Экскурсия в головной офис ASUS

Стратегия, дизайн, эксклюзивное посещение центра тестирования и контроля качества


Одним из самых интересных событий при посещении выставки Computex этого года стала экскурсия в штаб-квартиру компании ASUS в Тайбее. Компания имеет собственное 13-этажное здание, используемое исключительно под свои нужды. Кстати говоря, в этом же здании с другой стороны расположена компания Pegatron. Напомню, в свое время эта компания была образована ASUS и в нее было передано производственное подразделение. Сейчас Pegatron является полностью самостоятельным предприятием. Впрочем, вернемся к ASUS.

В центральном здании работает несколько тысяч человек. Яснее всего это видно по огромной столовой (столики стоят аж на трех уровнях, да и площадь весьма приличная, столовая ASUS не посрамит по площади одного этажа большинство фуд-кортов в российских торговых центрах) и количеству людей, которые в ней обедают.

Рядом со столовой находится очень приличный спорткомплекс. В нем есть огромный зал, где можно играть в футбол, баскетбол, волейбол, бадминтон (когда мы пришли, на полу валялись воланчики) и много других игр. Помимо этого центрального зала есть много других помещений — например, тренажерный зал. Есть отдельное помещение для йоги. Этажом выше находится бассейн, причем отдельно плавательный и отдельно расслабляющие бассейны (с массажем и пр.). С этого же уровня (т. е. из бассейна) можно попасть на внешнюю террасу, отделанную деревом, и некоторое время порасслабляться. Правда, нам сказали, что спортцентр работает с 6 до 9 утра, а когда мы там были, все помещения были пусты (хотя в бассейне кто-то плавал). Тем не менее, спортцентр произвел очень хорошее впечатление.

В центральном холле здания находится небольшая выставка продуктов, которые, по мнению компании, являются наиболее стильными и инновационными.

Последним к окну стоит NX90.

Это первая модель компании с акустикой Sonicmaster и новым дизайном. И внешний вид, и аудиосистема создавались в сотрудничестве с компанией Bang & Olufsen. Впрочем, для свовременных флагманов, линейки Zenbook, выделена целая отдельная витрина.

Здесь же, кстати, я впервые увидел интересные аксессуары.

Помимо демонстрации собственной продукции компания ASUS также, видимо, стремится подчеркнуть, что им не чужда и тяга к прекрасному. В центральном холле выставлен очень интересный вариант всемирно известной «Моны Лизы» Да Винчи:

Картина выполнена из элементов и кусочков материнских плат. Причем, насколько я понял, на Тайване это вообще очень распространенная штука — в аэропорту, например, из кусков материнских плат выложена надпись «Made in Taiwan».

В соседнем помещении расположены различные награды, присужденные ASUS.

Нам больше всего понравилась награда с двумя симпатичными кроликами — не иначе, она присуждается за широкую модельную линейку.

На этой мажорной ноте давайте перейдем к презентациям, т. е. к той информации, которой ASUS решила поделиться с прессой, а мы делимся с вами.

ASUS — основные цифры, стратегия на рынке

Стратегически компания стремится поддерживать креативные амбиции своих сотрудников, направлять их активность и идеи в нужное русло, учить их добиваться результатов.

Целью компании является не только качество, производительность, удобство и комфорт, обслуживание продукции и пр., но и глобальные цели. Такие как развитие знаний на пользу человечества в целом и защита окружающей среды.

Отдельный слайд был посвящен такому модному в последнее время у азиатских компаний понятию, как «ДНК бренда». Компания объединяет стремления инженеров, прогрессивных художников и предпринимателей для того, чтобы создать лучший на рынке продукт.

Современный бренд «Inspiring Innovation — Persistent Perfection» объединяет в себе постоянное стремление к инновационности и совершенству — так говорят ее сотрудники. Хотя мне, если честно, всегда больше нравился совсем старый слоган Heart of Technology — он был как-то человечнее.

Взглянем на текущие цифры.

По всему миру на компанию ASUS работает более 11 000 человек, из которых более 3100 — это инженеры, участвующие в процессе исследований и разработок. Компания имеет 900 центров технического обслуживания и 57 офисов по всему миру.

2011 год компания закончила на мажорной ноте, объем доходов превысил 12 млрд. долларов. К сентябрю 2011 года стоимость брэнда ASUS оценивалась в 1637 млрд. долларов.

