Microsoft переделывает рынок игр. Убийство Steam не за горами?

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com (подробнее »)
| Обзор | Компьютерные и мобильные игры

В прошлый раз мы вспомнили историю компании Microsoft на игровом рынке и рассмотрели её амбиции в настольном секторе. История покорения мира чтобы не возникало вопросов, советую ознакомиться с вводной частью.

Сегодня начнём с цифр, которые каждый интерпретирует по-своему, но вывод будет один-единственный. У разных агентств данные разнятся, но пропорции остаются плюс-минус одинаковыми.

Мобильные игры и консоли занимают 77% игрового рынка. Но важно тут другое — огромную часть рынка контролируют всего 5 компаний. Google, Apple, Nintendo, Sony, Microsoft… конечно, с небольшими оговорками (например, Fortnite не контролируется Google) Но суть проста — 5 компаний с одной стороны и десятки и тысячи компаний с другой. Влияние этой пятёрки на игровую индустрию колоссальное. Но и это ещё не всё. К примеру Nintendo, с её Switch, и Sony с её PlayStation 4 сидят на попе ровно и не влияют на рынки за пределами своей ниши (робкие попытки не меняют ситуацию в целом). Apple, хоть и присутствует на рынке персональных компьютеров в лице Apple MacBook, но влияет на рынки за пределами своей экосистемы минимально. Теперь рассмотрим компанию Google и её присутствие на рынках отличных от Android. Вы не поверите — оно огромно. Конечно, Google Stadia — это что-то непонятное и малозначимое. Но есть ещё одна прослойка — ChromeBook — замена недорогих ноутбуков, планшетов, моноблоков и даже персональных компьютеров. Их проникновение в ряды пользователей незначительно. Озвучиваются цифры от 40 до 60 миллионов активных устройств. Для сравнения, в Steam активных пользователей около 95 миллионов. И это сравнение никому не известной платформы с самым большим цифровым магазином. Данные приведены не для какого-то анализа, а для показа, что самое большое в одном мире будет чем-то мелким и незаметным в другом. И из этого «другого» мира приходит гигант в лице Microsoft. Про компании вроде Amazon, Aliexpress или Facebook мы умолчим — они где-то на начальном пути своего игрового развития.

Дружба со Steam

Вы же помните этот замечательный момент, когда Microsoft отказалась от консолей и назвала своей целевой нишей все сферы — и консоли, и персональные компьютеры, и облака? Появление игр в Steam и яркие баннеры! Мы заботимся о каждом пользователе! Мы даём возможность играть там, где они захотят. Ура, товарищи! Только это всё лукавство. В Steam присутствуют исключительно нишевые, проходные продукты. Топовые проекты, несущие золотые яйца, почему-то не попали в Steam. Ибо нефиг. Minecraft и Forza Horizon совершенно случайно остались в одном-единственном магазине. Для чего же тогда остальные проекты появляются в магазине Гейба Ньюэлла, если не для охвата целевой аудитории и увеличения продаж? А очень просто — для переманивания игроков и пополнения своей клиентской базы. Вот вам статистика двух разных источников Netmarketshare и Steam. И видно, что в одном отношение Win 10 к Win 7 идет как 2 к 1, а в другом как 16 к 1 — это даже не в пределах погрешности. Можно сказать про «Целевую аудиторию», но даже это не может объяснить столь существенную разницу. Если пройти в раздел Steam «самые популярные игры», ни одна из них не требует наличия новой системы. Только редкие «радости» от Microsoft очень настаивают на новой операционной системе. Впрочем, это не самый важный параметр, свою роль сыграло еще и новое мощное оборудование, не поддерживающее старые системы.

