Лучшие пошаговые стратегии всех времен, часть 1

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com (подробнее »)
| Обзор | Компьютерные и мобильные игры
Сегодня решил немножко предаться ностальгии и вспомнить шедевры былых времен, за которыми провел десятки и сотни часов. Игры, изменившие меня и мое мировоззрение. Мой образ мышления и взгляды на жизнь.Жанр стратегий крайне разнообразен. Фэнтези. Фантастика. Исторические. Дикий запад. Подводные миры. Глубокий космос. Смеси жанров и видов. Глобальные, 4х, варгеймы, тактиктические, экономические, настольные, карточные… Ни в одном другом жанре нет такой вариативности. И это только чистые стратегии, а прибавьте к ним смеси с другими жанрами и многообразие будет колоссальным.

Снизу перечислены лучшие на мой взгляд игры по годам. Если в один год выходило несколько отличных игр, то выбирал самую лучшую. Если игры были из длинной серии и одна из игр уже упоминалась — то такие игры дважды не повторялись. Единственным исключением является Warhammer 40k. Также не упоминались настольные игры, вроде Monopoly и Risk. так как в них лучше играть в настольном варианте, а не с ИИ

 

Defender of the Crown 1986

Легендарная игра из каменного века, пережившая десятки переизданий. Шел 1149 год. Нашествие норманнов на юг страны и безвластие разоряет народ. Ваша цель подчинить мятежные княжества и стать единовластным правителем страны. Помимо стратегической составляющей по сбору налогов, найму армий и противостоянию с противником, Также есть возможность осады замков, грабежу соседей, выполнение заданий по спасению прекрасной дамы и участие в турнирах. Игра была передовой как по механике, так и по графическому наполнению. 

Warlords  1989

Родоначальник огромной серии как пошаговых, так и стратегических серий. Дала толчок для развития и заимствований со стороны других студий. Действие игр происходит в фэнтезийном мире Этерии и основано на традиционном противостояния добра и зла с нейтральными сторонами между ними. Герои на стороне добра — сирианские рыцари, Империя людей, эльфы и гномы. На стороне зла представлены демоны, Лорды Чумы, Лорды Голода, Лорды Войны и властелин Смерти Лорд Бейн.

 Space Crusade 1992

Один из первых переносов настольной вселенной Warhammer 40.000 в компьютерные миры. Передовая псевдо 3D-графика. Заложенная механика управление отрядом в последствии применялась во многих играх. На выбор игроку предоставлялись три фракции Кровавые Ангелы (специализация навыков — ближний бой), Имперские Кулаки (оружие дальнего боя) и Ультрамарины (универсальная специализация). Игра за каждую из них требовало свою тактику боя, что придавала большую реиграбельность. Врагами, как обычно, выступали зеленые орки.

Master of Orion 1993

Цель игры — развитие империи для получения контроля над галактикой путём колонизации планет и войны с другими империями, каждая из которых имеет свои особые способности. Другой, дипломатический, способ выиграть — получить на выборах большинство голосов и стать лидером объединённой галактики. Разнообразие игрового процесса сводило сума поклонников. В последствии игра получила несколько продолжений.

X-COM: UFO Defense  1994

Игра, разработанная Джулианом Голлопом, про противостояние секретной мировой военизированной организации угрозам из космоса. Игра сочетала в себе симулятор строительства и развития базы с пошаговыми боями. Игра получила несколько продолжений, запустив целую вселенную и множество подражателей.

Sid Meier's Colonization 1995

Вольная интерпретация и развитие идей предыдущей игры Сида Ме́йера. Теперь мы развиваем небольшую колонию в новом свете. Исследуем окрестности, воюем с местными аборигенами или такими же колонистами, торгуем и развиваемся. В игре сделан сильный акцент на торговлю и производство, в отличии от более известной серии Civilization

 Heroes of Might and Magic II 1996

Ответвление от основной серии Might and Magic. Cтала одной из первых пошаговых стратегий изданных на CD и стала образцом подражания для других разработчиков; она, в свою очередь, во многом воспроизводила более раннюю игру King’s Bounty, также созданную New World Computing. Рыцарь, варвар, колдун, чернокнижник, чародей и некромант. Четко вы́веренный баланс. Арчибаль или Роланд. Лучшая игра в серии и эталон для будущих разработок

Panzer General II 1997

Пик жанра варгеймов. Сотни видов наземной техники, авиация,  артиллерия. Командиры. Создание своих тактик. Развитие успеха и усиление армий при удачном и быстром выполнении поставленных задач. Внутренняя валюта «Очки престижа» позволяет прокачивать и совершенствовать свои войска. Игра по сети и миллионы модификаций.

