Звуковая карта SB Live! Platinum от Creative


 

Вступление

Оглядываясь назад, можно сказать, что звуковые карты для PC прошли большой путь. От "однобитного" PC-спикера, через плохонький 8-битный SoundBlaster с FM-синтезатором и до шикарных PCI-карт с цифровым интерфейсом и мощными DSP в наши дни. Характеристики росли вместе с карточками, и на сегодня даже средняя карта в пределах $50 долларов может больше и звучит чище, чем четыре года назад подобная ей за $350 (профессиональные не в счёт). К числу несомненных лидеров по новациям на сегодня можно причислить звуковую карту Creative Sound Blaster Live! Platinum производства кампании Creative Labs. Как известно, эта карточка является верхней моделью линейки карт серии SB Live! Platinum/Player 1024/1024 Value/MP3+, пришедшей на смену SB Live!/Value. Давайте посмотрим, что же в ней такого интересного и сравним с присутствующими на рынке другими, не менее популярными продуктами конкурентов.

Комплектация

Большая коробка с Платинумом смотрится довольно благородно, так как выполнена в более приличной гамме — серое с синим, по сравнению с традиционными для Creative (и на мой вкус диссонирующими) рыже-синими тонами оформления. Если заглянуть внутрь, то там можно найти:

  • саму звуковую PCI-плату CT4760 с позолоченными разъёмами (причем корпус микрофонного входа экранирован)
  • интерфейсный модуль Live! Drive II, для установки в 5-ти дюймовый отсек (имеет маркировку CT4860)
  • заднюю панельку c разъемом Digital Din, для соединения с 2000/2500 наборами спикеров от той-же фирмы
  • два соединительных шлейфа с нестандартными 40 контактными колодками
  • тонкий оптический пластмассовый проводок Toslink интерфейса, на одном из концов имеющий интересный миниджековый вариант исполнения коннектора
  • CD-audio и CD-digital шнурки
  • конденсаторный микрофон от Creative с переходником миниджек->джек
  • пакетик с крепёжными болтиками и джампером
  • руководство для пользователя на нескольких языках, включая русский
  • набор дисков:
    • компакт с драйверами и утилитами (включая Live!Ware 3.0);
    • пакет программ для работы со звуком от Steinberg: облегчённый audio&midi секвенсор Cubasis VST for Creative, wav-редактор WaveLab Lite, loop-редактор ReCycle Lite;
    • программу для виртуального диджеинга Mixman Studio;
    • а так же две игрушки: Aliens vs. Predator и Rollcage.

Отмечу, что в руководстве упомянута "плата цифрового ввода вывода" (видимо из комплекта старой полной версии Live!), которой не был укомплектован тестировавшийся экземпляр, хотя шлейф для её подключения имелся.

Ну что же, такая тщательность в комплектации Creative-ом своей платы не может не радовать. Купив этот набор, теоретически можно сразу приступать к любой деятельности — будь то развлечения или работа со звуком (было бы желание). В нашей стране это, пожалуй, не так актуально и все диски, кроме драйверов, в лучшем случае будут пылиться на полке, уступив место более специализированному халявному софту. Можно долго спорить — хорошо это или плохо, но это так.

Из курьёзов. Для демонстрации технологии подгружаемых банков SoundFont, от предыдущих вариантов комплектации Бластеров на диске от Steinberg оказались midi-файлы в формате *.wrk прямого конкурента Cubase, так популярного среди поклонников XG секвенсора CakeWalk. Интересно, чем их предусматривалось проигрывать? :)) (Чуть позже появилась информация о том, что азиатские наборы с Platinum комплектуются-таки CakeWalk Express. Такая компоновка выглядит более разумной, т.к. Cubase гораздо более сложен в освоении, стоит дороже и больше популярен в среде матёрых профессионалов, нежели среди мультимедийщиков.)

Установка

Если обычно установка звуковых карт затруднений не вызывает, то тут пришлось заглянуть в руководство. Дело в том, что на Live! Drive II есть пара совершенно одинаковых 40-контакных разъёма и в комплекте идут два почти идентичных кабеля, похожих на IDE-шлейфы. Ориентация подключения также играет роль. Ну что же, русская часть руководства очень порадовала складным переводом и почти полным отсутствием ошибок (я заметил только парочку узкоспециализированных). К сожалению, печатный вариант содержит только инструкцию по установке и подключению. Полноценный вариант с сотней страниц в формате PDF содержится на компакте с драйверами, что не слишком удобно, но терпимо. Хотя бы беглое его прочтение перед установкой не лишено смысла, так как в меню установки будет предложено установить десятки программ и утилит без всякий пояснений их назначения. Я рекомендую использовать для просмотра файлов pdf четвертую версию Acrobat-a, в которой наконец-то ввели поддержку привычного и удобного скролинга колёсиком или рычажком мышки. Кстати, такая версия Reader-a идёт на одном из комплектных компактах.

