MSI Master Overclocking Arena 2009

Все годы существования человеку был свойственен дух соревнования. В конце концов, наш далекий пещерный предок на задние конечности встал и в передние дубину взял именно, что доказать окружающей природе, что он — лучшее ее творение. Именно этому духу мы и обязаны тем, что современный мир такой, какой он есть. Не было бы у той самой обезьяны на заре цивилизации желания оказаться самой-самой «крутой» обезьяной — так бы до сих пор на деревьях и сидели бы.

Однако развитие общественных отношений и трансформация окружающего мира в комфортную среду обитания сыграли с человеком злую шутку. С одной стороны, заложенное в генах стремление побеждать не исчезло, с другой — современные условия дают слишком мало возможностей для его проявления. Особенно в последнюю сотню лет, когда добывание хлеба насущного в развитых странах превратилось в элементарное просиживание пятой точки опоры в офисе по 35-40 часов. Нерастраченные стремления современному человеку приходится сублимировать. Два миллиона лет назад нужно было так бросить копье, чтоб оно пригвоздило к земле какое-нибудь съедобное животное, сейчас — просто бросить его дальше всех. Раньше от умения лучника поражать цели зависела его жизнь (а то и не только его), сейчас — металл, из которого будет изготовлена олимпийская медаль. Впрочем, спорт это еще не самый клинический случай сублимации подавленной агрессивности — достаточно почитать книгу рекордов Гиннеса или посмотреть некоторые передачи на телевидении. Дабы доказать другим свое превосходство, люди готовы идти на все — от перетаскивания зубами тяжелых грузовиков, до стояния сутками на одной ноге. Хотя все это легко объяснимо — жизнь стала слишком налаженной и скучной (не везде на Земле, конечно, но со временем и эта проблема будет решена), так что приходится пускаться во все тяжкие, чтобы суметь хоть немного приблизиться к чувствам далеких предков, возвращающихся с охоты живыми и с добычей.

Сегодня нет такой вещи, которая не могла послужить людям поводом для устройства соревнований. Примеров масса и в наиболее привычной нам области. Например, компьютерные игры когда-то были лишь способом убить некоторое количество свободного времени (само по себе понятие «свободное время» мы, кстати, вряд ли сумели бы объяснить не только обитателю каменного века, но и крестьянину, жившему всего пару столетий назад — это изобретение современности), теперь сплошь и рядом виртуальные поединки со вполне реальными (денежными и не только) наградами. Да и из умения эксплуатировать компьютерное «железо» немного не так, как это предусмотрено производителем, тоже можно выжать многое — даже больше, чем из самого этого железа. Думаем, все уже догадались о чем речь, — о соревнованиях по оверклокингу.

Развитие современных коммуникаций довело ситуацию до того, что эти соревнования в сети идут постоянно. Не нужно даже замыкаться на специализированных ресурсах (коих в каждой стране по нескольку) — на сайтах общей тематики тоже постоянно появляются новости, о том, как кто-то где-то разогнал процессор в два (три, четыре) раза, на разогнанной системе получил в таком-то тесте столько-то «попугаев» и т. п. Их всплеск всегда наблюдается сразу после выхода какого-либо нового оборудования. Например, вышел новый процессор на новой архитектуре и частота его равна 3 ГГц. Вскоре, обязательно будет новость, что кто-то такой заставил работать на 4 ГГц. Через недельку-другую кто-то поставит новый рекорд, достигнув 4,2 ГГц. Еще немного времени, и либо новое лицо, либо первый из разгонястов достигнут 4,3 ГГц. И т. п. — нет конца совершенству. Почти нет, конечно, ибо есть какие-то пределы у техники, но приближаться к ним можно до бесконечности. Чем не спорт? А всем спорт — нужно много готовиться, много знать и уметь. Просто так, «на халяву» рекордные результаты не даются (это не «домашний разгон», осуществляемый обычно с целью денег сэкономить, а достаточно затратное хобби), так что нужно приобретать специальное оборудование и не только. Не похоже на традиционные виды эллинских олимпийских игр? Так шахмат или гольфа в те годы тоже не было — зато сейчас есть.

