Подключение карт RADEON к ТВпо композитному и S-Videoсоединению и просмотр фильмов

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Часть 1. Телевизионные стандарты
  2. Часть 2. Подключение карты к телевизору
  3. Часть 3. Настройка ТВ-выхода
  4. Часть 4. Вывод на ТВ фильмов
  5. Часть 5. Вывод полей при воспроизведении видео с чересстрочным видеорядом. Проигрывание DVD
  6. Часть 6. Подведение итогов


Современные видеокарты обладают широкими возможностями, полезными и не очень. ;-) Одной из полезных (для кого-то) является возможность подключения видеокарты к телевизору (или любому другому устройству, имеющему видеовход). Казалось бы, что ничего сложного тут нет — соединил специальным кабелем телевизор с видеокартой и смотри любимые (или не очень) фильмы на большом экране ТВ или играй в игры, однако проблемы могут возникнуть даже на этом этапе подключения. Данная статья является пособием по подключению видеокарт семейства RADEON к телевизору и предполагает по меньшей мере ознакомление со статьёй Введение в особенности просмотра DVD видео на персональных компьютерах с картами RADEON. Часть 1. Телевизионные стандарты

На сегодняшний день в мире преобладают три стандарта передачи цветного телевизионного сигнала — NTSC, PAL и SECAM. В них во всех применяется раздельная передача яркостного (Y) и цветового (C) сигналов и чересстрочная развёртка. Так как карты RADEON не поддерживают вывод видео в формате SECAM, то его я касаться в этой статье не буду.

На заре эпохи телевидения из-за сложностей, связанных с необходимостью развязки по питанию первые телевизионные стандарты создавались с частотой кадров, синхронизированной с частотой тока в электросети. Именно это обусловило основное отличие между системами стандартов американского и европейского происхождения. В 1952 году в Германии была предложена система GERBER для того, чтобы в некоторой степени согласовать американскую и европейскую практику телевещания. Утверждалось, что её внедрение позволит упростить разработку стандартной аппаратуры (что, в общем то, и произошло). По этой причине частота строк в системе GERBER была принята очень близкой к 525-строчной американской системе, но при частоте кадров не 60, а 50 Гц. Таким образом, число строк в этой системе составило 625. Она постепенно распространилась по всей Европе в период с 1952 по 1969 годы.

Первым из стандартов цветного телевещания в 1953 году появился стандарт NTSC в США, стандартизированный Национальным комитетом по телевизионным системам (National Television System Committee или сокр. NTSC). Система NTSC-M (другое название NTSC 3.58) была совместима с использовавшимся до этого на территории США стандартом чёрно-белого вешания, принятым в 1941 году, и обладала теми же основными характеристиками — использовались 525 строк (из которых видимыми являлись 480) и частота кадров составляла 59.94 Гц (на самом деле частота кадров до введения NTSC-M составляла 60 Гц).

В 1961 году Вальтер Брух (Valter Bruch) предложил концепцию системы PAL (Phase Alternation Line — построчное изменение фазы), которая являлась, фактически, усовершенствованием системы NTSC. Вещание в системе PAL в Европе началось только в 1967 году. Основным преимуществом новой системы была большая устойчивость цвета по сравнению с NTSC. Во всех используемых системах вещания с кодированием цвета в системе PAL (кроме PAL-M) из общего количества строк в 625 видимыми являются 576, и частота кадров составляет 50 Гц. В Бразилии (и больше ни в какой другой стране) используется стандарт цветного телевещания PAL-M, который по своим характеристикам настолько близок к NTSC-M, что отличается от него, фактически, только методом кодирования цветовой составляющей сигнала.

Так как стандарты передачи телевизионных сигналов различаются в основном частотой обновления экрана и числом используемых строк, то часто используют следующее обозначение: «система кодирования цвета» «число используемых строк»/«частота обновления экрана». Например, PAL 625/50.

Узнать, какой формат телевещания используется в какой-либо стране и его краткие характеристики, вы можете здесь. Часть 2. Подключение карты к телевизору

Главным правилом, которое очень желательно соблюдать при подключении компьютера к телевизору, является отключение обоих устройств от электрической сети. Причём не простое нажатие на кнопку включения/выключения устройства, а отсоединение кабелей питания от розетки электрической сети. В противном случае вы рискуете спалить ТВ-выход видеокарты и/или видеовход телевизора.

Перед тем, как начать что-либо к чему-бы-то-ни-было подключать, очень желательно посмотреть, какие разъёмы имеются на обоих устройствах, в данном случае на видеокарте и телевизоре. ;-)

1. RCA, он же в просторечии «тюльпан»



Рис.1. Разъём RCA на видеокарте.

Используется для передачи сигнала в композитном виде. Разъёмы RCA присутствуют, фактически, у каждого современного телевизора. Они используются как для передачи видео (обычно цвет разъёмов — жёлтый), так и для передачи аудио (цвет разъёмов — белый и красный). При передаче сигнала в композитном виде через разъёмы RCA используется полоса пропускания около 3 МГц, следствием чего является относительно невысокая чёткость изображения (не более 300 линий). К тому же при передаче композитного сигнала по одному физическому каналу в ограниченной полосе частот невозможно полностью разделить яркостную (Y) и цветовую (C) компоненты, что создаёт эффект цветовых перекрёстных искажений (напоминает «сеточку»), особенно хорошо заметный на мелких контрастных деталях.

2. S-Video (Separate Video), в народе часто именуемый (совершенно некорректно!) S-VHS

Рис.2. Слева — 4-х контактный разъём S-Video, справа — 7-ми контактный. Цифрами обозначены номера контактов. Схема для 7-ми контактного разъёма приведена для карт RADEON.

Такие разъёмы имеются далеко не у каждого телевизора. Подключение по S-Video обеспечивает заметно лучшее качество, нежели с использованием композитного соединения. Достигается это тем, что яркостный сигнал (Y), несущий и синхроимпульсы, передаётся отдельно от цветового сигнала (C), в результате чего исчезают цветовые перекрёстные искажения, возникающие при композитном подключении, и повышенной до 6 МГц полосой пропускания, чем обеспечивается чёткость до 500 линий.

