Профессиональная звуковая карта Audiotrak Maya44


 

Мы продолжаем серию обзоров недорогих профессиональных звуковых карт. Рынок подобных устройств стремительно растет и набирает обороты по ассортименту и востребованности. К счастью, все большее количество рядовых пользователей, а не только музыкантов, обращают свое внимание на подобные решения, предпочитая качественно звучащие платы мультимедийному ширпотребу.


Героем этого обзора стала очередная недорогая (порядка $100) профессиональная звуковая плата Maya44 от корейской компании AudioTrak. Компания не слишком известна на рынке звуковых плат и не внушала бы никакого доверия, если бы не являлась подразделением известнейшей Ego Systems Inc. (торговые марки EgoSys, ESI), крупного и уважаемого производителя профессионального звукового оборудования. Audiotrak создавалась с целью производства и продвижения качественных полупрофессиональных и мультимедийных звуковых плат среднего ценового уровня ($100-200). Кроме четырехканальной Maya44, Audiotrak предлагает мультимедийную карту Maya 7.1 с восемью аналоговыми выходами и полным набором драйверов для использования в DirectX-приложениях, а также систему Inca88, снабженную внешним коммутационным блоком с 8 стереовходами и выходами.

Итак, что нам предлагает Audiotrak Maya44:

  • четыре аналоговых стереовхода и стереовыхода на позолоченных ¼" разъемах TRS («большой джек»);
  • цифровой коаксиальный и оптический выходы;
  • фирменные драйверы E-WDM от EgoSys;
  • поддержка ASIO 2.0 и GSIF;
  • 20-битные D/A и 18-битные A/D преобразователи;
  • усиленный выход для подключения наушников;
  • микрофонный предусилитель с фантомным питанием на 12V.

Из спецификации преобразователей следует, что о режиме «24 бит / 96 кГц» придется забыть. В плате используется кодек Crystal CS4298-KQ, НЕ позиционируемый производителем (компанией Cirrus Logic) для использования в профессиональных платах. Впрочем, вопрос о целесообразности использования этих конвертеров решат тесты RMAA.

Плата сделана очень качественно и добротно, придраться просто не к чему. Все стоящие на плате дискретные элементы — высокого качества, аналогичные тем, что используются в дорогих профессиональных устройствах.

Комплектация и драйвера

Комплект поставки платы выполнен в невиданном мною доселе минимализме: в большой пенопластовой коробке, кроме самой платы, находилась 50-страничная инструкция на английском, брошюрка Audiotrak и… драйверы на дискете. Да, драйверов на дискете я не видел уже много лет. Никакого дополнительного ПО с платой не поставляется, сами же «дрова» занимают всего 150 кбайт.

Вообще, абсолютно такая же ситуация со всеми звуковыми картами от Ego Systems Inc. — никакого try buy или shareware музыкального софта, не говоря уже о полных версиях. Для нашей страны это можно даже расценить, как плюс- не нужно переплачивать за софт, идущий «в нагрузку», ни единого лишнего цента.

Установка прошла быстро и безболезненно, в результате чего в системном трее появилась иконка платы. Однако на сайте производителя есть возможность скачать гораздо более новую версию драйверов (3.60 против 1.20). Новые драйвера также занимают порядка 150-200 кбайт.

В обновленных драйверах имеется панелька следующего вида:

В секции Audio Devices Контрольной панели появляется четыре новых устройства: 1-Maya44 2Ch Wave, 2-Maya44 2Ch Wave, 3-Maya44 SPDIF OUT, 4-Maya44 6ch Wave. Последнее устройство предназначено для программ, поддерживающих стандарт Multi-MME (например, Cakewalk SONAR) — при использовании этого порта обычной программой звук выводится через 1-Maya44 2ch Wave.

Панель предоставляет доступ ко всем настройкам платы. Уровень сигнала при мониторинге можно изменять с шагом в 1,5 дБ. Здесь же можно включать/отключать микрофонный предусилитель и усилитель для наушников, изменять частоту дискретизации (доступны только 44kHz и 48kHz) и величину задержки (latency). Несколько сложно организован роутинг виртуальных wave-устройств на реальные выходы платы: включение усилителя для наушников направляет звук с Wave12-34 на оба выхода. Чтобы заставить первый выход мониторить только Wave1-2, а второй — только Wave3-4, нужно выключить усилитель и отключить кнопку, отвечающую за мониторинг Wave3-4. Разобравшись, эти манипуляции производишь мгновенно.

