Sound Blaster Live! и домашняя звуковая студия


 

Эта статья появилась в результате тщательного изучения новых звуковых карточек от Creative Labs — Sound Blaster Live! и Sound Blaster Live! Value. Будем рассматривать технические характеристики и возможности этих устройств, прежде всего с точки зрения применения их в домашних звуковых студиях. Долго мы ждали эти карточки, читали анонсы в интернете об удивительных возможностях и потрясающих характеристиках нового произведения креативской инженерной мысли. Уже многие махнули рукой, мол бластер умер, а он оказывается жив! Как ни странно оказалось, что анонсы не всегда врут, изделие получилось действительно достойным (рассмотрения в нашей статье :-)).

Краткий обзор возможностей SB Live!

Что же такое этот Sound Blaster Live!? Это PCI устройство, сочетающее в себе синтезатор-сэмплер, мультиэффект процессор, цифровой микшер, многоканальный аудио рекордер, процессор пространственного позиционирования звука, цифровой аудио и MIDI интерфейс в одном флаконе, я бы даже сказал практически в одном чипе. Пытливый читатель, конечно, может возразить "Ну и чтож тут такого? Обыкновенная универсальная карточка, каких полно! Где революция, где следующий шаг в индустрии звука на PC?". Все это конечно так, и все же возьму на себя смелость утверждать, что это большое продвижение вперед в развитии звуковых возможностей компьютера. Главный прорыв здесь в показателях цена/качество и цена/возможности. То что стоило раньше 1000 вечнозеленых президентов, теперь стоит 200! Это делает доступным новое качество звучания массовому покупателю. Вот что наиболее важно и глубоко!

EMU 10K1

Как говорилось ранее, все эти удивительные возможности сосредоточены в одном небольшом кусочке кремния в керамической оболочке и имя ему - EMU 10K1. Это DSP (Цифровой сигнальный процессор) ориентированный на обработку цифровых аудио данных разработан, как видно из названия, фирмой E-MU, известнейшим производителем профессиональной аудио техники уже давно принадлежащей фирме Creative. EMU10K1 на сегодня один из мощнейших DSP применяемых в звуковой индустрии. В нем использована та же технология, что и в профессиональных изделиях фирмы E-MU E-synth и Audio Production Studio. Этот чип интегрирует в себе музыкальный, звуковой и эффект процессоры. Все сигналы обрабатываются с точностью 32 бит 48 КГц с использованием запатентованной 8-ми точечной интерполяцией для уменьшения искажений.

Заявленные аналоговые аудио характеристики

Заявленные производителем аудио характеристики действительно впечатляют. Судите сами:

  RATED LINE OUTPUTFULL SCALES OUTPUT
Line Output Dynamic1.0 Vrms1.40 Vrms
Frequency Response at -1dB10Hz to 44kHz10Hz to 44kHz
Signal-to-Noise Ratio (A-weighted)96 dB100 dB
THD + Noise (A-weighted)0.002%0.002%

Конечно, такие параметры как соотношение сигнал/шум и искажения сильно зависят от способа измерения. Производитель, как правило, избирает способ дающий лучшие результаты для его изделия. Поэтому для объективности необходимо сравнение с другими платами. Мы его, разумеется, проводили, сравнивали SB Live! с продукцией других производителей (например с звуковой картой Event Gina) и надо сказать, что бластер выглядел весьма достойно даже на фоне гораздо более дорогих профессиональных устройств.

Синтезатор — сэмплер

На SB Live! нет ПЗУ, он использует до 32 Мб системной памяти компьютера для хранения сэмплов (звуковых фрагментов, из которых состоят инструменты), то есть является фактически сэмплером с очень хорошими синтезаторными возможностями (фильтры, конверты, LFO, многослойная структура инструментов и т.д.), соответствующими современному уровню wavetable синтезаторов. Для выделения системной памяти под банки инструментов используется технология dynaRAM, позволяющая динамически увеличивать или уменьшать буфер в системной памяти под банки инструментов (SoundFonts). Это очень удобно — не надо искать специальные модули памяти для расширения памяти на карте, загрузка банков практически мгновенная, к тому же память выделяется в виртуальном адресном пространстве, а не в физической памяти и может свопироваться на диск, освобождая физическое ОЗУ для других программ при необходимости. Единственный минус данной технологии — использование некоторого количества системных ресурсов при работе синтезатора, т.к. сэмплы при игре прокачиваются по шине PCI из системной памяти в EMU10K1, но это занимает не более 5% пропускной способности шины в самом пиковом случае (максимальной полифонии) и практически этим можно пренебречь.

Технические характеристики синтезатора:

  • Полифония 64 голоса аппаратно с 8-ми точечной интерполяцией
  • Полифония 512 голосов (с последними драйверами) программно
  • 48 MIDI каналов — 32 на аппаратный (2 MIDI порта) и 16 на программный синтезатор
  • SoundFont технология загружаемых наборов инструментов
  • До 32 МБ системной памяти для загрузки инструментов

С картой поставляются три GM/GS совместимых набора инструментов 2МБ, 4МБ и 8МБ, а также около 50-ти демонстрационных банков (всего около 100 МБ) для различных направлений музыки от классики до ультра современных стилей. Есть отличный редактор загружаемых инструментов Vienna SoundFont Studio 2.3 для редактирования существующих и создания новых банков инструментов в формате SoundFont 2 (SF2). Субъективно сэмплер звучит хорошо, признаться даже не ожидал от Креатива. Звучание любого сэмплера полностью зависит от того, какие звуки в него будут загружены, поэтому для профессионального использования возможностей SB Live! необходимы профессиональные библиотеки сэмплов в формате SF2. Фирма E-MU и сторонние производители поставляют CD ROMы с банками инструментов в формате SF2. Мы с группой товарищей-музыкантов, после того как услышали звучание SB Live!, тоже решили делать компакты с банками SF2, готовы уже 7 CD ROM и будут еще т.к. направление на наш взгляд очень перспективное.