На современных картах RADEON, как правило, распаян только 7-контактный S-Video разъём. В связи с этим для подключения к телевизору по композитному сигналу необходимо использовать специальный переходник. Так как на 7-контактный разъём S-Video на картах RADEON выводится непосредственно композитный сигнал, то в поставляемых с картами переходниками S-Video—>RCA обычно не используется смешивание яркостного (Y) и цветового (C) сигналов, а просто берётся уже готовый композитный сигнал с контактов разъёма S-Video. Схему такого переходника вы можете посмотреть здесь. Для карт серии All-in-Wonder требуются специальные переходники.

В случае если же вместо 7-контактного S-Video разъёма имеется только 4-контактный, то можно использовать универсальную любительскую схему с конденсатором. Такое подключение даёт худшее качество по сравнению с «чистым» композитным сигналом. Хочу особо отметить, что переходники S-Video—>RCA от других карт совершенно не подходят к картам RADEON, разве что в них используется смешивание яркостного (Y) и цветового (C) сигналов при помощи конденсатора.

3. SCART



Рис.3. Разъём SCART.

Многофункциональный разъём, обеспечивающий различные виды подключений. Подробнее о нём вы можете почитать в этой статье. Возможна ситуация, когда у телевизора отсутствует разъём S-Video входа, но он сам выведен на гребёнку SCART. В этом случае можно использовать специальные переходники S-Video—>SCART. Если на SCART нет распаянного S-Video, использование таких переходников даст чёрно-белое изображение, так как яркостный (Y) сигнал S-Video подаётся на тот же самый контакт разъёма SCART, что и композитный сигнал, а цветовой сигнал (C) в таком случае попросту теряется.

4. Используемый кабель для соединения с ТВ

Естественно желательно использовать коаксиальный кабель с волновым сопротивлением 75 Ом, причем, чем короче, тем лучше. Это теория, на практике всё сводится к тому, что самое главное — это качество кабеля. Его длина может достигать нескольких десятков метров без заметного ухудшения качества передаваемого изображения, но чем длиннее кабель предполагается использовать, тем большие требования стоит предъявлять к его качеству — толщине центральной жилы, качеству оплетки и т. д.

5. Помехи, возникающие на ТВ

Если при подключении компьютера к телевизору на его экране возникают помехи, то причина может быть в наводках, которые идут с коллективной антенны. Бороться с ними можно несколькими методами, самый простой из которых — это отключении антенны от телевизора. Так же можно попробовать правильно заземлить компьютер и телевизор, но, учитывая сегодняшние реалии, это может оказаться совсем не так уж и просто. Ещё одна возможная причина помех — это некачественный блок питания или помехи в электросети.

Часть 3. Настройка ТВ-выхода

1. Редактирование биоса видеокарты

Карты RADEON обладают возможностью активации ТВ-выхода уже при загрузке компьютера. Следствием этого является изменённая частота обновления экрана (50 или 60 Гц в зависимости от используемого ТВ стандарта) ещё до запуска операционной системы, в результате чего изображение сужается и/или смещается относительно центра экрана. Кроме того, некоторые мониторы отказываются работать с частотой обновления экрана 50 Гц, которая будет в том случае, если при загрузке компьютера инициализируется один из стандартов PAL (B/G/H/I/D/K/N/combination N). Бороться с этим можно при помощи редактирования видеобиоса программой RadEdit. Учтите, что в случае перепрошивки биоса вы можете привести свою видеокарту в нерабочее состояние. И поступая так, вы это делаете на свой страх и риск.

Для начала необходимо сохранить образ биоса видеокарты в файл. Для этого можно воспользоваться утилитой flashrom (она же atiflash и atiflash2). Перед её использованием рекомендуется почитать FAQ по перепрошивке видеобиоса в соответствующем разделе на сайте Radeon2.ru.

После этого нужно открыть полученный файл при помощи RadEdit, нажав кнопку «Load…».

Рис.4. Интерфейс программы RadEdit.

На рисунке выше стрелкой обозначено меню выбора стандарта инициализации ТВ при загрузке компьютера из таблицы стандартов в видеобиосе. Выбранный стандарт будет использоваться при обнаружении видеокартой подключения к ТВ при загрузке компьютера, а так же при выводе на полный экран текстовых и графических режимов ДОС. Выбрав «None», вы избавите себя от проблем с частотой обновления экрана монитора при загрузке подключённого к ТВ компьютера, но про вывод на ТВ полноэкранных режимов ДОС в этом случае вы можете забыть.

Список стандартов инициализации ТВ отображает поддерживаемые видеокартой стандарты вывода на ТВ. Овалом на рис.4 отмечен очень полезный чекбокс, поставив галочку на котором, вы получите в видеобиосе полную таблицу стандартов вывода на ТВ:

Дам некоторые пояснения касательно элементов этого списка:

  • NTSC — это NTSC-M.
  • PAL — это семейство форматов PAL 625/50.
  • PAL-M — без комментариев. ;-)
  • PAL-60 — стандарт, идентичный PAL-M за исключением частоты цветовой поднесущей 4,43 МГц. Если большинство телевизоров не поддерживают PAL-M, то ситуация с PAL-60 прямо противоположна. Используется только для просмотра видеозаписей в формате NTSC 525/60 на телевизорах, не поддерживающих NTSC-M. В настройках драйверов, предположительно, этот стандарт обозначается как PAL K1.
  • NTSC-J — вариация стандарта NTSC-M, отличающаяся только значением сигнала уровня чёрного, который соответствует стандартам PAL-B/G/H/I/D.
  • SCART RGB — не только карты от Matrox имеют стандартную возможность вывода на ТВ в формате RGB. :-) Подробнее об этом вы можете узнать в форуме Radeon2.ru в разделе «VIVO».
  • PAL-CN — это PAL combination N. Используется только в Аргентине. Скорее всего, это вам не потребуется.
  • PAL-N — название говорит само за себя. ;-) Применяется только в Парагвае и Уругвае. Вам, скорее всего, также не потребуется.

