Nikon D750 и объективы

Nikon 24-85mm f/2.8-4D IF AF Zoom-Nikkor
Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkor



НазваниеNikon D750
Дата анонса12 сентября 2014 г.
ТипProfessional SLR
(профессиональная зеркальная)
ПроизводительNikon
Информация о камереNikon D750
на сайте производителя
Цена, корпус T-11037120
Цена, «кит» 24-120 f/4 T-11037121

Содержание

Я уже не помню, сколько лет на пресс-коференциях Canon и Nikon представителей компаний терзали вопросами: «А когда появится зеркалка Full Frame с откидным дисплеем? Есть ли хотя бы в отдаленных планах намерение выпустить такую зеркалку?» Ответы были либо отрицательные, либо уклончивые. В любом случае все сводилось к старым «истинам», что зеркалки Full Frame делаются для профессионалов и серьезных энтузиастов. А эта публика и в режиме Live View снимает неохотно — слишком медленный режим. Эта публика зеркалку ценит за возможность мгновенно «прицелиться и щелкнуть», что можно сделать только через видоискатель, причем только через оптический.

Думаю, глупо упрекать двух ведущих производителей зеркалок в ретроградстве. Думаю, в их аргументах была доля правды, и они за эту долю стойко держались. Пока полнокадровые зеркалки летали в недосягаемой высоте для «кропнутых» и беззеркалок, набор аргументов был убедителен (хотя многие с ним не соглашались). Но прошло время, и преимущества полного кадра стали не настолько очевидны (особенно при съемке на хорошем свету, когда можно работать на низких ISO). И Live View стал работать много быстрее, и видеооператоры стали использовать зеркальные камеры, и еще появились полнокадровые беззеркалки. Тогда и аргументы в пользу неподвижного экрана стали менее убедительны. И — как итог исторической дискуссии — в сентябре этого года была анонсирована Nikon D750. А у тех, кто ждал появления крутой зеркалки с откидным дисплеем, мелькнула злорадная мысль: «Наконец-то!»

Понятно, что главная «фишка» Nikon D750 — это откидной дисплей на фоне полного кадра. В этом смысле у D750 аналогов нет, пока она уникальна. Но в любом случае ее придется сравнивать с каким-то существующими моделями, и здесь не все просто. Ее прародительница, Nikon D700, была выпущена 6 лет назад, то есть очень давно. Но в принципе интересно, что изменилось за шесть лет. И еще одну камеру для сравнения мы выбрали по принципу «близкая по цене» — это относительно новая Nikon D610.


  Nikon D610 Nikon D700 Nikon D750
Дата анонса 7 октября 2013 г. 1 июля 2008 г. 12 сентября 2014 г.
Матрица CMOS 24 Мп CMOS 12 Мп CMOS 24 Мп
Чувствительность ISO 100 — 6400
(50 — 25 600)*
200 — 6400
(100 — 25 600)*
100 — 12 800
(50 — 51 200)*
Автофокус Nikon Multi-CAM 4800
39 точек, 9 крестообразных датчиков
Nikon Multi-CAM 3500FX
51 точка, 15 крестообразных датчиков
Экспозамер 2016-пиксельный датчик 1005-пиксельный датчик 91000-пиксельный датчик
Экран 3,2 дюйма
921 000 точек
3,0 дюйма
921 000 точек
3,2 дюйма, RGBW
1 228 800 точек
Скорость серийной съемки 6 fps 8 fps 6,5 fps
Видео 1920×1080
30p fps
нет 1920×1080
60p fps
Процессор Expeed 3 Expeed Expeed 4
Затвор 30 — 1/4000 с 30 — 1/8000 с 30 — 1/4000 с
Карты памяти SD/SDHC/SDXC UHS-I
2 слота
Compact Flash (Type I)
1 слот
SD/SDHC/SDXC UHS-I
2 слота
Wi-Fi опция нет встроенный
GPS опция нет опция
Размеры, вес 141×113×82 мм
850 г
147×123×77 мм
995 г
141×113×78 мм
840 г
Цена, корпус T-10533681 T-2403462 T-11037120
* В скобках — в расширенном режиме.

Как видите, у Nikon D750 гораздо больше общего с моделью D610, чем с «шестилеткой» D700. В свое время D700 анонсировалась как высокоскоростная репортажная камера, у которой «вырезали» возможность снимать видео. Все ради скоростной фотосъемки!

А Nikon D750, очевидно, ваяли по принципу «золотой середины». Она довольно быстра в серийной съемке, но минимальная выдержка ограничена «непрофессиональным» уровнем 1/4000 секунды. Она относительно мала и легка — то что в западных источниках называют Mid Size SLR.

Nikon D750 выгодно отличается от D610: более мощным процессором, более мощным модулем автофокуса, более мощным модулем экспозиции. И, конечно, экраном. Не только откидным, но и 4-цветным, как у «старшей сестры» D810. И еще у нее есть встроенный Wi-Fi-модуль и 60 кадров прогрессивной развертки при съемке видео Full HD. Короче, понятно, почему Nikon D750 стоит примерно на 20 000 рублей больше, чем D610.

С другой стороны, если сравнивать Nikon D750 со «старшей сестрой» D810, здесь идет проигрыш и по количеству мегапикселей (24 против 36 Мп), и по минимальной выдержке. Кроме того, D810 снабжена новым типом затвора с электронной передней шторкой. Скорее всего, ресурс затвора и уровень защищенности корпуса у D810 намного выше, чем у D750. И хотя разум с трудом принимает запредельные цены, можно понять, почему цена D810 выше — на целых 40 000 рублей.


