Звуковые карты на базе YMF-7x4 для композитора — III


 

В предыдущих двух статьях ([1] и [2]) я описал теорию, как же создаётся музыка на YMF-7x4 карточках. В этой статье я расскажу о практике.

Когда я только начинал писать музыку на звуковых картах, меня всегда интересовало, как же это происходит, как лучше начинать, какова последовательность.

Чтобы помочь начинающим в этом деле, я решил рассказать о том, как писалась композиция Into You. Возможно, выбор этой композиции покажется неправильным. Дело в том, что стиль данной вещи — клубная музыка. Здесь присутствуют элементы техно, дэнса и немного транса. Но я думаю, для демонстрации богатых возможностей YMF-7x4, композиция данного стиля музыки — самое верное решение. Ну и кроме того, она написана совсем недавно, и я ещё хорошо помню, как её писал.

Загрузите данную композицию с моей странички (ссылка указана в конце статьи), послушайте её и приступите к дальнейшему чтению.

Итак, как это делается?

Аппаратное и программное обеспечение

Компьютер: MB: Gigabyte GAA-5, K6-III-400, разогнанный до 440 (110 по шине), 96MB RAM PC-100, Sound Card Noname YMF-724 на кодеке tlc320ad91, Video: Creative TNT2-M64 -16 MB VRAM. Монитор 15" Hyundai DeluxScan 5870. Остальные параметры компьютера несущественны с точки зрения создания музыки.

Звуковоспроизводящее оборудование: Самодельный усилитель на базе K174УН14, наушники Panasonic RP-HT6, акустические системы из комплекта магнитофона-приставки Маяк.

Программное обеспечение: Windows98SE русская редакция, драйвер звуковой карты версии 1040, MultiMID 1.08, Cakewalk Pro Audio 8.04, XG-Edit 2.645.

Начало

Многих интересует, как возникает идея композиция, где берётся начало? На этот вопрос ответа определённого не существует. Я, например, как сажусь за компьютер, не знаю, что у меня получится. Всё происходит совершенно случайно.

Обычно музыка пишется двумя способами. Или сначала наигрывается мелодия, а потом обвешивается ударными и другими инструментами, или наоборот, сначала создаются партии ударных и басов, а потом к ним подбирается мелодия. На YMF-7x4 оба подхода применимы, т.к. подбор инструментов происходит достаточно быстро. Они все под рукой и сменить их элементарно и быстро, не делая перерывы на поиски и создания специальных банков, как это делается на других, не XG-совместимых картах.

Итак, как начиналась писаться данная композиция? В этот раз начало было смешанным. На 10 дорожку был брошен ударный инструмент Analog Kit, нота "BD Analog H". Этот ударник я использую довольно часто, т.к. его звучание наиболее подходит к стилю той музыки, которую пишу, и он легко модифицируется манипуляторами XG. После того, как я набросал первые четыре ноты ударника, я создал кольцо в звучании (луп) и запустил Cakewalk на воспроизведение. Потом я подобрал ритм 145.

Настало время подобрать звук удара. Пока бедный Cakewalk трудится и честно проигрывает сотни раз фрагмент из партии бочки, я кручу в XG Edit манипуляторы. После удовлетворения полученных звуков, я стал подбирать инструменты для соло партии и наиграл на клавиатуре нехитрую мелодию (трек 4). В этот раз тональной основой для композиции послужили ноты Ре Ми и Фа. После того, как мелодия удовлетворила меня, я ввёл её с помощью мышки в Piano Roll редакторе.

Итак, данная композиция создавалась смешанно, т.е. и мелодия и ударники были выбраны одновременно.

Работа с басовыми голосами

В качестве басового инструмента был выбран XG Bank 20, инструмент 39—FastResB. Выбирался он довольно долго и тщательно. На это у меня ушло целых полчаса, включая перебор басовых инструментов с одновременной подстройкой их звучания в XG Edit.

