Культура Ctrl+Z. Почему я не люблю The Last of Us 2
Пока болтали на стриме про The Last of Us 2, я вдруг поняла, почему она так зашла некоторым игрокам — и поэтому же не зашла другим. И дело не в плойке, эксклюзивности или легендарности серии.
Мораль.
Точнее, моральный посыл, который плотно переплетается с сюжетом. Игра-то у всех одинаковая, геймплей один и тот же, прохождение линейное — то есть, кто бы ни сел за геймпад, увидит он то же самое, что и человек на другом конце Земли.
Все дело в восприятии.
Мы живем в мире победившего постмодернизма, где все определяет контекст. Мы смотрим на любое произведение в контексте своего бэкграунда, и в том же контексте это произведение оцениваем.
А что нам дает серия The Last of Us 2?
Сюжеты обеих частей построены совершенно одинаково: протагонист принимает решение, идет его исполнять, убивая на пути людей, а в самом конце, когда оказывается нос к носу с необходимостью перейти Рубикон, сделать то самое, последнее действие — меняет выбор. Тем самым как бы отменяя все действия до этого.
И вот здесь и сталкиваются две парадигмы.
В первой живут люди, выросшие в реальном мире, где всегда приходится отвечать за свои поступки. Обозвал парня из соседнего двора? Он обидится и будет требовать сатисфакции за школой после уроков. Придется драться, ну и что, что ты этого не хочешь. Назвал клиента гондоном, а тот услышал? Уволят: начальнику без разницы, что ты случайно не выключил звук. Соблазнил чужую жену? Дуэль. Тяжелая школа, которая наглядно показывает ответственность за собственные решения и поступки.
А есть и вторая, которая появляется, когда в первой жить тяжело и страшно. Своего рода мечта о мире, в котором всегда можно нажать Ctrl+Z, и все забудут. Подставил друга? Ctrl+Z. Изменил жене с ее лучшей подругой? Ctrl+Z. Человека убил? Ctrl+Z, Ctrl+Z, Ctrl+Z! Мечта, что любую ошибку можно отменить. Ну или хотя бы отключить последствия — отключить, а не исправить. Потому что исправление последствий означает их принятие и принятие собственного поступка.
Все мы живем в первой парадигме и отчаянно мечтаем о второй. Вот бы повернуть не налево, а направо, тогда бы я не сбил пьяным пешехода, а доехал бы спокойно домой. Вот бы снова вернуться в тот день, я бы закрыл дверь на щеколду, и жена бы не зашла в квартиру. Вот бы удалить те фотки из интернета...
И вот обе части The Last of Us 2 — они про это. Про возможность выбора без последствий, про отмену, про волшебную кнопку Ctrl+Z. Про то, что можно перерезать кучу живых людей на пути к своей цели, а потом поддаться минутному порыву — и это все отменит. Что можно извиниться, удалить, запретить, заставить замолчать и ничегошеньки за это не будет.
Только так не бывает. Взрослая жизнь — это всегда выбор и ответственность за него. И последствия.
Знаете, за что я люблю «Ведьмака»? Главный посыл всей серии — это «не бывает меньшего зла» (довольно поверхностно раскрытый в третьей части, надо сказать). У всех твоих решений есть последствия, и тебе придется с ними жить.
А The Last of Us 2 — она не такая. Она про выбор без последствий и переживаний.
И это именно то, за что серию любят одни и ненавидят другие. Потому что для первых это та самая волшебная кнопка Ctrl+Z, с которой не очень срастается в реальном мире, а в игре — самое то. Кто, в конце концов, будет переживать за бесчисленных болванчиков в компьютерной игре? А Элли — вот она, счастливый конец, победители уходят в закат, титры.
А другие в такое просто не верят. Не укладывается у них в голове, что взрослый разумный человек может вот так легко переменить решение, а потом спокойно жить без угрызений совести. Что его не беспокоит, что все те убитые были зря. И такой мир не оживает, остается картонным, не вызывая ни сочувствия, ни сопереживания.
Post scriptum
Знаете, за что я никогда не полюблю The Last of Us 2?