Панель также предоставляет доступ к интересной функции, поддерживаемой исключительно E-WDM драйверами любых устройств EgoSys. Называется эта функция DirectWIRE. Она позволяет перенаправлять звуковой сигнал из любых виртуальных выходов на любые виртуальные же входы программным способом, то есть бит-в-бит еще перед отправкой сигнала непосредственно на плату. Коммутация, не в пример роутингу каналов, производится очень наглядно:

Все доступные входы и выходы представлены в виде разъемов, которые можно соединять виртуальными кабелями. На данной схеме выход 1,2 GigaStudio будет направляться на вход Multi-MME, что позволит, например, одновременно с воспроизведением осуществлять его запись в SONAR. Кроме того, DirectWIRE позволяет также, к примеру, без потерь записать звук из файла WMA, что в обычных условиях сделать невозможно (все попытки вывода WMA-файлов на цифровой выход оканчиваются провалом, как и прямая их запись на жесткий диск). Подобная коммутационная схема, на мой взгляд, чрезвычайно удобна и универсальна.

GigaStudio без проблем распознала GSIF-драйверы Maya44 и предоставила для использования три виртуальных выхода. Наблюдались определенные проблемы с задержкой — ритмы постоянно сбивались с темпа. Проблема была решена установкой latency в панели драйверов в 256 samples. Загрузка процессора была крайне низкая, никаких проблем воспроизведения или щелчков не наблюдалось. Maya44 успешно сосуществовала с установленной в том же компьютере SB Live! 1024, которая использовалась в качестве MIDI-интерфейса — при этом обе платы чувствовали себя отлично.

Характеристики и звучание

После изучения характеристик кодека CS4298-KQ я не ожидал от звучания платы выдающихся результатов.

Frequency Response = 20–20000 Hz ±0,5 dB
Dinamic Range = 85–90 dB FS A
THD + N = -86 dB FS A

Этот чип был выпущен в 1999 году как универсальная микросхема для использования в качестве аудио и модемного AC'97-кодека, и обладает к тому же зачаточными функциями 3D-расширения звука. Ничего хорошего обычно подобные заявления не сулят.

Для субъективного теста использовались профессиональные мониторные наушники Sennheiser HD-250 Linear II. В качестве тест-материала было взято несколько CD с классикой, хип-хопом и электронной музыкой. Одни и те же композиции проигрывались двумя одновременно запущенными копиями Winamp через SB Live! и Maya44. Я же быстро переключал штекер из одного разъема в другой.:)

В общем-то, быстрого переключения звука не потребовалось. И через час, и через два после прослушивания композиции на SB Live! ее же звучание на Maya44 не оставляло бывшему королю мультимедиа абсолютно никаких шансов. Плоский, зажатый и как будто выщипанный звук Live! сменялся живым и сочным звучанием Maya44. Похрипывающие на Live! цифровыми искажениями трип-хоповые вокалы в исполнении Maya44 стали чистыми и красивыми… Одним словом, разгромный результат. Из особенностей звучания следует отметить излишнюю сглаженность высоких частот — в них, на мой взгляд, несколько не хватает резкости.

Оцифровка сигнала с внешнего источника также оказалась на уровне. Звук с внешней CD-деки поступал в плату очень чистым — никаких признаков компрессии и зажатости звучания, свойственных мультимедийным платам, не обнаружилось. С записью гитары и сигнала с внешнего синтезатора Maya44 справилась достойно.

Микрофонный предусилитель, встроенный в плату, оказался просто кошмарным. Само по себе включение предусилителя давало значительный шум, порядка -60dB. При подключении микрофона уровень шума, добавляемого предусилителем, был очень высок. Микрофонный предусилитель SB Live! по сравнению с встроенным в Maya44, просто великолепен. Хочется верить, что это — дефект конкретного экземпляра платы. Проверить работу предусилителя на другом экземпляре у нас, к сожалению, не было возможности.

Объективное тестирование в RMAA

Ну а теперь обратимся к объективным оценкам. Тестирование платы проводилось с помощью программы Rightmark Audio Analyzer 3.4. Выходы платы соединялись с ее входами с помощью 20-сантиметрового микрофонного кабеля Proel с позолоченными штекерами.

Сначала мы соединили первый линейный выход платы с первым линейным входом. Заранее хочу отметить, что именно на первом выходе расположен усилитель для наушников, на первом же входе — микрофонный предусилитель.