Драйверы

Так как рассматриваемая модификация карточки появилась сравнительно недавно, то на компакте находилась последняя на текущий момент версия драйверов (файлы датированы концом 1999 года). Все установилось без проблем и работало без сбоев.

Утилиты

Что мне понравилось в утилитах. Очень кстати пришёлся всплывающий сверху рабочего стола Creative Launcher. Хотя оценить все преимущества от его применения можно только в работе со звуком.


Что ужасно не понравилось, так это попсовый дизайн фирменного микшера (к слову, с какой-то бестолковой пародией на анализатор спектра). Покупая такую, в общем-то не дешевую плату рассчитываешь на более серьёзный подход к делу. Положение бы спасла модная, так и напрашивающаяся сюда, технология скинов (впоследствие, я действительно нашёл в каталоге с микшером файлы с расширением *.skn, к сожалению, нестандартного формата и содержания). За неимением выбора, мы вынуждены наслаждаться радугой цветов, экставагантно-детским дизайном и оригинальным курсором в виде тощей пятерни с выставленным указательным пальцем (которому место в играх). Хотя, может оказаться, что кого-то всё это приведёт в неописуемый восторг.

Комплектное ПО (он же софт)

После подробного ознакомления со всем комплектным софтом приходят в голову следующие мысли. Все мы потихоньку начинаем замечать, что компьютерная индустрия разворачивается в сторону интегрированных бытовых комплексов развлечений. Всё это неплохо, если бы это делалось не за счёт какого-то полного опопсения всех остальных хороших свойств продукта. С этой позиции вполне объясним тот набор ПО, который идёт с Платинумом. Скажем так. Это, к большому сожалению, совсем не того уровня программы. Ждали мы большего. Я очень рад, что теперь каждый безграмотный может стать человеком-оркестром с помощью обычной клавиатуры. А также свыше снизошла на нас возможность бряцать на гитаре с помощью мыши. Но! Как объяснить то, что идущие не с чем-то там, а с SBLive!Platinum sf2 банки те же самые, что и для AWE32 и датируются 1996 годом? Похвально также, что в 2000-м году любой счастливый вляделец P133 с 16 Мб памяти может загрузить себе 2 Мб GM-банк с шумными 22кГц-ными семплами. Только вот он вряд-ли купит себе такую карту. Понимаете о чем я? А может быть эти банки настолько хороши, что другие и не нужны? Хмм… Сделаю смелое предположение о том, что SBLive! и так составляет опасную конкуренцию производимой той же Creative профессиональной E-mu APS. В драйверах к той поставляется, как и положено, заточенный под EMU10K свежий (1999 года) банк и человеческого вида инструменты работы (взять тот же микшер). А нам же предлагают, использую этот мощностью в 1000 mips процессор, наслаждаться "созданием звуковых фрагментов, просмотром фильмов, прослушиванием музыки, компакт-дисков, песен MP3 и использования развлекательных возможностей Интернета". Назовите мне звуковую карту, которая всего этого не позволяет. Чуть не забыл отличительные особенности — для полного кайфа следует установить звуковое окружение "под водой" или, пардон, "маленькая комната с белым фарфоровым другом". Если человек ни разу не слышал работы ни программного, ни аппаратного эффект-процессоров, то он скажет: "Во, круто! Это же виртуальная реальность!" Тот, кто слышал работу 32-х битных DirectX плагинов стоимостью свыше $600, скажет лишь: "Ну что же, очень неплохие алгоритмы для такой карточки".

Вскользь упомяну технологию LAVA, работающую по мотивам плагинов к WinAMP-у. Эдакая светомузыка через OpenGL, из разряда "прикольного", но по-мне так быстро надоедающего. Тем не менее Creative продвигает эту технологию, как интеграцию аудио- с визуальным восприятием. Видимо это технология будующего, но не сегодняшнего дня. По аналогии с эволюцией 3D-графики, сейчас мы имеем нечто вроде первого Квейка, но мечтаем о качестве третьего. Может из этого что-то и вырастет.