Эффект-процессор

Возможности эффект-процессора:

  • Поддерживает цифровые эффекты в реальном времени такие как реверберация, хорус, флэнжер, дисторшн, изменение высоты тона и др. для всех аудио источников;
  • Производит обработку, микширование и позиционирование аудио потоков, используя до 131 аппаратных канала;
  • изменяемая архитектура эффектов с установкой параметров эффектов и посылов со всех источников звука;
  • полностью цифровая обработка и микширование, исключающая появление шумов.

Другими словами, есть эффект процессор с памятью, в которую можно грузить программы и параметры эффектов. Существуют пресеты (предустановки) на наборы эффектов, на алгоритмы и параметры каждого эффекта в отдельности. Можно использовать имеющиеся пресеты или создавать свои и сохранять их на диске, а затем загружать в эффект процессор. Предлагаются следующие эффекты: реверберация (более 50-ти видов), хорус, флэнжер, эхо, вокальный морфер, дисторшн, вращающийся динамик, сдвиг тона. У меня получалось загружать одновременно до 5-ти эффектов. Два из них можно назначить на MIDI контроллеры для поканальных посылов с синтезатора. На все пять можно назначать посылы с источников звука — цифровой S/PDIF вход, цифровой вход с CD (тоже S/PDIF), I2S цифровой вход (с DVD), аналоговый (линейный/микрофонный/CD) аудио вход и Wave/DirectSound поток. Тут открывается несколько интересных возможностей:

  • Можно использовать бластер как мультиэффект процессор в реальном времени, то есть на вход подавать аналоговый или цифровой сигнал, например, петь в микрофон, а на выходе получать сигнал обработанный эффектами. Все это, естественно можно тут же записывать в файл, причем можно писать обработанный сигнал, а можно необработанный (обработка при этом слышна).
  • Wave/DirectSound поток, например wav файл или играющий программный синтезатор, также можно пропустить (или не пропускать) через эффекты и тут же записать в другой wav файл прямо в цифровом виде без D-A-D преобразований. Это очень удобно при использовании программных синтезаторов, особенно не умеющих самостоятельно писать в файл. Лайв позволяет использовать до 32-х одновременно работающих звуковых сессий, поэтому гипотетически можно, например, в SoundForge записывать одновременно несколько работающих программных синтезаторов. Ставьте Pentium III 1000 MHz, 1 GB RAM и полностью виртуальная студия в реальном времени, со всеми видами синтеза и обработки у вас на столе :-)!

Что касается качества эффектов, то оно достаточно высокое, примерно на уровне внешних процессоров эффектов стоимостью 200-400 долларов (типа Alesis MIDIVerb), к тому же поскольку эффекты подгружаемые, возможно их совершенствование в дальнейшем. Надо отметить, что существуют программные эффекты в виде DirectX плагинов, которые по качеству значительно превосходят предлагаемые Бластером.

Технология 3D позиционирования

Возможности:

  • Выбираемые пользователем установки оптимизации для наушников, 2-х или 4-х колонок
  • аппаратное ускорение DirectSound и DirectSound3D
  • поддержка до 32-х Direct3D потоков (с последней версией драйверов)
  • поддержка EAX расширения 3D позиционирования
  • Creative Multi Speaker Surround технология позиционирования источников звука в 360o аудио пространстве
  • Эмуляция акустических характеристик различных помещений (холл, театр, клуб и др.) для всех источников звука

Что можно сказать по этому поводу — звучит неплохо. Используется в основном в игрушках. Как это применить в студийной работе, пока не знаю. Будем думать.

Цифровой аудио акселератор

Возможности:

  • Запись/воспроизведение с точностью 8 или 16 бит
  • Частота квантования от 8 до 48 КГц
  • Вся обработка 32 битная
  • Запись/воспроизведение с аналоговых и цифровых входов/выходов
  • Аппаратный полный дуплекс (одновременная запись и воспроизведение)
  • Поддержка до 32-х одновременных аудио сессий с аппаратным 32 битным микшированием

К сожалению, фирма Creative пока нигде не описывает параметры использованных АЦП/ЦАП. Субъективно на слух воспроизведение очень хорошее, без шумов, звук прозрачный, не пластмассовый. Запись тоже вполне пристойная, но звук мне показался несколько жестковатым. Проблема некоторой неуверенности во входных преобразователях решается установкой внешнего АЦП, например Midiman Flying Calf A/D (20 bit 128 oversapling) стоимостью менее 200 долларов. При этом мы полностью избавляемся от возможных помех внутри корпуса компьютера, т.к. в компьютер у нас идет только цифра (S/PDIF) и получаем отличный 20-ти битный входной тракт за приемлемые деньги. Для домашней компьютерной студии главное хорошо оцифровать, дальше вся работа происходит в цифре и на выходе — записанный компакт, опять же цифровой, а для мониторинга аналоговые выходы SB Live! вполне пригодны. Также хочу отметить еще один небольшой недостаток SB Live! — цифровой выход только 48 КГц, но мне кажется это не очень существенно.

