Набор активной 5.1-акустики со внешним DD5.1/DTS-декодером Creative Inspire 5.1 Digital 5700 в сравнении с DTT 3500



Подновив линейку своих звуковых плат и выпустив SoundBlaster Audigy на смену семейству SoundBlaster Live!/Live!5.1, Creative решила, что пришла пора выпускать и новую 5.1-акустику. И если в области звуковых карт можно придумать какие-то явные улучшения (поддержка воспроизведения 24 битных записей, четырёхкратное увеличение мощности чипа, встроенный IEEE1394-контроллер, новые расширения DirectSound3D — EAX ADVANCED HD), то в области компьютерных колоночек найти какие-то новые стимулы для привлечения покупателей гораздо сложнее.

Пользователи PC в массе своей неприхотливы и первоначально покупают колонки в "довесок" к приобретённому компьютеру на оставшуюся в кармане мелочь. Выбирают что подешевле, ну и чтобы более-менее эстетично выглядело. А если оно ещё и играет, тогда совсем хорошо! Потом большинство нормальных людей выбрасывают приобретённые звукоимитаторы на помойку (или дарят племянникам младшего школьного возраста) и начинают копить деньги на что-то более достойное.

А если в компьютере есть DVD-привод, то пользователь начинает задумываться: а не купить ли для просмотра DVD-фильмов на компьютере какой-нибудь набор 5.1-акустики? Ведь функции бытового DVD-плеера с некоторыми неудобствами, но всё же может взять на себя комп (чтобы найти сегодня видеокарту без TV-out или звуковую карту не 5.1, надо сильно постараться). При этом нужно чётко представлять себе — будет ли просмотр фильмов в основном индивидуальным и только на PC, или же планируется групповой просмотр с выводом изображения на телевизор. В последнем случае следует обратить внимание на неплохие и не слишком дорогие наборы активной PC-ориентированной 5.1-акустики (например, F&D IHOO 5.1, Jazz Speakers J-9906, SVEN 988). Однако, у одних просто нету места для установки достаточно больших колонок. У других — для просмотра DVD-фильмов в гостиной стоит бытовой проигрыватель и комплект полноценного домашнего кинотеатра. Соответственно, желание разводить в своей квартире зоопарк из 12 колонок и кучи соединительных шнуров возникает не у каждого. Поэтому люди примеряются именно к миниатюрным компьютерным колоночкам.

Найти же подходящую мультимедийную 5.1-акустику гораздо сложнее. Колонки от брендов, таких как Creative (DTT2200), VideoLogic (DigiTheatre и DigiTheatre DTS) не всем доступны по цене. А их азиатские собратья — Jazz (ROCCO 5.1), Kinyo (R-565 и D-565), Genius (SW-5.1 Surround), хоть и изобилуют разнообразием дизайна и цветовых решений, не всех устраивают по качеству звучания. Вернее так: за такие деньги лучше сделать сложно, да и никому из производителей не нужно — ведь в этой категории продаваемость изделий в большей степени определяются их внешним видом и ценой. А "лишние" расходы на R&D неизбежно поднимут себестоимость, что негативно отразится на цене.

В этом свете акустика от Creative, производимая подразделением Cambridge SoundWorks, выглядит не так уж и плохо: цена высокая, но не запредельная, комплектующие колонок и усилителей довольно качественные. А судя по отзывам в нашей конференции Мультимедиа и разговорам с пользователями, звучанием довольны практически все, купившие эти колонки. Всё это сказано также и для того, чтобы разъяснить агрессивно настроенным по отношению к мультимедийной акустике обладателям огромных советских колонок "Ы-90": ребята, нельзя всё мерять одним аршином. Каждому пользователю нужна своя акустика.

Итак, последними комплектами 5.1-акустики от Creative были модели DTT2200 и DTT3500 (аббревиатура DTT в названии расшифровывается как DeskTop Theater, то бишь, настольный кинотеатр). Эти модели есть в продаже до сих пор (имеется ввиду, на момент написания статьи). Причём акустика DTT3500 стоит более чем в 2 раза дороже 2200-й модели. Это объясняется наличием у более дорогого комплекта отдельного усилительного блока со встроенным декодером Dolby Digital, а также комплектацией этого набора пультом ДУ и сборными стойками для установки тыловых сателлитов.

Однако за последние месяцы были объявлены несколько наборов совершенно новой 5.1-акустики, потенциальной смены старым моделям. На смену Cambridge SoundWorks DeskTop Theatre 5.1 (DTT2200) пришёл Creative Inspire 5.1 5300, а на смену топ-модели Cambridge SoundWorks DeskTop Theatre 5.1 3500 (DTT3500) — Creative Inspire 5.1 Digital 5700 (Inspire 5700). Далее в статье будут использоваться укороченные названия моделей. Последняя модель помимо всего прочего содержит встроенный декодер DD/DTS! Надо ли говорить, что именно эта модель заслужила наше повышенное внимание. И вот, фактически спустя пару недель после пресс-релиза, эта модель оказалась в нашей тестовой лаборатории (спасибо Европейскому отделению фирмы Creative и местному PR-агенству за наше счастливое детство!)

В качестве новых и улучшенных технологий, помимо разной маркетинговой бурды, типа оптимизации колонок (!) под технологию EAX, Creative обещает переработанный дизайн сателлитов, совершенно новый сабвуфер с технологией Creative SLAM (Symmetrically Loaded Acoustic Module) и добавление в декодер формата DTS (помимо Dolby Pro Logic и DD5.1). Если первые две фичи достаточно спорны, то последняя указывает на уверенный шаг вперёд, по крайней мере в плане функциональности.

DTT 3500 и Inspire 5700

Собственно делать отдельный обзор про постепенно сходящий с дистанции DTT3500 было как-то не резон. А вот детально сравнить с новинкой, да ещё померять АЧХ двух комплектов подоспевшей софтиной нашей разработки для тестирования звуковых трактов — в самый раз. Так мы и поступим.

Наборы DTT 3500 и Inspire 5700 имеют одинаковое целевое назначение и сходные характеристики. Мощность каждого из сателлитов по паспорту составляет 7 Вт RMS, центральной колонки — 21 Вт RMS, сабвуфера — 30 Вт RMS. Как известно, мощность не является показателем громкости колонок и сильно зависит от количества искажений (показатель THD) при измерениях. Поэтому-то мы и советуем не заморачиваться сравнениями различных колонок по их техническим характеристикам, а больше ориентироваться на слуховые ощущения, притом, желательно только на свои.

Однако от чего-то надо отталкиваться. В таком случае можно просто посмотреть на габариты колонок и их внешний вид.


Внешний вид DTT3500


Внешний вид Inspire 5700

В оба набора входят 5 сателлитов, сабвуфер, декодирующе-усилительный блок, пульт ДУ.

Исследование Inspire 5700 начнём с сателлитов. Их внешний вид более строг, чем у модели DTT3500. Хотя, сетку лучше не снимать. :)

  
Сателлит набора Inspire 5700 с сеткой и без сетки

Сами колоночки — разборные. Толщина пластмассы — 3 мм. Внутренний объём на треть заполнен ватином для погашения среднечастотных звуковых волн, исходящих от тыльной стороны широкополосного динамика. Последний, естественно, имеет магнитное экранирование. На магните маркировка производителя — CSW (Cambridge SoundWorks), а также указана мощность — 10 Вт. По внешнему виду динамик неотличим от динамика в сателлите у DTT3500.

Центральный спикер, при всех его впечатляющих габаритах по объёму корпуса, по сравнению с DTT3500 остался неизменным.

  
Центральный спикер набора Inspire 5700 с сеткой и без сетки

Динамик имеет больший диффузор (фотографии примерно в одном масштабе) и внешне также очень похож на своего брата из прежнего комплекта.


