К гонке за первенство в области многоядерных процессорных архитектур на рынке IA-серверов и рабочих станций, где о своих интересах заявили AMD и Intel, соответственно, подключилась компания IBM, представившая прототип блейд-сервера на базе процессоров Cell. Если быть точным, то в портфолио IBM задолго до Intel и AMD уже были двуядерные PowerPC, однако представленный на выставке 2005 Electronic Entertainment Expo 9-ядерный Cell пока что не позиционировался для использования в серверах.
Прототип платы, названный Cell Processor Based Blade Server, обладает размерами примерно 230х430 мм. На каждой из плат монтируется два процессора Cell, два модуля по 512 Мб XDR DRAM и по два южных моста. Продемонстрированные образцы процессора Cell работают на тактовых частотах от 2,4 до 2,8 ГГц, но разработчики утверждают, что в лабораторных условиях эти чипы спокойно работают на частоте 3 ГГц. На этой частоте (3 ГГц) производительность процессора достигает 200 GFLOPS (млрд. операций с плавающей запятой в секунду), соответственно, каждая плата способна совершать 400 млрд. операций над числами в представлении с плавающей запятой ежесекундно. Ожидается, что IBM представит серверные стойки, в которые монтируется до семи плат Cell Processor Based Blade Server.
Источник отмечает, что если использовать текущие образцы радиаторов процессоров и южных мостов, то семь плат попросту не уместятся в серверную стойку. Впрочем, IBM обещает улучшить этот аспект и к моменту выхода решения на рынок радиаторы охлаждения будут сделаны достаточно компактными.
Операционная система, под управлением которой работает Cell Processor Based Blade Server – IBM Linux 2.6.11. К слову сказать, в Сети есть данные, что IBM вместе с Toshiba и Sony, также принявших участие в разработке Cell, планируют открыть доступ к аппаратным спецификациям и описанию программных функций многоядерного процессора, чтобы привлечь внимание широких слоев разработчиков программного обеспечения. Правда, для Sony, которая будет использовать Cell в игровых приставках PS3, это может сыграть и негативную роль, так как даст возможность "взламывать" платные игры. С другой стороны, интересно, насколько окажется интересным Cell с точки зрения сторонников открытого ПО.