Объективы Fujinon XF 35mm F1,4 R и Fujinon XF 35mm F2 R WR

Закон парных случаев



Каждому врачу, который практиковал хотя бы несколько лет, известно такое выражение — закон парных случаев. Оно обычно не используется в официальной медицинской литературе, но часто употребляется в обиходе. Вот в чем состоит смысл этого закона, который, на самом деле, вовсе и не закон, а эмпирическое правило: если ты в своей практике столкнулся с редким и сложным случаем, когда традиционный подход к диагностике или лечению оказался неэффективным, то в скором времени следует ожидать повторения такого случая, причем с достаточным количеством подробностей. Понимание закона парных случаев в медицинской практике имеет скорее позитивный оттенок, чем негативный, ибо свидетельствует о том, что опыт, полученный при распутывании сложной ситуации с заболеванием или травмой, пригодится довольно скоро и будет использован с успехом. Наш сегодняшний случай сродни этому медицинскому закону. Мы будем исследовать возможности двух оптических приборов, которые имеют больше сходных черт, чем отличий, и метод, который мы станем использовать в процессе исследований, будет тоже парным: одинаковые сцены и сюжеты мы будем фотографировать примерно в одно и то же время поочередно двумя объективами, а затем сравним полученные результаты.

Явление «полтинников»

Камеры Fujifilm с байонетом X оснащаются матрицами APS-C (23,6×15,6 мм), поэтому объектив с фокусным расстоянием 35 мм создает на них изображение приблизительно такого размера, который формирует на полнокадровых матрицах (24×36 мм) объектив с фокусным 53 мм (35×1,5=52,5 мм).

Оптика с фокусным расстоянием «50 мм и около» (на деле, 45—58 мм) с пленочных времен считается универсальной, предназначенной для любых сюжетов, начиная с репортажной, портретной и пейзажной фотографии и заканчивая предметной съемкой. Это продиктовано тем обстоятельством, что масштаб создаваемого ею изображения примерно соответствует тому, который «рисуют» наши глаза. К тому же спроектировать и выпускать большими сериями качественные объективы с таким фокусным расстоянием проще, чем широкоугольники и телевики. Поэтому объективы «50 мм и около» часто называют еще и «стандартными» (на деле в этом нет никакой стандартизации), а на фотографическом жаргоне их именуют «полтинниками».

Сегодня мы расскажем о двух таких объективах для камер Fujifilm с матрицами APS-C: Fujinon XF 35mm F1,4 R и Fujinon XF 35mm F2 R WR.

Спецификации

Приведем характеристики испытуемых по данным Fujifilm и по результатам наших измерений.

Объектив (полное наименование)Fujinon XF 35mm F1,4 RFujinon XF 35mm F2 R WR

Дата анонса9 января 2012 г.21 октября 2015 г.
Фокусное расстояние35 мм35 мм
Эквивалент фокусного расстояния (для матриц APS-C)53 мм53 мм
БайонетFujifilm XFujifilm X
Максимальная диафрагмаF1,4F2
Минимальная диафрагмаF16F16
Число лепестков диафрагмы7 (прямые)9 (скругленные)
Элементов8 (из них один асферический) в 6 группах9 (из них два асферических) в 6 группах
Просветляющее покрытиеSuper EBC*Nano-GI**
Минимальная дистанция фокусировки0,28 м0,30 м
Угол обзора44,2°44,2°
Максимальное увеличение0,17 крат0,135 крат
Автофокусировкас удлинением объективавнутренняя
Привод автофокусировкимикромоторшаговый двигатель
Стабилизациянетнет
Защита от пыли и влагинетесть
Резьба для светофильтров∅52 мм∅43 мм
Размеры (диаметр × длина)∅65×54,9 мм∅60×45,9 мм
Вес187 г170 г
ЦенаT-8253823T-13045708
* EBC — Electron Beam Coating
** GI — Gradient Index

Прежде чем углубиться в описание сходств и различий героев нашего закона парных случаев, хотим отметить одну приятную особенность большинства объективов Fujinon: они оснащаются передними крышками традиционной конструкции (с подпружиненными фиксаторами), но оригинального дизайна, благодаря чему легко и быстро снимаются, не требуют подгонки при надевании, не слетают при случайном задевании пальцами. По сравнению с аналогичными изделиями других производителей, передние крышки Fujifilm — самые удобные в работе и самые надежные. Именно такими крышками комплектуются оба наших «полтинника». Конечно, это отнюдь не главное достоинство оптики вообще и наших испытуемых в частности, но не указать на него мы просто не могли.

