Alpha Форум 2012

Фирма Sony собрала журналистов на берегу Истринского водохранилища, чтобы дать им возможность подержать в руках свои последние новинки. Камер было, на мой взгляд, слишком много, чтобы можно было с ними ознакомиться за один день, поэтому я сосредоточился на одном фотоаппарате NEX-5R. Но прежде чем перейти к своим впечатлениям об этой камере, несколько слов об общих впечатлениях о мероприятии.

фото
Щелчок мышью позволяет просмотреть с помощью программы SaladoPlayer 1.3 сферическую панораму конференц-зала, снятую камерой NEX-5R.

Помочь разобраться в обилии информации должны были организованные мастер-классы. И вот к этим мастер-классам у меня сложилось неоднозначное отношение. Некоторые были удачными и информативными, а другие — не очень, и связано это, на мой взгляд, с тем, что проводившие их фотографы плохо понимали поставленную перед ними задачу, или, что еще более вероятно, фирма не сумела ее сформулировать. Никто из тех, кто еще не сжег свой советский диплом, не будет со мной спорить, что материя первична. В производстве продукта первичен инструмент, без него продукт не может быть получен. На 90% заслуга в получении хорошей фотографии — это заслуга инженеров, разработавших камеру. И только последние 10% зависят от человека, нажимающего на кнопку. Его задача — своим актом творения, т. е. нажиманием на кнопку, подчеркнуть и оттенить гений инженера. Конструкторы, конечно, позаботились, чтобы автоматика не дала распоясаться фотографу, но всего не предусмотришь. Поэтому задача мастер-классов, проводимых на подобных презентациях — не научить слушателей делать хорошие снимки, а научить делать снимки, про которые можно сказать, что они хорошие именно потому, что сделаны камерами Sony. С этой точки зрения, очень удачным был авиационный мастер-класс, посвященный аэрофото- и видеосъемке.

фото
Самолеты на презентации транспортировали видеокамеру

фото
Этот снимок сделан камерой NEX-5R с объективом Sony E 55—210 мм F:4,5—6,3 OSS. Гибридный автофокус со своей нетривиальной задачей справился!


фото
Коптер Flow версии 1.5. Подробнее о его конструкции и возможностях можно прочитать на сайте автора

А призыв изучать и просматривать классические фотографии, чтобы научиться хорошо снимать, изобиловал спорными примерами. У Энсела Адамса можно многому научиться, но только если представлять, какой камерой он снимал и почему вошел в группу f/64, названную так по значению диафрагмы. Прямой перенос его методов и параметров съемки без пересчета применительно к современным камерам ничего хорошего не даст. Насмешкой над усилиями создателей камер является и отсылка к работам Джулии Маргарет Кэмерон, про которые еще полтора века назад в журнале Лондонского фотографического общества писали: «Потому как одно из особенных очарований фотографии заключается в ее завершенности, деталировке и законченности, мы едва ли можем похвалить работы, в которых целью, как видно, ставится несоблюдение этих качеств». А Льюис Кэрролл заметил: «Все ее фотографии преднамеренно нерезкие».

На мой взгляд, чтобы научиться фотографии, просматривать чужие снимки имеет смысл, только освоив ремесло. Из какой бы хорошей стали ни был сделан резец, однако, если токарь или скульптор его неправильно заточат, то первый запорет болванку, а второй не получит не только шедевр, но и вообще ничего. Поэтому прежде чем смотреть чужие фотографии, стоит вспомнить школьный курс физики и проштудировать пару курсов оптики. Например, М. М. Русинова. Хорошей же новостью для лентяев может быть только то, что теперь, чтобы освоить ремесло, не надо учить химию.

Было представлено три полнокадровых камеры. В каждой из них есть своя изюминка, но разбираться в полевых условиях с ними у меня не было возможности.

фото

Так, SLT-A99 интересна тем, что у нее одновременно работают две системы фазовой фокусировки: одна использует датчики, на которые изображение отправляется полупрозрачным зеркалом, другая использует датчики, внедренные в матрицу. Естественно, что оценить преимущества подобной системы достаточно трудно и в лабораторных условиях, имея для сравнения другие камеры, использующие только один из указанных алгоритмов фокусировки. В полевых же условиях эта задача мне представлялась абсолютно безнадежной.

Камера DSC-RX1 — первая в своем роде. Это полнокадровая камера с несменным объективом с фокусным расстоянием 35 мм и относительным отверстием 1:2. Камера имеет ту же матрицу, что и предыдущая модель, но используется в ней только фокусировка по контрасту. Предполагается, что камера, возможно, будет биться за покупателей с моделями фирм Leiсa или Fujifilm. Чтобы оценить эту камеру, надо, скорее всего, погрузиться в философию, при которой эта камера окажется привлекательнее других, а не в технические детали :-)

Последняя полнокадровая камера NEX-VG900 — это видеокамера, но видеокамера с байонетом Е. И я с удовлетворением отмечаю, что мое сделанное почти 2 года тому назад предсказание, что в байонет Е можно уместить полнокадровую матрицу, полностью оправдалось.