Стартовая позиция 2020

Помните выпуск SteamOS в 2013 году и уход на попятную Microsoft? Потеря доли рынка и давление на пользователей были колоссальными, но они могли сбежать. В 2020 году SteamOS уже 2 года как не подает признаков жизни, а у Windows 10 более миллиарда пользователей. Позиции Valve за последние 7 лет сильно ослабли? Зато голова гидры не сидит на месте. Она проникает везде и повсюду. Ресурсы и возможности. Вот один из примеров: уведомление о изменениях в новой игре на ноутбуке, на котором всего лишь авторизовался в приложении Xbox. Никогда ранее не играл и нет возможности на нём играть. Мелочь? Нет! Это только начало проникновения в массы. В отличие от Steam, Microsoft может показывать в своей системе СВОЮ рекламу СВОИХ продуктов. И если поклонники парового вентиля на такое не купятся, то сомневающиеся и любопытные — вполне возможно.

Только это не всё. Помните козни от Epic Store и ущемление прав самой народной платформы? К примеру, Metro Exodus? Она появилась на платформе Microsoft на персональных компьютерах на 8 месяцев раньше, чем в Steam. А The Outer Worlds, или MechWarrior 5, или Phoenix Point, они вышли в день анонса… Сила чемоданов в действии. Сотрудники Xbox нашли силы, деньги и время, чтобы пообщаться с разработчиками игр и простимулировать их выход. Гейб Ньюэлл на такое не способен, и это дискредитирует его в глазах игроков.

 Платформодержатель

А теперь самое интересное и сочное. Давно ли вы видели рекламу магазина Steam и давно ли вы слышали предложение заглянуть в самый лучший игровой магазин на свете? В наше стремительное время, когда количество информации неуклонно увеличивается, а количество свободного времени уменьшается, на авансцену продаж товаров или услуг выходит реклама. 5-10-15 лет назад, рекламу ларечку от Гейба Ньюэлла делали сторонние игроки рынка в лице Activision\Electronic Arts\ZeniMax\Ubisoft, но они все открыли собственные магазинчики и в рекламных материалах последних лет упоминают только их. А что же делает компания Microsoft? Она вкладывает миллионы в своё развитие. И это не считая своих личных игр. Не считая рекламы от сторонних студий.

 

Можно было бы сказать: «Я Steam никогда не брошу, и таких сотни миллионов». Но это не так. Есть естественный приток покупателей, для которых слово Steam ничего не значит. Им сейчас 10-15 лет, и они ещё не стали фанатами какой-то платформы. Они ещё в том возрасте, когда на их мнение можно повлиять со стороны. Steam этого не делает, в то время как Xbox готова и способна. Также существует естественный отток пользователей — кто-то женился, завёл детей, нашёл работу, сменил хобби, потерял аккаунт — и это существенная часть клиентской базы. Вспомните противостояние Apple iPhone и Samsung Galaxy — вечный спор. Как только одна из компаний не расскажет о своей самой последней модели iPhone SE 2020 или Samsung Galaxy Note 20 — тут же идёт спад продаж. Конкуренция во всей своей красе. А теперь вспомним про разницу между двумя протагонистами. Steam — это успешный магазин, который вкладывается только в развитие прилавка. Xbox — это платформа. Один аккаунт и на компьютере с установленным Office, игровая консоль, облачные технологии, мощный почтовый сервис и сотни других, менее успешных проектов. Один — сидит и не видит ничего дальше своего носа. Второй — пробует, пробует, пробует. Да — он ошибается, он несёт денежные потери, но достаточно найти всего одну удачную идею, и она вытянет и отобьёт все затраты.