Но-с, довольно критики. Карта действительно неплохая, и первое недовольство всем вышеперечисленным сменилось впоследствие на симпатию. Не вижу смысла расписывать всё ПО подробно, так как утилиты интуитивно-понятны, а все остальные комплектные программы смотрятся один раз в жизни и уступают место более специализированным приложениям. Трагедии тут никакой нет, это нормально. Главное, чтобы нас не вынуждали переплачивать за набор, в котором помимо нужного железа не-пойми-какой дорогой комплектный софт непонятной ориентации. С этим у Платинума более-менее в порядке.

Wave канал

Мы сравнили звучание SBLive!Platinum с кодеком SigmaTel STAC9721 со звучанием двух других широко распространённых карточек: Aureal SuperQuad Digital PCI (AU8830A2) на кодеке SigmaTel STAC9708 и YAMAHA Audio PCI (YMF724E) от A-Trend на кодеке YMF730. Для количественной оценки параметров качества звучания цифрового канала была использована программа SpectraLab 4.32.14 (здесь, на момент написания статьи, доступна её полноценная 30 дневная версия). Сначала измерения проводились на 4.32.13, но результаты вызывали некоторые сомнения в адекватности результатов. С обновлением версии все вопросы отпали, а показатели параметров хорошо согласуются с общим видом получаемых спектрограмм и теоретическими расчётами. Поэтому всем, кто возможно будет заниматься подобными задачами, я рекомендую найти самую последнюю версию этой программы на сайте её авторов. Если вы не являетесь специалистом в области звука и не знаете куда смотреть и что сравнивать на спектрограмме, я рекомендую прочитать мои пояснения в этом материале в формате RTF: "Измеряем с помощью программы SpectraLAB" (84 Kb).


Качественная оценка на деревянных АС полностью совпала с измеренными показателями. Мы слушали классические произведения с CD по цифре и современные направления танцевальной музыки сграбленные в wav с CD и зажатые в поток 192-256 кбит/с в формат MPEG Layer-3, воспроизведением mp3 занималась dll-ка WinAmp с декодером Fraunhoffer. Звук Платинума не был чем-то сверхъестественным, но субъективно показался чуть-чуть почище и попрозрачнее, чем у конкурентов. Однако большого различия в звучании (оправдывающего различие в ценах) между карточками не наблюдалось. То есть от всех образцов осталось одинаково хорошее впечатление. Спектрограммы это и подтверждают. При тестировании все карточки были установлены в один компьютер. Проблем это никаких не вызвало, и работало всё без сбоев. Спасибо Win98SE за нашу счастливую беззаботность. :)) Забыл упомянуть. Залог такого успеха заключался в том числе и в чипсете BX на материнской плате ABIT BE6-II, стоявшей в тестовом компьютере.


Тесты. Часть1

Ниже приводятся амплитудно-частотные характеристики тестов на нелинейные искажения и шумы, при подаче на вход эталонного синусоидального сигнала частотой 1кГц. Cинусы генерились в wav-редакторе SoundForge 4.5D стандартным генератором Simple Synthesis с амплитудой -3дБ. Такой выбор обусловлен во-первых тем, что в реальности никто не нормализует материал под 0, во-вторых для обеспечения адекватности сравнения результатов, т.к. на многих карточках уже при -2 дБ сильно возрастают искажения. Первая серия тестов приведена для внутреннего кольца карты: "wave-канал->микшер->цифровой вход". Результаты могут быть применимы, например, для перевода MIDI-треков в Audio-треки в секвенсоре. Все остальные источники, эквалайзеры и регуляторы тебра отключены. С выхода цифрового канала сигнал поступает через внутренний микшер (скорее всего у SBLive! сигнал не претерпевает DAD преобразования, т.к. параметры остаются слишком уж хорошими) на цифровой же вход. Называется он по разному. У SBLive! это "What U Hear", у Vortex2 — "StereoMixer Input", у Yamaha, соответственно, "Stereo Out". Для исключения ошибок, тесты проводились довольно длительное время и были выбраны лучшие результаты для каждой карточки. Значения SNR брались невзвешенными. Обычно производители любят указывать значения A-weighting, то есть с учётом особенностей слуха усреднённого человека, и, как бы невзначай, забывают об этом упомянуть. Я считаю такие измерения нечестными — звуку с карты предстоит ещё долгий путь до ушей, и, складываясь на разных этапах, якобы неслышимые шумы могут оказаться черезвычайно значимыми.