фото

И, наконец, предмет моего особого интереса — беззеркальные камеры. Было представлено 2 камеры: NEX-6 и NEX-5R. Мне показалось более правильным сосредоточиться только на 5-й камере. По качеству изображения они, вероятно, одинаковые, а вот функциональность у них существенно разная. Камера NEX-6 готова заменить системную зеркалку. У нее есть электронный видоискатель и возможность использовать весь ассортимент принадлежностей. Здесь следует отметить, что с этой камеры фирма Sony отказывается от горячего башмака, который унаследовала от Minolta, и переходит к внешне похожему на стандартный. Только похожему, потому что на самом деле в торце его существуют дополнительные контакты.

фото

Для того чтобы можно было использовать весь арсенал вспышек, сделанных ранее, фирма создала переходник с одного стандарта на другой. И обратный переходник, чтобы новые вспышки можно было использовать со старыми камерами.

5-я камера замечательна своим минимализмом. Это уже третья камера с таким номером, но на этот раз — с буковкой R. Внешне она отличается появлением дополнительного колеса на верхней панели и новой кнопки на ней же. Кроме того, экран теперь сенсорный и разворачивается на 180 градусов, что существенно облегчает съемку автопортретов.

фото
Новый объектив с моторным приводом изменения фокусного расстояния Sony E 3,5—5,6/PZ 16—50 OSS по размерам в сложенном состоянии почти не превосходит объектив 16 мм.
фото

Все старые кнопки и габариты сохранились, так что все сделанные мной приспособления для первой модели NEX-5 удалось успешно применить и к NEX-5R.

фото

Успешно работала новая камера и с моей установкой для панорамной съемки, а также управлялась через Bluetooth с коммуникатора на ОС Android.

фото
фото
Sony NEX-5R с объективом 16 мм и насадкой Sony VCL-ECF1. Щелчок мышью позволяет просмотреть с помощью программы SaladoPlayer 1.3 сферическую панораму

Камера умеет неплохо снимать панорамы и без дополнительных принадлежностей, но это не сферические панорамы, их размер существенно меньше, и если точка вращения была выбрана неправильно, то на получившемся снимке нельзя производить измерения углов и масштабов.

панорама
Эта панорама снята при портретном расположении камеры. Щелкнув мышью по миниатюре, можно увидеть исходное изображение размером 5536×2160 пикселей. Размер вышеприведенной сферической панорамы в эквидистантной проекции — 13042×6521 пикселей

Основная изюминка камер 5R и 6 — это появившаяся фирменная возможность управлять съемкой с телефона. В камере есть модуль Wi-Fi: он может использоваться как для передачи снимков с камеры, так и для загрузки дополнительных приложений.

меню
меню
меню
меню

Одно из последних позволяет дистанционно управлять камерой, наблюдать на экране телефона картинку, которую видит камера, и управлять экспокоррекцией.

фото
фото
фото
фото
фото
Нажав на кнопку с ключом, можно вызвать меню дополнительных настроек, которое зависит от установок, выполненных органами управления камеры
фото
фото

Программа хотя и бесплатная, но закрытая. И поэтому встроить управление камерой в стиле Sony в свою программу я не могу, как не могу и встроить свой код в программу Sony. Поскольку с многозадачностью у телефонов пока не очень, то оказалось, что запустить свою программу управления панорамной головкой и одновременно или по очереди управлять камерой через программу Sony я не могу. Пока вариант один — иметь два телефона, свой для каждой программы. Полагаю здесь уместным вспомнить, что идея дистанционного управления камерой через Wi-Fi была реализована в 2005 году Хельмутом Дершем (H. Dersch) в проекте LAN/WLAN Interface for Digital Cameras с помощью программы Webfrontend for Gphoto. Функционально проект давал больше, чем сегодняшнее фирменное решение, а вот частота смены кадров при предпросмотре была существенно ниже, что естественно: совершенствование компьютеров пока подчиняется закону Мура. Я полагаю, что игнорирование фирмой существования открытых проектов типа gPhoto2 и ОС Linux в целом является ошибкой, поскольку в популярности камер NEX это сообщество сыграло не последнюю роль.

Преимуществ в системе гибридной фокусировки я пока не почувствовал. Возможно, это связано с тем, что фазовая фокусировка требует дополнительных настроек, которые есть в меню, но которые я не пробовал использовать. Автоматическая коррекции аберраций работает вполне эффективно. К сожалению, я не понял, как заставить камеру учитывать насадку VCL-ECF1, поэтому не смог насладиться этой возможностью в полной мере. Что касается сырых файлов, то они оказались не принципиально отличными от предыдущих, и программы, основанные на DCRAW, их прекрасно открыли. Это наблюдение относится к программному обеспечению камеры 1.00, с более ранними версиями были проблемы с цветом. Поскольку снимки с объективом PZ 16—50 я сделал камерой со старой прошивкой, то у меня оказался ограниченный материал для анализа. Оценить систему коррекции аберраций можно, сравнив снимок, снятый NEX-5 с программой v1.0 и объективом 18—55 мм при фокусном расстоянии 24 мм, записанный в формате JPEG камерой, и записанный в формате ARW, преобразованный программой UFRaw и тоже записанный в JPEG. Чтобы оценить величину исправлений дисторсии, я наложил эти снимки один на другой с 50%-ной прозрачностью верхнего слоя и точно совместил их в центре кадра. В этом случае для фрагмента с координатами верхнего левого угла x=3910 и y=1036 получим нижеприведенную картинку.