MIDI интерфейс

Поддерживается MPU-401 UART режим.

Коннекторы

Внешние на основной плате:

  • Микрофонный вход
  • Линейный вход
  • Линейный выход фронтальный
  • Линейный выход тыловой
  • Джойстик/MIDI порт

Внешние на дополнительной плате:

  • RCA S/PDIF вход
  • RCA S/PDIF выход
  • MIDI вход
  • MIDI выход
  • Цифровой выход для будущего 8-ми колоночного расширения

Внутренние на основной плате:

  • CD цифровой вход (S/PDIF)
  • I2S цифровой вход
  • CD аналоговый вход
  • Аналоговый вход с автоответчика
  • AUX вход

Совместимость

  • Windows 95, 98
  • Windows NT 4.0
  • Microsoft DirectSound, Ditect3D
  • General MIDI
  • MPC-3
  • PCI 2.1

Системные требования

Минимально P133 16 Mb RAM (32 Mb сильно рекомендуют), PCI 2.1, но чем всего больше, тем лучше.

Аудио характеристики более подробно

Приведем несколько более подробные результаты измерений характеристик SB Live!.


Тестовая система

Условия измерений:

  • в микшере разрешен только измеряемый источник, остальные источники заглушены
  • все эффекты запрещены
  • регулировки эквалайзеров установлены на 0 дБ (50 %)
  • установлена конфигурация вывода на 4 колонки

Таблица результатов:

Test: PC — Digital — Analog Line output
Input sourceIdeal Wave file of OdBFS @ SR=48KHz
Output level @ Line-out1Vrms
SNR (@Idle channel noise)90dBr
Dynamic Range94dBr
THD + Noise @ -3bB0.007%
Frequency Response @ -20dBr20Hz - 20KHz, +0.05 dB / -1 dB
Test: A — D — S/PDIF Output @ SR=48KHz
Input source @ Line-in1Vrms @ 997Hz
SNR (@Idle channel noise)92dBr
Dynamic Range92dBr
THD + Noise @ -3dB0.004%
Frequency response @ -20dBr10Hz - 21KHz, +0.2 dB / -1dB
Test: A — D — PC — D — A @ SR=48KHz
Input source @ Line-in1Vrms @ 997Hz
Output level @ Line-out1Vrms
SNR87dBr
Dynamic Range91dBr
THD + Noise @ -3dB0.008%
Frequency response @ -20dBr10Hz - 20KHz, +0.05dB / -1dB

Как видим характеристики несколько хуже заявленных, но все же очень хороши. Самый плохой результат показан на тесте аналоговый вход — PC — аналоговый выход, соотношение сигнал/шум 87 дБ, искажения 0.008 %, это уровень профессиональной студии.

Сравнение с платами других производителей

Измерения проводились с помощью программы SpectraLab, используя встроенный в нее источник тестового сигнала.

Звуковая платаГармонические искажения (THD),
сигнал -3 дБ 1 КГц
Сигнал шум (S/N)
при сигнале -3 дБ 1 КГц
SB Live! с Midiman Flying Calf A/D на входе S/PDIF0.00197 %85.36 дБ
Event GINA0.00219 %79.96 дБ
SB Live!0.00383 %81.65 дБ
TB Montego0.00412 %74.87 дБ

Отличия полной и Value моделей

Сразу скажу, что функционально модели практически не отличаются. У Value те же возможности, драйвера и качество, что и у полной модели. Фактически различий в "железе" я усмотрел всего три:

  • Отсутствует дополнительная плата, на которой расположены внешние RCA S/PDIF разъемы, видимо с какой-то развязкой (но сам S/PDIF вход/выход есть в виде штырьков на плате), mini DIN MIDI коннекторы с оптронной развязкой и цифровой выход на много колонок (которых пока нет).
  • Не напаян I2S цифровой вход.
  • Пластмассовые коннекторы аналоговых входов/выходов вместо позолоченных железных.

Таким образом, S/PDIF вход/выход легко делается, MIDI берется из порта для джойстика, I2S вход пока не нужен вроде, коннекторы можно и пластмассовые оставить. Получаем экономию в 100 долларов. Думаю, именно Value модель станет у нас "народной" картой для музыкантов.

Есть также еще различия по софту, в полной модели его больше и, что более существенно, есть демонстрационная библиотека SF2 банков, а в Value она отсутствует, но это тоже не смертельно.