Передняя крышка объектива Fujinon: тот же принцип удержания в переднем кольце объектива, что и у других, но больше удобства при надевании и надежности при фиксации

Сходство

Оптическая пара Fujinon XF 35mm F1,4 R и Fujinon XF 35mm F2 R WR объединена не только величиной фокусного расстояния, но и общим планом конструкции, или компоновкой, характерной для объективов Fujinon X-mount вообще. Корпуса, фланцы стыковочных узлов байонета, кольца управления диафрагмой и фокусировкой — цельнометаллические, выглядят весьма внушительно и солидно, вызывая при первичном осмотре и дальнейшей работе ощущение добротности изготовления и высокой надежности. Более широкие фокусировочные кольца расположены у передних линз, а более узкие кольца установки диафрагм — у байонета. Это позволяет быстро выработать нужную привычку в обращении с объективами; путаница возникает только в первые минуты перехода к работе с ними от другой фотографической системы.

Крепления объективов Fujinon XF 35mm F2 R WR (слева) и Fujinon XF 35mm F1,4 R

Фокусировка и диафрагмирование в автоматическом и ручном режимах производятся исключительно встроенной электроникой, хотя для ручного управления и предусмотрены соответствующие кольца. Однако механического управления диафрагмой и фокусировкой нет. По счастью, наводка на резкость в ручном режиме почти избавлена от инерции электронно-механической системы, когда перемещение фокусировочной группы линз отстает от вращаемого фотографом кольца.

Наводиться на резкость по шкале расстояний, используя глубину резкости, нельзя, да такой шкалы и нет ни на одном из объективов. На наш взгляд, это не добавляет удобства, но, вместе с тем, и не станет препятствием при съемке в подавляющем большинстве ситуаций. Влияние мировой тенденции налицо: объективы проектировались с приоритетом работы фокусировки в автоматическом, а не ручном режиме.

Управление диафрагмой предусмотрено с шагом в 1/3 ступени. Его можно выполнять без визуального контроля, совершенно не отрываясь от видоискателя, поскольку в каждом из положений кольцо диафрагмирования отзывается четким щелчком, ощутимым и тактильно, и на слух (у Fujinon XF 35mm F1,4 R звук более резкий, чем у «младшего брата»).

Органы управления объективами: 1 — фокусировочное кольцо, 2 — кольцо диафрагмирования

На этом сходство «полтинников» заканчивается; у каждого начинается «своя игра».

Различия

Самым главным и наиболее заметным из различий у наших испытуемых является, конечно же, светосила, разница в которой в пользу «старшего» Fujinon XF 35mm F1,4 R составляет целую ступень экспозиции (f/1,4 против f/2). Это, безусловно, принципиальный момент, который нельзя компенсировать никакими другими достоинствами. Однако в Fujinon XF 35mm F2 R WR, который увидел свет на 3 года и почти 9 месяцев позднее предшественника, нас подкупают высокое техническое совершенство, эволюционная новизна и менее высокая цена.

В обоих объективах используется многослойное просветляющее покрытие линз. У Fujinon XF 35mm F2 R WR оно называется Electron Beam Coating, подразумевает традиционное ионное напыление под глубоким вакуумом с помощью электронного пучка и состоит из одиннадцати (!) слоев. У Fujinon XF 35mm F2 R WR используется более совершенное Nano Gradient Index Anti-Reflective Coating. Оно подразумевает осаждение на поверхности линз специальных наноэлементов, создающих градиентные изменения рефракции оптической системы в зависимости от толщины слоя и плотности расположения активных частиц. Такое покрытие позволяет не «впитать», как это делает традиционное многослойное покрытие, а как бы «отсечь» паразитные отражения за счет формы, размеров и взаимного расположения наночастиц.

