Рожденный быть вторым: Грустный вывод из анализа самых кассовых картин Джейсона Стэтема

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Рассуждения | Кино и сериалы

Каким образом определяется подлинная звездность того или иного актера? Его постоянным мельканием на экране? Величиной гонораров? Зрительскими оценками картин с его участием? Числом подписчиков в социальных сетях? Кассовыми сборами? Объективности не хватает любому из методов подсчета — иногда кто-то любим просто потому что любим, даже вопреки презрению критиков и участию в сомнительных проектах. Таким «плохим парнем» мне видится, например, Джейсон Стэтем — вряд ли кто-то назовет его великим артистом или может гарантировать кассовый успех новой ленты с его именем на постере, но публикой он горячо любим. Неистово и мемно.

Источник: www.imdb.com

Полагаю, вам не нужно напоминать о том, какой путь прошел Джейсон, чтобы стать героем «пацанских пабликов». В кино Стэтем пришел довольно поздно, успев и спортом позаниматься на высочайшем уровне, и по подиуму походить, и глотнуть свободного воздуха дикой уличной торговли. Переломом в жизни будущей звезды стало знакомство с режиссером Гаем Ричи и участие в съемках хулиганского триллера «Карты, деньги и два ствола» — не то чтобы Стэтем «на утро проснулся знаменитым», но Джейсон определенно нашел свое место в жизни. Теперь, спустя 26 лет после актерского дебюта, он может удовлетворенно оглянуться назад и одобрительно покачать головой — сделано много, проекты попадались разные, деньги заработаны большие, все, как положено настоящей звезде.

Давайте и мы окинем взглядом карьерную арку героя сегодняшнего материала, потому что большое видится на расстоянии, но что еще более интересно — на расстоянии видится и нечто совершенно неожиданное.

Джейсон несомненно является звездой боевиков — несмотря на несколько выходящих за пределы этого жанра ролей, мы воспринимаем его как парня, который не расстается с оружием и живет по особому кодексу людей, не знающих, что такое мир и спокойствие. Стэтем снялся во множестве оригинальных проектов, он запускал собственные франшизы и филигранно вписывался в уже работающие серии фильмов — вы легко вспомните десяток или даже полтора с его участием. Вроде бы названия этих фильмов на слуху, они успешно прокатываются по всему миру, их несложно найти на онлайн-платформах. Однако, если попробовать изучить линейку лент Стэтема с самыми высокими оценками, можно заметить печальную для актера тенденцию.

Источник: www.imdb.com

В качестве опоры я выбрал знаменитый агрегатор рецензий Rotten Tomatoes — на нем и критика адекватна, и зрительские голоса собираются таким образом, что их сложно заподозрить в накрутке. Могу сразу отметить, что Стэтема на RT не любят — критический рейтинг его картин здесь редко выходит в положительную зону (оно и понятно, высоколобые киноведы ценят совсем другое кино), но тем интереснее взглянуть на карьеру актера под новым углом. С этой оптикой открывается много интересного, особенно относительно самостоятельности и жанровых преимуществ Джейсона. Похоже, и мы, и режиссеры, и сам Стэтем не очень верно понимают, что перед нами за человек.

Итак, знаете ли вы, какой фильм с участием Джейсона Стэтема критики оценивают выше всего? Никогда не поверите, но это комедийный боевик «Шпион», главную роль в котором исполнила Мелисса Маккарти. Если вы помните, это пародийный фильм, использующий самые заезженные приемы Бондианы и прочих шпионских картин — Стэтем в нем исполняет роль чрезмерно серьезно настроенного суперагента, который, впрочем, очень плохо справляется со своими обязанностями, являясь по сути ходячим шаблоном. В то же время, ставшая шпионом поневоле героиня Маккарти, вопреки своему внешнему виду, справляется с вызовами лучше профессионалов. Да, Джейсону здесь отведена второстепенная роль, но он справляется с ней блистательно.

Здесь-то и и находится первая зацепка большой и интересной закономерности — дело в том, что Джейсон идеально подходит на роль мегамачо, но такого, который только все портит и которому лучше находиться в стороне от по-настоящему серьезных дел. На протяжении всего фильма агент Ричард Форд появляется исключительно для того, чтобы разрушить тщательно продуманные командованием планы своей твердолобостью, неспособностью к импровизации и самовлюбленностью. И тот факт, что Стэтем эффективен именно в микродозах, заставляет оглянуться на остальную его фильмографию — попробуйте, и вы увидите, что наилучшим образом этот актер проявляет себя тогда, когда ему не нужно тянуть на себе весь фильм. Джейсон — идеальный «второй пилот».