фото

Галерея

Золотая осень и подмосковные пейзажи позволили представить, на мой взгляд, достаточно выигрышную галерею снимков, сделанных этой камерой. Все снимки сделаны двумя камерами Sony NEX-5R с версиями программного обеспечения v0.01 и v1.00 в автоматическом режиме с коррекцией экспозиции равной 0 для пейзажных снимков.

фото
фото
v0.01; 16 мм; F=16 мм; ISO-100; F:5; 1/100 с
v0.01; PZ 16—50 мм; F=16 мм; ISO-100; F:5; 1/200 с
фото
фото
v0.01; 16 мм + VCL-ECF1; F=10 мм; ISO-100; F:5; 1/100 с
v0.01; PZ 16—50 мм; F=16 мм; ISO-400; F:5; 1/400 с
фото
фото
v0.01; PZ 16—50 мм; F=16 мм; ISO-400; F:7,1; 1/2500 с
v0.01; PZ 16—50 мм; F=25 мм; ISO-400; F:7,1; 1/400 с
фото
фото
v0.01; PZ 16—50 мм; F=50 мм; ISO-100; F:7,1; 1/400 с
v0.01; PZ 16—50 мм; F=16 мм; ISO-100; F:7,1; 1/320 с
фото
фото
v1.0; 18—55 мм; F=55 мм; ISO-200; F:5,6; 1/60 с
v1.0; 18—55 мм; F=55 мм; ISO-200; F:5,6; 1/60 с
фото
фото
v1.0; 18—55 мм; F=55 мм; ISO-400; F:5,6; 1/120 с
v1.0; 18—55 мм; F=41 мм; ISO-400; F:4,5; 1/160 с



5 октября 2012 Г.

Alpha 2012: Sony NEX-5R

Alpha 2012

Sony , . , , , , NEX-5R. , .


SaladoPlayer 1.3 -, NEX-5R.

-. - . , — , , , , , , , . , , , . , . 90% — , . 10% , . — , . . , . , , , , . -, — , , , , Sony. , -, - .


Flow 1.5.

, , . , , f/64, . . , : « , , , , , ». : « ».

, , , . , , , , , . , . , . . . , , , .

. , .

, SLT-A99 , : , , , . , , , . .

DSC-RX1 — . 35 1:2. , , . , , , Leia Fujifilm. , , , , , :-)

NEX-VG900 — , . , 2 , , .

, , — . 2 : NEX-6 NEX-5R. 5- . , , , . NEX-6 . . , Sony , Minolta, . , .

, , . , .

5- . , — R. . , 180 , .


Sony E 3,5—5,6/PZ 16—50 OSS 16 .

, NEX-5 NEX-5R.

, Bluetooth Android.


Sony NEX-5R 16 Sony VCL-ECF1. SaladoPlayer 1.3

, , , , .


. , 5536×2160 . — 13042×6521

5R 6 — . Wi-Fi: , .




, , , .

, , ,

, . Sony , Sony. , , Sony . — , . , Wi-Fi 2005 (H. Dersch) LAN/WLAN Interface for Digital Cameras Webfrontend for Gphoto. , , , : . , gPhoto2 Linux , NEX .

. , , , , . . , , VCL-ECF1, . , , , DCRAW, . 1.00, . PZ 16—50 , . , , NEX-5 v1.0 18—55 24 , JPEG , ARW, UFRaw JPEG. , 50%- . x=3910 y=1036 .

, , , . Sony NEX-5R v0.01 v1.00 0 .

v0.01; 16 ; F=16 ; ISO-100; F:5; 1/100
v0.01; PZ 16—50 ; F=16 ; ISO-100; F:5; 1/200
v0.01; 16 + VCL-ECF1; F=10 ; ISO-100; F:5; 1/100
v0.01; PZ 16—50 ; F=16 ; ISO-400; F:5; 1/400
v0.01; PZ 16—50 ; F=16 ; ISO-400; F:7,1; 1/2500
v0.01; PZ 16—50 ; F=25 ; ISO-400; F:7,1; 1/400
v0.01; PZ 16—50 ; F=50 ; ISO-100; F:7,1; 1/400
v0.01; PZ 16—50 ; F=16 ; ISO-100; F:7,1; 1/320
v1.0; 18—55 ; F=55 ; ISO-200; F:5,6; 1/60
v1.0; 18—55 ; F=55 ; ISO-200; F:5,6; 1/60
v1.0; 18—55 ; F=55 ; ISO-400; F:5,6; 1/120
v1.0; 18—55 ; F=41 ; ISO-400; F:4,5; 1/160