Но сколько бы преимуществ не имели виртуальные коммуникации, по сравнению с обычными, а «живые состязания» все равно имеют свою прелесть. Приверженцам любого хобби всегда приятно собираться вместе с себе подобными — даже просто для общения, не говоря уже о возможности устроить настоящее соревнование в примерно равных (насколько они могут быть равными) условиях, да еще и ценный приз в конечном итоге получить. Тем более, одно дело просто поставить рекорд, о котором «в интернете писали» и совсем по-другому душу греет официальная грамота о том, что такой-то гражданин на таких-то «играх» достиг выдающегося результата, что компетентное жюри и подтверждает. Разумеется, для устроения более-менее представительных мероприятий не обойтись без спонсоров, но в них недостатка сегодня нет. Это гонки «Формула-1» выжили только за счет табачных компаний, а оверклокерам искать спонсора на стороне не нужно — все производители компьютерного оборудования сейчас весьма лояльно относятся к разным группам энтузиастов, не брезгуя даже выпуском для них специальных «оверклокерских продуктов». Да и «обычное» железо давно уже весьма повернуто в сторону любителей разгона — достаточно просто войти в BIOS Setup любой материнской платы и посчитать количество настроек, никак не применимых в штатном режиме работы, чтобы в этом убедиться.

Как подобные мероприятия происходят? Посмотрим на примере  MSI Master Overclocking Arena, на данный момент, возможно, наиболее представительного «слета оверклокеров». В этом году МОА проходит в несколько этапов, растянутых по времени почти на полгода. Так, в Европе отборочные туры в странах-участницах проводились с использованием интернет с 15 мая по 15 июня 2009 года. 17 и 18 июля в Мюнхене состоялся европейский финал, в котором приняли участие команды из 17 стран. По подобной же схеме («онлайн предварительно + оффлайн квалификация») прошли состязания и в Китае, но два оставшихся региона (обе Америки и Тихоокеания) ограничились только онлайном. А в этом месяце региональных победителей ожидает решающая схватка в Пекине, куда отправятся, опять же, 17 команд. Но уже, можно сказать, лучшие из лучших — сумевшие доказать свое мастерство на региональных этапах.

Оле-оле-оле-оле

Можно, с немалой долей уверенности, утверждать, что европейский финал оказался генеральной репетицией мирового, поскольку не ограничился рамками одной страны (в отличие от этапа в КНР) или только интернетом (в отличие от Америки или Юго-Восточной Азии). Нам удалось присутствовать на этом мероприятии, благо в нем участвовала и российская команда (к сожалению, в суперфинал она не вышла, но об этом позже), за что хочется поблагодарить компанию MSI. А раз полюбоваться на все это мероприятие удалось своими глазами, то мы вам о нем немного расскажем.

Разгон как лотерея и не только он

Всего лишь час до самых главных дел…

Остается только удивляться смелости организаторов, которые в список «традиционно-европейских» стран включили и Россию с Украиной. Может быть, просто не представляли себе, какое количество проблем придется решать в результате, хотя, надо заметить, нерешаемых среди них не оказалось.

Для граждан наших государств поездка на финал, мягко говоря, была более сложным мероприятием, нежели, например, для поляков, греков или кого-нибудь еще. Одно дело «старушка-Европа», где границ ярко выраженных либо уже не осталось, либо процедура их пересечения зачастую является формальностью, поскольку визы все равно не нужны. Другое дело — мы. Первые проблемы начались уже на этапе отборочного тура, когда выяснилось, что из примерно 20 человек, которые могли бы представлять Россию на соревнованиях такого уровня, потенциально могут ехать не более 5-6, поскольку даже паспорта не у всех готовы. Поэтому в РФ пришлось не только отбирать лучших, но и решать организационные вопросы.