Основные характеристики
Объектив Сменная оптика, байонет Nikon F.
В «китовом» наборе — Nikon 24-120mm f/4G ED VR AF-S Nikkor
Матрица 24,3 Мп, CMOS, формат FX (35,9×24,0 мм)
Светочувствительность ISO 100 — 12 800 (ISO 50 — 51 200 в расширенном диапазоне)
Автофокус 51 точка фокусировки (включая 15 датчиков перекрестного типа; можно выбрать 51 или 11 точек фокусировки). Режимы: одноточечная АФ, 9-, 21- или 51-точечная динамическая АФ, 3D-слежение, групповая АФ, автоматический выбор зоны АФ
Экспозициия TTL-замер с помощью 91000-пиксельного датчика RGB
Экран TFT 3,2 дюйма, RGBW, 1 228 800 точек, откидной.
Охват — 100%, угол обзора до 170 градусов
Стабилизация изображения В камере — нет
Режимы съемки
Комбинация собственно режимов съемки (Auto, «Без вспышки», Scene (сюжетные программы), два варианта пользовательских настроек (U1 и U2), Effects (наложение эффектов), творческие режимы PASM) с режимами «протяжки»:
  • S (покадровый)
  • CL (непрерывный низкоскоростной)
  • CH (непрерывный высокоскоростной)
  • Q (тихий спуск затвора)
  • QC (тихий непрерывный спуск затвора)
  • Автоспуск
  • MUP (подъем зеркала)
Формат файлов JPEG (EXIF ver 2.30), RAW (NEF) 14 или 12 бит, RAW + JPEG
Видео Максимальное разрешение Full HD 1920×1080 60p,
формат MOV H.264/MPEG-4
Память Карты памяти SD, SDHC и SDXC (совместимые с UHS-I), 2 слота
Разъемы Micro-USB 3.0 (тип B), Mini-HDMI (тип C), аудиовход и аудиовыход (миниджек 3,5 мм), разъем для совместимых устройств (дистанционного пульта ДУ и др.)
Источник питания Литий-ионная батарея EN-EL15 (≈1200 кадров, стандарт CIPA)
Размеры, вес 141 × 113 × 78 мм; 840 г (включая вес батареи и карты памяти)
Дополнительные характеристики
Встроенная вспышка Есть, ведущее число — ≈12 (ISO 100)
Скорость затвора Скорость затвора 30 — 1/4000 с, Х-синхронизация 1/200 с (1/250 с в режиме автоматической высокоскоростной синхронизации FP)
Видоискатель Оптический, в формате FX (36 × 24 мм) угол охвата — ≈100% (по вертикали/горизонтали), увеличение — ≈0,7
«Горячий башмак» Есть
GPS / Wi-Fi опция / встроенный модуль
Автоспуск 2 / 5 / 10 / 20 с; от 1 до 9 экспозиций с интервалами 0,5, 1, 2 или 3 с
Подсветка автофокуса Есть
Брекетинг По экспозиции, по балансу белого, по технологии «активный D-Lighting», по вспышке
Серийная съемка ≈6,5 кадров в секунду
Форматы съемки Форматы съемки 3:2 (6016 × 4016). 16:9 — фотографии в режиме видеосъемки


Конструкция, дизайн, управление

Это только мое мнение, не навязываю. Зеркалки Nikon среднего уровня (D5300) — по-моему, образец изящного дизайна. Они красивы с любого ракурса. А более продвинутые «никоны» становятся тяжелыми, как «Тигры» и «Пантеры», немецкие танки времен Второй Мировой. И поражают изяществом не с каждого ракурса. По-своему, это нормально — внешний вид камеры должен подчеркивать ее «серьезность». Но все же хочется, чтобы все камеры были красивы (повторю: это мнение субъективное; по своему опыту хорошо знаю, что на всех не угодишь).


Найти несколько отличий от D810 не так просто. Все как будто повторяется: выброс вспышки, кнопка брекетинга, кнопка отсоединения объектива, переключатель Автоматический/Ручной фокус.

Но если внимательно приглядеться, вы не найдете гнездо синхронизации системы вспышек. Вместо него — «глазок» инфракрасного приемника.
Со снятым объективом хорошо видны две кнопки слева:
  • многофункциональная Pv, ее основное назначение — репетир диафрагмы, но в разных режимах съемки/воспроизведения к ней можно добавить еще несколько функций — например, запуск моделирующей вспышки
  • многофункциональная Fn, ее функции также можно программировать «под себя» в разных режимах
Многофункциональная кнопка PV отличается от традиционной «репетир диафрагмы» только надписью. Так что если особенно не присматриваться, с этого ракурса не поймешь, что́ за камера перед глазами: Nikon D610 (у нее нет PV, только репетир), D750 или D810.

И конечно, обязательно надо отметить, что Nikon оснащает свои Full Frame-камеры встроенной вспышкой. Это правильно, фотоаппарат должен быть универсальным. В нынешнем модельном ряду Nikon только «верхние» D4s, D4 и DF встроенной вспышкой не оснащены.
А взгляд на заднюю панель сразу показывает что Nikon D750 на сегодняшний день — камера необыкновенная: первая зеркалка Full Frame с откидным экраном.

Как видите, камера снабжена двумя слотами под карты памяти SD / SDHC / SDXC. Впрочем, и Nikon D610, и даже «кропнутая» D7100 также имеют два слота.
Продолжаем вращать камеру против часовой стрелки и видим знакомые черты Nikon D610 — но не D810, «восемьсот десятая» с этого ракурса выглядит внушительнее.

Первое, что отличает Nikon D750 от D810 — обычный, не круглый видоискатель, без рычага блокировки (т. е. в Nikon D750 нельзя установить дополнительные линзы для диоптрийной коррекции).
Отклоняемый ЖК-монитор из низкотемпературного поликристаллического кремния с диагональю 8 см, углом обзора 170°, практически стопроцентным покрытием кадра, регулировкой яркости и угла наклона.

Прибл. 1229 тыс. точек (VGA; 640 × 480 × RGBW = 1 228 800 точек). Экран поворачивается вверх на угол до 90 градусов и вниз — до 75 градусов.
Интерфейсы (сверху вниз):
  • Wi-Fi — возможность пересылки фотографий на локальный компьютер и управления камерой со смартфона
  • разъем для совместимых устройств (дистанционного пульта ДУ и др.)
  • аудиовход и аудиовыход (миниджек 3,5 мм)
  • маленький разъем внизу — Micro-USB 3.0 (тип B)
  • большой разъем внизу — Mini-HDMI (тип C)
Сверху справа находится диск выбора режима съемки. Такой же, как у Nikon D610 и более простых камер, вроде D7100.

Группа Scenes открывает доступ к 16 сюжетным программам. Среди них такая экзотика, как «Краски осени» и «Цветение». Группа Effects — это спецэффекты, которые можно использовать в фото- и видеосъемке. Среди них: «Ночное ви́дение», «Силуэт», «Высокий ключ» и т. д.