Есть такой мысленный морально-этический эксперимент — «Проблема вагонетки». Формулировка его такова:
«Тяжёлая неуправляемая вагонетка несётся по рельсам. На пути её следования находятся пять человек, привязанные к рельсам сумасшедшим философом. К счастью, вы можете переключить стрелку — и тогда вагонетка поедет по другому, запасному пути. К несчастью, на запасном пути находится один человек, также привязанный к рельсам. Каковы ваши действия?»
Несколько лет назад я месяц думала об этой вагонетке, задавалась вопросом, как бы поступила я, перебирала в уме последствия каждого шага и под конец обратилась к мировой культуре.
В 2003 году, кстати, в Чехии сняли короткометражный фильм "Мост", сюжетом которого и является этот эксперимент, а развязкой — выбор и его последствия. Фильм тяжелый, момент выбора бьет наотмашь, наглядно показывая, что не бывает того самого «меньшего зла».
Так вот, тот же самый выбор в The Last of Us 2 реализован максимально всрато, его реализация не укладывается ни в одну этическую концепцию, а то, что могло хоть как-то обосновать смену решения, реализовано как унылые оправдания подростка.
И вот этого надругательства над человеческой моралью я им простить не могу.
65 комментариев
Добавить комментарий
Аналогично с Элли во второй части: за свое желание мстить она потеряла всех дорогих ей людей и осталась калекой не только физически, но и морально?
не очень понятны все эти требования к Эли, которая подросток и с огромной дыркой в голове (зомбоапокалипсис + романтичный в стиле гранж хладнокровный убийца Джоель в роли родителя), и которую явно и очевидно плющит всю вторую часть.
А Элли — это стандартнейший подросток из города, с которым отец выходил на природе и научил разводить костёр и ставить палатки. Но нам же нужно чтобы в игре был стелс, убийства, жестокость… Так давай просто добавим ей эти анимации, чего уж там! Нафиг перечеркнём пост синдром, а то вдруг люди подумают, что тут адекватностью повеяло.
По правильному Элли должна была либо быть чёрствым камнем как Джоэл, если не черствее, а значит никаких любовных линий и модельку от Эбби можно ей отдать. Либо девочка, которая видит спасение только в мужчинах и после первого же громкого выстрела начинает кататься по траве с криками и закрывая глаза и уши руками.
«Никаких любовных линий»… Ну да, ну да… В первобытном мире, когда вся жизнь была посвящена выживанию, никаких любовных линий быть не могло, конечно же… И люди тогда делением размножались, но даже если и нет, то точно никакой любви не было. Известные воины и завоеватели в человеческой истории тоже никого не любили. Пост-синдром же....
Как же я презираю вас, диванных психологов, выдающих свои жалкие фантазии за реальную психологию.
То, что Элли подросток, не снимает с нее ответственность за гибель людей, которые в эту ее историю мести и страданий вообще ввязываться не хотели. И не снимает ответственности с игрока.
А линейный сюжет, кстати, с игрока ответственность снимает. Мол, я не мог поступить иначе.
Это была бы отличная игра, если бы в ней была возможность выбора: идти или не идти. Убивать или пройти мимо. Оставить антагониста в живых или отомстить. И на каждую вилку концовка, смотри, username, к чему привели твои решения. Вот тогда — была бы игра про выбор, месть и последствия. А так — хуевое кинцо для подростков
Вас предупреждали, что Вы обязаны согласиться на отправку своей личной информации производителю смартфона и другим компаниям, когда Вы принимали решение о покупке? Иначе не получится использовать смартфон. Но на самом деле все-равно купите и согласитесь.
Существует такая проблема, сначала покупаешь и лишь потом узнаешь о нюансах.
Ответ Makcimko на комментарий
И стоит дешевле.
Ничего что Элли в итоге отказалась от мести и жила счастливой жизнью с Диной и её сыном?? Но мёртвый Джоэл всё чаще и чаще давал о себе знать. И всё разрушилось. Элли уже хотела с собой покончить, но потом всё таки решила поискать решение во внешнем мире. Снова ищет Эбби и находит. И вот тут, надо же, Эбби уже не Эбби практически. А Элли упорно заставляет её драться. Хотя могла бы просто убить. И надо же, Элли вот-вот уже додушила Эбби, как в голове у Элли появляется уже не мёртвый, а живой, играющий на гитаре, Джоэл. И Элли вовремя отпускает Эбби.