Сабвуфер набора Inspire 5700 с сеткой

Сабвуфер имеет кубическую форму (небольшое искажение реальности вносит искривление изображения "рыбоглазым" объективом фотоаппарата). Огромных размеров низкочастотный динамик внушает уважение.


Сабвуфер набора Inspire 5700 без сетки

Комплект DTT3500, как топ-модель в линейке акустики от Creative вот уже около года, поставляется также со стойками под тыловые сателлиты и сменными скинами и подставкой под декодер. Для Inspire 5700 эти комплектующие выведены в категорию "опционально".


Аксессуары к набору Inspire 5700

Меня, как, по отзывам, и многих пользователей радует тщательность, с которой Creative оснащает свои наборы акустики всеми необходимыми для сборки, подключения и работы компонентами. Начиная от полного комплекта шнуров на все случаи жизни и заканчивая какими-нибудь банальными дюбелями и длинными шурупами для крепления колонок к стене.

Вот скриншот из русскоязычного руководства, которое, кстати, можно без проблем найти в электронном виде на официальном русскоязычном сайте Creative: http://www.europe.creative.com/mycountry/russia. Впрочем, в этом нет особой нужды, ведь печатное руководство пользователя на русском языке идёт в комплекте с обоими наборами.

Пресловутые сборные стоечки для задних сателлитов в DTT3500 произвели на нас очень благоприятное впечатление — ведь не у всех есть возможность поставить тыловые колонки где-то сбоку/сзади на уровне головы или привернуть их к стене.


Сателлит на сборной стойке из набора DTT3500

Подключение

Для подключения использовались два тестовых компьютера. Первый, с установленной звуковой картой SoundBlaster Live! 5.1, подключался к DTT3500. Второй, с Audigy на борту — к Inspire 5700. На фото в центре — сабвуфер из набора Inspire 5700, по бокам в качестве подставок — активные студийные мониторы ближнего поля Event 20/20 bass (не входят в комплект), 17-дюймовые CRT-мониторы Iiama и LG, а также клавиатуры Mitsumi Ergo Classic используются для масштаба.


Inspire 5700 (слева) лицом к лицу с DTT3500 (справа)

Для подключения своих собственных карт Creative предоставляет очень классную возможность: соединить устройства по цифре специальным 3-канальным (4-контактным) проводом с разъёмом, который они назвали "Digital DIN". Это наиболее приятная фишка при сочетании устройств от одного производителя — Creative. В настоящее время такой возможности больше не предоставляет никто.

Одним концом такой провод включается в разъём Digital Out у звуковой карты, другим — в Digital DIN декодера акустики. Всё! Больше никаких других подключений выполнять не нужно. При этом звуковая карта навсегда переключается в режим Digital Output Only, а декодер — в режим Digital DIN Multichannel. Это открывает возможность передачи 6-канальной информации при воспроизведении музыки и игр в формате PCM 16 бит 48 кГц без использования кодирования алгоритмами сжатия с потерями (DD5.1/DTS). То есть по трём проводам + земля передаются 6 PCM потоков. В случае с Live! 5.1 — на фиксированной частоте 48 кГц, для Audigy частоту работы цифрового выхода можно выбирать из ряда: 44,1 кГц, 48 кГц или 96 кГц. Дабы избежать лишних передискретизаций мы рекомендуем остановится на 48 кГц, хотя DTT 3500, также как и Inspire 5700, "понимают" формат входного сигнала вплоть до 24 бит 96 кГц.

Далее, возможны 3 варианта декодирования звука в формате DolbyDigital 5.1: с помощью программного DVD-плеера, с помощью драйверов карты (например, для потока с аппаратного MPEG-2 декодера Creative Dxr3, он же Holliwood+) или же с помощью внешнего декодера из комплектов акустики.

Формат DTS в связке Live!5.1 + DTT3500 можно декодировать программными плеерами CyberLink PowerDVD XP 4.0 или InterVideo WinDVD2000 3 DTS edition. Основной прикол в том, что раскодированные 6 каналов будут поступать на качественные 24/96 ЦАПы декодера в цифровом виде! То есть совсем без потери качества. В случае с Audigy + Inspire 5700 добавляется возможность использования в качестве декодера внутреннего аппаратного чипа в усилительно-декодирующем блоке Inspire 5700.


Передняя панель декодера из набора Inspire 5700

Как и в случае DTT3500, декодер Inspire 5700 имеет отдельные регуляторы громкости для сабвуфера, центра и тыловых колонок. Ручка общей громкости — моторизированная. При управлении с пульта ДУ она вертится синхронно с уровенем.

Переключатели режимов работы и входов

Выбор входов и режима работы осуществляется тут же и продублирован на пультах ДУ. Кнопка Effect выбирает режим работы эффект-процессора. CMSS Movie служит для просмотра фильмов со стереозвуком на всех 5.1-колонках. CMSS (Creative Multi Speaker Surround) — фирменная технология Creative для виртуализации стереозвука через многоколоночные (4 или 5.1) конфигурации. Принцип работы этой технологии аналогичен Dolby Pro Logic (поговаривают, что Creative когда-то давно купила право не светить имя Dolby в своих технологиях при их использовании, как пример, Live!Surround — режим кодирования в Pro Logic в реальном времени).

Работает эта опция вполне прилично. Особенно хорошо получается прослушивание музыки в режиме CMSS Music: подключающийся более мощный центральный канал расширяет частотный диапазон и динамику звука остальных сателлитов. Сабвуфер при этом берёт на себя воспроизведение низких частот. Fourpoint/5.1 DIN — служит для неизменного воспроизведения сигнала, поданного на 4 аналоговых или 6 цифровых каналов (в первом случае, видимо, для подключения 4-канальных карт). В этом случае есть возможность использовать пресеты звуковой карты. Вид многоканального входа управляется кнопкой Analog. Digital/PCM Audio служит для выбора одного из 3-х видов цифрового входа: Optical, Coaxial, Digital DIN.


Декодер DTT3500

Также нужно обратить внимание, что Dolby Pro Logic может декодироваться как с цифрового, так и с аналогового входа. Для этого в самой правой части декодера есть кнопка принудительного включения декодирования Pro Logic. Данная опция позволит смотреть видеокассеты со звуковой дорожкой Dolby Pro Logic при наличии VHS магнитофона с поддержкой стереозвука.


Задняя панель декодера из набора Inspire 5700

Задние панели декодеров ничем не отличаются друг от друга. Разборчивые надписи под разъёмами, объединёнными в группы, не оставляют пользователю шансов подключить что-то неправильно. R — правый спикер, L — левый спикер, RS — правый задний, LS — левый задний, C — центр, Subwoofer — саб. Subwoofer Line Out — линейный выход на дополнительный сабвуфер. Coaxial — для подключения какого-нибудь внешнего источника цифрового звука, например с того же Holliwood+. Optical — для различных минидисковых устройств. Кстати, в комплекте любезно поставляется пластмассовый оптический кабель со стандартными (нормальными, не миниджек) разъёмами на обоих концах.

Для подключения колонок Creative комплектует свои наборы неплохими и достаточно длинными медными многожильными шнурами.

Пульты комплектов имеют незначительные отличия.


Пульт от Inspire 5700 (слева) и DTT 3500 (справа)

На наш взгляд, в Inspire 5700 набор кнопок чуть более логичен, так как в 3500-й модели разработчики чрезмерно усложнили включение режима Digital DIN Multichannel. Необходимость зажечь, а потом погасить сначала один светодиод Digital DIN, и только после этого зажечь совсем другой светодиод с такой же надписью Digital DIN напоминает шаманские пляски с бубном и не является для пользователя тривиальным процессом.

Субъективные тесты

По новой традиции мы намеренно проводили слуховые тесты перед измерениями АЧХ колонок. Ведь самое главное орудие музыкально-звукового эксперта — это его уши.

