дарра, нам пришлось прокручивать фрагмент записи конференции два десятка раз и серьёзно напрягать слух. Слово "здравствуйте" в исполнении Дарры упорно звучало как [солзвуйча]. Секрет прост: если произнести "здравствуйте", не разжимая зубов, то действительно будет что-то типа "солзвуйча". :)


Дарра О'Тул

На этом самобытный перформанс с использованием ирландского диалекта русского был не закончен. Уже не первую презентацию подряд Дарра преставляется в России "на русский манер", как Дэрек Тулски. Вероятно так выглядит типичное русское имя в представлении европейских сотрудников Creative. :)

Аудиопроцессор Xtreme Fidelity:

  • 4 года разработки
  • Скоординированная работа на 3 континентах
  • Лучшие в мире ученые в области звука
  • Тонны кока-колы, кофе и печенья

В цифрах:

  • 51 млн. транзисторов и 10 340 MIPS (млн. инструкций в секунду)

На нормальном языке:

  • В 24 раза мощнее Audigy

Работа шла одновременно в Сингапуре, в Великобритании и в США. Также были подключены ресурсы купленной компании Sensaura. Эквивалентную вычислительную мощность процессора X-Fi Дарра сравнил с Intel Pentium4 3.4 ГГц.

Основные преимущества.

24-bit Crystalizer:

  • Восстановление сжатого звука
  • Повышение качества звука

CMSS-3D:

  • Объемный звук в стереонаушниках
  • Апмикс стерео звука в многоканальный для DivX

X-RAM:

  • Более высокое качество звука
  • Более высокая частота кадров
  • Плавнее игровой процесс

X-Fi 24-bit Crystalizer ("24-битный улучшайзер")
Универсальная кнопка «сделать звук лучше!»
MP3, WMA, DIVX, потоковые форматы.
Восстанавливает живость, динамику звука и эффект присутствия

Далее Дарра изложил свою версию того, как Crystalizer улучшает звук, восстанавливая потери при компрессии динамики, по-разному реагируя на разные частоты спектра. Основной упор Creatvie делает на применение Crystalizer при воспроизведении MP3. Очевидно, это вызвано желанием как-то применить мощность и 24-битные возможности X-Fi для обработки повсеместно распространенных 16-битных записей. "Уровень обработки Crystalizer можно регулировать по вкусу, также как соль и перец" — отметил Дарра.

Подробное исследование работы Crytalizer и мою дискуссию с Марком Долсоном, директором отдела разработки Creative, читайте в статье Creative SoundBlaster X-Fi. Часть 2 — исследуем технологию 24-bit Crystalizer.

Технология CMSS-3D Headphone

  • Создает 9 виртуальных наушников вокруг слушателя и над ним
  • Выносит звук вовне и помещает в виртуальные колонки

Технология CMSS-3D Surround

  • Извлечение центрального канала
  • Извлечение окружающих звуков

Здесь Дарра повторил текст, написаный на слайде. Интересно, что технология CMSS-3D теперь делится на две части: CMSS-3D Headphone — для работы с наушниками, где применяется виртуализация колонок; CMSS-3D Surround — для преобразования стерео в многоканальный звук.

Преимущества для прослушивания музыки

  • Технология 24-bit Crystalizer: делает качество MP3/WMA выше, чем у компакт-диска
  • Технология CMSS-3D Headphone: натуральный стереозвук в наушниках
  • Технология CMSS-3D Surround: преобразование стерео в превосходный многоканальный звук

Преимущества для любителей кино

  • Технология 24-bit Crystalizer: вдыхает жизнь в звуковые дорожки и создает эффект присутствия
  • Технология CMSS-3D Headphone: поразительно реалистичный объемный звук в любых наушниках
  • Технология CMSS-3D Surround: преобразование стереозвука DIVX и DVD в ошеломляющий многоканальный звук
  • Поддержка общепризнанных стандартов: сертифицикация THX®, декодирование DTS-ES™ и Dolby Digital®-EX

Дарра пояснил, что Crystalizer может быть с упехом применён и при просмотре фильмов, потому что Dolby Digital и DTS также являются сжатыми форматами, а значит Crystalizer в состоянии оживить их. И всё это без дополнительной нагрузки на CPU.

Плагины X-Fi Media Center

Далее речь пошла об управлении компьютером с помощью пульта ДУ, что, по замыслу Creative, превратит компьютер в развлекательный медиацентр. Пульт ДУ входит в поставку старших моделей X-Fi, для младших моделей предлагается докупить пульт и ИК-порт на шине USB.