Что касается распределения по типам продукции, то ноутбуки, нетбуки и планшеты на данный момент занимают 74 процента бизнеса компании. Еще 16 процентов — это производство компонентов, таких как материнские платы и графические ускорители. Еще 10% — любые другие типы продуктов ASUS.

На сегодня ASUS, помимо основного бренда, имеет отдельную линейку Republic of Gamers, в которой выходят игровые продукты с более высокой производительностью и специфической функциональностью, ориентированной в первую очередь на геймеров.

Компания выделяет для себя шесть основных приоритетов, в следовании которым она достигла значительных результатов и продолжает совершенствоваться.

  • Высокая рыночная доля: ASUS занимает первое место по материнским платам, первое место по надежности мобильных ПК и третье место в потребительских портативных ПК по всему миру (данные предоставлены ASUS)
  • Производительность: компания получила огромное количество (3886 штук в 2011 году) наград, связанных с высокой производительностью. Т. е. по 10 наград в день.
  • Инновации: новые продукты ASUS постоянно получают премии на престижных международных выставках и конференциях, таких как, например, CES 2012.
  • Дизайн: компания также отмечена большим количеством наград в области дизайна.
  • Надежность: про надежность на пресс-конференции почему-то не сказали, а на слайдах «охрана окружающей среды» фигурировала цифра 5. Видимо, надежность добавили в презентацию в последний момент. Впрочем, именно для российских журналистов отсутствие информации о надежности компенсировали с лихвой — для нас была проведена специальная экскурсия в центр контроля качества, который как раз занимается проверкой надежности новых моделей техники ASUS.
  • Охрана окружающей среды. Здесь представители компании упомянули о том, что в ее деятельности используются перерабатываемые материалы, а также не упустили случая еще раз похвалиться ноутбуком U6, имеющим панели из натурального бамбука.

На этом завершилась общая пресс-конференция, посвященная стратегическим вопросам. Дальше начались технические презентации, посвященные интересным направлениям деятельности компании.

Но прежде чем переходить к ним, стоит упомянуть еще об одном важном событии.

ASUS P8Z77-M стала первой материнской платой, получившей сертификацию Microsoft для Windows 8.

Интерфейс Thunderbolt

Первая техническая презентация была посвящена «новому и удивительному» интерфейсу Thunderbolt. После увиденного в первый день Computex столь сильный акцент уже не очень удивлял, но все равно — презентация почти целиком была посвящена именно интерфейсу и его возможностям.

Напомню, тема сейчас стала очень «горячей», как обычно с легкой руки Intel. Кто-то решил, что пора, и Thunderbolt вдруг стал обязательным требованием к ультрабукам, а на стенде Intel как очередной гриб после очередного дождя, выросла экспозиция устройств с этим интерфейсом.

Для начала кратко напомним его основные преимущества. Это:

  • Высокая скорость передачи данных — до 10 Гбит/с, т. е. 2 в раза быстрее, чем у USB 3.0.
  • Сверхвысокое разрешение — возможность передавать видео до 2560×1600 на интерфейс DisplayPort.
  • Простота и гибкость — возможность передавать и информацию, и видеосигнал по одному кабелю.

Благодаря архитектуре, интерфейс Thunderbolt допускает последовательное подключение до семи устройств.

В частности, ASUS предлагает объединять в последовательные цепочки новые модели NAS.

Новый интерфейс реализован в двух материнских платах, P8Z77-V Premium и P8Z77-V Pro/Thunderbolt. На них уже есть все нужные компоненты и сам порт, ничего дополнительного не требуется.

А вот для остальных новых продуктов, выходящих сейчас на рынок, в случае нужды в Thunderbolt можно докупить карту расширения (кстати, немаленьких размеров, примерно с аудиокарту), которая вставляется в слот PCI-E x16 (хотя использует x4). Производитель утверждает, что разницы в производительности между интегрированным в плату решением и платой расширения не будет.

По словам ведущего презентацию, преимущества карты состоят в возможности быстрого апгрейда любого продукта, в гибкости (по его словам, установить карту расширения можно на любую материнскую плату, но это как-то не согласуется с дальнейшей информацией) и в доступности. Плата расширения совместима с более чем 12 современными материнскими платами ASUS, причем на слайде было специально указано, что совместимость есть только с сериями P8Z77/H77.

