Десять лет назад ученые, изобретшие лазерное «охлаждение», получили Нобелевскую премию по физике. Почему термин охлаждение здесь взят в кавычки? Потому что температура – равновесное свойство термодинамической системы, и в случае с отдельными атомами, поглощавшими лазерное излучение на чуть большей, а переизлучавших – на чуть меньшей длине волны, этот термин, вообще говоря, неприменим.
Однако, как сообщает источник, ученые из Массачусетского технологического института (MIT) продемонстрировали возможность охлаждения не отдельных атомов, а целых объектов. Следствием опробованного учеными подхода может стать то, что «охлажденные» до сверхнизких температур макроскопические объекты, как предполагается, будут демонстрировать квантовые свойства, например, неопределенность координаты и импульса, обычно на порядки меньшие термодинамических флуктуаций при высоких температурах.
По сообщению источника, ученые смогли охладить зеркало размером с десятицентовую монету до температуры 0,8 К (-272 градуса по Цельсию). Это значительно ниже температуры кипения жидкого гелия (~4 К), используемого в экспериментах с низкотемпературными сверхпроводниками. Однако, по оценкам исследователей, для наблюдения квантовых свойств охлажденного зеркала им понадобится еще меньшая температура.
Если ученым удастся выполнить то, что они задумали, можно не сомневаться, что эта работа будет достойной еще одной премии имени изобретателя динамита. Кроме того, возможность охлаждения отдельных деталей наверняка сможет быть востребована, пусть и в отдаленном будущем, в технике. Тем более, что, например, высокотемпературные сверхпроводники уже нашли применение в узкополосных фильтрах частот для базовых станций сотовой связи.