Эпилог в Санта-Барбаре в итоге стал своего рода разрушением этой самой зависимости. В конце Элли оставляет гитару, подаренную Джоэлом, потому что её одержимость наконец-то закончилась.
В этот момент Элли прощается с самой идеей Джоэла. Она хоронит его с уважением к нему и начинает новую главу в своей жизни, какой бы она ни была. Когда она покидает дом, именно он в её «зеркале заднего вида».
Вы даже на ютубе нормально не смогли это увидеть. Про то как это тонко ощущается на геймпаде я молчу. О таком переходе на девятое поколение только мечтать можно было.
Также про Элли — Дракман решил из неё сделать нового персонажа, который ведёт свою жизнь только через месть. И это играет против сюжета, когда по сюжету она должна была убить Эбби, но нет, я не буду, а то о ком будет третья часть? А Элли, в своё время не убили, потому что в третьей части, вполне вероятно, она ляжет на хирургический стол.
А не «последствия». Нам даже не показали последствия решения всеми любимого Джойла оставить людей без лекарства ради себя любимого. Просто в плечиках уссохся, да начал идти на поводу любой женщины, даже выглядящей как мужчина. Я не понимаю как можно пытаться оправдывать людей, которые попросили деньги за ведро говна, из которого можно покушать только если вилочкой, которая называется ПС4! Да, очень красивое ведро, исполнено суперски, по нему можно прочитать историю где оно было до этого, всю сложность бытия и трагичность, можно даже подуматЬ, что без говна (читай сюжета) оно бы стало новым квадратом Малевича, но нет. Это красивое ведро с говном. И вилочка пс4 по скидке.
Я не играл и ещё не смотрел до конца видеопрохождение, но насколько я понял главной идеей было: «Насилие порождает насилие», «Месть порождает месть» и насколько я понял никто из персонажей не учится на своих ошибках, они не додумались до средневекового принципа: «При захвате города правитель и вся его прислуга, родственники и вельможа должны быть убиты, чтобы не расти мстителей».
Или у вас что-то новенькое?
Если задумываться о решении выдуманной моральной дилеммы, можно незадумываясь ответить, как захочется в текущий момент. Бессмысленно принимать решение заранее, так как в нужный момент решение может измениться и оно будет лучше отвечать заданным критериям.
Некоторые люди понимают, что у поступков (и у чего-угодно) есть последствия, эти люди не хотят все обратить. У них есть достаточно опыта, чтобы убедиться в том, что отмена невозможна. Но также эти люди понимают, что решения нужно формировать исходя из полной картины (доступной им). И нельзя заранее решить, кого давить, также как нельзя решить зря ли ты убивал кучу болванчиков, пока не дойдешь до точки, в которой будет необходимо решать.
Вот уж точно, они там поправки не приняли.))))
А если не делаешь автомобили, то не можешь критиковать их. А если сам не политик — не смей их критиковать, вы просто ничего не понимаете!
Что за бред…
Критиковать может хоть ребёнок 3 лет. Но бывает критика адекватной, а бывает нет. Вся критика TLOU2 сводиться либо к полной субъективщине, либо бредовому диванному анализу «поколения CTRL+Z», либо к высерам наподобие как если критиковать «Преступление и наказание» в стиле: «Ну Раскольников то бабку мочканул, но всю унылую книгу терзается. Короче, яиц то у мужика не оказалось в итоге. И это сюжет? Банальщина, а Достоевский плохой писатель»
GTA5, RDR2, Detroit Become Human, Marvels Spider-Man, Horizon Zero Dawn, Death Stranding, Mass Effect 1-2-3, Dragon Age Origins, KotOR 1-2, Persona 5, Bioshock Infinite, Witcher 2-3 (первый таки проба пера), Deus Ex (самый первый, как раз 2000й год), Deus Ex human revolution, Dishonored, Star Wars Jedi Fallen Order, Half-Life 2, Kingdom Come, Mafia, вся серия MGS, вся серия Metro. Перечислять можно еще долго то, что лучше по многим параметрам. А длительность анимации детей катающихся с горки и детальность прорисовки подмышечных волос — кому кроме отбитых до них есть дело?