На старт, внимание… марш!

Как только с этой проблемой разобрались, возникла следующая. Список оборудования был известен заранее. Все участники должны были использовать процессоры Intel Core i7 950 на материнских платах MSI Eclipse SLI со специальной версией BIOS, разработанной программистами компании именно для МОА, видеокарту MSI N260GTX Lightning (на базе NVIDIA GTX 260) и оперативную память OCZ DDR3 PC3-17000 Blade Series CL9 Edition Low Voltage Triple Channel. Было два комплекта оборудования — основной и запасной (если вдруг что-то случится с первым — предосторожность, надо заметить, оказалась не лишней). Причем первый из них был отправлен участникам еще до начала соревнований. Зачем — понятно. Познакомиться с тем, что придется использовать, внести какие-либо «фирменные» модификации для улучшения работы в экстремальном режиме и т. п. Однако полный комплект оборудования получили все, кроме РФ и Украины. Представители наших двух стран «познакомились» с процессорами только в Мюнхене — раньше их выслать организаторам не удалось. Неудивительно, что, отправляясь на соревнования, ребята, волновались. К счастью, хотя бы с материнской платой и видеокартой им удалось плодотворно поработать еще дома, в результате чего наша команда, например, оказалась единственной, кто серьезно модифицировал систему охлаждения чипсета, установив на плату водоблок, что было особо отмечено жюри. Но опасения по поводу процессора оставались, так что комфорта не добавляли. И это притом, что участники начали обмениваться впечатлениями о полученном оборудовании еще до соревнований (поскольку мировое сообщество оверклокеров хоть и не является формальной организацией, однако тусовка достаточно сплоченная и не упускающая никаких возможностей для общения). Секретов, конечно, никто не выдавал, однако серьезность ставок на победу прослеживалась хорошо. Особенно если учесть, что в соревнованиях участвовали и такие «зубры оверклокинга», как, например, победители МОА 2008 из Греции. А hypro5 (один из членов греческой команды) как раз незадолго до еврофинала именно из такой видеокарты сумел «выжать» 1100 МГц, что стало рекордом для этого видеочипа.

Кипит работа… и азот…

А стоило ли так нервничать, ведь практически все участники были в формально равном положении по списку оборудования? Поводы были, поскольку гарантировать реальное, а не формальное равенство всех предоставленных процессоров, например, или экземпляров материнских плат никто не мог. Разгон — лотерея: повезет или не повезет с экземпляром. Разумеется, при разной степени подготовки тех, кто им будет заниматься или применении разных технологий можно значительно нивелировать различия в оборудовании, но только в этом случае. Когда за дело берутся два человека, «собаку съевших» на экстремальном разгоне, оба используют жидкий азот, оба применяют равное по характеристикам «сопутствующее оборудование», определяющим фактором начинают являться именно изначальные характеристики процессора или видеокарты. Когда число участников равно не двум, а почти двум десяткам, все становится еще веселее — по итогам соревнования, например, разрыв между первым и вторым местом составил менее 1%. И тот же 1% между пятым и шестым местом — это как раз разница между выходом в суперфинал и невыходом в него. Могут ли два процессора иметь разброс характеристик в 1% при использовании в экстремальном режиме. Странный вопрос — конечно, могут. Один процессор разогнался до 5 ГГц, второй — до 5,05 ГГц и все. Кстати, и с материнскими платами ситуация похожа — по предварительным «проверочным» домашним тестам кому-то удавалось почти сразу получить от предоставленной материнки 230 МГц опорной частоты, а кому-то долго не давалось и всего 220 МГц (а это 5%). Вот если бы каждый участник имел возможность отбирать себе комплект оборудования из десятка процессоров, штук пяти видеокарт и такого же количества материнских плат, результат мог бы быть и другим, однако при этом соревнования вряд ли уложились в разумные временные рамки. Так что приходилось идти на компромиссы. В конце концов, любой успех — это 99% потения и 1% везения, так что если предполагать, что все «выложились» на полную и в равной степени, как раз эта самая доля везения и играет.