Просветляющее покрытие из наночастиц (Nano-GI Anti-Reflective Coating), применяемое в объективах Fujinon XF 35mm F2 R WR, эффективнее, чем традиционное многослойное, подавляет отражения от поверхностей линз (оригинальная схема Fujifilm)

Fujinon XF 35mm F2 R WR немного легче, ощутимо компактнее и обладает более совершенной оптической схемой, в которой для повышения резкости изображения использован не один, как у «старшего брата», а два недешевых элемента асферической конструкции. Fujinon XF 35mm F1,4 R тоже не лишен технологических ухищрений, но они все же скромнее, чем у последователя.

Немаловажно и то, что «младший брат» обладает защитой от влаги и пыли, о чем свидетельствуют буквы WR (Weather Resistance) в названии объектива. Производитель гарантирует его бесперебойную работу при температуре окружающего воздуха до −10 градусов, и это особенно важно при учете, во-первых, специфики климата нашей страны, а во-вторых, того обстоятельства, что последние флагманские камеры Fujifilm X-Pro2 и X-T2 обладают такой же защитой и морозостойкостью.

У «младшего брата» диафрагма 9-, а не 7-лепестковая, причем лепестки эти скругленные, что должно улучшить рисунок размытия заднего плана не только на максимальном раскрытии, но и при диафрагмировании (вплоть до f/16).

Передовые преобразования затронули автоматическую фокусировку. У Fujinon XF 35mm F2 R WR ее приводом служит шаговый двигатель, работающий почти бесшумно, очень быстро и исключительно точно. Если привод автофокусировки у Fujinon XF 35mm F1,4 R должен хотя бы пару раз дернуть ведомую группу линз вместе с передним кольцом объектива вперед-назад и не может скрыть возникающего при этом взвизгивания, то у «младшего» все происходит почти бесшумно и безо всякого удлинения объектива (краткое название такого метода — внутренняя фокусировка).

Стендовые испытания

Взглянем на результаты испытаний в нашей лаборатории. Результаты приведены на диаграммах и фотоснимках ниже.

Fujinon XF 35mm F1,4 R

Fujinon XF 35mm F1,4 R
ФР=35 мм, ЭФР=53 мм
Разрешение, радиальные миры
центр кадра край кадра
Дисторсия, хроматические аберрации
центр кадра край кадра

В центре кадра даже при значительном раскрытии диафрагмы (f/2—f/2,8) объектив демонстрирует высокую разрешающую способность. Причем она выглядит весьма завидной даже в кругу элитной оптики с фиксированным фокусным расстоянием, и, вероятно, многие «полтинники» других систем отдали бы многое за такие показатели.

Резкость на максимальном раскрытии (f/1,4) отличная; даже непривычно, что этот объектив можно использовать без традиционного «прикрытия» на полстопа.

Не вполне понятно резкое падение разрешение при f/5,6 и ниже. Но это, быть может, цена за отличные показатели на высоком раскрытии или же особенности конкретного экземпляра объектива.

По краям кадра разрешение замечательное в достаточно широком диапазоне значений диафрагмы (f/1,8—f/8), хотя и заметно уступает показателям в центре. При дальнейшем диафрагмировании, как и следовало ожидать, оно быстро понижается и на периферии кадра из-за влияния дифракции.

Хроматические аберрации при съемке в лабораторных условиях практически незаметны при любом диафрагмировании, и это очень радует, поскольку является трудноизлечимым заболеванием любой светосильной оптики.

Fujinon XF 35mm F2 R WR

Fujinon XF 35mm F2 R WR
ФР=35 мм, ЭФР=53 мм
Разрешение, радиальные миры
центр кадра край кадра
Дисторсия, хроматические аберрации
центр кадра край кадра

Младший «полтинник» демонстрирует более низкое разрешение, чем его более дорогой предшественник, причем особо сильно он уступает «старшему брату» при критически важном широком раскрытии диафрагмы. Максимальное разрешение достигается в центре кадра при f/4, а при полном раскрытии оно оказывается почти таким же, как при f/10, когда сильно сказывается влияние дифракции.

На периферии кадра разрешающая способность этого объектива ведет себя примерно так же; она сохраняется на хорошем уровне лишь при диафрагмировании до f/4—f/8.