С другой стороны, без измерений жить очень скучно, ведь словесное описание не может быть исчерпывающим и однозначным. Кроме того, впечатление от прослушивания сильно зависит от психофизического состояния эксперта.

Музыка

Для прослушивания музыки и оценки качества воспроизведения использовались различные композиции, от попсы до джаза. Сразу скажу, что различия в звучании DTT3500 и Inspire 5700 были практически незаметными. Поэтому сказанное ниже относится к обоим комплектам.

Акустика звучала, в принципе, неплохо для своего класса. На малой громкости колоночки без проблем создают равномерное звуковое поле вокруг слушателя, хотя направленность колонок имеет очень большое значение. Такие маленькие динамики рассчитаны на комфортное прослушивания только одним человеком — пользователем, сидящим за компьютером. Если компьютер не стоит в комнате (или уголке) 2 на 2 метра тыловые сателлиты вешать на стену смысла большого не имеет. Лучше уж использовать стойки или поставить колоночки с боков, раздвинув их на максимальное расстояние. При этом фронт лучше сдвинуть поглубже и направить в сторону слушателя. Центральный динамик можно поставить на монитор, как это сделали мы, либо между клавиатурой и монитором. Для этих двух вариантов к центральной колонке в комплекте идут две разных подставки: одна поднимает ось колонки вверх, другая — вниз.

Как обычно, лучше всего на обоих комплектах акустики звучали перекомпрессованные поп-композиции с небольшим динамическим диапазоном. Типичный пример — Destiny's Child, альбом "Survivor". Для проверки глубины баса использовалась композиция "Stan" с невыносимым, на мой вкус, "кудахчущим" исполнителем Eminem, но зато с мощной басовой партией. Также использовалась классическая вещь с ломаным ритмом и низкими басовыми ходами Olive "You’re Not Alone" с более приятным для меня мелодичным женским вокалом. Несмотря на различную конструкцию, оба сабвуфера играли приблизительно одинаково, успешно справляясь с возложенными на них задачами. В одних композициях высота основного тона басовой партии легко определялась, в других же исполнение одинаково смазывалось. На фоне пародийных сабвуферов других компьютерных колонок с более низкой ценой звучание было весьма и весьма достойным.

Очень сложной оказалась настройка частоты среза фильтра сигнала на сабвуфер на звуковой карте Audigy, а также использование функции Bass Redirection. Эти опции, по идее, позволяют более точно подобрать распределение сигнала между сабвуфером и сателлитами, у которых явно слышимые низкие частоты начинаются с отметки от 100 Гц и выше. В общем, тут невспаханное поле для экспериментаторов, любящих покрутить ручки различных настроек и эквалайзеров/улучшайзеров.

Фильмы

Наибольшее удивление при просмотре фильмов вызвало слышимое различие в качестве декодирования программных DVD-плееров с поддержкой декодирования DD/DTS (PowerDVD 4.0 XP, WinDVD2000 3.0 DTS edition) и встроенных в усилительные блоки аппаратных декодеров! Причём с явным преимуществом аппаратных решений. Естественно, в обоих случаях сигнал подавался исключительно по цифре. В первом — по 4-контактному проводу в режиме 6 speakers в DVD-плеере, во втором — в режиме S/PDIF bypass. Хотите верьте, хотите нет, но аппаратное решение дало более ясную и разборчивую звуковую картинку. А я уж было приготовился всем сообщить, что аппаратные решения скоро совсем уйдут на пенсию уступив своё место полностью программным вариантам. Это, наверное, все равно случится, но не сегодня.

Сам просмотр фильмов с тестируемыми комплектами происходит комфортно лишь в случае правильной расстановки и сбалансированной отстройки громкости звука всех каналов. В этом очень помогают возможности звуковых карт Live!5.1 и Audigy по виртуальному указанию слушателя относительно других колонок в утилите Surround Mixer.

Фильмы в случае одного зрителя смотрятся вполне прилично. Обладателям килобаксовой акустики звучание не понравится прежде всего своей плосковатостью и отсутствием прозрачности. Однако человека, не знакомого с многоканальным окружающим звуком, звуковое сопровождение с большой вероятностью удивит и поразит. Все диалоги звучат вполне разборчиво и чётко. Эффекты взрывов и пушечные выстрелы на большой громкости будут сотрясать хрусталь в сервантах соседей по этажу.

Игры

Звук в играх представляет собой совокупность звука в фильмах и музыке. Поэтому здесь трудно написать что-то особо примечательное. Хотя, можно ещё раз повторить, что звук в многоканальных играх с поддержкой DirectSound3D и EAX в связке Live!5.1 или Audigy с любыми из двух тестируемых комплектов передаётся полностью по цифре и, притом, без потери качества и многоканальности. При подключении по цифре к любым другим комплектам 5.1-акустики с встроенным декодером многоканальный звук будет только при просмотре фильмов, так как по обычному проводу и со стандартным S/PDIF протоколом (IEC-958 consumer part) физически нельзя передать поток данных. В части передаваемых данных он ограничен 20 бит * 48 000 1/с * 2 = 1875 кбит/с. Для шести же полноценных 16 бит 48 кГц PCM-потоков требуется битрейт 4500 кбит/с.

В итоге можно сказать, что среди всех слышанных нами компьютерно-ориентированных 5.1-наборов данного класса с DTT3500 и Inspire 5700 поспорить на равных могут только английские же VideoLogic DigiTeatre DTS. Однако последние имеют цену вдвое выше (вследствие деревянных двухполосных сателлитов и применённых французских динамиков Audax, подразделения Harman International), при этом обеспечивая в играх лишь стерео (!).

Объективные тесты. Измерения АЧХ

Измерения проводились с помощью специального узконаправленного измерительного микрофона Behringer ECM8000. Анализ АЧХ выполнялся программой RightMark Audio Analyzer Acoustic Measurement Edition v 2.5 (эта программа будет доступна для свободного скачивания на официальном сайте проекта audio.rightmark.org в самое ближайшее время). Правильность измерения проверялась на совпадении с заданной погрешностью с паспортной АЧХ референсных студийных мониторов Event 20/20 bass (цена около $1000 за пару). Для тестирования колонок подаётся специальный тестовый сигнал, по характеристикам максимально приближенный к музыкальному.

Напоминаем, что амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) акустической системы — это один из необходимых, но не достаточных параметров качества звучания системы. АЧХ отображает линейность передачи амплитуды сигнала в зависимости от его частоты и строится в логарифмическом масштабе по обеим осям, что соответствует слуховым ощущениям человека в линейной пропорции. Подробнее об этих и других терминах читайте в нашем FAQ по звуку — свежий взгляд на звуковые вопросы и ответы. Для слуха человека наиболее неприятна АЧХ с сильно изломанным графиком. Идеальный вид характеристики — довольно ровная горизонтальная линия от 20-30 Гц до 18-20 кГц с отклонением от среднего значения не более ± 3 дБ.

Колонка с плохой АЧХ не может достоверно передавать спектр частот. Однако, теоретически, существует вариант, когда акустика с более ровной паспортной АЧХ по совокупности других параметров меньше подойдёт пользователю, нежели колонка с большей неравномерностью амплитуды. Это может произойти вследствие больших гармонических и интермодуляционных искажений, ухудшенной характеристики направленности (то есть обусловленные конструкцией сильные провалы в АЧХ под углом к оси колонки) и т.п. Ну и ни в коем случае нельзя ориентироваться на цифры 20 Гц — 20 кГц в паспорте колонки. Чаще всего они даны для неприемлемой и взятой "с потолка" неравномерности (к примеру, +10/-40 дБ) или какой-то хитрой методики измерения (или вообще при полном отсутствии измерений). Впрочем, мы об этом уже неоднократно и подробно писали.