Плата расширения устанавливается в третий слот PCI-E х16, после чего ее надо подключить специальным кабелем к разъему TB_header на матплате (т. е. такой разъем должен быть). С периферийными устройствами компьютер соединяется посредством специального кабеля. Интерфейс позволяет передавать и данные, и видео/аудиосигнал. Но для поддержки передачи видео нужна вторая независимая разводка (см. слайд выше, передача видеосигнала и данных идут по разным линиям), что поддерживают не все кабели, так что надо быть внимательнее при выборе. Плюс, повышенная сложность предъявляет более высокие требования к качеству кабеля и сказывается на цене. В общем, если вам нужно передавать и данные, и видеосигнал — следует убедиться, что это поддерживает кабель.

С передачей видео связан еще один веселый момент. Для того, чтобы эта функция работала, необходимо подключить выход DisplayPort на задней панели платы, где расположены все порты расширения, сквозным кабелем к плате расширения (т. е. один кабель DisplayPort идет к ней от материнской платы, и уже полноценный Thunderbolt — от нее к периферийным устройствам). А я-то думал, подобные схемы сквозного подключения закончились примерно во времена 3dfx Voodoo2, но нет! Впрочем, этот дополнительный кабель нужен только только в том случае, если по единому кабелю нужно передавать и данные, и сигнал на монитор.

Реальные цифры передачи информации (чтение/запись), по информации ASUS, составляют : 901 / 778 МБ/сек для Thunderbolt и 358/244 МБ/сек — для USB 3.0. Т. е. пиковая производительность у Thunderbolt заметно выше, ну и к тому же он поддерживет последовательное подключение до 7 устройств. Осталось понять, как с распространенностью на рынке.

Последний слайд как раз и был посвящен тому, что устройств Thunderbolt на рынке становится все больше и больше. Правда, немного смущает сам факт, что в этом приходится убеждать на презентации — недостаточно сфотографировать полку в магазине. Однако какого-то заметного уровня присутствия на рынке Thunderbolt непременно достигнет, а вот окажется ли интерфейс жизнеспособным в длительной перспективе — увидим.

Новые экстремальные видеокарты

На следующей презентации речь шла о новых видеокартах и уникальных технических решениях, реализованных в них. Первая модель, о которой пошла речь — Mars III. Ее основным отличительным признаком стало то, что новая видеокарта имеет «бескомпромиссно» (это слово в последнее время почему-то полюбили все производители, характеризуя свои продукты) высокие частоты работы.

Помимо этого, анализируя работу в современных приложениях, специалисты ASUS пришли к выводу, что 4 ГБ набортной памяти может не хватать, поэтому было принято решение увеличить объем памяти до 8 ГБ, благодаря чему карта может работать в сверхвысоких разрешениях. Сейчас на рынке нет видеокарт с таким объемом видеопамяти.

Следующей проблемой, которая встала перед конструкторами, стала недостаточность питания; точнее — недостаточная его стабильность. При работе на высоких частотах (а тем более, при разгоне) это может привести к потере стабильности карты в целом. Большее количество линий питания платы позволяет сохранить стабильное электропитание компонентов.

Второй представленный продукт, Martix HD7970, ориентирован на оверклокеров и продвинутых геймеров.

Одним из преимуществ карты является возможность разгона и усиленное питание. Впрочем, это не единственное ее техническое достоинство.

Есть такая проблема, как просадка напряжения под нагрузкой. Когда вы увеличиваете напряжение, то в простое все хорошо. Однако под полной нагрузкой напряжение просаживается, и карта теряет стабильность. Если же задрать напряжение еще выше, то уже слишком высокое напряжение в простое может угрожать работоспособности платы. Технология Load Line Calibration помогает удержать вольтаж на заданном уровне и под нагрузкой.

VGA Hotwire — теперь для оверклокинга с повышением напряжения не надо каждый раз вручную замыкать контакты в разъеме питания — достаточно вывести эти контакты на специальный разъем на материнской плате (чтобы потом переключать режимы с удобством). Собственно, вот сводная таблица новых возможностей видеоускорителя.

Кроме того, система охлаждения сделана с использованием двух вентиляторов увеличенного размера. Это важно с точки зрения комфорта пользователя: большие низкооборотистые вентиляторы создают гораздо меньше шума, чем маленький скоростной вентилятор референсного дизайна, и при этом создают более мощный воздушный поток.