Тестируемая цепь: Maya44 Line Out 1 — Line In 1
Режим работы: 16 бит 44100 Гц

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: -0.07, +0.00Отлично
Уровень шума, дБ (А): -90.3Очень хорошо
Динамический диапазон, дБ (А): 87.7Хорошо
Нелин. искажения, %: 0.008Очень хорошо
Интермод. искажения, %: 0.014Очень хорошо
Взаимопроникновение каналов, дБ: -87.8Отлично

Общая оценка: Очень хорошо (подробнее)

В целом, результаты очень и очень неплохи, тем более, с учетом цены этой платы. Порадовала чрезвычайно ровная частотная характеристика:

Впрочем, эти результаты включают в себя искажения от микрофонного и headphone-предусилителей. Попробуем соединить второй выход и второй вход платы, не снабженные никакими дополнительными обработками:

Тестируемая цепь: Maya44 Line Out 2 — Line In 2
Режим работы: 16 бит 44100 Гц

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: -0.06, +0.00Отлично
Уровень шума, дБ (А): -92.0Очень хорошо
Динамический диапазон, дБ (А): 89.6Хорошо
Нелин. искажения, %: 0.002Отлично
Интермод. искажения, %: 0.008Очень хорошо
Взаимопроникновение каналов, дБ: -86.1Отлично

Общая оценка: Очень хорошо (подробнее)

Обратите внимание на вчетверо уменьшившийся уровень нелинейных искажений. Динамический диапазон вырос почти на 3 дБ, уровень шума упал также на 3dB. Уровень интермодуляционных искажений уменьшился вдвое. Вывод: лучше бы этого микрофонного предусилителя не было вообще. В целом, характеристики платы впечатляют. Карта оставляет позади все продукты низшей среди профессиональных плат ценовой категории, включая и небезызвестный Hoontech STAudio DSP24 Value. Об этом в следующем разделе.

Сравнение с измеренными характеристиками ближайших конкурентов

Давайте сравним тестируемую карту с её ближайшими конкурентами: Midiman (M-Audio) Audiophile 2496, Egosys Waveterminal 2496, Hoontech Audio DSP24 Value, Echo MIA.

Режим работы: 44100 Гц, 16 бит

Параметры Maya44 Audiophile WT2496 DSP24Value Echo MIA
Неравномерность АЧХ
(от 40 Гц до 15 кГц), дБ:
-0.06, +0.00 -0.08, +0.01 -0.01, +0.07 -0.31, +0.00 -0.04, +0.05
Уровень шума, дБ (А): -92.4 -94.9 -97.0 -85.8 -94.6
Динамический диапазон, дБ (А): 89.9 92.6 92.8 83.2 92.3
Нелин. искажения, %: 0.002 0.001 0.002 0.002 0.001
Интермод. искажения, %: 0.008 0.006 0.006 0.017 0.006
Взаимопроникновение каналов, дБ: -91.0 -95.6 -97.7 -87.3 -99.6

Как видите, по характеристикам Maya44 гораздо ближе к полноценными профессиональным платам, нежели к «бюджетно-урезанным« вроде Hoontech DSP24Value. К сожалению, отсутствие в арсенале Maya режима 24/96 (это ограничение получается только из-за используемого AC'97-кодека) ставит ее на порядок ниже всех остальных из этой таблицы.

Maya44 и Cakewalk Sonar

В контрольной панели Maya44 была выставлена задержка 256 samples, частота дискретизации зафиксирована на 44100 Гц. После профайлинга нового устройства Cakewalk Sonar определил задержку в 5,8 мс.

Sonar на пару с Maya44 отлично выдержали пытку многодорожечной композицией, состоящей из десяти обвешанных эффектами от Waves и TL Audio дорожек. При этом загрузка процессора не превышала 25%. Далее, в композицию стихийно были добавлены два DirectX-инструмента: Tassman SE и Virtual Sound Canvas, обрабатываемые Waves TrueVerb. Никакой асинхронности в проигрывании дорожек замечено не было. Все звучало слаженно, как часы. Последнее издевательство — добавка к этой какофонии пары инструментов, проигрываемых GigaStudio — ничуть не смутило плату. Впрочем, от перегрузки в звуке появилось скрежетание. К слову, драйверы того же SB Live! микшируют эти потоки без подобного скрежета. В любом случае, при написании композиций рекомендую держать уровень инструментов на невысоком уровне. При грамотном разведении инструментов на виртуальные порты скрежета не возникает.

Maya44 и Cubase 5.1 R1

Cubase 5 без проблем распознал ASIO-драйверы Maya44 и выставил задержку в 12ms при частоте дискретизации 44100Гц. Виртуальные инструменты на пару с звуковыми дорожками и звуком с программным GM-синтезатором MS DirectMusic играли без запинки. В ASIO на запись и воспроизведение доступно 6 устройств — соответственно, три виртуальных порта Maya44.