Спайдер Мен — вообще молчу.
Mass Effect 2 — тупорылый шутан сливший все сюжетные наработки реально великой первой части и создавший тенденцию, погубившую в итоге Биовар. Этот шлак я вообще заношу в пятерку худших игр всех времён.
Witcher 1 — реально проба пера? И это при том, что многие фанаты вселенной считают лучшей игрой именно первую часть.
Deus Ex HR — весьма средний сюжет и дичайше переусложнённые локации.
Half-Life 2 — невнятное сюжетное нечто, способное уместиться на носовом платке и вообще малопонятное для не игравшего в первую часть с геймплейным задротством выше крыши.
И только RDR2 ( да и первый тоже), Mass Effect 1, Dragon Age Origins,Persona 5, Bioshock Infinite и первая Мафия ещё способны потягаться. Возможно ещё Детройт с Кингдом Кам, я в них просто не играл ещё.
А чего КотОРы не упомянул? И первый Деус Экс? И Метал гир… Остальное хрен с ним)
Лучшая игра Биоварей это однозначно Baldur`s Gate 2. Второе место — Dragon Age Origins.
Биовар для меня лучшая и худшая студия одновременно. Второй Масс Эффект и Инквизицию я им никогда не прощу.
КотОРы хорошие игры. Но геймплейно это упрощённый в ноль Балдурс. Даже не второй, а самый первый. Уж лучше первый МЭ.
Первый Дэус и Метал Гир не упомянул потому, что не играл. В Дэтройт и Кингдом Кам собираюсь, но дойдут ли руки до Дэуса ( учитывая, что Хуман Революшин не понравился) и Метал Гира даже не знаю. До Метал Гира, может и дойдут, учитывая, что сейчас его профи сравнивают с The Last of Us2.
Второй метал Гир фанаты так же раскритиковали, также по надуманным причинам и только через несколько лет игра стала культовой.
Как это случилось с автором поста.
А формально любая видеоигра-это просто игра в кукол, нарисованных на экране.
Предлагаю автору поиграть в 90% современных игр, где весь сюжет состоит в «иди вот в эту точку на карте и убей всех», «целый час беги по этому подземелью с бесконечным мочиловом и забери артефакт», а потом повтори этот увлекательный геймплей с увлекательным сюжетом несколько раз. Такие игры как TLOU2 — это уже редкая жемчужина в океане игрового мусора и была бы ей, даже если бы все притензии к сюжету были оправданы.
Джоелу не удалось нажать CTRL+Z и он погиб — последствия догнали его. Эбби не удалось нажать CTRL+Z — она потеряла парня и беременную подругу, последствия догнали ею. Элли не удалось нажать CTRL+Z — она получила и моральную и физическую травму, а если бы вышла третья часть то мы наверное бы увидели и другие последствия её поступков ( но это вряд ли, после хейта умственно отсталых, третья часть если и будет, то максимально однозначной и не способной никого обидеть, но и вряд ли способной кого-то сильно заинтересовать). Вся игра — полная противоположность тому, что вы написали, но вас это не смущает.
Игроку он дал только шнапс и попкорн. Можешь постелсить, поубивать людишек, а ключевые моменты извини я сам.
Вы тупые, испортите мне гениальную задумку.
Даже в конце он не дал выбора для Элли, убить или не убить. Показал кинцо.
Насчет Джоела, ни один отец бы не отдал свою дочь убить, даже ради спасения человечества.
Человечество само себя губит, само нагрешило и отвечает за свои грехи, пусть выкручивается без убийств девочек.
Люди слишком привыкли убивать и паразитировать.
Вот сейчас, перед лицом угроза глобального потепления. Люди плохо следят за лесами, сливают химические отходы, постоянно реками, разливают нефть в морях океанах и заливах, замусорили все пластиком, постоянно что-то жгут, самолетами, производствами, автомобилями в огромных масштабов. Если не ГП, но другой апокалипсис все-равно случится. Есть причины, а есть следствия. Но люди смеются над ГП, над Греттой, и тд. Живой пример. Не будем лицемерами, поучимся честности.