Наконец, этот продукт снабжен аж 20 каналами (фазами) питания. Это также позволяет улучшить возможности разгона и сделать работу разогнанной платы более стабильной.

Разумеется, первый и главный вопрос, который задали ведущему — до каких пределов можно разогнать новую видеокарту? Matrix HD7970 имеет штатную частоту чипа 925 МГц. С использованием воздушного охлаждения ее удалось разогнать до 1100 МГц, а с жидким азотом — аж до 1600-1700 МГц, т. е. почти вдвое.

ASUS AiCloud

Маниакальное увлечение облаками (а точнее, маникальное продвижение облачных технологий на рынок) приводит ко вполне закономерному результату: очень многие производители из совсем разных областей стали внедрять эти функции в свою продукцию «чтобы было». Я уже не говорю о ситуациях, когда сто лет используемый набор функций объединили (наконец-то!) под одну шапку и назвали облаком. Так вот — и ASUS не избежал этой участи.

Насколько я понял из презентации, ключевая «облачная» технология в понимании ASUS — это возможность получить доступ к собственному роутеру ASUS и устройствам за ним через интернет. С функциональной точки зрения основными возможностями должны стать удаленная работа с собственными файлами (включая мультимедиа), а также возможность легко предоставить доступ друзьям, дав прямую ссылку, чтобы и они могли послушать музыку, посмотреть фильм и пр. Кроме того, поддерживается возможность синхронизации между несколькими «облаками», сделанная, я так понял, для возможности быстрого обмена контентом с друзьями.

В качестве иллюстрации полезности облака была выбрана придуманная история с «практическим случаем» какого-то бизнесмена, который прилетел на Computex только со смартфоном и постоянно пользовался домашними файлами. Во-первых, презентация сама по себе странная, если не сказать хуже. Например, пассаж о том, что бизнесмен смотрит на телефоне фильм из домашней сети , используя стриминг, сопровождался слайдом, показывающим трансконтинентальный перелет (где стриминг невозможен по определению), хотя ведущий оговорился, что «смотрит кино в поезде». Слабо представляю себе поезд из Лос-Анджелеса в Тайбей. В презентации было еще много подобных ляпов.

Во-вторых, презентацию читали журналистам, которые оказались ровно в той же ситуации, что и мифический бизнесмен. И ощущения у них были отнюдь не такие радостные. Доступ в интернет в гостинице работает через пень-колоду. Часто было, что минуту работает — минуту нет. Теоретически можно найти кафе, ресторан или другую публичную точку, но подавляющее большинство из них трудом обеспечивает открытие интернет-страниц, а о кафе с нормальным доступом по Тайбею ходят легенды. Доступ на самой выставке есть, но медленный, и при этом еще есть квота трафика (и довольно маленькая, у меня сработало ограничение при попытке открыть пять статей одновременно), при превышении которой тебя блокируют. В офисе ASUS, между прочим, гостевая сеть тоже есть очень не везде, и для доступа в нее нужен индивидуальный пароль. Остается вариант с доступом через сотовые сети, но и там есть очень много своих грабель, включая необходимость покупать и ставить локальную симку. Не говоря уж о том, что фильм из домашней сети так особо не посмотришь.

Т. е. о «вездесущей инфраструктуре для доступа» можно забыть сразу. Я честно задал вопрос ведущему этой части и получил честный ответ — ASUS не рассматривает это как свою проблему. Инфраструктура и сети — сфера ответственности других компаний. На второй вопрос, касающийся легальности контента, был получен примерно такой же ответ: мы создаем инфраструктуру, А уж пути ее использования — не в сфере нашей компетенции…

Из плюсов стоит отметить, что в будущем ASUS обещает добавить эту функциональность в большинство своих роутеров, включая RT-N16 и RT-N13, которые сейчас уже активно присутствуют на рынке. Пока же поддержка реализована только в новых моделях — RT-N65U, RT-N66U.

Презентация дизайнерского подразделения ASUS

С одной стороны, эта презентация обещала быть самой интересной, т. к. в ней речь должна была идти о глобальных вопросах — почему ноутбуки ASUS именно такие, каковы тенденции развития и проблемы именно в создании новых, более красивых моделей. С другой, такое впечатление, что во время выступления дизайнеры ASUS очень боялись сказать что-нибудь лишнее, поэтому вся презентация получилась излишне общей. В кои-то веки стоит отметить, что представители Hewlett-Packard были откровеннее (а HP раньше считалась одной из наиболее закрытых компаний).