Maya44 и XP

Универсальные драйверы E-WDM предназначены для работы во всех операционных Windows-системах. Поэтому в XP были установлены те же 150-килобайтные драйверы версии 3.60. В систему также была установлена плата EgoSys Waveterminal 2496, использующая драйверы той же архитектуры, что и Maya44 — E-WDM. Никаких проблем или ошибок совместимости замечено не было — система работала как часы! GigaStudio 160 2.5 без проблем заработала и позволила выбирать между GSIF-драйверами Maya44 и Waveterminal. Cubase 5.1 R1 заработал также без каких-либо проблем. В общем, к работе в WinXP Maya44 готова на все сто.

Maya44 и DirectSound

Для любой профессиональной платы проверка приложениями, использующими DirectSound, в особенности играми, наиболее болезненна. Профессиональная плата не обязана корректно работать в приложениях, для которых она не предназначена. Мы же должны проверить испытуемое железо во всех режимах работы.

Как ни странно, Maya44 без проблем «справилась» с современными играми. Конечно, никаких функций трехмерного позиционирования звука плата не поддерживает, но потоки DirectSound микширует исправно.

Для начала Maya44 была прогнана на Elder Scrolls: Morrowind и Dungeon Siege. Никаких звуковых артефактов не возникало. На мой взгляд, разница между звучанием этих игр на Maya44 и SB Live! практически отсутствует (возможно, свою роль сыграли новые алгоритмы программной обработки 3D-звука, встроенные в DirectX 8.1). В Max Payne отсутствие аппаратной реверберации и EAX 2.0, конечно, было хорошо заметно. Тем не менее, никаких ошибок с воспроизведением звука не обнаружилось. Одним словом, Maya44 способна справится с озвучиванием современных игр, используя программные алгоритмы DirectSound API.

Выводы

Если не принимать во внимание цену Audiotrak Maya44, можно было сказать, что это просто качественная профессиональная звуковая плата. Если же вспомнить, что стоимость Maya44 составляет $100 с небольшим, можно сказать, что для многих эта карта — просто находка. По сравнению с ближайшими конкурентами, а именно Midiman (M-Audio) Audiophile 2496 и Hoontech (ST Audio) DSP24 Value, Audiotrak Maya44 выгодно отличается удвоенным количеством аналоговых каналов (в обеих платах-конкурентах, в сущности, по одному стереовходу и выходу, не считая цифровых) и возможностью подключения наушников, что очень ценно для домашнего музыканта. По качеству звучания в режиме 16 бит 44,1 кГц она, судя по измерениям, не уступает более маститой Audiophile 2496 и заметно обходит DSP24 Value.

Возможно, для кого-то станет большим минусом отсутствие поддержки режима воспроизведения 24/96. С другой стороны, в домашних условиях редко кто испытывает в нём большую потребность. Тем более, что такой формат данных предъявляет значительные требования к мощности компьютера (рекомендуется использовать процессор не менее AthlonXP2000+). То есть, в этом случае никак не обойтись без серьёзных финансовых вложений. На этом фоне будет иметь смысл апгрейд до более навороченной карты, скажем, до ESI Waveterminal 2496 или Waveterminal 192X с ценой под $300.

В общем, Maya44 производит впечатление продукта, ориентированного на домашнего пользователя ПК — начиная от цены и заканчивая некоторыми приятными мелочами. Например, специально для пользователей MD-плейеров разработчики снабдили плату, кроме обычного коаксиального, еще и оптическим цифровым выходом. Как известно, звук, переписанный в MD-плеер по цифровому кабелю, значительно выигрывает в чистоте звучания и громкости.

Карта хорошо подойдет как для качественного прослушивания музыки (CD, mp3), так и для вполне серьезного музицирования в профессиональных секвенсорах и редакторах.

Плюсы:

  • часто обновляемые и стабильно работающие E-WDM драйвера;
  • поддержка профессиональных программных интерфейсов ASIO 2.0, GSIF;
  • возможность программного роутинга звуковых потоков DirectWIRE;
  • низкое время задержки (latency) в Sonar и ASIO-приложениях;
  • отличное чистое звучание в режиме 16 бит 44,1 кГц;
  • специализированный выход для подключения наушников;
  • уверенная работа в DirectSound приложениях (играх);
  • невысокая цена.

Минусы:

  • отсутствие поддержки режима 24/96;
  • отсутствие цифрового входа и MIDI-интерфейса;
  • крайне низкое качество микрофонного предусилителя;
  • карту сложно найти в продаже.