После такого "загрузочного" вступления остались самые стойкие. С ними-то мы и посмотрим на АЧХ всех колонок из обоих наборов.


АЧХ сателлита из набора DTT 3500


АЧХ сателлита из набора Inspire 5700

Похоже, впечатление о примерном совпадении характера звучания обеих колоночек полностью подтверждается тестами. Парадоксально другое: высокие частоты имеют существенный спад выше 4 кГц, хотя на слух нехватка высоких не слишком ощущается, скорее недостаёт какой-то прозрачности звучания. Вот вам, кстати, и отсутствие пищалок в сателлитах. Естественно, что их не заменит никакой "пищалко-образный" широкополосный динамик. С другой стороны, многие колоночки начинены бутафорскими твитерами, которые едва ли дадут лучшие высокие частоты. А то и просто добавят пару ужасных резонансов в ВЧ-области.


АЧХ центральной колонки из набора DTT 3500


АЧХ центральной колонки из набора Inspire 5700

АЧХ центральных динамиков также схожи в обоих случаях. Хотя на слух отличие в тембральной окраске немного больше. Высоких частот здесь гораздо больше, что полностью подтверждает прослушивание. А если добавить высоких на эквалайзере или регуляторе тембра, то уже даже можно слушать. :) Вторая рекомендация — выставлять для прослушивания музыки на декодере комплекта специальный пресет Music, который подключением центрального динамика способен существенно улучшить ситуацию с верхами. Басы у центральных колонок начинают работать аж с 120 Гц (по отметке -6 дБ), что примерно на 50 Гц ниже, чем у сателлитов.


АЧХ сабвуфера из набора DTT 3500


АЧХ сабвуфера из набора Inspire 5700

АЧХ сабвуфера в чистом виде измерить довольно сложно. Особенно это касается решений с акустической схемой "резонансная камера", ведь тут огромное влияние оказывает акустика помещения. Именно такой вариант мы видим в случае с сабвуфером набора DTT 3500: правильное местонахождение подобрать довольно сложно, однако если уж такое место нашлось — отдача и глубина басов вас не разочаруют. Другое дело саб из комплекта Inspire 5700. "Закрытый ящик" и полное отсутствие фазоинвертора дают возможность расположить сабвуфер в произвольном месте — хоть рядом со стеной (но всё равно желательно не ближе 10-15 см). Главное, чтобы не возникло паразитных резонансов с мебелью (письменным столом, закрытой деревянной полкой, книжным шкафом).

Глядя на результаты измерений можно заметить, что во втором случае в общем-то потенциально более широкополосная и линейная схема дала менее впечатляющий результат. Однако здесь большую роль сыграл и широкополосный тестовый сигнал. Можно, конечно, подать и плавающий синус (и этот тест обязательно появится в будущем), однако такие результаты измерений будут хоть и более приятными для производителя, но менее достоверными. Ведь текущие измерения адекватно выявили и только укрепили нас в напрашивающемся после прослушивания музыки ощущении, что сабвуфер у DTT3500 "цепляет" более глубокие басы. Более резкий спад в верхней части НЧ-диапазона у Inspire 5700 хорошо объясняется в классической теории громкоговорителей сложностью достижения верхнего баса на диффузорах с большими диаметрами вследствие неравномерности колебания их поверхности на более высоких частотах. С другой стороны, у DTT3500 — резонансная система с "преимуществом" в виде фазовой задержки и хорошей отдачей только в небольшом диапазоне частот. На слух никаких таких ужасов замечено не было. Да, небольшой разрыв в АЧХ системы, когда саб уже, а сателлиты ещё не могут наблюдается. Но если человеку об этом заранее не говорить, то он и не заметит. Это почти как с "невидимыми" волосками на кинескопах Trinitron. Если слушать музыку — не слишком заметно, если же "слушать АЧХ" — то уловить можно.

Однако Creative говорит о других преимуществах своего сабвуфера, а именно, о лучших импульсных характеристиках ("bass that is fast, tight and punchy"). Действительно, для закрытого корпуса в теории всё обстоит именно так, а не иначе. В данном случае при не слишком мощных микросхемных усилителях для увеличения чувствительности (по сути, удельной громкости) при закрытой схеме производителю пришлось сделать очень мягкий подвес и диффузор с большим рабочим ходом.

Большая гибкость подвеса (даже с учётом демпфирования объёмом воздуха в корпусе) означает как более быстрый отзыв, так и более затянутый по времени колебательный процесс для установления необходимого значения координаты в пространстве и отработки заданного усилителем сигнала. При этом отклонение и запаздывание сигнала можно рассматривать как дополнительные амплитудные и фазовые искажения. На слух это проявляется в несколько смазанном и как раз нерезком басе. По нашему мнению, такое положение вещей сложилось вследствие использования в качестве материала для подвеса полипропилена. Применение более привычных в мире Hi-Fi материалов на латексной основе (или попросту "резины") могло бы существенно улучшить ситуацию. Однако для акустики такого класса, с учётом её цены, возможно, это слишком уж придирчивая критика. Низкие частоты присутствуют и хорошо слышатся при воспроизведении музыки и, особенно, фильмов. Играет ли сабвуфер "бум" или "бом" — кому какая разница? Ведь играет же (впрочем, для особых эстетов и любителей инфра-низких частот разработчики предусмотрели линейный выход на дополнительный активный сабвуфер).

Если сравнивать звучание сабвуферов обоих комплектов друг с другом, то однозначного превосходства не наблюдается. Каждый звучит, совсем немного отличаясь от другого, и у каждого есть свои плюсы и минусы. Мне больше понравился сабвуфер Inspire 5700, Григорию (второму постоянному автору статей раздела Мультимедиа, специализирующемуся по акустике) пришёлся по душе звук саба DTT 3500. На вкус и цвет, как говорится…

Для тех, кто окончательно запутался, подводим резюме: сабвуфер работает в отведённом ему диапазоне довольно громко и отчётливо, но расти в плане качества заметно есть куда. Например, разработчики могу попытаться сделать более жесткий резиновый подвес и схему с фазоинвертором.

Итог

Резюмируя всё написанное выше, можно сказать, что в своей ценовой категории ($250-300) и в своём классе миниатюрных размеров набор активной 5.1-акустики с внешним DD-декодером DeskTop Theater 3500 и перенимающий эстафету набор активной 5.1-акустики с внешним DD/DTS-декодером Inspire 5700 — одни из наиболее качественных комплектов 5.1-акустики на момент написания этой статьи.

(А от меня лично им вручается специальный приз злобно-редакторских симпатий "The Best of Cheburashkas").

Плюсы:

  • наличие отдельного блока усиления и коммутации;
  • наличие аппаратного декодера Dolby Pro Logic/Dolby Digital/DTS (последний — только у Inspire 5700);
  • очень тщательная комплектация;
  • стильный внешний вид;
  • небольшие габариты сателлитов;
  • достаточно мощный (60 VA) внешний блок питания;
  • довольно качественные 24/96 преобразователи;
  • уникальная возможность подключения звуковых карт Live!5.1 и Audigy по цифре в 6-канальном режиме PCM 16 бит 48 кГц;
  • наличие пульта ДУ;
  • достаточно хороший деревянный сабвуфер;
  • подставочки под колонки на резиновых опорах;
  • наличие русскоязычного руководства пользователя.

Минусы:

  • несколько высокая для Российского пользователя цена;
  • отсутствие высоких стоек для тыловых колонок в комплекте Inspire 5700 (теоретически приобретаются отдельно).