Итак, после всех проделанных действий сохраните биос в файл. Перед прошивкой видеобиоса его работоспособность можно проверить (на всякий случай) при помощи утилиты RAMBIOS.

2. Настройка параметров вывода на ТВ. Режим «клон» (clone)

Теперь можно приступать непосредственно к настройке параметров ТВ-выхода при помощи стандартных настроек драйверов. Для доступа к настройкам вам нужно кроме самих драйверов установить панель управления (control panel) к ним. Зайдите в свойства экрана, выберите закладку «Настройка», нажмите кнопку «Дополнительно…» и выберите закладку «Мониторы» (Displays). Вы увидите такую (или похожую) картину:

Рис.5. Закладка «Мониторы»

Внешний вид панели, изображённой выше, может изменяться в зависимости от используемой видеокарты и версии Windows. Однако основные элементы остаются теми же. Значок показывает, что карта не обнаруживает подключения. Рассмотрим подробнее настройки ТВ на этой панели.

Рис.6.

  • Кнопка включения и выключения вывода на устройство — при включении вывода на ТВ, на нём будет отображаться копия рабочего стола с основного монитора. Такой режим называется «клон» (clone mode). На рис.6 монитор установлен первичным, а ТВ переведён в режим «клон» (в таком случае часто говорят, что монитор — первичный, а ТВ — вторичный). Если текущее разрешение на дисплее (ТВ), переведённом в режим «клон» не поддерживается (для выхода на ТВ, например, из-за того, что минимальная частота обновления в этом режиме больше 60 Гц), то на вторичный дисплей будет выводится виртуальный рабочий стол. Другими словами, весь десктоп полностью не будет помещаться на экран дисплея, переведённого в режим «клон, и будет «ездить» за курсором мыши в «окне» с максимальным разрешением, которое поддерживается данным дисплеем (ТВ).
  • Разрешение экрана на ТВ — выдаёт информацию о текущем разрешении на ТВ. Учтите, что в данном случае под этим подразумевается не физическое разрешение на ТВ, а разрешение цифрового сигнала, подаваемого на вход ТВ-кодера.
  • Используемый ТВ стандарт — отображает используемый на данный момент стандарт вывода на ТВ.
  • Кнопки выбора первичного дисплея и режима «клон» (вторичного дисплея) — в случае «двухголовых» карт позволяют определять первичный (master) дисплей и дисплей в режиме «клон» (clone). Если одновременно выбрать и монитор, и ТВ первичными, то частота обновления экрана монитора будет установлена равной 50 Гц или 60 Гц в зависимости от используемого на данный момент стандарта ТВ-выхода. Для всех карт на основе чипа R100 (т. е. «одноголовых», сейчас обозначаются RADEON 7200) возможен только один выбор: и монитор, и ТВ — первичные.
  • Если вы используете в 3D играх вертикальную синхронизацию (VSync), то максимальный fps при использовании режима «клон» будет равен наименьшей частоте обновления экрана одного из двух дисплеев. То есть в этом случае, если вторым дисплеем в режиме «клон» у вас является ТВ, максимальный fps будет равен 50 или 60 Гц в зависимости от используемого стандарта вывода на ТВ.
  • Вывод полноэкранных текстовых и графических режимов ДОС возможен только на первичный дисплей.
  • Настройки, описанные выше, и текущее разрешение экрана вы можете сохранить как вызываемую схему (но, к сожалению, не настройки, которые будут описанны ниже). Применить ранее сохранённую схему вы можете или использовав комбинацию горячих клавиш, или кликнув правой кнопкой мыши по значку ATI на панели задач.
  • Учтите, что сейчас в панели управления к драйверам комбинация клавиш «Alt»+«F5» назначена на последовательное переключение между обнаруженными дисплеями. Вы можете поменять эту комбинацию. Для этого выберите в меню соответствующий пункт и замените комбинацию горячих клавиш, после чего сохраните схему поверх старой.


Рис.7. Использование значка ATI на панели задач для смены схемы.

Нажав кнопку с надписью «ТВ» (TV) (на рис.6 она выделена жёлтой стрелкой), вы попадёте в настройки параметров ТВ-выхода:

Рис.8. Панель «Параметры» (Attributes).

На рисунке выше вы видите панель «Параметры» (Attributes). На ней выдаётся информация о типе подключения видеокарты к ТВ, максимальные разрешение и частота обновления экрана, поддерживаемые при выходе на ТВ. Кроме того, вы можете изменить настройки контрастности и цветовой насыщенности.

Рис.9. Панель «Подстройки» (Adjustments).

На рис.9 изображена панель «Подстройки» (Adjustments). Настройки на ней позволят вам отрегулировать размеры и положение изображения на экране ТВ. Однако при их использовании есть некоторые «подводные камни»:

  • Настройки размера и положения на экране запоминаются для каждого разрешения отдельно. При смене стандарта вывода на ТВ (PAL 625/50, PAL 525/60 и NTSC 525/60) вам придётся снова настраивать эти параметры.
  • При использовании режима «клон» в случае, когда и монитор, и ТВ являются первичными, изменение любых параметров приведёт к изменениям размеров и положения изображения на экране монитора. Вследствие этого, при каких-то настройках монитор может отказаться выводить изображение на экран.
  • Как правило, при использовании систем NTSC-M и NTSC-J удаётся наиболее оптимально настроить размер и положение изображения на ТВ, однако многое зависит от телевизора. На него могут, фактически, не влиять изменения настроек. Так же при использовании стандартов вывода на ТВ PAL 625/50 вам, скорее всего, не получится избавиться от чёрных полос сверху и снизу экрана ТВ. В обоих случаях вам поможет кнопка «переразвёртка» (overscan).
  • Кнопка «переразвёртка» (overscan) включает переразвёрку при выводе на ТВ одновременно для всех разрешений. В этом режиме изображение растягивается на весь экран ТВ, однако края изображения могут быть «обрезаны». Наилучших результатов можно добиться для систем NTSC-M и NTSC-J в разрешении 640×480 (и 720×480), а для PAL 625/50 — в 800×600. При этом в последнем случае изображение будет достаточно ощутимо обрезано снизу (останется только несколько пикселей от стандартного таскбара), и, возможно, внизу экрана ТВ вы всё же увидите чёрную полосу. Попробуйте так же поиграться с нестандартными разрешениями (подробнее об этом читайте в 5-й части данной статьи).
  • При включении переразвёртки настройки размера и положения изображения на экране ТВ не работают. Также переразвёртка не работает при разрешении экрана 1024×768.
  • Кнопка «переразвёртка» (overscan) по умолчанию отсутствует в настройках ТВ-выхода. Для того чтобы она появилась, необходимо либо вручную подредактировать реестр, либо поставить галочку в твикере. Если вы поставите модифицированные драйвера от Omegadrive или Radeon2.ru, то эта кнопка будет присутствовать по умолчанию без всякой правки реестра или использования твикеров.