Warhammer 40000: Chaos Gate 1998

Трудно что-то сказать об игре, и хочется лишь процитировать «продавана», который всучил мне данный диск на рынке: «Играл в Xcom? Как тебе? Понравилось? Вот тут все круче! Графоний потрясающий! Бои масштабнее! Герои брутальнее! А Цепной меч в ближнем бою просто незаменим!». Так все и оказалось. Все, кому зашла игра от Джулиан Голлопа, были в восторге от Chaos Gate. Она была более продуманной и глубокой, лишние элементы убраны, а сама соль боев и подбора команды — усилены многократно.

Disciples: Sacred Lands 1999

Серия Disciples всегда была одной из тех, что лежат в глубине души. Свое знакомство начал с  Disciples II: Dark Prophecy и полюбил ее мрачную атмосферу, музыку и великолепную готическую иллюстрацию, используемую для пользовательского интерфейса и портретов персонажей. В поисках чего-то нового решил попробовать и первую часть. И вроде бы,  игра была проще, механики примитивнее, но из за нехватки качественных проектов и новшеств она затянула на долгие недели. Игра до сих пор стоит на моем нэтбуке на «всякий случай» чтобы в поездке или по дороге в командировку было, чем заполнить появившееся свободное время.

Если вы считаете, что в какой то год выходили более интересные игры, чем перечисленные выше, — не стесняйтесь — пишите. Главное — не просто упоминайте игры, а аргументируйте, чем они были лучше.

продолжение следует....

Другие игровые подборки автора

нет
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Об авторе
Любитель хруста французской булочки

66 комментариев

K
Для меня лучшая игра в серии была homm3 а не 2. Ну и до этого в первую цивку я убил немеряно времени, а колонизация как-то мимо прошла и, поскольку не играл, сравнивать не могу.
115970454417278270323@google
Да, сотни часов за третьими героями. Красота.
bombotoster
HoMM3 — это HoMM2, в котором обрезалимузыку, ухудшили графику, понадобовляли всякой хрени для объема и поскорее выкинули на мороз. HoMM2 — четкий баланс — все фракции равны. Homm3 — имбаланс полнейший. Вот кто выиграет в дуэли между Болотом и Башней? или Орками и Замком? если игроки равные по силе, у Болота и Орков нет ни каких шансов…
182749768@vkontakte
На счёт баланса согласен, но вот графика и «хрень для объёма» это как-то странно. Мне и стилистика тройки, и возможности внутри игры больше нравятся, чем во вторых героях.
А

Ответ bombotoster на комментарий
HoMM3 — это HoMM2, в котором обрезалимузыку, ухудшили графику, понадобовляли всякой хрени для объема и поскорее выкинули на мороз. HoMM2 — четкий баланс — все фракции равны. Homm3 — имбаланс полнейший. Вот кто выиграет в дуэли между Болотом и Башней? или Орками и Замком? если игроки равные по силе, у Болота и Орков нет ни каких шансов…


