Кинотеатральный LCD-проектор EPSON EMP-TW100


Если посмотреть на технические характеристики проектора EPSON EMP-TW100, то прежде всего привлекают матрица большого разрешения (1280×720) формата 16:9 и высокая заявленная контрастность. Большое разрешение должно уменьшить эффект пикселезации и устранить проблему видимости границ между пикселями. Формат 16:9 является родным для большинства видеоматериалов домашней видеотеки. Высокая контрастность обещает большую глубину цветов, а также сделает просмотр фильмов с темными сценами более комфортным. Единственно, что может удержать от покупки этого проектора — это достаточно высокая цена в $5 500 (ориентировочная цена, указанная на сайте www.epson.ru). Надеемся, что данный обзор поможет Вам сделать правильный выбор.

projector

Комплект поставки

  • Проектор (крышка объектива закреплена на шнуре)
  • Документация
    • Руководство пользователя на английском языке (при продаже на территории России добавится и на русском)
  • Кабели
    • Питания, с евровилкой
  • ИК-пульт ДУ и две AА батарейки для него
  • 3 резиновый ножки с липким слоем

Паспортные технические характеристики

Технология проецирования LCD
Матрица 0,87″, полисиликоновая активная TFT, 3-х панельная, 16:9
Разрешение матрицы 1 280×720 (W-XGA)
Объектив зум 1,35x, f = 28,3-37,98 мм
Лампа 150 Вт UHE
Срок службы лампы 3000 ч
Световой поток 700 лм (ANSI)
Глубина цвета 16,7 млн. цветов
Контрастность 800:1
Размер проецируемого изображения, диагональ, 16:9 (в скобках — расстояние до экрана) минимум 0,76 м (0,91 м)
максимум 7,6 м (13,0 м)
Входы Видео, композитный, RCA
Видео, S-Video
Видео, компонентный Y/Cb/Cr (Y/Pb/Pr) 3 RCA
Видео, mini D-sub 15 pin (VGA/компонентный Y/Cb/Cr (Y/Pb/Pr))
Видео, DVI-I (цифровой и аналоговый)
RS-232, D-sub 9 pin
Выходы Управление экраном, гнездо под стереоминиджек, 3,5 мм
Форматы входного сигнала телевизионные: NTSC 3.58, NTSC 4.43, PAL, PAL-M, PAL-N, PAL-60, SECAM
компонентные видеосигналы Y/Cb/Cr (Y/Pb/Pr): HDTV, SDTV, DVD (480i/480p/576i/576p/720p/1080i/1080p)
аналоговые RGB-сигналы: VGA, SVGA, XGA, QVGA, SXGA
Уровень шума 30 дБ
Размеры (ШxВxГ) 349×114×276 мм
Масса 4,2 кг
Потребляемая мощность 290 Вт
Напряжение питания 100-240 В, 50-60 Гц

Внешний вид

Дизайн корпуса проектора выполнен в «спокойном» стиле. Углы и кромки скруглены, все обводы слегка выпуклы. Цвета корпуса — молочно-белый и светло-бежевый.

Разъемы свободно располагаются на задней стенке в небольшом углублении. Подключение проблем не вызывает. Сзади также находятся выключатель питания, окошко ИК-приемника и две вентиляционные решетки.

Справа — разъем для замка Кенсингтона, а слева складная ручка для переноски.

Спереди — вентиляционная решетка, окошко ИК-приемника, объектив и кнопка фиксации ножки.

Сверху — крышка отсека лампы, 3 индикаторных светодиода и 14 кнопок управления. Кнопки расположены в пластмассовой вставке более темного цвета, чем корпус проектора, поэтому создается впечатление, что в верхнюю панель вмурован пульт ДУ.

При необходимости проектор приподнимается с помощью передней ножки на небольшой угол (до 12 градусов). Так как ножка широкая, то проектор даже при максимально выдвинутой ножке стоит устойчиво, но пластмассовая зубчатая рейка механизма фиксации не выглядит достаточно надежной.