Финансовая отдача

Игровой проект для Microsoft — это не пара миллионов, вложенных неизвестно во что. Это десятки миллиардов, которые вкладываются обдуманно. Каждое перечисление со счёта на счёт обосновано десятками и сотнями людей. При покупке компании или запуске сервиса сотни людей анализировали рынок и прогнозировали получение выгоды. В мире больших сумм не бывает случайностей — всё просчитано и спрогнозировано (попробуйте в банке взять кредит на развитие бизнеса и не приложить к заявке бизнес-план). Так же и здесь, только речь идёт о суммах с девятью нулями. К примеру, Россия в 2019 году выделила кредитов Беларуси на 7,55 млрд. $ на двадцать лет… А тут компания вкладывается в развитие лишь одного из направлений своего бизнеса. И, естественно, от всего этого ожидается какая-то отдача. Даже если пойти по самому пессимистичному пути развития, и не вся вложенная сумма вернется, она будет отобрана у основных конкурентов в лице Epic Store и Valve. А тут стоит сделать ремарочку: у Epic Store есть другие источники доходов, у Microsoft есть другие направления бизнеса, а у Valve это основной вид заработка. Удар по Steam, даже не самый мощный, нечем компенсировать, и он наносит долговременные потери. А регулярные удары будут подтачивать детище Гейба Ньюэлла все больше и сильнее.

Послесловие

Автор осознает все вышесказанное и делает две оговорки в своём видении будущего. Слова и действия Microsoft сейчас — это предвыборная программа на избрание будущего «Президента». Все обещания и действия, которые мы слышим, могут быть обычной фикцией и исчезнут сразу после «дня X». Действия и планы Microsoft требуют больших финансовых вливаний, но автор не видит ярко выраженные потоки. Все, что выходит на поверхность — это лишь крохи и бюджетный вариант, которого недостаточно для кардинальных перемен в ближайшие 5-10 лет.

нет
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)

20 комментариев

W
А что, кто-то покупает игры в магазине приложений Майкрософт? Мне казалось, если игр нет в СТИМе, то их покупают на Рутреккере)))
Ну или берут по страшным скидкам/даром в EGS.
Плюс Близзард/Активижн.
Разговоры про «огромное влияние» в десятки млн устройств гуглохрома — это смешно. У разработчиков Линукс «огромное влияние» — десятки млрд устройств вовсе, учитывая все роутеры, контроллеры станков и собственно сами гугловские телефоны. Но как-то язык не поворачивается экстраполировать это «влияние» на конкретный сегмент устройств, например — на рынок игровых компьютеров и делать вывод, что «СТИМ фсео». Ибо ежу понятно, что на Линукс+ПиСи играет минимальное число людей.
Очевидно, что единственный источник смерти СТИМа — это собственная политика СТИМа. И только это. Если Гейб предпримет шаги к смерти своего сервиса — тот умрёт. Или не сможет предпринять нужных и правильных. Но не Майкрософт, ни EGS не сможет своим существованием «убить СТИМ».
111089079339638908995@google
Магазин Microsoft на ПК — это лютая дичь. Даже тот же EGS получше будет, чем Microsoft Store, а про Steam я вообще молчу. Не знаю, как с таким магазином можно кого-либо убить. Себя, разве что.
943312@vkontakte
Я знаю магазин в разы лучше чем Steam, там полуобнаженные девушки приносят охлажденное вино и сидят у вас на коленях, пока вы играете. Явно, Гейбу до такого сервиса, как раком до луны… Вы точно уверены, что все дело в магазине и конкуренция идет именно в этой плоскости?
111089079339638908995@google
А как Microsoft сможет «убить» Steam, который на ПК, если их собственный магазин — кал? Это какая-то хитрая тактика? Что-то типа брутализма в веб-дизайне или работ студии Артемия Лебедева?
Последний раз редактировалось
943312@vkontakte
Он может быть чем угодно, на вкус и цвет фламастеры разные, только тут такой странный момент — он продает игр уже сейчас на сумму минимум в 4 раза больше чем стим… и эта разница будет только увеличиваться.
п.с.
ида… аккурат вчера был представлен новый, доработанный магазин
https://www.youtube.com/watch?time_continue=76&v=zqUgBjrNIeA&feature=emb_logo
140149854@vkontakte
Я просто напомимаю, что подобный магаз — нечто крайне нишевое, а с пандемией станет куда более нишевым… Так что да, решает неполуголая баба, а доступность магазина, ну и у стима с этим проблем нет. Платишь за игры и получаешь полный пак сервисов велв везде, где есть доступ в интернет. А с магазином что? Девушки придут ко мне по первому зову, при чём сколько угодно раз за единовременную плату в 30-60 баксов?
943312@vkontakte
А что, стим отсыпет 250 игр за 10$ ??? Или что он сделает? а акцию проведет — 250 игр за 1$ на 3 месяца?
Я не буду бить по больному — простой факт, прямо сейчас сможет ли мне Стим за 10$ предоставить
Phoenix Point/MechWarrior 5: Mercenaries/Streets of Rage 4/Gears Tactics/Yakuza Kiwami/Torment: Tides of Numenera/The Outer Worlds/Sunset Overdrive/State of Decay 2/Pillars of Eternity: Hero Edition/Ori and the Will of the Wisps/Mutant Year Zero: Road to Eden/Metro Exodus/Kingdom Come: Deliverance/Age of Empires Definitive Edition ????
Я уже молчу, что можно свободно брать по 1$ на постоянке на 1 месяц или на 3 по акции. Чем сможет ответить Стим, если в нем даже половина таких игр нету?
Последний раз редактировалось
140149854@vkontakte