 

Акустика Creative Inspire 5.1 Digital 5700 предоставлена
Восточно-Европейским представительством компании Creative

Также благодарим компанию "Олди"
за содействие в приобретении акустики Creative DTT3500

 

Дополнительно

Набор активной 5.1-акустики со внешним DD5.1/DTS-декодером Creative Inspire 5.1 Digital 5700 в сравнении с DTT 3500

Набор активной 5.1-акустики со внешним DD5.1/DTS-декодером Creative Inspire 5.1 Digital 5700 в сравнении с DTT 3500


Подновив линейку своих звуковых плат и выпустив SoundBlaster Audigy на смену семейству SoundBlaster Live!/Live!5.1, Creative решила, что пришла пора выпускать и новую 5.1-акустику. И если в области звуковых карт можно придумать какие-то явные улучшения (поддержка воспроизведения 24 битных записей, четырёхкратное увеличение мощности чипа, встроенный IEEE1394-контроллер, новые расширения DirectSound3D — EAX ADVANCED HD), то в области компьютерных колоночек найти какие-то новые стимулы для привлечения покупателей гораздо сложнее.

Пользователи PC в массе своей неприхотливы и первоначально покупают колонки в "довесок" к приобретённому компьютеру на оставшуюся в кармане мелочь. Выбирают что подешевле, ну и чтобы более-менее эстетично выглядело. А если оно ещё и играет, тогда совсем хорошо! Потом большинство нормальных людей выбрасывают приобретённые звукоимитаторы на помойку (или дарят племянникам младшего школьного возраста) и начинают копить деньги на что-то более достойное.

А если в компьютере есть DVD-привод, то пользователь начинает задумываться: а не купить ли для просмотра DVD-фильмов на компьютере какой-нибудь набор 5.1-акустики? Ведь функции бытового DVD-плеера с некоторыми неудобствами, но всё же может взять на себя комп (чтобы найти сегодня видеокарту без TV-out или звуковую карту не 5.1, надо сильно постараться). При этом нужно чётко представлять себе — будет ли просмотр фильмов в основном индивидуальным и только на PC, или же планируется групповой просмотр с выводом изображения на телевизор. В последнем случае следует обратить внимание на неплохие и не слишком дорогие наборы активной PC-ориентированной 5.1-акустики (например, F&D IHOO 5.1, Jazz Speakers J-9906, SVEN 988). Однако, у одних просто нету места для установки достаточно больших колонок. У других — для просмотра DVD-фильмов в гостиной стоит бытовой проигрыватель и комплект полноценного домашнего кинотеатра. Соответственно, желание разводить в своей квартире зоопарк из 12 колонок и кучи соединительных шнуров возникает не у каждого. Поэтому люди примеряются именно к миниатюрным компьютерным колоночкам.

Найти же подходящую мультимедийную 5.1-акустику гораздо сложнее. Колонки от брендов, таких как Creative (DTT2200), VideoLogic (DigiTheatre и DigiTheatre DTS) не всем доступны по цене. А их азиатские собратья — Jazz (ROCCO 5.1), Kinyo (R-565 и D-565), Genius (SW-5.1 Surround), хоть и изобилуют разнообразием дизайна и цветовых решений, не всех устраивают по качеству звучания. Вернее так: за такие деньги лучше сделать сложно, да и никому из производителей не нужно — ведь в этой категории продаваемость изделий в большей степени определяются их внешним видом и ценой. А "лишние" расходы на R&D неизбежно поднимут себестоимость, что негативно отразится на цене.

В этом свете акустика от Creative, производимая подразделением Cambridge SoundWorks, выглядит не так уж и плохо: цена высокая, но не запредельная, комплектующие колонок и усилителей довольно качественные. А судя по отзывам в нашей конференции Мультимедиа и разговорам с пользователями, звучанием довольны практически все, купившие эти колонки. Всё это сказано также и для того, чтобы разъяснить агрессивно настроенным по отношению к мультимедийной акустике обладателям огромных советских колонок "Ы-90": ребята, нельзя всё мерять одним аршином. Каждому пользователю нужна своя акустика.

Итак, последними комплектами 5.1-акустики от Creative были модели DTT2200 и DTT3500 (аббревиатура DTT в названии расшифровывается как DeskTop Theater, то бишь, настольный кинотеатр). Эти модели есть в продаже до сих пор (имеется ввиду, на момент написания статьи). Причём акустика DTT3500 стоит более чем в 2 раза дороже 2200-й модели. Это объясняется наличием у более дорогого комплекта отдельного усилительного блока со встроенным декодером Dolby Digital, а также комплектацией этого набора пультом ДУ и сборными стойками для установки тыловых сателлитов.

Однако за последние месяцы были объявлены несколько наборов совершенно новой 5.1-акустики, потенциальной смены старым моделям. На смену Cambridge SoundWorks DeskTop Theatre 5.1 (DTT2200) пришёл Creative Inspire 5.1 5300, а на смену топ-модели Cambridge SoundWorks DeskTop Theatre 5.1 3500 (DTT3500) — Creative Inspire 5.1 Digital 5700 (Inspire 5700). Далее в статье будут использоваться укороченные названия моделей. Последняя модель помимо всего прочего содержит встроенный декодер DD/DTS! Надо ли говорить, что именно эта модель заслужила наше повышенное внимание. И вот, фактически спустя пару недель после пресс-релиза, эта модель оказалась в нашей тестовой лаборатории (спасибо Европейскому отделению фирмы Creative и местному PR-агенству за наше счастливое детство!)

В качестве новых и улучшенных технологий, помимо разной маркетинговой бурды, типа оптимизации колонок (!) под технологию EAX, Creative обещает переработанный дизайн сателлитов, совершенно новый сабвуфер с технологией Creative SLAM (Symmetrically Loaded Acoustic Module) и добавление в декодер формата DTS (помимо Dolby Pro Logic и DD5.1). Если первые две фичи достаточно спорны, то последняя указывает на уверенный шаг вперёд, по крайней мере в плане функциональности.

DTT 3500 и Inspire 5700

Собственно делать отдельный обзор про постепенно сходящий с дистанции DTT3500 было как-то не резон. А вот детально сравнить с новинкой, да ещё померять АЧХ двух комплектов подоспевшей софтиной нашей разработки для тестирования звуковых трактов — в самый раз. Так мы и поступим.

Наборы DTT 3500 и Inspire 5700 имеют одинаковое целевое назначение и сходные характеристики. Мощность каждого из сателлитов по паспорту составляет 7 Вт RMS, центральной колонки — 21 Вт RMS, сабвуфера — 30 Вт RMS. Как известно, мощность не является показателем громкости колонок и сильно зависит от количества искажений (показатель THD) при измерениях. Поэтому-то мы и советуем не заморачиваться сравнениями различных колонок по их техническим характеристикам, а больше ориентироваться на слуховые ощущения, притом, желательно только на свои.

Однако от чего-то надо отталкиваться. В таком случае можно просто посмотреть на габариты колонок и их внешний вид.


Внешний вид DTT3500


Внешний вид Inspire 5700

В оба набора входят 5 сателлитов, сабвуфер, декодирующе-усилительный блок, пульт ДУ.

Исследование Inspire 5700 начнём с сателлитов. Их внешний вид более строг, чем у модели DTT3500. Хотя, сетку лучше не снимать. :)

  
Сателлит набора Inspire 5700 с сеткой и без сетки

Сами колоночки — разборные. Толщина пластмассы — 3 мм. Внутренний объём на треть заполнен ватином для погашения среднечастотных звуковых волн, исходящих от тыльной стороны широкополосного динамика. Последний, естественно, имеет магнитное экранирование. На магните маркировка производителя — CSW (Cambridge SoundWorks), а также указана мощность — 10 Вт. По внешнему виду динамик неотличим от динамика в сателлите у DTT3500.

Центральный спикер, при всех его впечатляющих габаритах по объёму корпуса, по сравнению с DTT3500 остался неизменным.

  
Центральный спикер набора Inspire 5700 с сеткой и без сетки

Динамик имеет больший диффузор (фотографии примерно в одном масштабе) и внешне также очень похож на своего брата из прежнего комплекта.