Левая задняя ножка имеет регулируемую высоту, что поможет выправить горизонтальное положение проектора. Не совсем понятно, куда лепить входящие в комплект 3 резиновый ножки, так как в руководстве об этом не упомянуто. Снизу находятся 4 резьбовых отверстия для потолочного крепления.



Пульт

Пульт, благодаря форме, размерам и выемки снизу, удобно лежит в руке, но без перехватывания большому пальцу доступны только кнопки в верхней половине. Впрочем они и самые востребованные. Очень благоприятное впечатление произвела пятипозиционная кнопка-джойстик. Усилие нажатия подобрано оптимально, крайние положения обозначаются легким кликом. Кнопкой с изображением солнышка на 10 секунд включается подсветка верхних 6 кнопок, остальные слабо фосфоресцируют.

Два ИК-излучателя на пульте и два (спереди и сзади) ИК-приемника на самом проекторе обеспечат управление проектором практически при любом его размещении относительно зрителей. Исключая случай проекции на просвет, конечно :)


Меню

Меню несколько затруднено для восприятия из-за большого количества тесно расположенного текста и шрифта со сжатыми символами. Хотелось бы, чтобы такое перегруженное меню занимало побольше места на экране. Навигация достаточно удобная и быстрая (заслуга джойстика пульта и моментальной реакции проектора на нажатие кнопок), но требует некоторой привычки. Когда на экране отсутствует полное меню, нажатие кнопки Select вызывает строчное меню, занимающее одну-две строчки внизу экрана и позволяющее настроить основные параметры изображения.

На каждой странице меню с установками (страницы Video, Advanced и Setting) присутствует последний пункт Reset, позволяющий сбросить все установки на этой странице к значениям по умолчанию. Пункт Reset All главного меню сбрасывает вообще все установки. На странице About приводятся характеристики видеосигнала и время работы лампы.

Кнопка Help вызывает на экран краткую справку, состоящую из нескольких подпунктов. Меню нерусифицировано, а его расположение на экране изменить нельзя.

Подключение к источнику сигнала

Режим работы (VGA-RGB или компонентный) видеовхода mini D-sub 15 pin (Input B) выбирается в меню Advanced, а переключение входа DVI (цифровой режим или аналоговый) — кнопками на пульте (D-RGB и A-RGB, соответственно). Другими словами, хотя физически видеовходов у проектора пять, кнопок быстрого переключения между ними шесть (S-Video, Video (композитный), A (компонентный), B (RGB/компонентный), D-RGB и A-RGB). Эти же входы последовательно перебираются кнопкой Source на проекторе. Если при включении проектора к нему подсоединен только один источник сигнала, то его выбор произойдет автоматически. Кнопка Auto на пульте вызывает функцию автоматической подстройки под VGA-сигнал. Если она не справится, то придется залезть в меню и подправить настройки вручную. По умолчанию проектор автоматически определяет телевизионный стандарт (кроме PAL-N). При возникновении проблем стандарт выбирается в меню.

Управление проекцией

Наведение на резкость и зуммирование производится с помощью двух выступов-рычажков на кольцах объектива. Через большой вырез на корпусе проектора они легко доступны и оперировать ими очень удобно. Положение объектива относительно матрицы не меняется и настроено так, что нижний край изображения находится чуть выше оси объектива. Вертикальные трапецеидальные искажения (±15 градусов) устраняются с помощью параметра Keystone, который меняется или через меню Setting, или кнопками вверх-вниз на корпусе проектора, при нажатой кнопке Shift.

5 режимов трансформации изображения последовательно перебираются кнопками Aspect на пульте или на корпусе проектора. Таблица ниже дает представление о том, как они работают.


Режимы трансформации изображения.