Вот подробная таблица отличий полной и Value моделей:

Comparing:Sound Blaster Live!Sound Blaster Live! Value
Audio ProcessorEMU10K1
Audio Input & Output
  • Mic in
  • Line in
  • Line level out (front)
  • Line level out (rear)
Capable of four output sources (Left front, left rear, right front, right rear). All on GOLD-PLATED connectors for good connection.
  • Mic in
  • Line in
  • Line level out (front)
  • Line level out (rear)
Capable of four output sources (Left front, left rear, right front, right rear). Connectors are color-coated for easy recognition.
On-board Connectors
  • MPU-401 MIDI/Game Port
  • Digital CD in
  • MPC-3 CD Audio in
  • Telephone Ans. Device in
  • Aux in
  • I2S input (for Creative's MPEG 2 decoder card)
  • Digital I/O
  • MPU-401 MIDI/Game Port
  • Digital CD in
  • MPC-3 CD Audio in
  • Telephone Ans. Device in
  • Aux in
  • S/PDIF Digital I/O
Digital I/O Card Connectors
  • RCA S/PDIF in
  • RCA S/PDIF out
  • Mini MIDI DIN in
  • Mini MIDI DIN out
  • Digital DIN out: supports up to 8 digital speakers
Digital I/O card not included.
Signal-to-Noise Ratio (A-weighted)
  • Rated Line Ouput: 96dB
  • Full Scales Output: 100dB
Noise Floor-120dB
Package Contents
  • Sound Blaster Live! PCI audio card
  • Hands-free microphone
  • Digital I/O card
  • Digital I/O cable
  • Digital CD audio cable
  • Mini to standard MIDI DIN adapter cable
  • Software pack (on CD-ROM only): Installation CD, Tour & Demo CD, and Applications CD
  • Sound Blaster Live! Value PCI audio card
  • Digital CD audio cable
  • Software pack (on CD-ROM only): Installation CD & Application CD (excluding high-end music software)
MSR Price$199.99$99.99

Примеры конфигураций звуковых студий на базе SB Live!

1. Простейшая домашняя звуковая студия на базе SB Live!


Доработка компьютера до такой студии обойдется в 250-300 долларов. На этой конфигурации можно обучиться работе в компьютерной студии, освоить необходимое программное обеспечение, записывать демо композиции, да просто, в конце концов, обучаться музыке и играть в свое удовольствие.

Недостатки здесь следующие:

  • Недостаточно качественный ввод с микрофона, т.к. микрофонные предусилители, выполненные на компьютерных платах, как правило, никуда не годятся, для решения этой проблемы ставится внешний микрофонный предусилитель или микшер с предусилителем.
  • Отсутствует цифровой носитель информации, на который можно записать с сделанные композиции. Можно конечно записывать на кассету, но качество будет безвозвратно потеряно. Для решения этой проблемы ставиться CD writer, на котором можно записывать свои компакт-диски.

2. Базовая конфигурация домашней звуковой студии

За такой комплект придется выложить еще 300-400 долларов, но теперь мы имеем возможность провести полный цикл студийной работы от сочинения композиции до выпуска CD на одном рабочем месте с достаточно приличным качеством. Чтобы улучшить характеристики входного аудио канала, как было сказано выше, можно поставить внешний аналого-цифровой преобразователь (АЦП), для усиления синтезаторных возможностей хорошо бы добавить внешний синтезаторный модуль от какого-либо известного производителя (например Roland), для удобства подключения внешних аналоговых источников звука удобно использовать микшер (например Makie 1202 VLZ). И тогда мы получим примерно ту конфигурацию, которую я использую в своей домашней студии в настоящее время.

3. Продвинутая домашняя звуковая студия

SB Live здесь выполняет функции сэмплера и цифрового аудио рекордера, а также MIDI интерфейса для ввода MIDI последовательностей с клавиатуры и управления внешним синтезатором. На вход SB Live поступает только цифровой аудио сигнал, это полностью снимает проблему помех внутри компьютера. Результаты работы в студии записываются на компакт диски, благо они сейчас не очень дороги.

Конкуренты есть?

На сегодня с точки зрения использования в домашней звуковой студии SB Live! безусловно лидер по соотношению цена/возможности и цена/качество звучания. Говорят, что карты на чипе Vortex 2 будут лучше, но, во-первых, их еще нет, а во-вторых сравнивать уже реализованные возможности конкретного устройства и анонс возможностей чипсета по меньшей мере не совсем корректно, у Vortex 1 тоже был хороший анонс и загрузка семплов и крутой синтезатор с эффектами, но покажите мне карту, где это работает?! Прошло больше полугода, а нет ни редактора инструментов, ни нормальной загрузки семплов, ни управления эффектами. Ничего не имею против A3D, звучит классно, но это для игрушек, а для домашней студии просто необходим корректно работающий сэмплер с редактором инструментов и библиотеками звуков. Вообще у многих производителей стало модным выпускать "железки" с супер возможностями, но без возможности использовать эти возможности, т.к. нет соответствующего программного обеспечения. Купишь такой продукт и сидишь ждешь, когда же фирма-производитель соизволит написать драйвера и софт, который даст возможность приступить к нормальной работе. В этом смысле у Creative почти все в порядке, да и Ему с Энсоником помогают, все-таки опыт в звуковом бизнесе у них большой.

Выводы

SB Live! хорошее решение для построения домашней звуковой студии, эта карточка безусловно стоит затраченных на нее денег. В комплекте поставляется все необходимое программное обеспечение, чтобы сразу начать творческую работу в студии. Отличная поддержка от производителя, в интернете существует сайт, полностью посвещенный SB Live!, где можно найти свежие версии драйверов и программ. В общем, я себе купил.