Впрочем, подсчет результатов организовывался таким образом, чтобы как можно сильнее нивелировать везение. От участников требовалось не просто получить максимальную частоту процессора или видеокарты без нагрузки, а продемонстрировать высокие результаты в трех тестовых приложениях: SuperPi 32M, 3D Mark03 и Aquamark. Первое зависит только от тактовой частоты ядра процессора и больше ни от чего, но во втором и третьем очень высок вклад видеокарты. Хотя и тактовую частоту ядра сбрасывать со счетов нельзя, но получать ее желательно не просто «в лоб», а сохраняя на высоком уровне частоту контроллера QPI (особенно восприимчив к производительности линка между видокартой, чипсетом и процессором 3DMark). Таким образом, даже если «не повезло» с чем-то одним, можно было отыграться в других дисциплинах, а победа в одной не обязательно позволяла победить и в комплексе. Например, победители соревнования — команда из Польши — по результатам SuperPi была лишь седьмой, однако второй результат в Aquamark и установленный новый мировой рекорд в 3DMark позволил ей выйти на первое место. А второе место чешской команды в SuperPi (стало быть, процессор разогнался хорошо) все равно не позволило ей даже войти в пятерку. Однако о результатах поговорим чуть позже.

…а азота нужно много :)

Пока — о самих соревнованиях, на которых нашим ребятам продолжало не очень сильно везти. В частности, в первый же день заботливо подготовленная материнская плата внезапно отказалась работать даже в штатном режиме, хотя изначально запускалась. Проверили процессор — процессор рабочий. Пришлось перейти на «запасную» плату и снять на ней хоть какие-то результаты. На глобальную ее переделку времени уже не оставалось, так что были надежды во второй день соревнований (тем более что по времени он был немного длиннее первого) вернуть работоспособность «основной» платы. С этим, хотя бы, повезло, однако разогнать процессор выше 4900 МГц не удалось с соответствующим итоговым результатом (на котором в немалой степени сказался очень большой отрыв от лидеров в SuperPi).

Приготовление кофе по-оверклокерски

С другой стороны, могло бы быть и хуже. Например, команда из Великобритании ненароком «убила» первый комплект оборудования в первый же день. Надо отдать должное англичанам — во второй день они сражались героически. Несмотря на переход на запасной комплект, к вечеру сумели добиться восьмого результата в SuperPi и девятого в Aquamark (опередив, кстати, заметно и наших, и украинцев в обеих этих дисциплинах), однако зачет в 3DMark был не сдан, так что… Почетное предпоследнее место, опередив в общем зачете только команду Турции, в соревнованиях полностью провалившуюся (по нулям во всех трех дисциплинах и закономерный ноль в общем зачете). А для российской команды соревнования могли закончиться, просто не начавшись. По пути Al Italia умудрилась доставить вместе с нами на одно место багажа меньше, нежели отправлялось из Москвы. К счастью (если это слово здесь применимо), были потеряны личные вещи. Если бы это произошло с чемоданом, в котором летело оборудование (а кроме комплекта тестового железа, который бы заменили, там было много чего — от мультиметров до стаканов для азота), поездка на еврофинал превратилась бы, разве что, в тренировку к Октоберфесту.