Сабвуфер набора Inspire 5700 с сеткой

Сабвуфер имеет кубическую форму (небольшое искажение реальности вносит искривление изображения "рыбоглазым" объективом фотоаппарата). Огромных размеров низкочастотный динамик внушает уважение.


Сабвуфер набора Inspire 5700 без сетки

Комплект DTT3500, как топ-модель в линейке акустики от Creative вот уже около года, поставляется также со стойками под тыловые сателлиты и сменными скинами и подставкой под декодер. Для Inspire 5700 эти комплектующие выведены в категорию "опционально".


Аксессуары к набору Inspire 5700

Меня, как, по отзывам, и многих пользователей радует тщательность, с которой Creative оснащает свои наборы акустики всеми необходимыми для сборки, подключения и работы компонентами. Начиная от полного комплекта шнуров на все случаи жизни и заканчивая какими-нибудь банальными дюбелями и длинными шурупами для крепления колонок к стене.

Вот скриншот из русскоязычного руководства, которое, кстати, можно без проблем найти в электронном виде на официальном русскоязычном сайте Creative: http://www.europe.creative.com/mycountry/russia. Впрочем, в этом нет особой нужды, ведь печатное руководство пользователя на русском языке идёт в комплекте с обоими наборами.

Пресловутые сборные стоечки для задних сателлитов в DTT3500 произвели на нас очень благоприятное впечатление — ведь не у всех есть возможность поставить тыловые колонки где-то сбоку/сзади на уровне головы или привернуть их к стене.


Сателлит на сборной стойке из набора DTT3500

Подключение

Для подключения использовались два тестовых компьютера. Первый, с установленной звуковой картой SoundBlaster Live! 5.1, подключался к DTT3500. Второй, с Audigy на борту — к Inspire 5700. На фото в центре — сабвуфер из набора Inspire 5700, по бокам в качестве подставок — активные студийные мониторы ближнего поля Event 20/20 bass (не входят в комплект), 17-дюймовые CRT-мониторы Iiama и LG, а также клавиатуры Mitsumi Ergo Classic используются для масштаба.


Inspire 5700 (слева) лицом к лицу с DTT3500 (справа)

Для подключения своих собственных карт Creative предоставляет очень классную возможность: соединить устройства по цифре специальным 3-канальным (4-контактным) проводом с разъёмом, который они назвали "Digital DIN". Это наиболее приятная фишка при сочетании устройств от одного производителя — Creative. В настоящее время такой возможности больше не предоставляет никто.

Одним концом такой провод включается в разъём Digital Out у звуковой карты, другим — в Digital DIN декодера акустики. Всё! Больше никаких других подключений выполнять не нужно. При этом звуковая карта навсегда переключается в режим Digital Output Only, а декодер — в режим Digital DIN Multichannel. Это открывает возможность передачи 6-канальной информации при воспроизведении музыки и игр в формате PCM 16 бит 48 кГц без использования кодирования алгоритмами сжатия с потерями (DD5.1/DTS). То есть по трём проводам + земля передаются 6 PCM потоков. В случае с Live! 5.1 — на фиксированной частоте 48 кГц, для Audigy частоту работы цифрового выхода можно выбирать из ряда: 44,1 кГц, 48 кГц или 96 кГц. Дабы избежать лишних передискретизаций мы рекомендуем остановится на 48 кГц, хотя DTT 3500, также как и Inspire 5700, "понимают" формат входного сигнала вплоть до 24 бит 96 кГц.

Далее, возможны 3 варианта декодирования звука в формате DolbyDigital 5.1: с помощью программного DVD-плеера, с помощью драйверов карты (например, для потока с аппаратного MPEG-2 декодера Creative Dxr3, он же Holliwood+) или же с помощью внешнего декодера из комплектов акустики.

Формат DTS в связке Live!5.1 + DTT3500 можно декодировать программными плеерами CyberLink PowerDVD XP 4.0 или InterVideo WinDVD2000 3 DTS edition. Основной прикол в том, что раскодированные 6 каналов будут поступать на качественные 24/96 ЦАПы декодера в цифровом виде! То есть совсем без потери качества. В случае с Audigy + Inspire 5700 добавляется возможность использования в качестве декодера внутреннего аппаратного чипа в усилительно-декодирующем блоке Inspire 5700.


Передняя панель декодера из набора Inspire 5700

Как и в случае DTT3500, декодер Inspire 5700 имеет отдельные регуляторы громкости для сабвуфера, центра и тыловых колонок. Ручка общей громкости — моторизированная. При управлении с пульта ДУ она вертится синхронно с уровенем.

Переключатели режимов работы и входов

Выбор входов и режима работы осуществляется тут же и продублирован на пультах ДУ. Кнопка Effect выбирает режим работы эффект-процессора. CMSS Movie служит для просмотра фильмов со стереозвуком на всех 5.1-колонках. CMSS (Creative Multi Speaker Surround) — фирменная технология Creative для виртуализации стереозвука через многоколоночные (4 или 5.1) конфигурации. Принцип работы этой технологии аналогичен Dolby Pro Logic (поговаривают, что Creative когда-то давно купила право не светить имя Dolby в своих технологиях при их использовании, как пример, Live!Surround — режим кодирования в Pro Logic в реальном времени).

Работает эта опция вполне прилично. Особенно хорошо получается прослушивание музыки в режиме CMSS Music: подключающийся более мощный центральный канал расширяет частотный диапазон и динамику звука остальных сателлитов. Сабвуфер при этом берёт на себя воспроизведение низких частот. Fourpoint/5.1 DIN — служит для неизменного воспроизведения сигнала, поданного на 4 аналоговых или 6 цифровых каналов (в первом случае, видимо, для подключения 4-канальных карт). В этом случае есть возможность использовать пресеты звуковой карты. Вид многоканального входа управляется кнопкой Analog. Digital/PCM Audio служит для выбора одного из 3-х видов цифрового входа: Optical, Coaxial, Digital DIN.


Декодер DTT3500

Также нужно обратить внимание, что Dolby Pro Logic может декодироваться как с цифрового, так и с аналогового входа. Для этого в самой правой части декодера есть кнопка принудительного включения декодирования Pro Logic. Данная опция позволит смотреть видеокассеты со звуковой дорожкой Dolby Pro Logic при наличии VHS магнитофона с поддержкой стереозвука.


Задняя панель декодера из набора Inspire 5700

Задние панели декодеров ничем не отличаются друг от друга. Разборчивые надписи под разъёмами, объединёнными в группы, не оставляют пользователю шансов подключить что-то неправильно. R — правый спикер, L — левый спикер, RS — правый задний, LS — левый задний, C — центр, Subwoofer — саб. Subwoofer Line Out — линейный выход на дополнительный сабвуфер. Coaxial — для подключения какого-нибудь внешнего источника цифрового звука, например с того же Holliwood+. Optical — для различных минидисковых устройств. Кстати, в комплекте любезно поставляется пластмассовый оптический кабель со стандартными (нормальными, не миниджек) разъёмами на обоих концах.

Для подключения колонок Creative комплектует свои наборы неплохими и достаточно длинными медными многожильными шнурами.

Пульты комплектов имеют незначительные отличия.


Пульт от Inspire 5700 (слева) и DTT 3500 (справа)

На наш взгляд, в Inspire 5700 набор кнопок чуть более логичен, так как в 3500-й модели разработчики чрезмерно усложнили включение режима Digital DIN Multichannel. Необходимость зажечь, а потом погасить сначала один светодиод Digital DIN, и только после этого зажечь совсем другой светодиод с такой же надписью Digital DIN напоминает шаманские пляски с бубном и не является для пользователя тривиальным процессом.