При сравнении с разрешающей способностью Fujinon XF 35mm F1,4 R можно сделать заключение о безоговорочном первенстве «старшего брата», хотя разница между центром и периферией кадра у «младшего» выражена немного меньше.

Хроматические аберрации не выявляются ни на полном раскрытии, ни при любой из ступеней диафрагмирования.

Фотосъемка в реальных условиях

Тестирование объективов проводилось путем съемки парных фотографий одинаковых сцен приблизительно в одно и то же время, в одинаковых ракурсах, на одинаковых дистанциях и в одинаковых условиях освещения. Использовалась фотокамера Fujifilm X-T1 с выбором следующих параметров:

  • приоритет диафрагмы (выбор выдержек и ISO — в положениях «A»),
  • центрально-взвешенный замер экспозиции,
  • однокадровая автоматическая фокусировка,
  • фокусировка по центральной точке,
  • динамический диапазон 100%,
  • моделирование пленки — Provia (стандартное),
  • автоматический баланс белого,
  • без дополнительных корректировок цвета, резкости, тона светов и тона теней,
  • шумоподавление отключено,
  • затвор механический + электронный (по ситуационному выбору системы).

Снимки записывались в несжатом формате RAW (Fujifilm RAF) без предварительной обработки, а затем без корректировки и масштабирования подвергались преобразованию в JPG при помощи Adobe Photoshop CC 2015.5 (Adobe Camera RAW).

Начнем, пожалуй, с обычно весьма простого и достаточно распространенного в практике фотолюбителя сюжета — с пейзажа. Для определенного усложнения задачи выберем для съемки раннее утро, когда освещение очень контрастное и свет от солнца сквозит почти по касательной к поверхности земли, закладывая длинные густые тени.

Fujinon XF 35mm F1,4 RFujinon XF 35mm F2 R WR
Вид на реку Москву, Большой Каменный мост и Кремль с Патриаршего пешеходного моста, 5:40 утра. Камера Fujifilm X-T1. f/8. 1/680 с. ISO 200.

Снимки почти идентичны по всем параметрам, кроме смещения изображения в рамке кадра, вызванного тем, что съемка производилась без штатива и обеспечить точное кадрирование всей серии при смене одного объектива на другой было попросту невозможно.

Оба объектива демонстрируют отличную цветопередачу, высокую резкость, прекрасную детализацию и хороший контраст. Правда, у Fujinon XF 35mm F1,4 R контраст чуть-чуть более подчеркнут, но заметить это очень непросто. Мелкие детали хорошо определяются как в плотных тенях, так и в ярких светах. Блики солнца на куполах не растекаются и не портят картинку.

Fujinon XF 35mm F1,4 RFujinon XF 35mm F2 R WR
Вид на Москву-реку, Москву-Сити, пешеходный мост Багратион и Краснопресненскую набережную с набережной Тараса Шевченко, 6:50 утра. Камера Fujifilm X-T1. f/8. 1/180 с. ISO 200.

«Братья» отлично справились со своей работой. Высокий контраст, замечательная детализация, прекрасная резкость по всему полю кадров. Отблески солнца не выбивают деталей изображения. Хорошо проработана структура отражений в воде. Вновь очень трудно заметить разницу, и опять она ограничивается лишь чуть-чуть более высоким контрастом на фото, сделанном с помощью Fujinon XF 35mm F1,4 R.

Fujinon XF 35mm F1,4 RFujinon XF 35mm F2 R WR
Памятник святителю Ионе, первому митрополиту Московскому и всея Руси. Старицкий Успенский монастырь. Старица Тверской обл. 8:45 утра. Камера Fujifilm X-T1. f/2. 1/10000 с (электронный затвор). ISO 200.

Даже на открытой (sic!) диафрагме сколько-нибудь заметную разницу между объективами в рисунке, контрасте и цветопередаче выявить не удается. Нас здесь устраивает практически все. На фото, сделанном Fujinon XF 35mm F2 R WR, едва заметна чуть более высокая резкость бороды старца, но это, скорее всего, вызвано смещением точки фокусировки. На обоих фото — отличный контраст, прекрасный цвет (без лишней «лести» индигово-синему утреннему небу) и приятное размытие заднего плана, благодаря которому даже очень темная скульптура хорошо изолируется от фона и как бы выдвигается вперед, в зону нашего внимания.