    Рис.10. Панель «Возможности» (Advanced).

  • Настройки резкости (Sharpness) не дают какого-либо заметного эффекта (хотя в этом я и могу ошибаться), за исключением выбора чёрно-белого изображения.
  • При композитном соединении возникают перекрёстные цветовые искажения на мелких объёктах. Они напоминают «сеточку». Настройка «композитное заползание точек» (Composite Dot Crawl) позволяет несколько менять характер поведения этой «сеточки». При выборе в этом меню «Стандартный» (Standard) вы будете наблюдать движущуюся «сеточку», при выборе «Замороженный» (Frozen) — в системах NTSC «сеточка» остановится, в системах же PAL она будет двигаться очень быстро. В справке ATI по этому параметру рекомендуется первый вариант (Standart) использовать для фильмов, а второй (Frozen) — для работы со статическими изображениями. Однако в режимах PAL не имеет ни малейшего смысла следовать этой рекомендации, так как «сеточка» при выборе второй опции «не замораживается».
  • При подключении по S-Video параметр «композитное заползание точек» (Composite Dot Crawl) отсутствует, а вместо параметра «Композитная резкость» (Composite Sharpness) присутствует параметр «S-Video резкость» (S-Video Sharpness), имеющий такой же эффект.
  • Настройка «Удаление мерцания» (Flicker Removal) несколько уменьшает мерцание изображения ценой некоторой потери чёткости изображения по вертикали.


Рис.11. Панель «Формат» (Format).

На панели «Формат» (Format) вы можете выбрать формат сигнала, выводимого на ТВ. Из стандартов NTSC-M и NTSC-M(JAPAN) предпочтительнее последний. При подключении по S-Video из всех стандартов PAL 625/50 лучше выбрать PAL-D, так как с ним вы получите большую чёткость по горизонтали из-за более широкой полосы пропускания (6 МГц). После смены стандарта вам будет предложено перезагрузить компьютер. Однако этого можно не делать, так как если вы измените разрешение, то в этом случае стандарт точно переключиться на выбранный вами. Ещё одна особенность — при использовании стандарта, обозначенного как PAL K1 (это, предположительно, PAL-60), у вас могут возникнуть проблемы, выражающиеся в «подвисании» компьютера. Так что лишний раз подумайте, прежде чем пытаться его использовать.

3. Режим расширения рабочего стола

Если вы используете «двухголовую» видеокарту, то в случае использования Windows 98/ME и XP, а также Windows 2000 вместе с картами RADEON 9500/9700 вы увидите следующую (или похожую) картину при заходе в свойства экрана:

Рис.12.

Вы видите два монитора, причём один из них (правый) не активен. Если карта обнаруживает подключение к ТВ-выходу, то вы можете, вызвав меню правым кликом мышки, разрешить использование ТВ как второго дисплея (или выключить — совершенно аналогично). После этого у вас появятся два независимых (относительно, конечно) рабочих стола — один на мониторе, другой на ТВ. При этом можно будет устанавливать различные разрешения для них.

Рис.13. Разрешение использования второго монитора.

Так же вы можете, нажав правую кнопку мышки, «потаскать» оба монитора, тем самым изменив положение рабочих столов друг относительно друга. Между десктопами можно переносить окна, разворачивать их на одном из рабочих столов, и т. д., в то же самое время не затрагивая работу какого-либо приложения на другом десктопе. Если вы зайдете в свойствах экрана на закладку «Мониторы» (Displays), то вы увидите, что кнопки выбора первичного дисплея и режима «клон» поменяли своё обозначение:

Рис.14.

Несложно догадаться, что ими выставляется первичный и вторичный дисплеи.

При использовании «двухголовых» карт RADEON не серии 9500/9700 в Windows 2000, возможности по растягиванию десктопа на ТВ несколько ограничены (по крайней мере, с драйверами до Catalyst 3.1 включительно) — нельзя использовать различное разрешение рабочих столов, положение второго десктопа жёстко задаётся или справа, или внизу от основного, при работе возникает не два рабочих стола, а один общий, т. е. при разворачивании окна, оно развёртывает по умолчанию одну свою половину на первый десктоп, а другую — на второй. Отличается и способ растягивания десктопа на ТВ:

Рис.15.

Если предполагается использовать возможности ТВ-выхода «двухголовых» карт RADEON при помощи расширения десктопа на ТВ, то имеет смысл задуматься о специальной программе Hydravision, которую можно бесплатно скачать с сайта ATI Technologies. Почитать на русском языке подробнее о Hydravision вы можете здесь. Хочу отметить, что в составе Hydravision присутствует экранная лупа MagnyFX, доступная через настройки горячих клавиш, которую можно использовать, например, при презентациях на экране большого телевизора.