Источник: www.imdb.com

Посудите сами — несмотря на обширную коллекцию ролей и репутацию идеального воплощения образов одиноких мстителей и вершителей справедливости, в своих лучших картинах Стэтем либо находится на втором плане, либо входит в ансамбль исполнителей на общих основаниях. Будь то уже упомянутые «Шпион» и «Карты, деньги и два ствола» или же «Форсаж 7» и «Ограбление на Бейкер-стрит» — фильмы, имеющие высочайший рейтинг на Rotten Tomatoes — в них Джейсон играет вспомогательную роль. Это может показаться странным, ведь мы воспринимаем актера как харизматичного ведущего артиста, на которого делают ставки и создатели фильма, и потенциальные зрители, но факты остаются фактами — неоспоримо то, что Стэтем лучше работает вторым планом.

В первой десятке картин, отмеченных критиками самыми высокими оценками, есть только один фильм, где Джейсон Стэтем выступает как отдельная самостоятельная единица — это боевик «Пчеловод», вышедший в самом начале 2024 года. Остальные — от «Большого куша» до «Неудержимых 2» — демонстрируют Стэтема командным игроком, если не королем пятого плана, как в «Форсаже 8». Собственно, с командных картин Гая Ричи Джейсон и стартовал — в «Картах» и «Куше» у него были роли достаточно заметные, чтобы разместить имя на постере в первых строках, но это не «сольники». А вот по-настоящему самостоятельные «Механик» и «Перевозчик» были приняты уже не столь однозначно — в одиночном плавании актеру всегда чего-то не доставало…

Но это еще не все наблюдения — вторым любопытным аспектом изучения фильмографии Стэтема является вывод о том, что картины с участием этого актера получают заметно более высокие оценки в тех случаях, когда Джейсон в них делает крен в комедийную сторону. По сути, хоть сколько-то серьезно для своих наиболее известных картин Стэтем выглядит только в «Форсаже 7», где ему досталась роль злодея, и в «Ограблении на Бейкер-стрит», частично основанном на реальных событиях. В других — будь то «Большой куш», «Хоббс и Шоу» или «Адреналин» — выигрышно выглядит более легкий и смешливый образ актера. Лучше всего у Джейсона получается высмеивать самого себя, и тот самый «Шпион», с которого я начал рассказ, является лучшим подтверждением этой тенденции.

Источник: www.imdb.com

И напротив, наименьшего коммерческого и критического успеха добились те ленты, в которых Стэтем делает попытку проявить серьезность или даже драматизм. Помните фильмы, в которых Джейсон играет на нешуточных щах? Неудивительно, что вы их забыли — «Револьвер» Ричи и «Во имя короля» Уве Болла мало кто хочет пересматривать. Эти ленты и без того полны недостатков, так еще и Стэтем на себя не похож. Все это говорит о том, что рецептура успеха у актера предельно проста — для восторгов публики и положительных рецензий критиков Джейсону всего-то нужен проект с хорошим актерским ансамблем и ролью, которая позволит подурачиться или хотя бы пошутить. Не такие уж и невыполнимые требования.

Открытием, однако, я бы это не назвал — все лежит на поверхности. Больше того, и сам Джейсон, и его агенты наверняка что-то такое давным-давно вычислили. И на вопрос «А чего же он снимается во всяком шлаке вроде «Мег 2», «Паркера» или «13»?» ответ имеется очень простой. Сольные проекты сделали Стэтема тем, кем мы его знаем — именно они закрепили за ним славу едва ли не главной звезды экшена XXI века. Пусть такое кино не нравится критиком, пусть его громят в прессе и закидывают «гнилыми помидорами», зрители смотрят и часто остаются максимально довольными. А имея репутацию звезды боевика, сложно отказаться от предложений сняться в очередном «Механик: Воскрешение».

К тому же, если посмотреть на список последних работ Джейсона, он кажется, стал более придирчив в выборе новых проектов — его фильмографию пополнили несколько сильных картин, где Стэтем держит внимание зрителей практически в одиночку. Мы вспоминали «Пчеловода», но примерно так же тепло критики и зрители сперва приняли «Гнев человеческий», а сейчас с интересом ожидают «Сделку Левона» — боевик, который Дэвид Эйр снимает по сценарию Сильвестра Сталлоне. Может статься, что карьера актера, благодаря проведенной работе над ошибками, делает новый крутой поворот. Вдруг Джейсон пойдет по стопам Клинта Иствуда и с возрастом перейдет к крепким ролям суровых одиночек, способным не только смешить, но и растрогать?

Источник: www.imdb.com

Как все сложится мы узнаем очень скоро — на 2025 год намечены релизы «Сделки Левона» и боевика «Метеж» французского режиссера Жана-Франсуа Рише. Где-то там же маячит «Форсаж 11» и перспектива еще одного «Хоббса и Шоу». Будет интересно через призму этих работ оценить, как развивается карьера «последнего киногероя» Джейсона Стэтема. Сможет ли он свои сильные стороны и несомненные таланты органично вписать в среду, которая так претит критиканам? Или же актер махнет на оценки рукой и будет работать для обожающей его публики и преданных фанатов? Золотая середина здесь вряд ли возможна, поэтому скучно точно не будет.