Fujinon XF 35mm F1,4 RFujinon XF 35mm F2 R WR
В полях подо Ржевом, Тверская обл. 11:10 утра. Камера Fujifilm X-T1. f/2. 1/4500 с. ISO 200.

Теоретики фотографии уверены, что пейзажи нужно снимать на диафрагме, прикрытой до f/8—f/11, ведь это позволяет выявить максимум деталей. А как быть, если детали не нужны? Прикроем диафрагму до f/2, сфокусируемся на ближайшем рулоне соломы и посмотрим, удалась ли наша затея. Похоже, что в нашем случае с разновозрастными братьями-объективами удалось и это. Правда, мы снова видим идентичные результаты у обоих, и вновь претензий к снимкам с технической стороны у нас нет. На этот раз даже нельзя указать хотя бы на что-нибудь малозаметное.

Придраться, скорее, можно к освещению: рассеянный солнечный свет сквозь плотные облака не сообщает картинке желаемой живости и сочности цветов. Уверенно можно говорить только об адекватном контрасте леса на заднем плане и облачного неба. Все же детализация в зоне резкости отменная, цвет и полутона воспроизведены вполне адекватно, а задний план размыт как раз в нужной степени: не настолько сильно, чтобы лишить картинку информативности, но достаточно, чтобы фон не спорил о своей важности с передним планом.

Fujinon XF 35mm F1,4 R
f/1,4, 1/3800 c
Fujinon XF 35mm F2 R WR
f/2, 1/2200 c
У храма Христа Спасителя. Москва, 5:20 утра. Камера Fujifilm X-T1. Объективы на максимальном раскрытии. ISO 200.

Так выглядит размытие заднего плана, или бокэ, при съемке на открытом воздухе с полным раскрытием диафрагмы у каждого из испытуемых. Безусловно, Fujinon XF 35mm F1,4 R обладает запасом в целую ступень экспозиции, и это хорошо видно по явно меньшей глубине резкости на цветах переднего плана. Впрочем, в данном сюжете это не особо полезно для картинки и не слишком выгодно для восприятия, так как выпадение большего количества цветков из зоны резкости вносит сумятицу в их обобщенный образ. Но в некоторых других ситуациях как раз такая возможность «старшего брата» может оказаться решающим фактором успеха.

Цветопередача очень хорошая, несмотря на то, что утренний солнечный свет часто создает проблемы своей необычной цветовой температурой: он даже не желтый, а, скорее, оранжевый.

Fujinon XF 35mm F1,4 RFujinon XF 35mm F2 R WR
В магазине подарков. Камера Fujifilm X-T1. f/2. 1/850 c. ISO 200.

Предметная съемка при раскрытии диафрагмы до f/2 позволяет выделить нужные объекты за счет управления глубиной резкости. В первой паре снимков фокусировка производилась по окну домика, расположенного на среднем плане между зубастыми сувенирами, а во второй — по верхним зубам челюсти на переднем плане.

Качество размытия заднего плана очень высокое. В англоязычных обзорах такое бокэ иногда называют «кремовым» (то есть «сливочным»). На наш взгляд, такой термин сомнителен по сути и вряд ли адекватно характеризует специфику размытия, но зато содержит в себе много эмоционально-позитивного. Размытие переднего плана оценить не так просто, поскольку в зоне нерезкости слишком мало предметов, но пока и оно выглядит неплохо.

Пятна от источников света на заднем плане привлекательны и в первой, и во второй паре фото, то есть при фокусировке на максимально близком объекте и на объекте, расположенном на среднем плане.

Цветопередача отличная, причем объективы сохраняют при балансе белого известную «золотую середину»: нет дрейфа ни в теплые, ни в холодные тона, все передано именно так, как нужно.

Fujinon XF 35mm F1,4 R
на максимальном раскрытии (f/1,4)


Fujinon XF 35mm F1,4 R
при диафрагмировании до f/2
Fujinon XF 35mm F2 R WR
на максимальном раскрытии (f/2)
Иллюминация. Камера Fujifilm X-T1. 1/850 c. ISO 200.