Ответ 943312@vkontakte на комментарий
А что, стим отсыпет 250 игр за 10$ ??? Или что он сделает? а акцию проведет — 250 игр за 1$ на 3 месяца?


Это магазин, понимаешь? Полноценный магазин, а не какая-то шаражка.

Ответ 943312@vkontakte на комментарий
Я не буду бить по больному — простой факт, прямо сейчас сможет ли мне Стим за 10$ предоставить
Phoenix Point/MechWarrior 5: Mercenaries/Streets of Rage 4/Gears Tactics/Yakuza Kiwami/Torment: Tides of Numenera/The Outer Worlds/Sunset Overdrive/State of Decay 2/Pillars of Eternity: Hero Edition/Ori and the Will of the Wisps/Mutant Year Zero: Road to Eden/Metro Exodus/Kingdom Come: Deliverance/Age of Empires Definitive Edition ????


Зачем? Серьёзно, у тебя невероятно тупая предъява МАГАЗИНУ. Ты понимаешь, что магаз в принципе не должен заниматься подобным? Ты отдаёшь себе в этом отчёт?
943312@vkontakte
Можно узнать, что в вашем случае означает слово «Магазин»?
C
В этом списке нет doom eternal. Или пупка.
Если бы цена была решающим фактором, то майкрософтовский гейпасс был бы третьим кандидатом, сразу после фритуплеев и хамблбандлов/хамблбандловской подписки. Потом подписки. Потом распродажи. А уж о такой вещи как продажа игр по 50-60 долларов издатели б и не мечтали. Однако, реальность такова, что не все убивают на игры вообще всё время, некоторые играют во фритуплей или подолгу задирают в одной игре, в общем у среднего игрока на покупку игр уходит относительно скромная сумма в месяц. И даже если эту сумму сократить на 90%, экономия будет не настолько большой, чтоб ради неё отказаться от выбора и/или от удовольствия сыграть в то, во что все играют
943312@vkontakte
У вас изначально не правильный взгляд на происходящее — существует премиальный рынок ПК игр, — это совокупная стоимость всех продаваемых игр на ПК — без фритуплея, без лутбоксов и прочей хрени. И не имеет значение — кто сколько покупает и играет, если речь идет не о отдельном человеке, а о всей совокупности — и именно от этого куска шмат жирного куска сала и откусывается.
C
А я скажу что игры делятся не на премиальные и фритуплей, а на шутеры от первого лица и все остальные.
Аргумент начинающийся с предложения произвольной классификации с последующим выводом из этой классификации как бы вообще малоубедителен. И вдвойне неубедителен, когда в процессе построения вывода ломают собственно критерий классификации: ну какой, на хрен, Гирс тактикс премиальная игра, если а неё можно играть заплатив несколько долларов в месяц и она идёт в комплекте с ещё кучей таких же? Нет, сам факт наличия подписки размывает границу премиальная-фритуплкйная и, соответственно, всё рассуждения, построенные на этой разнице идут лесом. Игры по подписке скорее уж ближе к фритуплею.
И как раз средний покупатель важен. Каждый человек решает где ему удобнее покупать. Если экономия для конкретно меня несущественна, а результат этой экономии неприятен, то мне совершенно плевать, насколько велика экономия в рамках всего человечества, я просто не буду экономить.