 

Дополнительно

Профессиональная звуковая карта Audiotrak Maya44

Профессиональная звуковая карта Audiotrak Maya44

 

Мы продолжаем серию обзоров недорогих профессиональных звуковых карт. Рынок подобных устройств стремительно растет и набирает обороты по ассортименту и востребованности. К счастью, все большее количество рядовых пользователей, а не только музыкантов, обращают свое внимание на подобные решения, предпочитая качественно звучащие платы мультимедийному ширпотребу.


Героем этого обзора стала очередная недорогая (порядка $100) профессиональная звуковая плата Maya44 от корейской компании AudioTrak. Компания не слишком известна на рынке звуковых плат и не внушала бы никакого доверия, если бы не являлась подразделением известнейшей Ego Systems Inc. (торговые марки EgoSys, ESI), крупного и уважаемого производителя профессионального звукового оборудования. Audiotrak создавалась с целью производства и продвижения качественных полупрофессиональных и мультимедийных звуковых плат среднего ценового уровня ($100-200). Кроме четырехканальной Maya44, Audiotrak предлагает мультимедийную карту Maya 7.1 с восемью аналоговыми выходами и полным набором драйверов для использования в DirectX-приложениях, а также систему Inca88, снабженную внешним коммутационным блоком с 8 стереовходами и выходами.

Итак, что нам предлагает Audiotrak Maya44:

  • четыре аналоговых стереовхода и стереовыхода на позолоченных ¼" разъемах TRS («большой джек»);
  • цифровой коаксиальный и оптический выходы;
  • фирменные драйверы E-WDM от EgoSys;
  • поддержка ASIO 2.0 и GSIF;
  • 20-битные D/A и 18-битные A/D преобразователи;
  • усиленный выход для подключения наушников;
  • микрофонный предусилитель с фантомным питанием на 12V.

Из спецификации преобразователей следует, что о режиме «24 бит / 96 кГц» придется забыть. В плате используется кодек Crystal CS4298-KQ, НЕ позиционируемый производителем (компанией Cirrus Logic) для использования в профессиональных платах. Впрочем, вопрос о целесообразности использования этих конвертеров решат тесты RMAA.

Плата сделана очень качественно и добротно, придраться просто не к чему. Все стоящие на плате дискретные элементы — высокого качества, аналогичные тем, что используются в дорогих профессиональных устройствах.

Комплектация и драйвера

Комплект поставки платы выполнен в невиданном мною доселе минимализме: в большой пенопластовой коробке, кроме самой платы, находилась 50-страничная инструкция на английском, брошюрка Audiotrak и… драйверы на дискете. Да, драйверов на дискете я не видел уже много лет. Никакого дополнительного ПО с платой не поставляется, сами же «дрова» занимают всего 150 кбайт.

Вообще, абсолютно такая же ситуация со всеми звуковыми картами от Ego Systems Inc. — никакого try buy или shareware музыкального софта, не говоря уже о полных версиях. Для нашей страны это можно даже расценить, как плюс- не нужно переплачивать за софт, идущий «в нагрузку», ни единого лишнего цента.

Установка прошла быстро и безболезненно, в результате чего в системном трее появилась иконка платы. Однако на сайте производителя есть возможность скачать гораздо более новую версию драйверов (3.60 против 1.20). Новые драйвера также занимают порядка 150-200 кбайт.

В обновленных драйверах имеется панелька следующего вида:

В секции Audio Devices Контрольной панели появляется четыре новых устройства: 1-Maya44 2Ch Wave, 2-Maya44 2Ch Wave, 3-Maya44 SPDIF OUT, 4-Maya44 6ch Wave. Последнее устройство предназначено для программ, поддерживающих стандарт Multi-MME (например, Cakewalk SONAR) — при использовании этого порта обычной программой звук выводится через 1-Maya44 2ch Wave.

Панель предоставляет доступ ко всем настройкам платы. Уровень сигнала при мониторинге можно изменять с шагом в 1,5 дБ. Здесь же можно включать/отключать микрофонный предусилитель и усилитель для наушников, изменять частоту дискретизации (доступны только 44kHz и 48kHz) и величину задержки (latency). Несколько сложно организован роутинг виртуальных wave-устройств на реальные выходы платы: включение усилителя для наушников направляет звук с Wave12-34 на оба выхода. Чтобы заставить первый выход мониторить только Wave1-2, а второй — только Wave3-4, нужно выключить усилитель и отключить кнопку, отвечающую за мониторинг Wave3-4. Разобравшись, эти манипуляции производишь мгновенно.