Фокусировка производилась по красной лампе внизу. Обращает на себя внимание характерное изменение формы пятен от источников света на заднем плане. При полном раскрытии диафрагмы (f/1,4 и f/2 соответственно) эти пятна имеют сплющенную форму и похожи не на круги, а на чечевицы. Диафрагмирование на одну ступень в случае с Fujinon XF 35mm F1,4 R позволяет исправить этот недостаток и вернуть пятнам форму правильного круга.


Fujinon XF 35mm F1,4 RFujinon XF 35mm F2 R WR
f/1,4
f/2
f/2,8
f/4
В магазине подарков. Камера Fujifilm X-T1. ISO 200.

Изучим характер формирования бокэ более подробно. На серии снимков, полученных при раскрытии диафрагмы от максимального до f/4, видим то же изменение формы пятен от ламп, которое было подмечено нами в предыдущей серии. На этот раз очевидно, что и у менее светосильного Fujinon XF 35mm F2 R WR на максимальном раскрытии эти пятна приобретают форму чечевиц, а при прикрытии диафрагмы на один стоп — более правильную форму. Следует отметить, что подобный эффект свойственен большинству светосильных объективов и, пожалуй, это последний из негативных эффектов такой оптики, с которым стремятся бороться и производители, и фотографы. Поэтому не будем ставить в вину объективам эти самые чечевицы на открытой диафрагме.

Из позитивных особенностей тестируемой оптики отметим одинаково хорошую проработку фактуры гипсовой поверхности фигуры ангела, которой свет бьет в спину, явно осложняя работу и камере, и объективам. Тем не менее, тональные переходы воспроизведены бережно и деликатно. Очень неплохо отображено размытие четырех латунных подсвечников на заднем плане и сформированы желтые пятна от бликов света на них и их отражений.


Fujinon XF 35mm F1,4 RFujinon XF 35mm F2 R WR
f/1,4
f/2
f/2,8
Инна и ее отражение. Камера Fujifilm X-T1. ISO 200.

Портрет в интерьере, снятый в непростых условиях освещения. Опишем сцену в двух словах. Погода пасмурная; дневной свет проникает в помещение сквозь «светофильтр» в виде стеклянной перегородки (слева в кадре) и рисует на обращенной к нам изнанке стекла отражение модели. Справа, за спиной девушки, расположены на некотором удалении потолочные лампы накаливания, добавляющие в сцену еще примерно 15% освещения. Свет от этих ламп падает на левую половину лица и смешивается с дневным светом, падающим слева. Несмотря ни на что, баланс белого отработал безукоризненно. Передача цвета даже на правой половине лица модели, находящейся целиком во власти дневного света, выглядит вполне естественно. Это тем более приятно, что фотографам известны объективы других производителей, уводящие белый в такие дебри, откуда его очень непросто вернуть, даже корректируя баланс по серой мишени в ходе постобработки.

Фокусировка осуществлялась по левому глазу модели, поэтому тут, очевидно, и выявляется максимальная резкость и высокая детализация, причем даже при максимальном раскрытии диафрагмы у Fujinon XF 35mm F1,4 R. Диафрагмирование до f/2 и f/2,8 добавляет лишь немного глубины резкости, но практически не влияет на детализацию в зоне фокусировки и на качество размытия фона.

На снимках, сделанных объективом Fujinon XF 35mm F2 R WR, заметна бочкообразная дисторсия, которая обращает на себя внимание еще и потому, что выявляется в значимых для восприятия областях сцены. Впрочем, этот недостаток легко исправляется при постобработке или при активации внутрикамерных возможностей фотоаппаратов Fujifilm.


Fujinon XF 35mm F1,4 RFujinon XF 35mm F2 R WR
f/1,4
f/2
f/2,8
Евгения под солнцем. Камера Fujifilm X-T1. ISO 200.

Портрет в офисном интерьере при единственном источнике света — солнце из окна. Отметим самое главное: оба «полтинника» превосходно отработали портретный сюжет на всех значениях диафрагмы. Просматривая отснятый материал, мы испытали чувство, близкое к восхищению — до такой степени нам понравились способности обоих объективов передать тончайшие градации полутонов в ярких светах и глубоких тенях, их прекрасная работа по воспроизведению цветов безо всяких (часто неуместных) акцентов и отличное воспроизведение деталей — лица, волос и фактуры ткани одежды.