 

Дополнительно

Sound Blaster Live! and Home Sound Studio

Sound Blaster Live! и домашняя звуковая студия

 

Эта статья появилась в результате тщательного изучения новых звуковых карточек от Creative Labs — Sound Blaster Live! и Sound Blaster Live! Value. Будем рассматривать технические характеристики и возможности этих устройств, прежде всего с точки зрения применения их в домашних звуковых студиях. Долго мы ждали эти карточки, читали анонсы в интернете об удивительных возможностях и потрясающих характеристиках нового произведения креативской инженерной мысли. Уже многие махнули рукой, мол бластер умер, а он оказывается жив! Как ни странно оказалось, что анонсы не всегда врут, изделие получилось действительно достойным (рассмотрения в нашей статье :-)).

Краткий обзор возможностей SB Live!

Что же такое этот Sound Blaster Live!? Это PCI устройство, сочетающее в себе синтезатор-сэмплер, мультиэффект процессор, цифровой микшер, многоканальный аудио рекордер, процессор пространственного позиционирования звука, цифровой аудио и MIDI интерфейс в одном флаконе, я бы даже сказал практически в одном чипе. Пытливый читатель, конечно, может возразить "Ну и чтож тут такого? Обыкновенная универсальная карточка, каких полно! Где революция, где следующий шаг в индустрии звука на PC?". Все это конечно так, и все же возьму на себя смелость утверждать, что это большое продвижение вперед в развитии звуковых возможностей компьютера. Главный прорыв здесь в показателях цена/качество и цена/возможности. То что стоило раньше 1000 вечнозеленых президентов, теперь стоит 200! Это делает доступным новое качество звучания массовому покупателю. Вот что наиболее важно и глубоко!

EMU 10K1

Как говорилось ранее, все эти удивительные возможности сосредоточены в одном небольшом кусочке кремния в керамической оболочке и имя ему - EMU 10K1. Это DSP (Цифровой сигнальный процессор) ориентированный на обработку цифровых аудио данных разработан, как видно из названия, фирмой E-MU, известнейшим производителем профессиональной аудио техники уже давно принадлежащей фирме Creative. EMU10K1 на сегодня один из мощнейших DSP применяемых в звуковой индустрии. В нем использована та же технология, что и в профессиональных изделиях фирмы E-MU E-synth и Audio Production Studio. Этот чип интегрирует в себе музыкальный, звуковой и эффект процессоры. Все сигналы обрабатываются с точностью 32 бит 48 КГц с использованием запатентованной 8-ми точечной интерполяцией для уменьшения искажений.

Заявленные аналоговые аудио характеристики

Заявленные производителем аудио характеристики действительно впечатляют. Судите сами:

  RATED LINE OUTPUTFULL SCALES OUTPUT
Line Output Dynamic1.0 Vrms1.40 Vrms
Frequency Response at -1dB10Hz to 44kHz10Hz to 44kHz
Signal-to-Noise Ratio (A-weighted)96 dB100 dB
THD + Noise (A-weighted)0.002%0.002%

Конечно, такие параметры как соотношение сигнал/шум и искажения сильно зависят от способа измерения. Производитель, как правило, избирает способ дающий лучшие результаты для его изделия. Поэтому для объективности необходимо сравнение с другими платами. Мы его, разумеется, проводили, сравнивали SB Live! с продукцией других производителей (например с звуковой картой Event Gina) и надо сказать, что бластер выглядел весьма достойно даже на фоне гораздо более дорогих профессиональных устройств.

Синтезатор — сэмплер

На SB Live! нет ПЗУ, он использует до 32 Мб системной памяти компьютера для хранения сэмплов (звуковых фрагментов, из которых состоят инструменты), то есть является фактически сэмплером с очень хорошими синтезаторными возможностями (фильтры, конверты, LFO, многослойная структура инструментов и т.д.), соответствующими современному уровню wavetable синтезаторов. Для выделения системной памяти под банки инструментов используется технология dynaRAM, позволяющая динамически увеличивать или уменьшать буфер в системной памяти под банки инструментов (SoundFonts). Это очень удобно — не надо искать специальные модули памяти для расширения памяти на карте, загрузка банков практически мгновенная, к тому же память выделяется в виртуальном адресном пространстве, а не в физической памяти и может свопироваться на диск, освобождая физическое ОЗУ для других программ при необходимости. Единственный минус данной технологии — использование некоторого количества системных ресурсов при работе синтезатора, т.к. сэмплы при игре прокачиваются по шине PCI из системной памяти в EMU10K1, но это занимает не более 5% пропускной способности шины в самом пиковом случае (максимальной полифонии) и практически этим можно пренебречь.