Под диском выбора режимов находится диск с выбором «протяжки» — единичные снимки, серийные, режимы тихой съемки и режим съемки с поднятым зеркалом.
Здесь мы видим разъем для батарейной рукоятки (приобретается отдельно) и гнездо аккумулятора.

Аккумуляторная батарея такая же, как у Nikon D810 — EN-EL15. По стандарту CIPA заряда хватает на 1230 снимков.

По формам Nikon D750 все же больше похожа на D610. Да и вес этих камер практически одинаковый, D750 легче на 10 граммов. Но, как обычно, мы продолжаем внешний осмотр осмотром «внутренним» — исследуем меню. И хотя меню никоновских зеркалок в общих чертах одинаковое, всегда можно найти интересные пункты, которые хорошо вписываются в возможности камеры или, напротив, несколько противоречат ее возможностям:



Давайте подведем итоги «наружного» обследования:

  • Самая главная «фишка» камеры — откидной экран. Пока Nikon D750 — одна из немногих полнокадровых зеркалок, которые позволяют комфортно снимать с вытянутых рук или от земли.
  • Внешне новая камера очень похожа на Nikon D610, но она чуть меньше и легче. И при этом гораздо мощнее: оснащена более мощным процессором, более совершенным модулем автофокуса, более совершенным датчиком экспозиции.
  • Кроме того, она оснащена встроенным модулем Wi-Fi и более ярким экраном RGBW — с белой точкой в каждом пикселе. И умеет снимать видео Full HD со скоростью 60 кадров прогрессивной развертки в секунду.
  • Но при этом — дороже, чем D610, примерно на 20 тысяч рублей.

Хотя мы все время сравнивали D750 с D610, пожалуй, главный конкурент новой камеры — Sony Alpha SLT-A99. Конечно, при этом надо держать в уме, что SLT-A99 — камера с полупрозрачным неподвижным зеркалом, а не полноценная зеркалка. Кроме того, похоже, что Sony не будет продолжать линию своих топовых SLT. А Nikon посмотрит, насколько большим будет успех D750, и от этого будет строить дальнейшую стратегию. Понятно, что на фоне общей стоимости цена откидного экрана не так велика; скорее всего, до появления D750 выпуск подобных моделей сдерживали стереотипы и соображения надежности.


Nikon D750 и конкуренты
  Матрица Чувств.
ISO
Дисплей Видео
стабилиз.
скорость
Вес,
размеры
Ориент.
цена, руб
Canon EOS
6D Mark
20 Мп CMOS
Full Frame
100 — 25 600
50 — 102 400*
3,0″ TFT
1 040 000 точек
фиксированный
Full HD 30p
нет
4,5 fps
775 г
145×111×71 мм
T-8458236
Nikon
D610
24 Мп CMOS
Full Frame
100 — 6400
50 — 25 600*
3,2″ TFT
921 600 точек
фиксированный
Full HD 30p
нет
6 fps
850 г
141×113×82 мм
T-10533681
Nikon
D750
24 Мп CMOS
Full Frame
64 — 12 800
32 — 51 200*
3,2″ TFT, RGBW
1 228 800 точек
откидной
Full HD 60p
нет
6,5 fps
840 г
141×113×78 мм
T-11037120
Sony Alpha
SLT-A99
24 Мп CMOS
Full Frame
100 — 25 600 3,2″ TFT
1 228 800 точек
откидной
поворотный
Full HD 60p
есть
6 fps
812 г
147×111×78 мм
T-8455665
Sony Alpha
7R
36 Мп CMOS
Full Frame
100 — 25 600 3,0″ TFT
921 600 точек
откидной
Full HD 60p
нет
4 fps
465 г
127×94×48 мм
T-10542306

* — в расширенном режиме.

Качество изображения — шумы

Мы привыкли, что расширенный диапазон чувствительности дает нам дополнительную светочувствительность, и об этом уже все сказано: расширенный диапазон — вещь сомнительной ценности. Мы получаем возможность снимать в полутьме, но снимки тонут в шумах.

В полнокадровых зеркалках диапазон ISO обычно расширяется не только в «плюс», но и в «минус», то есть в сторону уменьшения чувствительности. Что нам это дает? Если визуально сравнить тестовые снимки, сделанные на ISO 50 и ISO 100, то очень сложно сказать, зачем нужно «охлаждение» матрицы — принудительное снижение чувствительности до ISO 50; найти видимые различия практически невозможно. Если же рассматривать семплы вооруженным глазом, то есть измерять разрешение по ми́рам, все же можно заметить незначительный прирост на ISO 50. То есть эффект «охлаждения» в принципе есть, но его почти не видно. С другой стороны, это «почти» — весьма ценно для тех, кто старается выжать максимум возможного качества. Известно, что в системах Hi-End для прироста качества в 5% требуется увеличение цены вдвое. Примерно.

На фоне незначительного плюса пониженная чувствительность дает нам один незначительный минус. В настройках самой камеры ISO 80 обозначается как «Lo 0,3», ISO 64 — как «Lo 0,7», ISO 50 — как «Lo 1,0» («минус одна ступень EV вниз»). И все эти варианты оставляют поле EXIF ISO пустым. Не слишком удобный вариант для анализа или сортировки фотографий. И это особенность не только Nikon D750 — насколько помню, у Nikon D810 было то же самое.


  Nikon D750
тест «шумы»
серая карта
  RAW
выключенный фильтр шумов
JPG
фильтр шумов «нормальный»
ISO
50
ISO
800
ISO
3200
ISO
6400
ISO
12 800

Но в первую очередь нас, конечно, интересует не заполнение полей EXIF, а качество картинки. Как видите, оно остается довольно высоким вплоть до ISO 6400. Дальше артефакты растут, но не так заметно, как на «кропнутой» матрице. Все-таки полный кадр дает немалые преимущества для съемки в условиях низкой освещенности.

Еще мы видим, что шумодав Nikon D750 работает очень деликатно — символы серой карты начинают расплываться только на ISO 10 000. Правда, обработка серой карты — относительно простая задача для умного шумодава. Давайте посмотрим, как он обрабатывает более сложные фрагменты снимков нашего стенда.