Преимущества для геймеров

  • Технология 24-bit Crystalizer: делает резкие звуки более четкими
  • Технология CMSS-3D Headphone: сверх-натуральный многоканальный звук в наушниках
  • Процессор X-Fi + X-RAM: невиданный доселе FPS, более высокое качество звука

На следующем слайде показаны звезды киберспорта, использующие X-Fi для победы над врагом — за 4 минуты Fata1ity одеживает победу со счётом 12:1.

Дарра говорит, что более высокая скорость и качество звука возможны благодаря применению OpenAL, где использование X-RAM позволяет иметь более быстрый доступ к семплам, хранящимся в формате PCM без нужды в дополнительной оперативной памяти компьютера.

Тестирование производительности в Battlefield 2:
Realtek HD Audio, 32 голоса 40,75 FPS
X-Fi, 32 голоса 58,75 прирост 44%
X-Fi, 64 голоса 57 прирост 40%
Ускорение игр даже при максимальной нагрузке.

Ускорение работы игр. При том же числе голосов X-Fi показывает 44% прирост производительности по сравнению с HDA. При увеличении числа голосов вдвое до 64, X-Fi показывает прирост 40%. Как видим, незначительное падание по сравнению с 32 голосами, из чего следует рекомендация использовать аппаратные возможности по полной программе. Поддержка трехмерного звука HDA лимитирована 32 буферами.

При увеличении числа голосов X-Fi не теряет производительность в том числе благодаря наличию X-RAM. Дарра говорит, что только что вышедший Quake4 имеет полную поддержку X-Fi и EAX5.0.

Отметим для себя, что X-RAM имеется только на старших моделях X-Fi — видимо, XtremeMusic позиционируется в большей степени для прослушивания, Platinum — для прослушивания и создания музыки. Переходим к музыкальному творчеству.



Преимущества для музыкантов
Решение для домашней музыкальной студии
Полный набор входов и выходов
Гитара — высокоимпедансный гитарный вход
Микрофон — предварительный усилитель для динамических микрофонов
Предусилитель для вертушки — запись с очисткой звука, 24-bit Crystalizer и CMSS-3D для перевода винила в цифру
Самый быстрый отклик, latency <= 1 мс
при многоканальной записи ASIO
Полностью 24-разрядная поддержка
24-разрядный модуль FX
24-разрядный банк SoundFont
3DMIDI движок

Дарра говорит, что в отличие от предыдущих звуковых карт Creative, теперь функции разделены по задачам. Три режима — прослушивание музыки, игры и творчество — на 100% оптимизированы для своей цели.

Кроме перечисления возможностей X-Fi, указанных на слайде, Дарра сделал акцент на полноценной поддержке профессионального звукового ASIO, в том числе в формате 24 бит 44.1 кГц. Как для игровых приложений OpenAL ускоряет FPS, так для музыки ASIO даёт возможность играть на MIDI клавиатуре с минимальной задержкой (latency), не ощутимой на слух. Альтернатива — MME и DirectSound врапперы ASIO — дают сильную латентность.



Кто такой Fatal1ty?
Профессиональный игрок №1 в мире
Победитель 39 больших турниров с 2000 года
Абсолютный чемпион в 8 видах игр
(Doom 3, Call of Duty, UT2003, Quake 1, 2, & 3, Alien vs Predator 2, Counter Strike)
10-кратный чемпион мира
3-кратный "Игрок Года" лиги CPL!

Далее речь пошла о Fatal1ty — легендарном игроке, зарабатывающем тысячи долларов только одними играми. Теперь он стал чем-то вроде рок-звезды, очень популярен среди молодежи.

Переходим к продуктам линейки X-Fi.

X-Fi XtremeMusic
Процессор Creative X-Fi
109 дБ сигнал-шум
Технология CMSS-3D Headphone
Технология 24-bit Crystalizer
Сертификация THX

X-Fi Platinum
+ внутренний модуль ввода-вывода
+ инфракрасный пульт управления
+ ПО Enterteinment Center

X-Fi Fatal1ty FPS
+ одобрено Fatal1ty
+ 64 Мб памяти X-RAM
+ светящийся логотип Fatal1ty на карте

X-Fi Elite Pro
+ внешний модуль ввода-вывода
+ вход для гитары
+ вход для вертушки
+ ЦАПы профессионального качества
+ Cubase LE + Amplitube LE

Вероятно, все уже знают об отличиях между моделями, здесь не было никакой новой информации. А вот аксессуары вызывают интерес.