После создания основного баса я решил добавить немного баса с изменяющимся волной тембром. Для создания такого эффекта применяется контрол 74-Brightness, значение которого плавно меняется волной от некоторого минимального до некоторого максимального звучания.

Следует отметить, что для получения данного эффекта годятся не все инструменты. Для того чтобы получить этот эффект, необходимо, чтобы инструмент имел широкий спектр звучания, т.е. чтобы был богат гармониками и не имел длительных фаз атаки звука. Был выбран инструмент XG Bank 24 (Attack), инструмент 39-AcidBass.

Чтобы получить данный эффект, необходимо манипулятор RES (уровень резонанса) установить в значение, большее нуля, и плавно менять значение манипулятора 74 CUTOFF. За счёт смены частоты резонанса будем получать меняющийся тембр.

Эффекты

Звучание CUTOFF мне показалось тусклым. Я решил добавить немного эффектов. Во-первых, мне захотелось кроме смены тембра, добиться смены фазы, тоже по волновому закону. Самым подходящим для этого является эффект FLANGER1 из блока эффектов хоруса. Для того чтобы добиться эффекта плавно изменяющийся фазы звучания, необходима довольно тонкая подстройка частоты и задержки и отдельных манипуляторов. За счёт того, что фазовый сдвиг между каналами будет плавно меняться, появится иллюзия и плавной смены панорамы звука.

Кроме того, что стерео картинка гораздо обогатилась, появилось ощущение, что звук кружится вокруг головы.

Далее я добавил немного реверберации для эффекта присутствия в помещении и решил добавить немного стерео эха, зависящего от частоты звука. Для этого подходит эффект CROSSDELAY из группы эффектов вариации. На рисунке ниже показаны выбранные манипуляторы этого эффекта. Для того чтобы не возникала каша в звучании, величины задержек LRDEL и RLDEL должны быть строго кратны длительности звучания такта. Я их подстраиваю на слух.

Чтобы добиться разного уровня эха в зависимости от частоты, достаточно добавить усиления в блок эквалайзера (справа). Данные манипуляторы недоступны в режиме XG Level1, поэтому я и советовал вам устанавливать режим DB50XG. YMF-7x4 их прекрасно понимает.

Композиция у меня зазвучала очень красиво, однако мелодии в неё явно не хватало.

Вторая мелодия

Для оживления мелодии я решил сочинить ещё несколько мотивов. Для этого я запустил в режиме цикла полученную басс-основу и стал подбирать инструменты, подстраивая их звуки и наигрывая на клавиатуре. На это у меня ушло несколько часов времени (вдохновения явно не хватало), но всё-таки я добился приемлемых результатов: три дополнительных мелодичных блока. Впоследствии один из них я удалил из-за несовместимости тональностей. Всё, на этот раз было достаточно. Я лёг спать.

На второй день я был более удачлив. Вполне возможно, что в первый день я просто устал от монотонных звуков басов. Я немного подкорректировал полученные мелодичные блоки и решил добавить ещё стереоэффектов на уровне нот.

Идея была простая. Повторить звучание части мелодии трижды, в центре стерео пространства, слева, а потом справа, с небольшой задержкой между ними и с затуханием громкости. Для этого я сделал два дополнительных трека с таким же инструментом и подкорректировал громкость с панорамой. Далее, просто скопировал части мелодии по трекам с задержкой. Звук был великолепен.

Потом я сочинил и ввёл ещё один мелодичный рисунок.

Ударные и общий монтаж

Потом я решил заняться ударными. Так как десятый трек у меня был занят бочкой, я не стал добавлять нот в этот канал, а создал новые ноты, на основе набора ударных Classic Kit. Для этого я отвёл два трека: 11й и 12й.

С точки зрения эффектов я не стал особо менять звучание ударных. Своё внимание я больше уделил переходам между музыкальными фрагментами.