Итоги соревнования

Комментировать сам ход соревнований по оверклокингу крайне сложно (если возможно):  по зрелищности этот вид спорта способен поспорить разве что с шахматами или гольфом, да и то — если дать ему хорошую фору. Запомнились лишь некоторые моменты, а в основном все выглядело так: 34 человека (по двое от каждой страны) сидят за компьютерами, изредка вскакивают и что-то подправляют, бегают за жидким азотом или за очередной банкой Red Bull (подход к кормлению-поению был самым грамотным из возможных — можно бы почти не отвлекаться от рабочего процесса). А еще где-то такое же количество представителей средств массовой информации и несколько сотрудников фирмы-организатора напряженно соображают — чем бы себя занять. Можно было, конечно, походить по «арене» — полюбоваться на успехи команд, но в основном у всех все происходило одинаково, если не приглядываться. Приглядываться тоже было не так-то просто, поскольку «своим» участникам мешать не хотелось, а к приставания к «чужим» ими же вполне вежливо и пресекались. К тому же в этом году устроители отказались от практики «вывешивания» результатов всех команд в онлайн-режиме на табло (его содержимое обновлялось нерегулярно, и не все результаты присутствовали), что, с одной стороны, позволило сохранить некоторую интригу до самого момента награждения, а с другой — для стороннего наблюдателя превратило соревнования в несколько затянутый процесс. То есть дан выстрел стартового пистолета, далее пять часов (первый день) картинка остается почти статичной, за вычетом изредка происходящих чрезвычайных происшествий (за которыми еще нужно было суметь проследить), далее, вечерняя передышка, а потом еще семь часов того же на второй день и, наконец, результаты. Несмотря на то, что все мероприятие проводилось на стадионе, построенном к Олимпиаде 1972 года (несколько омраченной тогда терактом), ощутить себя болельщиком было сложно. Нагрузка на участников — да, была весьма заметной. Строго говоря, им расслабляться было некогда. А сторонний наблюдатель — сторонний и есть. Длились бы соревнования дольше (от чего, возможно, часть участников бы не отказалась), наблюдатели начали бы скучать.

На этот раз нам достались только сертификаты

Но все когда-нибудь кончается, равно как кончился и последний двенадцатый час состязаний в мастерстве. После этого — подведение окончательных итогов, вручение сертификатов всем участникам, а потом уже награждение призеров, в количестве десяти человек (пять команд по два участника). К сожалению, в их число «наши» не вошли: российская команда заняла тринадцатое место, а украинская — девятое (больше с просторов экс-СССР никого и не было). Так что, увы, но в этом году за событиями на суперфинале следить, конечно, будем, но не очень пристально.

Груповое фото суперфиналистов

Кто из Европы на него поедет? Первая пятерка. Замыкают ее команды Финляндии (даже немного странно — финские оверклокеры традиционно считались одними из сильнейших в мире, но подняться выше четвертого места им в этот раз не удалось) и Дании. Датчан, кстати, «вытянул» лишь лучший на состязаниях результат по Aquamark. Что, наверное, обиднее всего было ребятам из Чешской Республики: они заняли второе место по SuperPi среди всех, да и в 3DMark немного обошли датчан, но в общем зачете отстали от них, буквально, на 0,9%. По такому небольшому разрыву хорошо видно, насколько ожесточенной была борьба — жаль только внешне это почти никак не проявлялось.

Переходим к первой тройке, попавшие в которую, кроме путевки на суперфинал, получили и небольшие денежные призы, а также медали из вполне реального металла. Третье место (500 евро и бронзовая награда) достались команде из Швеции. Второе место (1000 евро и «серебро») — греческая команда, которая была одним из главных фаворитов соревнования (напомним, что в прошлом году на МОА 2008 именно они заняли первое место). Кстати, и сейчас результаты этих «зубров» отличались высокой стабильностью — во всех трех дисциплинах команда из Греции вошла в тройку лидеров (первое место по SuperPi, второе в 3DMark, третье в Aquamark), то есть «показала класс» во всех направлениях, но… В этот раз — не судьба. Данная леди склонна к весьма причудливым поступкам, так что, несмотря на то, что результат hypro5 по экстремальному разгону именно такой видеокарты, показанный до соревнований, остался непревзойденным, его с напарником команда из Польши сумела опередить именно в тестах, зависящих от производительности видеосистемы.