Что касается сравнительного анализа двух наших испытуемых, то в который уже раз заметим: кроме явно меньшей глубины резкости на полном раскрытии у Fujinon XF 35mm F1,4 R (которой попросту не дано «младшему брату» в силу его конструкции), ни на что иное мы указать не можем.


Приведем еще несколько снимков из «парной» галереи:

Fujinon XF 35mm F1,4 RFujinon XF 35mm F2 R WR
Рассвет на Теряевских прудах. Волоколамский район Московской обл. 4:00 утра. Камера Fujifilm X-T1. f/2. 1/500 c. ISO 200.

Fujinon XF 35mm F1,4 RFujinon XF 35mm F2 R WR
Просто пижма. Старицкий район Тверской обл. 7:20 утра. Камера Fujifilm X-T1. f/2. 1/4000 c. ISO 200.

Fujinon XF 35mm F1,4 RFujinon XF 35mm F2 R WR
Ангел повторного использования. Москва. Камера Fujifilm X-T1. f/2,8. 1/160 c. ISO 200.

Fujinon XF 35mm F1,4 RFujinon XF 35mm F2 R WR
На горячем цветке. Можайск, Московская обл. 9:15 утра. Камера Fujifilm X-T1. f/2. 1/500 c. ISO 200.

Fujinon XF 35mm F1,4 RFujinon XF 35mm F2 R WR
В рассветных лучах. Иосифо-Волоцкий Успенский монастырь. Волоколамский район Московской обл. 5:10 утра. Камера Fujifilm X-T1. f/2. 1/340 c. ISO 200.

Fujinon XF 35mm F1,4 RFujinon XF 35mm F2 R WR
Комплект золотых рыбок. Москва. Камера Fujifilm X-T1. f/4. 1/220 c. ISO 200.

Fujinon XF 35mm F1,4 RFujinon XF 35mm F2 R WR
Рассветный этюд. Теряево Волоколамского района Московской обл. 5:30 утра. Камера Fujifilm X-T1. f/4. 1/200 c. ISO 200.

Fujinon XF 35mm F1,4 RFujinon XF 35mm F2 R WR
Бородинский во имя Нерукотворного Образа Спасителя женский монастырь. Бородино Можайского района Московской обл. 8:45 утра. Камера Fujifilm X-T1. f/2. 1/600 c. ISO 200.

Fujinon XF 35mm F1,4 RFujinon XF 35mm F2 R WR
Огоньки. Камера Fujifilm X-T1. f/2. 1/40 c. ISO 200.

Fujinon XF 35mm F1,4 RFujinon XF 35mm F2 R WR
Черное и белое. Камера Fujifilm X-T1. f/4. 1/60 c. ISO 200.

Fujinon XF 35mm F1,4 RFujinon XF 35mm F2 R WR
У самовара я и сама Варя. Камера Fujifilm X-T1. f/2. 1/40 c. ISO 200.

Fujinon XF 35mm F1,4 RFujinon XF 35mm F2 R WR
Красный рассвет на Красной Пресне. Центр международной торговли (Хаммеровский центр). Краснопресненская набережная, Москва. 5:50 утра. Камера Fujifilm X-T1. f/8. 1/400 c. ISO 200.

Fujinon XF 35mm F1,4 RFujinon XF 35mm F2 R WR
Ксения. Камера Fujifilm X-T1. f/2.8. 1/640 c. ISO 200.

Fujinon XF 35mm F1,4 RFujinon XF 35mm F2 R WR
У Спасителя на Волхонке. Москва. 5:20 утра. Камера Fujifilm X-T1. f/8. 1/2000 c. ISO 200.

Мнение фотографа Александры Мановцевой

Два очень компактных объектива с фокусным расстоянием в пересчете на полный кадр — 53 мм. В этом месяце я больше всего снимала на них.

У объектива XF 35mm F1.4 R более мягкий рисунок, он немного медленнее фокусируется, чем XF 35mm F2 R WR. Учитывая эти его свойства, снимала на него более «спокойные» сюжеты, в которых мягкость и живость рисунка, легкое размытие в белом было мне на руку. Как, например, в кадре с окном.