Nikon D750
тест «шумы»
фрагменты снимков тестового стенда
RAW
фильтр выкл.
светлая сцена
JPG
фильтр вкл.
светлая сцена
RAW
фильтр выкл.
темная сцена
JPG
фильтр вкл.
темная сцена
Клик на каждом фрагменте раскроет окно, где он будет представлен в 6 вариантах:
с чувствительностью 100 — 800 — 1600 — 3200 — 6400 — 12 800 единиц ISO.

Тестовые снимки делались с объективом Nikon 24-85mm f/2.8-4D IF AF Zoom-Nikkor на фокусном расстоянии 50 мм, с диафрагмой f/9. Чтобы рассмотреть семплы, каждый фрагмент таблицы сверху придется раскрыть — кликнуть на фрагменте, чтобы развернулось полотно, где размещены варианты съемки этого фрагмента на разных значениях ISO. И еще желательно раскрыть каждое полотно в полный размер (нажмите F), так фрагменты лучше видны. Все это трудоемко, зато в сумме дает практически полную информацию: как камера снимает характерные изображения при разной освещенности, при выключенном и включенном шумодаве, в RAW и JPG.

Другое дело, что эта информация разрознена и не переведена в какую-либо зависимость. В качестве интегрального показателя худо-бедно можно использовать разрешение, измеренное с помощью радиальной миры. Но скорее худо и бедно, чем как-то еще. Пока изображение не начинает тонуть в шумах и (!) терять контрастность, миры показывают правду. Но по мере роста этих артефактов правды становится все меньше. Так что численные показатели могут лишь дополнить качественный анализ, но не могут его заменить.


Nikon D750
тест «шумы»
оценка разрешения
JPG
фильтр выкл.
JPG
фильтр норм.
RAW
фильтр выкл.

Обратите внимание, что RAW в центре кадра на низкой чувствительности дает более высокое разрешение, чем JPG. И хотя кажется, что разрыв небольшой, надо учитывать, что это разрыв на высоком уровне. RAW дает 0,92 линии на пиксель, что близко к теоретическому максимуму 1,0 lpp (lines per pixel). В тех же условиях JPG без шумодава дает только 0,8 линии. А JPG с шумодавом и того меньше — 0,74. «Шевеленку» камеры или иные причины здесь можно исключить хотя бы потому, что RAW и JPG с выключенным фильтром получены в одном снимке.

Мы уже видели подобную картину, когда тестировали Nikon D810. На низких и средних значениях чувствительности RAW опережает внутрикамерный JPG на 0,1 линии на пиксель. Это много! Это повод лишний раз понять, что съемка в RAW дает нам массу преимуществ (напомним, что даже уровень 0,7 линии на пиксель — это высокий результат, 0,8 — очень хороший, а 0,9 — превосходный). С другой стороны, внутрикамерный JPG смотрится совсем неплохо, замечательно передает мелкие детали. Конечно, лишь пока шумы относительно низкие — до ISO 6400 в светлых сценах и до ISO 3200 в темных.


Оптика — Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkor

 
ПроизводительNikon
Подробная информацияNikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkor
на сайте производителя
Тип объективас постоянным фокусным расстоянием
Фокусное расстояние20 мм
Минимальное расстояние фокусировки0,2 м
Диафрагмаf/1,8 — f/16
Стабилизаторнет
Привод автофокусавстроенный электродвигатель
(тип не указан)
Диаметр резьбы фильтра77 мм
Размеры, вес∅82,5×80,5 мм, 355 г
ЦенаT-11055735

Китовым объективом для Nikon D750 считается Nikon 24-120mm f/4G ED VR AF-S Nikkor, но к нам в лабораторию камера попала в другой компании, более светосильной.

Начнем с 20-миллиметрового фикса — Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkor, относительно крупного и дорогого. Впрочем, когда сама фотокамера стоит примерно 85 тысяч рублей, цена объектива в 38 тысяч не ужасает. Это техника для заработка или дорогого хобби.

Пару слов надо сказать о характере картинки, которую дает Nikon 20mm f/1.8G. Она слегка напомнила Samyang 10mm f/2.8 ED AS NCS. Характер картинки такой, будто съемка ведется с поляризационным фильтром, который гасит блики, а контрастность делает чуть неправдоподобной. У Samyang 10mm этот эффект очень сильный, у Nikon 20mm — заметный. Скорее всего, схожий «почерк» объективов связан с применением покрытия Nano Crystal Coat. И, пожалуй, у Nikon 20mm эффект очень хорошо дозирован. Если он слишком сильный — быстро приедается. А если «чуть-чуть», то очень качественно подкрашивает фотографии, без лишнего ухода в нереальность.

Но давайте посмотрим, как Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkor справляется с «геометрией» и «хроматикой».


Nikon 20mm f/1.8G. ФР = ЭФР = 20 мм



Фокус у Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkor один — короткий, 20 мм. И на этом фокусе мы наблюдаем весьма умеренную «бочку» с дисторсией D = −1,06 по вертикали и D = −0,82 по горизонтали. То есть Nikon 20mm практически не искажает видимое пространство, для широкоугольника такое «чуть-чуть» можно не считать за искажение. Думаю, в групповой съемке в помещении Nikon 20mm даст очень хороший результат с почти незаметными искажениями, хотя очень часто даже дорогие объективы на ЭФР порядка 20 мм превращают череп стоящего с краю снимка человека в деформированный, как у лучших представителей майя, если в профиль.

Теперь займемся разрешением. Тест объектива проводится на низкой чувствительности, то есть радиальные миры точно показывают, где объектив выдает четкую картинку, а где размазывает. Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkor не размазывает нигде — начиная от самой широкой диафрагмы f/1,8 и до самой узой f/16 объектив держит четкую картинку. Разрешение в центре кадра не опускается ниже 0,8 линии на пиксель, разрешение на краю кадра очень редко опускается ниже 0,7 линии на пиксель, то есть это резкая картинка по всему полю.


Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkor
зависимость разрешения от диафрагмы
Центр кадра — JPG Край кадра — JPG
Центр кадра — RAW Край кадра — RAW

Как видите, разрешение на каждом значении диафрагмы остается высоким, нигде нет замыливания, причем RAW дает более высокое разрешение, чем JPG. Это нормально, и по идее RAW и JPG должны давать похожую зависимость — ведь они представляют один и тот те кадр, одновременно записанный в разных форматах. Но, как ни странно, зависимости они дают разные — это характеризует, скорее, не объектив, а камеру Nikon D750. Или, если точнее, особенности внутрикамерного JPG, который как бы сглаживает зависимость от диафрагмы и чуть опускает разрешение — в среднем на 0,1 линии на пиксель.


Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkor
зависимость разрешения от диафрагмы
JPG RAW

В любом случае можно констатировать, что Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkor дает стабильно высокое разрешение по всему полю кадра. Теперь давайте посмотрим, на что способен этот объектив по части «хроматики». Здесь нас, увы, ждет небольшое разочарование:


Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkor
уровень хроматических аберраций на разных диафрагмах
Центр кадра — JPG Край кадра — JPG
Центр кадра — RAW Край кадра — RAW

В центре кадра «хроматика» близка к нулю — как у любого нормального объектива. Но на краю она «цветет»: по нашим расчетам, на уровне 6-8 процентов. Впрочем, это видно и без расчетов, невооруженным глазом. На широкой диафрагме f/1,8 мы также видим заметное падение яркости на краю кадра и весьма заметный уровень хроматических аберраций. На средних диафрагмах уровень «хроматики» становится чуть ниже, но на узких снова вырастает до 8 процентов (наша программа оценивает процент подкрашенных пикселей на поле тестовой мишени).

И еще интересный момент: хотя семплы JPG и RAW — это, по сути, один кадр, уровень «хроматики» в RAW, как видите, заметно выше. Значит, при записи JPG Nikon D750 слегка подправляет «хроматику».


Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkor. Итоги

Теперь можно разложить плюсы и минусы «широкоугольника» Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkor.

    Плюсы:

  • Высокое разрешение по всему полю кадра — и в центре, и на периферии
  • Очень высокая светосила
  • Практически идеальная геометрия кадра, дисторсия для «широкоугольника» очень умеренная
  • Высокая скорость и точность фокусировки

Минусы:

  • Довольно высокий уровень хроматических аберраций на краю кадра
  • Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkor не оснащен стабилизатором
  • Относительно высокая цена объектива

Но несмотря на минусы, можно сказать, что Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkor — весьма достойный объектив, который будет хорош и в пейзажной, и в групповой портретной съемке. Производитель утверждает, что он также хорош в видеосъемке; вполне возможно, что это так и есть — для съемки общего и среднего плана. Но надо быть экспертом по части видео, чтобы уверенно подтвердить это или опровергнуть. Я не берусь.



Оптика — Nikon 24-85mm f/2.8-4D IF AF Zoom-Nikkor

 
ПроизводительNikon
Подробная информацияNikon 24-85mm f/2.8-4D IF AF Zoom-Nikkor
на сайте производителя
Тип объективас переменным фокусным расстоянием
Фокусное расстояние24 — 85 мм
Режим «макро»есть, увеличение 2:1 в диапазоне ФР 35—85 мм
Минимальное расстояние фокусировки0,5 м (0,21 м в режиме «макро»)
Диафрагмаf/2,8 и f/4,0 — максимальная
f/22 и f/32,0 — минимальная
Стабилизаторнет
Фокусировкавнутренняя
Диаметр резьбы фильтра72 мм
Размеры, вес∅78,5×82,5 мм, 545 г
ЦенаT-969582

Второй объектив, попавший к нам в комплекте с Nikon D750 — уже немолодая модель Nikon 24-85mm f/2.8-4D IF AF Zoom-Nikkor, которая выпускалась, насколько помню, с 2000 по 2012 годы. Больше она не выпускается, но еще продается и будет продаваться в ближайшие годы. Короче, заслуженный объектив, мы его с удовольствием взяли на тестирование — отчасти затем, чтоб было с чем сравнивать более новые модели. И еще потому, что отзывы о нем на разных форумах весьма противоречивые, от «полное мыло» до «сам ты мыло, сначала руки выпрями».


Nikon 24-85mm f/2.8-4D. ФР = ЭФР = 24 мм


На коротком «фокусе» Nikon 24-85mm f/2.8-4D демонстрирует вертикальную «бочку». Не в том смысле, что она поставлена на дно, просто по вертикали дисторсия весьма заметна — D = −2,76, а по горизонтали почти незаметна — D = −0,29. Короче, снимать на широком угле групповые портреты не надо. На краю кадра, ближе к верхнему или нижнему краю, искажения будут немалыми.


Nikon 24-85mm f/2.8-4D IF AF Zoom-Nikkor
ЭФР = ФР = 24 мм
зависимость разрешения от диафрагмы
Центр кадра — JPG Край кадра — JPG
Центр кадра — RAW Край кадра — RAW

На «коротком» фокусе Nikon 24-85mm f/2.8-4D показывает неплохое разрешение в центре кадра — на средних диафрагмах это порядка 0,75 линии на пиксель по показаниям радиальных мир в JPG и порядка 0,8 в RAW. Но на широкой диафрагме f/2,8 разрешение падает до 0,55 линии на пиксель (это к вопросу о том, что высокая светосила у некоторых объективов реально не работает, поскольку открытая диафрагма сильно замыливает картинку).

На этом фоне узкая диафрагма f/22 дает лучший результат — порядка 0,6 линии на пиксель. А край кадра во всем диапазоне отстает от центра примерно на 0,1 (это обычная картина для большинства объективов).


Nikon 24-85mm f/2.8-4D IF AF Zoom-Nikkor
ЭФР = ФР = 24 мм
зависимость разрешения от диафрагмы
JPG RAW

При подготовке этой статьи мы впервые заметили, что варианты одного кадра, записанные в RAW и JPG, дают разные картины хроматических аберраций. Ну, не кардинально различающиеся, но все же весьма непохожие. Понятно, что объектив здесь ни при чем — здесь с «хроматикой» играет камера. Но в тестах объектива всегда приходится учитывать влияние камеры, и кроме того, есть сильное подозрение (пока не проверенная гипотеза), что «почерк» фотокамер одного класса одного производителя будет сходным. И Nikon D810, и Nikon D610 показали бы на месте D750 нечто подобное. Думаю, Nikon D610 окажется в нашей лаборатории довольно скоро, и мы эту гипотезу проверим. А возможно, проверим еще раньше — на примере Canon 6D.