Все 5 доступны только для видеосигналов SDTV (упрощенно говоря, для PAL и NTSC). Для HDTV — Normal и Through, для VGA-подключения при разрешении менее SVGA — Normal, Zoom и Through, при больших разрешениях — только Normal и Zoom. Для некоторых сочетаний типов подключения, видеосигналов и режимов трансформации имеется возможность перемещать область проецирования вправо-влево и вверх-вниз (пункт Position в меню Advanced).

В меню Setting (пункт Projection) выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный, поэтому при фронтальном проецировании должен быть расположен или перед, или на линии зрителей.

Настройка изображения

Настроек изображения вполне достаточно, чтобы согласовать источник видеоизображения, особенности помещения и личные предпочтения зрителя. Несколько необычным выглядит отсутствие традиционных регулировок яркости и контрастности. Вместо них отдельно настраивается уровень черного (Black Level) и уровень белого (White Level).

Надо признать, что такой способ весьма удобен. В руководстве оговаривается, что эти два параметра начинают действовать еще до аналого-цифрового преобразования и помогают точнее подстроиться под входной сигнал. Для всех видеосигналов настраивается резкость (Sharpness). Насыщенность цветов (Color) регулируется для всех сигналов кроме цифровых и VGA. Для видеосигнала формата NTSC подстраивается оттенок (Tint). В списке Color Mode в меню Video (или кнопками Colortune на пульте или на проекторе) выбирается один из 5 предустановленных режимов корректировки цветов (Dynamic, Theatre, Natural, PC и sRGB), а пункт Color Adjustment отвечает за выбор между двумя режимами ручной коррекции — Color Temp. и RGB. В первом режиме меняются только два параметра — Color Temp. (цветовая температура) и Flesh Tone (настройка зеленой компоненты). В режиме RGB доступно целых 9 настроек — Offset, Gain и Gamma для каждого из трех основных цветов (красного, зеленого и синего).

В проекторе реализована функция преобразования чересстрочного изображения в прогрессивное по алгоритму DCDi от Faroudja. Работой этой функции управляют два параметра в меню AdvancedProgressive и Motion Detect.

Первый может принимать три значения OFF (функция не работает, поля просто выводятся поочередно), Video (функции преобразования принудительно указывается, что видеоизображение исходно является чересстрочным) и Film/Auto (функции преобразования самостоятельно анализирует тип видеоизображения). Параметр Motion Detect принимает значение от 1 до 5, а пользователю предлагается выбирать более высокие значения для фильмов с быстрым движением в кадре.

Какое из двух значений (0 или 7.5%) необходимо выбрать для параметра Setup Level определяется тем, для какой страны произведено подключаемое видеооборудование. На самом деле этот параметр слегка меняет уровень черного, а выбор правильного значения проще сделать опытным путем. Наконец, последний параметр, непосредственно влияющий на изображение, — режим подавления помех (Noise Reduction). Его можно отключить или выбрать одну из двух ступеней.

Все перечисленные настройки изображения (плюс режим трансформации) сохраняются в 6 пользовательских профилях для каждого из 6 источников сигнала (меню Video, подменю Memory). Таким образом можно запомнить до 36 профилей! Пользовательские профили загружаются с помощью кнопок 1-6 пульта ДУ.

Дополнительные возможности

С помощью кнопок Pattern на пульте или на проекторе на экран поочередно выводятся две тестовые таблицы — сетка и шкала серого. Первую удобно использовать при настройке на резкость и коррекции трапецеидальных искажений, вторая пригодится при настройке цветовой температуры.

В меню Setting параметр No-Signal Msg. задает состояние экрана, когда на входе нет сигнала, параметр Starup Screen определяет показывать ли заставку при включении, а параметр Blank — вид экрана при нажатии кнопки Blank на пульте ДУ. На пульте имеется также кнопка Still, с помощью которой изображение «замораживается». Для пользователей, которые могут заснуть, оставив при этом видеоисточник на таймере отключения, рекомендуется активировать функцию автоматического отключения проектора при отсутствии видеосигнала (параметр Sleep Mode).

