Зачем ехать в Гусь-Хрустальный: Страшный суд
Уважаемые читатели, сегодня я хочу рассказать вам о том, где можно увидеть редкого Васнецова, и для этого нам в очередной раз придется отъехать до Владимирской области.
Строго говоря, до недавнего времени я полагал, что единственная причина, по которой стоит посетить Гусь-Хрустальный, - это если бабушка попросила купить вас вазу. Да и то, в том случае, если вы очень любите свою бабушку. В принципе, там есть неплохой отель с красивыми овчарками на территории, за которым раскидывается национальный парк Мещера, где в грибной год - неплохо. Наконец, там можно искупаться в водохранилище, но больше там вроде как делать нечего абсолютно...
И вот мне довелось побывать в Музее хрусталя
Музей располагается в трехнефной базилике, имеет два этажа, основной и подвальный. В целом хорошо характеризует то, чем этот город славится. На удивление, довольно много людей действительно с воодушевлением смотрят на хрусталь, который располагается на большом "столе", не поднимая головы вверх. А вот сверху, на западной стене - вещь совершенно потрясающая.
Страшный суд Васнецова
Для оформления Базилики был приглашен Виктор Васнецов, и это чудо какое-то, ей-богу. Для западной стены он создал невероятную картину "Страшный суд".
С одной стороны, это понятный мотив в творчестве художника, с другой стороны, хочется все-таки дать пару комментариев, почему меня это так зацепило. Ну, во-первых, подобные вещи для нас теперь редкость. Годами ранее у Васнецова был опыт храмовой росписи, в Киеве, и эти фрески вскоре мы не увидим точно. Там также была тема Страшного суда.
То есть вроде как "программная вещь". Но киевские эскизы - достояние общественности, и кое-какое представление мы может составить об этих работах хотя бы по сохранившимся в ГТГ остатках:
Страшный суд из Гуся-Хрустального перекликается и образно, и стилистически, разумеется, но вот на работу, рисунки точь-в-точь я не натыкался.
Ну и важное отличие, которое бросается в глаза
К сожалению, на фото это не так очевидно.
Но, во-первых, я попытаюсь объяснить словами, во-вторых, я купил открытки и сделал скан. Сейчас покажу. Я не тот человек, который точно должен раздавать художественные медали художникам такого дарования. Но, очевидно, что мастер понимает тему, с которой работает, и уж точно Васнецов не тот художник, которого можно было бы упрекнуть в недостаточной любви, в недостаточном интересе к российской истории и культуре. Его сказочные, былинные мотивы прекрасно знакомы каждому.
Здесь есть и немного сказки, и немного истории, и немного церковного канона, близость полотна к иконам прослеживается на многих уровнях, от контура до организации пространства и расположения фигур. По сути, перед нами сверху - вообще каноничный деисусный ряд иконостаса.
Но вот посмотрите на Владимирские росписи, и вы увидите, что в изображении скорее соблюдается важный церковный канон - икона редко смотрит на зрителя, глаза как бы чуть подняты кверху, святые чаще смотрят поверх вас, и редко - глаза в глаза.
А что тут
Между росписями собора и этим полотном лет 20. В это же время Васнецов работает над фасадом Третьяковки, это уже немного другой Васнецов, вероятно, с другим отношением к жизни.
И здесь, в Гусе-Хрустальном он этот канон нарушается, и сразу делает это фантастически.
Вы можете искать в этой многофигурной композиции соучастия, пытаться пересечься с кем-то взглядом, но единственный здесь, кто будет смотреть вам прямо глаза в глаза - так это главный персонаж картины. И это в реальности производит невероятное впечатление, хотя из всего моего окружения я далеко не самый верующий, этот взгляд - очень мощный, готов признать.
И, если выше, в киевской фреске Христос смотрит на всех, на весь мир, то тут, у нас, под Владимиром, - он смотрит только на вас. И больше никто из всех действующих лиц этого не делает.
На восточной стороне
вы можете увидеть прекрасную мозаику, которая выполнена по эскизам Васнецова, но другим мастером.
Она скорее логичная, чем интересная; это "райская", восточная сторона, и на это есть множество указаний в символах, которые становятся узорами и декором, и в этом смысле один из зачинателей русского модерна - Васнецов - и интересен. Наш модерн - весьма глубокомысленный, неслучайный, очень национальный, если хотите.
Я простоял минут сорок с поднятой головой, шея побавливала. Удивлению - не было предела. В такой, скажем так, глуши, и такая штука - в голове не укладывалось, и больше, в общем-то, на мой скромный взгляд, в городе - делать нечего: гостиница с овчарками, грибы в Мещере и Васнецов, которого больше нигде не увидеть.
0 комментариев
Добавить комментарий
Добавить комментарий