Часть 4. Вывод на ТВ фильмов

Перед чтением этой и следующей части данной статьи, я настоятельно рекомендую ознакомиться с содержанием моей статьи по особенностям просмотра DVD видео на PC с картами RADEON. Также я не буду рассказывать о различных фильтрах и их настройках, так как о них очень хорошо написано в статье Дмитрия Дорофеева (aka ДМИТРИЙ) и Алексея Самсонова (aka AлS) Особенности подключения и настройки TV-out видеокарт класса GeForce4Ti и GeForce4MX (GeForce2MX) с технологией TwinView (nView). Ввиду своей специфики вывод на ТВ фильмов с DVD и/или имеющих чересстрочный видеоряд описывается в следующей части статьи. Учтите, что фильмы с частотой смены кадров 25 Гц лучше смотреть с использованием стандартов PAL 625/50, а с частотами ~24 или ~30 Гц — с использованием стандартов NTSC 525/60 или же PAL 525/60. Это позволит избавиться от «рывков» изображения, связанных с несовпадением частоты обновления экрана и частоты смены кадров в фильме.

1. Режим «клон»

Исторически сложилось, что именно этот режим использовался поначалу на самых первых картах RADEON (за исключением RADEON 7000/VE). Если в этом режиме на «двухголовых» (то есть не на основе чипа R100) видеокартах RADEON установить монитор первичным, а ТВ вторичным, то на ТВ при воспроизведении видео с использованием оверлея вы будете вместо фильма наблюдать окно, заполненное «ключевым цветом». Если же оверлей не используется для вывода видео (так, например, в этом режиме очень любит поступать PowerDVD XP 4.0), то фильм будет выводиться и на мониторе, и на телевизоре, но при этом качество будет, мягко говоря, не очень хорошим. Возможно, что в будущих драйверах возможность одновременно выводить оверлей и на первичный, и на вторичный дисплей будет реализована (некоторая надежда на это появилась, но об этом ниже). А пока при выводе видео в режиме «клон» придётся назначать ТВ первичным. При этом если мы назначим монитор также первичным, то фильм будет виден и на мониторе, но в результате на нём мы получим 50 или 60 Гц в зависимости от используемого ТВ стандарта.

Несмотря на все свои недостатки, этот режим очень удобен тем, что можно произвольно регулировать пропорции (aspect ratio) и размер фильма в Zoom Player. В нём по умолчанию клавиши «+» и «-» на цифровой клавиатуре управляют размером изображения (без потери пропорций), а в комбинации с клавишами «Alt» и «Ctrl» — размером по вертикали и горизонтали соответственно при выборе режима пропорций (по умолчанию клавиша «R») «Disabled (Fit to Window)». Учтите, что для режимов с включённой переразвёрткой, отрезанные части изображения можно компенсировать при помощи небольшого уменьшения размера фильма. Ещё один плюс данного режима (который при желании можно рассматривать и как минус) — это возможность коррекции цветов через настройки оверлея.

2. Режим расширения рабочего стола

Вторым после режима «клон» для просмотра видео стал использоваться режим расширения рабочего стола на ТВ, имеющий все плюсы режима клон. И сразу хочу предупредить, что этот режим совершенно не подходит для пользователей карт RADEON 9500/9700, использующих Windows 2000 (по крайней мере, сейчас). Причина проста — в этом режиме оверлей в принципе не включается. Возможно, что в будущих драйверах это будет исправлено.

Однако неприятности в Windows 2000 есть и у тех, кто использует другие «двухголовые» видеокарты RADEON — у них оверлей будет работать только на первичном дисплее. Кроме этого, при попытке перейти в полноэкранный режим отображения фильма, проигрыватель будет пытаться развернуть своё окно на весь рабочий стол, тем самым приведя к тому, что центр фильма будет находиться посередине половины общего декстопа, выводимого на первый и второй дисплеи (причём на втором дисплее вместо фильма будет только «ключевой цвет»). В принципе, от этой проблемы не страдает проигрыватель Zoom Player, но на не первичный дисплей оверлей все равно не будет выводиться. Поэтому в данном случае единственный выход — это назначение ТВ первичным, и растягивать рабочий стол на монитор. Разумеется, без использования Hydravision в данном случае придётся весьма туго.

Пользователям «двухголовых» карт RADEON, использующим операционные системы Windows 9x/ME и XP, повезло куда больше. В них при расширении рабочего стола на вторичный дисплей (ТВ), в этих операционных системах мы получаем, фактически, два почти независимых друг от друга десктопа, и нормально работающий оверлей. Для того чтобы развернуть окошко проигрывателя на вторичном дисплее, достаточно перетащить его туда (можно даже с проигрываемым в этот момент фильмом) и развернуть его уже там. Однако не все проигрыватели при этом развернут своё окно на вторичном дисплее, а некоторые из тех, что это и сделают, при малейшем проявлении активности (например, нажатии клавиши мышки на дестопе первого дисплея) свернутся обратно в окошко. Выход из этого один — использование «правильных» проигрывателей. И в который раз хочу сказать, что, на мой взгляд, Zoom Player — лучший из них.

3. Режим «Театр» (Theater Mode)

Этот режим появился только через достаточно продолжительное время после выхода карт RADEON 8500. Его нельзя применять для карт, основанных на чипе R100. После его включения содержимое оверлея в режиме «клон» будет выводится на вторичный дисплей в полноэкранном режиме. Некоторую проблему раньше представляла особенность Windows 9x/ME/2000, которая заключалась в том, что при сворачивании окна проигрывателя с воспроизводимым фильмом или перекрытии его другим окном, оверлей отключался. А раз отключался оверлей, то и пропадало изображение фильма в режиме «Театр» (Theater Mode) на вторичном дисплее. Чтобы избежать этого, можно использовать настройки фильтров (DivX, FFDShow и DivXG400) так, как это описано в статье Дмитрия Дорофеева и Алексея Самсонова, или же использовать особенности Zoom Player (смотрите описание этого проигрывателя в этой статье).

Рис.16. Включение режима «Театр» (Theater Mode).

