ATI All-in-Wonder RADEON


На тестирование мне досталось очередное творение ATI — видеокарта All-in-Wonder Radeon. О базовом варианте платы на чипе RADEON 256 и ее разновидностях можно прочитать в последних обзорах на iXBT. А подробное описание самого чипсета можно найти в аналитическом материале «RADEON 256 — новый GPU от ATI» и в первом обзоре платы на этом процессоре. Видеокарты на RADEON постоянно находятся в центре внимания наших ежемесячных 3DGiТогов. Поэтому меня в большей степени интересовали мультимедийные возможности новой модели.

Конечно, ничем революционным плата не выделяется. Это вполне типовой по современным меркам «комбайн», совмещающий видеокарту, TV-тюнер, модуль оцифровки видео и его обратного вывода, а также звуковой тракт. По своим возможностям и назначению плата практически идентична своей прямой конкурентке ASUS V7100 Delux Combo.

Согласно описанию, All-in-Wonder Radeon позволяет:

  • просматривать на экране компьютерного монитора телевизионные программы со звуковым сопровождением;
  • оцифровывать и записывать на жесткий диск видеосигналы как со встроенного тюнера, так и с внешних аналоговых видеовходов;
  • дублировать на аналоговых видеовыходах содержимое компьютерного монитора для вывода на телевизор или видеопроектор;
  • Воспроизводить DVD с выдачей звука на выход S/PDIF.

Производитель особо подчеркивает, что плата пригодна для монтажа видеофильмов в домашних условиях. О том, как она справляется с этой задачей и насколько она способна заменить специализированные устройства для компьютерного видеомонтажа, рассказывает этот обзор.


Для начала отмечу некоторые конструктивные особенности платы:

  • Карта имеет микросхемы памяти производства Samsung со временем выборки 6 ns, то есть точно такие же, как и у обычной карты на RADEON с 32 МБ DDR-памяти. Штатные частоты работы чипа и памяти — 166/166 (333) МГц.
  • На плате отсутствует традиционный 15-pin выход на аналоговый монитор. Вместо него штатно имеется выход на цифровую FPD-панель и в комплекте поставки идет переходник для подключения аналогового монитора.
  • Среди выходов есть Digatal Audio (S/PDIF), предназначенный для передачи многоканального звукового сопровождения DVD декодеру Dolby.
  • На плате имеются два недокументированных разъема. Предположительно, это дополнительные аналоговые вход и выход звука, но т. к. нигде в документации о них не упоминается, то проверить их я не смог.
  • В поставку вместе с картой входят разветвитель-переходник и блок-менеджер для обеспечения функций по приему и выводу аналогового видеосигнала, а также звука.
  • Порадовала совершенно бесшумная работа вентилятора, охлаждающего чип.
ATI All-in-Wonder Radeon

Задачами обработки видео на плате занимается отдельный чип ATI RAGE Theater. Этот процессор оцифровывает принимаемое видео, а также управляет формированием и выводом изображения на композитный и S-Video выходы. Именно от него в наибольшей степени зависят монтажные способности этой платы и ее качество. Но традиционно работа видеовыходов возможна только при разрешении 800×600 и частоте развертке 50 / 60 Гц (PAL/NTSC).

Установка платы и ее ПО

Плата тестировалась на компьютере в следующей конфигурации:

  • процессор Pentium III 733 МГц
  • материнская плата ASUS P3B-F
  • память 128 МБ (micron)
  • системный диск Quantum CR 8,4 ГБ
  • массив для видеофайлов Promise FastTrak-66 и 2 диска Quantum LB 20 Gb
  • звуковая карта Creative SB Live! Value
  • мониторы ViewSonic PT775 и Compaq P1100.
  • операционная система Windows 98 SE rus + DirectX 8.0 rus

Установка платы и ее программного обеспечения прошла без проблем. И хотя программа-инсталлятор русифицирована лишь частично, сам драйвер видеокарты русифицирован полностью. А вот все сопутствующие программы вообще не русифицированы. После инсталляции драйверов в системном трее появляется пиктограмма, при помощи которой можно получить доступ ко всем настройкам и сопутствующим программам. При помощи этой иконки вызываются все программные компоненты платы:

  • DVD player
  • VideoCD player
  • TV tuner
  • audioCD player
  • File player

Панели управления всех устройств выполнены в традиционном, несколько авангардном стиле и ничего принципиально нового не содержат. Назначение всех кнопок интуитивно понятно. Настройки TV-out практически ничем не отличаются от предшественницы этой карты — ATI RAGE FURY PRO. Добавилась только закладка с настройками выхода на LCD-панель.