Субъективные тесты

По новой традиции мы намеренно проводили слуховые тесты перед измерениями АЧХ колонок. Ведь самое главное орудие музыкально-звукового эксперта — это его уши.

С другой стороны, без измерений жить очень скучно, ведь словесное описание не может быть исчерпывающим и однозначным. Кроме того, впечатление от прослушивания сильно зависит от психофизического состояния эксперта.

Музыка

Для прослушивания музыки и оценки качества воспроизведения использовались различные композиции, от попсы до джаза. Сразу скажу, что различия в звучании DTT3500 и Inspire 5700 были практически незаметными. Поэтому сказанное ниже относится к обоим комплектам.

Акустика звучала, в принципе, неплохо для своего класса. На малой громкости колоночки без проблем создают равномерное звуковое поле вокруг слушателя, хотя направленность колонок имеет очень большое значение. Такие маленькие динамики рассчитаны на комфортное прослушивания только одним человеком — пользователем, сидящим за компьютером. Если компьютер не стоит в комнате (или уголке) 2 на 2 метра тыловые сателлиты вешать на стену смысла большого не имеет. Лучше уж использовать стойки или поставить колоночки с боков, раздвинув их на максимальное расстояние. При этом фронт лучше сдвинуть поглубже и направить в сторону слушателя. Центральный динамик можно поставить на монитор, как это сделали мы, либо между клавиатурой и монитором. Для этих двух вариантов к центральной колонке в комплекте идут две разных подставки: одна поднимает ось колонки вверх, другая — вниз.

Как обычно, лучше всего на обоих комплектах акустики звучали перекомпрессованные поп-композиции с небольшим динамическим диапазоном. Типичный пример — Destiny's Child, альбом "Survivor". Для проверки глубины баса использовалась композиция "Stan" с невыносимым, на мой вкус, "кудахчущим" исполнителем Eminem, но зато с мощной басовой партией. Также использовалась классическая вещь с ломаным ритмом и низкими басовыми ходами Olive "You’re Not Alone" с более приятным для меня мелодичным женским вокалом. Несмотря на различную конструкцию, оба сабвуфера играли приблизительно одинаково, успешно справляясь с возложенными на них задачами. В одних композициях высота основного тона басовой партии легко определялась, в других же исполнение одинаково смазывалось. На фоне пародийных сабвуферов других компьютерных колонок с более низкой ценой звучание было весьма и весьма достойным.

Очень сложной оказалась настройка частоты среза фильтра сигнала на сабвуфер на звуковой карте Audigy, а также использование функции Bass Redirection. Эти опции, по идее, позволяют более точно подобрать распределение сигнала между сабвуфером и сателлитами, у которых явно слышимые низкие частоты начинаются с отметки от 100 Гц и выше. В общем, тут невспаханное поле для экспериментаторов, любящих покрутить ручки различных настроек и эквалайзеров/улучшайзеров.

Фильмы

Наибольшее удивление при просмотре фильмов вызвало слышимое различие в качестве декодирования программных DVD-плееров с поддержкой декодирования DD/DTS (PowerDVD 4.0 XP, WinDVD2000 3.0 DTS edition) и встроенных в усилительные блоки аппаратных декодеров! Причём с явным преимуществом аппаратных решений. Естественно, в обоих случаях сигнал подавался исключительно по цифре. В первом — по 4-контактному проводу в режиме 6 speakers в DVD-плеере, во втором — в режиме S/PDIF bypass. Хотите верьте, хотите нет, но аппаратное решение дало более ясную и разборчивую звуковую картинку. А я уж было приготовился всем сообщить, что аппаратные решения скоро совсем уйдут на пенсию уступив своё место полностью программным вариантам. Это, наверное, все равно случится, но не сегодня.

Сам просмотр фильмов с тестируемыми комплектами происходит комфортно лишь в случае правильной расстановки и сбалансированной отстройки громкости звука всех каналов. В этом очень помогают возможности звуковых карт Live!5.1 и Audigy по виртуальному указанию слушателя относительно других колонок в утилите Surround Mixer.

Фильмы в случае одного зрителя смотрятся вполне прилично. Обладателям килобаксовой акустики звучание не понравится прежде всего своей плосковатостью и отсутствием прозрачности. Однако человека, не знакомого с многоканальным окружающим звуком, звуковое сопровождение с большой вероятностью удивит и поразит. Все диалоги звучат вполне разборчиво и чётко. Эффекты взрывов и пушечные выстрелы на большой громкости будут сотрясать хрусталь в сервантах соседей по этажу.

Игры

Звук в играх представляет собой совокупность звука в фильмах и музыке. Поэтому здесь трудно написать что-то особо примечательное. Хотя, можно ещё раз повторить, что звук в многоканальных играх с поддержкой DirectSound3D и EAX в связке Live!5.1 или Audigy с любыми из двух тестируемых комплектов передаётся полностью по цифре и, притом, без потери качества и многоканальности. При подключении по цифре к любым другим комплектам 5.1-акустики с встроенным декодером многоканальный звук будет только при просмотре фильмов, так как по обычному проводу и со стандартным S/PDIF протоколом (IEC-958 consumer part) физически нельзя передать поток данных. В части передаваемых данных он ограничен 20 бит * 48 000 1/с * 2 = 1875 кбит/с. Для шести же полноценных 16 бит 48 кГц PCM-потоков требуется битрейт 4500 кбит/с.

В итоге можно сказать, что среди всех слышанных нами компьютерно-ориентированных 5.1-наборов данного класса с DTT3500 и Inspire 5700 поспорить на равных могут только английские же VideoLogic DigiTeatre DTS. Однако последние имеют цену вдвое выше (вследствие деревянных двухполосных сателлитов и применённых французских динамиков Audax, подразделения Harman International), при этом обеспечивая в играх лишь стерео (!).

Объективные тесты. Измерения АЧХ

Измерения проводились с помощью специального узконаправленного измерительного микрофона Behringer ECM8000. Анализ АЧХ выполнялся программой RightMark Audio Analyzer Acoustic Measurement Edition v 2.5 (эта программа будет доступна для свободного скачивания на официальном сайте проекта audio.rightmark.org в самое ближайшее время). Правильность измерения проверялась на совпадении с заданной погрешностью с паспортной АЧХ референсных студийных мониторов Event 20/20 bass (цена около $1000 за пару). Для тестирования колонок подаётся специальный тестовый сигнал, по характеристикам максимально приближенный к музыкальному.

Напоминаем, что амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) акустической системы — это один из необходимых, но не достаточных параметров качества звучания системы. АЧХ отображает линейность передачи амплитуды сигнала в зависимости от его частоты и строится в логарифмическом масштабе по обеим осям, что соответствует слуховым ощущениям человека в линейной пропорции. Подробнее об этих и других терминах читайте в нашем FAQ по звуку — свежий взгляд на звуковые вопросы и ответы. Для слуха человека наиболее неприятна АЧХ с сильно изломанным графиком. Идеальный вид характеристики — довольно ровная горизонтальная линия от 20-30 Гц до 18-20 кГц с отклонением от среднего значения не более ± 3 дБ.

Колонка с плохой АЧХ не может достоверно передавать спектр частот. Однако, теоретически, существует вариант, когда акустика с более ровной паспортной АЧХ по совокупности других параметров меньше подойдёт пользователю, нежели колонка с большей неравномерностью амплитуды. Это может произойти вследствие больших гармонических и интермодуляционных искажений, ухудшенной характеристики направленности (то есть обусловленные конструкцией сильные провалы в АЧХ под углом к оси колонки) и т.п. Ну и ни в коем случае нельзя ориентироваться на цифры 20 Гц — 20 кГц в паспорте колонки. Чаще всего они даны для неприемлемой и взятой "с потолка" неравномерности (к примеру, +10/-40 дБ) или какой-то хитрой методики измерения (или вообще при полном отсутствии измерений). Впрочем, мы об этом уже неоднократно и подробно писали.