Не ГП, так зомби, и что? Убийство маленькой девочки спасет человечество? А оно, что, дальше будет гадить?
Поэтому, судить его я бы не спешил. И, тем более, забивать его так жестоко. Это означает что Эбби не способна была понять что убивать маленьких девочек нехорошо? Но вообще-то она спросила у отца, а если бы это была твоя дочь? Способна. Тот промолчал. Лицемерие.
А вот с врачами тут все плохо, приютили, обогрели, а потом втихушку хотели убить девочку. Нехорошо.
Лучше бы конечно было их оглушить и связать, (хотя, эти врачи — очень опасные и фанатичные люди), но когда их 5 на одного, не знаю.
Это чертов Дракманн заставил таки подумать о глобальных вопросах, нужно отдать ему должное.
Но он поступил жестоко с игроками. Реализация сюжета очень сильно хромает.
Я сейчас покажу насилие с обоих сторон в такой мерзкой реалистичной подаче что в конце вы придете в выводам, что месть это неправильно, что насилие это плохо, что насилие порождает насилие и создает бесконечный цикл. Говоришь весело тебе бегать и мочить всех в ГТА? Ну а тут ты будешь видеть как твой персонаж реалистично булькает кровью, как кстати и ты будешь булькать если попробуешь поиграть в ГТА в реале. Значит в фильмах у злодеев маловато мотивации? Ну а тут всё перевернуется с ног на голову и антагонист который вначале зверски убивает человека клюшкой станет протоганистом, а белый и пушистый персонаж, которому уже дважды подарили жизнь, будет заставлять её сражаться, шантажирую смертью подростка, а ты который поначалу ненавидел антагониста, и игру за то что приходится играть за женщину Халка, в конце видя как она уже худая и изможденная отказывается от насилия, захочешь чтобы она осталась жива.
Критики:
О боже, это шедевр, 10 откушенных пальцев из 10
Геймеры:
Почему мне тут грусненько, а не весело, разве игры это не побегать и пострелять за любимых персонажей? =(( Игра ты говно, я зарегю и отомщу тебе тысячей аккаутов на метакритике, я буду убивать тебя с наслаждением тысячью нулей и единиц.
*******
Нужно понимать что такое искусство — чисто коммерческий фильм «Форсаж» передал мощный посыл в мозги неокрепших подростков, о том что нелегальные гонки это пипец как круто и они начали гонять на скорость на батиных жигулях и прокачивать их характеристики. NFS следующая вышла уже — андерграунд.
Искусство сродни телепатии — может вложить мысль сразу в мозги сразу миллиарду человек. Искусство может показать первобытный коллективизм как новую передовую идею и пол мира убежит за коммунистами к примеру. Как по мне оно мощнее и опаснее ядерной бомбы — и важнее, и появилось еще на заре человечества — древние люди приходя домой с мамонтом на следующий день отправлялись в пещеры и рисовали это событие в стиле «палка, палка огуречик».
Что касается TLoU2 — игроки говорят что-то типа: почему убили моего персонажа, хнык :'(, почему баба такая накаченная, мы не хотим что бы кто-то из любимых персонажей умирал. Понятно что можно было сделать чтобы Элли и Джоэл замутили новые приключения что-то типа Анчартед 6 и там бы всем было весело, герои никогда не умирали, геймеры веселились и розовые пони пукали радугой. И может быть игра бы заработала еще и больше 2 два раза. А еще можно было бы дать весь контроль геймерам, пусть сами решают кто умрет, а кто нет, когда грабишь корованы и пусть будет 100 разных концовок на любой вкус.
Вместо этого мы получили не жвачку для любителей потреблядства, а Произведение, которое доносит определенную авторскую мысль, в котором у геймера нет возможности что-то решать, но чуть ли впервые можно сказать, что игра может быть действительно чем-то стоящим, а не просто развлекаловом, она становится равной кино, литературе, причем с более полным погружением. Геймплейная составляющая тут есть и хуже явно не стала. «Анчартедов» будет еще море, а таких проектов раз два и обчелся. Это не твои, бл%ть, и персонажи не тебе решать что с ним будет.