Порадовало очень высокое качество изображения в 2D графике. Плата успешно держит разрешения вплоть до 1920×1440. И даже на таком разрешении картинка была очень четкая и не замыленная.

 

Обзор некоторых программных модулей, поставляемых с платой

ТЮНЕР

Как и полагается, настройка тюнера и поиск частот осуществляется только в автоматическом режиме. В режиме автосканирования каналов настроек мало: только выбор страны и частотная сетка (эфир/кабель). В списке стран перечислен почти весь мир.

Как послушный пользователь, я выбрал страну (Russia) и частотную сетку (эфир). За пять минут просканировав диапазон, тюнер нашел девять из тринадцати каналов, имеющихся в моем антенном кабеле. И вот тут началось самое печальное: изображение в окне оверлея присутствовало, но оно не было засинхронизировано по горизонтали и в результате хаотично смещалось. И так на всех найденных каналах. Перебрав несколько стран с разными ТВ-стандартами, я выяснил, что такая бяка происходит во всех случаях, когда выбирается SECAM (при выборе PAL синхронизация нормальная, но, разумеется, нет цвета и звука). И только методом случайного тыка я обнаружил, что при выборе страны «Польша» изображение нормализуется, есть синхронизация, цвет и звук. Понятно, что учесть особенности частотных сеток всего мира сложно, но почему-то труднее всего буржуям дается именно SECAM. Качество изображения, принимаемого тюнером, можно увидеть здесь.

Традиционно изображение может быть как в масштабируемом окне, так и развернутое на весь экран или в виде обоев рабочего стола. Следует отметить наличие множества тонких настроек, индивидуальных для каждого канала или видеовхода:

  • присвоение текстового имени канала;
  • возможность переназначения номеров каналов;
  • настройка цветовых и яркостных характеристик;
  • выбор типа звукового сопровождения (моно/стерео/многоязычный);
  • ограничение доступа к каналу путем ввода пароля;
  • отдельно настраиваются параметры для входов Composite и S-Video.

Также мне понравилась гибко настраиваемая многофункциональная запись программ по расписанию и удобный модуль для захвата отдельных кадров. Захват производится в специальный буфер StillsGallery, где можно выбирать, просматривать, удалять и записывать полученные кадры.

CAPTURE

Из программы ТВ-тюнера также осуществляется и capture, т.е. запись видео на диск. У платы нет своего аппаратного кодека для сжатия видео, поэтому оцифрованное чипом Theater видео компрессируется программно, силами процессора. В результате оцифровки возможно создание файлов форматов как AVI, так и MPEG-1 или MPEG-2. Размер кадра выбирается в диапазоне от 160×144 до 720×576. Но в случае использования AVI формата максимальное разрешение ограничено всего 352×288. При выборе MPEG можно настраивать чередование I, P и B кадров. Поток на выходе может варьироваться от 400 КБ/с до 15 МБ/с. Необходимо отметить одну еще положительную особенность, уникальную только для ATI: в случае использования AVI формата возможен выбор как любых софтверных кодеков, установленных в системе, типа DivX ;-) или фирменного ATY UYVY, так и аппаратных, например от платы miroVIDEO DC30 plus или Pinnacle SYSTEM DV.

FILE PLAYER

Из положительных сторон следует отметить всеядность этого плеера. Он успешно декодировал и воспроизводил все видеоформаты, которые я только смог найти и ему подсунуть. Также в нем имеется возможность последовательного вывода нескольких файлов по плей-листу. Однако на стыках файлов все же наблюдаются подрывы, связанные с задержками на открывание файлов и их кэширование.

Изображение может выводиться как в окне произвольного размера, так и в полноэкранном режиме. Плавность воспроизведения напрямую зависит от типа и производительности процессора компьютера. Так с моим не самым плохим процессором PIII-733 успешно удавалось воспроизвести некомпрессированный UYVY и младшие MPEG-2 (Medium и Longest) в полноэкранном режиме без выпадений кадров. А вот на старших MPEG-2 с качеством best и good подрывы были явно видны, т. е. производительно процессора не хватало.