Измерение яркостных характеристик

Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI. Яркость и контрастность проектора, выставленные производителем по умолчанию, уже позволяли хорошо различать тестовые поля шкалы серого (4 самых темных и 4 самых светлых с разницей в 5%), и практически не требовали дополнительной регулировки. В процессе измерений зум был выставлен на максимальное значение.

Результаты измерений для проектора EPSON EMP-TW100:

Световой поток 770 лм
Равномерность +5,6%, -27%
Контрастность 260:1

Световой поток практически соответствует заявленному. Неравномерность несколько больше, чем хотелось бы. Контрастность, как и было обещано, действительно высокая (для LCD-проектора). Очевидно, что паспортное значение контрастности 800:1 получено не по методике ANSI.

Звуковые характеристики

Проектор тихий, даже будучи близко расположенным от зрителя не мешает просмотру фильмов.

VGA-подключение

Тестирование качества изображения проводилось при подключении к видеокарте ASUS 9250VS, установленной в компьютере под управлением Windows XP Professional, программами Monitor Nokia Test версии 1 и 2. Подключение к VGA-разъему проектора (Input B) осуществлялось с помощью DVI-VGA-переходника и VGA-кабеля от монитора Samsung.

Белое поле залито ярким белым цветом с едва заметными цветными разводами. Черное поле очень равномерное, без отсветов и бликов, с большой глубиной черного. Геометрия идеальная. Шкала серого с достаточным количеством оттенков, без отклонений от серости (при скорректированной цветовой температуре). Цвета воспроизводятся достоверно, ярко и обладают большой глубиной. Хроматические аберрации объектива и несведение практически незаметны и не поддаются численной оценке. Только в углах экрана едва проступает цветная кайма на границах контрастных объектов. Интерполяция из разрешений ниже или выше чем 1280 на 720 пикселей проводится корректно. Максимальная вертикальная частота при исходном разрешении 600 на 800 — 200 Гц, 1024 на 768 — 120 Гц, 1280 на 960 — 85 Гц. К сожалению, «родное» разрешение 1280 на 720 определилось неправильно, возможно из-за несовместимости с видеокартой.

DVI-подключение

Протестировать данный проектор при подключении по цифровому интерфейсу не удалось, так как ни одна из двух имевшихся в наличии видеокарт (обе на чипсете NVIDIA) не воспринимала подключенный к ним проектор как цифровое устройство. В тоже время как минимум два других проектора работали с этими видеокартами без проблем. Будем надеяться, что только этот, предпродажный образец, обладает таким дефектом.

Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала

Тестирование проводилось с помощью топового DVD-плеера Pioneer, европейская модель DV-757Ai (~$1000) с видеоЦАПами 12 бит 108 МГц и прогрессивной развёрткой (в NTSC). Подключение по компоненте производилось с помощью метрового кабеля Supra AV3 (~$100/метр, Швеция). Использовались диски с высокобитрейтовыми DVD-фильмами, DVD-диск (NTSC) с примерами статичных и динамичных сцен и с испытательными тестовыми таблицами и SVCD (PAL и NTSC, 720×576(480), MPEG-2, 8 Mбит/с) с оригинальными тестовыми таблицами.

При различных способах подключения качество изображения закономерно ухудшалось в ряду компонентный > S-Video > композитный. Но только в случае PAL. Яркостная четкость при PAL-источнике составляла более 540 ТВЛ при любом способе подключения и только при композитном немного снижалась. Тестовые диски в формате NTSC выявили странную закономерность: композитное подключение продемонстрировало примерно 500, S-Video — не более 450 и только компонентное — 540 ТВЛ яркостной четкости. Цветовая четкость не нарушила привычного ряда ни при PAL, ни при NTSC-источнике: 180 при компонентном, 110 — S-Video и около 90 ТВЛ при композитном подключении. Тестовые таблицы с однотонными цветными полями и градиентными заливками отличались правильной цветопередачей, хорошей яркостью и большой глубиной цветов. Артефактов на цветных полосках не обнаружено, только при S-Video-подключении едва заметно дрожали горизонтальные границы (даже при включенном режиме прогрессивного преобразования), а при композитном подключении на цветных объектах проявилась традиционная рябь.