Вид тестаИзмеряемый параметрSBLive! Platinum (EMU10K1)SuperQuad Digital PCI (AU8830A2)YAMAHA Audio PCI (YMF724E)
Internal loop, 48000 Hz sampling, -3dB@1kHzTHD, %0,00080,00300,0060
SNR, dB88,775,975,0
THD+N, %0,00630,01500,0175


Вид тестаИзмеряемый параметрSBLive! Platinum (EMU10K1)SuperQuad Digital PCI (AU8830A2)YAMAHA Audio PCI (YMF724E)
Internal loop, 44100 Hz sampling, -3dB@1kHzTHD, %0,00110,00250,0060
SNR, dB80,274,274,7
THD+N, %0,00980,01970,0182

Приведённые ниже тесты показывают неравномерность АЧХ. Диапазон от 10 Гц до 21 кГц проходился за 180 с. Такой сигнал можно создать, например в CoolEdit 2000. Неравномерность у SBLive! превосходна. Она фактически вошла в погрешность и требует имерений более серьёзным оборудованием. У карточки Yamaha неравномерность +0,5/-0,5 дБ. У SQ Digital наблюдается явление резонансного фильтра в области 15 кГц. Трудно сказать где тут грабли, и насколько этот результат можно экстраполировать на другие продукты с чипом Vortex2. Думаю, со временем мы проясним этот вопрос. Во всяком случае, будьте осторожны при выборе таких карточек, если для вас важна внутренняя оцифровка.



Обращу ваше внимание на то, что в области низких частот волны имеют место из-за дискретности измерения (выше они просто сливаются). Ориентироваться следует только на пики.


Тесты. Часть2

Вторая серия тестов — для внешнего кольца: "ЦАП->линейный выход карточки->соединительный провод->линейный вход->АЦП" — заинтересует тех пользователей, которые собираются оцифровывать аудио с линейного входа (к примеру, писать с тюнера музыкальные композиции и сжимать их в mp3). Для измерений был специально спаян шнурок из раздельно-экранированных микрофонных проводов d=6 мм, длиной 10 см, позолоченные разъемы мини-джек производства Тайвань, немного расточенные с торца. Для перестраховки провода были свиты в витую пару. При измерениях прекрасно показали себя, по сравнению с пласмассовыми, металлические разъемы на SQ и SBLive!. Джеки в них почти не болтались и качания не слишком влияли на уровень шумов. В любом случае, при измерениях по шумам специально находилось наилучшее положения разъёма в гнезде. Кстати, дарю фирме Creative идею — убрать эмуляцию столбчатого анализатора спектра из микшера и внедрить нормальный, для настройки работы выхода на минимальные искажения.



Вид тестаИзмеряемый параметрSBLive! Platinum (EMU10K1)SuperQuad Digital PCI (AU8830A2)YAMAHA Audio PCI (YMF724E)
External loop, 48000 Hz sampling, -3dB@1kHzTHD, %0,00200,00750,0063
SNR, dB73,273,574,2
THD+N, %0,02150,02100,0185


Вид тестаИзмеряемый параметрSBLive! Platinum (EMU10K1)SuperQuad Digital PCI (AU8830A2)YAMAHA Audio PCI (YMF724E)
External loop, 44100 Hz sampling, -3dB@1kHzTHD, %0,00180,00800,0068
SNR, dB73,172,574,2
THD+N, %0,02230,02250,0192

Посмотрим же на АЧХ карт во втором случае.

Мда… Здесь нас поджидает сюрприз. Я хочу удержать наиболее горячих читателей от соблазна сделать далеко-идущие выводы. Никто не станет оцифровывать аудио таким диким способом с линейного выхода на линейный вход. Стоит отнёсти эти результаты на счёт взаимного влияния выхода на вход кодека (по сути, его фильтров), но и только.

Если выбрать самую удачную АЧХ карточки Yamaha с неравномерностью +0.5/-1.5 дБ и провести измерения ещё раз, но уже через её линейный вход, то получится более правдоподобная картина:


Здесь мы замечаем спад характеристик -1…2 дБ на 18 кГц и -3 дБ на 20 кГц. Это довольно хорошие показатели аппаратуры такого класса. "Волнами" Vortex и SBLive! обязаны небольшому подъему характеристики АЦП у Yamaha. И ещё один момент, всё-таки АЦП у кодека на Platinum-е слегка подрезает верха (желтый график).

Чем хороши приведённые тесты? Прежде всего своей доступностью и повторямостью. Приведённые цифры не являются абсолютными. Они лишь служат для целей сравнения одной карты с другой (естественно, я как мог находил наилучшие сочетания положений фейдеров). Производитель в паспорте волен указывать цифры, полученные им в совершенно других условиях. К сожалению, карты лучше звучать от этого не станут. Советую не впадать в другую крайность и не переживать по-поводу присущих звуковым железкам недостатков. Использование потенциала даже таких ресурсов стоит под большим вопросом. В первую очередь из-за аналогового тракта "усилитель->акустические системы". Если бы и в той области развитие шло такими же бурными темпами… Впрочем, не мне об этом судить. Будем надеяться, что прогресс в бытовых звуковых картах простимулирует приближение высококачественной аппаратуры к народу. Уверенные шаги в этом направлении, в виде комплектов пластмассовых пока спикеров от той же Creative, вселяют повод для оптимизма.