DVD player

Традиционно для ATI в состав программного обеспечения входит и DVD-плеер с аппаратной поддержкой декодирования со стороны чипа видеокарты. Однако я так и не смог понять, насколько существенный прирост производительности дает это аппаратное ускорение, т. к. при воспроизведении видео загрузка процессора составляла до 85%. Утилита DVD-Genie, с помощью которой можно управлять многими программными плеерами DVD, также не смогла ничем помочь.

VideoCD player и audioCD player ничем примечательным не выделяются, поэтому о них и сказать нечего.

 

Оценка качественных характеристик

Первым этапом оценивалось качество работы и чувствительность телевизионного тюнера. Качество приема можно оценить на приведенных ниже кадрах:

Канал Тюнер платы
ATI All-in-Wonder Radeon
РТР
НТВ
СТС
М1

Для сравнения рекомендую посмотреть результаты, полученные с тюнера видеомагнитофона Panasonic AG-4700, подключаемого к тому же антенному входу. Следует заметить, что в корпусе компьютера на радиочастотный модуль тюнера очень сильное влияние оказывают всевозможные помехи, проявляющиеся на изображении в виде диагональных полос или зернистости, чего нет в видеомагнитофоне.

Следующим этапом оценивались возможности модуля оцифровки видеосигнала. Для сравнения в качестве «эталона» использовалась специализированная плата miroVIDEO DC30plus с аппаратным M-JPEG кодеком. В ее кодеке была выставлена фиксированная компрессия 1:5, что субъективно соответствует качеству стандарта S-VHS. В экспериментах с реальным видеоизображением источником служила запись на ленте S-VHS, воспроизводимая видеомагнитофоном Panasonic AG-4700. В исследуемую плату сигнал подавался через вход S-Video.

Исследовались все наиболее распространенные варианты компреcсии, которые позволяет выбрать софт платы:

Алгоритм сжатия Статическая тестовая таблица Реальное динамичное изображение
1. качество: Best
кодек: MPEG-2
Разрешение: 720×576
Поток: 15 Мбит/сек
10 сек: 22,9 МБ
пропущено: 51% кадров
2. качество: Good
кодек: MPEG-2
Разрешение: 720×576
Поток: 6 Мбит/сек
10 сек: 9,5 МБ
пропущено: 36% кадров
3. качество: Medium
кодек: MPEG-2
Разрешение: 480×288
Поток: 4 Мбит/сек
10 сек: 6,5 МБ
пропущено: 0% кадров
4. качество: Longest
кодек: MPEG-2
Разрешение: 480×288
Поток: 2 Мбит/сек
10 сек: 3,5 МБ
пропущено: 0% кадров
5. качество: AVI с произвольным кодеком
кодек: ATI YUV12 Format Codec
Разрешение: 352×288
10 сек: 61,3 МБ
пропущено: 0% кадров
6. качество: AVI с произвольным кодеком
кодек: ATI UYVY
Разрешение: 352×288
10 сек: 62,1 МБ
пропущено: 0% кадров
7. качество: AVI с произвольным кодеком
кодек: M-JPEG от miro DC30plus
Разрешение: 352×288
Поток: 8 Мбит/сек
10 сек: 7,9 МБ
пропущено: 11% кадров
8. оцифровка: трактом платы miro DC30plus
кодек: M-JPEG от miro DC30plus
Разрешение: 720×576
Поток: 8 Мбит/сек
10 сек: 22,9 МБ
пропущено: 0% кадров

В первых четырех примерах [1-4] использовался софтверный MPEG-2 кодек с разным разрешением и потоком. При большом разрешении и потоке неизбежно выпадают кадры. Например, при максимальном качестве Best [1] пропуск кадров превышал 50%.

В следующих трех вариантах [5-7] видео писалось в AVI файлы с произвольным кодеком. Сравнивались:

  • софтверный ATI YUV12 Format Codec [5]
  • софтверный ATI UYVY [6]
  • аппаратный M-JPEG кодек специализированной платы miro DC30plus [7]

В самом последнем примере [8] для сравнения приведена та же самая картинка, полностью оцифрованная трактом специализированной платы miroVIDEO DC30plus.

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что во всех случаях использования для оцифровки аппаратного тракта платы ATI All-in-Wonder Radeon наблюдается «перенасыщение» динамического диапазона, не зависящее от выбранного алгоритма сжатия. Особенно явно это наблюдается на красной составляющей. При передаче изображения в аппаратные кодеки (MJPEG и DV) наблюдалось смещение цветового баланса в сторону зеленой составляющей [7]. И никакими регулировками на входе (насыщенность и контраст) эти недостатки качественно устранить не удалось.