В нескольких местах я оставил небольшую паузу, в нескольких добавил дополнительные удары бочки в конце фразы, в некоторых местах вообще звуки бочки были удалены, в некоторые места я добавил нарастающую дробь.

Настало время собирать композицию из готовых музыкальных фрагментов. Для этого я добавил несколько стилей ударных и стал размещать музыкальные фрагменты. На это ушло порядочно времени. Макет композиции был готов. К этому моменту у меня было задействовано уже около девяти треков. В принципе, этого было достаточно, чтобы начать аранжировку композиции, но я решил подыскать ещё мелодий.

Изначально я зарезервировал первый трек для возможного применения Sondius-XG. Теперь я решил его использовать. Я бросил простенькую мелодию из двух нот на первый трек и стал подбирать Sondius-XG инструменты. После того, как на это ушло не менее часа, я понял, что Sondius инструменты тут будут неуместны, и бросил свою затею.

Далее я прослушал несколько раз полученную композицию и с чистой совестью лёг спать. Далее я не подходил к этой композиции несколько дней, пока, наконец, у меня появилось свободное время.

После того, как я прослушал звучание композиции через акустические системы, я понял, что неправильно выбран баланс громкостей и решил исправить этот факт. Обычно я пишу музыку в наушниках, чтобы не мешать домашним. Да и звук в моих наушниках гораздо качественнее, чем в колонках. Но проверять звук через колонки надо обязательно. Необходима проверка стереокартинки, баланса громкостей и частотной характеристики.

Тонкой подстройке громкостей, значений манипуляторов я посвящаю значительное количество времени. В этот раз я тоже уделил этому должное внимание. В некоторых местах пришлось полностью заменить некоторые инструменты, я немного подкрутил значения эффектов. Постепенно композиция близилась к своему конечному состоянию.

Аранжировка

Настало время аранжировки. Для этого у меня оставалось достаточное количество дорожек.

YMF-7x4 кроме стандартных GM звуков эффектов имеет 2 специальных банка эффектов с записанными звуками грозы, машин, животных и других. Можно было применить эти звуки, но для этой цели я решил добавить обычных мелодических инструментов.

Для того чтобы такие инструменты имели необычное, техническое звучание, достаточно накрутить манипуляторы резонансных фильтров и сдвинуть частоту звучания на несколько октав вниз или вверх, что и было сделано.

Потом я добавил звуков фона. Композиция звучала довольно неплохо, но что-то в ней не хватало. У меня возникла идея добавить несколько фоновых волновых фрагментов с меняющимся тембром. Для этого я просто скопировал имеющиеся фрагменты на новые треки и подобрал для них инструменты. Эта идея оказалась удачной и добавила в композицию некоторые элементы транса. После чего, как я увеличил значения VAR для новых треков, это стало ещё больше заметней.

Чтобы не было резких переходов между разными фрагментами, пришлось сделать нарастание и убывание громкости.

Для этого наилучшим образом подходит манипулирование контролом Velocity. Трогать манипулятор громкости лучше не стоит, т.е. за ним придётся постоянно следить и в нужные моменты восстанавливать требуемое значение громкости. Кроме того, если окажется, что громкость подобрана неверно, придётся менять все места в треке, связанные со сменой громкости.

Такого же принципа я и поддерживаюсь при манипулировании Cutoff фильтром. Я никогда не трогаю контрол 71-Harmonic Content в секвенсоре, а меняю его только в XG Edit.

После добавления новых звуков я подправил баланс громкостей треков и несколько раз переслушал композицию. Всё было готово.

Последние штрихи

После того, как всё готово, обязательно надо прерваться и вернуться к композиции на другой день, чтобы переслушать её заново и найти допущенные ошибки. Что и было сделано. На следующий день я, переслушав композицию несколько раз, обнаружил несколько неприятных мест в ней, связанных с резкой сменой частоты Cutoff.