Технические характеристики синтезатора:

  • Полифония 64 голоса аппаратно с 8-ми точечной интерполяцией
  • Полифония 512 голосов (с последними драйверами) программно
  • 48 MIDI каналов — 32 на аппаратный (2 MIDI порта) и 16 на программный синтезатор
  • SoundFont технология загружаемых наборов инструментов
  • До 32 МБ системной памяти для загрузки инструментов

С картой поставляются три GM/GS совместимых набора инструментов 2МБ, 4МБ и 8МБ, а также около 50-ти демонстрационных банков (всего около 100 МБ) для различных направлений музыки от классики до ультра современных стилей. Есть отличный редактор загружаемых инструментов Vienna SoundFont Studio 2.3 для редактирования существующих и создания новых банков инструментов в формате SoundFont 2 (SF2). Субъективно сэмплер звучит хорошо, признаться даже не ожидал от Креатива. Звучание любого сэмплера полностью зависит от того, какие звуки в него будут загружены, поэтому для профессионального использования возможностей SB Live! необходимы профессиональные библиотеки сэмплов в формате SF2. Фирма E-MU и сторонние производители поставляют CD ROMы с банками инструментов в формате SF2. Мы с группой товарищей-музыкантов, после того как услышали звучание SB Live!, тоже решили делать компакты с банками SF2, готовы уже 7 CD ROM и будут еще т.к. направление на наш взгляд очень перспективное.

Эффект-процессор

Возможности эффект-процессора:

  • Поддерживает цифровые эффекты в реальном времени такие как реверберация, хорус, флэнжер, дисторшн, изменение высоты тона и др. для всех аудио источников;
  • Производит обработку, микширование и позиционирование аудио потоков, используя до 131 аппаратных канала;
  • изменяемая архитектура эффектов с установкой параметров эффектов и посылов со всех источников звука;
  • полностью цифровая обработка и микширование, исключающая появление шумов.

Другими словами, есть эффект процессор с памятью, в которую можно грузить программы и параметры эффектов. Существуют пресеты (предустановки) на наборы эффектов, на алгоритмы и параметры каждого эффекта в отдельности. Можно использовать имеющиеся пресеты или создавать свои и сохранять их на диске, а затем загружать в эффект процессор. Предлагаются следующие эффекты: реверберация (более 50-ти видов), хорус, флэнжер, эхо, вокальный морфер, дисторшн, вращающийся динамик, сдвиг тона. У меня получалось загружать одновременно до 5-ти эффектов. Два из них можно назначить на MIDI контроллеры для поканальных посылов с синтезатора. На все пять можно назначать посылы с источников звука — цифровой S/PDIF вход, цифровой вход с CD (тоже S/PDIF), I2S цифровой вход (с DVD), аналоговый (линейный/микрофонный/CD) аудио вход и Wave/DirectSound поток. Тут открывается несколько интересных возможностей:

  • Можно использовать бластер как мультиэффект процессор в реальном времени, то есть на вход подавать аналоговый или цифровой сигнал, например, петь в микрофон, а на выходе получать сигнал обработанный эффектами. Все это, естественно можно тут же записывать в файл, причем можно писать обработанный сигнал, а можно необработанный (обработка при этом слышна).
  • Wave/DirectSound поток, например wav файл или играющий программный синтезатор, также можно пропустить (или не пропускать) через эффекты и тут же записать в другой wav файл прямо в цифровом виде без D-A-D преобразований. Это очень удобно при использовании программных синтезаторов, особенно не умеющих самостоятельно писать в файл. Лайв позволяет использовать до 32-х одновременно работающих звуковых сессий, поэтому гипотетически можно, например, в SoundForge записывать одновременно несколько работающих программных синтезаторов. Ставьте Pentium III 1000 MHz, 1 GB RAM и полностью виртуальная студия в реальном времени, со всеми видами синтеза и обработки у вас на столе :-)!

Что касается качества эффектов, то оно достаточно высокое, примерно на уровне внешних процессоров эффектов стоимостью 200-400 долларов (типа Alesis MIDIVerb), к тому же поскольку эффекты подгружаемые, возможно их совершенствование в дальнейшем. Надо отметить, что существуют программные эффекты в виде DirectX плагинов, которые по качеству значительно превосходят предлагаемые Бластером.

Технология 3D позиционирования

Возможности:

  • Выбираемые пользователем установки оптимизации для наушников, 2-х или 4-х колонок
  • аппаратное ускорение DirectSound и DirectSound3D
  • поддержка до 32-х Direct3D потоков (с последней версией драйверов)
  • поддержка EAX расширения 3D позиционирования
  • Creative Multi Speaker Surround технология позиционирования источников звука в 360o аудио пространстве
  • Эмуляция акустических характеристик различных помещений (холл, театр, клуб и др.) для всех источников звука

Что можно сказать по этому поводу — звучит неплохо. Используется в основном в игрушках. Как это применить в студийной работе, пока не знаю. Будем думать.

Цифровой аудио акселератор

Возможности:

  • Запись/воспроизведение с точностью 8 или 16 бит
  • Частота квантования от 8 до 48 КГц
  • Вся обработка 32 битная
  • Запись/воспроизведение с аналоговых и цифровых входов/выходов
  • Аппаратный полный дуплекс (одновременная запись и воспроизведение)
  • Поддержка до 32-х одновременных аудио сессий с аппаратным 32 битным микшированием

К сожалению, фирма Creative пока нигде не описывает параметры использованных АЦП/ЦАП. Субъективно на слух воспроизведение очень хорошее, без шумов, звук прозрачный, не пластмассовый. Запись тоже вполне пристойная, но звук мне показался несколько жестковатым. Проблема некоторой неуверенности во входных преобразователях решается установкой внешнего АЦП, например Midiman Flying Calf A/D (20 bit 128 oversapling) стоимостью менее 200 долларов. При этом мы полностью избавляемся от возможных помех внутри корпуса компьютера, т.к. в компьютер у нас идет только цифра (S/PDIF) и получаем отличный 20-ти битный входной тракт за приемлемые деньги. Для домашней компьютерной студии главное хорошо оцифровать, дальше вся работа происходит в цифре и на выходе — записанный компакт, опять же цифровой, а для мониторинга аналоговые выходы SB Live! вполне пригодны. Также хочу отметить еще один небольшой недостаток SB Live! — цифровой выход только 48 КГц, но мне кажется это не очень существенно.