Победители

Рекорд в 3DMark (80771 «марк») и второе место в Aquamark (368637 очков) позволил полякам скомпенсировать не самые лучшие показатели в SuperPi, обеспечил отрыв от Греции буквально на тот же несчастный 1% в общем зачете и принес первое место, наградой за которое служила «золотая» медаль и денежный приз в 2000 евро. Деньги тут, разумеется, не главное, но у оверклокеров из Польши появился немалый повод для гордости. Шутка ли — первое место на соревнованиях такого уровня и победа над такими соперниками.

Остается только надеяться, что со временем и представители России начнут побеждать не только на Евровидении или в хоккейном первенстве. Благо потенциал у наших участников достаточно высок, да и развиваться им есть куда — недаром многими наблюдателями было отмечено, что российская команда на соревнованиях была одной из самых молодых. Опыт же дело наживное, а если к нему добавится еще и небольшая толика везения — результат будет. Во всяком случае, мы в это верим.

И немного теории вместо послесловия

Мероприятия такого уровня и с такими представительными участниками никак не могут обойтись без специальных конференций, которые нам нравятся гораздо больше, нежели традиционные вещания для прессы. Не обошлось без некоторого количества выступлений в первый день и на этот раз.

Все началось с короткого приветственного слова, с которым выступил директор по маркетингу MSI Джейсон Ли (Jason Lee). Затем, слово взял гость из Intel Андреас Дотт (Andreas Dott), который немного поведал о ближайших процессорных планах компании. Выступал он достаточно четко, сжато и спокойно. Впрочем, ничего удивительного — компания Intel вообще сейчас чувствует себя достаточно спокойно.

Существенным шагом был выход Nehalem, уже состоявшийся. Там не обошлось без некоторых проблем, однако они всегда присущи переходу на новую микроархитектуру. А в ближайшее время единственное, что ожидает Intel, — переход на более тонкий процесс производства, что, как правило, получается без особых проблем. Во всяком случае, и 65 нм, и 45 нм освоили достаточно легко, так что вряд ли какие-то проблемы будут при переходе на 32 нм. При освоении норм 90 нм они были, но тогда компания попыталась и ядро несколько переработать, и новый техпроцесс освоить. С тех пор подобных ошибок не повторяет. Следующий шаг будет более серьезным, но пока о нем особо не говорят. А Westmere, конечно, позволит компании улучшить свои процессоры, но это, все же, эволюция, а не революция. Пусть параллельно с ней будут происходить и некоторые революционные процессы, в частности, появление видеоядра прямо в составе центрального процессора. Все равно, Intel выбрал «мягкий» путь его интеграции — в виде отдельного кристалла.

Да и когда Gulftown’ом пугают — не очень страшно. Вот когда его настольным процессором обзывают — это, конечно, немного нервирует, а в остальном нет. В принципе, если бы компания очень хотела бы его сделать на текущем техпроцессе — сделала бы. У AMD шестиядерные процессоры как-никак получаются, так что и у Intel бы вышел. Тем более что каких-то запредельных тактовых частот в этом семействе не обещают. Просто пока поводов для спешки нет, и откладывают его до перехода на 32 нм. Единственное, что на приведенном слайде смущает, — Intel упорно отказывает «десктопной» версии LGA1366 в поддержке более быстрой памяти, нежели DDR3 1066. Это притом, что в серверном сегменте почти те же процессоры уже поддерживают DDR3 1333, да и для LGA1156 обещана именно эта версия стандарта. Впрочем, поскольку данный процессор будет существовать только в «экстремальной редакции», не так это и важно — ЕЕ свойственна «свобода» всех множителей, так что на практике, проблем с работой скоростной памяти не будет.

Следующим слово взял представитель компании NVIDIA, которого было очень легко принять за представителя Microsoft, поскольку говорил он… о Windows 7 и только о ней. Несколько пугает подобная перспектива — все-таки от компании мы уже год не видели новых продуктов (пятое или какое там уже переименование G92 и вечный тюнинг GT200 не в счет) и, судя по всему, еще долгое время не увидим. И приходится о чужих наработках распространяться.