Дело в том, что при насыщенной аранжировке XG синтезатор YMF-7x4 часто получает одновременно несколько команд, среди них несколько нот и команд смены значений эффектов. Он может не успеть среагировать на смену манипуляторов, и часть ноты может звучать с предыдущими значениями манипулятора, а другая часть с уже новыми.

Так и получилось у меня. В нескольких местах у меня была резкая смена значения контрола 74-Brightness, что вносило неприятные резкие призвуки там, где их не должно было быть. Чтобы избавиться от этого, я вставил за несколько мгновений до момента звучания таких нот смену 74-Brightness.

Композиция была готова. Я записал проект XG Edit как syx файл и добавил его потом в Cakewalk. После я добавил текстовых примечаний и сохранил полученный конечный проект. Дальше я сохранил проект как MIDI файл.

Всё композиция была полностью готова как конечный продукт в виде XG MIDI. Переслушав её в виде MIDI я не нашёл никаких ошибок. После я заархивировал её вместе с текстовым файлом описания. На следующий день она была опубликована в интернет.

И последнее. В последствии я полностью переработал эту композицию. В неё были добавлены ещё две дорожки, несколько музыкальных фрагментов, за счёт чего время звучания увеличилось почти в два раза. Этот вариант недоступен в интернет.

Заключение

Вот и закончился цикл статей про возможности YMF-7x4 с точки зрения композитора. Надеюсь, я дал вам общее представление, что же представляют собой звуковые карты на базе чипов от Yamaha. Я старался быть краток, ведь эти звуковые карты таит в себе много секретов и хитростей, описание которых заняло бы целую книгу.

Надеюсь, данные статьи хоть как-то приблизили вас к технологии создании музыки с помощью YMF-7x4. Дальнейшее за вами. Пробуйте и экспериментируйте. Удачи!

Ссылки

1. rean-intoyou.zip (8Кб)—описанная в статье композиция. Тут можно скачать также и MP3 и XG MIDI версию описанной композиции.

 

Дополнительно

Звуковые карты на базе YMF-7x4 для композитора. Часть 3.

Звуковые карты на базе YMF-7x4 для композитора — III

 

В предыдущих двух статьях ([1] и [2]) я описал теорию, как же создаётся музыка на YMF-7x4 карточках. В этой статье я расскажу о практике.

Когда я только начинал писать музыку на звуковых картах, меня всегда интересовало, как же это происходит, как лучше начинать, какова последовательность.

Чтобы помочь начинающим в этом деле, я решил рассказать о том, как писалась композиция Into You. Возможно, выбор этой композиции покажется неправильным. Дело в том, что стиль данной вещи — клубная музыка. Здесь присутствуют элементы техно, дэнса и немного транса. Но я думаю, для демонстрации богатых возможностей YMF-7x4, композиция данного стиля музыки — самое верное решение. Ну и кроме того, она написана совсем недавно, и я ещё хорошо помню, как её писал.

Загрузите данную композицию с моей странички (ссылка указана в конце статьи), послушайте её и приступите к дальнейшему чтению.

Итак, как это делается?

Аппаратное и программное обеспечение

Компьютер: MB: Gigabyte GAA-5, K6-III-400, разогнанный до 440 (110 по шине), 96MB RAM PC-100, Sound Card Noname YMF-724 на кодеке tlc320ad91, Video: Creative TNT2-M64 -16 MB VRAM. Монитор 15" Hyundai DeluxScan 5870. Остальные параметры компьютера несущественны с точки зрения создания музыки.

Звуковоспроизводящее оборудование: Самодельный усилитель на базе K174УН14, наушники Panasonic RP-HT6, акустические системы из комплекта магнитофона-приставки Маяк.

Программное обеспечение: Windows98SE русская редакция, драйвер звуковой карты версии 1040, MultiMID 1.08, Cakewalk Pro Audio 8.04, XG-Edit 2.645.