Подразделение дизайна ASUS имеет численность 120 человек. Причем сюда входят не только собственно промышленные дизайнеры, но и много специалистов из смежных областей, вспомогательный персонал и пр. Дизайнеры в команде собраны из всех стран мира, что позволяет смотреть на дизайн с разных точек зрения. В настоящее время у дизайнерского подразделения три офиса: в Тайбее, в Сингапуре и открывшийся недавно офис в Шанхае.

Хотя дизайнерский центр закрыт для посторонних, внутри постарались создать расслабленную и дружелюбную обстановку, где есть не только рабочие места, но и зоны отдыха. Кстати, некоторые участки дизайнерского центра оформлены под домашние интерьеры, в этих местах дизайнеры проверяют, насколько хорошо впишется ноутбук в интерьер.

Очень часто дизайнеры ходят на внешние семинары, включая семинары по разработке одежды и интерьеров, семинары, посвященные свойствам тех или иных материалов (металла или кожи), производимому ими эстетическому впечатлению.

Свою работу дизайнеры (согласно их презентации) делят на несколько шагов:

  • Услышать пожелания
  • Создать концепцию
  • Реализовать ее в виде устройства

Довольно большое внимание во время презентации ведущие уделили рассказу о том, как они учатся и совершенствуются в своей профессии. В частности, посещают профильные мероприятия и семинары.

Например, семинар Германа Миллера.

Или такое специфическое мероприятие, как семинар по работе с кожей. ASUS, кстати говоря, имеет опыт работы с этим материалом, ведь в арсенале компании есть модель ноутбука S6, где можа активно используется в отделке.

Во второй части презентации дизайнеры рассказали об основных ступенях развития дизайна ноутбуков ASUS:

ASUS W1 — один из первых ярких концептов, созданный в 2004 году. Получил несколько наград за дизайн. В принципе, многие элементы дизайна компания использует до сих пор.

ASUS S6 — первый ноутбук в мире, использующий кожу в качестве материала отделки. Специфический материал потребовал больших усилий для того, чтобы сделать его пригодным к использованию: он не должен портиться от пота (ведь ноутбук носят в руках и часто кладут потные руки на клавиатурные подставки), должен быть устойчив к температурным колебаниям (ноутбук ведь нагревается при работе), не должен коробиться, терять форму и т. д.

ASUS U6 Bamboo — ноутбук, использующий в дизайне бамбуковые панели. В свое время это тоже стало весьма интересным и свежим решением в дизайне.

EEE PC Seashell — концепция «ракушки», придавшая новый стиль нетбукам и сделавшая их, наконец, изящными и привлекательными, вдохнула в них новую жизнь.

ASUS G73 — в 2010 году для игровых ноутбуков был разработан угловатый дизайн, перекликающийся с резкими рублеными линиями истребителя-бомбардировщика F-117.

ASUS NX90 — и в том же году была представлена и новая концепция мультимедийного ноутбука, разработанная вместе с компанией Bang & Olufsen. Две компании разработали вместе новую высококачественную акустику, но не только: NX90 получил и новый «холодный» дизайн в стиле техники Bang & Olufsen (на этом моменте мы останавливались в обзоре модели).

ASUS Transformer — новая концепция во многом действительно задала направление развития рынка, сделав планшет гораздо ближе к ноутбукам: с пристыкованной клавиатурой он вполне может заменить нетбук, но при этом легко превращается в планшет. Конструкция позволяет легко открывать и закрывать его, а также в считанные секунды отделить планшет от дока. Сейчас конструкция начинает гулять по рынку (многие производители пытаются «заимствовать» решения ASUS), а компания тем временем уже подготовила второе поколение Transformer.

ASUS Zenbook рассматривается в компании как эталон совершенства. В этой модели сосредоточены самые перспективные технические решения и возможности. Но не только.

В первую очередь, ASUS Zenbook — это эталон стиля и визуального совершенства. Важнейший элемент дизайна — металлическая крышка с текстурой в виде концентрических кругов.