Не то что бы у подписок вообще не было будущего, всегда будет жадный папа, который предпочтет заплатить немного и потом при случае на любые просьбы спиногрыза отвечать, что у тебя дома 100 игр доступно, нахрена тебе ещё одна? Да и глупой жадности подвержены все и идея заплатить немного и получить видимость многого завораживает, на первые пару месяцев. Но потом понимаешь, что 100 плохих игр не заменят одну хорошую.
C
Васют, ты перебрал видосиков от Жана и Мишеля. Майкрософт уже убили Плейстейшон и Андроид с Айосью, а до этого захватили рынок браузеров своим эксплорером. Да и клиентуру из Стима уже уводили, и не они одни, например помню купил Алису 2, а она не запускалась, зато на форуме написано где посмотреть ключ чтоб потом в ориджине ввести. И юбисофт так же уводили. И беседка. И Активижон поползновения в баттлнет делали. Не работает оно так. Игр сейчас больше чем можно пройти, а настолько упоротых фанатов одной серии, чтоб они шли куда-то специально покупать конкретную игру… Ну их много, если хорошо в рекламу вложиться, но недостаточно для получения стабильной прибыли. Если это не фортнайт, конечно.
E
Уже даже хватает заголовка, чтобы понять кто автор
943312@vkontakte
Всегда приятно видеть истинных поклонников и фанатов
a
А я больше прифигел от доходах в мобильном секторе. Где большинство примитивных игрушек а маржу на микротранзакциях собирают почти как игры с ПК + консоли.
943312@vkontakte
Это вы очень зря делаете. 90% этих микротранзакций — это китай, япония и корея. В остальных странах все отлично
F
Хаха ты лжешь. Я думал проверить про цифры о продажах в стим и майкрософт, но после этого да же не стану напрягаться проверять фразы лжеца.
W
Что в государственной политике, что в бизнесе — везде закономерности одинаковые. И если не обстоятельства непреодолимой силы, то причины гибели подобных формаций — внутри них самих.
Раз так, то ответ на вопрос, станет ли Майкрософт могильщиком СТИМа или не станет будет в том, будут ли для Valve Corporation эти сверхобстоятельства, сможет ли им способствовать или быть их причиной Майкрософт или хотя бы воспользоваться таковыми. Если ответ «нет», то о могильщике в лице Майкрософтов можно забыть.
Несомненно, Майкрософт имеет несопостовимую с мощь. Но способен ли он приложить её (с выгодой для себя) в борьбе со СТИМом и компанией Гейба — вопрос. Мобильный бизнес Nokia майки смогли лишь закопать ещё глубже и победить Эппл или хотя бы занять устойчивую и значимую долю рынка не получилось. Причём, проделанное обернулось лишь убытками.
Скорее Valve сама свернёт с пути развития, создаст череду структурных проблем, подорвущих резервы и даст дуба. Как Kodak. Или медленно, но неуклонно теряющие позиции HP с IBM. Или сдохшая Nokia с Le Eco. Оно может быть быстрее или медленнее, но вполне вероятно. В отличии от Майкрософт, Valve Corporation не переживёт проблем на единственном для неё рынке, где и майков не основной источник дохода (Майкрософт может хоть в ноль на этом рынке играть годами).
B
Лооол! Очередной бред эпических масштабов от Васютина! :D

Добавить комментарий