Я призываю вас следить за происходящим вместе, но пока новых тем для обсуждения карьеры Джейсона Стэтема нет, стоит переключиться на другие фильмы и иных звезд. Заглядывайте на этот канал регулярно — и вы всегда найдете любопытные тексты о кино и сериалах, мы стараемся быть разнообразными и не слишком «душными». Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, и увидимся в кино!

Изображение в превью:
Автор: Jason Statham
Источник: www.imdb.com
КомедияБоевикПриключенческий фильмТриллер
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Об авторе
Подписывайтесь на telegram-канал «Киновед в штатском»!

7 комментариев

Eldarado
Как вы яхту назовёте — так на ней и напишите © Дж. Стетхем
143695306@vkontakte
Rotten Tomatoes — на нем и критика адекватна, и зрительские голоса собираются таким образом, что их сложно заподозрить в накрутке. После этого перестал читать. Банально в Гугле забейте и увидите огромное количество статей и фактов на тему подтасовки оценок, накрутки, удаления и прочего. Очень плохой пример вы выбрали. Хотя тут любой ресурс окажется не чистым на руку если проверять. Но именно про томаты я каждый год вижу статьи. Плюс можно привести яркий пример, что по версии томатов недавний фильм русалочка вообще шедевр.
Y
По наводке автора посмотрел фильм «Пчеловод». Не удивительно, что фильм высоко оценили критики, это самый худший фильм со Стэтемом, который я видел.
Комментарии в онлайн кинотеатре только подтвердили мои впечатления.
NewU
Сниму квартиру. Порядок на районе гарантирую. © Дж. Стетхем
106085859368602303920@google
Чтобы сыграть Гамлета, нужно быть Камберберчем, а молотить кулаками и крушить толпы хулиганов, необходимо быть только Джейсоном Стейтемом. Актёр играет тот сценарий, который ему предлагает Режиссёр картины и Продюсер проекта. Дайте ему роль Владимира Ленина и, я Вас уверяю- он справится с достоинством. Как Роберт Дауни младший блестящие сыграл Шерлока Холмса, который не проч подраться и совершать трюки. Тот же Бенедикт Камберберч выдал Шерлока на голову выше, но касса не была такая большая как у Роберта Дауни младшего. В кино идут молодые люди, а не сплош кинокритики. Для молодёжи подавай мочилово в стиле Адреналин, Неудержимые и Хобс и Шоу. Поэтому продюсерам был важен этот отдельный проект от общего Форсажа. В картине Гнев человеческий, Джейсон пытается быть проще и не супер героем, поэтому касса фильма была не столь ошеломляющей как у СПЛИТ, где он сыграл грязного полицейского против маньяка. Много шутил и стебал других персонажей. А вот Операция Фортуна набрала даже в России очень хороший сбор. В этой картине Джеймс шутит, хохмит, стебёт и ему всегда везёт. Почти главная роль, хотя в фильме есть и более именитые актёры. Сегодня главная задача, снять больше с проката сборов. Для Оскара снимают другие фильмы
I
«Чтобы тебя назвали хорошим актером второго плана, надо всего лишь стать суперзвездой боевиков» Дж. Стетхем
К
Странно, что не была упомянута его роль в драме «Эффект колибри».
На мой скромный взгляд там он прекрасно сыграл сложную неоднозначную роль.

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Нашел NVMe накопитель для замены в PlayStation 5: обзор Fanxiang S880 с PCI-E Gen4 интерфейсом и скоростями 7.3/6.5 ГБ/с

Fanxiang S880 — один из самых соблазнительных NVMe SSD накопителей на рынке. Этот компактный «гигант» работает через интерфейс PCI-E Gen4 и обещает высокую скорость передачи данных без...

Раскрыт истинный возраст «Зала короля Артура» — на 4000 лет старше. Как OSL-датировка помогает переосмыслить легенду?

Легенды, окутывающие древние монументы, подобно туману, скрывают их истинную историю, заставляя нас принимать желаемое за действительное. Так было и с «Залом короля Артура» — загадочным...

Можно ли создать супергидрофобный материал? Исследования влияние геометрии и состава на смачиваемость микроструктур

Представьте мир, где грязь сама соскальзывает с окон, корпуса кораблей остаются чистыми от обрастаний, а солнечные панели работают с максимальной эффективностью даже после песчаной бури....

У шерстистых носорогов был горб, как у верблюда: российское исследование переписывает устоявшееся представление

Сибирская вечная мерзлота — это не просто замерзшая земля. Это гигантский естественный холодильник, хранящий в своих ледяных объятиях бесценные артефакты давно ушедших эпох. Именно там,...

Angelears AE100 — липкая прозрачность — обзор силиконовых насадок для внутриканальных наушников

Angelears — китайская компания по продаже аудиооборудования — выпустила силиконовые насадки, и, насколько я знаю, это первый их продукт под собственным брендом. Ранее в плане...

KZ x Angelears Libra X — обзор внутриканальных динамических наушников

Сегодня на обзоре еще одна коллаборация Angelears, на этот раз с уже всем известными KZ. Ранее я уже слышал о Libra как о очень удачной бюджетной модели с синг-динамикой на борту. Не вникая в...