Несмотря на некоторый скептицизм рынка, выразившийся во фразе «Если у вас такая самостоятельная концепция, то почему Zenbook так похож на Macbook Air?», у Zenbook есть много уникальных черт как в конструкции, так и в дизайне.

Ну и 2012 год — новый концепт ASUS Transformer Prime со скрытой петлей. Благодаря новой конструкции новый планшет стал и удобнее, и симпатичнее.

И в качестве завершающего аккорда — концепт 2009 года fold, который так и не пошел в серию, но который собрал в себе самые смелые и интересные идеи.

В заключение ведущие продемонстрировали дизайн еще пары перспективных штук:

Наручных часов и

некоего интеллектуального гибрида смартфона, проектора и чего-то еще.

Также хочется отметить интересную особенность. В азиатской культуре, как мне показалось, не принято выделяться. И уж точно — не в корпоративной культуре. В то же время, азиатские дизайнеры, наборот, стремятся выделиться, причем чем более фриково получилось — тем лучше. Это создает впечатление, что для них буйство цветов, красок и материалов, наполовину выстриженная голова с ирокезом и пр. — такая же часть корпоративного образа, как белая рубашка и галстук — для работника соседнего подразделения.

А вообще очень жаль, что не удалось поговорить с дизайнерами вдумчиво и неторопливо, выяснить, чем они руководствовались при принятии тех или иных решений и почему современные продукты получились именно такими. Например, беседа с вице-президентом по дизайну НР была очень познавательной в этом плане — ведь во время нее удалось много чего понять именно с точки зрения концепции и принимаемых решений.

Музыка: аудиотехнология SonicMaster

Наконец, последней секцией стал разговор о звуке и музыке с руководителем соответствующего подразделения ASUS. По его словам: «Звук — это эмоции. И мы должны работать, чтобы донести эмоции музыки до слушателя».

Мне вообще всегда нравится слушать выступления руководителя этого направления. Во-первых, человек, что называется, глубоко в теме — он очень хорошо разбирается в технических деталях, владеет информацией о том, как и что тестируется и внедряется, в чем сложности и недостатки того или иного решения, а главное — имеет дар живо и интересно рассказать о возникающих проблемах и о том, как их решают — даже на чужом языке. Его всегда очень интересно слушать, потому что начинаешь понимать — как рождается акустика нового ноутбука, какие проблемы приходится решать, и почему она получается именно такой.

Технология SonicMaster появилась на свет в результате совместной работы ASUS как производителя ноутбуков и известных мастеров звука, компании Bang & Olufsen. Эта технология представляет собой что-то типа системы сертификации (аналога, например, THX), которая задает минимальные требования к параметрам акустики и звуку. Т. е. это тот уровень, на который вы вправе рассчитывать, увидев логотип.

Спецификация бывает двух уровней — обычного и Premium. Между собой, как я понял, две версии различаются довольно сильно.

Для того чтобы добиться качественного звука, необходимо активно дорабатывать все компоненты звукового тракта, по крупицам собирая будущее преимущество. Важно использовать качественные компоненты, которые выдают более чистый и мощный сигнал.

Во-первых, надо использовать профессиональный кодек. Он переводит сигнал из цифровой формы в аналоговую. И от того, насколько хорошо он это сделает, во многом зависит качество звука. Во-вторых, усилитель, который повышает уровень сигнала, идущего на колонки, до нужного уровня. Усилитель тоже может вносить существенные искажения в сигнал. Поэтому требования к нему по качеству должны быть не менее жесткими, чем к кодеку. Третий компонент — колонки. Они вносят наибольший вклад в качество звука и его громкость. Но… как вы понимаете, именно на этом этапе мы сталкиваемся с самыми большими сложностями.

В случае усилителя и кодека проблемами могут являться цена, энергопотребление и пр. — в принципе, они решаемы. Однако в случае с колонками во весь рост встает проблема дефицита места, которую в рамках портативного устройства решить просто невозможно. В современных мультимедийных ноутбуках ASUS серии N используются колонки с драйвером на 60% больше, чем в стандартных ноутбуках. Но помимо собственно динамика необходимо продумать для него камеру, т. к. без нее качественного звука не добиться. Наконец, финальная проблема, о которой наверняка подумали многие читатели — диапазон рабочих частот. Чем меньше размер динамика, тем больше звук сдвинут в область верхних частот, а добиться нормального воспроизведения нижних практически нереально.