На рисунке выше приведена старая панель «Окно» (Overlay; когда же это название в ATI правильно переведут на русский?). Для включения режима поставьте галочку в чекбоксе, обведённом овалом. Как вы видите, настройки минимальны. При воспроизведении фильма на ТВ будет автоматически выбираться разрешение из доступных режимов между 640×480 и 800×600 в зависимости от разрешения фильма (а точнее размера оверлея) так, чтобы, по возможности, не делать масштабирования вниз (то есть не уменьшать размер фильма) изображения. В случае если у вас имеется карта RADEON 8500/9100 с нераспаяным вторым RAMDAC, разрешение на ТВ будет таким же, как и на мониторе. В какой-то степени выбор разрешения можно ограничить, форсировав частоту обновления экрана в некоторых из них больше, чем 60 Гц.

Недавно появилась новая панель «Окно» (Overlay), дающая большие настройки:

Рис.17. Новая панель «Окно» (Overlay) и новые настройки.

  • «Режим видеоналожения» — позволяет выбирать между режимом с отключенным «Театр» (Стандартный), включенным режимом «Театр» (режим Театр) и новым режимом (Одинаковое для всех), при использовании которого видео выводится и на первичный, и на вторичный дисплеи одновременно. Однако сейчас включение последней опции заставляет выводить видео не через оверлей и на первичный, и на вторичный дисплеи, тем самым сводя практическую полезность данного режима к нулю.
  • «Настройки режима Театр» — доступны только при выборе режима «Театр».
  • «Установить форматное соотношение сторон» — здесь вы можете выбирать между сохранением пропорций выводимого видео на вторичный дисплей (Как в источнике видео) и растягиванием его на весь экран (Во весь экран).
  • «Форматное соотношение экрана» — эти настройки сейчас работают не так, как можно было бы подумать, прочитав их название. «4:3 (стандартный экран)» — всё выводится как обычно, «16:9 (широкоэкранный формат)» — приводит к форсированию или режима вторичного дисплея с вертикальным разрешением 480 линий, или вообще к неизменению разрешения на вторичном дисплее. В общем, сейчас смысл этой опции совершенно не ясен. Можно только предположить, что, возможно, под этой опцией должен подразумеваться PALplus (это тот же PAL 625/50, но при этом анаморфное изображение формата 16:9 занимает не 430 строк, а 574).
  • Ещё одна особенность новой панели «Окно» (Overlay) заключается в том, что разрешение вторичного дисплея при включённом режиме «Театр» не может превышать текущее разрешение первичного дисплея. А вот меньше оно может быть. Особенность (недоработка) драйверов?

На мой взгляд, режим Theater Mode в конце-концов должен стать своеобразной вершиной по удобству проигрывания видео на ТВ. Однако до этого пока ещё далеко. Перечислю недостатки его текущие недостатки:

  • Неудобство компенсации переразвёртки (на данный момент это возможно при помощи фильтра DivXG400).
  • Трудности с форсированием желаемого разрешения (в том числе нестандартного) на вторичном дисплее (ТВ).
  • Невозможность коррекции цветов оверлея на вторичном дисплее (ТВ).

Часть 5. Вывод полей при воспроизведении видео с чересстрочным видеорядом. Проигрывание DVD

Со времени статьи об особенностях просмотра DVD видео на PC с картами RADEON прошло несколько месяцев. В течение этого промежутка времени несколько раз выходили новые драйвера, и, наконец, в последних Catalyst 3.1 были исправлены все те недостатки адаптивного деинтерлейсинга у карт RADEON 8500 и 9500/9700, о которых говорилось в статье. Теперь оно не отличается по качеству от адаптивного деинтерлейсинга карт на основе чипа RV250 (RADEON 9000/9000Pro). Кроме новых драйверов выходили и новые версии и обновления программных проигрывателей — патч 2417 для PowerDVD XP 4.0, и несколько новых версий WinDVD 4.0, включая версии Platinum.

1. Вывод полей

Перед тем, как перейти непосредственно к особенностям вывода фильмов DVD на ТВ, хочу несколько слов сказать про вывод полей картами RADEON на ТВ. Очень похоже на то, что при выводе на ТВ используется следующий алгоритм:

  • Нечётные поля берутся из нечётных кадров, чётные — из чётных.
  • Если вертикальное разрешение равно количеству видимых строк используемого стандарта вывода на ТВ, то нечётные поля будут браться из нечётных строк нечётных кадров, а чётные — из чётных строк чётных кадров.

Соответственно если использовать weave деинтерлейсинг, то мы получим правильный вывод полей на ТВ. :-) Разумеется, для этого нужно использовать режимы с вертикальным разрешением 480 или 576 строк для соответствующих стандартов и избегать интерполяции изображения по вертикали для сохранения правильной структуры полей.

Как можно добавить требуемое разрешение? Для этого удобнее всего воспользоваться программами Rage3Dtweak или PowerStrip. Последняя программа может добавить новое разрешение и на вторичный дисплей. Рассмотрим их по отдельности, но сначала я приведу список нестандартных разрешений, поддерживаемых ТВ-выходом:

  • 720×480 — «родное» для NTSC DVD.
  • 720×576 — «родное» для PAL DVD.
  • 848×480 — только с ним на телевизоре Panasonic TC-2166R, «невосприимчивом» к изменениям настроек ТВ-выхода, мне удалось победить чёрные полосы сверху и снизу изображения в режимах NTSC-M/J с использованием переразвёртки.
Рис.18. Настройки Rage3Dtweak.

На рисунке выше показаны настройки Rage3Dtweak, которые требуются для включения нестандартных разрешений. Для этого вам может потребоваться поставить галочку напротив опции «Enable HDTV TV Modes» (на рис.18 отмечено стрелкой на правой картинке). Для включения требуемого разрешения выберите его из списка «Custom Modes» и нажмите зелёную кнопку слева от выбранного разрешения, после чего сохраните настройки (нажав кнопку «Применить» или «OK») и перезагрузитесь. Новые режимы должны будут появиться в свойствах дисплея.

Рис.19. Настройки PowerStrip.

На рис.19 показаны настройки PowerStrip. Обратите внимание на кнопки, выделенные стрелками — с их помощью вы можете выбрать первичный или вторичный дисплей, однако перед этим включите режим расширения рабочего стола. Нажав на кнопку «Дополнительные параметры», вы попадёте в ещё одно меню, в котором нажмите кнопку Другие разрешения…».