После такого "загрузочного" вступления остались самые стойкие. С ними-то мы и посмотрим на АЧХ всех колонок из обоих наборов.


АЧХ сателлита из набора DTT 3500


АЧХ сателлита из набора Inspire 5700

Похоже, впечатление о примерном совпадении характера звучания обеих колоночек полностью подтверждается тестами. Парадоксально другое: высокие частоты имеют существенный спад выше 4 кГц, хотя на слух нехватка высоких не слишком ощущается, скорее недостаёт какой-то прозрачности звучания. Вот вам, кстати, и отсутствие пищалок в сателлитах. Естественно, что их не заменит никакой "пищалко-образный" широкополосный динамик. С другой стороны, многие колоночки начинены бутафорскими твитерами, которые едва ли дадут лучшие высокие частоты. А то и просто добавят пару ужасных резонансов в ВЧ-области.


АЧХ центральной колонки из набора DTT 3500


АЧХ центральной колонки из набора Inspire 5700

АЧХ центральных динамиков также схожи в обоих случаях. Хотя на слух отличие в тембральной окраске немного больше. Высоких частот здесь гораздо больше, что полностью подтверждает прослушивание. А если добавить высоких на эквалайзере или регуляторе тембра, то уже даже можно слушать. :) Вторая рекомендация — выставлять для прослушивания музыки на декодере комплекта специальный пресет Music, который подключением центрального динамика способен существенно улучшить ситуацию с верхами. Басы у центральных колонок начинают работать аж с 120 Гц (по отметке -6 дБ), что примерно на 50 Гц ниже, чем у сателлитов.


АЧХ сабвуфера из набора DTT 3500


АЧХ сабвуфера из набора Inspire 5700

АЧХ сабвуфера в чистом виде измерить довольно сложно. Особенно это касается решений с акустической схемой "резонансная камера", ведь тут огромное влияние оказывает акустика помещения. Именно такой вариант мы видим в случае с сабвуфером набора DTT 3500: правильное местонахождение подобрать довольно сложно, однако если уж такое место нашлось — отдача и глубина басов вас не разочаруют. Другое дело саб из комплекта Inspire 5700. "Закрытый ящик" и полное отсутствие фазоинвертора дают возможность расположить сабвуфер в произвольном месте — хоть рядом со стеной (но всё равно желательно не ближе 10-15 см). Главное, чтобы не возникло паразитных резонансов с мебелью (письменным столом, закрытой деревянной полкой, книжным шкафом).

Глядя на результаты измерений можно заметить, что во втором случае в общем-то потенциально более широкополосная и линейная схема дала менее впечатляющий результат. Однако здесь большую роль сыграл и широкополосный тестовый сигнал. Можно, конечно, подать и плавающий синус (и этот тест обязательно появится в будущем), однако такие результаты измерений будут хоть и более приятными для производителя, но менее достоверными. Ведь текущие измерения адекватно выявили и только укрепили нас в напрашивающемся после прослушивания музыки ощущении, что сабвуфер у DTT3500 "цепляет" более глубокие басы. Более резкий спад в верхней части НЧ-диапазона у Inspire 5700 хорошо объясняется в классической теории громкоговорителей сложностью достижения верхнего баса на диффузорах с большими диаметрами вследствие неравномерности колебания их поверхности на более высоких частотах. С другой стороны, у DTT3500 — резонансная система с "преимуществом" в виде фазовой задержки и хорошей отдачей только в небольшом диапазоне частот. На слух никаких таких ужасов замечено не было. Да, небольшой разрыв в АЧХ системы, когда саб уже, а сателлиты ещё не могут наблюдается. Но если человеку об этом заранее не говорить, то он и не заметит. Это почти как с "невидимыми" волосками на кинескопах Trinitron. Если слушать музыку — не слишком заметно, если же "слушать АЧХ" — то уловить можно.

Однако Creative говорит о других преимуществах своего сабвуфера, а именно, о лучших импульсных характеристиках ("bass that is fast, tight and punchy"). Действительно, для закрытого корпуса в теории всё обстоит именно так, а не иначе. В данном случае при не слишком мощных микросхемных усилителях для увеличения чувствительности (по сути, удельной громкости) при закрытой схеме производителю пришлось сделать очень мягкий подвес и диффузор с большим рабочим ходом.

Большая гибкость подвеса (даже с учётом демпфирования объёмом воздуха в корпусе) означает как более быстрый отзыв, так и более затянутый по времени колебательный процесс для установления необходимого значения координаты в пространстве и отработки заданного усилителем сигнала. При этом отклонение и запаздывание сигнала можно рассматривать как дополнительные амплитудные и фазовые искажения. На слух это проявляется в несколько смазанном и как раз нерезком басе. По нашему мнению, такое положение вещей сложилось вследствие использования в качестве материала для подвеса полипропилена. Применение более привычных в мире Hi-Fi материалов на латексной основе (или попросту "резины") могло бы существенно улучшить ситуацию. Однако для акустики такого класса, с учётом её цены, возможно, это слишком уж придирчивая критика. Низкие частоты присутствуют и хорошо слышатся при воспроизведении музыки и, особенно, фильмов. Играет ли сабвуфер "бум" или "бом" — кому какая разница? Ведь играет же (впрочем, для особых эстетов и любителей инфра-низких частот разработчики предусмотрели линейный выход на дополнительный активный сабвуфер).

Если сравнивать звучание сабвуферов обоих комплектов друг с другом, то однозначного превосходства не наблюдается. Каждый звучит, совсем немного отличаясь от другого, и у каждого есть свои плюсы и минусы. Мне больше понравился сабвуфер Inspire 5700, Григорию (второму постоянному автору статей раздела Мультимедиа, специализирующемуся по акустике) пришёлся по душе звук саба DTT 3500. На вкус и цвет, как говорится…

Для тех, кто окончательно запутался, подводим резюме: сабвуфер работает в отведённом ему диапазоне довольно громко и отчётливо, но расти в плане качества заметно есть куда. Например, разработчики могу попытаться сделать более жесткий резиновый подвес и схему с фазоинвертором.

Итог

Резюмируя всё написанное выше, можно сказать, что в своей ценовой категории ($250-300) и в своём классе миниатюрных размеров набор активной 5.1-акустики с внешним DD-декодером DeskTop Theater 3500 и перенимающий эстафету набор активной 5.1-акустики с внешним DD/DTS-декодером Inspire 5700 — одни из наиболее качественных комплектов 5.1-акустики на момент написания этой статьи.

(А от меня лично им вручается специальный приз злобно-редакторских симпатий "The Best of Cheburashkas").

Плюсы:

  • наличие отдельного блока усиления и коммутации;
  • наличие аппаратного декодера Dolby Pro Logic/Dolby Digital/DTS (последний — только у Inspire 5700);
  • очень тщательная комплектация;
  • стильный внешний вид;
  • небольшие габариты сателлитов;
  • достаточно мощный (60 VA) внешний блок питания;
  • довольно качественные 24/96 преобразователи;
  • уникальная возможность подключения звуковых карт Live!5.1 и Audigy по цифре в 6-канальном режиме PCM 16 бит 48 кГц;
  • наличие пульта ДУ;
  • достаточно хороший деревянный сабвуфер;
  • подставочки под колонки на резиновых опорах;
  • наличие русскоязычного руководства пользователя.

Минусы:

  • несколько высокая для Российского пользователя цена;
  • отсутствие высоких стоек для тыловых колонок в комплекте Inspire 5700 (теоретически приобретаются отдельно).

 

Акустика Creative Inspire 5.1 Digital 5700 предоставлена
Восточно-Европейским представительством компании Creative

Также благодарим компанию "Олди"
за содействие в приобретении акустики Creative DTT3500