MIDI интерфейс

Поддерживается MPU-401 UART режим.

Коннекторы

Внешние на основной плате:

  • Микрофонный вход
  • Линейный вход
  • Линейный выход фронтальный
  • Линейный выход тыловой
  • Джойстик/MIDI порт

Внешние на дополнительной плате:

  • RCA S/PDIF вход
  • RCA S/PDIF выход
  • MIDI вход
  • MIDI выход
  • Цифровой выход для будущего 8-ми колоночного расширения

Внутренние на основной плате:

  • CD цифровой вход (S/PDIF)
  • I2S цифровой вход
  • CD аналоговый вход
  • Аналоговый вход с автоответчика
  • AUX вход

Совместимость

  • Windows 95, 98
  • Windows NT 4.0
  • Microsoft DirectSound, Ditect3D
  • General MIDI
  • MPC-3
  • PCI 2.1

Системные требования

Минимально P133 16 Mb RAM (32 Mb сильно рекомендуют), PCI 2.1, но чем всего больше, тем лучше.

Аудио характеристики более подробно

Приведем несколько более подробные результаты измерений характеристик SB Live!.


Тестовая система

Условия измерений:

  • в микшере разрешен только измеряемый источник, остальные источники заглушены
  • все эффекты запрещены
  • регулировки эквалайзеров установлены на 0 дБ (50 %)
  • установлена конфигурация вывода на 4 колонки

Таблица результатов:

Test: PC — Digital — Analog Line output
Input sourceIdeal Wave file of OdBFS @ SR=48KHz
Output level @ Line-out1Vrms
SNR (@Idle channel noise)90dBr
Dynamic Range94dBr
THD + Noise @ -3bB0.007%
Frequency Response @ -20dBr20Hz - 20KHz, +0.05 dB / -1 dB
Test: A — D — S/PDIF Output @ SR=48KHz
Input source @ Line-in1Vrms @ 997Hz
SNR (@Idle channel noise)92dBr
Dynamic Range92dBr
THD + Noise @ -3dB0.004%
Frequency response @ -20dBr10Hz - 21KHz, +0.2 dB / -1dB
Test: A — D — PC — D — A @ SR=48KHz
Input source @ Line-in1Vrms @ 997Hz
Output level @ Line-out1Vrms
SNR87dBr
Dynamic Range91dBr
THD + Noise @ -3dB0.008%
Frequency response @ -20dBr10Hz - 20KHz, +0.05dB / -1dB

Как видим характеристики несколько хуже заявленных, но все же очень хороши. Самый плохой результат показан на тесте аналоговый вход — PC — аналоговый выход, соотношение сигнал/шум 87 дБ, искажения 0.008 %, это уровень профессиональной студии.

Сравнение с платами других производителей

Измерения проводились с помощью программы SpectraLab, используя встроенный в нее источник тестового сигнала.

Звуковая платаГармонические искажения (THD),
сигнал -3 дБ 1 КГц
Сигнал шум (S/N)
при сигнале -3 дБ 1 КГц
SB Live! с Midiman Flying Calf A/D на входе S/PDIF0.00197 %85.36 дБ
Event GINA0.00219 %79.96 дБ
SB Live!0.00383 %81.65 дБ
TB Montego0.00412 %74.87 дБ

Отличия полной и Value моделей

Сразу скажу, что функционально модели практически не отличаются. У Value те же возможности, драйвера и качество, что и у полной модели. Фактически различий в "железе" я усмотрел всего три:

  • Отсутствует дополнительная плата, на которой расположены внешние RCA S/PDIF разъемы, видимо с какой-то развязкой (но сам S/PDIF вход/выход есть в виде штырьков на плате), mini DIN MIDI коннекторы с оптронной развязкой и цифровой выход на много колонок (которых пока нет).
  • Не напаян I2S цифровой вход.
  • Пластмассовые коннекторы аналоговых входов/выходов вместо позолоченных железных.

Таким образом, S/PDIF вход/выход легко делается, MIDI берется из порта для джойстика, I2S вход пока не нужен вроде, коннекторы можно и пластмассовые оставить. Получаем экономию в 100 долларов. Думаю, именно Value модель станет у нас "народной" картой для музыкантов.

Есть также еще различия по софту, в полной модели его больше и, что более существенно, есть демонстрационная библиотека SF2 банков, а в Value она отсутствует, но это тоже не смертельно.