Рис.20. Здесь вы можете добавить свои разрешения и частоты.

После этого вы попадёте в меню, изображённое на рис. 20. Вы можете выбирать предустановленные режимы (слева) и выставить свои режимы (справа). Учтите, что для вывода на ТВ необходима частота обновления экрана 60 Гц. После добавления нового разрешения нужно будет перезагрузиться, после чего оно появится в списке доступных.

Для корректного вывода полей помимо «правильного» разрешения нужно установить режим weave деинтерлейсинга и отключить опцию «сохранять пропорции» (keep aspect ratio) в настройках проигрывателя. Учтите, что фильмы в анаморфном широкоэкранном формате после этого будут идти развёрнутыми на весь экран, и для их просмотра вам придётся переключать телевизор в широкоэкранный 16:9 режим. Кроме того, вам необходимо будет установить в свойствах ТВ-выхода ползунок настройки фильтра по уменьшению мерцания в крайне левое положение (см. рис.10).

Помимо корректного вывода полей при помощи метода, описанного выше, вы можете использовать адаптивный деинтерлейсинг, качество которого, как я уже упоминал, у карт RADEON 8500 и 9500/9700 с новыми драйверами стало значительно лучше. В случае использования опции сохранения пропорций рекомендую вам установить режим 800×600 для наилучшего качества вывода видео независимо от используемого ТВ стандарта и способа подключения (композитного или S-Video).

Хочу также упомянуть о том, что при просмотре фильмов с чересстрочным видеорядом, полученных при помощи операции, называемой Telecine (это только некоторые NTSC 525/60 DVD), всё-таки лучше использовать адаптивный деинтерлейсинг, так как в этом случае получается менее замыленное изображение по сравнению с «честным» выводом на ТВ каждого поля. Связано это с тем, что операция Telecine хоть и позволяет сохранить плавность при просмотре фильмов с изначальной частотой кадров 23.976 fps на экране с частотой обновления 59.94 fps и чересстрочной развёрткой, но качества получаемому изображению отнюдь не добавляет.

2. Просмотр DVD с использованием режима «клон»

Как я уже упоминал, в этом режиме воспроизведение видео с использованием оверлея пока возможно только на первичном дисплее. Таким образом, в этом режиме приходится выбирать между лицезрением на мониторе либо чёрного прямоугольника, заполненного «ключевым цветом», либо частотой обновления его экрана 50 или 60 Гц в зависимости от используемого стандарта вывода на ТВ. Для навигации по различным меню DVD удобнее использовать последний вариант (конечно, если у вас нет пульта дистанционного управления), когда и монитор, и ТВ установлены первичными.

В этом режиме все проигрыватели, за исключением некоторых версий PowerDVD, обладают полной функциональностью в сравнении с выводом изображения на одиночный монитор. Проигрыватель же PowerDVD XP 4.0 в зависимости от версии в этом режиме может как использовать DirectX VA (версия 1329), так и нет (версия 1811 и ATI DVD Player 7.8, основанный на «движке» PowerDVD). Более того, его самая последняя версия 2417 в этом режиме вообще не использует оверлей для вывода видео со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Таким образом, у режима «клон» есть только один недостаток (в зависимости от выбранного вами метода) — частота обновления экрана 50 или 60 Гц или чёрный экран вторичном мониторе. Для просмотра же DVD на ТВ этот режим очень хорошо подходит.

3. Просмотр DVD с использованием режима расширения рабочего стола

В своей предыдущей статье я упоминал про возможность включения в проигрывателе ATI DVD Player использования DirectX VA из реестра. Оказалось, что соответствующая опция имеется таки в настройках MMC (MultiMedia Center), и она называется… «Enable Multi-monitor support».

Рис.21. Поставив галочку напротив «Enable Multi-monitor support», вы отключите использование DXVA в ATI DVD Player.

Почему же её так обозвали? Причина проста: в режиме расширения рабочего стола при использовании DirectX VA проигрыватель ATI не может выводить изображение на вторичный дисплей. Более того, как показала практика, эта особенность присуща всем остальным программным проигрывателям. Однако самое при этом печальное то, что в таком случае мы теряем адаптивный деинтерлейсинг. :-(

Таким образом режим расширения рабочего стола является неплохим решением только при выводе фильмов с прогрессивным видеорядом или при корректном выводе полей фильмов с чересстрочным видеорядом, которые не получены при помощи операции Telecine. Поэтому его нельзя назвать оптимальным (то есть подходящим для любых ситуаций). Кроме того, использование этого режима весьма проблематично в Windows 2000, так как оверлей выводится только на первичный дисплей, а владельцы карт RADEON 9500/9700 в этом режиме вообще его лишены.

4. Просмотр DVD с использованием режима «Театр»

Из-за трудностей, связанных с форсированием нужного разрешения, в этом режиме возникают проблемы с корректным выводом полей. Для борьбы с этим можно попробовать использовать переключение в режимы с вертикальным разрешением 480 и 576 линий, но тогда, фактически, теряется весь смысл режима «Театр».

Если же вас не интересует корректный вывод полей (из-за того, что вы используете адаптивный деинтерлейсинг или не смотрите фильмы с чересстрочным видеорядом), то этот режим вас, по всей видимости, вполне устроит.

Хочу отметить одну особенность, с которой мне пришлось столкнуться: при просмотре фильмов с использование адаптивного деинтерлейсинга на карте RADEON 8500 на ТВ (вторичный дисплей) выдавалось изображение с применением weave деинтерлейсинга. Возможно, что эта особенность присутствует также и у карт RADEON 7000 и 7500 (но не у RADEON 9000 и 9500/9700).

Также отмечу, что PowerDVD XP 4.0 в режиме «Театр» использовать весьма проблематично, т. к. при включении этого режима возникают трудности, связанные с неиспользованием этим проигрывателем оверлея. С этим можно бороться, запуская сначала на воспроизведение фильм, и только затем включая выход на ТВ, но это далеко не всегда удаётся.