И тут мы подходим к ахиллесовой пяте любых современных ноутбуков — к сабвуферу. Обычно этим словом называют небольшой динамик, выведенный на нижнюю поверхность корпуса. Если ноутбук стоит на твердой поверхности (например, на столе без скатерти), то за счет отражения звука можно добиться более-менее пристойного воспроизведения нижней части средних частот — но не более.

Когда на рынке появилось новое (предпоследнее) поколение ноутбуков мультимедийной серии N, в нем было представлено новое и технически необычное решение — внешний сабвуфер, подключающийся к ноутбуку проводами. Внешний сабвуфер получился размером где-то с кружку, т. е. еще портативен, но уже ни при каких условиях не влезет в корпус. Вынеся сабвуфер «за скобки» (т. е. из корпуса), компания решила сразу большое количество проблем, в первую очередь связанных с дефицитом места. Но при этом породила много новых: такой сабвуфер не всегда удобно держать на столе, по столу тянется лишний провод, да и когда берешь ноутбук с собой, приходится еще и провод сабвуфера отключать, что неудобно.

В ASUS, кстати говоря, отлично понимают все эти проблемы и пытаются найти решение. Какое? Беспроводное соединение! Однако, как только появилась идея — сразу появилось и много проблем. Например, первоначально беспроводной канал попытались сделать по стандарту Bluetooth и обнаружили, что в этом случае присутствует задержка около 200 мс, что недопустимо — сабвуфер работает «не в такт». Сейчас работы продолжаются, и с использованием других протоколов задержку вроде бы уже удалось снизить до 20 мс, что вполне терпимо. Однако стоит подождать результатов, послушать… и уже тогда делать выводы.

При этом нельзя забывать о второй важнейшей составляющей звука — программной.

Программная часть имеет не меньшее значение, чем аппаратная. Функции обработки сигнала позволяют значительно расширить список доступных возможностей и сделать прослушивание музыки более приятным. ASUS использует Waves MaxxAudio 3 DSP. Одна из важнейших функций DSP — он вносит в сигнал изменения, направленные на то, чтобы компенсировать особенности и недостатки акустики.

Но не только. Система, например, использует точечный эквалайзер, который, в отличие от полосного (где управление осуществляется сразу диапазоном частот) позволяет добиться более точного регулирования уровня частот (как раз не «ступеньками»). В программе есть и другие настройки, например, Smart Volume — она позволяет настроить уровень громкости и при этом уберет нежелательные пики, которые иначе будут раздражать и «бить» по ушам.

Последнее (об этом речь зашла уже в самом конце) — это стереобаза. Учитывая, какой у ноутбука небольшой корпус, ожидать от звука хорошего стереоэффекта не стоит. Поэтому же, по мнению ведущего, не стоит слишком уж много внимания уделять ноутбукам с системой звука 5.1 — колонки, расположенные перед пользователем, не смогут создать эффект объемного звука. Впрочем, компания ASUS работает над своим решением в этой области (улучшения стереоэффекта, а не создания 5.1), и хотя пока его еще рано представлять широкой публике, в свое время оно несомненно будет выведено на рынок.

Экскурсия в центр контроля качества

На следующий день состоялась еще одна экскурсия в тот же офис ASUS — на этот раз только для российских журналистов, в центр контроля качества — подразделение, где проверяется надежность новых моделей ноутбуков и их способность выдерживать жесткие условия эксплуатации.

Сразу стоит оговориться, что фотографировать внутри центра было запрещено. Сложно сказать, почему, т. к. оборудование показалось мне вполне стандартным. Скорее, компания не хочет показывать образцы новых ноутбуков, которые проходят тестирование и еще не вышли на рынок. В любом случае, фотографий не будет — только личные впечатления.

Судя по всему, экскурсии в центр — не такая уж и редкость. По крайней мере, в коридоре висел стенд, на котором рассказывалось, что́ именно и где́ тестируется, а также висели фотографии тестовых помещений, куда во время экскурсий не водят. Прежде всего, это полностью заглушенная комната (благодаря специальной конструкции в ней вообще отсутствует отражение звука), в которой изучают шум и работу акустики), а также комната, где ноутбук тестируется на устойчивость к проникновению пыли. Еще стоит отметить, что экскурсия велась на китайском, а девушка из PR-департамента переводила на английский. Учитывая традиционно слабое знание английского, которое характерно для тайваньцев, приходилось больше доверять глазам, чем ушам.