MIDI

Окей, люди. Настала пора разобраться наконец с этим несчастным интефейсом. В конференциях фидо кипят бои: многие всерьёз обсуждают, чем MIDI лучше mp3. Другие спорят о чем-то своём, доказывая друг другу, что именно его карточка в MIDI круче. Что я могу на всё это сказать. Люди, хорошие вы мои! Больше слушайте ЖИВУЮ музыку. Ну или, на худой конец, записи симфонической и джазовой музыки на CD (желательно не на спикерах за $10). Тогда все споры сами собой отпадут.

Повторить исполнение через MIDI иногда сложнее, чем исполнить задуманное на музыкальном инструменте. Идеальный вариант, когда в MIDI игра живого исполнителя пишется через специальные контроллеры (гитарные оптические и рояльную механику можно отнести по-большому счёту сюда же). "Нарулить" в midi прадоподобное исполнение не владея игрой, или не представляя технику исполнения на конкретном инструменте представляется маловероятным. Чему мы и видим подтверждение. Большинство MIDI файлов, гуляющих в сети, созданы, скажем мягко, довольно по-любительски. В лучшем случае сделаны хоть какие-то попытки оживить игру. В худшем мы видим то, что прилагается на диске к Платинуму.

Вбита оркестровая партитура. И всё! Далее, видимо компьютер должен сам угадывать все нюансы исполнения музыкального произведения. Причем, для демонстрации полифонии выбраны совершенно не выигрышные для SBLive! (особенно при стандартных банках) классические произведения. Часто все голоса сливаются в кашу. С точки зрения сравнения с живым исполнением всё звучит кошмарно. Если человек представляет об игре музыкантов симфонического оркестра в-основном по теле- и радио-трансляциям через абонентскую радиоточку, то всё окей. Приложив усилия, некоторые инструменты даже можно распознать из общей звуковой каши. Но манера игры… Увы и ах. Никаких попыток привести исполнение в норму. Пусть что-то не позволяет семплер и SF2, но чтобы исполнить крещендо и диминуэндо много ума точно не нужно иметь. И на всех файлах стоит гордый лейбл "(c) Creative Labs" (позже я забрёл на какой-то из многочисленных и хаотично разбросанных Creative-ских сайтов и нашел, откуда же взялись сии композиции: их написали любители для конкурса, проводимого CL, и каждый получил за это AWE64Gold). Неужто не пришло в голову потратиться на услуги профессиональных музыкантов!? Ведь даже к дешевеньким Ямашкам 724/744 за $12-25 прилагаются немало очень приличных, профессионально-созданных мидишников. Вот здесь мы и видим очевидную разницу в подходе. В первом случае мультимедийщики тянутся к профи и постоянно изобретают через одно место велосипед. Во втором — профи используют свои наработки для ширпотреба. (К большому сожалению, Yamaha отставляет рынок звуковых карт для PC.) Мне могут возразить — а как же наработки E-mu и Ensoniq, которые пренадлежат империи Creative? К сожалению, для владельцев SBLive! они пока скрыты глубоко в недрах EMU10K.

И ещё одна мысль, перекликащаяся с вступлением этой статьи. Если 5-10 лет назад, услышав потуги компьютера исполнить через midi убогим FM-синтезатором какую-нибудь музыку, мы лишь улыбались и говорили: "ну что можно ждать от такой аппаратуры?" Сегодня мы уже хотим, да и вправе требовать от музыкального компьютерного комплекса реального саунда. А от производителей — соответствия комплектуемого обеспечения современным требованиям. Создав прекрасный и мощный семплер/эффект-процессор EMU10K, Creative не потрудилась в комплекте с Platinum-ом продемонстрировать применения в midi его возможностей (а разбираться методом "тыка" сегодня непростительная трата времени). Ей, видимо, гораздо важнее "батхеды" и модные Internet/Mp3/LAVA/EAX технологии. Моё мнение таково: WinAmp ей вряд ли догнать по-популярности, EA-эффекты после начального восторга (только не у меня) быстро утомляют впоследствии даже ярых поклонников, A3D 2.0 во многих играх слушается пока реалистичнее, чем EAX. Но midi, бесспорно, все ещё её конёк! Руководство же этой корпорации всё больше начинает предпочитать все эти остальные яркие штучки. Мой диагноз — налицо запопсение потенциально хорошего продукта (мягко говоря, отдел маркетинга несколько переусердствует). Иногда даже берёт гордость за отечество — у нас люди образованнее и на такую дешёвую обёртку не сильно купились бы. Для западных пользователей, в большинстве своём видимо имеющих туманное представление о формате midi, но находящиеся в эйфории от возможности стянуть из сети mp3 на халяву и слушать их, применив эффект "в канализации", в самый раз. Ну что же, каждому, как говорится, своё. (Такой вывод во мне только укрепился после посещения сайтов фанатов SBLive!, через ссылки на www.soundblaster.com. Я прослушал созданные тамошними музыкантами MIDI-композиции, но ничего путного найти не смог, как не старался. Очень возможно, что не там искал. Но… скажем, с поиском хороших MIDI-XG композиций таких трудностей не возникает.)