5. Краткая характеристика программных проигрывателей DVD и их фильтров

  • ATI DVD Player 7.6/7.7. Неплохое качество декодирования видео и бедные возможности по обработке звука. Это же относится и к фильтрам этих проигрывателей. К сожалению, отсутствует возможность выбора метода деинтерлейсинга (что иногда требуется). В целом достаточно неплохой выбор, но только не для обладателей карт RADEON 9500/9700. Причин две: с этими картами плеер (видеофильтр) не может воспроизводить защищённые DVD, и иногда появляются ошибки декодирования видео в Windows 2000/XP. Какого то особого смысла использовать интерфейс данных плееров нет, так как куда удобнее использовать их фильтры вместе с каким-либо DirectShow проигрывателем с более удобным и функциональным интерфейсом.
  • ATI DVD Player 7.8. Основан на «движке» от Cyber Link PowerDVD XP 4.0. Возможности по обработке звука такие же, как и у предыдущих версий проигрывателей ATI, качество видео вполне на уровне, но присутствуют «фирменные» баги — не используется DirectX VA в режимах «клон» и «Театр». Какого-либо особого смысла в использовании этого проигрывателя или его фильтров нет.
  • ATI DVD Player 8.0. Отличное качество декодирования видео, и опять же урезанные возможности по декодированию звука. Интересной особенностью является полное «излечение» от всех недостатков декодирования видео у PowerDVD. Как и в случае со своими предшественниками, смысла в использовании интерфейса самого проигрывателя ATI нет. А вот его видеофильтр однозначно можно рекомендовать для «прикручивания» к DirectShow плеерам. :-)
  • CyberLink PowerDVD XP 4.0. Имеет проблемы с выводом видео на ТВ. Поэтому рекомендовать его и его видеофильтр для использования я не могу. Что касается аудиофильтра, то если вы найдёте патч 2417, тогда этот фильтр будет очень неплохим выбором для декодирования звука.
  • NVDVD. Дурацкая система регистрации, из-за которой после переустановки системы вам придётся снова регистрировать его (точнее говоря покупать). Качество декодирования видео и аудио вполне на уровне. Сам проигрыватель достаточно удобен (хотя и не лишён недостатков), поэтому вы можете использовать как сам плеер, так и его фильтры, не имеющие каких-либо ограничений по своим возможностям в отличие от других проигрывателей.
  • InterVideo WinDVD 4.0. Очень неплохой проигрыватель с отличным качеством изображения (только в Windows XP) и очень хорошими возможностями по декодированию звука. При использовании не в Windows XP или при проигрывании не DVD дисков, не используется адаптивный деинтерлейсинг. Интерфейс понемногу начинает меняться в лучшую сторону, но всё ещё присутствуют досадные ошибки. Тем не менее для пользователей Windows XP, из MPEG2 контента смотрящих только DVD, является, пожалуй, наилучшим выбором. Не рекомендую использовать его видеофильтр в DirectShow проигрывателях. В то же самое время его аудиофильтр является достаточно неплохим выбором.

Для «прикручивания» фильтров, на мой взгляд, удобнее всего использовать Zoom Player и метод, описанный в моей предыдущей статье в разделе, посвященном этому проигрывателю. Также не стоит забывать и о фильтре AC3Filter, который вы можете использовать для декодирования Dolby Digital звука при проигрывании DVD.

Часть 6. Подведение итогов

Карты RADEON обладают очень богатыми возможностями в плане ТВ-выхода. К сожалению, сейчас полноценное их использование несколько затруднено частично неудобными настройками, частично отсутствием «идеального» плеера. Хотелось бы иметь возможность сохранять в схемы не только настройки, изображённые на рис. 5 и разрешения, но и настройки ТВ-выхода (используемый стандарт, положение на экране и т. д.). И, конечно же, хотелось бы иметь проигрыватель, который бы сам переключал настройки ТВ-выхода для получения оптимальных результатов просмотра на ТВ.

В заключении приведу некоторые важные моменты, которые вы могли упустить при чтении этой статьи:

  • При выводе на ТВ фильмов очень желательно выбирать стандарт вывода (PAL 625/50 или NTSC 525/60) в зависимости от частоты смены кадров в фильме.
  • Стандарты PAL 625/50 обеспечивают более чёткое изображение, из них всех при подключении по S-Video рекомендую использовать стандарт PAL-D.
  • Стандарт NTSC-J предпочтительнее, чем NTSC-M
  • При воспроизведении широкоэкранных анаморфных фильмов с DVD лучше отключить в используемом проигрывателе соблюдение пропорций, так как в таком случае вы получите лучшее качество изображения на экране ТВ, но при этом вы должны будете переключать свой телевизор в широкоэкранный 16:9 режим.
  • Если вас по каким-либо причинам не устраивает предыдущий пункт, и вы включаете в проигрывателях (или в настройках режима «Театр») режим соблюдения пропорций, то для лучшего качества выбирайте разрешение на ТВ 800×600.
  • В режиме «Театр» карты RADEON 8500 (и возможно RADEON 7000 и 7500) не могут выводить на вторичный дисплей видео с использованием адаптивного деинтерлейсинга.
  • Если вы установили минимальную частоту обновления экрана в каком-либо разрешении выше 60 Гц, то оно становится недоступным при выводе на ТВ. При переключении в режим с неподдерживаемым разрешением или частотой обновления экрана, вы попадёте в виртуальный рабочий стол.
  • Сейчас, к сожалению, нельзя дать однозначных рекомендаций по выбору программы-проигрывателя и используемого режима просмотра («клон», «Театр» или расширение рабочего стола). Поэтому вы должны сами для себя решить, какой режим и когда стоит использовать.


Большое спасибо Игорю Илларионову aka NEW
за консультации по вопросам ТВ стандартов
и ценные замечания по статье
и Андрею Царегородцеву aka Arsuf
за разъяснение некоторых вопросов
по установке нестандартных разрешений.





21 марта 2003 Г.