Значительное внимание уделяется температурному режиму, в котором может работать ноутбук. В специальных аппаратах, поддерживающих свой микроклимат, ноутбуки тестируются на работоспособность в условиях низких и высоких температур. Вообще, стандартными параметрами считается работоспособность от 0 до +35 градусов. В принципе, много где летом бывает и жарче, другое дело, что при высокой температуре работать крайне некомфортно.

В другом помещении ноутбуки и мониторы тестируются на работоспособность в условиях высокой температуры и влажности. Должен сказать, тест для Тайваня более чем актуальный, т. к. там летом температура поднимается за 40 градусов при сумасшедшей влажности. А отключать компьютеры до осени никто не будет. По ощущениям (в аппарат можно было засунуть руку через резиновый клапан и почувствовать микроклимат внутри) похоже на баню — очень жарко и очень влажно. Если устройство (при нас тестировали монитор, но ноутбуки тоже проходят этот тест) способно выдержать такие условия работы в течение всего срока эксплуатации, то не стоит бояться, например, брать ноутбук в ванную. У нас часто пугают, что от этого начнется коррозия на материнской плате. Кстати, по условиям теста, устройство должно выдержать такой режим работы в течение 200 минут.

В другой комнате проводятся тесты на ударные нагрузки. Мы, когда речь заходила о таких тестах, радостно роняли ноутбуки со стола (иногда мы их роняем и вне рамок теста, но это уже совсем другая история). В ASUS же тестирование происходит в соответствии со строгой методикой. Для теста работающий ноутбук прижимают струбцинами к массивной металлической площадке через деревянные плашки. После чего конструкция немного приподнимается гидравлическим поршнем и падает с небольшой высоты — около 3 см. Впрочем, за счет массивности подставки удар все равно получается внушительным. В выключенном состоянии ноутбук тестируют на падение с большей высоты — около 10 см. В общем, тест скорее покажет, насколько хорошо закреплены внутренности ноутбука, чем насколько корпус способен противостоять ударам при падении.

В том же помещении был и стенд для падения с высоты около 50 см на пол, но нам его работу не показывали. Впрочем, он вроде бы ориентирован на проверку упаковки. Кстати говоря, и это особо подчеркивали, в ASUS отдельно проверяют упаковку на сопротивляемость ударам и вибрациям. Это нужно, чтобы ноутбук доехал до покупателя в целости и сохранности.

Разумеется, есть у ASUS и комната, где тестируются механические элементы конструкции. Специальный робот, например, постоянно открывает и закрывает крышку, проверяя, сколько циклов она сможет выдержать. Есть стенды, на которых проверяется, сколько нажатий выдержит клавиатура ноутбука или кнопки мыши, и т. д.

В этой же комнате я увидел очень интересный прибор для тестирования планшета — одна сторона планшета жестко зажата в металлическую раму, а вторую сторону другая рама принудительно изгибает на пару градусов в ту и другую сторону. Видимо, так проверяется устойчивость корпуса к скручиванию и то, насколько он разболтается в тяжелых условиях эксплуатации.

Еще одно большое помещение отдано под тесты на вибрацию. Это, кстати говоря, хороший комплексный тест, т. к. на нем видно и огрехи сборки, и недостатки конструкции, которые проявятся при длительной эксплуатации. Ноутбуки (или другие устройства) фиксируются на металлических пластинах, которые вибрируют с определенной амплитудой.

Как правило, основой для методик тестирований всех производителей служат американские военные стандарты. Этих стандартов очень много, начиная от самых слабых (для офисных систем) и кончая серьезными типа «можно бросать в лужу». Просто известны в основном самые жесткие варианты. Однако в дальнейшем каждый производитель вырабатывает собственную методику, адаптируя ее под свои нужды и потребности. Ну и под те сценарии использования, которые он видит актуальными для своей продукции. При ответах на вопросы представители ASUS в частности отметили, что в среднем через испытательные стенды проходит 10-20 сэмплов для каждого типа нового ноутбука.




Дополнительно

ВИКТОРИНА TT

Материнские платы какого форм-фактора можно устанавливать в корпус Thermaltake Versa C22 RGB Snow Edition?

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.