Nikon 24-85mm f/2.8-4D IF AF Zoom-Nikkor
ЭФР = ФР = 24 мм
уровень хроматических аберраций на разных диафрагмах
Центр кадра — JPG Край кадра — JPG
Центр кадра — RAW Край кадра — RAW

Даже поверхностного взгляда на семплы в этой таблице достаточно, чтобы заметить, что на краю кадра хроматика в RAW отличается от хроматики в JPG и по цветам, и по интенсивности. Скорее всего, при формировании JPG хроматические аберрации подавляются. Причем довольно удачно на средних и узких диафрагмах, и относительно неудачно — на широких.


Nikon 24-85mm f/2.8-4D IF AF Zoom-Nikkor
ЭФР = ФР = 24 мм
уровень хроматических аберраций на разных диафрагмах
JPG RAW

Понятно, что при «проявке» RAW мы сами можем «поколдовать» и частично подавить «хроматику», но это потребует дополнительного времени, порой немалого. Поэтому в тестах мы даем картину «как она есть» — как она получается с настройками по умолчанию.


Nikon 24-85mm f/2.8-4D. ФР = ЭФР = 34 мм


На среднем фокусном расстоянии 34 мм «геометрия» превращается в умеренную «подушку». По вертикали дисторсия становится равна D = 0,96, а по горизонтали — D = 0,77. Конечно, такая «подушка» заметна на глаз, но кадр сильно не испортит.

Чтобы не перегружать статью «вырезками» из тестовых фотографий, дальше мы представим обработанные данные по разрешению и «хроматике». Если же у вас возникнет желание внимательно просмотреть тестовые снимки, в конце статьи вы найдете блок, где тестовую съемку можно скачать полностью, и в RAW, и в JPG.


Nikon 24-85mm f/2.8-4D IF AF Zoom-Nikkor
ЭФР = ФР = 34 мм
зависимость разрешения от диафрагмы
JPG RAW

Разрешение на среднем фокусе 34 мм немного «скачет», но в целом остается высоким — в диапазоне 0,65—0,85 линии на пиксель. Бросающейся в глаза разницы между показателями RAW и JPG здесь нет, а край кадра по разрешению периодически обгоняет центр. В целом картина весьма достойная и похожа на работу высококлассного объектива.


Nikon 24-85mm f/2.8-4D IF AF Zoom-Nikkor
ЭФР = ФР = 34 мм
уровень хроматических аберраций на разных диафрагмах
JPG RAW

То же можно сказать и о «хроматике». В JPG она вообще еле отрывается от нулевого уровня, в RAW — несколько выше, но не выходит за границу 4 процентов. Такую картину также обычно «рисуют» высококлассные объективы. Словом, при фокусном расстоянии 34 мм Nikon 24-85mm f/2.8-4D работает на высоком уровне.


Nikon 24-85mm f/2.8-4D. ФР = ЭФР = 62 мм


Посмотрим, продержится ли объектив на высоком уровне, если увеличить фокусное расстояние до 62 мм. «Подушка» дисперсии на этом фокусном расстоянии становится более заметной, но держится в рамках приличий. Хотя даже в таких рамках лучше не располагать ключевые объекты близко к краю кадра. Дисперсия по вертикали равна D = 1,64, дисперсия по горизонтали — D = 1,12.



Nikon 24-85mm f/2.8-4D IF AF Zoom-Nikkor
ЭФР = ФР = 62 мм
зависимость разрешения от диафрагмы
JPG RAW

Разрешение показывает чуть менее радужную картину, чем на ФР 34 мм. Но все равно в диапазоне f/5 — f/25 не опускается ниже 0,65 линий на пиксель, а поднимается в варианте RAW аж до 0,9. А за пределами указанного диапазона опускается до 0,5. Это уже не вяжется с работой высококлассного объектива, это типичная картина для зум-объектива средней цены.


Nikon 24-85mm f/2.8-4D IF AF Zoom-Nikkor
ЭФР = ФР = 62 мм
уровень хроматических аберраций на разных диафрагмах
JPG RAW

Что касается «хроматики» — она продолжает радовать почти полным своим отсутствием. В JPG она по-прежнему еле отрывается от нулевого уровня, в RAW — не превышает 4 процентов. В целом на фокусном расстоянии 62 мм Nikon 24-85mm f/2.8-4D уже не так хорош, как на 34 мм, но держит неплохой уровень.


Nikon 24-85mm f/2.8-4D. ФР = ЭФР = 85 мм


И наконец, посмотрим, как Nikon 24-85mm f/2.8-4D ведет себя на «длинном фокусе» — на 85 миллиметрах. «Подушка» на 85 миллиметрах становится чуть более вертикальной — дисперсия по вертикали растет до D = 2,52. А по горизонтали даже чуть уменьшается — D = 1,06.



Nikon 24-85mm f/2.8-4D IF AF Zoom-Nikkor
ЭФР = ФР = 85 мм
зависимость разрешения от диафрагмы
JPG RAW

Возьмем за порог качества 0,65 линии на пиксель — будем считать, что ниже этого порога фотографии получаются замыленными (по меркам зеркалки высокого класса). На длинном «фокусе» Nikon 24-85mm f/2.8-4D, как правило, держится выше этого порога. Но открытая диафрагма нас не порадует. Она сбросит разрешение в среднем до 0,55 линии на пиксель. Чуть выше будет разрешение при узких диафрагмах от f/20. Но и оно уйдет ниже намеченного порога 0,65 линии на пиксель.


Nikon 24-85mm f/2.8-4D IF AF Zoom-Nikkor
ЭФР = ФР = 85 мм
уровень хроматических аберраций на разных диафрагмах
JPG RAW

«Хроматика» длинного фокуса у Nikon 24-85mm f/2.8-4D вырастает. Скорее всего, именно график RAW показывает истинную картинку, на нем хроматические аберрации очень заметны, находятся на уровне 5 процентов в центре кадра (для центра это много!) и на уровне 8 процентов на краю. График JPG показывает почти нулевой уровень, так что с «хроматикой» успешно можно бороться. Но тем, кто снимает в RAW, придется бороться самостоятельно.