Начало

Многих интересует, как возникает идея композиция, где берётся начало? На этот вопрос ответа определённого не существует. Я, например, как сажусь за компьютер, не знаю, что у меня получится. Всё происходит совершенно случайно.

Обычно музыка пишется двумя способами. Или сначала наигрывается мелодия, а потом обвешивается ударными и другими инструментами, или наоборот, сначала создаются партии ударных и басов, а потом к ним подбирается мелодия. На YMF-7x4 оба подхода применимы, т.к. подбор инструментов происходит достаточно быстро. Они все под рукой и сменить их элементарно и быстро, не делая перерывы на поиски и создания специальных банков, как это делается на других, не XG-совместимых картах.

Итак, как начиналась писаться данная композиция? В этот раз начало было смешанным. На 10 дорожку был брошен ударный инструмент Analog Kit, нота "BD Analog H". Этот ударник я использую довольно часто, т.к. его звучание наиболее подходит к стилю той музыки, которую пишу, и он легко модифицируется манипуляторами XG. После того, как я набросал первые четыре ноты ударника, я создал кольцо в звучании (луп) и запустил Cakewalk на воспроизведение. Потом я подобрал ритм 145.

Настало время подобрать звук удара. Пока бедный Cakewalk трудится и честно проигрывает сотни раз фрагмент из партии бочки, я кручу в XG Edit манипуляторы. После удовлетворения полученных звуков, я стал подбирать инструменты для соло партии и наиграл на клавиатуре нехитрую мелодию (трек 4). В этот раз тональной основой для композиции послужили ноты Ре Ми и Фа. После того, как мелодия удовлетворила меня, я ввёл её с помощью мышки в Piano Roll редакторе.

Итак, данная композиция создавалась смешанно, т.е. и мелодия и ударники были выбраны одновременно.

Работа с басовыми голосами

В качестве басового инструмента был выбран XG Bank 20, инструмент 39—FastResB. Выбирался он довольно долго и тщательно. На это у меня ушло целых полчаса, включая перебор басовых инструментов с одновременной подстройкой их звучания в XG Edit.

После создания основного баса я решил добавить немного баса с изменяющимся волной тембром. Для создания такого эффекта применяется контрол 74-Brightness, значение которого плавно меняется волной от некоторого минимального до некоторого максимального звучания.

Следует отметить, что для получения данного эффекта годятся не все инструменты. Для того чтобы получить этот эффект, необходимо, чтобы инструмент имел широкий спектр звучания, т.е. чтобы был богат гармониками и не имел длительных фаз атаки звука. Был выбран инструмент XG Bank 24 (Attack), инструмент 39-AcidBass.

Чтобы получить данный эффект, необходимо манипулятор RES (уровень резонанса) установить в значение, большее нуля, и плавно менять значение манипулятора 74 CUTOFF. За счёт смены частоты резонанса будем получать меняющийся тембр.

Эффекты

Звучание CUTOFF мне показалось тусклым. Я решил добавить немного эффектов. Во-первых, мне захотелось кроме смены тембра, добиться смены фазы, тоже по волновому закону. Самым подходящим для этого является эффект FLANGER1 из блока эффектов хоруса. Для того чтобы добиться эффекта плавно изменяющийся фазы звучания, необходима довольно тонкая подстройка частоты и задержки и отдельных манипуляторов. За счёт того, что фазовый сдвиг между каналами будет плавно меняться, появится иллюзия и плавной смены панорамы звука.

Кроме того, что стерео картинка гораздо обогатилась, появилось ощущение, что звук кружится вокруг головы.

Далее я добавил немного реверберации для эффекта присутствия в помещении и решил добавить немного стерео эха, зависящего от частоты звука. Для этого подходит эффект CROSSDELAY из группы эффектов вариации. На рисунке ниже показаны выбранные манипуляторы этого эффекта. Для того чтобы не возникала каша в звучании, величины задержек LRDEL и RLDEL должны быть строго кратны длительности звучания такта. Я их подстраиваю на слух.