Панель также предоставляет доступ к интересной функции, поддерживаемой исключительно E-WDM драйверами любых устройств EgoSys. Называется эта функция DirectWIRE. Она позволяет перенаправлять звуковой сигнал из любых виртуальных выходов на любые виртуальные же входы программным способом, то есть бит-в-бит еще перед отправкой сигнала непосредственно на плату. Коммутация, не в пример роутингу каналов, производится очень наглядно:

Все доступные входы и выходы представлены в виде разъемов, которые можно соединять виртуальными кабелями. На данной схеме выход 1,2 GigaStudio будет направляться на вход Multi-MME, что позволит, например, одновременно с воспроизведением осуществлять его запись в SONAR. Кроме того, DirectWIRE позволяет также, к примеру, без потерь записать звук из файла WMA, что в обычных условиях сделать невозможно (все попытки вывода WMA-файлов на цифровой выход оканчиваются провалом, как и прямая их запись на жесткий диск). Подобная коммутационная схема, на мой взгляд, чрезвычайно удобна и универсальна.

GigaStudio без проблем распознала GSIF-драйверы Maya44 и предоставила для использования три виртуальных выхода. Наблюдались определенные проблемы с задержкой — ритмы постоянно сбивались с темпа. Проблема была решена установкой latency в панели драйверов в 256 samples. Загрузка процессора была крайне низкая, никаких проблем воспроизведения или щелчков не наблюдалось. Maya44 успешно сосуществовала с установленной в том же компьютере SB Live! 1024, которая использовалась в качестве MIDI-интерфейса — при этом обе платы чувствовали себя отлично.

Характеристики и звучание

После изучения характеристик кодека CS4298-KQ я не ожидал от звучания платы выдающихся результатов.

Frequency Response = 20–20000 Hz ±0,5 dB
Dinamic Range = 85–90 dB FS A
THD + N = -86 dB FS A

Этот чип был выпущен в 1999 году как универсальная микросхема для использования в качестве аудио и модемного AC'97-кодека, и обладает к тому же зачаточными функциями 3D-расширения звука. Ничего хорошего обычно подобные заявления не сулят.

Для субъективного теста использовались профессиональные мониторные наушники Sennheiser HD-250 Linear II. В качестве тест-материала было взято несколько CD с классикой, хип-хопом и электронной музыкой. Одни и те же композиции проигрывались двумя одновременно запущенными копиями Winamp через SB Live! и Maya44. Я же быстро переключал штекер из одного разъема в другой.:)

В общем-то, быстрого переключения звука не потребовалось. И через час, и через два после прослушивания композиции на SB Live! ее же звучание на Maya44 не оставляло бывшему королю мультимедиа абсолютно никаких шансов. Плоский, зажатый и как будто выщипанный звук Live! сменялся живым и сочным звучанием Maya44. Похрипывающие на Live! цифровыми искажениями трип-хоповые вокалы в исполнении Maya44 стали чистыми и красивыми… Одним словом, разгромный результат. Из особенностей звучания следует отметить излишнюю сглаженность высоких частот — в них, на мой взгляд, несколько не хватает резкости.

Оцифровка сигнала с внешнего источника также оказалась на уровне. Звук с внешней CD-деки поступал в плату очень чистым — никаких признаков компрессии и зажатости звучания, свойственных мультимедийным платам, не обнаружилось. С записью гитары и сигнала с внешнего синтезатора Maya44 справилась достойно.

Микрофонный предусилитель, встроенный в плату, оказался просто кошмарным. Само по себе включение предусилителя давало значительный шум, порядка -60dB. При подключении микрофона уровень шума, добавляемого предусилителем, был очень высок. Микрофонный предусилитель SB Live! по сравнению с встроенным в Maya44, просто великолепен. Хочется верить, что это — дефект конкретного экземпляра платы. Проверить работу предусилителя на другом экземпляре у нас, к сожалению, не было возможности.

Объективное тестирование в RMAA

Ну а теперь обратимся к объективным оценкам. Тестирование платы проводилось с помощью программы Rightmark Audio Analyzer 3.4. Выходы платы соединялись с ее входами с помощью 20-сантиметрового микрофонного кабеля Proel с позолоченными штекерами.

Сначала мы соединили первый линейный выход платы с первым линейным входом. Заранее хочу отметить, что именно на первом выходе расположен усилитель для наушников, на первом же входе — микрофонный предусилитель.