Мне всегда нравились «провалы в тень» и уход в белое — это задает бо́льшую целостность кадра, так я работала при ручной печати кадров, снятых на пленку. Цифровую фотографию часто можно отличить от пленочной за счет «грамотной» проработки всех малейших деталей и в светах, и в тенях. Это, конечно, показывает все заслуги технических разработок производителей камеры, но внимание рассеивается на деталях, часто уходит целостное восприятие кадра.

Надо сказать, что мягкость рисунка не означает «нерезкости». Кадры резкие и в сочетании с легким софт-эффектом в белом это дает интересный рисунок.

Из недочетов — недостаточно фиксированный ход диафрагмы. При съемке она несколько раз сбивалась.

XF 35mm F2 R WR — компактный, надежный в любых условиях объектив. Порадовала пыле- и влагозащита. Автофокус более быстрый, чем у XF 35mm F1.4 R. Однако при резкой смене зоны фокусировки объектив иногда притормаживал, в отличие от, например, Fujinon XF 16-55/2.8 R LM WR. Во время быстрой, репортажной съемки было несколько непопаданий в резкость. Зато при четкой наводке — резкость «бритвенная». Это хорошо заметно при съемке крупных планов и портретов с близкого расстояния — все звенит, отличный рисунок.

Порадовало отсутствие хроматических аберраций — хорошо держит пересветы и тени, в RAW-формате все легко вытягивается при желании.

Ход диафрагмы более тугой, чем у XF 35mm F1.4. Но, на мой вкус, можно было бы сделать его еще четче — как у Fujinon XF 16-55/2.8 R LM WR и Fujinon XF 50-140mm F2.8 R LM OIS WR.

Красивая, похожая на «пленочную» цветопередача и пластика изображения. На мой взгляд, объектив идеально подходит для съемки крупных планов, фактур, портретов.

Итог

Мы склонны отнести обоих испытуемых к категории оптики высокого класса, позволяющей получать снимки отличного качества. Оба объектива:

  • создают изображения с великолепной детализацией и достаточно высокой резкостью, передают самые тонкие светотональные нюансы, прекрасно справляются с воспроизведением деталей как в ярких светах, так и в глубоких тенях;
  • неназойливо подчеркивают цветовой контраст изображения в условиях достаточно яркого освещения и скромно пригашают его в условиях недостатка света. Это позволяет успешно выделять предметы, фигуры и лица на снимке в соответствии с замыслом фотографа;
  • обладают нейтральной цветопередачей в условиях освещения, близкого по спектральному составу к стандартному, но с чуть подчеркнутым «холодком»;
  • в условиях смешанного освещения (дневной свет и лампы накаливания) превосходно определяют «золотую середину» цветности, благодаря чему баланс белого, как правило, не нуждается в дополнительной корректировке;
  • отличаются «спокойным» рендерингом изображений без ненужных акцентов в микроконтрасте, тональных градациях и цветности, но, вместе с тем, позволяют достаточно эффективно использовать цветовой контраст для выделения объектов.

Fujinon XF 35mm F1,4 R, хоть эволюционно и более старый, чем его «младший собрат», при прочих равных достоинствах обладает светосилой выше на целую ступень. Это может стать главным критерием выбора для тех, кто фотографирует в условиях недостатка освещения, и тех, кому в соответствии с его замыслами требуется меньшая глубина резкости на максимальном раскрытии.

Fujinon XF 35mm F2 R WR обладает более прогрессивной системой автофокусировки, более компактен и легок и к тому же дешевле «старшего собрата» почти на треть. Если лишняя ступень светосилы пока еще ни о чем не говорит фотографу, то он в подавляющем большинстве случаев сможет применять этот объектив с получением почти таких же результатов, как и при использовании более дорогого аналога, и при этом не ощущать сколько-нибудь заметной разницы.

Именно этот объектив обладает защитой от неблагоприятных погодных условий (влага, пыль, холод), поэтому будет особенно полезен путешественникам и вообще любителям съемки на открытом воздухе, в том числе в мороз.


Благодарим компанию Fujifilm за предоставленные для тестирования объективы и фотокамеру



Дополнительно

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.