При сжатии в старшие MPEG форматы [1 и 2] наблюдался значительный пропуск кадров. Это говорит о том, что производительности процессора Pentium III 733 МГц недостаточно для сжатия с таким разрешением в реальном времени. На младших MPEG-2 [3 и 4] выпадения кадров не было, но и качество результирующей картинки здесь очень посредственное за счет снижения разрешения и потока. Хороших результатов удалось достичь при использовании фирменных ATI кодеков [5 и 6]. В этих вариантах видео непосредственно пишется на диск (без сжатия, но со снижением количества цветовых градаций до 16 бит) и единственным узким местом становится пропускная способность диска. В данных форматах поток составлял 5 МБ/с для ATI YUV12 и 6 МБ/с для ATI UYVY при частоте 25 кадров в сек. Но и здесь есть свой серьезный недостаток. Для снижения потока максимальное разрешение ограничено 352×288. Это говорит о том, что обрабатывается и сохраняется только одно поле кадра. В свою очередь такое упрощение приводит к потере плавности на динамичных картинках и снижению вдвое вертикальной четкости.

Для сравнения рекомендую посмотреть результаты аналогичных тестов, проведенных с платой ASUS V7100 Delux Combo.

Видеомонтаж

Обычно после этапа оцифровки идет процесс монтажа в специализированных программах типа Adobe Premiere или Ulead Media Studio. Все созданные платой AVI и MPEG файлы успешно открывались и монтировались в Adobe Premiere 6.0 (версии 5.1 формат MPEG-2 не поддерживает) и Ulead Media Studio 6.0 pro. Никаких особых проблем на этом этапе выявлено не было, за исключением некоторых неудобств, связанных с невозможностью плавного воспроизведения видео прямо с TimeLine.

Как правило, в результате монтажа создается один или несколько файлов, которые затем выводятся обратно на видео или в формате MPEG записываются на CD. Здесь главное неудобство заключается в том, что ни один из популярных редакторов не видит фирменные кодеки ATI. Поэтому невозможно сохранить результаты монтажа в этих кодеках для воспроизведения фирменной программой ATI File Player. Я выбрал для сохранения форматы MPEG-4 (DivX 3.22) и MPEG-2 (LSX 3.0). При конвертировании в MPEG для записи на CD проблем не возникает.

TV out

Видеокарта позволяет дублировать содержимое компьютерного монитора на аналоговых видеовыходах карты Composite и S-Video. Вывод возможен только при частотах кадровой развертки 50 Гц для PAL и 60 Гц для NTSC. При этом разрешение VGA выхода может быть любым, но на TV выводится только область размером 800×600. Для включения данной функции не требуется установка какого-либо дополнительного софта и перезагрузка компьютера, все настройки содержатся непосредственно в драйверах, где есть несколько закладок по настройкам:

  • контрастности и цветовой гамме изображения;
  • размеров выводимого на телевизор изображения;
  • оптимизации качества изображения;
  • вида сигнала или выбора страны.

Для улучшения качества TV-out в этих меню имеется много настроек, но они недостаточны эффективны. Например, мне так и не удалось растянуть изображение по вертикали на весь экран — по краям все равно остались черные полосы. Да и цветовая насыщенность изображения оставляет желать лучшего.

Примечательно, что вывод начинается сразу после запуска компьютера. В результате на телевизоре возможно просматривать (и даже сохранять при помощи видеомагнитофона) сообщения BIOS компьютера:

В целом качество выводимого изображения достаточно высокое и значительно превосходит ASUS V7100 Delux Combo.

Заключение

Плата действительно пригодна для видеомонтажа в домашних условиях. Недостаточное качество видеовхода компенсируется приличным качеством выхода. В итоге результирующее качество субъективно оценивается как «чуть ниже VHS» (по бытовой терминологии).

Должен отметить, что недавно выпущенная серийная версия драйверов, в которых, согласно обещаниям ATI, должны быть исправлены настройки выбора страны в тюнере, и снижена загрузка процессора при воспроизведении DVD, нам не досталась из-за таможенных проблем, поэтому мы представляем обзор, данные которого могут существенно измениться с использованием другого диска драйверов.

Плюсы:

  • отличное качество 2D-графики
  • богатые возможности по оцифровке видеосигналов
  • хорошее качество видеовыхода

Минусы:

  • недоработки в программном обеспечении, в частности в модуле тюнера и DVD-плеера
  • низкое качество модуля оцифровки видео





Дополнительно