Дополнительные принадлежности для X-Fi
Связующие звенья между компьютером и домашним кинотеатром
Цифровой модуль ввода-вывода: Коаксиальные и оптические входы и выходы Передача сигнала на внешние декодеры
Кабель SB для домашнего кинотеатра: 8 отдельных выходов RCA
Подключение напрямую к ресиверу
DTS-610: аппаратный кодер в DTS для передачи по цифре по одному проводу

Для подключения к бытовому ресиверу предлагаются три варианта:

  1. модуль цифровых интерфейсов, с коаксиальными и оптическими входами и выходами
  2. кабели "миниджек — RCA" довольно большой длины для 7.1 подключения
  3. внешний аппаратный кодер в DTS для передачи по цифре по одному проводу

По последнему пункту Дарра отметил, что имеющаяся у некоторого интегрированного аудио функция кодирования в DolbyDigital обладает худшим качеством и нагружает процессор.

Дополнительные принадлежности для X-Fi (Продолжение)
X-Fi на любой вкус
Инфракрасный пульт управления USB: для управления Enterteinment Center
Внутренний модуль в качестве апгрейда: возможность подключения с передней панели системного блока
Внешний модуль в качестве апгрейда: полный набор удобных входов и выходов

Что интересно, даже младшую модель X-Fi можно апгрейдить пультом ДУ, внутренним или внешним модулем.

О наградах. Дарра отдельно отметил нашу награду iXBT.com Original Design процессору X-Fi.

Вот, что он сказал: "Master of Audio, Maxim, gives Original Design award for the processor, because if you range the proсessor architecture — this is a pretty fantastic card, it's specifically tailored for audio."

Видеофрагмент этого кусочка конференции в формате DivX: ixbt-award.avi 1,4 Мб.

На этом теоретическая часть была закончена. Присутствующих попросили одеть наушники. Снимая конференцию на видео, я ухитрился надеть наушники на стереомикрофон камеры, так что всё сказанное попало на запись, конечно, с определённой деградацией качества от двойного преобразование, но в стерео-варианте, где даже было отчетливо слышно позиционирование.

Следующие полчаса презентации Дарры были посвящены исключительно демонстрации звучания X-Fi в разных режимах.

Позиционирование в наушниках: не только лево-право, но и все промежуточные направления по горизонтали, а также верх-низ.

Знакомый Sensaura 3D Player, теперь под маркой X-Fi, дает возможность сравнить позиционирование в наушниках при использовании X-Fi vs. интегрированный звук. Чтобы лучше оценить разницу, Дарра предложил всем закрыть глаза.

Далее была демонстрация технологии CMSS-3D Headphone. Дарра пояснил, что при прослушивании музыки в наушниках при включении CMSS-3D звук как бы вынимается из головы и выносится вперёд, с размещением источников по панораме, что даёт более комфортное прослушивание.

А теперь демонстрация апмикса стерео в многоканальный звук. Одноимённая технология CMSS-3D, только задействующаяся при смене пресета колонок Headphone на 5.1/7.1 конфигурацию. Отсюда название CMSS-3D Surround.

Принцип действия разложения на большее число динамиков заключается в вычленении центрального канала (данные, содержащиеся в равной мере в обоих каналах) и тыловых каналов (обычно только средние и высокие с меньшим уровнем, задержкой по времени и небольшой реверберацией). Но суть здесь даже не в самом приципе, а в качестве исполнения, которое всегда лимитируется имеющимися вычислительными возможностями и патентованными алгоритмами.

Для CMSS-3D Surround можно выбирать два вида апмикса: Stereo Xpand и Stereo Surround.

Технология 24-bit Crystalizer. Напомним, Crystalizer представляет собой статический эквалайзер в комбинации с шейпером сигнала, который реагирует на скорость нарастания и увеличивает в этот момент уровень низких и высоких частот. Дарра сделал правильный упор на то, что улучшению (на самом деле, не "улучшению", а "акцентированию") подвергаются атака баса, а также звуки ударных и различной перкуссии. Пресловутый "бум-цик-цик", когда понятие качества подменяется акцентом на басах и верхнем диапазоне частот. Хорошо, что уровень воздействия можно регулировать или вовсе отключить подобное спорное улучшение.

Далее последовал просмотр DVD фильма "Авиатор". Для прослушивания работы технологии CMSS-3D Headphone потребовались наушники. Во время просмотра также активировалась опция 24-bit Crystalizer.

Звук в фильмах также можно было оценить по сцене с вертолетом в первой части "Матрицы" братьев Вачовски.

Демонстрация 3D звука в играх выполнялась на эпизодах из игры Painkiller. Сопоставлялись режимы DirectSound3D Software Emulation vs X-Fi DirectSound3D Hardware + EAX AdvancedHD.

 

Часть вторая

 

Дополнительно

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.