Nikon 24-85mm f/2.8-4D. Итоги

Теперь мы про этот объектив знаем почти всё, можно подводить черту плюсов:

  • При средних диафрагмах довольно высокое разрешение по всему полю кадра
  • Относительно высокая светосила
  • Хорошая скорость и точность фокусировки
  • Хорошо работающий режим «макро»

И черту минусов:

  • На коротком и длинном «фокусе» наблюдается довольно высокий уровень хроматических аберраций
  • Nikon 24-85mm f/2.8-4D не оснащен стабилизатором
  • При открытой диафрагме разрешение падает ниже 0,65 линии на пиксель. Изображение очевидно замыливается. Особенно сильно этот эффект проявляется на краях — на коротком и на длинном фокусном расстоянии

Понятно, что производители зумов обходят массу подводных камней, чтобы вытянуть характеристики объектива на максимум (в заданных условиях, как обычно). Если разобраться, Nikon 24-85mm f/2.8-4D тянет на звание светосильного объектива только в середине фокусного диапазона. А на его краях широко открытая диафрагма (т. е. высокая светосила) делает картинку недостаточно четкой — недостаточно для зеркалки высокого уровня. С другой стороны, по меркам зеркалок высокого уровня Nikon 24-85mm f/2.8-4D — объектив «бюджетный». Стоит не очень дорого, но не всегда оказывается на высоте.


Особенности Nikon D750

Скорость, автофокус

Мы попробовали Nikon D750 с двумя объективами. И поскольку Nikon 20mm f/1.8G заметно быстрее, чем Nikon 24-85mm f/2.8-4D, можно сказать, что в режиме обычной съемки зеркалка не тормозит, ее работу может подтормаживать объектив.

В режиме Live View, разумеется, подтормаживает сама зеркалка. И хотя этот режим вообще не отличается высокой скоростью, можно уверенно сказать, что у Nikon D750 он намного более быстрый, чем, допустим, у Nikon D7100 — как и должно быть.

Идем дальше, к скорости серийной съемки. Здесь все непросто. Если в установках написано «High Continuous», не надо переводить это как «высокоскоростная непрерывная». Потому что настоящая высокоскоростная называется по-другому.

Впрочем, давайте ближе к делу. Максимальная серия у Nikon D750 — сотня кадров. В установках можно задать меньшее число, но мы оставили по умолчанию сотню кадров в серии. Это первое.

Обычно зеркалки быстро отщелкивают какую-то порцию, в реально скоростном режиме заполняют буфер, а потом относительно медленно продолжают щелкать с заполненным буфером. У Nikon D750 все не так — или как правило не так. Камера в большей части режимов «щелкает» сотню кадров с одной скоростью. Потом буквально через секунду она снова готова отщелкать следующую сотню. Для этого надо отпустить и снова нажать кнопку спуска. Это второе.

И третье. В режиме низкоскоростной съемки можно устанавливать скорость — от 1 до 6 кадров в секунду. Самую высокую скорость Nikon D750 показала именно в этом режиме — «низкоскоростная съемка, 6 кадров в секунду» (для сравнения — в высокоскоростном режиме максимальная скорость была 2,9 fps). JPG высшего качества она отщелкала со скоростью 5,78 fps, целую сотню, без замедления. А RAW высшего качества (14 бит, без дополнительного сжатия) — 21 кадр со скоростью 5 fps. Одновременно RAW и JPG в этом режиме камера снимала медленно — 38 кадров со скоростью 2,61 fps.

Это главное. А детали вы можете найти в таблицах:


Скоростная съемка JPG RAW RAW + JPG
скорость / количество кадров до заполнения буфера 2,9 fps / 100 2,87 fps / 100 2,88 fps / 30
скорость / количество кадров после заполнения буфера 2,9 fps / 100* 2,87 fps / 100* 2,07 fps / 70
* — после повторного нажатия кнопки «спуск».

Серийная съемка 4 fps JPG RAW RAW + JPG
скорость / количество кадров до заполнения буфера 2,26 fps / 100 2,49 fps / 100 2,24 fps / 100
скорость / количество кадров после заполнения буфера 2,26 fps / 100* 2,49 fps / 100* 2,24 fps / 100*
* — после повторного нажатия кнопки «спуск».

Серийная съемка 6 fps JPG RAW RAW + JPG
скорость / количество кадров до заполнения буфера 5,78 fps / 100 5,0 fps / 21 2,61 fps / 38 кадров
скорость / количество кадров после заполнения буфера 5,78 fps / 100* 2,95 fps / 79 2,05 fps / 62
* — после повторного нажатия кнопки «спуск».

Тихая съемка JPG RAW RAW + JPG
скорость / количество кадров до заполнения буфера 2,87 fps / 100 2,04 fps / 100 кадров 2,07 fps / 100 кадров
скорость / количество кадров после заполнения буфера 2,87 fps / 100* 2,04 fps / 100* 2,07 fps / 100*
* — после повторного нажатия кнопки «спуск».

Испытания проводились с объективом Nikon 20mm f/1.8G и скоростной картой SanDisk Extreme Pro 16 ГБ 95 МБ/с. Фонограммы записи испытаний можно скачать в разделе «Тестовые материалы для скачивания». На всякий случай напоминаю, что мы всегда при проверке скорости съемки устанавливаем JPG и RAW на максимальное качество. Видимо, именно поэтому Nikon D750 не выдала обещанных производителем 6,5 fps — скорее всего, эту скорость камера выдает, снимая JPG среднего качества или уменьшенного формата.


Съемка на высокой чувствительности

Установки высокой чувствительности, выходящей за рамки стандартного диапазона, задаются не как единицы ISO, а как дополнительные ступени EV. Для выбора ISO 16 000 в настройках камеры надо указать «Hi 0,3», ISO 20 000 — «Hi 0,7», ISO 25 600 — «Hi 1,0», ISO 51 200 — «Hi 2,0» (две ступени EV вверх, в сторону увеличения ISO).

Все эти значения ISO не прописываются в EXIF (как и пониженная чувствительность). Возможно, таким образом Nikon сообщает пользователям, что расширенный диапазон — это нечто «недокументированное», дань требованиям рынка, за которые производитель ответственности не несет. Рынок требует — мы предоставляем такую возможность. Но эта шумная картинка не соответствует стандартам Nikon.