Тестируемая цепь: Maya44 Line Out 1 — Line In 1
Режим работы: 16 бит 44100 Гц

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: -0.07, +0.00Отлично
Уровень шума, дБ (А): -90.3Очень хорошо
Динамический диапазон, дБ (А): 87.7Хорошо
Нелин. искажения, %: 0.008Очень хорошо
Интермод. искажения, %: 0.014Очень хорошо
Взаимопроникновение каналов, дБ: -87.8Отлично

Общая оценка: Очень хорошо (подробнее)

В целом, результаты очень и очень неплохи, тем более, с учетом цены этой платы. Порадовала чрезвычайно ровная частотная характеристика:

Впрочем, эти результаты включают в себя искажения от микрофонного и headphone-предусилителей. Попробуем соединить второй выход и второй вход платы, не снабженные никакими дополнительными обработками:

Тестируемая цепь: Maya44 Line Out 2 — Line In 2
Режим работы: 16 бит 44100 Гц

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: -0.06, +0.00Отлично
Уровень шума, дБ (А): -92.0Очень хорошо
Динамический диапазон, дБ (А): 89.6Хорошо
Нелин. искажения, %: 0.002Отлично
Интермод. искажения, %: 0.008Очень хорошо
Взаимопроникновение каналов, дБ: -86.1Отлично

Общая оценка: Очень хорошо (подробнее)

Обратите внимание на вчетверо уменьшившийся уровень нелинейных искажений. Динамический диапазон вырос почти на 3 дБ, уровень шума упал также на 3dB. Уровень интермодуляционных искажений уменьшился вдвое. Вывод: лучше бы этого микрофонного предусилителя не было вообще. В целом, характеристики платы впечатляют. Карта оставляет позади все продукты низшей среди профессиональных плат ценовой категории, включая и небезызвестный Hoontech STAudio DSP24 Value. Об этом в следующем разделе.

Сравнение с измеренными характеристиками ближайших конкурентов

Давайте сравним тестируемую карту с её ближайшими конкурентами: Midiman (M-Audio) Audiophile 2496, Egosys Waveterminal 2496, Hoontech Audio DSP24 Value, Echo MIA.

Режим работы: 44100 Гц, 16 бит

Параметры Maya44 Audiophile WT2496 DSP24Value Echo MIA
Неравномерность АЧХ
(от 40 Гц до 15 кГц), дБ:
-0.06, +0.00 -0.08, +0.01 -0.01, +0.07 -0.31, +0.00 -0.04, +0.05
Уровень шума, дБ (А): -92.4 -94.9 -97.0 -85.8 -94.6
Динамический диапазон, дБ (А): 89.9 92.6 92.8 83.2 92.3
Нелин. искажения, %: 0.002 0.001 0.002 0.002 0.001
Интермод. искажения, %: 0.008 0.006 0.006 0.017 0.006
Взаимопроникновение каналов, дБ: -91.0 -95.6 -97.7 -87.3 -99.6

Как видите, по характеристикам Maya44 гораздо ближе к полноценными профессиональным платам, нежели к «бюджетно-урезанным« вроде Hoontech DSP24Value. К сожалению, отсутствие в арсенале Maya режима 24/96 (это ограничение получается только из-за используемого AC'97-кодека) ставит ее на порядок ниже всех остальных из этой таблицы.

Maya44 и Cakewalk Sonar

В контрольной панели Maya44 была выставлена задержка 256 samples, частота дискретизации зафиксирована на 44100 Гц. После профайлинга нового устройства Cakewalk Sonar определил задержку в 5,8 мс.

Sonar на пару с Maya44 отлично выдержали пытку многодорожечной композицией, состоящей из десяти обвешанных эффектами от Waves и TL Audio дорожек. При этом загрузка процессора не превышала 25%. Далее, в композицию стихийно были добавлены два DirectX-инструмента: Tassman SE и Virtual Sound Canvas, обрабатываемые Waves TrueVerb. Никакой асинхронности в проигрывании дорожек замечено не было. Все звучало слаженно, как часы. Последнее издевательство — добавка к этой какофонии пары инструментов, проигрываемых GigaStudio — ничуть не смутило плату. Впрочем, от перегрузки в звуке появилось скрежетание. К слову, драйверы того же SB Live! микшируют эти потоки без подобного скрежета. В любом случае, при написании композиций рекомендую держать уровень инструментов на невысоком уровне. При грамотном разведении инструментов на виртуальные порты скрежета не возникает.

Maya44 и Cubase 5.1 R1

Cubase 5 без проблем распознал ASIO-драйверы Maya44 и выставил задержку в 12ms при частоте дискретизации 44100Гц. Виртуальные инструменты на пару с звуковыми дорожками и звуком с программным GM-синтезатором MS DirectMusic играли без запинки. В ASIO на запись и воспроизведение доступно 6 устройств — соответственно, три виртуальных порта Maya44.