Иногда, даже не самым корректным образом. Показывают нам, что Windows 7 является хорошей игровой платформой, сравнивая ее с Windows XP. Спору нет — «Висту» совместными усилиями объявили провальной (несмотря на то, что за первый же год ее было продано больше, чем «сверхудачной» ХР в аналогичных условиях), так что теперь надо повышать акции ее ожидаемой преемницы. Но не таким же методом, в конце концов! Да, возможно, производительность игровых приложений в Seven выше, чем в ХР, так там и драйверная модель совсем другая. Кто, спрашивается, мешал NVIDIA уделять больше внимания драйверам для «устаревшей» системы — глядишь и проигрыша бы ее не наблюдалось бы. А раз уж «DirectX 10 наше все», так и сравнивать надо с Vista, а не с ХР. Правда, есть серьезные подозрения, что в результате, не удалось бы обосновать «лучшесть» Windows 7, и приходится проводить именно такие сравнения, как на картинке.

А наиболее интересной, зажигательной и динамичной презентацией, в конечном итоге, все равно запомнились именно «хозяева» мероприятия. К еврофиналу МОА 2009 компания MSI приурочила анонс технологии OC Genie, о которой мы уже писали в новостях.

Вкратце напомним, о чем речь — на плату устанавливается специальный сопроцессор и дополнительная кнопка. Нажимаем — происходит показанное на слайде, что в двух словах можно охарактеризовать как «разгон за несколько секунд». На словах, все выглядит шоколадно: вместо того, чтобы полчаса вручную подбирать параметры, достаточно просто «дать команду» системе, и она все сделает автоматически. Особый упор компания делает на то, что, в отличие от многих представленных уже на рынке систем «автоматического разгона» OC Genie разгоняет не только процессор, но и подсистему памяти, причем не только пытается тупо увеличивать частоты, но и, при необходимости, увеличивает напряжение питания. Тут, правда, есть одна тонкость — если системе «дать много воли», то с повышением напряжения может она и перестараться, вплоть до выхода комплектующих из строя. А если не давать, то и результат будет немногим лучше, чем вообще без повышения напряжения и точно хуже, чем при ручном подборе. Впрочем, по крайней мере, такая система в ассортименте MSI уже есть, будет реализована в двух платах на Intel P55, а позднее, и в других продуктах возможно. На презентации ее работоспособность была продемонстрирована на практике — процессор «с частотой около 3 ГГц» (на деле это был явно Core i7 870) одним нажатием кнопки был разогнан до 3,8 ГГц. Много это или мало — проверим, конечно, когда процессоры на руках будут. Скорее всего, все-таки немного. Во-первых, до таких (и более высоких) частот «на воздухе» часто можно разогнать и Core i7 под LGA1366, хотя трехканальный контроллер памяти и «прожорливый» интерфейс QPI разгону точно не способствует. Для i7 870 штатная частота ядра (при незагруженных трех других, конечно) может достигать 3,6 ГГц в буст-режиме, что не так и далеко от полученного на демонстрации результата. В Есть подозрения, что разогнать его можно и сильнее.

Впрочем, новые процессоры, проверка OC Genie и Windows 7 — это вопросы будущего. Еврофинал МОА 2009 уже, к сожалению, прошлое: соревнования закончены, все разъехались по домам, призеры награждены и готовятся к решающей мировой битве. А нам лишь остается еще раз поблагодарить компанию MSI как за организацию такого интересного и познавательного мероприятия, так и за возможность посмотреть на него своими глазами с близкого расстояния.

Прогулка по крыше стадиона

 





Благодарим за организацию поездки российское представительство MSI



20 августа 2009 Г.