Едем дальше. Отдельного разговора заслуживают SoundFont-банки. Не вздумайте делать какие-то ни было выводы по входящим в комплект малюсеньким GM/GS-банкам 2/4/8 Мб. Они хороши были только на момент своего создания в 1996-м году и для карт с критичной по размеру набортной памятью AWE32/64. Приучите себя к мысли, что с приобретением SBLive! придётся выкачивать десятки мегабайт из сети, с надеждой их слушать, проклинать криворуких создателей, удалять всё это дело, опять скачавать. А потом, возможно, отчаявшись найти приличные инструменты в сети, потратить энную сумму денег на покупку компактов с профессиональными коллекциями банков, благо что они сейчас во многих местах доступны (от $10 и выше). И пока вам под руку не попадётся что-нибудь приличное, о качестве судить, право, преждевременно и бессмысленно.

Очень многих волнует проблема более полного раскрытия способностей SBLive! В сети довольно много рекомендаций по переделке SBLive! для работы с драйверами 1.5 от E-mu APS. При этом отрубаются встроенные в карту кодеки и остаётся лишь S/PDIF out. Поэтому, можно либо перепаять цифровой выход чипа на вход одного из кодеков, либо докупить вторую плату и/или внешний качественный ЦАП/АЦП. В качестве второй платы неплохая кандидатура как-раз у Platinum-а (если не требуется высококачественного кодека, а встроенный используется только для мониторинга). С использованием такой переделки получается "почти ASP", тоже с "мордой" спереди, но за втрое меньшую цену! Я попробовал поработать таким образом, соединив Value и Platinum по цифре. Под виндовыми драйверами на текущий момент две карточки в системе не живут. А вот через 1.5, установив специальный хакерский патч, все отлично. Звучание в MIDI, с вышеупомянутым 8Мб стандартным банком, заточенным конкретно под EMU10K, меня не впечатлило. Вроде бы поровнее, но ударные совсем не то. А в sf2.1 больших халявных банков при беглом осмотре сети я не нашёл (платных — хоть отбавляй). Эффект-процессор получше, чем у SBLive! (кроме, пожалуй, ревербератора). Ну и удобность работы с настраеваемым микшером выше всяких похвал. Отрицательные черты — теряется обратная совместимость с SBLive! (подробнее об этом ниже). Вывод. На сегодняшний день все рекомендации по переделке SBLive! под E-mu APS к обычным пользователям (и даже к начинающим музыкантам) пока ещё не относятся.

Тем не менее, в будущем нас ждёт, возможно, ещё более глубокое овладевание картой. :)) На новостном сервере news.soundblaster.com в конференции creative.emu.products.aps уже давно муссируются слухи о приходе новой версии 2.0 драйверов для E-mu APS, которые так же можно будет заставить работать с SBLive! Совсем недавно официальный представитель E-mu приоткрыл последние детали этого комплекта. APS V2.0 по их мнению является концептуально-новым амбициозным проектом по разработке софта, основаным на сотрудничестве команд разработчиков EMU/ENSONIQ и Creative Technology, а также разрабатываемый при учёте мнений пользователей. Ориетация будет сделана на кросс-платформенность и кросс-системность, а так же раскрытие всех мультимедийных возможностей железа. Для карточек APS обещают полную совместимость с SBLive! в приложениях.