Вот подробная таблица отличий полной и Value моделей:

Comparing:Sound Blaster Live!Sound Blaster Live! Value
Audio ProcessorEMU10K1
Audio Input & Output
  • Mic in
  • Line in
  • Line level out (front)
  • Line level out (rear)
Capable of four output sources (Left front, left rear, right front, right rear). All on GOLD-PLATED connectors for good connection.
  • Mic in
  • Line in
  • Line level out (front)
  • Line level out (rear)
Capable of four output sources (Left front, left rear, right front, right rear). Connectors are color-coated for easy recognition.
On-board Connectors
  • MPU-401 MIDI/Game Port
  • Digital CD in
  • MPC-3 CD Audio in
  • Telephone Ans. Device in
  • Aux in
  • I2S input (for Creative's MPEG 2 decoder card)
  • Digital I/O
  • MPU-401 MIDI/Game Port
  • Digital CD in
  • MPC-3 CD Audio in
  • Telephone Ans. Device in
  • Aux in
  • S/PDIF Digital I/O
Digital I/O Card Connectors
  • RCA S/PDIF in
  • RCA S/PDIF out
  • Mini MIDI DIN in
  • Mini MIDI DIN out
  • Digital DIN out: supports up to 8 digital speakers
Digital I/O card not included.
Signal-to-Noise Ratio (A-weighted)
  • Rated Line Ouput: 96dB
  • Full Scales Output: 100dB
Noise Floor-120dB
Package Contents
  • Sound Blaster Live! PCI audio card
  • Hands-free microphone
  • Digital I/O card
  • Digital I/O cable
  • Digital CD audio cable
  • Mini to standard MIDI DIN adapter cable
  • Software pack (on CD-ROM only): Installation CD, Tour & Demo CD, and Applications CD
  • Sound Blaster Live! Value PCI audio card
  • Digital CD audio cable
  • Software pack (on CD-ROM only): Installation CD & Application CD (excluding high-end music software)
MSR Price$199.99$99.99

Примеры конфигураций звуковых студий на базе SB Live!

1. Простейшая домашняя звуковая студия на базе SB Live!


Доработка компьютера до такой студии обойдется в 250-300 долларов. На этой конфигурации можно обучиться работе в компьютерной студии, освоить необходимое программное обеспечение, записывать демо композиции, да просто, в конце концов, обучаться музыке и играть в свое удовольствие.

Недостатки здесь следующие:

  • Недостаточно качественный ввод с микрофона, т.к. микрофонные предусилители, выполненные на компьютерных платах, как правило, никуда не годятся, для решения этой проблемы ставится внешний микрофонный предусилитель или микшер с предусилителем.
  • Отсутствует цифровой носитель информации, на который можно записать с сделанные композиции. Можно конечно записывать на кассету, но качество будет безвозвратно потеряно. Для решения этой проблемы ставиться CD writer, на котором можно записывать свои компакт-диски.

2. Базовая конфигурация домашней звуковой студии

За такой комплект придется выложить еще 300-400 долларов, но теперь мы имеем возможность провести полный цикл студийной работы от сочинения композиции до выпуска CD на одном рабочем месте с достаточно приличным качеством. Чтобы улучшить характеристики входного аудио канала, как было сказано выше, можно поставить внешний аналого-цифровой преобразователь (АЦП), для усиления синтезаторных возможностей хорошо бы добавить внешний синтезаторный модуль от какого-либо известного производителя (например Roland), для удобства подключения внешних аналоговых источников звука удобно использовать микшер (например Makie 1202 VLZ). И тогда мы получим примерно ту конфигурацию, которую я использую в своей домашней студии в настоящее время.

3. Продвинутая домашняя звуковая студия

SB Live здесь выполняет функции сэмплера и цифрового аудио рекордера, а также MIDI интерфейса для ввода MIDI последовательностей с клавиатуры и управления внешним синтезатором. На вход SB Live поступает только цифровой аудио сигнал, это полностью снимает проблему помех внутри компьютера. Результаты работы в студии записываются на компакт диски, благо они сейчас не очень дороги.

Конкуренты есть?

На сегодня с точки зрения использования в домашней звуковой студии SB Live! безусловно лидер по соотношению цена/возможности и цена/качество звучания. Говорят, что карты на чипе Vortex 2 будут лучше, но, во-первых, их еще нет, а во-вторых сравнивать уже реализованные возможности конкретного устройства и анонс возможностей чипсета по меньшей мере не совсем корректно, у Vortex 1 тоже был хороший анонс и загрузка семплов и крутой синтезатор с эффектами, но покажите мне карту, где это работает?! Прошло больше полугода, а нет ни редактора инструментов, ни нормальной загрузки семплов, ни управления эффектами. Ничего не имею против A3D, звучит классно, но это для игрушек, а для домашней студии просто необходим корректно работающий сэмплер с редактором инструментов и библиотеками звуков. Вообще у многих производителей стало модным выпускать "железки" с супер возможностями, но без возможности использовать эти возможности, т.к. нет соответствующего программного обеспечения. Купишь такой продукт и сидишь ждешь, когда же фирма-производитель соизволит написать драйвера и софт, который даст возможность приступить к нормальной работе. В этом смысле у Creative почти все в порядке, да и Ему с Энсоником помогают, все-таки опыт в звуковом бизнесе у них большой.

Выводы

SB Live! хорошее решение для построения домашней звуковой студии, эта карточка безусловно стоит затраченных на нее денег. В комплекте поставляется все необходимое программное обеспечение, чтобы сразу начать творческую работу в студии. Отличная поддержка от производителя, в интернете существует сайт, полностью посвещенный SB Live!, где можно найти свежие версии драйверов и программ. В общем, я себе купил.