MSI Master Overclocking Arena 2009

MSI Master Overclocking Arena 2009

. , , , — . , , . - — .

. , , — . , 35-40 . . , - , — . ( ), — , . , — . , — , . — ( , , ), , , .

, . . , - ( , , , , — ), ( ) . , , — , . , , — .

, . ( ) — , , - - (, ) , - - . . - . , 3 . , , - 4 . - - , 4,2 . , , 4,3 . . . — . , , - , . ? — , . , ( , , ), . ? — .

, , . — , ( ) , . , , - , - - , . , - , . -1 , — , . — BIOS Setup , , .

?  MSI Master Overclocking Arena, , , . , . , - 15 15 2009 . 17 18 , 17 . ( + ) , ( ) . , , , 17 . , , — .

---

, , , , ( ) ( - ). , ( , , ), MSI. , .

, «-» . , , , , , .

, , , , , , - . -, , , . — . , , 20 , , 5-6, . , .

, … !

, . . Intel Core i7 950 MSI Eclipse SLI BIOS, , MSI N260GTX Lightning ( NVIDIA GTX 260) OCZ DDR3 PC3-17000 Blade Series CL9 Edition Low Voltage Triple Channel. — ( - — , , ). . — . , , - . . , . — . , , , , . , , , , , , , . , . , ( , ). , , , . , , , , 2008 . hypro5 ( ) 1100 , .

… …

, ? , , , , . — : . , , , . , , , , . , , — , , 1%. 1% — . 1% . — , . 5 , — 5,05 . , — - 230 , - 220 ( 5%). , , , . . , — 99% 1% , , , .

, , . , : SuperPi 32M, 3D Mark03 Aquamark. , . , , QPI ( , 3DMark). , - , , . , — — SuperPi , Aquamark 3DMark . SuperPi ( , ) . .

… :)

— , . , , . — . - . , ( ) . , , , 4900 ( SuperPi).

-

, . , . — . , SuperPi Aquamark (, , , ), 3DMark , … , , ( ). , . Al Italia , . ( ), . , ( , , — ), , , .

( ):  , — . , : 34 ( ) , - , Red Bull ( - — ). - - — . , , — , , . - , , . - ( , ), , , , — . , ( ) , ( ), , , , , . , , 1972 ( ), . — , . , . — . ( , , ), .

- , . — , , , ( ). , : , — ( - ). , , , , , .

? . ( — , ) . , , Aquamark. , , : SuperPi , 3DMark , , , 0,9%. , — .

, , , , . (500 ) . (1000 ) — , (, 2008 ). , — ( SuperPi, 3DMark, Aquamark), , … — . , , , hypro5 , , , , .

3DMark (80771 ) Aquamark (368637 ) SuperPi, 1% , 2000 . , , , . — .

, . , — , . , — . , .

, , . .

, MSI (Jason Lee). , Intel (Andreas Dott), . , . , — Intel .

Nehalem, . , . , Intel, — , , , . , 65 , 45 , - 32 . 90 , , . . , . Westmere, , , , , , . , , . , Intel — .

Gulftown — . — , , , . , — . AMD - , Intel . - . , 32 . , , — Intel LGA1366 , DDR3 1066. , DDR3 1333, LGA1156 . , , — , , .

NVIDIA, Microsoft, … Windows 7 . — - ( G92 GT200 ) , , . .

, . , Windows 7 , Windows XP. — ( , , ), . , ! , , Seven , , . , , NVIDIA — . DirectX 10 , Vista, . , , , Windows 7, , .

, , , . 2009 MSI OC Genie, .

, — . — , . , : , , , . , , OC Genie , , , , , . , , — , , . , , , . , , MSI , Intel P55, , . — 3 ( Core i7 870) 3,8 . — , , . , - . -, ( ) Core i7 LGA1366, QPI . i7 870 ( , ) 3,6 -, . , .

, , OC Genie Windows 7 — . 2009 , , : , , . MSI , .

 





MSI