как раз в тройке баланса больше. потому в нее и играют до сих пор онлайн с изменениями конечно. а двойка осталось для одиночного прохождения…
S
Ха-ха-ха, баланс во второй части?
Вторая часть — это игра Черных драконов и титанов, вот и весь хваленный баланс :-)
K
Не соглашусь. Пойдем на Sку, я возьму варваров и попробуйте меня данженом наказать. Да, баланс не идеален, поскольку сильно зависит от знания карт и подходящих героев, но все-же лучше чем во вторых. Про графон молчу, дело вкуса, мне более детальный и менее мультяшный стиль третьих понравился больше.
Wolfshade
Тащем-то сразу видно, что человек вообще ничего не понимает в 3 Героях. Имбы там две — некроты и конфлюкс, оба запрещённые на турнирах. А болото и орки в турнирных реалиях (на impossible) — одни из самых сильных замков. И таки да, 3 Герои лучше 2х
111044151142339073220@google
С точки зрения баланса и проработки вторая часть была на голову выше.
115970454417278270323@google
Понял, принял, взял на заметку. Жду продолжения. Спасибо!
140149854@vkontakte
Лучшие они в чём? «Робин Гуд. На страже короны», который стал одним из последних переизданий «На страже короны», одновременно показавший, насколько же игра устарела. То же можно сказать и про Disciples. Прогресс в никуда, ибо как начали, так и добили развитие своей идеи до пика. Плюс, отсутствие возможности взять сразу жирных, пусть и в малых количествах, ставит крест на относительно продолжительных партиях, ибо почти все они будут заканчиваться одним боем. Про UFO у меня вопросов ещё больше. Даже если не учитывать переполненную всяким добром Steam Workshop, то действительно ли древняя игра с огромным количеством технических ограничений времени выхода может как-то тягаться с относительно современной XCOM 2? То же касается и игр Сида Мейера, каждая из них привносила что-то новое и неужто древняя Colonization может не только в чём-то потягаться, но и зваться лучшей? То же касается и героев. Почему именно вторая? Третья была наворочена тактическими возможностями и особенностями карты, магии и прочего. Первой игрой ответвления стала первая часть героев…
bombotoster
Очень много слов. Какая стратегия 1986 будет лучше чем Defender of the Crown
И так пожалуйсто по всем выше названным вами играм
140149854@vkontakte
Ты свой заголовок-то прочти. При чём тут 1986 год? Речь про «всех времён».
bombotoster
Именно об этом и сказано. Какая игра была лучшая в 1986? это не во всех рассматриваемых периодах? вот мы взяли первый попавшийся и рассмотрели. А что бы тупых вопросов не было. Начало второго абзаца
Снизу перечислены лучшие на мой взгляд игры по годам
140149854@vkontakte

Ответ bombotoster на комментарий
Именно об этом и сказано. Какая игра была лучшая в 1986? это не во всех рассматриваемых периодах? вот мы взяли первый попавшийся и рассмотрели. А что бы тупых вопросов не было. Начало второго абзаца Снизу перечислены лучшие на мой взгляд игры по годам


Нет. Лучшая в 1986, это лучшая в 1986, на данный момент почти все перечисленные тобой игры устарели во всём и играть в них будут только обскурные ребята в качестве интереса к древностям.
bombotoster
Открою вам тайну — любая игра выпушенная сегодня — через 30 лет будет устаревшей и не интересной
116247278488065252941@google
Про UFO много ума не надо первой части, что бы уложить на Лопатки оказуаленную, убогую новую серию xcom
Homm 2 во многом превосходит третью часть и на самом деле вкусовщина какая нравится больше
Колонизация совсем другая игратротсравнению с цивой да и цива после 4 забила на ии превратив одиночные игры в игру с ребенком страдающим аутизмом
140149854@vkontakte

Ответ 116247278488065252941@google на комментарий
Про UFO много ума не надо первой части, что бы уложить на Лопатки оказуаленную, убогую новую серию xcom


Вода и никакой конкретики

Ответ 116247278488065252941@google на комментарий
Homm 2 во многом превосходит третью часть и на самом деле вкусовщина какая нравится больше


Вода и никакой конкретики

Ответ 116247278488065252941@google на комментарий
Колонизация совсем другая игратротсравнению с цивой да и цива после 4 забила на ии превратив одиночные игры в игру с ребенком страдающим аутизмом


Вода и никакой конкретики...
Чел, ты не способен и двух слов конкретики написать, тебе ли говорить про «умные» старые игры?
116247278488065252941@google
Какую тебе конкретику нужно, убогая система укрытий с вероятностью вместо просчета каждой пули?
Убогую систему разрушения которая хуже первой части не говоря уже например стлент шторм .
Хомм 2 были намного более уникальные замки, в третей есть только Варвары без магии, баланс был лучше .
Какая тебе нужна конкретика что колонизация другая игра? Ты в нее то играл или для тебя все, пошаговое одинаковые игры ?
Но комменту стало понятно, что ты кроме максимум нового убого xcom скорее всего ни в чего не играл, удачи спорить с тобой смысла не вижу
140149854@vkontakte
Какой ты водолей, боже. Насколько же ужасна и беспросветна твоя жизнь, что ты на полном серьёзе пытаешься утвердиться за счёт программных продуктов, к разработке которых не имеешь никакого отношения… Ещё вспомни как в девяностые за фантик от сникерса уважали.
101213634604024129943@google
Сейчас бы ставить диагнозы по интернету и самоутверждаться в комментах…
140149854@vkontakte
Диагноз основывается на каких-либо симптомах, у меня их не было. Я лишь приравнял чела к поехавшим ностальгаторам, которые ставят себя выше других просто из-за того, что родились раньше и не важно к чему пришли в итоге.
Не забудь свой коммент распечатать и прилепить на моник, чтобы в следующий раз не заниматься крайне лицемерным действом.
101213634604024129943@google
Конечно не было, что не мешало вам их придумать и написать, вместе со своим выдуманным диагнозом о качестве жизни незнакомого человека
140149854@vkontakte