Команда разработчиков E-mu Audio Production Studio:

  • EMU / ENSONIQ Music and Audio Systems
  • Creative Advanced Technology Center

    Предварительный список возможностей APS, версии 2.0 (альфа)

    Поддерживаемые ОС

    • Microsoft Windows 95 (OSR1, OSR2, OSR3), 98 (OSR1)
    • Microsoft Windows 98 Second Edition, VxD и WDM модели драйверов
    • Microsoft Windows Millennium
    • Microsoft Windows NT 4.0
    • Microsoft Windows 2000
    • Red Hat Linux 6.0, 2.2.5-15 и 2.2.12 одно- и мультипроцессорные ядрa (Драйверы для Mac-а будут доступны в течении нескольких месяцев после драйверов для PC)

    Поддерживаемые программные интерфейсы (API)

    • Полная совместимость с DirectSound 7, в дополнении к поддержке EAX 2.0 и Creative Buffer Management
    • Полная совместимость с Microsoft Multimedia System
    • Поддержка Microsoft Mixer
    • Поддержка мультиканального wav-формата
    • Мультиклиентная поддержка портов MIDI
    • Мультиклиентная поддержка аппаратных синтезаторов Synth A и Synth B (#)
    • Полная совместимость с Microsoft WDM Audio стандартом (*)
    • Аппаратная поддержка DirectMusic (*)
    • Поддержка Linux OSS, /dev/midi, /dev/sequencer, /dev/audio

    Поддержка внешних устройств

    • Поддержка нескольких карт с разделяемой между ними памятью
    • Новые MIDI-устройства для "наруливания" эффектов и автоматизированные микшеры (automation)
    • Creative/Ensoniq 1024-голосый AudioPCI GM софт-синтезатор

    Улучшения в семплере

    • Предел выделяемой оперативной памяти под семплы увеличен до 2 GB
    • Независимо-назначаемые банки семплов для Synth A и Synth B
    • Поддержка DLS1 и DLS2
    • Поддержка эксклюзивных сообщений (более привычных нам как SysEx):
      • GM System On/Off
      • TSSB #144 (для подгрузки SF2/DLS)
    • Поддержка Sound Blaster AWE NRPN (Phat Boy mode II)

    Поддерживаемые эффекты (&)

    • Полностью загружаемые конфигурации
      • загрузка эффектов, пик-фиксаторов и микшерных модулей неограниченное число раз
    • Полная топологическая гибкость конфигураций
      • роутинг сигналов сквозь эффекты, уровни и микшерные модули
      • полностью регулируемые по MIDI параметры эффектов
      • использование MIDI-каналов / аудио-потоков как моно-, так и стерео-ресурсов
      • конфигурируемые wave/MIDI линейки микшера до 8 стерео или 16 моно
      • пользовательские линейки
    • Новые эффекты
      • Вокодер
      • Улучшенный фленджер
      • Фейзер
      • Наборы фильтров высоких порядков
      • Лесли эффект
      • От SBLive!-а: вокальный морфер, частотный шифтер, параметрический эквалайзер

    Приложения (&)

    • EMU10KView —
      • Замена для E-Control / E-mu APS микшера
      • Графический и обычный виды микшера для процессора эффектов
      • Drag-and-drop загрузка эффектов и микшерных блоков
      • Новые 4 и 5.1 канальные шинные модули mixer/aux
      • Пре/пост фейдерный переключатель для aux
      • Point-and-click назначение audio и управляющих сигналов
      • Возможность "наруливания" параметров MIDI
    • Указание пути прохождения сигнала
    • Указание MIDI канала/контроллеря при изменении параметров эффекта
      • Полное сохранение и восстановление внутренней конфигурации
      • Импорт E-mu APS .EMS файлов и пресетов SBLive!

    Sound Blaster Live!

    • Полная поддержка всех приложений под SBLive! (Включая Surround Mixer, PlayCenter и LAVA!)

    Ждите анонса остальных приложений и утилит.

    • (#) Насколько это позволит OS
    • (&) Только под платформу Windows
    • (*) Под Windows 2000 и 98 Second edition с WDM драйверами только

    Хорошо, сравним же звучание тех же трёх карт между собой в MIDI. Для этих целей я выбрал два широко доступных файла.

    Первый демонстирует возможности MIDI по имитации живого исполнения, применяя один лишь Pitch Wheel. Он создан музыкантом Farolillo из YAMAHA CORPORATION.

    Под каждую конкретную карту приходилось поканально выстраивать reverb/chorus и уровень в микшере секвенсора. Самый ужасно-настраивающийся — это Vortex2. Если кто-то преуспел в борьбе с ним — просьба поделиться секретами. В SBLive! немного глючит комплектная утилита назначения эффектов по контроллерам. При значении "Not mapped" посыла быть не должно — тем не менее эффект работает. Не смертельно, но баг.