  Nikon D750
тест «шумы»
серая карта
  RAW
выключенный фильтр шумов
JPG
фильтр шумов «нормальный»
ISO
16 000
ISO
25 600
ISO
51 200

Как видите, действительно, не соответствует. От большого горя можно «подняться» на значения ISO выше 12 800. От избытка художественного замысла — тоже можно. Но понятие «качественная фотография» на этих высотах размывается — и с шумодавом, и без него.

Впрочем, это и так понятно. Наши тесты лишь в очередной раз подтверждают, что съемка на чувствительности выше ISO 12 800 даже с полнокадровой матрицей — это пока навязанная рынком фикция (почти с тем же успехом можно добавить две ступени при проявке RAW).


Видео

К съемке видео Nikon D750 надо привыкнуть, почувствовать ее особенности, поскольку выбор неверного режима обязательно приведет к очень неторопливой или вовсе неправильной фокусировке.

У камеры есть четыре режима: АФ с приоритетом лица — для съемки портретов, широкая область АФ — для съемки пейзажей или общего плана, нормальная область АФ — для точной фокусировки в выбранной точке кадра (точка выбирается мультиселектором). И еще один хитрый режим — ведение объекта АФ с помощью мультиселектора, точка фокусировки располагается над ведомым объектом.

Если ни один из режимов не подходит к вашей сцене, придется переходить на ручное управление или время от времени помогать автофокусу, нажимая до половины кнопку спуска. При съемке с большого расстояния — хотя бы нескольких метров — камера неплохо справляется с простыми сюжетами. Если сюжет усложняется, если в сцене появляются несколько заметных (крупных, контрастных) объектов, камера без вашей подсказки не разберется. Наивно думать, что она сама поймет, какой из нескольких объектов в кадре главный. В этом случае либо автофокус будет метаться между объектами (если это человеческие лица), либо главный объект надо вести самостоятельно. Причем здесь нет точного рецепта — в одних случаях удобнее пользоваться мультиселектором, в других — ручным фокусом.



К этому ролику я пытался подобрать автоматический режим, который справился бы со всеми сложностями (близкое расстояние, множество равноценных объектов в кадре). Но в конце концов мне пришлось периодически помогать камера сфокусироваться, нажимая до половины кнопку спуска. Если бы эту сцену пришлось снимать для какого-то фильма, вести чистовую съемку, я бы перешел на ручное управление.


Итоги

Итак, вся информация собрана, можно суммировать плюсы Nikon D750:

  • D750 — достойный представитель своего класса. Конечно, камера уступает D810 и по разрешению, и по шумам, но выигрывает за счет цены и расширенного набора функций (любительских, сюжетных программ в первую очередь).
  • D750 оснащена встроенным модулем Wi-Fi.
  • D750 оснащена откидным экраном — уникальное явление для зеркалки высокого уровня.

На фоне плюсов минусы кажутся мелкими, но они есть:

  • У D750 немного странный режим скоростной съемки: скоростная серийная съемка медленнее, чем обычная.
  • Значения чувствительности, не входящие в основной диапазон, не прописываются в данных EXIF.
  • Невозможна одновременная видеозапись и фотосъемка (фотоснимок во время видеосъемки останавливает запись видео).

Итак, Nikon D750 — замечательно сбалансированная по функциям, качеству, цене зеркальная камера высокого класса, в которой проглядывают черты среднего класса (сюжетные программы, откидной экран). Думаю, попытка скрестить зеркалку среднего с зеркалкой высокого уровня удалась. В лице D750 мы получили аппарат, который можно использовать на профессиональном и любительском уровне. Причем эти возможности друг друга не «подсаживают».

На цену Nikon D750 хочется посетовать, но понимаешь, что фотокамера своих денег стоит. Если позволяет бюджет и есть желание обзавестись зеркалкой Full Frame, Nikon D750 — достойный представитель своего класса, и при этом камера новаторская.


Галерея

В галерее кадры, как обычно, ранжированы по чувствительности — от ISO 100 до ISO 3600. К сожалению, многие кадры демонстрируют не качество Nikon D750, а особенности Nikon 24-85mm f/2.8-4D IF AF Zoom-Nikkor — объектив явно не дотягивает до возможностей камеры, хотя очень красиво размывает фон. Обратите внимание, как нежно работает встроенная вспышка Nikon D750: даже при съемке в упор она почти не портит кадры (немного выбеливает кожу лица, оставляет неглубокие тени).


Галерея



Тестовые материалы для скачивания
Тест «шумы» Nikon D750, JPG, высокая освещенность, шумодав выкл., 200 МБ
Nikon D750, JPG, низкая освещенность, шумодав выкл., 207 МБ
Nikon D750, JPG, высокая освещенность, шумодав норм., 201 МБ
Nikon D750, JPG, низкая освещенность, шумодав норм., 187 МБ
Nikon D750, RAW, высокая освещенность, 546 МБ
Nikon D750, RAW, низкая освещенность, 496 МБ
Тест «оптика» Nikon D750, Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkor, JPG, 256 МБ
Nikon D750, Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkor, RAW, 612 МБ
Nikon D750, Nikon 24-85mm f/2.8-4D IF AF Zoom-Nikkor, JPG, 513 МБ
Nikon D750, Nikon 24-85mm f/2.8-4D IF AF Zoom-Nikkor, RAW, 1,2 ГБ
Видео Видеоролик 1 минута 22 секунды, 1920×1080@60p, 223 МБ
Серийная съемка Аудиозаписи теста «серийная съемка», 2,8 МБ
Галерея Галерея в JPG (521 МБ)
Галерея в RAW (1,09 ГБ)


  Редакция выражает благодарность компании «Nikon»
за предоставленную на тестирование фототехнику

  Редакция сердечно благодарит компанию Ricoh и полиграфическую студию «Принт-Ателье» за консультации и помощь в создании тестового стенда. Тестовые фрагменты стенда были выведены на непрозрачные носители с помощью системы промышленной полноцветной печати Ricoh Pro C5100S, а также — на прозрачные носители по технологиям «Принт-Ателье».




Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.