Ответ 101213634604024129943@google на комментарий
вам


Ты уж определись, ты или вы, чел.

Ответ 101213634604024129943@google на комментарий
Конечно не было, что не мешало вам их придумать и написать


Можешь процитировать? Мне даже интересно, неужто ты запихал в симптомы фантик от сникерса?
101213634604024129943@google
Легко, цитирую:

Ответ 140149854@vkontakte на комментарий
Какой ты водолей, боже


Зачем мне определяться? Мне за это не платят
140149854@vkontakte
А «водолей» это симптом чего и в чём проявляется? И нет, это вопрос к тебе, ибо ты это слово назвал симптомом. С моей стороны подобного не было.
101213634604024129943@google
Я назвал симптомом? Чево? Я хоть раз это слово упомянул в этом диалоге? И нет это вопрос скорее всего к вам, на основании каких симптомов (выражаясь вашим языком) вы назвали человека «водолеем»?
Последний раз редактировалось
140149854@vkontakte
Да, ты называл симптомом, ты упоминал и не раз. А если ты не способен сопоставить информацию из двух комментов в нечто цельное, то смысла пытаться объяснять нет. Ты всё равно не поймёшь.
101213634604024129943@google
Цитату с моим высказыванием о симптомах приведете? На вопрос мой ответите? Или будете дальше балаболить?
140149854@vkontakte
Сразу после того, как ответишь на мои вопросы. А так как ты уже дал заднюю, то ждать тебе придётся долго.
101213634604024129943@google
Так я как раз ответил на ваши вопросы. Теперь жду ответы на свои. Или объясните, как я должен отвечать на впорос, почему вы человека «водолеем» назвали? К вам в голову залезу? Ахахаха
Последний раз редактировалось
101213634604024129943@google
Master of Magic (1994 год) не увидел, а игра была ТОП, даже аргументировать не буду
bombotoster
в выборе между X-COM: UFO Defense и любой другой игрой, вышедшей в 1994году — ни у одной нет ни единого шанса
101213634604024129943@google
Зависит от предпочтений игроков, о вкусах не спорят, так пусть у вас будет UFO
2378448@vkontakte
Мне 33 года и я об МоМ узнал только из комментов к этой статье, а в X-COM играл. К тому же MoM не получила продолжений, а у X-COM множество продолжений, последователей и клонов. Так кто же лучше?
И
Есть у нее продолжение: Age of Wonders. И да, неплохо заходила в свое время
27534871@vkontakte
Хорошая подборка. Но было ещё много стратегий ни чем не хуже. Тот же МоМ, Final liberation. В те игры авторы душу вкладывали, а сейчас только бюджеты.
bombotoster
ответ прост — между двумя шедеврами может быть только один победитель. А в следующем году эти игры уже не рассматриваются
F
Компожизненный путь я начал в 2003, поэтому из всех вышеперечисленных играл в панзер генерал 2. Сейчас кстати много подобных есть.
116459708708275781748@google
Космические рейнджеры. Обе части. И графика, и баланс, и бои (хоть планетарные, хоть в космосе), и юмор, и экономика (есть даже ползущая инфляция — то, что в 3300 году стОило десятки кредитов, через год, в 3301-ом, стОит сотни кредитов), и ИИ, благодаря которому НПС живут собственной жизнью вокруг тебя и развиваются, торгуют, «перемигиваются» независимо от игрока, и… Да до хрена этих «и»! :)))
После прошедших 16 лет все равно смотрится великолепно. :)
106995997410943237237@google
С каких пор Космические рейнджеры пошаговая стратегия? Наличие там реалтаймовых боёв с роботами и возможность поставить игру на паузу не делает из неё пошаговую стратегию
116459708708275781748@google