Кроме Форсажей есть кино типа «Список Шиндлера», где офицер отстреливает евреев ради прикола и дети прячутся в говне, его тоже неприятно смотреть и там тоже авторы доносят мысль так вот идите на IMDВ и поставьте ему ноли. Скажите: хочу Форсаж 9, нафига вы это снимаете, зачем мне о ужасах войны думать, думать я вообще не люблю.
Итого если ты влепил игре 0 или 1 то:
1. скорее всего ты не понимаешь с чем столкнулся и критикуешь микроскоп потому что им неудобно забивать гвозди.
2. Ты малолетний долбаеб и не важно сколько тебе лет.
3. Критики правы это шедевр, как минимум для своего времени.
Во-первых, The Last of Us, обе части, все-таки давали игроку свободу выбора во время геймплея. Убивать или не убивать врагов — это ваш выбор, не Элли или Джоэла. И во второй части четче показаны последствия, пусть они ни на что не влияют сюжетно. Вот девушка кричит «Мишка!» когда мы убиваем собаку. А позже, играя за Эбби, мы видим Мишку еще живым, играем с ним. А ведь могли и не убивать. Пройти мимо. Да, было бы сложнее. Но в жизни тоже сложнее остаться хорошим человеком. А вот два солдата разговаривают о своих подругах в штабе. Позже мы можем их обоих тихо прирезать. Ну а что подруги? Какая разница! Мы ж их не встретим потом! Я если бы так было в реальной жизни? Вот это настоящий выбор.
Во-вторых, Джоэл получил сполна за то что совершил. И Эбби получила сполна за свою месть, лишившись всех, кто был ей дорог. И Элли тоже. Ну да, их не судили, не казнили. Но тут поправочка на постапокалипсис. Финальное решение мало на что влияет. Мы получили кучу несчастных, опустошенных людей. Как в кадре (главные герои), так и за кадром (те, кто знали ребят, которых мы, сами игроки, убили).
Вот такая цена мести. Это простое, прямолинейное высказывание в лоб, единственная мораль сюжета. Я думал, отношение к игре зависит от того, считаете ли вы эту мораль слишком простой и навязчивой или нет. Ну еще многих бомбит от ЛГБТ повесточки. Хотя мне она не мешала.
Last of Us, обе части, все-таки давали игроку свободу выбора во время геймплея. Убивать или не убивать врагов — это ваш выбор, не Элли или Джоэла. И во второй части четче показаны последствия, пусть они ни на что не влияют сюжетно. Вот девушка кричит «Мишка!» когда мы убиваем собаку. А позже, играя за Эбби, мы видим Мишку еще живым, играем с ним. А ведь могли и не убивать. Пройти мимо. Да, было бы сложнее. Но в жизни тоже сложнее остаться хорошим человеком. А вот два солдата разговаривают о своих подругах в штабе. Позже мы можем их обоих тихо прирезать. Ну а что подруги? Какая разница! Мы ж их не встретим потом! Я если бы так было в реальной жизни? Вот это настоящий выбор.
Вот такая цена мести. Это простое, прямолинейное высказывание в лоб, единственная мораль сюжета. Я думал, отношение к игре зависит от того, считаете ли вы эту мораль слишком простой и навязчивой или нет. Ну еще многих бомбит от ЛГБТ повесточки. Хотя мне она не мешала.
Если сюжет смотрит кто-то из поколения CTRL-Z, не понимает морали и не думает о последствиях, это его проблемы. Но тут хотя бы пытаются достучаться до игроков: «Эй, смотрите, нельзя так поступать! Вот Элли убила всех и что в итоге?». Может, слишком навязчиво это показывают, может, наоборот, концовка получилась слишком мягкой для этой морали (хотя как мне кажется, тут просто все тоньше показано), но уж точно тут не показывают что «делать можно все и тебе ничего не будет».
Алсо в мире где у нпс есть доступ к ресурсам написания статьей в интернете.
КГ/АМ
Алсо в мире где у нпс есть доступ к ресурсам написания статей в интернете.
КГ/АМ
Добавить комментарий