Чтобы добиться разного уровня эха в зависимости от частоты, достаточно добавить усиления в блок эквалайзера (справа). Данные манипуляторы недоступны в режиме XG Level1, поэтому я и советовал вам устанавливать режим DB50XG. YMF-7x4 их прекрасно понимает.

Композиция у меня зазвучала очень красиво, однако мелодии в неё явно не хватало.

Вторая мелодия

Для оживления мелодии я решил сочинить ещё несколько мотивов. Для этого я запустил в режиме цикла полученную басс-основу и стал подбирать инструменты, подстраивая их звуки и наигрывая на клавиатуре. На это у меня ушло несколько часов времени (вдохновения явно не хватало), но всё-таки я добился приемлемых результатов: три дополнительных мелодичных блока. Впоследствии один из них я удалил из-за несовместимости тональностей. Всё, на этот раз было достаточно. Я лёг спать.

На второй день я был более удачлив. Вполне возможно, что в первый день я просто устал от монотонных звуков басов. Я немного подкорректировал полученные мелодичные блоки и решил добавить ещё стереоэффектов на уровне нот.

Идея была простая. Повторить звучание части мелодии трижды, в центре стерео пространства, слева, а потом справа, с небольшой задержкой между ними и с затуханием громкости. Для этого я сделал два дополнительных трека с таким же инструментом и подкорректировал громкость с панорамой. Далее, просто скопировал части мелодии по трекам с задержкой. Звук был великолепен.

Потом я сочинил и ввёл ещё один мелодичный рисунок.

Ударные и общий монтаж

Потом я решил заняться ударными. Так как десятый трек у меня был занят бочкой, я не стал добавлять нот в этот канал, а создал новые ноты, на основе набора ударных Classic Kit. Для этого я отвёл два трека: 11й и 12й.

С точки зрения эффектов я не стал особо менять звучание ударных. Своё внимание я больше уделил переходам между музыкальными фрагментами.

В нескольких местах я оставил небольшую паузу, в нескольких добавил дополнительные удары бочки в конце фразы, в некоторых местах вообще звуки бочки были удалены, в некоторые места я добавил нарастающую дробь.

Настало время собирать композицию из готовых музыкальных фрагментов. Для этого я добавил несколько стилей ударных и стал размещать музыкальные фрагменты. На это ушло порядочно времени. Макет композиции был готов. К этому моменту у меня было задействовано уже около девяти треков. В принципе, этого было достаточно, чтобы начать аранжировку композиции, но я решил подыскать ещё мелодий.

Изначально я зарезервировал первый трек для возможного применения Sondius-XG. Теперь я решил его использовать. Я бросил простенькую мелодию из двух нот на первый трек и стал подбирать Sondius-XG инструменты. После того, как на это ушло не менее часа, я понял, что Sondius инструменты тут будут неуместны, и бросил свою затею.

Далее я прослушал несколько раз полученную композицию и с чистой совестью лёг спать. Далее я не подходил к этой композиции несколько дней, пока, наконец, у меня появилось свободное время.

После того, как я прослушал звучание композиции через акустические системы, я понял, что неправильно выбран баланс громкостей и решил исправить этот факт. Обычно я пишу музыку в наушниках, чтобы не мешать домашним. Да и звук в моих наушниках гораздо качественнее, чем в колонках. Но проверять звук через колонки надо обязательно. Необходима проверка стереокартинки, баланса громкостей и частотной характеристики.

Тонкой подстройке громкостей, значений манипуляторов я посвящаю значительное количество времени. В этот раз я тоже уделил этому должное внимание. В некоторых местах пришлось полностью заменить некоторые инструменты, я немного подкрутил значения эффектов. Постепенно композиция близилась к своему конечному состоянию.

Аранжировка

Настало время аранжировки. Для этого у меня оставалось достаточное количество дорожек.