На какую паузу?! Там строго шаг — один день. У тебя даже траектория полёта разделена на шаги — прошел день (или последовательно несколько дней/шагов, если ты указал конечную точку полёта), ты остановился и все вокруг стоят, ожидая твоего следующего шага. Это не ты ставишь на паузу, это игра заканчивает твой ход. Пробелом (паузой) ты просто даёшь знать, что хочешь закончить ход и игра останавливается не сразу, а только после окончания дня/шага.
Да, это смешанный жанр: и пошаговая стратегия, и реалтайм, и квесты, и РПГ, и аркада. Это даже в определении жанра игры в Вики сказано.
Но основная часть: перелеты с планету на планету или из системы в систему — пошаговая стратегия. Даже бои в космосе пошаговые.
MadMixture
Серия Battle Isle, ещё с эпохи DOS.
106555409421396103498@google
хреновый список. а как же Фалаут 1или 2? а где Горький 17?
S
Хорошая, наверное, была пошаговая стратегия Фалаут 2?
106995997410943237237@google
Это ты ещё Fallout Sim City (или Fallout градостроилка) не видел. Жаль сейчас нигде эту игру не найти. Какой-то «умелец» делал да выложил на одном из сайтов по фолычу
448036632@vkontakte
А про аллоды вы забыли
116247278488065252941@google
На самом деле для топ игр претензия к меня к версиям
Например колонизация, я очень люблю оригинал и много в школе в нее наиграл но колонизация в виде аддона к 4 части по сути римейк оригинала и удобнее, красивее оригинала и я бы советовал в нее поиграть
Дисайпелс да первая часть крута но вторая то лучше во всем
Панзер генерал 2 например для меня хуже современных панзер корпусов
Ну и куча игр по вахте которые хороши но как по мне и рядом не стоят как стратегии с тем же Джанет Альянсом
И хотелось бы тут увидеть как по мне лучшую пошаговую тактику это Силент Шторм
106995997410943237237@google
Про вторую части Дисайплс можно будет упомянуть в будущем, а то странно будет, если про вторую часть сказал, а про первую нет. Насчёт лучшести во всём, ну хз. Модельки да, подтянули, музыка и там и там великолепна. Экраны городов в обоих частях хороши. Боёвка да, с отстутствием кнопки защита смущает.
l
Disciples:- агонь. Вспомнил- прослезился.
106995997410943237237@google
Прослезись от шанса попадания))
D
Без Master of magic (1994), это не подборка, это фуфло.
А к ней в этом году вышло официальное dlc.
Последний раз редактировалось
Д
Сомнительная подборка, на 3- из 5. Поставить подобным перечислениям 5 можно только, если в них освещены годные, но не общеизвестные проекты с интересными фичами. Например, если б были рассмотрены Birthright: Gorgon Alliance или Emperor of Fading Suns. А тут даже не все нашумевшие (в свое время) проекты представлены, в частности нет даже Master of Magic и Age of Wonders. Потому уже не 4. И минус за мешанину глобальных пошаговок с тактическими, хотя по-хорошему стоило разделять и 4x, варгеймы и грандстратегии. Прошу прощения, если задел этой критикой чье-либо самолюбие.
A
Хммм...
Где Jagged Alliance, серии Heroes of Might and Magic, King Bounty? Civilization, в конце концов!
Автор, вообще, в теме, которую собрался освещать?
Ф
Ну если уж брать начиная с «каменного века» я бы Кинг баунти первый упомянул обязательно.
106995997410943237237@google
Кстати да, в первой части прыгали по клеточкам и один ход одна клетка…
587132120@vkontakte
Королевская персона 5 влетает с двух ног и говорит «Добрый вечер»
h
Почему то Master of Magic не вошел. Это лучшее что было в те года.
SanctusSusanin
Главное — не просто упоминайте игры, а аргументируйте, чем они были лучше.

Автор сам то читал свои рекомендации?
Е
А где величайшая Settlers 2?
106995997410943237237@google
Settlers 2 не пошаговая стратегия)))
А
Я не понял, где Jagged Alliance 2?
Ю
ХЕ
А я бы сюда вписал
Sword of the Stars
Master of Orion от Wargaiming (они его переиздали хорошо)
Kings baunty (прям все части)

Добавить комментарий