Работа функции прогрессивного преобразования (параметр Progressive равен Video или Film/Auto) хорошо заметна даже на двигающейся мире, особенно при компонентном подключении. При просмотре DVD-дисков, полученных оцифровкой кинопленки, изредка все же появлялась характерная «расческа» (значения параметра Progressive те же). В случае изначально чересстрочных фильмов, снятых на видеокамеру, при присвоении параметру Progressive значения Video, артефактов становится меньше, чем при Progressive равному Film/Auto. Когда значение параметра Motion Detect увеличивалось до 5, функция деинтерлейсинга полностью отключалась. При значениях от 1 до 4 эта функция работает абсолютно одинаково. Таким образом мы считаем параметр Motion Detect явно лишним. В целом работу функции деинтерлейсинга следует признать удовлетворительной. С другой стороны, так как проектор «понимает» прогрессивный компонентный видеосигнал, а также возможно его подключение аналоговому и цифровому RGB-входу, то, вероятно, лучше функцию деинтерлейсинга оставить на совести источников сигнала.

При подключении к источнику телевизионного формата SECAM (видеовыход телевизора; прием на комнатную и телевизионную антенну) проектор продемонстрировал неудовлетворительную по качеству картинку. Цветовой баланс искажен, в ярких областях заметны цветовые артефакты. В тоже время проблем со строчной и кадровой синхронизацией заметно не было, а яркость изображения была стабильной.

Для оценки кинотеатрального эффекта было просмотрено несколько фрагментов фильмов с DVD-дисков различного качества. Вот наши впечатления:

Претензий к качеству изображения нет никаких. Большая глубина цветов явилась следствием высокой контрастности. Фрагменты фильмов с темными сценами воспроизводились без потери деталей в тенях. Положительную роль в этом наряду все с той же большой контрастностью также сыграла удобная регулировка уровня черного. Цветопередача очень правильная, ни одной из многочисленных регулировок цветового баланса воспользоваться не пришлось. Исключение — цветовая температура, ее мы слегка изменили, добившись (с нашей точки зрения) большей нейтральности серых оттенков. Яркости изображения вполне достаточно для домашнего использования, но затемнять просмотровое помещение все же необходимо. Солнышко на улице, даже сквозь довольно плотные шторы делает изображение блеклым и невыразительным. Расположившись на минимальном расстоянии от экрана, с которого уже комфортно смотреть широкоформатный фильм, мы практически не различали отдельные пиксели и границы между ними. Цифровую природу изображения выдавал только сам носитель — DVD-диск. Невысокое разрешение, артефакты оцифровки и сжатия, присущие формату DVD, не позволили нам оценить в полной мере на что способен проектор EPSON EMP-TW100.

Выводы

Достоинства:

  • Отличное качество изображения
  • Высокая контрастность
  • Матрица с большим разрешением 1280 на 720 пикселей и соотношением сторон 16:9
  • Большие возможности по настройке изображения
  • Низкий уровень шума
  • Довольно большой заявленный ресурс лампы (3000 ч)

Недостатки:

  • Высокая цена
  • Низкое качество S-Video и композитного входов в случае NTSC-сигнала
  • Меню плохо воспринимается и нерусифицировано

Замечательный кинотеатральный проектор для домашнего применения, но при всех его достоинствах цена на него нам кажется слегка завышенной.

Благодарим представительство SEIKO EPSON CORPORATION в России
за предоставленный на тестирование
кинотеатральный проектор EPSON EMP-TW100





Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.