YMF-7x4 кроме стандартных GM звуков эффектов имеет 2 специальных банка эффектов с записанными звуками грозы, машин, животных и других. Можно было применить эти звуки, но для этой цели я решил добавить обычных мелодических инструментов.

Для того чтобы такие инструменты имели необычное, техническое звучание, достаточно накрутить манипуляторы резонансных фильтров и сдвинуть частоту звучания на несколько октав вниз или вверх, что и было сделано.

Потом я добавил звуков фона. Композиция звучала довольно неплохо, но что-то в ней не хватало. У меня возникла идея добавить несколько фоновых волновых фрагментов с меняющимся тембром. Для этого я просто скопировал имеющиеся фрагменты на новые треки и подобрал для них инструменты. Эта идея оказалась удачной и добавила в композицию некоторые элементы транса. После чего, как я увеличил значения VAR для новых треков, это стало ещё больше заметней.

Чтобы не было резких переходов между разными фрагментами, пришлось сделать нарастание и убывание громкости.

Для этого наилучшим образом подходит манипулирование контролом Velocity. Трогать манипулятор громкости лучше не стоит, т.е. за ним придётся постоянно следить и в нужные моменты восстанавливать требуемое значение громкости. Кроме того, если окажется, что громкость подобрана неверно, придётся менять все места в треке, связанные со сменой громкости.

Такого же принципа я и поддерживаюсь при манипулировании Cutoff фильтром. Я никогда не трогаю контрол 71-Harmonic Content в секвенсоре, а меняю его только в XG Edit.

После добавления новых звуков я подправил баланс громкостей треков и несколько раз переслушал композицию. Всё было готово.

Последние штрихи

После того, как всё готово, обязательно надо прерваться и вернуться к композиции на другой день, чтобы переслушать её заново и найти допущенные ошибки. Что и было сделано. На следующий день я, переслушав композицию несколько раз, обнаружил несколько неприятных мест в ней, связанных с резкой сменой частоты Cutoff.

Дело в том, что при насыщенной аранжировке XG синтезатор YMF-7x4 часто получает одновременно несколько команд, среди них несколько нот и команд смены значений эффектов. Он может не успеть среагировать на смену манипуляторов, и часть ноты может звучать с предыдущими значениями манипулятора, а другая часть с уже новыми.

Так и получилось у меня. В нескольких местах у меня была резкая смена значения контрола 74-Brightness, что вносило неприятные резкие призвуки там, где их не должно было быть. Чтобы избавиться от этого, я вставил за несколько мгновений до момента звучания таких нот смену 74-Brightness.

Композиция была готова. Я записал проект XG Edit как syx файл и добавил его потом в Cakewalk. После я добавил текстовых примечаний и сохранил полученный конечный проект. Дальше я сохранил проект как MIDI файл.

Всё композиция была полностью готова как конечный продукт в виде XG MIDI. Переслушав её в виде MIDI я не нашёл никаких ошибок. После я заархивировал её вместе с текстовым файлом описания. На следующий день она была опубликована в интернет.

И последнее. В последствии я полностью переработал эту композицию. В неё были добавлены ещё две дорожки, несколько музыкальных фрагментов, за счёт чего время звучания увеличилось почти в два раза. Этот вариант недоступен в интернет.

Заключение

Вот и закончился цикл статей про возможности YMF-7x4 с точки зрения композитора. Надеюсь, я дал вам общее представление, что же представляют собой звуковые карты на базе чипов от Yamaha. Я старался быть краток, ведь эти звуковые карты таит в себе много секретов и хитростей, описание которых заняло бы целую книгу.

Надеюсь, данные статьи хоть как-то приблизили вас к технологии создании музыки с помощью YMF-7x4. Дальнейшее за вами. Пробуйте и экспериментируйте. Удачи!

Ссылки

1. rean-intoyou.zip (8Кб)—описанная в статье композиция. Тут можно скачать также и MP3 и XG MIDI версию описанной композиции.