    • SBLive! c 12 мегабайтным многослойным GM-банком от Sonido Media + стандартный 8 Мб для ударных: spain(sblive!).mp3 (2 Мб)
    • Yamaha c нэйтивным компрессированным 6 Мб банком и специфичные SysEx в самом файле: spain(yamaha).mp3 (2 Мб)
    • Vortex2 с 8 Мб sf2 GM-банком: spain(vortex).mp3 (2 Мб)

    Что мы с вами слышим? Ха-ха. Не буду вам навязывать свою точку зрения (ибо моя критика займёт ещё три таких обзора). Ограничусь лишь небольшими замечаниями.

    Во-первых, обвинения MIDI в плохом звучании можно смело переводить на кривые руки и недостаток таланта у музыкантов (если бы так поработали над каждым инструментом в комплектных классических композициях).

    Во-вторых, все карточки на этом примере звучат достойно. SBLive! более живо и красиво (немного резковаты переходы между слоями — можно поковырять банк в Виенне, я не стал этого делать специально). Yamaha приглушённо на верхах, но в целом достоверно. Vortex2 тоже на уровне и если бы не задержки релизов ревербератором (и образующегося вследствие гудева) и свиста пуль в степи, то был бы однозначно лучше Ямахи (умоляю, только не с его комплектным банком!).

    Второй файл из комплекта секвенсора CakeWalk, под названием Ballad #1. Написал его наш земляк, Игорь Хорошев. Файл демонстрирует многоголосую полифонию. Хорошо тестирует чистоту звучания и реальную совместимость с GM (например, для воспроизведения минусовки караоке-проигрывателя).

    Результаты такие. SBLive! получает приз за самый прозрачный и чистый звук. Yamaha — хорошая сбалансированность и некоторая тусклость звучания (вследствие прошитых семплов). Vortex2 — полный отстой из-за стандартного банка и "красивой" внутренней АЧХ (см. выше). Я специально не стал работать по цифре для иллюстрации, чем такие мелочи грозят для пользователя. К сожалению, имеющиеся у Vortex2 проблемы с ударными при использовании sf2 банков, не позволили для второго файла загрузить в память нормальные семплы (извиняйте, поклонники Aureal, не нашёл я времени качнуть пару десятков мегов dls банков).


    Подведём итог

    Звуковая карта SB Live! Platinum представляет собой добротно-созданное изделие фирмы Creative и может быть рекомендована к приобретению самому продвинутому пользователю. Особенно уже имеющему качественный аудио-комплекс, для наиболее полного раскрытия всех её возможностей. Появление в версии II модуля Live! Drive как коаксиальных, так и оптических интерфейсов оставляют большие возможности для расширения сферы применения данного изделия. (К сожалению, назначение входящего в комплект оптического шнурка, имеющего на одном из концов разъём мини-джек осталось неясным. Имевшуюся под рукой минидеку SONY MZR5ST таким проводочком подключить не удалось, ввиду отсутсвия на ней подобных оптических разъемов.)

    Не рекомендуется к применению: в бюджетных компьютерах, а так же для слишком серьёзного занятия музыкой. Впрочем, Платинум на это и не рассчитан. Это всего лишь полноценное продвинутое решение для разносторонних требовательных пользователей, воплощающее в себя последние нововведения индустрии данного сегмента рынка.

    Также карта будет хороша для домашнего музыцирования. Задействовав входящий в комплект микрофон и подключив хороший эффект-процессор SBLive!-а, можно исполнять популярные композиции под Karaoke в кругу друзей, на устраиваемых домашних вечеринках. А с добавлением второй карты и при наличии MIDI-клавиатуры возможно создание полноценной домашней музыкальной студии. Используя при просмотре DVD программные плееры, можно пользоваться как программным даумиксингом на 4 канала, так и подавать цифровой сигнал на DolbyDigital ресивер.

    Возможности по применению данной карты для игр ничем не отличаются от возможностей более дешёвых вариантов (Value) и были описаны в многочисленных обзорах уже неоднократно.

    Текущее стабильное финансовое положение Creative гарантирует своевременную поддержку пользователей как драйверами, так и утилитами. А так же делает всю линейку звуковых карт этой фирмы серьёзными конкурентами как низшего, так и высшего ценового диапазона (от дёшевых, до дорогих полу-профессиональных изделий).

    Для себя лично я из всего этого вынес такую мудрость: не стоит ожидать от производителей универсальной карточки — можно поставить сразу несколько и пользоваться преимуществами каждой.

    Заключение

    Благодарю всех, кто помогал мне в работе над статьёй. Конструктивные комментарии приветствуются. Желаю всем не лениться, а пополнять свой багаж знаний и опыта.

    Карта Creative SB Live! Platinum предоставлена компанией "Олди"

     

  • Дополнительно