Maya44 и XP

Универсальные драйверы E-WDM предназначены для работы во всех операционных Windows-системах. Поэтому в XP были установлены те же 150-килобайтные драйверы версии 3.60. В систему также была установлена плата EgoSys Waveterminal 2496, использующая драйверы той же архитектуры, что и Maya44 — E-WDM. Никаких проблем или ошибок совместимости замечено не было — система работала как часы! GigaStudio 160 2.5 без проблем заработала и позволила выбирать между GSIF-драйверами Maya44 и Waveterminal. Cubase 5.1 R1 заработал также без каких-либо проблем. В общем, к работе в WinXP Maya44 готова на все сто.

Maya44 и DirectSound

Для любой профессиональной платы проверка приложениями, использующими DirectSound, в особенности играми, наиболее болезненна. Профессиональная плата не обязана корректно работать в приложениях, для которых она не предназначена. Мы же должны проверить испытуемое железо во всех режимах работы.

Как ни странно, Maya44 без проблем «справилась» с современными играми. Конечно, никаких функций трехмерного позиционирования звука плата не поддерживает, но потоки DirectSound микширует исправно.

Для начала Maya44 была прогнана на Elder Scrolls: Morrowind и Dungeon Siege. Никаких звуковых артефактов не возникало. На мой взгляд, разница между звучанием этих игр на Maya44 и SB Live! практически отсутствует (возможно, свою роль сыграли новые алгоритмы программной обработки 3D-звука, встроенные в DirectX 8.1). В Max Payne отсутствие аппаратной реверберации и EAX 2.0, конечно, было хорошо заметно. Тем не менее, никаких ошибок с воспроизведением звука не обнаружилось. Одним словом, Maya44 способна справится с озвучиванием современных игр, используя программные алгоритмы DirectSound API.

Выводы

Если не принимать во внимание цену Audiotrak Maya44, можно было сказать, что это просто качественная профессиональная звуковая плата. Если же вспомнить, что стоимость Maya44 составляет $100 с небольшим, можно сказать, что для многих эта карта — просто находка. По сравнению с ближайшими конкурентами, а именно Midiman (M-Audio) Audiophile 2496 и Hoontech (ST Audio) DSP24 Value, Audiotrak Maya44 выгодно отличается удвоенным количеством аналоговых каналов (в обеих платах-конкурентах, в сущности, по одному стереовходу и выходу, не считая цифровых) и возможностью подключения наушников, что очень ценно для домашнего музыканта. По качеству звучания в режиме 16 бит 44,1 кГц она, судя по измерениям, не уступает более маститой Audiophile 2496 и заметно обходит DSP24 Value.

Возможно, для кого-то станет большим минусом отсутствие поддержки режима воспроизведения 24/96. С другой стороны, в домашних условиях редко кто испытывает в нём большую потребность. Тем более, что такой формат данных предъявляет значительные требования к мощности компьютера (рекомендуется использовать процессор не менее AthlonXP2000+). То есть, в этом случае никак не обойтись без серьёзных финансовых вложений. На этом фоне будет иметь смысл апгрейд до более навороченной карты, скажем, до ESI Waveterminal 2496 или Waveterminal 192X с ценой под $300.

В общем, Maya44 производит впечатление продукта, ориентированного на домашнего пользователя ПК — начиная от цены и заканчивая некоторыми приятными мелочами. Например, специально для пользователей MD-плейеров разработчики снабдили плату, кроме обычного коаксиального, еще и оптическим цифровым выходом. Как известно, звук, переписанный в MD-плеер по цифровому кабелю, значительно выигрывает в чистоте звучания и громкости.

Карта хорошо подойдет как для качественного прослушивания музыки (CD, mp3), так и для вполне серьезного музицирования в профессиональных секвенсорах и редакторах.

Плюсы:

  • часто обновляемые и стабильно работающие E-WDM драйвера;
  • поддержка профессиональных программных интерфейсов ASIO 2.0, GSIF;
  • возможность программного роутинга звуковых потоков DirectWIRE;
  • низкое время задержки (latency) в Sonar и ASIO-приложениях;
  • отличное чистое звучание в режиме 16 бит 44,1 кГц;
  • специализированный выход для подключения наушников;
  • уверенная работа в DirectSound приложениях (играх);
  • невысокая цена.

Минусы:

  • отсутствие поддержки режима 24/96;
  • отсутствие цифрового входа и MIDI-интерфейса;
  • крайне низкое качество микрофонного предусилителя;
  • карту сложно найти в продаже.